Xen Kras №2

По-живому

Автор:
Андрей Ваон
По-живому
Работа №2

Ореховый пруток был весь в резных узорах: волнистые линии, шахматные клеточки, буквы и витиеватые закорючки покрывали ровную поверхность. Из-под тёмной коры поблёскивал светлый луб.

Славик восторженно следил за руками брата – эти руки и сделали такую красоту.

– Держи! – брат вручил раскрашенную палочку. – И нож бери, – протянул на большой мозолистой ладони настоящее сокровище: в ножике имелся даже маленький пинцетик, а уж лезвий – тьма; а ещё ножницы, пилка, два шила, две отвёртки…

Славика привезли на "дальний кордон" на выходные. Он называл взрослого Валентина братом, хотя точного родства не знал даже отец Славика: "Троюродный мне вроде племянник, а тебе… А! – седьмая вода на киселе. Да какая разница! Главное, человек свой. Надёжный". С последней характеристикой не соглашалась мама. Возражала тихо, но настойчиво: "Валентин – странный; появляется, как снег... Работает неизвестно где… Вот-вот! А ты мальчика… А, делайте, что хотите!". Отец подмигивал и говорил: "Собирайся". Славик мчался в комнату за сумкой и удочками.

С Валентином они ходили по лесу, сидели на утрянке возле пруда, жгли вечером на участке костёр, копались в старом сарае. Славик не выпускал из рук резной пруток и подаренный нож.

– Главное, не втыкай в песок и не режь им углы, – наказал непонятно брат и улыбнулся (как оказалось, прощался навсегда). Славик не очень понял, но головой кивнул так, что она чуть не отвалилась – никогда!

В чуть не отвалившуюся голову наползла прошлогодняя история, тоже с ножиком и палочкой.

***

Совсем мелкий, ещё второклассник, Славик возился со своими солдатиками на хоккейной коробке во дворе. Рядом скучали старшаки.

– Эй, фьють, – позвали его посвистом. – Мелкий, подь сюда.

Славик, очень такой домашний, румяный на весеннем солнце, с веснушкам и в кепочке, стесняясь, подошёл.

– Мелкий, давай в "Дедки-бабки". – И сверкнули ножиком.

"Ножички" – это уже для больших игра! Даже если вдруг находилась у кого из дружков на даче или в классе старая ржавина с ручкой, играть в "ножички" толком никто не умел. Славик и сам втыкал в песок старые отвёртки или гнутые гвозди. А тут ему вложили в ладошку настоящий, складной нож! Бросай, можно – улыбались эти здоровские ребята.

И неожиданно у него получилось. С ладони каким-то чудом воткнул в землю "бабку", с обратной стороны – "дедку". Пацаны присвистнули, хлопнули по плечу. Славик покраснел, сдвинул кепочку, и везение его на этом кончилось. Нож отказывался втыкаться, плюхаясь гулко то ручкой, то боком, то обратным концом. Пройти игру до конца даже за бесконечное количество попыток он бы не сумел – да и кто бы ему дал, попытки эти.

– Проиграл – вытаскивай теперь, – вбивая длинную палочку в грязную землю с песком, сказал один из троицы. Не за-ради же игры они позвали мальца.

– Я не хочу, – заканючил Славик; глаза набухли мокрым, губа отклячилась.

– Ну приехали, хочу, не хочу – правила есть правила, – развёл руки в стороны главный. – Тяни, давай. Зубками.

И подтолкнул Славика к вбитой вровень (и даже чуть глубже) с землей палочке. Нагнул за шею. Славик упирался, шмыгал и пускал пузыри.

– Э, алё! Говорят тебе, грызи землю-матушку, – навис над ним другой.

И Славик, взрыдывая от обиды, припал на четвереньках ртом к земле, пытаясь зацепить зубами ушедший куда-то в преисподнюю прутик.

– Ээ, дружок, руки-то куда?! – Славика шлёпнули по пальцам, которыми он делал незаметный подкоп – зубы и губы цепляли пахучую почву, песок, мусор, всё, только не заветную палочку.

Он хныкнул и продолжил выгрызать землю уже без рук.

Когда он, в соплях, слезах, перепачканный пахнущей червями землёй и с палочкой в зубах поднялся с колен, старшаки ржали.

