Микротренинг для писателей №47: эпитеты - сложнее, чем кажутся
С сегодняшнего дня мы начинаем новую серию микротренингов! На них мы будем тренироваться использовать разные тропы, используемые в художественных произведениях.
Начнем с вроде бы самого простого - эпитета. Но так ли он прост? :)
Перед вами микротренинг для писателей №47!
И, в общем, уже по традиции, все будет не просто так, а с использованием серьезных о да источников. Давайте посмотрим, что об эпитетах пишет доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ Игорь Николаевич Сухих в книге "Структура и смысл: теория литературы для всех" (АЗБУКА, 2016):
"Эпитет (греч. «приложенный») – как правило, определение, выражающее, однако, не логический признак (железный сундук), а оттенок значения, эмоциональное отношение (железный век, железный человек). В фольклоре существуют так называемые постоянные эпитеты (поле ровное, добрый молодец, красна девица), отражающие идеальный признак предмета и потому называемые украшающими. Индивидуальные эпитеты:
а) детализируют изображение, пейзажа или персонажа («Лишь паутины тонкий волос / Блестит на праздной борозде» – Тютчев);
б) выражают авторское отношение («И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, / Такая пустая и глупая шутка» – Лермонтов).
В старой поэзии были распространены составные эпитеты (лира сладкострунная – Державин; длань незримо-роковая – Тютчев). С точки зрения грамматики самый распространенный эпитет – прилагательное при существительном. Однако эпитеты могут быть выражены деепричастием или наречием при глаголе («И вся дубрава зашумит широколиственно и шумно» – Тютчев), существительным («Пора, дитя мое, вставай» – Пушкин), приложением, в том числе развернутым («Но наше северное лето, карикатура южных зим…» – Пушкин)" (Сухих, 2016).
Итак, эпитет - это определение, выражающее оттенок значения, эмоциональное отношение. Это далеко не единственное определение и не истина в последней инстанции, но мы будем использовать его. В конце концов, так очень понятно, как отличить эпитет от других определений: "зеленый лист" - навряд ли пример эпитета, "зеленый шум" - очень даже.
Давайте потренируемся использовать в письменной речи эпитеты! Желательно не постоянные, а индивидуальные. Рассчитываю на вас!
Итак, что мы имеем на сей раз:
1. Тема - "Эпитет как троп".
2. Специальное условие: вы должны использовать в ваших семи предложениях не менее двух-трех эпитетов. Пожалуйста, выделяйте те части фраз, которые вы задумывали как эпитеты) Обсудим!
3. Ограничение объема - семь предложений.
Если вам хочется получить комментарий от вашей прекрасной леди-тренера, у вас есть время до 07.09.2020 включительно. После этой даты вы также можете выполнить тренинг, но получите ли хоть какой-нибудь комментарий - это уже большой вопрос.
Успехов и удачи!
Важно: Самый Большой Слон дал добро на прекрасные наградки в профиль, которые сразу всем дадут понять, что их обладатель – мастер самой короткой формы на нашем сайте! Наградой обзаведётся каждый, кто получил 3 подарка от ведущего тренинга за лучшие 7 предложений.
P.S.: В качестве приятного бонуса авторам лучших работ по версии тренера – небольшой подарочек в профиль на сайте БС.
По результатам микротренинга для писателей №46 подарочки от меня получают Bowl of Petunias за таро, мост и куклу и Никита Дубровин за божеств различного толка).
Понеслась!
Но вообще эпитеты в принципе — это мое.
А надо обязательно прозу? Стихи не?
Ветер храпящий рубит
море лезвием бури,
волны сечет крутые —
дорогу коня морского.
Ветер в одеждах снежных
рвет, как пила, зубцами
крылья морского лебедя,
грудь ему раздирая.
Тут простенькие кенинги, да еще и самообъясняющиеся. «Морской конь» — корабль, «дорога морского коня» — море. «Морской лебедь» — тоже кёнинг корабля, «крылья морского лебедя» — паруса.
