Эрато Нуар

Временное зеркало

Временное зеркало
Работа №79

Мария работала в одном из салонов красоты парикмахером-стилистом. Вообще-то, она была очень образованной девушкой: имела высшее техническое образование, знала два иностранных языка. Два года назад она окончила технический университет с красным дипломом, но так как у нее не было никакого стажа и протекции, ее нигде не взяли на работу. Ей пришлось окончить курсы парикмахеров – стилистов и начать работать в одном из салонов. Маше очень нравилась ее работа. За какую бы сложную стрижку или прическу она не бралась, все у нее получалось быстро и красиво. Чтобы попасть к ней, женщины записывались за месяц, полтора на прием. И чтобы не говорили за ее спиной завистники, она и впрямь творила чудеса: любую дурнушку могла превратить в красавицу, всего лишь отрезав лишние пряди волос. Иногда ее (как стилиста) приглашали на киностудию помогать делать прически. Мария выполняла свою работу безупречно.

Дорога домой проходила мимо антикварного магазина. Иногда девушка заходила туда. Ей здесь очень нравилось. Она представляла себе время, в котором когда-то жили выставленные здесь вещи. Именно жили, создавая вокруг себя ту неповторимую атмосферу, которая зовется эпохой. Когда была возможность, Мария приобретала себе какую-нибудь безделушку: так, на всякий случай. Продавцы ее знали, и часто предлагали вещицы, еще не выставленные на продажу, по довольно сносной цене.

Вот и сегодня Маша зашла в магазинчик. Ее внимание сразу привлекло зеркало. Вроде бы ничего в нем не было особенного: овальное (не больше пятидесяти сантиметров по диагонали), обрамленное мелкой лепниной «под старину». Но оно, словно магнит, притягивало к себе. Девушка подошла поближе и заглянула в зеркало. « Ну, что? Понравилось?» - услышала она за спиной голос хозяина магазинчика. Девушка обернулась и молча кивнула головой. « Я могу продать его за полцены!» - продолжил он. Маше показалось это довольно странным: все знали, что хозяин был немного жадным и старался все продавать по высоким ценам. « А что с ним не так?» - спросила Мария, поняв, что такое щедрое предложение просто так не могло прозвучать. « Видите ли, - замялся хозяин – оно имеет небольшой дефект». Маша повернулась к зеркалу, еще раз внимательно его осмотрела, но так ничего и не увидела.

- Простите, а что это за дефект, если это, конечно, это не секрет.

- Что Вы, что Вы! Какие секреты! Просто у него с одной стороны внизу есть небольшая трещинка в виде паутинки.

- И что?

- Люди – то сейчас все стали суеверными. А тут – треснутое зеркало. Не каждый решится такое приобрести. Вы, надеюсь, не верите во всякие приметы?

- Ну.. В общем-то, стараюсь не верить. А Вы можете мне показать, где эта трещинка?

- Конечно. Я всем ее показываю, чтобы потом не было неприятностей с возвратом.

Несколько секунд мужчина стоял неподвижно, словно пытался что-то понять. Но это ему не удалось и он, повернув удивленное лицо к Марии, сказал: «Странно.. Я прекрасно помню, что трещина была! Но сейчас ее нет!»

Маша стала разглядывать зеркало: никаких трещин не было. Она хотела сказать об этом продавцу, но он куда-то исчез. Поставив зеркало на место, девушка пошла к выходу, сожалея о том, что не удалось приобрести такую красоту. Не успела она открыть дверь, как вновь услышала голос: « Подождите, подождите!» Оглянувшись, Мария увидела, что хозяин направляется к ней, неся в руках довольно большой пакет. Подойдя к девушке, он протянул его ей и сказал: « Это – Вам!» «Что это?» - удивленно спросила Маша.

- Это - зеркало. Оно – Ваше.

- А сколько я должна Вам за него? Может быть, у меня нет таких денег.

- Ничего не должны!

- Простите, но я не понимаю.

- Видите ли, дама, принесшая его, поставила условие: отдать даром зеркало тому, кто не найдет никаких дефектов на нем. Вы единственная, кто увидел зеркало целым. Берите! Да.. И еще вот.

Хозяин протянул Маше великолепный старинный гребень.

- Он прилагается к зеркалу. Дама сказала, что гребень всегда нужно брать с собой. Без него можно вернуться домой только всего лишь один раз.

- Откуда вернуться?

- Простите, я ничего не знаю.

Положив гребень в сумочку, и взяв осторожно в руки пакет с зеркалом, Маша, несколько ошарашенная свалившимся на нее подарком, пошла домой.

Дома она аккуратно достала зеркало и вновь стала внимательно рассматривать, ища трещинку, из-за которой никто не хотел его покупать. Не найдя ничего подобного, Мария стала думать, куда же его повесить. Так как в ванной и прихожей уже висели зеркала, она решила, что самое идеальное место для него - над прикроватной тумбочкой: встала утром и сразу видно, какая ты.

Следующий день у нее был выходным, и Мария решила посвятить его самой себе: сделать прическу в стиле 60-х годов. В то время в моде была стрижка с удлиненными прядями спереди, которые ложились завитками на щеки или волосы убирались за уши. Начес на макушке или по окружности всей головы зрительно увеличивал объем волос. Некую пикантность этой прическе придавали небольшие ленты или бантики, прикрепленные сбоку.

Маша уселась напротив подаренного ей вчера зеркала и начала творить. На протяжении всего того времени, которое она просидела перед зеркалом, ей казалось, что оно было живым. Там, в глубине, то появлялась, то исчезала какая-то дымка, причудливо меняя отражение девушки. Нет, она не делала отражение безобразным или смешным как в кривых зеркалах. Оно оставалось таким же, но Марии казалось, что зеркало, как живое, всматривается в ее лицо. Мария тряхнула головой, словно сбрасывая с себя это наваждение, и снова посмотрела в зеркало. Никакой дымки там уже не было. «Фу, и привидится же такое! Похоже, надо больше бывать на свежем воздухе, а то совсем перестала гулять. Только и делаю, что сижу в выходные за компом» - подумала про себя Маша. Она еще раз посмотрела на свое отражение: перед ней сидела девушка начала шестидесятых годов с аккуратным начесом, с завитками, убранными за уши. Не хватало только небольшой детали для полного сходства. Вот тут и пригодилась ее шкатулка с безделушками. Девушка стала выбирать, чем же украсить волосы. Ей попался гребень, отданный вместе с зеркалом. Аккуратно вколов его в волосы, Мария направилась к двери, чтобы выйти на улицу. Но, посмотрев на себя в зеркало в прихожей, поняла, что джинсы, в которых она была, абсолютно не подходят к ее образу. Чтобы не повредить прическу пришлось надеть сарафанчик. От кроссовок тоже отказалась: ну какие же кроссовки с сарафаном! Быстро надев легкие сандалики, девушка вышла из квартиры.

