Микротренинг для писателей №49: метафоры на примере описания женского характерного персонажа

Микротренинг для писателей №49: метафоры на примере описания женского характерного персонажа

Шли-шли мы по лестнице тропов и дошли до площадки "все сложно". Начинаются суровые литературоведческие нюансы - но я постараюсь упрощать.

Перед вами микротренинг для писателей №49!

На этот раз мы будем говорить о метафорах. По доброй традиции обратимся к книге доктора филологических наук, профессора кафедры истории русской литературы СПбГУ Игоря Николаевича Сухих "Структура и смысл: теория литературы для всех" (АЗБУКА, 2016) за разъяснением, что же это такое:

"Метафора (греч. «перенос») – перенос значения с одного предмета на другой по сходству; структурно метафора – сокращенное сравнение, маленькая загадка, в которой по переносному значению можно восстановить исходное значение и признак, основание для сравнения («Отговорила роща золотая / Березовым веселым языком» – Есенин: шум листьев как человеческий разговор). Языковыми, стертыми метафорами переполнена наша речь (солнце встает и садится; глазное яблоко; нос корабля)".

Метафоры бывают разные, например, номинативные, предикативные и сентенциальные чета сложна я пойду. Стоять! Поясняю для людей, которые не склонны называть простые вещи вычурными именами, чтобы казаться интеллигентнее: метафоры бывают выражены существительными (она - цветок), глаголами (прохлада побежит по земле) или целыми предложениями (Она была - живой костер из снега и вина - А.А. Блок).

В этом микротренинге мы с вами поучимся использовать метафоры при составлении портрета женского характерного персонажа. Если вы не знаете, что такое характерный персонаж - представляете себе абсолютно любую роль Фаины Раневской.

А вот вам пример из рассказа Т. Толстой "Ночь". Это сложная, развернутая метафора с постепенным выстраиванием:

"Мамочка совершает утренний обряд: трубит в носовой платок, натягивает на колонны ног цепляющиеся чулки, закрепляет их под распухшими коленями колечками белых резинок. На чудовищную грудь водружает полотняный каркас о пятнадцати пуговках; застегивать их сзади, наверно, неудобно. В Мамочкином зените утвердится седой шиньончик; из чистого ночного стакана порхнут, отряхиваясь, освеженные зубы. Мамочкин фасад укроется под белой, с каннелюрами, манишкой, и, скрывая спинные тесемки, изнанки, тылы, служебные лестницы, запасные выходы, все величественное здание накроет плотный синий кожух. Дворец воздвигнут".

Итак, что мы имеем на сей раз:

1. Тема - "Метафоры на примере описания женского характерного персонажа".

2. Специальное условие: вы должны использовать в ваших семи предложениях не менее двух-трех простых метафор (номинативных или предикативных) или одну развернутую сентенциальную метафору. Пожалуйста, выделяйте те части фраз, которые вы задумывали как сравнения. Героиня, которую вы описываете, должна быть характерным персонажем. Прекрасные девы - это слишком просто и скучно, а вот вы попробуйте создать интересную колоритную персонажку.

3. Ограничение объема - семь предложений.

Если вам хочется получить комментарий от вашей прекрасной леди-тренера, у вас есть время до 15.10.2020 включительно. После этой даты вы также можете выполнить тренинг, но получите ли хоть какой-нибудь комментарий - это уже большой вопрос.

Успехов и удачи!

Важно: Самый Большой Слон дал добро на прекрасные наградки в профиль, которые сразу всем дадут понять, что их обладатель – мастер самой короткой формы на нашем сайте! Наградой обзаведётся каждый, кто получил 3 подарка от ведущего тренинга за лучшие 7 предложений.

P.S.: В качестве приятного бонуса авторам лучших работ по версии тренера – небольшой подарочек в профиль на сайте БС.

По результатам микротренинга для писателей №48 подарочки от меня получают tango за меткие попадания и Yaratamka за героя, про которого ну очень хочется почитать ;)

Понеслась 

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
+9
19:17
5343
20:16 (отредактировано)
+5
Дина Сергеевна пропустила внучку к окошку; Танюшка сразу скинула босоножки и уютно умостилась в кресле, обхватив коленки; с другой стороны села крупногабаритная тётка-сарделька и, как дрожжевое тесто, расползлась по сиденью, левым окороком прильнув к худосочной соседке, а правый свесив в узкий проход.
Дина Сергеевна, отвернувшись к окну, постаралась незаметно опустить разделяющий их подлокотник, чтобы хоть как-то оградить себя от телесной угрозы.
Наблюдая за деликатными манипуляциями бабушки, Танюшка фыркнула и рассмеялась.
Сарделька уложила на пышную грудь все три подбородка, немного поколыхалась и вроде устроилась.
«Интересно, а ремень-то на ней сойдётся или как?»
Тётка снова заёрзала, и вдруг в её пухлой руке, как у фокусника, материализовалось большое красное яблоко.
Сарделька аппетитно захрумкала, а её живот, размером с добрый астраханский арбуз, нагло упёрся в переднее кресло.
14:12
+2
Класс, живописная бакалейная зарисовка, как говорится, хорошего человека, особенно женщины, должно быть много eyessmile
17:41
+1
Образ очень зримый) Однако это все сравнения, упражнение к предыдущему тренингу.

