Xen Kras №1

Микротренинг для писателей №50: Метонимия, или сдвиг фокуса внимания

Микротренинг для писателей №50: Метонимия, или сдвиг фокуса внимания

Мы подбираемся к тем самым литературоведческим нюансам, в которых, что называется, без рюмки и не разберешься. Так когда же еще разбираться, как не в новогодние каникулы!

Метонимия, друзья, это не так уж и просто. Выясняем, что это такое и как это чудо сотворить. Важное примечание: мы пока не трогаем синекдоху как особую разновидность метонимии, попробуем пока освоить общую концепцию.

Перед вами микротренинг для писателей №50!

Итак, с ними снова Сухих И.Н. и его книга "Структура и смысл: теория литературы для всех" (АЗБУКА, 2016) люблю ее:

"Метонимия (греч. «перемена имени») – перенос значения по смежности, по реальному контакту предметов или явлений в пространстве или времени (класс слушает – то есть школьники в классе; «читал охотно Апулея, а Цицерона не читал» – то есть книги этих авторов). <...>

Метафору, метонимию и синекдоху можно наглядно представить в виде фрагмента, эпизода воображаемого кинофильма. Метафора – это монтаж, столкновение двух кадров-значений, производимое создателем метафоры. Метонимия – панорама, сдвиг воображаемой кинокамеры. <...>

Следовательно, метафора – наиболее индивидуальный троп, потому что столкновение значений по любому, даже самому ассоциативному признаку производит создатель, сочинитель метафоры (поэтому метафорической в широком смысле называют любую «украшенную», использующую разнообразные тропы устную или письменную речь). Метонимия же и синекдоха опираются на объективные взаимосвязи обозначаемых предметов, поэтому языковые и индивидуальные, поэтические метонимии оказываются близки".

Честно говоря, лично мне сравнение со сдвигом кинокамеры вообще не помогает. Давайте попробуем обратиться к похожему подходу, но выраженному другими словами, и посмотрим на примеры. Вот что пишет Козлова Л.А. в статье "Метафора и метонимия: сходства и различия" (Вопросы когнитивной лингвистики, 2011, №4.):

"...для метонимии особую значимость имеет ментальная операция перефокусировки, или сдвига фокуса внимания (термин Л. Талми [Talmy 2003: 257–311]), происходящего в сознании говорящего при концептуализации и вербализации того или иного предмета или события. <...> 

Такой сдвиг основан на существовании в сознании прочных ассоциативных связей между событием, явлением и его участниками или иными характеристиками, т.е. связей по смежности. В результате такого сдвига фокус внимания может перемещаться от самого события к его времени (После 11 сентября мир стал другим), месту (Мы еще долго будем помнить Беслан), от действия к его характеристикам (Поезд прогрохотал мимо), от автора к его работам (Нет ли у Вас Окуджавы?), от пациента к его диагнозу (У меня сегодня было целых три аппендицита), от человека к части его тела, предмету одежды или украшению (Глянь, какая обалденная шея восседает за крайним столиком (Рубина Д.); (Перстень заговорил) и т.д."


Типов метонимии просто ну очень много, если хотите, можете поискать полные списки самостоятельно. Я просто подытожу общую концепцию: метонимия - это перенос значения по смежности, основывается не на сходстве явлений (как метафора), а скорее на принадлежности одного другому в материальном либо смысловом плане. Классические примеры из литературы:

«Все флаги в гости будут к нам» (А.С. Пушкин) - под «флагами» подразумевается «страны». 

«Я три тарелки съел…» — пример метонимии из басни И. А. Крылова «Демьянова уха». Естественно, герой не сами тарелки съел, а их содержимое. Это неиндивидуальная метонимия, мы ею часто пользуемся в разговорной речи.

«Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину минуя дом барина?» (Н. В. Гоголь) - Гоголь вообще, кажется, любил метонимии, называя проходных персонажей их наиболее приметными характеристиками.