Закрыв дверь на ключ, она по привычке огляделась вокруг. И вдруг ей показалось, что это была не ее лестничная площадка. Вроде бы все тоже, но какое-то другое. Мария спустилась по лестнице и вышла на улицу.

То, что она увидела, привело ее в крайнее изумление. Напротив ее дома не было никаких строений – был пустырь! На нем, надрывно урча, туда-сюда ездил трактор и разравнивал площадку, размеченную колышками. Двое мужчин, вероятно строители, о чем-то спорили, по очереди тыча пальцем в лист, который держал один из них. Маша посмотрела налево и увидела, что рядом с ее домом идет строительство нового дома. Ни асфальтовых тротуаров, ни деревьев, ни детской площадки не было. «Та-а-ак! – подумала девушка, - Или мне это снится, или я сошла с ума, или…!!» Она, решив проверить свою догадку, пошла направо, где должен был по ее представлениям находиться магазин. Завернув за дом, Мария его увидела. Он стоял на прежнем месте, но выглядел как-то совсем иначе. Приглядевшись, Маша поняла, что с ним не так: он был абсолютно новым и над ним вместо названия «Радеж» огромными буквами было написано «Продуктовый». «Если я не сошла с ума и не сплю, то получается, что я переместилась во времени! – сказала она сама себе вслух, – Но… какой это год?» Тут она вспомнила свой любимый фильм «Назад – в будущее», где герой узнает все из газет. Решительным шагом Мария направилась между домами в сторону проспекта, надеясь, что он уже существует.

И действительно, проспект находился там, где и должен быть. Но, как и все вокруг, он был совершенно другим. Маша не увидела ни одной рекламы на зданиях, магазинах, оградах парка, не увидела огромного потока машин, стоящих почти впритык друг к другу перед светофором. «Надо найти место, где продают газеты» – подумала девушка. Она внимательно огляделась вокруг и увидела небольшой киоск с надписью «Союзпечать». Это как раз то, что надо!

- Простите, - обратилась она к продавщице, – Можно сегодняшнюю газету посмотреть?

- Так нет газет! Все еще с утра раскупили! Ты что же так долго спишь: полдень – на дворе!

- Да в ночную смену работала, - соврала Маша.

- Не повезло тебе, красавица, все-все раскупили! Событие-то какое!

- А какое событие у нас? - осторожно спросила девушка.

- Эх, ты – работница! Ты, что же, и радио не слушала?

- Ну… Как-то не случилось.

- Так сегодня наша Валечка Терешкова в космос полетела!! Первая женщина на планете!

Сказать, что Мария была в шоке – ничего не сказать. Она сразу вспомнила, что Терешкова летала в космос в 1963 году.

Никто и никогда (каким бы гениальным ни был писатель) не сможет описать состояние человека, узнавшего, что он оказался совершенно в чужом времени!! Ни в чужом городе, ни в чужой стране, а именно – в чужом времени!! Можно только предположить, но описать это невозможно!

Маша стояла в полной растерянности, с трудом соображая, что же теперь ей делать дальше.

- Девушка, Вам плохо? Вы так побледнели! Может быть, водички дать? – обратилась к ней продавщица.

- Нет, нет… Спасибо. Сейчас все пройдет.

Она развернулась и пошла в парк. Там, выбрав скамейку под деревом, села и стала минуту за минутой вспоминать сегодняшний день. Однако это ничего ей не дало. Она так и не смогла понять, как же очутилась здесь и, самое главное, как ей вернуться домой. Тут словно ниоткуда налетел ветер. Он дунул с такой силой, что растрепал всю прическу.

« Ну, вот, - подумала Маша, - Весь мой начес испортил. Хорошо, что хоть гребень у меня есть. Надо привести себя в порядок и вернуться к своему дому. Может быть, там что-нибудь надумаю». Мария вынула из волос гребень..

Перед ней по-прежнему висело зеркало. Не веря своим глазам, Маша огляделась вокруг. Да, она была дома. Девушка вскочила и побежала на улицу. Перескакивая через две-три ступеньки, она пулей вылетела из подъезда. Все было, как и раньше: асфальт, деревья, детская площадка во дворе, старые пятиэтажки напротив. Облегченно вздохнув, Мария вернулась в свою квартиру.

Никогда в жизни Маша еще так не ждала своих выходных. Ей очень хотелось проверить свою догадку о зеркале и гребне.

Наконец выходные пришли. Уже с утра Мария отправилась на киностудию: ей надо взять платье в стиле 30х годов. Она была уверена, что ей пойдут навстречу. И не ошиблась. Костюмерша Олечка дала вполне приличное платье. Только попросила вернуть его не позже завтрашнего вечера.

Придя домой, Маша начала приготовление к путешествию. Прежде всего, она достала и положила на тумбочку гребень. То, что он является ключом для возвращения домой, она нисколько теперь не сомневалась: не зря ведь ей сказали, что его всегда надо носить с собой! Из Интернета Маша узнала, что в тридцатые годы основным нарядом было темное платье ниже колен с белым воротничком. То, что дала Олечка, вполне ей подходило. Теперь надо заняться волосами.

В тридцатые годы были модны короткие волосы (оптимальная длина – до подбородка). Волосы накручивались на бигуди до мочек ушей. Верхняя часть оставалась гладкой. Волнообразные прически оформлялись сеточкой или перьями, блестящими заколками или зажимами. Так что гребень вписывался в образ женщины тех лет.

Пока Мария сушила накрученные волосы феном, она думала о том, как же побывать именно там, где хочется, а не просто «где-то» во временном пространстве. «А что если попросить об этом зеркало? – думала она, - Вдруг и получится». Переодевшись и тщательно сделав прическу и макияж, Маша села перед зеркалом, заправила гребень сбоку в волосы и сказала: «Мне очень-очень хочется оказаться в Париже на Марсовом поле тридцатых годов». Несколько секунд ничего не происходило. Потом девушка увидела, как зеркало подернулось белой дымкой, стало меняться изображение, и ей снова показалось, что зеркало всматривается в ее лицо. Маша тряхнула головой: все исчезло, но она по-прежнему находилась в своей квартире. «Странно, - подумала она, - может я что-то не так сделала? А может…» И она направилась к двери. Однако за порогом квартиры был все тот же двадцать первый век. «Ладно, - грустно вздохнув, проговорила Мария, - пойду, прогуляюсь. Что я зря, что ли наряжалась!». Она спустилась по лестнице, открыла входную дверь, вышла на порог и…..Оказалась на авеню Анатоль Франс в Париже! У девушки перехватило дыхание: она попала туда, где мечтала побывать всю жизнь!