Во-первых, как и творительный падеж, равно и прямое сравнение с размером — это все отличительные черты сравнения. С сарделькой тоже все очень однозначно.

Итак, повторим: метафора — это маленькая загадка. Здесь загадки нет(
21:56
+4
Кондитерская Долли:

Мадам Долли всё ещё торт:немного подтаявший трёхъярусный торт с марципановыми розами.
Клиенты в шутку зовут её Долли-попс, ибо попс — самый широкий её ярус, ко всему ещё окутан радужными фалдами по кремовой юбке.
На среднем ярусе вашему взору предстанет великолепная витрина составленная разного рода пышками и булочками, образующими талию и декольте, из которого плавно подходит, как бисквит в духовке, третий ярус – приветливое, но немного усталое лицо.
Глаза у мадам –фисташки, ярко зелёные, обрамленные припухшей корочкой век и припорошенные горьким шоколадом искусственных ресниц.
Щёки – макаруны, носик – желейная грушка, и вишенкой на всём этом приторном изобилии – яркий, улыбчивый рот.
Венчает образ зефирка из розовых волос, источающих запах пралине и малинового фаджа.
И вы купитесь на всё это, как пчела на мёд, а голос, засахаренный обилием сладостей вокруг, кокетливо спросит вас:
— Что желаете? Всё свежее…

22:06
+2
Браво! bravoДолли-попс — вкусняшка! Это супер! thumbsup
22:22
+2
Спасибо Светлана! А у Вас тоже весьма характерная персонажина получилась! И такая натуральная — особенно понравилось как она — «поколыхалась» laugh
22:25
+1
Дык свежие воспоминания…
22:32
+1
laugh, но зато и материал хороший подвернулся!
14:14
+2
Очень аппетитно во всех смыслах… jokingly
17:46
+1
Вижу, что практически по образцу))) Очень хорошо получилось, но опять-таки — практически сплошные сравнения. Особенно вот это: Щёки – макаруны, носик – желейная грушка. Это именно прямые сравнения.

Снова — загадки нет. В метафоре лучше прямо не называть, но при этом строить образ — как в примере из рассказа Т. Толстой, финальный образ определяется в итоге, до этого читателя ненавязчиво к нему подводят. Поэтому, да, метафоры могут сбивать с толку, в них достаточно часто «не въезжают». Здесь все очень буквально, потому — сравнение.
20:42
+1
Ура — Вы снова с нами! Спасибо за разбор!
23:07
+3
Спасибо за подарочОк!

Мои 7 предложений:
«Миссис бакалавр» — было самое безобидное из всех обидных прозвищ Рут, девушки хрупкой прозрачности в мире мужчин. Ее университетской целью была приставка к имени «бакалавр», а не «миссис», но в итоге она получила обе. Она не оправдывалась ни перед кем за то, что занимала должность мужчины, потому что занимала свою. За это десять лет спустя ее прозвали «господама». "Железный кулак в бархатной перчатке" — назвали ее еще через десять лет. Кулаком ее был закон, а перчаткой — счастливая семья. Ничто не смогло сломать ее, кроме рака.
17:56
+1
Надеюсь, это история образца начала двадцатого века, потому что очень напоминает «анекдот», описанный Симоной де Бовуар:

На днях один студент заявил в еженедельнике «Эбдо-Латэн»: «Любая студентка, получившая диплом врача или адвоката, крадет у нас место»; свои права на этот мир он сомнению не подвергал.


Очень красиво с железным кулаком, но, на мой взгляд, расшифровка лишняя — она опять-таки превращает метафору в сравнение, потому что убирает загадку.

девушки хрупкой прозрачности — вот тут не поняла( Это о чем — ее внешности? Откуда тогда прозрачность? Или это метафора на вазу или какой-то другой предмет? Если последнее, то да, это будет хорошая метафора, разве что очень неочевидная (и, возможно, неуместная).

Ничто не смогло сломать ее — отличный пример стертой метафоры, ставшей для нас привычной (типа «солнце встает и садится»).
20:33
+4
Чёт, какое-то окольное получилось описание
Маленькие горести и маленькие радости.
Люсенькины полтора метра легко помещались за парковой розой, растущей около ворот: она почти неделю сидела в засаде богомолом, шпионя за бывшим. Уже вечерело, когда Витя вышел вместе с новой пассией, имя которой, судя по всему, было – Сама Нормальность… лицо, волосы, вес, а особенно — особенно рост!
Люсенька закусила губку — она вновь ощутила себя карманной собачкой, сувениром, брелоком для ключей… все амуры закончилось, когда противная билетёрша крикнула в фойе:
— Чей ребёнок? Кто привёл ребёнка на фильм до шестнадцати?!
И её Герой, её Победитель бочком выкатился через запасной выход и с той поры она его не видела.
Люся смахнула с пуговки носа мокрые бисеринки и уверенно шагнула навстречу воркующей паре:
— Паа-па, — заканючила она писклявым голосом, — мама сказала, что, если тётя денег не даст, домой можешь не приходить, всё равно в холодильнике пусто…
И поскакала прочь зайчиком, непринуждённо подпрыгивая и хихикая маленьким бесёнком, оставив за собой гнетущее молчание. Пусть она настолько миниатюрна – пусть кукла, игрушка, но она всегда может, если не постоять за себя, то хотя бы отомстить.

