Анна Неделина №1

На сопки. К евражкам

На сопки. К евражкам
Работа №5
  • Победитель
  • Опубликовано на Дзен

— Смысл, — смеялась Напрокат, — смысл прежде счастья, да, Кошка?

Мусорные птицы не отставали — бежали толпой, нелепо подпрыгивали, налетая друг на друга и падая. Мы бы легко оторвались, если бы Напрокат согласилась бросить свой железный трон. Каждые десять минут нам приходилось опускать его на асфальт и отдыхать — разминать скрюченные пальцы, трясти руками, прислушиваться к ощущениям в поясницах — до тех пор, пока из-за очередного поворота не показывалась стая смешно переваливающихся птиц со здоровенными черными клювами, при взгляде на которые все веселье утихало сразу.

Это была самая неспешная погоня в мире. Шоссе петляло. По обе его стороны тянулись трубы мусоровода, в небе висело солнце, согревающее всех кроме меня. Чуть теплее становилось только при взгляде на Напрокат. Краем глаза я все время видел ее клепаную черную куртку, увешанную гайками, шайбами и прочей блестящей мелочью.

К трону были приделаны железные колесики. Такие маленькие, что катить не получалось — они застревали в каждой выбоине. Оставалось только тащить. Напрокат все смеялась и повторяла: “Смысл, Кошка, смысл!”

Мне уже казалось, что до распределительной станции мы не доберемся никогда. Поэтому меня здорово отпустило, когда впереди показался стеклянный куб в металлической оплетке. Но когда мы подбежали ко входу, оказалось, что двери заперты. Мы растерянно переглянулись — когда мы уходили, оставили их распахнутыми.

— Автомат сработал! — Напрокат сердито толкнула стеклянную дверь. — Дура я, про таймер забыла!

Я оглянулся. Птиц мы обогнали минуты на три, не больше. Одно из окон на верхних этажах было распахнуто.

— Заберусь и открою изнутри. Продержись!

Напрокат что-то ответила, но я не слушал. Смазывал ладони страховочным гелем, прикидывал, где удобнее подняться. Вот семейные навыки и пригодились. Я подпрыгнул, зацепился рукой за стальную балку, оттолкнулся ногой и...

Внизу что-то грохнуло и зазвенело. Я посмотрел вниз — Напрокат просто протаранила стеклянную дверь своим троном. Армированное стекло пошло трещинами. Напрокат оттащила кресло и повторила маневр. Во второй раз стекло целиком вывалилось из рамы.

— Возвращайся, Кошка! Представление отменяется.

Она дернула меня за ногу, и я неловко приземлился на асфальт.

— И что теперь? — спросил я, когда мы оказались внутри. — Они теперь просто войдут вслед за нами.

— Как-то не подумала, — поморщилась Напрокат, — если что, будем отбиваться.

К счастью, не пришлось. Стая стояла снаружи и разглядывала нас через пустую раму. Заходить внутрь распределителя они не решались.

— Тупицы! — Напрокат покатила свой трон по кафельному полу, беспечно повернувшись к птицам спиной. Трон подпрыгивал и лязгал на каждом шве между плитками. Стая смотрела ей вслед. Молодой самец, переваливаясь, сделал несколько неуверенных шагов к проему. Его сердито окликнули, и он поспешно вернулся к своим.

***

— Не прозвище. Фамилия, — Напрокат включила газовый резак. — По семейной легенде пра-пра-пра-прабабушку даже зачали на сталепрокатном станке. В середине индустриального века, прикинь? Она видела По-Настоящему-Большие-Домны! Такая у меня семья — металлурги на всю голову... Была. До тех пор, пока меня не позвало.

Я кивнул. Так оно и бывает, кем бы ты ни был, а услышав зов, сразу становишься для всех чужим, бесполезным, сломанным. Тебя больше нельзя ни вразумить, ни приспособить к делу. Только и остается, что отпустить на все шестнадцать сторон света — валяй, сынок, ищи свое счастье.

Моя фамилия — Кошка. Для тех, кто в теме, ясно, что я из семьи высотников, а мурчащие шерстяные дурни здесь ни при чем.