Постояв некоторое время в раздумье, Маша решила пройтись по авеню до подножья Эйфелевой башни. Она шла неторопливо, с интересом разглядывая все вокруг. Вот черный автомобиль, не спеша, с достоинством, проехал мимо нее. И буквально следом за ним прокатилась повозка, запряженная лошадью. На противоположной стороне она увидела несколько велосипедов с повозками-кабинками. Трое мужчин, вероятно хозяева этих необычных транспортных средств, о чем-то беседовали. Проходя мимо кафе, она почувствовала ароматный запах кофе, свежеиспеченных булочек и вспомнила, что с утра забыла поесть. Маша собралась было зайти, но вовремя спохватилась: у нее не было денег. Однако, молоденький официант, видно заметив ее замешательство, быстро подбежал и спросил: «Чего желает мадмуазель?».

- Спасибо, ничего, – смутившись, ответила девушка.

- У нас все вкусное и свежее, – не унимался паренек.

- Спасибо, зайду в следующий раз!

- Мадмуазель – иностранка?

- Да. А что – это так заметно?

- О-ля-ля! Ваш акцент говорит сам за себя! Так что Вам принести?

- Спасибо, ничего, - ответила Маша и быстрым шагом пошла по направлению к Эйфелевой башне.

Проходя вдоль берега Сены, Мария с интересом наблюдала за рыбаками, уютно устроившимися там. Всматриваясь в их сосредоточенные, спокойные лица, она думала о том, что никто из них еще не знает, что всего через несколько лет, а, может быть и дней, начнется война.

Вскоре внимание Маши привлекла группа подростков. Она подошла поближе и остановилась в изумлении. У большинства ребят на ногах были …Ролики! Нет не такие, как у нее, но все же ролики! Маша всегда была уверена, что роликовые коньки это изобретение 21 века. Она с интересом стала рассматривать их. Это были дощечки толщиной в 2-3 см с колесиками на концах. Нога пристегивалась при помощи кожаных ремешков. Наверное, она слишком долго наблюдала за подростками, так как они стали переговариваться друг с другом, искоса поглядывая на нее. Чтобы не привлекать излишнего внимания, Марии пришлось идти дальше. Чем ближе подходила девушка к Эйфелевой башне, тем величественнее она становилась. «Наверное, в ночное время, освещенная прожекторами, она еще прекраснее» - подумала Маша. И тут краем глаза она увидела, что в ее сторону направляется полицейский. Девушка поняла, что это подростки вызвали его. Что бы ни попасть в неприятную ситуацию, Мария быстрым шагом пошла к первому, попавшемуся на глаза магазинчику, и, зайдя туда, быстро вынула из волос гребень…

Она вновь сидела у себя дома перед зеркалом. « Так, - сказала вслух сама себе Маша, - Если еще соберусь путешествовать, надо будет хоть кусок хлеба с собой взять да воды, а то кто его знает, что со мной может приключиться!»

В течение всего следующего месяца Марии было не до путешествий: ее напарница ушла в отпуск. Кроме того на киностудии шли съемки фильма о временах Елизаветы Петровны, и Машу привлекли к работе как парикмахера-стилиста. Она приходила домой такая уставшая, что ни о каких путешествиях даже и не мечтала. На съемках ей так понравилась эта эпоха, что она решила непременно отправиться туда при первом же удобном случае. Единственное, что волновало Марию, сможет ли она переместиться, используя парик, а не свои волосы. В Интернете она прочитала, что Елизавета Петровна регулярно проводила бал-маскарады, так называемые «метаморфозы», когда дамы наряжались в мужские костюмы, а мужчины – в дамские. Маша решила нарядиться в мужской костюм. Даже если она попадет просто на бал-маскарад, а не на «метаморфозы», маска на лице поможет ей скрыть, что она – женщина. В конце месяца напарница вышла на работу, и Мария решила в ближайшие выходные отправиться на бал. Она прочитала в инете все, что возможно, об этих балах, чтобы не попасть в неприятную историю. Наконец все приготовления были закончены. Маша, выпросив у костюмерши Олечки костюм времен Елизаветы (фрак французского покроя) и парик, пришла домой, села перед зеркалом и начала свое преображение. Через час она была готова к путешествию.

Маша закрыла квартиру, спустилась по лестнице и, открыв дверь, вышла на улицу.

Хорошо, что она на какую-то секунду задержалась на пороге, а не то бы врезалась в группу женщин, стоящих перед ней. Бал был в полном разгаре. К сожалению, она попала не на «метаморфозы», а на обычный бал-маскарад. Теперь ей придется очень осторожно вести себя, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. Девушка огляделась вокруг. Ее поразило богатство убранства зала. Это была не бутафория, ни компьютерная графика, это все было настоящим. Маша словно завороженная смотрела на все это великолепие: ни один музей мира не мог сравниться с тем, что она видела сейчас! Она перевела взгляд на пары, танцевавшие в центре огромного зала. Ей очень хотелось увидеть Елизавету Петровну. Повинуясь своему желанию, Мария стала продвигаться к центру зала. Царицу Маша увидела сразу. Что это была Елизавета, девушка поняла по великолепному богатому платью, огромной красной розе, прикрепленной к прядям волос и небольшой золотой короне в верхней части прически. Вдруг музыка умолкла, и Мария увидела, как Елизавета Петровна заставила какую-то молодую женщину, с похожей прической и розой в волосах, стать на колени, велела подать ножницы и срезала розу вместе с большой прядью волос, к которой она была прикреплена. Затем с размаху ударила ее по щекам и, отвернувшись, принялась опять танцевать. « Да как она смеет бить женщину!» - в сердцах закричала Маша и осеклась: она поняла, что этим криком выдала себя. Ей ничего не оставалось делать, как вынуть из волос гребень.