23:19
+2
laughАй да Люсенька— полтора метра!
16:28
+2
Это немного… неожиданно когда твой рост — ровно полтора метра. Но, может, с кем-то и бывает))
18:53
+2
Прототипом послужила прабабушка – в юном возрасте была метр пятьдесят два, сейчас метр сорок восемь – ей скоро 86, и до сих пор такая — палец в рот не клади. Двух дочерей вырастила. На каком-то этапе жизни даже может и была ровно метр с половиной smile. «Полтора метра» – метафора ведь (я надеюсь!) smile
18:04
+2
Люсенькины полтора метра — я не уверена, что это вообще троп, здесь просто пропущено слово «роста». Может быть, с натяжкой, это метонимия, но утверждать не берусь.

сидела в засаде богомолом, ощутила себя карманной собачкой, сувениром, брелоком для ключей…, поскакала прочь зайчиком, хихикая маленьким бесёнком — опять творительный падеж. Это сравнение, мы его уже проходили)

с пуговки носа мокрые бисеринки — да, вот это метафоры) Хотя и заезженные: Р

кукла, игрушка — тоже можно назвать метафорой, хотя не знаю, насколько удачной. Кукла, игрушка — вроде как это означает, что ею якобы можно помыкать, играть, не считаться. Как это следует из миниатюрности, мне неведомо unknownчто в головах у этих мужчин
21:02
+1
Спасибо! smile
«Полтора метра» кроме метонимии, по таблице никуда больше и не подошло (у меня), но я могу увидеть только после подсказки и то не всегда laugh
23:24 (отредактировано)
+8
Захожу тихо-мирно, сама скромность, вежливо так: «Здрасти!»
А эта старая развалина, снайперша хренова, откуда и прыть взялась, как зафинтилит в меня тапком, насилу увернулась; так, наверное, принято у них гостей встречать.
Злая, как тысяча котов, фары свои вытаращила, ногами артритными топочет, аж посуда в серванте звенит, веником вооружилась и ну меня по кухне гонять!
Я шмыг под стол, в уголочке прижухла, думала, не заметит.
Но это же не баба, это Гитлер в юбке!
Мыслимо ли, тварь божию дихлофосом травить?
Куда Гринпис смотрит?!!!
18:47
+2
Удачный ход — устами одного персонажа описать другого. Получились две характерных дамочки thumbsup
14:17
+3
Чистый хоррор! thumbsup
18:09
+2
развалина, снайперша, фары — метафоры

зафинтилит — просто необычное слово, хотя вполне словарное

как тысяча котов — сравнение

это Гитлер в юбке — из-за сильной гиперболизации мне сложно определить, что это будет за троп. Больше похоже на сравнение, поскольку во фразе прослеживается «эта баба — Гитлер в юбке», то есть очень напрямую.
18:59 (отредактировано)
+3
И пока Остапа несёт:

Карьеристка
Нет, нет, она не проглотила шпагу, всё совсем не так – скорее она проглотила пламя, холодное пламя ада, временами просвечивающее сквозь хрусталь её глаз.
Она вся – холод и кармин.
Холодный серый костюм – губы красная кровь.

Холодное серое пламя глаз – язычки пламени – рдяный закат.
Волосы стальная холодная волна, ногти – гранат.

Душа серая пыль, на ногах лабутены, ей не нужно оружие — она сама оружие, она — это шпага, от острых каблуков до лезвия причёски.
Беги, спасайся!
bravoДа, Боул (я правильно написала?) сегодня в ударе!
20:57
+1
Да, написали верно, и спасибо, что так просто перевели в удобоваримый вид oksmile
18:15 (отредактировано)
+1
Холодный серый костюм — точно не метафора и не сравнение)

Вот это пока лучший вариант в плане метафор, хотя загадки особо и нет, все довольно прозрачно.