– Молоток!

– Мужик!

– Топай домой, мамка умоет.

И Славик, получив вдогонку несильный пендель, топал домой, растирая по лицу слёзы. Палочку он зашвырнул в кусты, поклявшись больше никогда в "ножички" не играть.

***

Он взрослел, а кругом свистели лезвиями "ножички": "Дедки-бабки" – для начинающих; "Земли" – рисовался круг, нож за лезвие, бросок! и кромсай от соседних секторов, коли попал, куда надо; "Города" – из одного в другой надо добраться на "танке", в "пехоте", в "самолёте" – кидаешь нож, вдруг воткнётся; и самая сложная игра, "Морской бой". Садишься на лавочке, лезвие сгибаешь под девяносто градусов, поддеваешь пальцем, заставляешь крутиться в воздухе, чтобы замирал на доске стоячим треугольником ("катер однопалубный"), ложился на ручку лезвием вверх ("подлодка"), втыкался остриём ("крейсер")…

Он сидел с тоскливым видом рядом, резал ножиком (зависть всего двора) узоры на ветках и в "ножички" не играл.

Славу Сподарушкина не гнали. Но и душой компании назвать его было нельзя. Без него просто было нельзя.

Вот идёт он, народ морщится поначалу, а он палочку наготове за спиной держит, руки сами режут там непонятную закорючку – и его играть в "банки" берут без разговоров. Плохо играет? На палке на своей ещё закорючку чик! – Готово, чемпион.

И в школе у Сподарушкина одни "пятёрки" – Славик под партой на очередной веточке узорчик режет. И знание в голову, и отметка хорошая в журнал. Отличная даже отметка.

Так и жил, орнаментами свою жизнь выстилая. "Ножичков" избегая. Пока Лера не появилась.

***

Она была похожа на Машу Старцеву из "Петрова и Васечкина", и все от неё балдели. Очаровался и Славик. Он хмыкнул на своей задней парте и чикнул на свежей палочке новую руну. Только фокус не вышел. Лера осталась холодна, смотрела скучающе в окно. Подступы к ней дыбились острыми углами.

Но вот вражда между микрорайонами зародила и в её глазищах огонёк. Это вообще было событие мирового, то есть, районного масштаба. Рубились между собой не на кулаках, арматуре, с кастетами и армейскими ремнями с заточенными бляхами. Нет. На "ножичках".

Овраг считался территорией нейтральной. Глубокой, глинистой морщиной разграничивал шестой и двадцать второй микрорайоны.

Сшибки всегда проводились по осени и в этом самом Овраге. Собственно бились за то, чей он, Овраг то есть, будет на следующий год. С его суперкрутыми горками зимой, бурным ручьём весной и прохладными заводями летом. В этот раз предстоящую битву подогрели доп условием.

Откуда оно взялось, точно никто не поручился бы. Якобы Анцифер с Орехово брякнул на какой-то сходке – пусть проигравшие ещё и палочку тянут. Поржали, посмеялись, а за лето как-то выяснилось, что это вроде бы детское наказание для салабонов принято всерьёз. То есть полный капут. Весь двадцать второй переполошился, Славикова девятьсот сорок третья школа на уши встала ещё до первого сентября, слух пронизал всех, от мала до велика, с первого класса по десятый. Даже девочки и те, подаставали откуда-то ножички и тренировались, хватаясь нежными пальчиками за ржавые лезвия.

Один Славик Сподарушкин оставался в стороне от всеобщего кипиша, резал свои палочки, хмуро поглядывая, как засуетилась и неприступная Лера.

***

День выдался рекордной теплоты, а лист уж почти облетел. Овраг заполнился толпой.

Начали с "Дедок-бабок". Погнали с шуточками. Победа в этой детской забаве служила зачином на следующие раунды. От двадцать второго выступали Штырь из восемьсот восьмидесятой и Саша Седой из жёлтого дома.

Ножи втыкались, соперники не ошибались: с пальца, с кулака, с локтя. Чик-чик. С плеча, с носа, с темечка, за лезвие и от подбородка. Здесь только мелкота лажает. Тут кто первый начал, тот и победил. Повезло двадцать вторым, они по очереди выполнили броски с некоторым изяществом, завершив круговым экзерсисом "Солнышко". Двадцать второй заулюлюкал, пацаны из шестого усмехнулись.