В начале сентября у Марии начался отпуск. Прежде она собиралась в Сочи, но теперь, когда у нее было такое зеркало, она решила отправиться путешествовать в будущее. Девушка долго думала, на сколько лет вперед ей «прыгнуть». Наконец решила, что ста лет будет вполне достаточно: проще подобрать одежду и прическу, чтобы не особо выделяться из толпы. Кроме того, решила взять с собой небольшой рюкзачок. В него она положила на всякий случай воду, немного еды, спички, зубную щетку и пасту, мыло. Одеться она решила просто: джинсы, клетчатая рубашка, джинсовая курточка, кроссовки. Мария надеялась, что эта одежда и через сто лет не потеряет актуальность. Место, куда она решила отправиться, определилось еще задолго до путешествия: Америка, Нью-Йорк. Еще раньше Маша думала о том, какую прическу ей сделать, чтобы соответствовать тому времени. Она просмотрела ни один фильм о будущем, и решила, что короткая стрижка и выбеленные пряди волос подойдут больше всего. Наконец этот день настал.

Мария надела приготовленную одежду, повесила на спинку стула рюкзачок с припасами, села перед зеркалом и стала делать стрижку и красить волосы. Вскоре все приготовления были закончены, и она, вколов гребень в волосы, обратилась к зеркалу:

« Мне очень хочется попасть в Нью-Йорк начала двадцать второго века». И вновь Маша увидела, как зеркало подернулось белой дымкой, стало изменять изображение, и ей снова показалось, что зеркало всматривается в ее лицо. Наконец все стало прежним. Девушка надела рюкзачок, кроссовки и, закрыв квартиру, легко побежала вниз по лестнице навстречу с неизвестностью. Перед дверью подъезда она остановилась на несколько секунд, выдохнула и, открыв дверь, шагнула за порог.

То, что Маша увидела, совсем не походило на фильмы и на ее представления о городе будущего. Вокруг, насколько хватало глаз, рядами тянулись небоскребы. Они были унылого серого цвета, практически без окон. Отличались друг от друга только номерами, написанными крупными (в рост человека) цифрами. Девушка подняла голову, и ей показалось, что она смотрит на небо сквозь прозрачный купол. Мария оглянулась вокруг: людей на улице практически не было. Если не считать нескольких людских фигурок, маячащих далеко впереди, то она была на улице одна. «Вот так затерялась в толпе!! - подумала Маша – Я тут как мышь в чистом поле – со всех сторон заметна!»Ей было неуютно, а если честно, даже страшно в этом пустом, неживом городе: ни людей, ни деревьев, ни машин, даже известных кричащих нью-йоркских светящихся реклам – ничего не было. Ей даже показалось, что воздуха почему-то не хватает. Девушка пошла вдоль улицы, надеясь, встретить хоть кого-нибудь. Она прошла примерно с километр, когда услышала какой-то вибрирующий звук, доносящийся сверху. Он достаточно быстро приближался к ней. Маша решила, что надо спрятаться, чтобы не попасть в неприятную и, может быть, даже опасную ситуацию. Добежав до ближайшего дома, она спряталась за угол, с трудом отдышалась и осторожно выглянула из-за него. Там, в небе, на достаточно низкой высоте, летел аппарат, напоминающий стрекозу: узкое металлическое тело и два огромных прозрачных глаза, внутри которых сидели по одному человеку в темных очках и шлемах с маленькими антеннами. Вдоль нижней части аппарата был расположен ряд отверстий, закрытых прозрачным материалом. Когда «стрекоза» пролетала мимо Марии, ей стало сразу жарко. «Наверное, от аппарата идет инфракрасное излучение, которое и повышает температуру под ним. Но для чего? И почему мне так трудно дышать?» - думала Маша. Она дождалась, когда наблюдатели улетят, и вышла из своего укрытия. Теперь Мария шла вдоль улицы, стараясь как можно ближе прижиматься к домам, чтобы в случае чего быстро спрятаться за угол. Вдруг впереди она услышала какой-то шум. Ей даже показалось, что это были людские голоса. Девушка ускорила шаг и через несколько минут оказалась на улице, заполненной… голограммами людей! Это было похоже на демонстрацию или митинг. Голограммы то появлялись, то исчезали, создавая шум, похожий на голоса. Но что эти голоса говорили, Маша так и не смогла разобрать. Она услышала, как к этому месту приближается «стрекоза», и спряталась за угол ближайшего дома. Аппарат завис над митингующими, и голограммы стали исчезать одна за другой. Дождавшись, когда «стрекоза» улетит, Мария решила выбраться из города: может быть, там она узнает что-нибудь о том, что произошло за эти сто лет. Почему именно за городом? Ну, так всегда было в фильмах про будущее: за городом кто-нибудь оставался из «нормальных». Она пошла дальше по улице, надеясь, что когда-нибудь она закончится, а значит, закончится и город.

Ей пришлось идти достаточно долго, пока впереди не показалось открытое пространство: этот унылый город наконец-то заканчивался. Маша вышла за город и остановилась в нерешительности: впереди была пустыня, по которой шла асфальтированная дорога. Но приглядевшись, девушка заметила, что дорога примерно через километр резко обрывается. «Странно, - подумала Маша – такого не может быть: ее словно ножом отрезали! Нет, это неестественно. Надо посмотреть поближе» И хотя Марии было страшно, она все же решила дойти до края дороги. Идти пришлось недолго. Буквально через пять минут она уже стояла на конце дороги. Девушка присмотрелась внимательно и увидела, что перед нею была стена, на которой нарисована пустыня. Маша осторожно дотронулась до стены и почувствовала, что ее рука проходит сквозь нее. «Будь что будет!» - решила Мария и пошла дальше.

То, что она увидела, привело ее в изумление. По другую сторону стены был лес (ей сразу стало легче дышать), сквозь который продолжала идти дорога. Куда она ведет, что ждет Машу впереди, было не известно. Девушка решила немного передохнуть, а уж потом идти дальше: она все же надеялась рано или поздно встретить людей. Только теперь она поняла, как правильно поступила, взяв с собой воду и пищу. Она отложила бублики, яблоки и галеты на «потом», а булку и кусочек шоколадки съела, чтобы хоть немного утолить голод. Воды тоже выпила немного: кто знает, найдет ли она в скором времени воду. Вот теперь можно и продолжить путь! Пройдя километра два, Мария увидела впереди слева от дороги поляну и направилась к ней.

В конце поляны у самого края леса стоял небольшой дом без окон и дверей. Маше показалось, что он как будто бы врос в землю: два этажа были над землей, а остальные, по всей видимости, под землей. Мария остановилась в нерешительности: идти к дому или подождать, когда кто-нибудь выйдет к ней навстречу. Она решила, что лучше подождать: все равно ей торопиться некуда. Все время, пока она стояла на поляне, Маше казалось, что за ней кто-то наблюдает. От этого ей стало не по себе, и она решила уйти. Однако, когда девушка сделала шаг в сторону дороги, раздался скрип, будто открыли старую дверь, и из дома непонятно откуда вышел человек. Приглядевшись, Мария решила, что это, скорее всего, девушка-подросток. На ней были надеты черные колготки в мелкую сеточку, напоминающую москитную; накидка, похожая на плащ-палатку, из-под которой сантиметров на десять торчала черная юбка. На голове была шапка, похожая на подшлемник, который обычно надевали под каску рабочие-монтажники. На руке Маша заметила прибор, по виду напоминающий миниатюрный компьютер. Девушка развернула руку, направив монитор прибора на Марию.