… И стоит тишина — бесконечная, абсолютная, словно грязно- серая ватная масса туч опустилась на замерший город и забила уши, даже привычные с детства лязг и шелест машин еле пробиваются сквозь эту завесу безмолвия… Холодно — от мороза воздух как будто бы даже сгустился, превратившись в обжигающе — студеное желе, от которого щипет в носу и покалывает мочки ушей, и в глубине которого странным образом теряется взгляд, не находя привычной опоры горизонта, съеденного белесой дымкой. И все, абсолютно все вокруг окутано мохнатой шкурой инея, преобразившей ржавые остовы брошенных грузовиков в причудливые импрессионистские скульптуры, унылые облупившиеся лабазы — в вычурные дворцы, а хмурившиеся еще вчера мрачными призраками черные скелеты деревьев — в сверкающие белизной гигантские искристые кораллы. Под ногами чуть похрустывает остекленевшая от мороза трава, и ты почти не слышишь этот нежный хруст, а скорее чувствуешь его кожей сквозь толстые подметки ботинок… Черные запятые птиц вопреки всем законам физики намертво влипли в неправдоподобно низкое небо, и даже вечно суетливые воробьи сидят, нахохлившись, будто стесняются своего неуместно веселого чириканья. Стоит лишь один раз оглядеться вокруг, и звенящая пронзительная тишина морозного дня овладевает и разумом, и душой — твои мысли начинают кристаллизовываться, как случайная друза, прорастая неясными смутными чувствами и противоречивыми желаниями… Хочется не то броситься со всех ног куда глаза глядят, крича во все горло что-то восторженное, не то застыть на месте, каждой ошеломленной клеточкой впитывая нектар красоты и прану незыблемого вселенского спокойствия…
завеса безмолвия — метафора
обжигающе-студеное — оксюморон (хотя и эпитет тоже)
съеденного дымкой — олицетворение
мохнатая шкура — просто определение
мохнатая шкура инея — метафора
хмурившиеся деревья — олицетворение
хмурившиеся мрачными призраками — развернутое сравнение
скелеты деревьев — метафора или сравнение, смотря что автор держал в голове
черные запятые птиц — развернутое сравнение
просто «черные запятые» — не эпитет
кристаллизовываться, как случайная друза — сравнение
нектар красоты — что-то сложное :\ метафора, вроде бы, но мне не очень нравится, какая-то метонимия наоборот
Как по мне, эти понятия не взаимоисключающие. Метафора вполне может одновременно служить сложным эпитетом. Про сравнение — я вовсе не понял. По-вашему выходит, что сравнение — это и не метфора, и не эпитет, а нечто самодостаточно-отдельное.
А вы помните, ровесники-пенсионеры, как чинно и торжественно УЛЫБЧИВЫМ сентябрьским утром пришли в первый раз в первый класс?
Не сами, конечно, мама, молодая, задорная, ни сединки, ни морщинки, за ручку привела, или папа, или бабушка.
Девочки — сказочные принцессы в белых кружевных фартучках, с пышными бантами на тонких косичках, с огромными, терпко пахнущими осенью букетами ЛОХМАТЫХ астр; школа — волшебный дворец; учительница — королева, а может и богиня, ведь мы, дети, реально её боготворили, как самую умную, самую добрую, самую справедливую, самую авторитетную; никому бы и в голову не ПРИШЛО, усомниться в её компетентности; уважали и немножко побаивались.
Образование было в чести: учитель, врач, инженер — престижные, хорошо оплачиваемые профессии.
Были.
Нет, я, старый СОВОК, так и осталась при своём непоколебимом мнении — образование важно и нужно, но бесплатное КАНУЛО В ЛЕТУ, а платное — увы! — не бог весть какого качества.
Вузы растут, как грибы, работают, как пылесосы по выкачке денег, в результате — диплом, но не знания, за редким исключением (упёртых батанов никто не отменял).
прийти в голову — метафора + олицетворение
совок — просто сленг
кануть в лету — помимо фразеологизма, перифраз
С «улыбчивым утром» тоже сложно, можно воспринять как метонимию, если имеется в виду, что все идут, улыбаясь.