Там, где я жил, о счастье никто не думал. Ты существуешь, делаешь, что умеешь и что должен, а хороша ли твоя жизнь, полна ли — какая разница. Не человеческое дело — оценивать свою жизнь. Вот только когда в мои сны пришел город художников, задуматься пришлось. Все стало четким и ясным, как при свете молнии. Вот место, куда я должен попасть, а вот мой город, дом и планы на будущее — все высохшее, сморщенное и бесполезное.

Не хотел никому говорить. Думал, перетерплю. Пришел заказ на сборку каркаса восьми высоток, и я должен был стать старшим в артели. Карьера моя шла в гору, и я не собирался ломать себе жизнь. Но каждую ночь я видел себя сидящим на высокой черепичной крыше, а подо мной зеленый город, где в каждом дворе сушились холсты, бородатые дядьки обтесывали заготовки статуй, по улицам таскались студенты с мольбертами. А я смотрел на это сверху и знал: вот оно — мое место, здесь я должен быть. Зачем? Почему? Что мне, альпинисту, делать в этом городе, полном художников?

В конце концов зов победил. Мама плакала, невеста плюнула мне под ноги, а отец неделю пил, прежде чем вручить мне походный рюкзак и выставить за порог. С тех пор прошло три года, а я все ищу свой город. Зов указывает только примерное направление, но сколько еще идти — неизвестно. Мир-то бесконечен. И полон холода.

С Напрокат мы встретились три недели назад и с тех пор шли вместе. И мой, и ее зов тянули нас в одном направлении. Когда она радовалась, кончики ее волос становились рыжими. Она носила традиционную одежду металлургов — черную кожаную куртку, плотно обшитую железной мелочью, кожаные же штаны и высокие шнурованные ботинки с тупыми носами. Волосы она подрезала ножом, а ее плечи были шире моих. Но это ее не портило. Ее вообще ничего не могло испортить.

Как и мне, Напрокат каждую ночь снился один и тот же сон.

— Представь, Кошка, как будто рассвет, и я иду. А вокруг из травы выглядывают маленькие, глазастые зверьки, евражки — специально слово вызнавала. И холмы, холмы до самого горизонта, и я по ним — то вверх, то вниз...

— Если евражки, тогда сопки, не холмы...

— Со-опки, — напевно повторила Напрокат, и выцветшие кончики ее волос внезапно окрасились рыжим, — да, сопки и евражки. Вот как выглядит мое счастье, Кошка.

***

Мы знали, что рано или поздно нам придется расстаться, но предпочитали об этом не говорить. Вели себя как люди, у которых впереди долгая счастливая жизнь. Но когда в полдень последнего для августа вышли на перекресток, мы оба знали — все заканчивается здесь. Мой путь уходил на юг, зов Напрокат тянул ее на восток. Ошибиться было нельзя.

В центре перекрестка, через который никто не ездил, мы сели прямо в пыль. Расстелили брезент, достали консервы и воду, ели, не глядя друг другу в глаза, вертели на языках один и тот же вопрос, набирались смелости спросить.

— Может ты... со мной? На юг? — Я выдавил из себя эти бесполезные слова, как пасту из тюбика.

Напрокат только покачала головой. Посмотрела исподлобья, наколола на вилку кусок рыбы из банки, повертела в руке.

— Кошка, а может ну его, твой город маляров? Что тебе там делать? Ты и рисовать-то не умеешь.

— На сопках для альпиниста тоже работы не много.

— На сопках у тебя есть я. А евражки милые. Тебе бы понравились. Мы бы завели детей, катались бы на мокике по сопкам.

— Нет у тебя мокика, — заметил я.

— Ну так сделаю! — отрезала Напрокат.

Она посмотрела на меня, как человек только что решивший сложную математическую задачу.

— Слушай, Кошка. Пусть так, не хочешь со мной, так разойдемся на этом перекрестке, ладно, принято. Но прежде, прежде... Помоги мне мокик собрать, а? В конце концов где, если не здесь, рядом с мусороводом?