Однако не ясно, почему такое название, в тексте просто ни слова про карьеру, больше похоже на описание классического типажа Femme Fatale. Кстати, в английском сейчас такие типажы тоже называются tropes, потому что считаются приемами (чаще в кинематографе, где штампов побольше).
21:04
+1
Спасибо — Вы всегда что-то познавательное подкинете!
Пойду подумаю над «холодный серый костюм» smile— чё энто…
20:22
+3
А у вас тут весело! laughВсем брависсимо! bravo
21:02
+3
Давайте к нам! Больше народу — больше веселья yahoo
10:36 (отредактировано)
+3
В утренний час, как по команде, на лавочке у подъезда собрались божьи одуванчики: «Вон, из шестнадцатой «Синий чулок» куда-то лыжи навострила», — высказалась одна из них.
— В поисках чужого счастья, наверно, своё-то прошляпила, всё принца на белом коне ждала.
— Вы только гляньте, жердь с мышами в голове, фотомодель нашу откуда-то привезли.
— Да что ж там фотографировать: плоскодонка, плоскодонкой, ни спереди, ни сзади.
— Да не скажите, мой внук всё поглядывает в её сторону и восторгается: «Какой цыплёночек?!»
— А вот и свиноматка из пятой вышла со своим выводком: трое с портфелями, один в коляске, ещё один за подол держится, а ещё один в животе поспевает.
Беременная женщина обернулась: «Вам с вашими змеиными жалами только в серпентарии обитать».
18:16
Выделите, пожалуйста, то, что задумывалось как метафоры)
Пианистка.

Старая больная пианистка много дней не может оторвать своё немощное туловище от постели. Её руки, словно сухие безжизненные коряги. Уродливые вены так вздуты, что неприятно смотреть, и ты поневоле отводишь взгляд куда-то в сторону. Между её кроватью и пианино в дальнем конце комнаты — непреодолимое расстояние, сравнимое разве что с путешествием в соседнюю галактику. Пианино удручённо молчит. Оно ненавидит противную пыль, что монотонно оседает, будто снежные хлопья, на его закрытую крышку. Вот бы морщинистая кожа пианистки вновь стала гладкой, словно рисовая бумага, в глаза проник целительный свет жизни, тогда бы она тотчас вспорхнула с постели легким мотыльком, и по комнате стал распространяться самый волшебный, нереальный и прекрасный звук, какой бывает только от соприкосновения умелых пальцев с белыми и чёрными клавишами…

P.s. Отличная идея провести такой микротренинг! inlove
18:19
+1
словно, будто, сравнимо — явные признаки сравнений, равно как и творительный падеж. Смотрите предыдущий микротренинг)

отводишь взгляд — да, стертая метафора, прочно вошедшая в язык

Пианино удручённо молчит — олицетворение («удрученно молчит» можно также назвать эпитетом)
13:48 (отредактировано)
+4
Кто успел, тот не опоздал…))

Королева Маркета

Она высится над всем рынком настоящим «утесом-великаном». Если повнимательнее рассмотреть ее конструкцию, возникнет ассоциация со снежной бабой, состоящей, правда, не из снега, а из некой биологической субстанции, да и деталей здесь гораздо больше, считайте сами: голова — кочан капусты, глаза – чернослив, нос – средних размеров кабачок, рот – банан, изображающий улыбку Моны Лизы, дальше-больше – туловище, точнее, неимоверных размеров говяжья туша, и ниспадающие на прилавок два арбуза-рекордсмена, собственно, грудь. Ну на этом, пожалуй, можно и остановиться, так как то, что скрывается под прилавком трудно даже вообразить… Да, забыл, руки, каждая это — три разнокалиберных дыни, по убывающей: плечо, предплечье и кисть с пальцами-баклажанчиками, которые иногда сжимаются в кулак – немалый такой кокос. И горе тому, кто попытается по незнанию или излишней самоуверенности вступить с ней в дискуссию о качестве товара или цене! Все описанные составные части приходят в движение, снежной лавиной нависают над обидчиком, кокосовые кулаки ненавязчиво обещают сравнить свою крепость с твердостью его черепа, и вся поза как бы говорит:
— Прикинь, а если я вся вылезу?
Но эту жуткую картину «храбрец» не рискует даже представить и трусливо, как заяц, поджав хвост, ретируется с несостоявшегося поля боя.
14:22
+2
Эх, были продавцы в наше время! Такие колоритные! Не то что нынешние менеджеры…
14:24
+2
Почему были, это описание практически с натуры unknownsmile
18:04
+2
А я таких давненько уже не видела. no
18:25
+2
Это тоже скорее развернутое сравнение, потому что слишком буквально (см. комментарий выше к даме-торту) и сразу же нам дают понять, с чем продавщицу сравнивают. Загадки нет, даже чуточку нет, все очень в лоб.

Опять есть «как» и творительный падеж — явные признаки сравнения (так и проверяем, что усвоено с предыдущих тренингов).

Метафорой здесь могу признать только поле боя.
19:41
+3
Спасибо, Лис! Какие все-таки коварные эти метафоры… rose
21:11
+2
У нас такая на базаре сидела — арбузы продавала:
— Подходи, — говорит (хриплым басом), — я те щас арбузика врежу! Ну, давай врежу! laugh
Это в смысле «отрежу кусочек на пробу».
— Спасибо не надо, — говорю и быстро удаляюсь...
13:03 (отредактировано)
+3
Старуха.
На её лице не осталось ничего, что было до, а всё, что после — совсем не она.
Душа, пленённая в глазах, обречённо слезилась, погружаясь в молочную туманность катаракты.
Полная луна высветила остывающей красоты профиль, сливаясь с ним единым сиянием, тенями погружаясь в ландшафт морщин.
Виноградины бус, пронизанные нитью — контрастом обхватили пергамент лебединой шеи.
Птичьи права на жизнь напоминают бухающим стуком в затылке.
Исход ночи не заканчивается, он обрывается звонкими голосами птиц, резко — как жизнь.
Последний вздох птичьим клёкотом.
19:12
+3
что было до, а всё, что после — совсем не она — очень красиво, но совсем не метафора. Может быть, перифраз. Но фраза прям очень понравилась)