«Где бодрый серп гулял и падал колос…» (Ф. И. Тютчев) — представляете буквально такую картинку? Серп бодро гуляет, колос падает где-то на заднем плане... Естественно, речь идет о сенокосе. 

Кстати, использование единственного числа вместо множественного  - это тоже метонимия. Помните восхитительный пример из Пушкина:

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

А, вы заметили? Да, "пример из Пушкина" - это тоже метонимия, заменяет "пример из творчества Пушкина".

И да, именно - надеюсь, вам тоже уже пришла в голову эта мысль. Метонимию часто используют для сокращений, урезания лишних слов. Сравните:

«Я навел на нее лорнет и заметил, что мой дерзкий лорнет рассердил ее не на шутку» (М. Ю. Лермонтов) - «Я навел на нее лорнет и заметил, что мой дерзкий взгляд сквозь лорнет рассердил ее не на шутку» (Лис_Уильямс, разжевывание метонимии Лермонтова). 

В общем, давайте пробовать!

Итак, что мы имеем на сей раз:

1. Тема - "Метонимия, или сдвиг фокуса внимания".

2. Специальное условие: вы должны использовать в ваших семи предложениях не менее двух-трех метонимий.

3. Ограничение объема - семь предложений.

Если вам хочется получить комментарий от вашей прекрасной леди-тренера, у вас есть время до 06.01.2021 (да!) включительно. После этой даты вы также можете выполнить тренинг, но получите ли хоть какой-нибудь комментарий - это уже большой вопрос.

Успехов и удачи!

Важно: Самый Большой Слон дал добро на прекрасные наградки в профиль, которые сразу всем дадут понять, что их обладатель – мастер самой короткой формы на нашем сайте! Наградой обзаведётся каждый, кто получил 3 подарка от ведущего тренинга за лучшие 7 предложений.

P.S.: В качестве приятного бонуса авторам лучших работ по версии тренера – небольшой подарочек в профиль на сайте БС.

По результатам микротренинга для писателей №49 подарочки от меня получают Наталья И-ва за потрясающей красоты метафоры и Green_tea за углубленное погружение в тему)

Понеслась 

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
+9
696
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
03:49
+1
Куда пропали комментарии?
04:22
+1
Может, этот микротренинг хотят прпожарить на Сковородке вот и убирают комментарии :)))
08:53
+1
Нас отсюда поперли: С
14:17
+2
Никакого флуда на учебной территории!)
04:20
+3
Половину слов не поняла :))))))
Но! НО! Поняла, что метонимия = обозваться :)))
09:38 (отредактировано)
+5
Интересно, что это у меня такое получилось… pardonЧёта кажется, ничего не получилось. laugh

***

Утро Элеоноры Паллны не задалось. Холодный ноябрьский дождь вымочил брюки, и ни одна собака в метро не уступила места. Крепкий кофе, увы, не вытащил её из мрака тоскливой безысходности, и голова словно раскалывалась на множество пульсирующих багровых угольков.

Она с ненавистью оглядела длинную очередь в перчатках и масках, послушно застывшую на нарисованных на полу метках за прозрачной стенкой кабинета. Очередь безмолвствовала. Элеонора Паллна подавила желание злобно расшвырять приготовленные для сбора мазков принадлежности, распахнула стеклянную дверь и сказала фальшиво бодрящим тоном: — Доброе утро, коллеги!

Скрипя суставами, в пустоту пополз новый офисный день.

***

Без ентой метонимии ужасно скучно было бы писать. thumbsup
11:10
+3
Ну да, это пока в основном не метонимии — но могут ими стать!

ни одна собака — это фразеологизм. Скорее всего, в основе аллегория либо метафора, точно не метонимия.

кофе, увы, не вытащил её — метафора плюс олицетворение. А вот «чашка кофе» была бы метонимией, что интересно. «Чашка чая», «чашка кофе» — это все закрепившиеся в разговорном языке метонимические переносы.