- Ты – кто? – спросила она через несколько секунд.

- Я – Мар.. Мэри. А тебя как зовут?

- Меня зовут Кэт. Но я не спрашивала твоего имени. Я спросила: ты - кто?

- Кто я? – удивленно переспросила Мария и, помолчав, добавила - Я – человек.

- Нет, ты – не человек. Тебя нет в атласе.

- В каком атласе меня нет?

- В общеземном атласе учета людей! Кто ты такая? Откуда ты?

- Видишь ли, - замялась Мария, - как бы тебе это сказать… Я..

- Покажи мне левую руку!! – приказала Кэт. Маша протянула ей свою руку, и девушка вновь направила прибор на Марию.

- У тебя даже нет наников!!!!! Ты вообще не существуешь!!!

- Если я не существую, - разозлилась Мария, - то, как же я могу сейчас стоять перед тобой!? Ты об этом подумала?

Прошло минуты две-три, прежде чем Кэт сказала:

- Да, ты права: я не могла бы с тобой разговаривать, если бы тебя не было. Но как же ты смогла прожить столько лет невидимкой? Чем же ты все время питалась, если не получала таблОеды ? Почему у тебя нет наников? И почему на тебя не напали аляски, когда ты шла по дороге?

- Послушай, Кэт, я ничего не поняла из твоих вопросов! Кроме этого, я очень устала, я хочу есть. Можно мне где-нибудь отдохнуть? Я тебе все расскажу потом.

- Хорошо, пойдем со мною: я тебя просканировала, ты здорова.

Мария пошла за Кэт, думая о том, как рассказать ей про себя. Они подошли к дому, и тут же со скрипом открылось отверстие в стене. Девушки стали спускаться вниз по ступенькам, и по мере их продвижения впереди загорались небольшие тусклые лампочки, освещая дорогу. Через несколько минут они оказались в небольшой комнате. Обстановка здесь была, надо прямо сказать, спартанская. Справа от входа к стене были прикручены два спальных места, как в купейном вагоне; напротив входа на стене висел огромный плоский монитор, показывающий примерно десяток разных каналов одновременно; слева от входа было три сидения, так же прикрученных к стене. « Интересно, - подумала Мария, - а где же они готовят пищу? И почему здесь нет никакой посуды для еды? Может быть, у них есть специальная комната – одна на всех? Ну, как в студенческом общежитии!?» Она хотела спросить об этом у Кэт, но оглянувшись, увидела, что ее нет. Маша села на один из стульев (если можно было так назвать место для сидения), достала из рюкзачка яблоко и стала его есть (кто знает, покормят ли ее здесь), разглядывая картинки на мониторе. «Что это у тебя?» - вдруг услышала она удивленный голос Кэт. Девушка оглянулась и увидела свою новую знакомую уже без шлема и накидки. На ней был надет свитерок в мелкую сеточку, но более плотный, чем колготки.

- Как что – это яблоко. Ты что, не видишь?

- Яблоко? Ты выдумываешь! У меня есть таблОед – яблоко! Он совсем другой. А что ЭТО такое?

- Как что!? Ты с Луны, что ли, свалилась? Яблоко. Это - фрукт, ну, еда, одним словом!

- Такой еды не бывает, ты меня обманываешь! Я тебе принесла настоящей еды.

И Кэт поставила перед Машей длинный узкий контейнер, разделенный примерно на восемь – десять частей, в каждой из которых лежало штук по пять таблеток разного цвета, размера и формы.

- Что это такое? – теперь уже настала очередь удивляться Марии.

- Как что!? Выходит, что ты с Луны свалилась!! Это же таблоеды! Я тебе принесла все, что у меня есть! Ты же сказала, что очень проголодалась!

- Да, я проголодалась, но я не буду есть таблетки! Я лучше доем яблоко с булочкой, а то она может засохнуть.

Пока Маша ела, Кэт с широко раскрытыми от удивления глазами смотрела на нее. Девушке вдруг стало стыдно, что она ест одна. Мария отломила небольшой кусочек булочки и протянула его Кэт. Та в ужасе замахала руками и отскочила в сторону. « Ну, как хочешь! – сказала Маша, - мне больше достанется!» Доев яблоко, Мария стала искать куда бы выбросить огрызок, но не найдя никакого мусоросборника, положила его обратно в рюкзак. Несколько минут девушки сидели молча, потом Кэт спросила:

- Мэри, ты совсем не похожа на земную девушку! Ты странно одета, странно разговариваешь, ты ешь не понятно что! Кто же ты на самом деле? Ты – инопланетянка?

- Нет, - засмеявшись, сказала Маша, - я не инопланетянка, я с Земли. Просто я появилась здесь из начала двадцать первого века.

- Но ведь машины времени не существует! Как же ты оказалась здесь?

- Сейчас ты все узнаешь.

И Мария стала рассказывать о себе, о своем времени, о зеркале, о том, как она здесь оказалась. Кэт слушала ее, не шевелясь: она все еще с трудом верила, что эта девушка - с Земли, просто она жила когда-то очень, очень давно.

Когда Маша закончила рассказ, Кэт не проронила ни слова. Казалось, что она просто присутствует здесь, а ее мысли находятся где-то очень-очень далеко. Мария даже слегка испугалась: вдруг психика девушки не выдержала такой информации, и это ввело ее в ступор. Осторожно, чтобы не напугать Кэт, Маша протянула руку и легонько коснулась ее плеча. Девушка вздрогнула и посмотрела на Марию так, словно она была пустым местом. Однако это длилось всего несколько секунд. В следующее мгновение взгляд Кэт стал осмысленным, и она спросила: «А ты надолго к нам?»

- Не знаю, - ответила Маша,- Ну, может быть, на день-два. Я ведь хочу знать, что ждет нас в будущем. А что, это так важно?

- Видишь ли, раз тебя нет в атласе, тот на тебя не будут выделяться таблоеды. Как же ты будешь без еды? На двоих нам моих запасов не хватит.

- А вы что, таблетками питаетесь что ли!? Это что – ваша еда!?

