Илона Левина

Транспортир

Автор:
JulyLex
Транспортир
Работа №1
  • Победитель

Нещадно пекло солнце. Порывами накатывал горячий ветер. Пятилетний Лешка Тотолин сосредоточенно ковырялся в песке рядом с расстеленым покрывалом, на котором устроилось семейство. Отец курил, разморенно глядя на усеянный народом пляж. Мать яростно втирала в округлые плечи солнцезащитный крем и вполголоса, с нажимом, пилила отца:

— Хоть бы ребенка постеснялся! Обязательно надо на них пялиться? Только за этим и пришел! Ни одной задницы не пропустишь, что ты за человек такой? Любая кикимора краше жены…

Мальчик заинтересованно глянул из под козырька кепки, огляделся:

— Мам, а где кикимора?

— Лешка, хоть ты-то не лезь… Играйся сиди, — отмахнулась мать и продолжила свой бубнеж в сторону отца.

Лешка еще поозирался, так и не нашел на пляже кикиморы и принялся чертить на песке подвернувшейся под руку палочкой.

— Раз, два, три, четыре, пять, — прговаривал, меряя пальчиками только что нарисованный на песке маленький треугольник, а про себя мечтал, как мамино ворчание стихнет, а покрывало превратится в сказочный ковер-самолет, парящий высоко над речкой.

За спиной и правда стало тихо. Лешка обернулся. Мама сидела молча, с открытым ртом, будто застыла на полуслове, наблюдая, как отец неспешным шагом петляет среди островков полотенец и покрывал, уходя все дальше и дальше.

Домой он так и не вернулся.

«Это я сделал», — размышлял перед сном мальчик.

После он еще пару раз проверял действие треугольной магии, устраняя из своей детской жизни неудобные моменты: хулиган Денька навсегда переехал в другой город, больше не дразнил и не донимал, а противная воспиталка Регина Витальевна, заставлявшая есть вареный лук из супа, сломала ногу и не появлялась в Лешкином саду до самого выпуска.

Волшебными треугольники почему-то получались только на песке. Лешка кучу бумаги, карандашей и мелков перепортил, пока это понял. А как понял, так полюбил гулять. Мама, правда, сильно волновалась, что сын все время проводит в песочнице для малышни. Потому, когда подрос, он стал бегать на городской пляж. Был у него там закуток среди валунов, подальше от посторонних глаз. Там рисовал, там измерял — пальцами, шагами, рулеткой.

Огорчало одно: магия была несовершенной. Хотелось, чтоб родители перестали ссориться, а получилось, что отец совсем ушел. Хотелось избавиться от Деньки, а уехала и его сестренка, которая Лешке нравилась.

Мальчик никак не мог придумать решения проблемы, пока в доме не появился отчим.

Он единственный проявил интерес к Лешкиному увлечению и рассказал, что в треугольнике можно измерять не только стороны. Он подарил Лешке большущий транспортир и поведал о прекрасном и четком мире тригонометрических функций.

С той поры исчезало только то, что сздавало помехи. Главное — правильно высчитать все значения.

Когда между мамой и отчимом стал подниматься тот самый бубнеж, что лишил Лешку отца, мальчик прихватил транспортир и отправился на пляж. Тогда он впервые чертил треугольники не хаотично, а складывая в красивый, хоть и простенький геометрический узор. Начертив, он принялся за расчеты, тщательно измеряя все углы и выводя решения. Значения синусов, косинусов, тангенсов будто зависали в воздухе поверх рисунка, а между ними проплывала мысль о мире и спокойствии в семье.

Через пару дней отчим съехал.

Тогда Лешка понял, что треугольная магия действует только отнимая.

***

С той поры Тотолин нарисовал сотни узоров, легко расправляясь с крупными проблемами и мелкими неприятностями. Узоры становились все замысловатее, занимали все больше места. Пришлось потрудиться и поискать безлюдный, пригодный для рисования берег. Случайно найденные палки сменились граблями с деревянными зубцами. Тотолин сдал на права и купил подержанную девятку, чтоб дорога до места занимала меньше времени.

Порой он ездил на пляж без особой надобности: просто чтоб вынырнуть из скучных бухгалтерских отчетов, над которыми корпел целый день и подольше не возвращаться домой к материнскому ворчанию.

Применять тригонометрию к отношениям с матерью не хотелось: в конце концов, никому не помешают горячий ужин и чистые занавески на окнах.

***

Нещадно пекло солнце. Порывами накатывал горячий ветер.

Несколько выверенных, недлинных линий — и рисунок будет закончен.