И тут как раз шанс появился, алилуя!
Он бежал по едва различимой тропке в лесу, смахивая с каждым шагом с травы девственную, как зарево, росу.
В затылок дышало нечто, так и готовое при любой возможности сожрать парня, быстро, как нещадное солнце пожирает холодную ночь. Усталое сердце колотилось, изнывало, болело, всеми силами показывая, что долго оно так не выдержит. Но парень не мог остановиться, вопреки неудержимому желанию. Рев приближался, и на мгновенье по спине несчастного прошелся мертвецких холод — голодное дыхание зверя. Он старался не думать о тех кого пришлось бросить позади, придумывая хоть какие-то оправдания: «их чахлые тела уже, наверное, обглоданы и забыты».
«Еще немного и проклятая чаща останется позади», — подумал юноша, вложив все силы в последние несколько рывков.
как зарево — сравнение, причем лишнее. «девственная роса» — эпитет, но почему она «девственная, как зарево»? Девственность — признак зарева?
холодная ночь — просто определение (температурные условия)
голодное дыхание зверя — можно поспорить, но я считаю, что это синекдоха. Определение «голодный» перенесли со зверя на его дыхание.
чахлые тела — тяжело мозгу воспринять, чахлый — это обычно к кому-то живому :/
нещадное солнце — эпитет, да, но еще и олицетворение)
— Пример использования аллюзии как эпитета
Семеровзятый рассказик осмысленный умно в семь одинокосоставленных слов разместить предложила ангел Психеи любимая лучшая.
Сколько эпитетов разных, причудливых, большею частью понятных ты разместишь в этих слепленных криво семи предложеньях, о путник игривый?
Столько заслуженных плюсиков и заработанных вставится в карму твою побледневшую подобно кольям осиновым в сердце вампирское, злобой всех дней, как и сплином байронским, давно омраченное.
Сразу реши, безраздумно в порыве сердечном, надо ли рвать и насиловать мозг сладкодремлющий, иль умереть и уснуть, чтобы Гамлет когда-нибудь в будущем светлом пришел и нашел череп твой гладкий на кладбище хмуром, что прогрессисты под новую гладкую площадь ровняют, не замечая гладкости той, что оставлена в черепе, как и снаружи червем прожорли'вым и быстроползущим, так и извилин внутри шевеленьем прижизненным.
Смерть долгожданная иль долгосбегаема не помешает певцу сладкоистинно при'нять участие в тренинге седьмопричисленном после четыредясятинасовершенного, сорок седьмом, поясню простецам мысль плодосьевшую олимповзлетную.
Смеркалостный вечер эпитетный быстро проходит, текст ровнострочный кладя на окошко узенько, что в мониторе безгласном приемлет клацканных клавиш твоих тарахтенье, о автор бездумный.
Выделите, пожалуйста, те словосочетания, которые задумывались как эпитеты)
ногу сломишьпопробуй разберись)))семеровзятый — пояснительную бригаду в студию)
большею частью понятных — вряд ли эпитет, это скорее факт (хоть и субъективный)
заслуженный и заработанный — тоже скорее просто определения
подобно кольям осиновым — сравнение
безраздумно в порыве сердечном — мне так нравится, что не могла не выделить) на мой взгляд, отличный эпитет-приложение, что нечасто встречается
В целом, конечно, впечатляет
Тоже хочу попробовать:
Фамилия у соседей – Баштан.
И они все, как на подбор, с одной грядки.
Впереди отец семейства важно несёт своё пузо-арбуз.
Рядом мамаша – дыни так и норовят, под воздействием гравитации, выпасть из под тугой шкурки модного платья.
Следом детки-кабачки, катятся, что твоя разобранная матрёшка.
Пресные, но ещё достаточно свежие.
А иногда посидеть около калиточки переваливается колченогая грушевидная тыква, та уже порядком перезревшая.