- А что ты так удивляешься? Вы разве что-то другое ели?

- Конечно! Кое-что ты уже видела: яблоко и булочку. А еще у меня есть бублики, печенья и шоколадка – сказала Мария и стала доставать из рюкзачка свои запасы.

- Видишь, - продолжила она, - они различаются! Это – бублики, это – яблоко, это- печенье, это – шоколадка. А твои таблетки все одинаковые: пойми, где здесь яблоко, а где печенье!

- Неправда, - обиделась Кэт, - они все разные. Смотри: вот это зеленый таблоед – огурец, этот белый с желтой серединкой – яйцо, этот серый – хлеб, а этот длинный и желтый – мой любимый – банан. На – попробуй!

Марии совсем не хотелось съесть не известно что, но она побоялась обидеть хозяйку и, тяжело вздохнув, положила в рот таблетку – банан. Ничего особенного она не почувствовала. Просто таблетка со вкусом, отдаленно напоминающим вкус банана. Если бы ей не сказали, что это – банан, она сама никогда бы не догадалась! Да-а-а-а .. Химия – есть химия!

«А теперь – ты попробуй», - сказала Маша и протянула Кэт кусочек шоколадки. Та боязливо взяла в руку шоколад, и некоторое время стояла в нерешительности: ест ли ЭТО или отказаться? Однако любопытство пересилило страх, и она осторожно положила кусочек в рот.

- Ну, как? – спросила Мария – Понравилось?

- Да! У нас тоже есть шоколадки – таблоеды. Но твоя – вкуснее, да и выдают нам их только до четырнадцати лет раз в месяц!

- А что потом? После четырнадцати лет есть шоколад нельзя?

- Можно, но после этого ты переходишь в разряд «юных», а им он не рекомендуется. Но, если у тебя есть младшая сестра или брат, то они иногда могут тебя угостить.

- А что, купить в супермаркете шоколад нельзя?

- А что значит – купить?

- Как что значит купить? А где же вы таблоеды берете?

- Как где? Нам раз в неделю доставляют строго по возрасту, количеству проживающих в ячейке, особенных дат и времени года.

- Стоп, стоп, стоп… Я что-то не догоняю… Ну, возраст – это понятно. А что это за ячейки, особенные даты, время года?

- Сразу видно, что ты с Луны свалилась! – засмеялась Кэт, - Не знаешь таких простых вещей! Вот мы с тобой сейчас сидим в ячейке. Здесь в данный момент проживаю я. На меня одну и доставляют таблоеды. Это понятно?

- А-а-а-а.. Понятно! Ячейки это – комнаты или квартиры, где может жить разное количество людей.

- Особенные даты это – общеземные праздники, дни благодарности правителям, дни рождения. А времена года – лето, осень, зима и весна.

- А что, питание зимой сильно отличается от питания летом или весной? – удивленно спросила Маша.

- Конечно! Общеземные ученые рассчитывают каждую неделю необходимые количества и наборы химических элементов для данного времени года и калорийность питания. Их расчеты поступают в ОСКТ, затем – в Макдональдс – концерн, а потом нам (согласно расчетам) присылаются соответствующие наборы таблоедов.

- С ума сойти! Бред какой-то! А если они не успеют рассчитать или там Мак не сработает, вы все что - голодными останетесь!?

- Не говори ерунды! Еще ни разу такого не было, чтобы таблоеды не поступили вовремя!

- Ладно, не обижайся! Просто мне трудно понять, почему кто-то должен решать, что тебе есть, а что нет! – сказала Мария и продолжила, - А что такое ОСКТ?

- Это – общеземная служба контроля таблоедов.

- А эти-то что делают?

- Как что!! Проверяют расчеты ученых! Это же очевидно!

- Полный дебилизм!! - невольно на русском языке сказала Маша. Кэт удивленно посмотрела на нее.

- Я не поняла, что ты сейчас сказала? Это же не на английском!

- Это так в мое время говорили, когда ничего не понимали. Скажи, Кэт, а что такое «дни благодарности правителям»?

- О! Это самые лучшие дни в году! Раньше их было два, а сейчас пять! В эти дни мы благодарим общеземное правительство за заботу о нас, шлем им поздравления, а они нам за это присылают самые лучшие таблоеды изо всех существующих – «мак-счастье»! Если съесть этот таблоед, то можно увидеть все, что захочешь - даже того, чего не существует на самом деле! Правда, потом дня два есть не хочется и голова немного болит. Но это все ерунда по сравнению с тем, что ты испытываешь!

« Господи! Да им же наркотики дают!!» – с ужасом подумала Маша. Ей уже все больше и больше не нравилось это будущее.

- Скажи, Кэт, а что такое «общеземной атлас» и «наники»?

- Атлас – список всех живущих на Земле людей. Он у меня есть здесь – Кэт показала на миниатюрный компьютер на руке. – Если вдруг ты встретишь незнакомца, атлас все тебе о нем расскажет. А наники – живые чипы, которые прививают человеку сразу после рождения в большой палец левой руки. В них – вся информация о твоем организме, о времени твоей жизни.

- Слушай, а сколько сейчас времени? – спросила Маша – Что-то мне очень спать хочется.

- Если ты устала, то ложись спать, а мне надо закончить работу. Я сегодня и так из-за тебя не успела все сделать.

Кэт дотронулась до монитора на руке. Экран на стене погас, на потолке загорелся ночник, а в стене открылась полка, на которой лежало постельное белье. Девушка достала все, что было необходимо, и протянула Марии. Затем она вышла из комнаты, закрыв за собой проем в стене. Расстелив матрас и положив подушку, Маша легла, не раздеваясь. Во-первых, она не знала: тепло или холодно здесь, а во-вторых, кто знает: не придется ли ночью уходить отсюда очень быстро. Накрывшись одеялом, девушка сразу же заснула.

Когда Мария проснулась, она никак не могла сообразить, где находится. И только через минуты три-четыре вспомнила, что переместилась во времени. Она спрыгнула со спального места и решила поискать комнату, где можно умыться и привести себя в порядок. Но сколько она не пыталась, не смогла найти выхода отсюда. « Вот влипла, так влипла! – подумала Маша, - придется отправиться домой. Ну, ничего. Завтра вернусь сюда опять». Она поднесла руку к волосам, чтобы вынуть гребень и застыла от ужаса: гребня на голове не было! Девушка стала лихорадочно искать его в комнате. Перетряхнула всю постель, на которой спала. Гребень словно в воду канул! Маша села на стул и постаралась успокоиться. Однако это давалось ей с трудом. Она вспомнила слова хозяина магазинчика о том, что без гребня можно вернуться домой только один раз. Ей и этого бы хватило. Но как это сделать, Мария не знала. Тут она услышала какой-то шум. Стена раздвинулась, и в комнату вошла Кэт.