очередь в перчатках и масках — очередь можно формально считать метонимией, еще «метонимичнее» это можно было бы сделать, если бы это была «очередь перчаток и масок» или «очередь из перчаток и масок».

пополз новый офисный день — тоже метафора плюс олицетворение, мы такое уже проходили))
11:28
+1
Спасибо большое, попробую сделать ещё что-то!
17:53
+2
Какая эта метонимия коварная! То за метаформами прячется, то за олицетворением :)
16:57 (отредактировано)
+4
ох и скрипели мои мозги!
жирным навыделяла то, что мне кажется метонимией (ключевое слово«кажется»))))))
ну и знаки препинания по принципу Остапа Бендера, пусть не огорчают)))

Город давит стеклом и бетоном, поэтому дома у меня сплошь дерево и, конечно, много зелени, ручной работы текстиль, вышивки на стенах, светлые оттенки серого и бежевого («деревня и древность», — вздыхала подруга Светка, любительница новомодных течений) и всего один экран во всю стену в спальне, где я любила засыпать под морские волны, а просыпаться под лесных птичек.
Око цивилизации отслеживало любую точку мира, онлайн транслируя север или юг, природу или мегаполисы.
У меня было всего три дрона с камерами (и те в доле с другими «натуралами»), но мне хватало и этих трансляций, чтобы перезагрузиться после любимой, но предельно выматывающей работы: «радио сказало» - это я и есть и, когда весь город следит за каждым твоим словом, когда ты с ходу в уме сшиваешь музыку и текст, вкладывая в эфир всё сердце, после трехчасовой смены в голове сущий дурдом.
Поэтому я очень люблю мой пастельных оттенков дом, обожаю часами наблюдать жизнь других уголков мира и даже завела традицию: наблюдая за лесом, я пью ромашку, у берега моря — мятный чай, а при виде пустыни так и тянет на кофе с кардамоном.
Но однажды появилось легкое ощущение, что хочется чего-то другого, я не могла это объяснить: чувство было невнятным, зыбким, неуловимым, пока въедливая Светка не обронила вдруг «если ты так любишь всю эту природу, ехала бы туда».
Тут для меня всё встало на места и следующий час подружка провела, молча следя, как я собираю чемодан, покупаю билеты, отпрашиваюсьс работы и вызываю такси.
Меня ждала железная дорога, воздушные и морские пути, я решила своими глазами увидеть север, ощутить соль волны и почувствовать запах кардамона на границе пустыни и неба.
21:00
+3
стеклом и бетоном — да, отличная метонимия!

дома — ммм, а почему? вроде просто констатация факта. можно сказать, что типа перифраз (потому что по факту это скорее всего квартира, а не дом), но совсем уж стертый.

дерево, зелени — да, туда же, к стеклу и бетону, текстиль, кстати, тоже сюда, это укоренившаяся в языке (т.е. стертая) метонимия.

деревня и древность — скорее метафоры.

морские волны, лесных птичек — да, метонимии

око цивилизации — перифраз

север или юг — метонимии

радио сказало — метонимия плюс олицетворение

весь город следит — метонимия плюс гипербола

в голове дурдом — метафора

уголки мира — метафора

пью ромашку — метонимия

мятный чай и кофе с кардамоном — просто факты

собирать чемодан — прекрасный пример метонимии, да

с работы — да, стертая метонимия

ждала железная дорога, воздушные и морские пути — скорее, просто олицетворение плюс, может быть, перифраз, если бы было «ждали поезд, самолет и пароход», было бы просто олицетворение

увидеть север — метонимия

соль — нет, а вот соль волны — да (здесь метонимический перенос у волны, не у соли)