с одной грядки — метафора
пузо-арбуз — сравнение
дыни так и норовят — сравнение + олицетворение
детки-кабачки — сравнение + олицетворение
что твоя разобранная матрешка — сравнение
пресные, свежие — просто определения
переваливается тыква — сравнение + олицетворение
перезревшая — продолжение развернутого сравнение
В общем, надо попытаться еще)
Домовой и кошка
НАИВНЫЙ Кирюха попался под ОБМАНЧИВУЮ податливость Мелисы, но радость от НОВОЙ компании была НЕДОЛГОЙ, их первые же УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ путешествия по закоулкам чердачного хлама, закончились сразу, как только она учуяла мышей в подполе.
Все старания НАИВНОГО домового отвлечь кошку от НЕСЧАСТНЫХ мышей были ТЩЕТНЫМИ, она сутками выслеживала в ХОЛОДНЫХ, гостевых комнатах, привыкших к безопасности, БЕСПЕЧНЫХ мышей, которым он разрешал прогулки в НЕЖИЛОЙ части дома.
И теперь, к его ужасу, КОВАРНАЯ Мелиса, каждую ночь вылавливала одну, а то и двух ЗАЗЕВАВШИХСЯ мышей.
Избалованная ОСОБЫМ, КАЛОРИЙНЫМ кормом она их не ела, но и не просто душила, а долго и с УДОВОЛЬСТВИЕМ играла с ними в ЖЕСТОКУЮ, СМЕРТЕЛЬНУЮ игру, подсказанную ей инстинктом.
МУДРЫЕ кошки всегда приносят своим детенышам ПОЛУЖИВУЮ добычу и в игровой форме приучают потомство к охоте.
Мелиса эти инстинкты проявляла и без котят, долго терзала НЕСЧАСТНЫХ мышей, не обращая внимание на ОТЧАЯННО причитающего Кирюху.
Так и переловила почти всех, оставшиеся глубоко таились в подполе и не отзывались даже на ЛАСКОВЫЕ упрашивания Кирюхи
НОВОЙкомпании былаНЕДОЛГОЙ, их первые же УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ путешествия по закоулкам чердачного хлама, закончились сразу, как только она учуяла мышей в подполе.Все старания НАИВНОГО домового отвлечь кошку от НЕСЧАСТНЫХ мышей были
ТЩЕТНЫМИ, она сутками выслеживала вХОЛОДНЫХ, гостевых комнатах, привыкших к безопасности, БЕСПЕЧНЫХ мышей, которым он разрешал прогулки вНЕЖИЛОЙчасти дома.И теперь, к его ужасу, КОВАРНАЯ Мелиса, каждую ночь вылавливала одну, а то и двух
ЗАЗЕВАВШИХСЯмышей.Избалованная ОСОБЫМ, КАЛОРИЙНЫМ кормом она их не ела, но и не просто душила, а долго и с
УДОВОЛЬСТВИЕМиграла с ними в ЖЕСТОКУЮ, СМЕРТЕЛЬНУЮ игру, подсказанную ей инстинктом.МУДРЫЕ кошки всегда приносят своим детенышам
ПОЛУЖИВУЮдобычу и в игровой форме приучают потомство к охоте.Мелиса эти инстинкты проявляла и без котят, долго терзала НЕСЧАСТНЫХ мышей, не обращая внимание на ОТЧАЯННО причитающего Кирюху.
Так и переловила почти всех, оставшиеся глубоко таились в подполе и не отзывались даже на ЛАСКОВЫЕ упрашивания Кирюхи
новой, недолгой — просто определения
наивный — нормально, можно счесть за эпитет, но стилистически неудачно, что повторяется очень близко и оба раза в начале абзацев
тщетные, холодные, привыкшие к безопасности, нежилые — все просто определения
зазевавшиеся мыши — вполне себе эпитет)
особый, калорийный — определения
с удовольствием — просто описание
полуживые — слово само по себе эпитет, потому что нельзя же быть полуживым)))
мыши несчастны два раза, тоже повтор стилистически не оправдан, на мой взгляд
ласковые — определение
Сначала всё как в ЧУДЕСНОЙ сказке: вы — счастливые молодожёны — ведёте СЕМЕЙНУЮ ЛОДКУ по ОКЕАНУ ЖИЗНИ, готовые к любым СУРОВЫМ испытаниям, ДРУЖНО налегаете на вёсла.