-Ты уже проснулась? – спросила она – А я только что вернулась. Сегодня тяжелая ночь выдалась! Аляски ходили вокруг! Мне надо отдохнуть.

- Скажи, пожалуйста, - сказала Маша, - а как мне выйти на улицу? Я бы хотела ..

- Никак, - прервала ее Кэт, - без меня ты там пропадешь! Подожди часок: я немного отдохну, и мы вместе выйдем из ячейки.

Марии ничего не оставалось делать, как послушаться хозяйку. Время тянулось неимоверно долго. Наконец-то Кэт встала, показала, как открывать проход, и они стали подниматься вверх по ступенькам.

- Скажи, а ты так всегда одеваешься? – спросила Маша, когда они вышли на улицу. - Или у тебя еще есть наряды?

- Всегда, это самая удобная одежда для того места, где я живу. Когда она портится, я делаю заказ, и мне доставляют новую. Но мне обычно хватает надолго, примерно на полгода.

- Так у тебя больше ничего нет!? – изумилась Маша. Теперь она поняла, почему не увидел никакого шкафа в комнате.

- Нет. А зачем? Этого вполне достаточно!

- Но… Что же ты одеваешь, когда она становится грязной? – удивленно спросила Мария.

- А это как «грязной»? – в свою очередь удивилась Кэт.

- Ну, на нее же попадает пыль, грязь или, например, дождь!

- Она – моя верхняя кожа. И раз в неделю я прохожу дезинфекцию, которая удаляет все ненужное.

Маша была в шоке: ходить в одной одежде, не снимая ее по полгода, не мыться каждый день в душе - это было НЕЧТО! Нет – такое не для нее!! Девушки стояли возле дома, и Мария стала осматриваться вокруг, ища свой гребень. Но и здесь его не было.

- Скажи, а чем ты занимаешься? – спросила она у Кэт.

- Я слежу за выработкой, подачей и распределением воздуха в город в течение месяца на этой станции, а потом меня на месяц меняет Люси.

- За выработкой воздуха!!??

- Да. Здесь деревья и травы вырабатывают кислород. Мы его собираем, а потом транспортируем в город, где его распределяют по улицам и ячейкам. А чтобы сохранить воздух на улицах, город накрыт энергетическим куполом, более плотным, чем купол над лесными и травяными насаждениями. Да ты же прошла через него вчера! Я до сих пор не могу понять: как тебя выпустили из города, как ты вообще смогла пройти через энергетический купол!

- А что, это так сложно? – спросила Маша, не переставая удивляться тому, что она слышала.

- Сложно!!! – почти закричала Кэт – Да это не возможно вообще!! Тот, кто пытался пройти сквозь купол, мгновенно умирал!

- А как же ты проходишь?

- Всех работников пропускают по внутриземному переходу по специальным карточкам. Иди за мной!

Девушки пересекли поляну, перешли через дорогу и подошли к зарослям каких-то растений.

-Стой здесь! – сказала Кэт - Я сейчас передам показания и приду.

- А потом что?

- Жди и увидишь!

Кэт направила свой монитор на кусты, и они, раздвинувшись, открыли проход куда-то под землю. Девушка ушла, оставив Машу одну.

Мария стала с интересом рассматривать все вокруг. Высокие растения, которые она вначале приняла за деревья, на самом деле оказались огромными шарообразными кустарниками, растущими на одинаковых расстояниях друг от друга. Прямо под ними в виде кольца росла трава, высотой до полутора метров. Все остальное пространство было занято какими-то очень мелкими растениями, напоминавшими мох. Стояла мертвая тишина: ни пения птиц, ни шелеста листвы, ни жужжания насекомых, ни шорохов. Посмотрев вверх, Маша не увидела ни одного облачка. Даже небо было не голубое, а сине-черное. Вдруг среди этого гробового безмолвия раздался грозный рев. Он был похож на рев медведя, который Мария не раз слышала в зоопарке. Повинуясь инстинкту, девушка спряталась в заросли травы. И не напрасно. Буквально через минуту она увидела огромного белого медведя, который бежал по дороге по направлению к стене, разделяющей город и лес. Откуда он здесь мог появиться? Но больше всего девушку поразили размеры этого медведя: он был не меньше хорошего внедорожника. Медведь вдруг остановился, стал водить носом и принюхиваться. Маша стояла не шевелясь. Она даже (как ей казалось) перестала дышать. Наконец медведь развернулся и побежал вглубь леса.

Тут Мария услышала, что ее зовет Кэт. Она вышла из своего укрытия, подошла к ней и рассказала о встрече с медведем. Маша видела, как наполнялись ужасом глаза Кэт, как она открывала и закрывала рот как рыба, но ничего не могла сказать.

- У тебя есть вода, а то я свою в доме оставила, - сказала Мария, чтобы отвлечь девушку от своего рассказа

- На, - прохрипела Кэт и протянула ей тюбик, похожий на зубную пасту, только больше раза в три.

- Это что?!

- То, что ты просила.

- Но я просила воду, а не ЭТО!!

- ЭТО и есть вода, вернее, концентрат воды. Бери!

- А как ее ….употреблять!?

- Открой и немного выдави на язык.

Маша открутила колпачок и выдавила содержимое себе на палец. Через секунду «гель» превратился в капельку какой-то жидкости. Девушка понюхала ее: жидкость была без запаха. Мария осторожно дотронулась языком до капельки: она была безвкусная. Тогда Маша выдавила немного «геля» на язык. Он тут же растворился. И хотя жидкости было очень и очень мало, Мария, к ее удивлению, больше не испытывала жажды.

- Послушай, - заговорила с ней Кэт, - Я сейчас долго думала, но так и не поняла: почему аляска тебя не съел!?

- Кто меня не съел? Аляска??? – переспросила Маша.

- Да. Аляски съедают всех кого встретят на своем пути. А ты осталась жива!!!

- Наверное, он решил, что я не съедобная! Ладно, куда теперь?

- Мы возвращаемся назад.

- Как назад!? Ты же обещала мне что-то показать!

- Мы идем назад, – решительно сказала Кэт, - Я не хочу, чтобы аляска вернулся и съел нас.

В принципе она была права, и Маше пришлось подчиниться.

В ячейке они перекусили (у кого что было), и Мария попросила Кэт рассказать, что же произошло за последние сто лет.