Этой ночью мне впервые было тепло. Мне слились домны и расплавленный металл.

***

Конечно, мы бы не смогли сделать мокик ни на бензиновом ходу, ни на солнечных батареях. Оно и к лучшему. Как бы Напрокат его чинила на сопках-то? Так что мы остановились на обычном цепном трехколеснике.

Прорывы мусоровода случались постоянно. Прежде чем умная труба успевала затянуть свои раны, вокруг успевала вырасти настоящая свалка, на которой можно было найти почти что угодно. Мы перевернули не одну такую. В результате обнаружили остатки двух трехколесников и крепкий каркас садового гусеничника. На распределительной станции нашелся резак и сварочный аппарат. Так что под руководством Напрокат мы собрали устрашающую конструкцию с зубастым ковшом спереди и ржавой клеткой сзади. В клетку запросто мог поместиться человек.

— Зачем она тебе такая здоровая? — допытывался я.

— Кочевать буду, сегодня здесь, завтра там. Вещи надо куда-то складывать.

— У тебя вещей-то почти нет.

— Пока нет.

***

Мы долго не могли решить, как делать сиденье. Напрокат хотела настоящий железный трон. Но ни она, ни я не представляли, как это должно выглядеть. В конце концов мы решили снова поискать вдохновения на свалках

В этот раз мы направились в другую сторону и неожиданно для себя наткнулись на городок мусорников. Эти птицы умны. Их жизнь тесно связана с мусороводом. Из него они добывают и пищу, и строительный материал для своих жилищ.

Но войдя в городок, я усомнился в разумности мусорников. Они строили относительно сложные конструкции из того, что добывали в трубе, и в то же время гадили там, где жили, в чудных домиках из сломанной мебели, рекламных щитов и хлама, на узких кривых улочках, даже на крышах.

Мы петляли меж удивительных лачуг, и каждая приводила Напрокат в восторг. Изнутри на нас смотрели настороженные глаза. Впрочем, особенно испуганными мусорники не казались. И скоро мы поняли, почему — у них было время привыкнуть к людям...

С лица этого дядьки-борода-по-пояс не сходила блаженная улыбка. Он был абсолютно невменяем, весь в липкой жиже и птичьем помете. Он приветствовал нас невнятным ворчанием, шумно пустил газы и уполз в свою лачугу.

— Этот-то что здесь делает?! — я повернулся к Напрокат.

— Как что? Кошка, это же везунчик вроде нас с тобой. Услышал зов, ходил, бродил, нашел свое счастье, а после прожил здесь лет пятьдесят. Теперь он в маразме.

— Что?! Он же деградировал в ноль, до уровня мусорников!

— Ну и что? Зато он счастлив.

— А смысл? Какой смысл быть счастливым вот так?!

Напрокат вдруг оказалась передо мной. Положила руки мне на плечи, с минуту мы пристально смотрели друг другу в глаза.

— Смысл прежде счастья? — спросила она. — Будет тебе смысл, Кошка, обещаю!

На несколько секунд ее волосы стали огненно-рыжими.

***

Сиденье, похожее на трон, мы нашли буквально через десять минут. Возможно, оно использовалось мусорниками для какой-то церемонии или просто было им дорого — как только мы его подняли и понесли, наружу стали выбираться встревоженные птицы. Мы с трудом лавировали между домиками, скользя и ругаясь, а они собирались в стайки и шли за нами, все более раздражаясь. Сейчас наше с Напрокат счастье состояло в том, что мусорники не летали и были очень неторопливыми птицами.

***

Мы установили трон на каркас. Напрокат приварила к его спинке копья и серпы — украшения, срезанные с фрагмента ограды, найденной в одной из мусорных куч. Теперь трехколесник выглядел эпично и даже устрашающе.

— Восемь болтов, Кошка. Поможешь закрутить? — Напрокат кинула мне ключ. — Клаустрофобией не страдаешь? Потому что тебе придется влезть в клетку.

Я не страдал. Так что за последующие двадцать минут мы качественно прикрутили сиденье к каркасу трехколесника. Я выпустил ключ и потянулся.