пленённая в глазах — да, хорошая метафора

обречённо — эпитет

молочную туманность катаракты — эпитет + метафора, да

остывающей красоты профиль — эпитет

сливаясь с ним единым сиянием, тенями погружаясь в ландшафт — не метафора в том виде, как это сформулировано, но очень красиво. Понимаю, что лицо сравнивается с луной, в том числе рельефом, но здесь это не метафора, скорее, один гигантский эпитет с толикой олицетворения, может быть синекдоха, поскольку перенос с лунного света на луну.

А вот ландшафт морщин — метафора, как и виноградины и пергамент

Птичьи права на жизнь — обалденно. Вот это именно что метафора, причем это загадка с расчетом на определенный читательский бэкграунд.

Исход ночи не заканчивается, он обрывается — не уверена, что здесь имелось в виду. «обрывается» и «заканчивается» вряд ли могут считаться противопоставлением.

Последний вздох птичьим клёкотом. — не могу понять, что именно подразумевается. Это может быть как сравнением (творительный падеж), так и вообще не быть тропом.
20:20
По поводу последнего вздоха и клекота. Вы присутствовали при агонии?
09:36
Спасибо, Лис_Уильямс!
А если последнюю фразу переиначить?
Птичий клёкот последнего вздоха.
Но переставив слова, теряю финал, в котором хотела показать, что — всё.
Многое в жизни, вдруг раз и заканчивается, как и сама жизнь.
В её горле ещё птичий клёкот, но её уже нет.
17:16 (отредактировано)
+1
Тогда надо еще что-то с предпоследней фразой придумать, потому что они вроде как об одном и том же: «исход обрывается звонкими голосами птиц» — «последний вздох птичьим клёкотом». Вообще «птичьего» в последних трех предложениях чересчур много.

А мне нравится слово «горло» здесь, что если его добавить? Тогда будет яснее, что не внешние звуки природы имеются в виду.

Последний вздох — птичий клекот в горле.
23:14
+1
Эх! Как мне тире — было бы кстати, в том предложении!)
Горло — это такое громкое слово, громче клёкота звучит.
и да, с птицами перебор получился.
Спасибо, за разбор!
я для себя много нового узнала.
15:10 (отредактировано)
+3
Моя знакомая — Богиня Шива

У меня есть сотрудница Эмилия, у нее итальянские корни, своеобразная внешность и очень неординарный образ жизни. Хотя она уже далеко не девочка и не блещет здоровьем, но еще сохранила остатки былой роскоши: горделивую стать волчицы, женственность Афродиты, фарфоровую белизну кожи, коралловую алость губ, синеву незабудковых глаз, лисью вкрадчивость в голосе, к тому же у нее мужская хватка, редкая предприимчивость и не очень понятное стремление зарабатывать на всем, но, подчеркну, исключительно праведным трудом. Она профессионально печет на заказ, занимается карвингом — резьбой по овощам и фруктам, горной козой бегает по этажам нашей конторы, продавая выпечку, в свободные минуты вяжет, даже в транспорте, перед телевизором и во время сеанса в кинотеатре, делает уборку в богатых домах и нянчится с их отпрысками… Чтобы увеличить производительность, завела мужа-подкаблучника, отбив его у близкой подруги и полностью обратив в свою веру. Но и этого мало, купила дачу, сдает отдыхающим и разводит там еще кур и кроликов. Приехав в гости к дочери в Москву, за день устроила внучку в детсад, причем без очереди и без денег, развернула изготовление пирожков, выносила их к оживленной трассе и имела бешеный успех, окупив с наваром всю поездку. Вот такая наша Эмилия, единственная в своем роде, настоящая многорукая богиня Шива, но совсем не пример для подражания, когда цель становится средством, а жизнь превращается в бесконечную гонку «Формулы-1» в болиде без тормозов
19:53
+3
Какая энергичная дама. Плюс фейерверк талантов! Живой портрет получился. Настолько живой, что даже захотелось немножко отодвинуться от неё. pardon
20:19
+2
Да она такая, если еще учесть, что она перенесла несколько онкологических операций, страдает варикозной болезнью и гипертонией и так по мелочам… А вот ее оптимизму, да, можно позавидовать! «Есть женщины в русских селеньях...» smile
19:22
+1
Лучше скажу, что здесь не метафоры)

лисью вкрадчивость в голосе — строго говоря, у лис в голосе (если так вообще можно сказать) нет никакой вкрадчивости, поэтому здесь эпитет, построенный на привычных в обществе аллегориях, а не сравнение или метафора