Тотолин уверенным движением, без прикидки, взрыхлил песок слева, справа, еще раз справа. Закинул грабли на плечо, отступил, осматривая сделанное, и отер со лба пот.

Осталось самое приятное — расчеты. Для этого теперь не требовалось даже транспортира. Он давно безошибочно определял все углы на глаз, а значения функций всплывали в голове сами собой.

Тотолин отнес грабли к стоящей неподалеку девятке, а когда вернулся, опешил. В одном из только что созданных им треугольников стояла высокая и тощая девица. Тесемки купальника едва держались на ребрах и выступающих косточках ее таза. На груди висел фотоаппарат. Девица заправила за ухо выцветшую короткую прядь и спросила острым, как лезвие, голосом:

— Вы что, художник?

Тотолину захотелось, чтобы девица немедленно исчезла. Он попытался определить синус угла, в котором она стояла, и не смог. Кроме мысли, что треугольник кожи под ее бикини, вероятно, должен быть идеальным, в голову ничего не шло.

— Эй, вы немой?

— Кхм… Нет, я говорящий, — с трудом выдавил Тотолин

Девица хихикнула:

— Прямо как попугай… Так вы художник, да? — требовала она подтверждения.

— Ну… Не совсем… Я вообще-то… Ну это такое хобби. Творческое, — кивнул он наконец.

— Краси-и-иво, — задумчиво протянула собеседница, — а хотите, я сфотографирую? На вечер дождь обещали, ничего же потом не останется.

Не дожидаясь ответа она выпрыгнула из треугольника, длинными горячими пальцами ухватила Тотолина за запястье и отвела чуть в сторону. Потом ловко влезла на стоящую неподалеку старую иву и защелкала фотоаппаратом. Так же ловко спрыгнула вниз.

— Я вам потом распечатаю снимок. А вы сейчас в город? — Она кивнула на тотолинскую машину. — Подвезете? Я сейчас. Только вещи заберу, — и уже на бегу, оборачиваясь, —

меня, кстати, Алла зовут.

— Алла, — повторил Тотолин.

Это было самое треугольное имя из всех возможных. Казалось, можно почувствовать губами его угловатые буквы. Больше не хотелось, чтобы она исчезла. Хотелось одного: высчитать значения всех ее функций.

Через неделю она принесла обещанную фотографию в строгой рамке. Единственный непросчитанный Тотолиным узор. Сепия.

— Как назовешь? — спросила, заправляя прядку за ухо.

— Алла, — улыбнулся Тотолин.

Внутри Алла оказалась вовсе не такой четкой и геометричной, как была снаружи. Под ясными линиями ее ключиц и лопаток, за острыми углами ее рта, за правильным треугольным именем, жила совершенно неисчислимая женщина. Изменчивая, текучая, выпадающая из его системы, больше создающая помехи, чем дающая ясность.

Она постоянно тянула его куда-то: на выставки, встречи, яркие до головной боли творческие тусовки. Тотолин все чаще тосковал по своему пустынному пляжику, который забросил ради нее.

Потихоньку в отношения стал проникать тот самый, ненавистный с детства, бубнеж.

— Я думала, ты — художник, а ты — транспортир, — однажды упрекнула Алла в ответ на тотолинские отнекивания от очередного мероприятия.

— Так и есть, — ответил он и выставил ее за дверь.

На следующий день извинился. Даже цветы купил. Она приняла с легкой улыбочкой.

По вечерам, когда Алла уходила, над ухом зудела мать, невзлюбившая «эту тощую». «Квартира ей твоя нужна, а не ты — дурак».

После очередного из подобных разговоров, Тотолин вытащил с балкона грабли и поехал на пляж.

Ночью мать хватил удар, от которого она не оправилась.

Алла сочувствовала, помогла с похоронами, а потом переехала к нему. В конце концов, никому не помешают горячий ужин и чистые занавески на окнах.

Алла частенько пропадала на каких-то квартирниках и вечеринках, что вполне устраивало уставшего от ее негеометричной геометричности Тотолина. Он в это время ездил на свой одинокий берег и чертил новые узоры.

А через пару месяцев, когда солнце нещадно пекло прямо через окно, Алла заявила ему за обедом:

— Мне надоело выметать из углов песок, который ты вечно притаскиваешь на ботинках. И я беременна.

Вот так — почти без паузы. Тотолин поперхнулся чаем, а в голове закрутились картинки с никому ненужным мальчиком, апатичным отцом и вечно недовольной матерью. Он встал и решительно подошел к фотографии в строгой рамке на стене. Сепия. Алла.