Но вдруг в какой-то момент ты с УДИВЛЕНИЕМ замечаешь, что лодка никуда не движется, просто ТУПО кружит на месте, потому что твоя ПОЛОВИНКА давно отложила своё весло и, как ОБЫЧНЫЙ пассажир, РАССЛАБЛЕННО отдыхает, в телефоне играется.
— Э, чё не гребёшь?
_ Подожди-подожди, щас доиграю… — и снова ПОГРУЖАЕТСЯ в виртуал, а ты вдруг отчётливо осознаёшь НЕВЫНОСИМУЮ ТЯГОСТЬ своего одиночества.
Бери второе весло и греби ПРЯМЁХОНЬКО к берегу!
Пассажира высаживать.
Но вдруг в какой-то момент ты с УДИВЛЕНИЕМ замечаешь, что лодка никуда не движется, просто ТУПО кружит на месте, потому что твоя ПОЛОВИНКА давно отложила своё весло и, как ОБЫЧНЫЙ пассажир, РАССЛАБЛЕННО отдыхает, в телефоне играется.
— Э, чё не гребёшь?
_ Подожди-подожди, щас доиграю… — и снова ПОГРУЖАЕТСЯ в виртуал, а ты вдруг отчётливо осознаёшь НЕВЫНОСИМУЮ ТЯГОСТЬ своего одиночества.
Бери второе весло и греби ПРЯМЁХОНЬКО к берегу!
Пассажира высаживать.
семейная лодка по океану жизни — развернутое сравнение
дружно, с удивлением — просто описания
половинка — тут мне тяжело понять, что это такое. устоявшееся выражение, являющееся частью метафоры, наверное
обычный, расслабленно — просто описания
погружается — метафора
тягость — тут это как бы факт
Слёзы ГОРЬКИЕ,
Речи СЛАДКИЕ,
Мысли ЧЁРНЫЕ,
Девки КРАСНЫЕ,
Небо ХМУРИТСЯ, тучи ВЫЖАТЫ,
Дождик ПЛАЧЕТ, луна ГРУСТИТ.
Я-то думала: всё — эпитеты,
Оказалось — канцелярит.
Пора с этими тропами разобраться уже. Кто из них кто?
О некоторых даже не слышала. Спасибо!
Рыжее пламя волос ветер трепал без стеснения,
С ветром холодным в душе льдом разрастались сомнения.
Жадные слёзы рекой горькой воды растекались:
Мой, только мой, никогда никому не отдам — зарекаюсь…
Ивами руки тянулись, гибкие, тонкие и неистовые,
Манкие губы шептали — любимый, желанный, единственный…
Звёзды-глаза, в них застыли снегами печали вечные:
К счастью ли к горю, такая любовь сумасшедшая встречена?
Сердце удар пропустило, удар – простучало томно.
Нет у любви завершения, да нет и начала словно…
Словно веками мучила, злая такая, неумолимая.
Вздохом и трепетным эхом вопрос –
Я любимая?..
Мне как-то так думалось — «простучало томно» — Как? По аналогии с «горячо любить» — «томно стучать». Как Вы считаете? Мне то тем более спорно
История эта давняя, но, до сих пор, как вспомню, так перед глазами сусальный свет сельского клуба, лысый бильярдный стол, по которому с гулким стоном катается сиротливый шар, да клубы дыма от ядрёных самокруток, прилепленных к уголку рта у каждого завсегдатая.
Музыкальный репертуар был знаком мне ещё с детства: кассетник на издыхании выдавал одну и ту же песню, не громко, а так, чтобы было понятно, что он не зря ест своё вожделенное электричество. Окна пусто пялились слепыми стёклами. Старые, угрюмые гирлянды нависали над ними старческими бровями. С потолка свисал, косо привязанный к массивной раскоряченной люстре, щербатый зеркальный шар. Картина маслом. Я вошла и в неподдельном восхищении воскликнула:
— Лепота!..