— Удобно было лежать? — спросила Напрокат. — Я дно дерматином обила.

— Вполне! Здесь даже спать можно. А если сверху брезентом прикрыть, выйдет дом не хуже, чем у мусорников.

— Хорошо, что тебе нравится, — сказала Напрокат и захлопнула дверь клетки.

— Эй-эй! - я толкнул дверь ногой. Она не поддалась.

— Понимаешь, Кошка, — сказала Напрокат, усаживаясь на железный трон, — я долго думала обо всем этом. Ты все не можешь решиться, а на меня, когда до места доеду, столько счастья свалится — одной не вынести. Так я устроена — мне нужно всем делиться. Так что я решила — мне все счастье, а тебе весь смысл. Я же вижу — не хочешь со мной прощаться. И не надо. Мы и дальше едем вместе — на сопки, к евражкам. У нас, Кошка, будет много детей. Придется трудиться, чтобы всех поднять. Зато, прикинь, от нас с тобой пойдет новый народ. Ты рад? Можешь не отвечать, я все уже решила. Смысл прежде счастья, ведь я тебя правильно поняла, Кошка?

С этими словами Напрокат тронула педали. Трехколесник вздрогнул и начал медленно набирать скорость. Я закрыл глаза.

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
Другие работы:
+10
22:34
1196
06:07
+2
Сорри, но я не вижу ни магии, ни реализма, ни тем более раскрытия темы.
09:42
+2
Круто так написано. Напрокат чёткая девица, так её и вижу (не вижу смысла в такой вроде как остроумной, но очень уж нескладной фамилии — на себя тянет, отвлекая от текста). Смысл и глубины имеются (вбиваются весь текст). Не понравилась хитрая хронология — а поскольку очень непривычный мир, герои, птицы какие-то, постапный, кажется, мирок, то и не сразу конструируется — вроде шли-шли вперёд, а вроде вот вернулись зачем-то…
И вот с птицами не понятно, как они без трона-то? Их это счастье напрокат? Что-то там незавершено с птицами, или я не понял.
Но написано крепко, конечно.
10:17
+1
Очень интересный мир.Необычные детали, живые герои. Все причудливое, как во сне. Не знаю, магреализм ли это, но рассказ отличный и по-хорошему странный. Спасибо, автор!
11:13
+3
Это была самая неспешная погоня в мире...
Замечательный рассказ! С первой до последней строчки. Цельный, гармоничный. Без лишних персонажей, не затянутый. Странный и этой странностью привлекательный мир. Герои в поисках собственной сути. Философский рассказ, человечный.
ГОЛОС
11:30 (отредактировано)
+2
Написано очень хорошо, читается на одном дыхании. Сюжет понравился. Что касается магреализма то мне кажется, что есть, необычный, уникальный, авторский. Работа очень сильная. Автору браво! Плюс — заслуженный. Но, почитаю остальные рассказы.
Да, с этой Напрокат непонятка — почему металлурги одеваются как рокеры. Я сам металлург и поверьте, кожаные одежки явная глупость: и жарко и от брызг металла не спасет, скорее наоборот. Вернулся. ГОЛОС этой работе.
15:34
+2
Голос здесь. Мне нравится этот грустный мир, идея Зова, смешные молодые герои и евражки. А тема здесь раскрыта — прокатный станок, на котором делается счастье, пылающие домены-сердца. Это все очень стильно. И игра слов хороша.
18:39 (отредактировано)
+1
Хм… Я вообще не знаю, что это за жанр. Да какая разница, когда этот рассказ однозначно на порядок выше остальных. Интересный мир (для меня этого уже бы хватило), и сюжет, и герои.
Очень классно. Не только в рамках турнира, но и вообще.