Перешли к "Землям".

Площадка была выбрана глинистая, сухая, но не в бетон, ровная, но не как стол. В самый раз. Зрители встали широким кругом, Славик сидел на пригорке неподалёку, ему и так всё было видно. Ножик сжал в кармане, ветки свои не резал. Внимательно следил за Лерой. А Лера смотрела за игрой.

Парни кидали подолгу без промаха, зарезали соседей, но потом всё же не могли попасть в крошечный чужой пятачок, и ход переходил к другому. Толстенький Пашка из двадцать второго резал без остановки земли противников, пробив уже союзный ход к напарнику, но тут…

– Дары природы! – пискнул кто-то в толпе, когда нож дзинькнул о камушек в глине ничейного сектора и, не воткнувшись, упал плашмя.

Пашка поднял нож.

– На нейтральной дары не считается. На нейтральной – сразу проигрыш, – озвучили известное всем правило.

Шестой заулюлюкал – один-один.

Перед "Городами" сделали перерыв.

– Сами же камень и закопали, – буркнула Лера, закусив губу.

Славик услышал и подивился, он ход игры потерял, всеобщий азарт обошёл его стороной. Он был здесь из-за неё, из-за Леры.

Два "города"-круга разнесли метров на сто. Кто вонзит первым в чужой – тот и победил. Самолётом хорошо – кинул нож, летит далеко, но воткнётся или нет – пятьдесят на пятьдесят. Пехота надёжно, но медленно, на каждый твой ход – ход соперника. Танки быстрее, но тут мастерство и целкость нужны.

Поехали.

***

К вечеру закончили и "Морской бой" на широченном, поваленном дубе. После проигрышей в "Землях" и "Городах" победили двадцать вторые.

Общая ничья, и всё должно было решиться в "Тригонометрии песка" (имелись и другие названия: "Зарежь трапецию", "Изогнутые круги").

Откуда взялась эта новая игра, никто не знал.

Играли обязательно на песке. Нож складывался под углами тридцать, сорок пять и шестьдесят градусов (не всякий нож подойдёт). И нужно было по размеченным углам попадать в вершины треугольников. В вариациях – разрезать трапецию бросками, высчитывать синус и косинус и метить по высчитанным траекториям, в конце втыкая нож по кругу.

Славик достал ножичек и задумчиво им поигрывал, выискивая прутик.

– Ещё один нужен, – услышал он. – И нож чтобы свой.

– Парни, кто, а? Землю-то всем грызть… – Накаченный Евтей, главный в их, двадцать втором микрике, повернулся к толпе. Девчонки зашуршали. Парни растерянно глядели на свои негодные для этой игры ножи. Наморщила носик Лера. Славик смотрел на неё и смысл слов Евтея до него не доходил.

– Славян, давай. Слышь? – Его пихнули в бок.

– Чего?

– У тебя нож – в самый раз!

– Да не играю я…

– Ау! Пацанов подведёшь! Весь двадцать второй!

Тут Славик опомнился, в голове разом прояснилось – дополнительное условие. Проигравший микрик тащит всем наличествующим составом (без девчонок, конечно) забитые по количеству людей палочки. Палочки… Да тут настоящие брёвна кувалдами заколотили. Рука Славика плотнее обхватила рукоятку ножа. Вспомнились слова брата – в песок не втыкать (а тут был песок), углы не резать (а в этой игре одни углы). Но он глядел на Леру, а она смотрела в ответ и смотрела с надеждой и затаённым восхищением. К тому же – палочки в земле. Брр…

– Я могу.

***

Нож вонзался словно сам, отсекая нужные углы, загибаясь в правильные градусы и прокладывая оптимальные траектории.

Дрыны-палки выгрызал из земли шестой, и Овраг на год остался под крылом двадцать второго микрорайона.

Назавтра Лера пошла гулять со Славиком, а все острия-препятствия внезапно затупились – нож проткнул песок жизни, вобрав в себя волю земли со всеми её острыми углами.

А ещё через день Славика потянуло на деревянную лавочку, где ребята помладше резались в "Морской бой". Себе хозяином Славик уже не был. Им верховодил нож.

– Пацаны, двиньтесь.