горной козой бегает — сравнение

оживленной трассе, бешеный успех — эпитеты, построенные на олицетворении
19:49
+1
Спасибо! Лисья вкрадчивость в голосе — Лиса — здесь подразумевалась, как сказочный персонаж и ее голос, вспомним многочисленные мультфильмы — очень даже вкрадчивый unknown
20:25
+2
Вот именно) Лиса в сказках — аллегория хитрости. Поэтому это эпитет, построенный на этой аллегории.
20:58
+1
И с этим не поспоришь… unknown
12:42
+5
Эта странная бизнесвумен

Иван Вольдемарович, совсем еще зеленый предприниматель, не мог вырваться из заколдованного круга неудач, чтобы переломить ситуацию знающие люди посоветовали обратиться в компанию «Ядвига-консалтинг ЛТД».
Ивана пригласили в зал переговоров, оформленный в ретро-стиле: в центре — дубовый стол со скамьями, справа от входа огромный камин в виде русской печи, вокруг разбросаны детские игрушки, с улыбкой подумал: видно не забывают внучата любимую бабку…
Вошла заметно прихрамывая сама глава компании: высокая, сутулая, словно на шарнирах, на редкость худая женщина, что твоя селедка, в кардигане мышиного цвета и черной юбке-колокол. У нее длинные, серебряные волосы, железные зубы и крючковатый нос с двумя бородавками-близнецами, но самыми поразительными были глаза: словно два штопора, просверливающие насквозь:
— Ну, что Ваня, посмотрела твой проект, никуда не годится, овечье блеянье, дохлая утопия, я там все переделала…
Вдруг из настенных часов выскочила озабоченная кукушка и строгим голосом Левитана сообщила:
— Матушка, через четверть часа встреча с господами ЗеГе и КаБе!
— Ну все дорогой, мне пора, допивай свой травяной чай, секретарю заплатишь за консультацию и заберешь проект…
Иван допил чай и тут мимо окна пролетел некий предмет, напоминающий металлический мусоросборник с говорящими номерами БЯ 666, внутри стояла улыбающаяся Ядвига с развивающимися волосами и метлой на перевес…
19:24
+2
Что-то сплошные эпитеты О_о

Из метафор:
круг неудач
переломить ситуацию
строгим голосом Левитана
20:00
+1
Спасибо за разбор! smilerose
21:38
+5
Очень важное сообщение: ввиду высокой загруженности тренера тренинг продляется ещё на неделю blush
14:52
+3
Удачи и бог вам в помощь! Ждем с нетерпением! okinloverose
22:46 (отредактировано)
+1


[1] — Нет, Сати, это все тот же бесплотный ангел, и я не знаю мистики этого процесса, или половые признаки — это метафорическое воплощение его/ее идей, мыслеформа, так сказать, или это реальность феминизма на нее — тьфу! — на него так подействовала, облеклась в половые признаки.
[2] — Но послушай, дружище, я, когда собирался на твою… кстати, что это было? — давай, назовем это конференцией, — на твою конференцию, просто прошел в гардеробную, остановился перед унисекс-стандартом, убрал нимб, крылья, сменил что-то древнегреческое с сандалиями на джинсу с кроссовками, вошел в него, телепортировался, и — вуаля! — к вашим услугам, никаких там женских метафор!
[3] Уверен, эту почти стандартную процедуру используют все сотрудники, и твои, и мои, все — кроме твоего, тьфу! — твоей заместительницы, правой руки, если выражаться метафорически, и сидела она одесную тебя, не побоюсь этого слова!
[4] Извини, дружище, конечно, это полностью твоя компетенция, от алеф до тав, но согласись, ты никогда не применишь всю полноту своих возможностей, будешь ее уговаривать и искать компромиссов, и в конце концов все это выльется в такое дерьмо, что удивимся и мы с тобой, будем смотреть друг на друга и в поисках подходящих женских метафор спрашивать, что это было.
[5] — Ты же понимаешь, Сати, я не могу согласиться с твоими словами, учитывая все обстоятельства, но — ты же знаешь Кураева? — он заявил об отсутствии богословских аргументов против женского священства, и это как бы уже не метафора, если ты понимаешь, что я хочу сказать.
[6] — Не поверишь, меня иногда ставят в тупик эти ваши православные богословы, впрочем, это ведь с подачи твоей правой руки Константин тогда подписал Миланский эдикт, с этого все и началось, и твое назначение сюда, а о твоем предшественнике так больше никто ничего и не слышал.
[7] — Все там будем, давай за Армагеддон, вздрогнем, выражаясь метафорически.
22:48 (отредактировано)
Извините за отсутствие выделения метафор, Лис_Уильямс, сам в шоке
-*-
выделил
19:27
правой руки — да, вошедшая в обиход метафора, причем в данном случае еще и перифраз