запах кардамона — просто словосочетание. понятно, что героиня хочет пить кофе с кардамоном, нот запах-то все равно именно кардамона имеется в виду.
13:49 (отредактировано)
+1
Благодарю, о прекрасная Лис!!!
я думала, результат будет хуже))))
честно сказать, все равно оно до конца недопонято.
очень тонкая грань, очень. те же «деревня» и «древность» — по идее, перенос по географическому и временнОму признаку, а вот поди ж ты, метафоры!
это было очень полезно для внутренней дисциплины и новых нейронных связей, очень интересно)))) благодарю!
19:28 (отредактировано)
+5
Рискну и я. Миниатюра под названием " Один день абитуриента":
1) Тихо, умиротворённо СПИТ ОБЩАГА и только-только близкий РАССВЕТ ПРОБИВАЕТСЯ лёгким серым светом сквозь неплотно задвинутые занавески.
2) Я все ещё ДОЛБЛЮ УЧЕБНИКИ и ОТБИВАЮСЬ ОТО СНА крепким кофе — за ночь ПРОГЛОТИЛ четыре ЧАШКИ.
3) ПОЗИТРОНЫ, ЭЛЕКТРОНЫ никак НЕ ХОТЯТ УКЛАДЫВАТЬСЯ в памяти понятными определениями.
4) До экзамена ещё есть время и эти НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ ПОМОГУТ ВНЕСТИ хоть немного ясности в ОДУРЕВШУЮ от бессонной ночи БАШКУ.
5) Но время неумолимо таяло, и уже по коридору ЗАБЕГАЛА АБИТУРА: с гиканьем и смехом посыпалась лестницей к вестибюлю, оглушив вахтершу, и едва не снеся входную дверь заторопилась в студенческую столовку, успеть НАПОЛНИТЬСЯ нехитрым ЗАВТРАКОМ до начала экзамена.
6) И вот уже и я, вместе с такими же не выспавшимися, с тревогой в глазах, мчусь к аудиторным корпусам где с минуты на минуту начнется главное событие последних дней — быть или не быть мне студентом в этом году.
7) И уже где-то на подсознании созревает и набирает ясности радостное понимание, что это последний экзамен, и впереди нас уже ЖДУТ жаркие ПЛЯЖИ Днепра и городские шумные ТАНЦПЛОЩАДКИ.
20:44
Только нужно выделить предполагаемые метонимии, иначе не смогу их оценить)
15:36
Хорошо вышло)

СПИТ ОБЩАГА — метонимия

РАССВЕТ ПРОБИВАЕТСЯ — метонимия + олицетворение

ДОЛБЛЮ УЧЕБНИКИ, ОТБИВАЮСЬ ОТО СНА — скорее метафоры, чем метонимии

ПРОГЛОТИЛ четыре ЧАШКИ — метонимия

ПОЗИТРОНЫ, ЭЛЕКТРОНЫ никак НЕ ХОТЯТ УКЛАДЫВАТЬСЯ — метонимия + олицетворение + метафора, ух!

НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ ПОМОГУТ — метонимия + олицетворение

ОДУРЕВШУЮ от бессонной ночи БАШКУ — метонимия + эпитет

ЗАБЕГАЛА АБИТУРА — скорее перифраз, а вообще просто жаргон

НАПОЛНИТЬСЯ нехитрым ЗАВТРАКОМ — метонимия

ЖДУТ жаркие ПЛЯЖИ Днепра и городские шумные ТАНЦПЛОЩАДКИ — метафора + олицетворение

23:09 (отредактировано)
+3
Попробую ещё )))

***

Очередная стопка обожгла горло, ударила в нос; поморщившись, я поставил её на стойку и слегка подтолкнул пальцем.

— Ещё одну…

Белые перчатки, протиравшие бокал, на секунду замерли.

— Пожалуй, вам хватит.

— Пач-чиму?.. – я обвел затуманенным взглядом длинный ряд бутылок и вытащил из кармана несколько смятых бумажек, – у меня есть деньги!

— Поверьте, не стоит, — мягко проговорили перчатки.