Стало гораздо правильнее в плане выполнения задания) Только кассетник на издыхании — олицетворение, щербатый — просто описание. В остальном, по-моему, то, что нужно)
как и (щербатый) зеркальный (шар)
а стол лысым называют именно как лишенный ворса, в точно том же смысле, что и голову человека
лысые коленки — это протертые на коленках штаны, характеристика состояния
коленки могут быть новые, и могут быть лысыми, протертыми
«лысая резина» на автомобиле — это не эпитет, это значит, что ее пора менять
когда речь о горе, то она не может быть (стать) не лысой, если на ней не растет, то не растет, применительно к горе это именно эпитет
Тоже попробую:
Как прав был старина Монтень:
Жизнь – заблуждений горьких груда…
Неосязаемая тень,
Какая дивная причуда,
Сверх всякой меры ты умна,
Остра на милый язычок,
Из мониторного окна
Ищу – нигде не горячо…
Лишь рыжим машешь ты хвостом,
Всё издеваешься и дразнишь,
Но без тебя и мир пустой,
И все шедевры – безобразны!
Привиделось, как за шитьем,
Устроилась в уютном кресле,
Под магии ночным шатром,
Вновь грезишь о чудесном «если» …
Цвети, блистай, рождай восторг,
И будь всегда великолепной!
На свете множество дорог:
Бежать, бежать – а то ослепну!
Я в наваждении нелеп,
Пройдёт… не раз так было прежде,
Остался стих, что тоже хлеб,
Как пища маленькой надежде…
А что дальше-то будет!
Сверх всякой меры — гипербола
Вот прям задумалась, что такое «маленькая надежда». Надежда — явление неизмеримое. Или нет? «Большие надежды» тогда что вообще такое?))) Ещё и во множественном числе.
Согласен: есть «надежда», есть «большие надежды», а есть еще надежда, не подпадающая под эти категории — «маленькая надежда». Это такая моя поэтическая придумка, некое пушистое, ласковое существо, типа котенка, питающееся исключительно лирическими стихами. И при надлежащем уходе и качественном питании это существо может со временем превратиться в настоящую, полноценную «надежду» и даже, чем черт не шутит, зародить «большие надежды»… Как-то так.
А как другие эпитеты, годятся?
Конечно, остаются нюансы. Вот вы говорите: словосочетание сверх всякой меры – гипербола. Согласен, но это вообще, а в конкретном случае, в стихе, героиня, точнее, ее прототип, действительно и без преувеличения умна сверх всякой меры, разве в таком случае это выражение не является эпитетом? Спасибо!
Не можешь победить…
До семи лет Санька боялся спать один: липкий мурашчатый страх заставлял его кутаться с головой в спасительное одеяло, после того, как непреклонная нянечка гасила ночник в его спальне.
Одной ночью, особенно ветреной и холодной, Саньке не давали покоя тревожные шорохи под кроватью, утробные стоны и невнятные жалобы – звать нянечку было бесполезно, она и слушать ничего не стала бы.
Снаружи тяжелые лапы елей по-хозяйски потирали оконные стёкла, будто кошмарные чудища, заглядывая в спальню и загораживая неверный свет серебряной луны.
Саньке было так жутко, что его бросало в жар, а нечто из-под кровати стало издавать всхлипывающие звуки, и Саньку посетила странная идея — будто то, что там притаилось, трясётся от неуёмного страха точно так же как и он сам.
Мальчик собрался с духом и отчаянно стараясь сохранять голос спокойным, прерывисто зашептал:
— Если тебе… тоже страшно – залезай ко мне… я не обижу… — и приподнял край одеяла.
В тот же миг у него под боком очутился прохладный ворсистый ком с дрожащими тощими конечностями, а в руку Саньке уткнулась мокрая от слёз мордашка, и теперь мальчик боялся лишь одного — спугнуть это непонятное существо.