Он согнул свой замечательный нож и начал.

Нож упал на рукоятку (фигура "подлодка"), лезвие уткнулось в белёсое небо – и подводная лодка прошла под Бесединским мостом и встала на якорь уже в Москве.

Славик, поддев пальцем, крутанул за рукоятку, нож, провернувшись в воздухе, ткнулся кончиком острия в доску – "крейсер".

"Аврора" замерла перед Кремлём, приготовилась к выстрелу…

Из окон доносилось тревога из радиоприёмников, а Славик, быстро обштопав мальцов, перешёл в соседний двор. Там играли в "Земли". Его нож полетел в утрамбованный круг. Кромсая глинистую поверхность прямыми линиями, Славик держал в уме "Города": чтобы наверняка, работать он будет "танчиками".

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
Другие работы:
+12
407
12:26
+1
ГОЛОС. Мне совершенно нет дела до «ножичков», а рассказ захватил, повёл за собой и вот такая! — сногсшибательная концовка bravo
Нож, который кроит реальность, и атмосфера такая — физически ощутимая, всё естественно, без натуги.
Некоторые временные осечки общую картину не портят, возможно, это свойство ножика — захватывать и пространство, и время. Человеческий фактор создающий вселенский хаос — вот это изюминка рассказа.
Отдельно плюс за Машу Старцеву, хотя это сравнение в рамках произведения и несколько шероховатое.
Трудно выбирать: оппонент тоже хорошо написан, даже лучше с технической стороны. Но тут идея чуток масштабнее smile
13:38
Если я не ошибаюсь, по живому в данном случае нужно писать без дефиса. Как название рассказа сочетается с его содержанием, понятно не вполне. Что касается содержания… Опять поучительная история. Скучно…
15:15 (отредактировано)
+1
Написано конечно замечательно, но в тот момент, когда брат ставит условие, читатель уже знает, что это условие будет нарушено. И весь рассказ о том, как это будет сделано. Я не скажу, что было очень скучно, скорее не интересно. Просто очень предсказуемо. И да, конечно, роковая она, из-за которой… А в итоге вопрос — ну и что? И главное — что такого магического?

Впрочем, последнее возражение снимается — здесь скорее мораль: променял волшебную палочку, исполняющую желания, на простую игру… Это понятно. И тем не менее.

PS. И послевкусие (после какого-то периода осмысления) этот рассказ нравится по-прежнему меньше, чем у соперника, именно своей незавершённостью. Если в том рассказе есть логический финал — всю жизнь корректировал песком и вся жизнь рассыпалась в песок, то в этом рассказе была попытка очеловечить героя, ему поставлено условие, он не выполнил — и дальше идёт стабильная деградация. Нет осмысления, есть отупение. И эта деградация в сторону мальчика двора неприятна.