в такое дерьмо — аналогично

вздрогнем — ммм… перифраз? не назвала бы это метафорой
22:31 (отредактировано)
по отношению к бесплотным ангелам точно метафора
это Раскольников мог не сомневаться :)
-*-
с возвращением
10:36
+2
История любви.
Безусловно, эта женщина с крыльями, до сих пор порхает, нет бы, с внуками нянчиться! Говорят, когда –то она блистала на сцене, покоряла и безжалостно разбивала сердца пылких поклонников. Её бесчисленные романы, ради спортивного интереса, смаковались всеми, кому только не лень. Но и на старуху бывает проруха, дива влюбилась без памяти и зарубила свой талант на корню в угоду несчастной любви. Говорят, её коньком были верхние ноты. Слышал я эти ноты, думал, что в ванной завелась белуга. Оказывается, от любви теряют не только голову, но и голос.
19:28
Выделите, пожалуйста, то, что задумывалось как метафоры)
22:33
безжалостно разбивала? как бы вошедшее в обиход
Комментарий удален
19:30
Развернутое сравнение) Очевидная подсказка — «как».
Комментарий удален
02:20
+1
Чем дальше в лес, тем моя больше запутывайся… но пробовать то надо smile

Яркая зарница догнала нас на полпути. Тёпленький комочек в пушистом оранжевом облаке, средоточие звонкого смеха и беспричинной радости.
Вспыхивая и рассыпая золотую пыль с прозрачных слюдяных крылышек, стреляя восторгом крохотных изумрудиков и расточая колокольчиковый звон, она пыталась что-то объяснить. Перед нами разыгралось настоящее театральное представление, призванное быть предупреждением – это всё, что мы поняли, переводчика среди нас не было.
Давно известно, что эти изумительные создания – один сплошной восторг, грусть да тревоги им почти неведомы, и выражать эти чувства они практически не умеют.
У них в лексиконе всего-то около трёх десятков слов, и, похоже, младшая дочурка леса пустила в ход весь свой нехитрый словарный запас, чтобы убедить нас повернуть назад. А всю обратную дорогу этот маленький неугомонный фейерверк радостно освещал нам путь.

12:19
+2
Так, спокойно! Это уже как будто к следующим тренингам задание) Здесь все метафоры, конечно, кроме дочурки, но они же все ещё и перифразы. Мы такого ещё не проходили)))
12:37
ПомОжите хто нить! Я с этим то тренингом ещё на могу поладить, а на горизонте уже другие нарисовались crazylaugh
12:40
И мне вот фраза про дочурку совсем при свете дня не нравится, если кто предложит что-то более благозвучное, с благодарностью воспользуюсь smile
17:44
А вообще кто имеется в виду? Кажется, напрямую Вы так и не называете, что это за существо
00:47
laughДаже не знаю, как так вышло — за два редактирования слово «пикси» — волшебным образом незаметно вылетело… это, наверное, потому, что два часа ночи было.
16:20
+1
Чем дальше в лес, тем жёстче партизаны. Последняя попытка:

Кошачья мать обычно спит в конурке, состряпанной из оберток новеньких телевизоров. Этот материал со временем придал её характеру некоторую сухость, захватившую и её физическое воплощение от самого купола до растрескавшихся корней.
Она не любит дождь: грохочущие капли создают тоскливое эхо под пустым сводом, покинутом чувствами и мыслями, лишь инстинкты жмутся трусливой кучкой где-то на уровне подвала, диктуя, что мокрость это зло.
Но всё меняется, когда возвращаются дети – серые, белые, рыжие, чёрные, все испытывающие потребность в тепле и компании. Разговоры с ними перебивают дробь дождя и украшают собой любой другой день, обеляя одиночество и прогоняя мысли о голоде.
Её чистая маковица не проклятье, а наоборот — благословение, защита от воспоминаний, от боли и от возможности заглянуть хоть немного в завтрашний день. Счастливы те, что живут одним моментом и воспринимают естественную красоту этого момента в первозданном, не затуманенном бесполезными страстями, виде.

При попытке самостоятельного анализа кукуха напрочь отказалась сотрудничать и заперлась со своими колёсиками… Уважаемая Лис, восхищаюсь, как у Вас хватает терпения столько разбирать! Спасибо smile
17:03
Кошачья мать, дети — это максимум перифраз, а вообще так довольно в лоб, по-моему

мокрость это зло — ну зло и зло crazyгде же здесь метафора?

Остальные метафоры, только чистая маковица мне кажется неудачной — как будто речь идет о чистой (вылизанной) макушке, а не о пустой голове.

21:13
+1
Семьдесят процентов (на вскидку) для меня неплохой результат smile
Блгодарю Вас!
13:50
Богородицеродица бабкою была довольно вредной. Религиозные коннотации метафорично можно было здесь выразить предложение «свинка, рожающая апельсинки неподалёку от яблоньки». К сожалению, гомосапиенсам официально запрещено было верить в логику генетического наследования эволюционных признаков, исходящую из очевидного, а не из невероятного. В этом и была причина того, что богородицеродица была столь вредною бабкой. Тысячи лет это тебе не хухры-мухры, у кого хошь характер испортится, хоть у атеиста, хоть у веруна, да хоть и у самого зевесова орла — печень один раз в жизни даётся.