— Угол семьдесят шесть градусов, синус ноль целых… — он бормотал и бормотал, не замечая, как тяжелое молчание за спиной сменилось шорохами и бряканьем шкафных дверок и ящиков комода.

Наверняка просчитав каждую функцию каждого запечатленного на фото треугольника, Тотолин шумно выдохнул и повернулся, почуяв, что Алла всала за спиной.

— Не переживай — не от тебя, — зло бросила она и вышла из квартиры, как гвозди вбивая в паркет коридора острые шпильки и волоча за собой тяжелый чемодан на колесиках.

Тотолин выдохнул еще раз.

Ездить на пляж он стал чаще — песка в углах квартиры становилось все больше.

Однажды утром он проснулся, опустил ноги с кровати и почувствовал кожей сухую шероховатую поверхность. Весь пол был покрыт ровным слоем песка.

«Прекрасно. Теперь и выезжать никуда не надо», — обрадовался Тотолин и сходил за граблями. Весь день он чертил и высчитывал, а утром вчерашние узоры оказались скрыты новым слоем цвета сепии.

Он рисовал каждый день, а каждое утро получал новое полотно для работы. Ему не нужен был ни горячий ужин, ни чистые занавески — только еще немного песка.

***

— Как же он столько натащил-то? Откуда? У нас, представляешь, из под люстры стало сыпаться… А у соседей по площадке, говорят, через розетки ручьями бежало.

— У порога из замочной скважины — гору натрусило!

— А когда эмчээсники дверь открыли, так их будто волной от порога отбросило, чуть насмерть не засыпало. Благо песок вниз по лесничной площадке потек…

— Да. А хозяина-то мертвым нашли. Видать задохнулся. Мать его рассказывала, что он на песке этом повернутый был. Картины какие-то все рисовал да измерял потом этим, как его...транспортиром.

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
Другие работы:
+14
385
12:35
+2
Классно так написано – события, как бусины на верёвочку нанизаны. Магично и реалистично. Хочется песок у себя в карманах поискать. Интересная, своеобразная идея и отличная реализация. Огромный плюс и bravo
13:33
+1
Данный продукт магического реализма выглядит натянуто и уныло. Углы, треугольники, тяжкая проза жизни… Грустно.
14:52
+1
Прочитал, послевкусие мрачное, уныло. Написано конечно хорошим языком, легко, но вот сама идея она о чем? Смысл сюжета в чем? И самое главное — перечитывать не хочется, а это и есть самая важная оценка рассказа. Начало мне понравилось и я ожидал чего-то важного для мальчика, а потом весь рассказ ссыпался, как песок в розетки.
15:24
+2
Все неправильно. Глупая, нелепая смерть ГГ. Как смерть Баркова, который сам себе эпитафию написал «жил грешно и умер смешно» и в сортире утопился. Утрированно, но именно волну возмущения вызывает у меня поведение ГГ. То ему нужны были глаженные занавески, а то стали не нужны, маманю угробил, мужиков от неё разогнал, девку свою обидел так, что она гулять от него стала. И это математик. Где была его логика? Рассказ написан хорошо и интересно.
15:51
+1
во-первых, мужиков разогнал того не желая — ведь он хотел, чтобы просто настал мир в семье оба раза, и только со второго раза понял, что это действие треугольника: он только отнимает. Это открыто проговорено во втором случае.
15:55
Но второй раз он делал, зная, что будет. Любопытство его заело. А потом он знал, что тригонометрия способна только отнимать, не менять — но стал маму в формулы загонять. А потом свою беременную девушку. А если б она потеряла ребенка, а не просто ушла от странного математика?
21:49 (отредактировано)
вот читайте:
… между ними проплывала мысль о мире и спокойствии в семье.
Через пару дней отчим съехал.
Тогда Лешка понял, что треугольная магия действует только отнимая

До этого он не знал.Тогда он ещё хотел как лучше, а получилось как всегда. После этого уже было сознательное применение принципа устранения. То есть уничтожение живых связей. Потом убийство. Просто я так «прочитала» ГГ. Падение в пропасть, сознательный выбор — начались позже, после отчима.
15:47 (отредактировано)
+2
ГОЛОС здесь, хотя обе работы не очень понравились. Но я понимаю, что подряд один за другим написать столько рассказов для турнира (и чтобы каждый выиграл) — это непросто.

Тем не менее рассказ понравился больше, чем у соперника. Этакий медленный провал в зыбучий песок безумия. Один момент напряг сильнее других:
… выставил ее за дверь.
На следующий день извинился. Даже цветы купил. Она приняла с легкой улыбочкой.