Роскошное декольте обняло меня слева и тихий голос пощекотал ухо: — Пойдём, дружок, бар закрывается… расскажешь мне про неё?

PS: Походу, я как Тигра не люблю метонимии чертополох… С метафорами уютнее. pardonДавно не вписывал что-то в семь предложений, пунктуация страдает. Вообще спасибо, Лис, чужие примеры тоже дают много полезного.
13:56
+2
увлекательная задачка, да? ) это мы еще синекдохи не разбирали)) crazy
чё-то мне кажется, тут сплошь олицетворения.
но послушаем специалиста))))
13:12
+1
Да, Танита, очень увлекательная головоломка! jokingly
15:42
стопка обожгла горло — метонимия + метафора + олицетворение, сильное начало)))

проговорили перчатки — метонимия + олицетворение. Перчатки, протиравшие бокал, кстати, тоже будут метонимией, потому что бокал протирает человек с надетыми на руки перчатками (да, там сложный когнитивный процесс идет при обработке «перчаток», на самом деле, потому что «руки протирают» — это вроде как тоже стертая метонимия + олицетворение, если только это не случай как в «Семейке Адамс»)

декольте обняло меня — метонимия + олицетворение (это вообще стандартное сочетание)

голос пощекотал ухо — метафора
11:21 (отредактировано)
+1
Начинаю читать такую информацию, наверняка полезную и нужную.
За что автору блога жирный плюс. Попытаюсь принять участие.
Но в голове постоянно крутится вопрос: «А что сказал бы по этому поводу Чехов? Залезал ли он в дебри изучения писательского мастерства? А Достоевский?»
Ну, может не совсем по теме, но вопросы остаются.
11:58
+3
Полагаю, пожали бы плечами и заметили, что «науку сию освоил я еще в младенческие годы». Если они еще в младших классах начинали изучать русский язык, чистописание, риторику и словесность, при этом словесность всегда была обязательным экзаменом при выпуске, равно как и греческий, латинский, немецкий, английский, французский языки и чистописание, не знаю даже, что тут и говорить. Дворяне, все-таки.

Впрочем, если на то пошло, я тоже примеры для микротренинга часто беру из своей старой тетради по литературе, 6 класс. И мы вот примерно так же, как в тренинге, учились их применять. Полагаю, Чехову с Достоевским преподавали не хуже.
09:37
«Вот и ответ».
Качественное школьное образование — залог будущих побед в любой области.
17:27
+1
Так как леди-тренер (как и участники, я думаю) сейчас на безудержном новогоднем отдыхе, тренинг продляется на 2 недели (т.е. до 20 января) blush
21:23 (отредактировано)
+1
На море.

Вскочила по будильнику.
Эх, надо было с вечера чемодан собрать, а теперь в спешке непременно что-нибудь забудешь.
Та-а-ак, возьму Токареву, Устинову, Маринину… нет, весь книжный шкаф в чемодан не поместится, да и на багаж ограничение — пятнадцать кг.
… Шорты, майки, купальник, очки, шляпку, крема: для загара, от загара, после обгара; Шанель
Осспидя, на фига на море Шанель?
… Ласты, маску, Самсунг, зарядку, шнур…
О, уши не забыть!
15:48
+1
Вскочила по будильнику — метонимия, и очень удачная (потому что мы не всегда осознаем «стертые» тропы, которые вошли в разговорную речь)

возьму Токареву, Устинову, Маринину — метонимия, хороший пример, как по учебнику))) найдите в комментарии метонимию

весь книжный шкаф — метонимия

Шанель — метонимия

Самсунг — метонимия, но вот с точки зрения ясности текста лучше такую не использовать, потому что это неоднозначно телефон, может быть и читалка, и плеер, и что там еще