А самый главный вопрос — если он успешно проиграл свою первую игру, как он мог без тренировки выиграть турнир? И к тому же он не мог знать правил и языка игры, если он в неё ни разу не играл (кроме первого), а язык игры представлен очень богато. Но ведь игра и её язык не были частью жизни ГГ. Только за счёт магии ножика?
15:19
+2
А мы играли в города и дедки бабки в детстве. Ностальгия. Рассказ читается на одном дыхании. И так интересно вписалась тема в рассказ в качестве последней игры! Интересно, правила её тоже выдумал автор? Голос здесь.
18:25 (отредактировано)
+1
Неплохо. Хотя мне непонятен, прямо-таки культ, игры в ножички. У нас она была сезонной весна-осень, играли просто в круг, таких названий и не помню. Ну это лирика воспоминаний. Хотя многие порадуются.
Витиеватые узоры на ореховом прутике — Хм? Весьма сложно. Прутик тонкий, круглый, узоры, думается, в основном простые геометрические. Ну да ладно, может в этом и есть состав магии.
После прочтения вывод какой-то напрашивается не очень мне нравящийся.
Режешь резьбу ножичком на прутике, проявляешь эстетический вкус, повышаешь интеллект, зарабатываешь жизненные очки. Но при этом живешь сам для себя. Никому не нужен, по большому счету, и не интересен.
В ответственный момент решаешь помочь товарищам, жертвую своим благополучием, данным обещанием и все. Иди и играй в ножички.
Или наоборот, герой стал кроить судьбу и территорию своей большой страны (в конце у меня стойкая ассоциация на события 1991 года)?
Чет совсем запутался. Где прутик, где ножик, где брат? Где правда?
(+).
На отбрасывает назад. Правда там где сила. Или все-таки вперед, сила мысли…
Во всяком случае нож судьбы не помешает в кармане. Да и вообще:
«Аврора» замерла перед Кремлём
wonderА то! Москва — порт пяти морей.
ГОЛОС.
23:16 (отредактировано)
А мне было скучно, игры такой не знаю, а автор только намеками. Я так и не понял чего они там ножичками делали. Считаю этот рассказ неудачным, автор пишет непонятно для читателя. А если не вникать в игру ( а вникнуть я не мог по выше указанной причине), то от рассказа ничего не остается.
Да, магреализма в этом рассказе нету, да и в конкурента тоже нету.
Интересно получается, в финале турнира по магреализму вышли работы далекие от этого литературного направления. Обычные, скучные рассказы с элементами мистики.
Это грустно, учитывая то обстоятельство, что выбыли прекрасные работы выдержанные в жанре магреализма. Мне кажется, что причина в том, что 90% авторов так и не поняли что такое магреализм.
02:25 (отредактировано)
Что-то знакомо, близко, ностальгично. Что-то ново. Оказывается, как много игр было с ножичкаии. Я знаю только три. Без витиеватых названий, просто «ножички». На земле, на скамейке и в дерево.
«Ножички» — это, безусловно, реализм, хорошая привязка к реальности. И тут же битва «на ножичках» между микрорайонами. Нелепо, если представить. Не верю. Финальная игра тоже неправдоподобная. Да, чудеса ножичка более-менее понятны, вот вам и магия в реализме, но детали этого самого реализма вызывают недоумение. Узоры на прутике, например. Описания противоречивые, не дающие чёткой картины. Сначала увиделся не очень большой город, микрорайоны, провинциальные увлечения, но номера школ этому противоречат. Овраг — понятно. Что может быть непонятного в овраге? Оказывается, может. Прохладные заводи как-то не вписываются в образ. При этом похоже, что автор описывал хорошо ему знакомый овраг. И поэтому недоумение. При всей похожести, у нас разные овраги, разные города, разные «ножички».
К технике у меня почти нет претензий. Что-то немного покоробило, но не сильно. Что-то понравилось. Но в целом впечатление — пресно. Серый текст, довольно безликий и от этого скушный. Автор не увлёк ни сюжетом, ни словом. При этом финал — выше всяких похвал! Отличная концовка, чё уж там. Именно она заставила задуматься о судьбе моего голоса. Вот если бы написано было «вкуснее», то ни разу бы не раздумывал. А так пока не знаю…
Концовка, конечно, шикарная. Открыли ящик пандоры. Но вроде бы ничего не предвещало беды… И если брат знал о такой силе ножа, то зачем он доверил его мелкому? Ну или, по крайней мере, не просто озвучил правила пользования, а не припугнул Славика какой-нибудь наивной страшилкой, типо, гроб на колёсиках придёт или мама умрёт- подействовало бы 100%.
В ножички я играл, даже однажды в садик принёс, в тайне от родителей, такой же многофункциональный нож. Нож конфисковали и больше я его не видел(
В целом, по масштабности и эмоциональному накалу понравилось больше соседского.
ГОЛОС
08:58 (отредактировано)
+1
И если брат знал о такой силе ножа, то зачем он доверил его мелкому?
Вот только сформулировала вопрос в голове, хотела коммент отредачить, и ты такой, подрезал)))
но у меня это не в плюс((
Для меня это тоже не в плюс. Вообще Большой Брат не раскрыт.
17:13
Это как в Черной курице — тоже мелкому доверили, он всё погубил. Но если в Курице хоть было осмысление и раскаяние, то тут пустота.
17:31
+1
У меня мелькнула Курица, когда речь о пятерках зашла. И все. Абсолютно другой посыл. Курица — моралите — продукт своего времени, там все изящно и продумано. Здесь конец для меня прикручен, как и тема. Не логичен, не вытекает одно из другого.
19:21
+1
согласна; у меня примерно те же ощущения.
08:53 (отредактировано)
+3
Рассказ с потенциалом. Но, видимо, читать надо его более внимательно или несколько раз. НО как-то текст не располагает к перечитыванию, а с первого раза я не до конца поняла.
Что мне показалось… Все показано, наглядно, а проникновения в образы нет. Есть общая шпана, которая не требует пояснений, но вот самого ГГ, каков он, я там и не увидела. Не показан он мне. Куда пропал «брат»? В пространстве рассказа и в самом рассказе. Его ввели словами матери, чующей недоброе, как необычный персонаж. Видимо он определяет тут этот магреализм. А вот состояния чуда мне не хватило. Брата автор потерял. А жаль.
13:57 (отредактировано)
Ну, что сказать…
Идея очевидна.
Нож (такой вот складной, многофункциональный) владеет событиями этого мира. И от того, как его применит его владелец, зависят будущие события и изменения в мире. Либо узоры на палочке вырежет — и тогда поменяет микро-ситуацию для владельца, либо… будет воткнут в землю в детской игре — и тогда мир ждут военные события, а его владелец будет активно участвовать в них и уже не сможет управлять ножом. Единственное, над чем не властна магия ножа — над любовью.
Старший брат отдал нож малому — это смена поколений. Вероятно, условие такое.
Автор размышляет над причинами явлений этого мира и ролью человека в событиях. И делает это достаточно убедительно.