голос
17:14
Да какая разница,

Тогда в чем смысл конкурса на определенный жанр?
17:32 (отредактировано)
Может. Но из чего мы тут выбираем? Сказка, фэнтези про вампиров, реализм (ну слегка странненький), вот этот рассказ (кстати, что это? что вот это за жанр??). И магреализм про котиков. Тогда котиков положено выбрать всем. Но чисто субъективно они мне нравятся гораздо меньше. А раз выбор все же есть…
18:47
+3
Автор умеет и могёт. В стиль, сюжет, героев… Но вопрос возникает — где магия и где реализм. Да, рассказ реально сильнее всех в группе. Значимо сильнее. Но… Это мимо турнира, простите. Здесь я буду принципиален.
01:07
+1
Вот согласна с вами. Рассказ, действительно, очень сильный. Не придерешься — сильно написано. Образно, осязаемо… Но…
Я за время конкурса несколько раз отдавала голос рассказам, где не очень была раскрыта тема, но жанр соответствовал. Например, в прошлой группе рассказ про рыбьи чешуйки.
Но в данном рассказе ничего нет от магреализма. Действительно, конкурс-то на определенный жанр. Мы все не очень разбираемся в магреализме, но пытаемся держаться в рамках реализма хотя бы :)))
...
21:20 (отредактировано)
+1
Хорошая история, интересный мир. Если это пост апокалиптический мир, то герои и вправду очень правдоподобные. Напрокат — сорвиголова и Кошка — несколько флегматичный и излишне доверчивый — отличная парочка для подобных путешествий и подобного повествования.
Прочитал остальные, дополняю: здесь может и нет магреализма, но захватывает чтение. За это ГОЛОС.
01:21
+1
Если бы этот рассказ был выставлен не в рамках конкурса, то отдала бы за него все имеющиеся голоса. Но жанр. Я уж не говорю про тему…
08:16
+2
Теперь про евражки напишу. Прочитал этот рассказ первым, но не нашёл, что сказать.
И теперь не нашёл.
Кроме того, что он странный. И если обычно я странность считаю достоинством, то здесь не уверен.
Это странный непонятный мир. Очень нелогичный в мелочах. Скажем так, неправдоподобный в рамках выбранного фантдопуска. Мусоропроводы. Откуда и куда, если мир описан как некий постап с неявным присутствием людей? Нелогичные объяснения имён, неправдоподобные описания, искажённые представления о предметах. Дело в том, что внутри нереальной реальности должны быть правдоподобные детали, иначе «не верю».
И вроде как потенциал большой у рассказа, но потенциал скорее потенциальный, чем реальный. То есть ожидания от рассказа больше, чем он показывает на самом деле.
И это… где магреализм?
Кстати, не сказал бы, что этот текст ощутимо лучше остальных. Я не могу однозначно утверждать, что лучше. Написан хорошо, как и остальные, идея какая-никакая есть (это плюс), но для меня рассказ не является однозначным фаворитом. При этом непопадание в тему — минус.
09:21
+2
"Странный" — вот и у меня это слово вертелось в голове.
09:17
+2
Картинка, конечно… Коллаж в лучших (нет) традициях laughВёрстка 2000-х. Ностальгия laugh
14:16
+2
Будучи человеком из края евражек и сопок, не могу не оставить ГОЛОС здесь. Каждое лето я лазаю на сопки и кормлю с рук евражек, и, думаю, утверждая, что счастье где-то рядом, Напрокат не сильно ошиблась.

Да, конечно, это так себе магреализм, но зато классно обыграна тема. Неординарно. Огромный плюс автору.

Стилистически рассказ значительно выделяется среди своих соперников, его легко и приятно читать, язык выразительный и богатый. У персонажей есть характеры, выписанные действиями и репликами.
Мир да, странный. Схематичный и во многом сюрреалистичный, нерациональный, но хорошо это или плохо в художественной литературе, я думаю, вопрос останется открытым. Меня смущает множественность фантдопа – слишком много всего, и мусоропроводы с их жителями, и условность, из-за которой герои отправляются искать свое счастье, и происхождение самих героев, их странные семьи потомственных металлургов и все это. Такая избыточность рассказ не красит, а все вместе не увязывается в одну схему.