Я не знаю, какая женщина могла бы вернуться, если её выставили за дверь. Разве что она действительно более заинтересована в квартире, чем в её обитателе. Ну что ж, пусть так и будет.
18:03
+3
Интересный рассказ. Задействованы не только тригонометрические функции, как измеритель проблемы, и не только свойства песка, как проводника времени, но суть транспортира, как переносчика. Механизм воздействия не пояснен четко. но думается что все происходило изменением угла наклона катета — персонажа. Причем, чтобы удалить проблему, полагаю, угол надо было уменьшить. Точность калибровки угла давала точность результата.
Остается неизвестным, что же калибровал герой, оставшись один в квартире? Вселенную? Тогда понятно откуда взялся песок. И в итоге зачистил сам себя?
(+).
22:20 (отредактировано)
+1
Понравилось, как автор раскрыл тему, очень сложную на мой взгляд. Браво! bravo
Ваще мне тут много чего понравилось, убедительно написано, реалистично, плюс немного магии; сама история — вроде бытовуха и удивительная возможность решить проблемы простым росчерком чертежом на песке. Заманчиво. Как тут отказаться? Вот только за всё это придется платить. ГОЛОС.
23:22
+1
Вернулся к этому рассказу. Тут хоть понятна мысль автора, и понравилась первая часть. Но голос отдавать надо и решил его сюда, больше некуда. ГОЛОС.
23:38
+1
Рассказ оставляет странное впечатление. Нет, написано хорошо. Но…
Не пойму даже, что «но». Неприятный бесчувственный ГГ, может в этом дело. Никто, кроме героя, магии не видит. Только странности. Поэтому и возникает вопрос — это магия или болезнь?
05:27
Вернулась с ГОЛОСОМ. Да, печально, тоскливо. Но это тоска так засасывает, как в песок.
08:26
+2
Ох, какая печаль во всем рассказе. Нет ни одной светлой зацепочки. Хотя вот с отчимом, который помог мальчику было злорадно).
Характер героя порисован его поступками очень умело. Да и все персонажи ясны. И мальчик, превратившийся в городского отшельника, ну все таких знают. Превращение стадийное. Верю)
Но хмуро-то как! Как сама жизнь
08:41 (отредактировано)
+3
Ну… Это уже не Андерсен. Это Гофман. Песочный человек. Прямо мощный образ.
Вот так на жизнь оглянешься, думаешь, почему? За что? Оказывается, мешала какому-то засранцу с транспортиром.
Интересно, я примерно в это же время писала рассказ про мальчика в песочнице. Такое ощущение… не люблю совпадения)))) ГОЛОС, здесь композиционно более выстроено и закончено, чем у конкурента
00:44
Я на подобное совпадение «вляпалась», когда писала рассказ для магического полуфинала. Даже с Аней этим поделилась. В короткие сроки пришлось писать другой рассказ, так как тот, с которым практически полное совпадение сюжета вышло, уже многие прочли.
20:55
+1
Отличное начало и развитие неплохое, но финал скомкан, как мне кажется. А казалось, еще чуть-чуть и возникнет Геометр прогрессор, и пойдет вычищать мир, и нести строгую упорядоченность, геометрически правильные отношения, связи, все по золотому сечению.
Хм. А еще немного напомнило Перельмана.
Рассказ в тему. Треугольник в тригонометрии, в жизни, в магии. Плюс.
00:08
Да. Печаль.
Доминусовался…
И ни грамма созидательности. Однобокая геометрия. :)
Не в укор, конечно «жизненно» по-современному…
Но чёта за печаль голосовать не тянет…
11:08
Мне понравилась история, перетекающие события. Изложение понятное. Все образы прописаны.
Сюжетная линия выдержана. Динамично. Голос.
11:11 (отредактировано)
+1
Не понравилась фамилия героя. Дурацкая, бессмысленная, ненужная. Зачем мне это знать?
Не понравилось называние героя только по фамилии. Понятно, что это ради избегания повторов (ага, для этого фамилия и нужна), но получается казённо. По имени и фамилии ещё ничего, по имени — вообще хорошо, а по фамилии не нравится.
Не понравился герой. Но это совсем не упрёк. Герой не обязательно должен быть положительным. Просто не понравился — и это хорошо, потому что автор показал его непривлекательным.
Не понял, как можно чертить граблями. Я думал, он их брал, чтобы песочек разровнять. А он чертил. Странно…
Не понравилась концовка. Бессмысленная. Впрочем, как и вся жизнь героя. Логичная, по сути, концовка, но вот не понравилась. Опять не в упрёк, потому что так задумано было. Но всё же хотелось хорошего…
Не понравилось, что история довольно унылая. До беспросветности.
Не понравился «бубнёж в сторону отца». Фраза резанула. Поэтому начало читалось с предубеждением (дурацкая фамилия, бубнёж этот).
Чтобы составить более-менее объективное мнение, пришлось перечитывать дважды.
И со второго раза я заметил, что:
— написано приятно грамотно, на высшем уровне, так, что комар носа почти не подточит (и всё же, зачем здесь запятая: «После очередного из подобных разговоров, Тотолин вытащил с балкона грабли»? А здесь почему нет: «Видать задохнулся»?).
— описания небанальные, характеристики меткие (неисчислимая женщина, человек — транспортир, негеометричная геометричность). Фамилия героя дурацкая, как и он сам.
— язык — русский. Богатый. «Наверняка» в малоприменимом значении и пр.
— история скорее грустная, чем унылая. Как жил, зачем? Как жил без пользы, так и умер невнятно. А чудес, может, и не было вовсе. Просто псих.
И, прочитав во второй раз, я понял, что ГОЛОС оставлю здесь.
10:18
Я бы не сказал, что рассказ мне понравился. Снова исполнение желаний, снова проблемы в семье… заезженные совершенно вещи. Но магреализма здесь больше — в соседнем рассказе уж слишком глобально взято за счет концовки. И герой мне ближе. И тема раскрыта лучше — у конкурента откровенно привязана. Но зачем такая грустная концовка — мне не очень ясно. Впрочем, ГОЛОС здесь. По совокупности описанных факторов.
15:37
В общем ГОЛОС здесь, за безысходность финала. Такое поглощение создателя творением и Даром. Как пришло, так и ушло, а всё, что вне — только суетный тлен. Мрачно.
"… не будет никого, и даже Лягушонка и косточек его..."
07:32
Сюжет выстроен довольно хорошо, ничего лишнего, а в концовке даже нет нужного. Подкачал, я думаю, объем, потому что по итогу текст не работает как надо, нет никаких эмоциональных связей между читателем и персонажами, вы попросту на них забили и описали цепочку событий.
Претензия к фантдопу — я не совсем понял, как именно работает эта магия — нарисовать и просто посчитать углы? ВТФ? А синусы-косинусы здесь причем? Как можно угол определить на глаз?
Возвращаясь к концовке, что именно пытался убирать из своей жизни герой, если он тупо сидел в квартире и чертил, и социальных связей больше не озвучено?
14:18
Всё сказанное — лишь слова одного читателя, ни больше, ни меньше. Не претендую на истину, пишу как увиделось и услышалось.