зарядка — мне кажется, это просто жаргонизм или что-то такое

уши не забыть — метонимия
Александр
14:39
+2
Берлин можно и повыше, а вот Пхеньян стоит опустить. А в угол что запихнуть? Камчатку? Нет, лучше Канберру.
Часовая стрелка перешагнула за цифру 3. Уже середина ночи. Но Наде не спалось. Чёрный кофе, выпитый две цифры назад, прогнал Морфея напрочь. Она сидела на стуле и смотрела на холодильник. Ещё недавно, до эпидемии Надя много попутешествовала, посетила чуть ли не каждый кружок на карте, а потому дверца была усеяна впечатлениями, привезёнными откуда только можно. Они были примагничены где попало и от того смешивались друг с другом. От нечего делать Надя решила привести их в порядок.
ЛионЛион — это сыры, красные вина. Значит, к левому краю. Исландия — это водопады, ледники — наверх. Индиявонь, мусор и Тадж-Махал — вниз. Римпицца, музыка — тоже налево. ЛондонДиснейленд — направо. Бразилиядождь, дождь, комары и снова дождь — это даже не низ, это мусорка. Швейцариягоры, озёра — наверх…
Так она перебирала впечатления, отправляя их по разным краям холодильника. Наслаждение слева, веселье справа, красота сверху, снизу всё остальное. Когда все впечатления были распределены, в самом центре осталось пустое место. Что туда поместить? Это должно быть что-то важное. Самое важное. А где на планете самое важное место? Надя задумалась. А! Бабушка! Деревня, молоко, клубника, речка, свежескошенная трава… Только у деревни нет магнитика. Центр холодильника будет пустовать всегда. Но Надя никогда не забудет, что там примагничено её самое важное воспоминание.
16:07
— Берлин можно и повыше, а вот Пхеньян стоит опустить. А в угол что запихнуть? Камчатку? Нет, лучше Канберру. — все метонимии

две цифры назад — метонимия

прогнал Морфея напрочь — перифраз

до эпидемии — мне кажется, это не троп, просто констатация факта

усеяна впечатлениями — перифраз + метонимия, но метонимия прям с натяжкой

По идее, весь абзац, где Надя сортирует магнитики, состоит из метонимий, хотя плохо представляю магнитики с вонью, мусором и комарами. Поэтому, если Надя говорит все-таки не об изображениях на магнитиках, а о своих воспоминаниях и ассоциациях, метонимиями это не будет.

Наслаждение слева, веселье справа, красота сверху, снизу всё остальное. — метонимии

Бабушка! Деревня, молоко, клубника, речка, свежескошенная трава… — метонимии

у деревни нет магнитика — метонимия

примагничено её самое важное воспоминание — метонимия
00:41 (отредактировано)
+2
— Адик, представь себе такое: неделю назад Коппельманы заходили, так сегодня смотрю — столовое серебро пропало! — дородная женщина порхала по кухне.
— Тетя Сара, я со вчера проверял, все было на месте… — вставил свои пять копеек Мойша.
— Не вступайся за них, Мойша, ты запомни — Одесса такого не прощает!
— Сарочка, так вы в следующий раз еще и хрусталь им достаньте! — подколол Адик.
— Ах, шуточки твои, Адик, пощади, у меня ведь сердце!
Входная дверь отпрыгнула и вошел Семен Маркович, поставив под ноги бидон молока: «Эта шляпа, Сара, десять гривен с меня содрал!»
16:13
+1
столовое серебро пропало — метонимия

со вчера — просторечие

Одесса такого не прощает — метонимия + олицетворение

и хрусталь им достаньте — метонимия

у меня ведь сердце — метонимия

дверь отпрыгнула — метафора + олицетворение

бидон молока — метонимия

Эта шляпа, Сара — вот зависит. может быть метафорой, может быть метонимией. зависит от того, носит ли имеющийся в виду человек шляпу)
16:15
Ввиду странных перерывов в активности леди-тренера микротренинг продлен до конца января, ответы будут отличаться своевременностью))
Загрузка...
Илона Левина