*мы собираем кукисы с целью гепатопротекции чокуральских островов, определите академически этот художественный приём, пожалуйста, не прибегая к некорректному абсурдоупотреблению, не являющемуся таковым в своём состоянии значимой неопределённости трактовки
17:08
Можно, конечно, попробовать определить, если Вы выделите то, что задумывалось как метафора.
14:26 (отредактировано)
+3
Работа над ошибками.
Тема метафор стала для меня неожиданно сложной. Воспользовавшись вынужденной паузой, решил провести работу над ошибками)).

Miss Underground

Я не сразу сообразил, что женщина бездомная, вроде бы нормальный прикид, хотя присмотревшись, можно было заметить, что одежда изрядно поношена и уже давно взывает о стирке.
Неопределенного возраста, но явно нестарая, на ней засаленная кепка, плащ, спортивные штаны, кроссовки, ненавязчиво просящие каши; некогда золотистые, но уже окончательно поблекшие волосы мелкими, спутанными колечками выбивались из-под кепки, лицо гранитно-серое, потрескавшиеся, тусклые губы с застарелыми следами помады, глаза – затухшие, холодные угольки, глубоко утопленные в глазницах… Она не приставала к прохожим, ничего не клянчила, изредка как бы случайно заглядывала в урны, при ней всегда было несколько старых целлофановых пакетов со всем ее скарбом, обычно вертелась около входа в супермаркет, иногда забивалась в уголок и что-то там жевала, или стояла в сторонке с каким-нибудь журналом и разгадывала кроссворды.
Не один год наблюдая за ней, ловил себя на мысли, что несомненно женщина, это самое выдающееся достижение Создателя, и все сущее в Поднебесье можно условно распределить по степени эмоционального отклика на некой умозрительной шкале. Здесь самая высокая точка – прекрасная, восхитительная женщина, чистый ангел во плоти, истинный стимул и двигатель прогресса, а в самой низкой точке – падшая, опустившаяся женщина, вызывающая лишь отвращение и чувство гадливости. Эти крайние точки у меня ассоциируются со словами поэта: Роза белая и Черная жаба, конечно, это не пожизненные статусы, Роза белая легко может обернуться жабой Черной, но обратное превращение маловероятно.
Создавалось впечатление, что эта женщина-бомж вполне довольна своим положением, никуда уже не стремится и для нее лимит метаморфоз окончательно исчерпан
21:08
+2
Ваша тема привлекла внимание, я не о метафорах.
фраза "..как бы случайно заглядывала в урны,."
Вот если бы Вы её описание сделали на таких психологических моментах,
мне кажется её образ стал бы объёмнее.
Бомж — это не только внешний прикид, это то, что уже внутри, пропитало человека,
амбре его сущности.
21:22 (отредактировано)
+2
Спасибо за отклик! Полностью с вами согласен. Эта тема (психология людей социального андерграунда, особенно женщин), на мой взгляд, важна и интересна, но в семи предложениях не очень-то развернешься. Но думаю, потом расширить миниатюру до рассказа. Кстати, сегодня опять видел эту женщину, она была с кошкой на руках (Дама с кошкой))
17:19 (отредактировано)
+1
Это успех) По-моему, здесь все метафоры. Несколько из них с натяжкой, как будто просто слова в переносном значении, но у меня есть подозрение, что большинство переносных значений на самом деле — стертые метафоры.
19:18
Спасибо, Лис, очень рад! smilerose
18:49
Лис, а не могли бы вы указать эти стертые метафоры, а то у меня сомнения на этот счет))
Спасибо! rose
18:54 (отредактировано)
+2
В процессе работы над ошибками, размышлял и читал дополнительную литературу)). Поделюсь находками. Оказывается, феномен метафоры не так сложен, как кажется, а гораздо сложнее и шире.
Так, доказано, что метафоры активизируют творческую часть мозга. А человека, который в своей речи использует подобные приемы, охотнее слушают.
Дальше-больше. Мне как научному работнику очень интересной показалась статья «Метафора в познавательном процессе и ее роль в философии: изменение подходов» (Береснева Н.И., Абраменко В.И., 2017).
Авторы утверждают, что «метафора — это фундаментальное свойство человеческого мышления; а при реализации в когнитивной системе это естественный познавательный процесс, и она выполняет познавательную функцию. Если в контексте когнитивно-дискурсивного направления лингвистики метафоризация представляет собой процесс развития языка в изменяющемся мире, то с точки зрения философии — это снятие противоречия между конечностью языка и бесконечностью мира.»
Согласен, звучит несколько заумно, но можно понять, что метафора играет особую роль в процессе познания. Вот так, никогда бы раньше не подумал… wonderunknown
11:14 (отредактировано)
+1
Обалдеть! Если не затруднит, поделитесь пожалуйста ссылкой smile
20:05
+1
Рад, что статья заинтересовала. Ссылка здесь
10:41
+1
Большое спасибо smile
19:59
+1
Спасибо, что поделились!*)
20:13
С удовольствием! smile
Загрузка...
Светлана Ледовская

Достойные внимания