Я побуду субъективной. Очень.
Бытовуха, много бытовухи. Не самой интересной, но несомненно жизненной и вроде бы как пронзительной бытовухи. Меня при прочтении не отпускало ощущение, что в рассказ забежала хромая собачка. Думала, появление девушки нивелирует, но почти сразу разубедилась. Вот эти рёбра, эти торчащие косточки мне сразу намекнули – «фигульки тебе». А сама девушка при первом приближении казалась милой и простой, но увлекающейся натурой. Какой образ потом? Образ раздражающий, ветреный, непостоянный. В финале вообще противный. И в этом мне видится нарочитость. Подвёл автор своего героя под «песочное самоубийство». Если в образы мамы, папы, отчима я верю, то в неё – нет. И ещё. ГГ отвратителен. Особенно, когда мать убил.
Рассказ-эксплуатация. Большое ИМХО. Магреалистичный элемент потонул в бытовухе, в персонаже ничего не перевернул, у меня как у читателя, не вызвал чувства чего-то невероятного, волшебного.

Такая субъективщина.
19:02
Отличная, прекрасно написанная история. Очень хороший язык, логичный, сбалансированный сюжет. Магреализм присутствует, тема раскрыта. ГОЛОС сюда.
19:11
Голос.
За четкую структуру рассказа, интересное осмысление темы, рефрен с занавесками, логичный финал и несомненное владение словом. При этом не могу сказать, что рассказ понравился. Очень, очень холодный. Отстранённый, как сам герой. Ни один персонаж не вызывает сочувствия… наблюдаешь, как за жучками на песке… хотя нет, те порой и то больше эмоций вызывают
Загрузка...
SoloQ

Достойные внимания

Тоска Эрии
SoloQ 20 дней назад 31
Туннель
Водопад 27 дней назад 26