С тех пор самые беспокойные ночи махровый трусишка всегда проводил в ногах у Саньки, и именно в такие ночи мальчик особенно крепко и сладко спал.
Жара.
Зной лежал над полями, тугое мерехтящее марево, само величественное время увязло в нём, перекатываясь медленно… засуха.
Сорвался с цепи огненный кобольд, злобное чудовище – посевы сгорели, реки пересохли, ни живительной росы, ни спасительного дождя.
По краю поля между небом и землёй воздух полыхал съедаемый ненасытным солнцем, по линии горизонта, прыгая и беснуясь в немом экстазе, передвигалась огненная точка:
— …Фойербарт, — оказалось, фрау Липке не шутила.
Вскоре он уже ходил по улицам, люди избегали его, прятались, а он чувствовал себя свободно – притрагивался к цветам, фруктам — под его разрушительными прикосновениями всё горело, съёживалось.
В один из нескончаемых знойных дней нужда всё же выгнала меня из дома на залитую жаром улицу.
Навстречу мне шел человек объятый пламенем, ступал он размашисто и деловито, и самодовольная улыбка не сходила с его лица.
Потом многие говорили мне, что это видение результат солнечного удара, но я уже никогда не стану прежним, теперь каждое лето будет для меня невыносимо длинным и полным безнадёжно горящих дней.
Уходит мое лето
ТИХИМ, ТОМНЫМ безмолвием истекает остатками летнего тепла мой ЛЮБИМЫЙ август.
Все умолкло, ни птиц, ни лая соседских собак, УМИРОТВОРЁННО и СОННО солнечный день подтянулся к полдню, и тишина ЗВЕНЯЩЕЙ истомой накрыла хутор.
Где-то за забором, на луговом прилеске, тихо, о чем-то своем, шепотом жалуется ОДИНОКОЙ берёзе тоскующая по влаге ПОЖУХЛАЯ трава.
Всё живое, замедляется, останавливается и, увязнув в ЖАРКОМ, плотном воздухе, замирает, впадает в легкую дрёму в ожидании вечерней прохлады.
Задний дворик, прогретый ЛАСКОВЫМ полуденным солнцем, кажется, парит в ОПУСТОШЕННОЙ синеве ЗАСТЫВШЕГО неба.
И вслед ему, уплываю и я, разомлевший от ГОРЬКО-СЛАДКОГО аромата цветущей полыни и МЯГКОГО, БАЮКАЮЩЕГО тепла УХОДЯЩЕГО лета.
Уходит мое ЛАСКОВОЕ лето.
ТИХИМ, ТОМНЫМ безмолвием истекает остатками летнего тепла мой ЛЮБИМЫЙ август.
Все умолкло, ни птиц, ни лая соседских собак, УМИРОТВОРЁННО и СОННО, (можно оставить как авторское обособление) солнечный день подтянулся к полдню, и тишина ЗВЕНЯЩЕЙ истомой накрыла хутор.
Где-то за забором, на луговом прилеске, тихо, о чем-то своем, шепотом жалуется ОДИНОКОЙ берёзе тоскующая по влаге ПОЖУХЛАЯ трава.
Всё живое замедляется, останавливается и, увязнув в ЖАРКОМ, плотном воздухе, замирает, впадает в легкую дрёму в ожидании вечерней прохлады.
Задний дворик, прогретый ЛАСКОВЫМ полуденным солнцем, казалось, парит в ОПУСТОШЕННОЙ синеве ЗАСТЫВШЕГО неба.
И вслед ему уплываю и я, разомлевший от ГОРЬКО-СЛАДКОГО аромата цветущей полыни и МЯГКОГО, БАЮКАЮЩЕГО тепла УХОДЯЩЕГО лета.
Уходит мое ЛАСКОВОЕ лето.
«Жаркий воздух» — мне кажется, не очень удачно. Может, горячий?
«Казалось» выбивается, потому что внезапно прошедшее время, мне кажется, лучше на «кажется» заменить.