Смысл. В рассказе есть смысл, и это особенно ценно. Смысл ныне встречается реже, чем скальный дракон.
Отсутствие смысла в функционально бесполезном счастье – это поняли оба персонажа и каждый по-своему. Мысль не новая, но хорошо сыгранная. Мне не очень нравится иллюстрация с дедом, живущим среди птиц – уж больно нарочито он вставлен в повествование, но куда уже деваться, пусть живет. В остальном идея хорошо считывается, грамотно раскрыта и есть концовка, какое-то решение, герои не разошлись на перекрестке каждый навстречу своему маразму.
13:34
+1
Не берусь рассуждать есть ли тут магреализм в целом. Но для меня нашелся. Мир такой странный, а сюжет про человеческое вечное. Героиня очень понравилась — огненными волосами, простотой своей и решительностью, очаровательная женщина, повезло ГГ. ГОЛОС — душевный рассказ!
05:01 (отредактировано)
+2
Буквально вчера читал рассказ, чем-то похожий на этот.
Чем-то.
Атмосферой? Сюром? Неправдоподобностью?
07:58
Странный эффект. Я тоже заметил, будто авторы в один период создающие произведения, в одну тему смотрят и… переговариваются где-то там, за пределом осознания. Появляются в произведениях некие схожие элементы, моменты и нюансы.
Наблюдаю уже не в первый раз, кстати…
09:03 (отредактировано)
Или одно из двух.
09:21
напоминаю, что обсуждение авторства запрещено. пожалуйста, отредактируйте самое первое сообщение в этой ветке.
09:25
Сорри blush
18:09 (отредактировано)
Меня нехило так бомбануло на финале laughЯ, конечно, догадывалась, что Кошку в клетку посадят, но, что этим закончится рассказ — было неожиданно. Ох уж и стерва эта Напрокат! Но, наверное, так логичнее всего.
Рассказ интересный, мир очень своеобразный, яркий. В целом, понравилось но Кошка такого отношения явно не заслужил!.
ГОЛОС здесь.
Aed
19:39
С первых строк хочется задать вопрос – где маг реализм Билли?) Ну да ладно) Вообще рассказ получился динамичным и интересным. Он бодро читался, но к сожалению, не дал ответов на многие вопросы, что возникли походу чтения. Больше всего загадок оставил мир, получившийся занимательным, колоритным и хотелось больше о нем узнать. Герои тоже вышли на ура, а когда на сцене первый раз мелькнула клетка, то я уже знал для кого она))) Ружье выстрелило, так сказать, прямо в сердце молодого человека. Еще не понравилась компоновка рассказа – зачем было пихать экшен сцену в начало, а потом откатываться назад и все объяснять, мне не ведомо. Получилось довольно странно. Но этот рассказ понравился мне намного больше работ конкурентов, поэтому ГОЛОС сюда!
20:27
+1
Всё сказанное — лишь слова одного читателя, ни больше, ни меньше. Не претендую на истину, пишу как увиделось и услышалось.

Работа санта-барбарная)))
Сейчас объясню. Этот рассказ из тех, в которых мир больше, чем заявлено. И ему тесно. Истории нужна серия – чтобы по всей широте заявленной прогуляться. Или же наоборот – резать, убирать. По сути, здесь из важного – линия ухода из «потомственных семей» к мечте. К живописи, к сопкам и евражикам. Ну и лубофф))) Любовь, кстати, жутко практичная. Тот случай, когда мужчина – романтик, а женщина – реалист. Это очень хорошо. Для меня не необычно, но всё равно хорошо)))
Рассказ яркий, детальный, забавный. Отдельный респект за костюм металлурга-металлиста)))
В общем, автор, пишите уже из этого повесть, думаю, меня многие поддержат!

Что бы сделало рассказ лучше в моих глазах? Либо больший объём, чтоб всё уместилось, либо меньший – чтобы не было ощущения «шла двадцать пятая серия первого сезона».
21:01
Рассказ мощный, этого не отнять. Но вот лично мне сперва продираться через этих птиц, зов, железный трон (интересно, такой же, как в ИП?))) Это как-то немного смазало впечатлёние
Загрузка...
Маргарита Блинова

Достойные внимания