ГОЛОС здесь.
21:12 (отредактировано)
Название, картинка и тема, вроде все в соответствии. Но текст сам по себе, на мой взгляд.
И хотя рассказ написан замечательно, но как-то не задел. Если у ножа был заложен такой потенциал, кроить мир, то герой -то и не узнал про него. Ну если только сравнить складной, многолезвийный нож с пантографом и представить, что он увеличивал маленькие детские страстишки до мирового пожара… Опять же, мальчик то не знал. В чем мораль, смысл, итог?
Плюс за хорошее изложение.
Долго думал, размышлял. Там герой умер, рассказ окончен, тема закрыта. Здесь, в финале, как бы все только начинается. То есть имеется некий потенциал. И у рассказа, и у героя.
Да, и еще немного ностальгии по детству. Дворы, дворовое сообщество как семья, там один за всех и все за одного.
Голос.
00:14 (отредактировано)
PS. Ещё моменты в рассказе, которые напрягают — это 1) незаконченность истории с братом, 2) сразу после этого эпизода идущая вставка воспоминаний, 3) после вставки идёт уже новый эпизод, а я (как читатель) всё ещё жду продолжения истории с братом. И это создаёт диссонанс. Вставка с воспоминаниями — ключевая, но место для неё не очень хорошо выбрано. Может лучше было бы с неё начать? Или лучше обработать окружение. ИМХО.
04:24
Не знаю…
Финалистам, на мой взгляд, сильно не повезло с темой.
Автор, судя по всему, мастер игры в ножички. Или все это придумано. Если придумано, то так тонко, что и не отличишь правду от вымысла. Написан рассказ хорошо. Даже очень хорошо, но для меня скучно. Понимаю, что это моя проблема, но, тем не менее…
ГГ сам-то понял, чем владеет? Или его настолько захватила месть, что ни о чем другом уже не думал?
10:15
А мне совершенно не зашла концовка. При чём тут это? Совершенно немотивированный переход. Ну вот даже банальный вопрос — Валентин об этом откуда знал? Тут про 91 год писали. Так может это Валентин СССР развалил, а тут уже будущее… Так не похоже на будущее. Да и в целом рассказ мне чужд, ну не играл я во всё это в детстве, чего уж греха таить. Книжки читал.
15:21 (отредактировано)
+2
Какие похожие рассказы, однако. По стилю, по духу, настроению. Для меня, по меньшей мере.
Герой в процессе своей жизни. Магический предмет, исполняющий желания. Старший мужчина, который проясняет тонкости обращения с артефактом. Женщина, как камень преткновения. И в итоге всё получается не так, как герой представлял себе в начале. Ну хорошо написано, конечно.
07:42
ГОЛОС здесь. В силу чистейшей, незамутненной вкусовщины — визуальный ряд напомнил эпизод из «Аннабель Ли» Лазарчука (вроде так называлось, не помню), а читал я этот роман лет десять назад, когда трава была зеленее, небо голубее, а петушок стоял не только по утрам.

Касаемо самого рассказа, то к нему претензии есть. Вернее, я лучше начну с хорошего — богатый, гибкий язык, прямо кружево. Хорошо и в меру введены персонажи. Фантдоп в лучшем духе магреализма. Но, вы понимаете, есть и некоторое «но».
Сцена «соревнований» за этот овраг мне показалась настолько сюровой и надуманной, что я не знаю, куда мне деваться. Да, она сюжетно необходима, но вот это все мне не налазит на голову: уличные мальчишки эпохи перед мобильными телефонами зачем-то делят место для игр, при этом играют в ножики как какие-то аутисты вместо того, чтобы банально подраться. Ну, блин, в волшебный нож верится больше, чем в это.
14:18
Всё сказанное — лишь слова одного читателя, ни больше, ни меньше. Не претендую на истину, пишу как увиделось и услышалось.

Я побуду субъективной. Очень.
Мне история в текущем виде показалась несбалансированной. Для рассказа в ней очень много не играющих (или неочевидно играющих) подробностей. Брат, уходящий «в никуда», влюблённость в Леру, которая нужна лишь для того, чтобы ГГ нарушил обещание. Бой за овраг. Это всё нужно вводить в равновесие. Потому что если детали оставлять, то нужно наращивать объём, если ужимать – решать, что действительно нужно оставлять, а что останется с персонажами «за кадром».
Теперь про достоверность. Дворовые войны – это реальность. Война за овраг – это фарс, моё мнение. Серьёзно, битва за нейтральную территорию… Может, у автора такое и было в детстве – не спорю, но играть в ножички за это… Мне смешно. Если это – часть фантдопа, то уж дали бы ему хоть какое-то размытое объяснение. Если это реально случилось в детстве автора, то мне ещё смешнее. В детстве оно конечно всё по-странному, но вот тут мне хоть какого-то обоснуя, даже самого нелепого, не хватило. (хотя вот у Добсона в «Рыбном дне» мелькает стена, которая червей выдаёт в обмен на конфеты, там это пропитано детской непосредственностью и мне вполне показалось достоверно именно в призме восприятия персонажей, они там чудесатые. Здесь ГГ очень рассудительным и приземлённым кажется, поэтому у меня такой диссонанс при чтении возник)
В целом, это могла бы быть интересная, достоверная, ностальгичная история с наплывом магии, но сейчас мне странно её читать.

Такая субъективщина.
18:59
Рассказ интересный, здесь и с реализм и магия, и тема вполне раскрыта. Хороший и богатый язык, импонирует использование не очень распространенных, не затертых слов. Очень хорошо проработана матчасть. Вспомнилось детство. Из недостатков – много недоговоренностей, излишне подробное описание игры приводит к потере темпа.
19:01 (отредактировано)
Тэкс, ну, я сюда Голосую.
По-моему, авторы финала решили потроллить друг друга) Написали а-ля магический соцреализм. Как будто договорились.
Тут жизни побольше, масштаба.
Хотя, вот опять все строится вокруг волшебной вещи. Материальный магреализм толстым слоем весь турнир((((
19:05
ГОЛОС сюда. За мощный стиль, за нетривиальную историю и глубокие аллюзии
19:06
Читала этот рассказ вторым и какое-то время казалось, что проголосую за него. Начало понравилось, заинтриговало, повело вроде в одну сторону… оказалось, в другую. Появилась безликая Она-ради-которой, потом пошла игра во всех её вариациях, и рассказ сделался скучным… Финал, конечно, интересный, но без предпосылок.

А главное, при общем богатстве языка, стиль какой-то заполошный. Местами я вообще переставала понимать, что имеется в виду. Вот тут, например: «Но и душой компании назвать его было нельзя. Без него просто было нельзя». А где-то резали глаз салабоны-кипеши-лажи, внезапно соседствующие с экзерсисами. Ну, мне кажется так: либо от начала до конца играть в дворовую семантику, либо уж не браться за неё, а вот мешанина не очень.
Загрузка...
Светлана Ледовская №1

Достойные внимания

Тоска Эрии
SoloQ 20 дней назад 31
Туннель
Водопад 27 дней назад 26