Из рассказа она узнала, что примерно восемьдесят лет назад Земля попала в поток метеорных тел, которые в течение двух лет периодически падали на поверхность планеты. Это привело к частичному разрушению атмосферы, образованию в больших количествах озоновых дыр и уменьшение кислорода в воздухе. В результате погибло большое количество населения планеты, не зависимо от возраста: все у кого были проблемы или заболевания дыхательной системы, а так же все «сердечники». Климат начал меняться. Ученые всего мира вынуждены были объединиться, чтобы начать работу над созданием «купола жизни», который бы спас Землю и ее население от гибели. В начале пятидесятых годов двадцать первого века полностью были использованы запасы нефти и газа. И все, что летало и ездило сразу превратилось в ненужное железо. Но это было не самое страшное. Наступившая зима, которая добралась теперь и до экватора, внесла свою лепту в уничтожение человечества: все, кто не смог обогревать свои жилища, погибли. Одновременно с этим возникла и другая проблема: на Земле стали уменьшаться запасы пресной воды. Перед учеными стала еще одна задача, которую надо было решать срочно: обеспечить сохранность пресной воды. Так появился концентрат воды.

Лучшие умы во всем мире работали над возникшими проблемами. В середине шестидесятых годов над каждым городом появились « купола жизни». Рядом с городами

( тоже под куполами) высаживались растения, которые вырабатывали необходимый кислород. Он доставлялся в города и распределялся по нормам, рассчитанными учеными. Одновременно (из-за нехватки натуральных продуктов питания) шла разработка биодобавок, которые впоследствии превратились в таблоеды.

Мария слушала Кэт, и ей хотелось, чтобы это был просто страшный сон! Неужели все это ждет ее в будущем!? Чтобы хоть немного отвлечься от тяжелых мыслей, она решила узнать, сколько же лет Кэт. Может быть, в этом мире работают с раннего возраста?

- Мне – сорок лет, - сказала девушка в ответ на вопрос, - точнее сорок два.

- Сколько!?? – от удивления Маша поперхнулась глотком воды, который только что отпила из бутылочки. Прокашлявшись, она переспросила – Тебе сорок два года? Я думала тебе лет шестнадцать! А ты, оказывается, даже старше меня!

- Мы все выглядим очень хорошо: наники строго следят за нашим здоровьем.

- Так вы, наверное, до ста и больше лет живете! Здорово!

- Каждый живет столько, сколько ему положено по статусу. Я умру через восемь лет, в день, когда мне исполнится пятьдесят лет.

Мария от этих слов чуть не свалилась со стула.

- Как это умрешь!!??? И ты так спокойно об этом говоришь!

- Все умирают в соответствии со статусом: если ты – потребитель, то ты умрешь в сорок лет; если производитель – в пятьдесят; если ученый – в шестьдесят пять.

- А ваши правители во сколько умирают? – ехидно спросила Маша.

- Не знаю. Я даже об этом никогда и не думала.

- Вот и плохо, что не думала! – почти закричала Мария и, помолчав, спросила – А кто решает, кем ты будешь: потребителем, ученым?

- Никто. Все зависит от того, в какой семье ты родился. В семье потребителей – потребитель, в семье ученых - ученый.

- В семье генерала и сын – генерал, – опять на русском языке сказала Маша.

- Что ты сказала? Я ничего не поняла!

- Ничего, так просто. А почему вы умираете?

- Наники отключаются.

Мария была в ужасе от всего услышанного. Она легла на «кровать» и стала думать о том, как же ей попасть домой. Девушка помнила слова о том, что один раз вернуться назад можно и без гребня. Но как?? Маша не заметила, как Кэт ушла из ячейки. Все ее мысли были о том, как найти верное решение. Она полезла в карман куртки, надеясь, что гребень лежит там, но его не было. Зато достала небольшое зеркальце. Как оно там оказалось, Мария не помнила. Посмотрев на себя в зеркальце, она увидела черные круги под глазами, потрескавшиеся губы, тусклую кожу. « Неужели это – я!? – подумала Маша – Как я хочу домой!!»

Маша вновь сидела перед зеркалом в своей комнате. У нее совсем не было сил, и она повалилась на кровать, даже не раздеваясь.

Проснувшись, Мария долго лежала и думала, что же теперь делать. Ей абсолютно не нравилось то будущее, которое ждало впереди. Маша не хотела, чтобы за нее решали, как ей одеваться, что есть и пить, как жить, как веселиться, а главное - когда умирать. Она хотела пить чистую воду, есть натуральные продукты, дышать чистым воздухом и умереть, когда придет «ее время».

На подготовку к последнему своему путешествию девушка потратила практически весь день. Она тщательно продумала, что надо будет обязательно взять с собой. Вечером Мария села перед зеркалом и попросила: « Я хочу отправиться в 1958 год!». Взяв небольшой чемоданчик, она закрыла квартиру и стала медленно спускаться по ступенькам, мысленно навсегда прощаясь со своей нынешней жизнью. Маша уже не слышала, как вдруг треснуло зеркало, как по его поверхности побежали мелкие паутинки, и оно рассыпалось на тысячу мелких осколков.

Мария открыла дверь и шагнула в новую жизнь.

0
05:40
492
21:52
Если б это был не конкурс, я бы бросил чтение с первого абзаца.
Маша работала парикмахером в одном из салонов. У неё было образование. Её не брали на работу. Она окончила курсы парикмахеров. и теперь она парикмахер в одном из салонов.
Такое чувство, будто мне года четыре, и мне пытаются донести содержание энциклопедии по физике…
Женщины к парикмахеру записывались за месяц на приём.
Она кто? Зверев, что ли?
Любую дурнушку могла превратить в красавицу, всего лишь отрезав лишние пряди волос.
То есть в особо тяжких случаях стригла наголо, да?
В начале понравилась одна фраза: Она хотела сказать об этом продавцу, но он куда-то исчез.
Навеяло КиШ «Отец и маски»: Отец решил за маски эти расплатиться, но продавец куда-то резко испарился")))
Но даже в той песне сюжет и то интереснее, чем здесь: штук пять прыжков во времени, нудный диалог с Кэт из будущего и, конечно, нежелание этого будущего. Уход в прошлое.
Можно было бы кучу нелепых цитат из текста привести вроде «Бал был в полном разгаре», но настроения нет.
Итог: путешествия во времени как извечная тема фантастов здесь сыграли на два с минусом. и название даже содержит речевую недостаточность: это зеркало временнОе или врЕменное?
Гость
16:06
Ход с гребнем неплохой, но опять же всё очень наивно. Язык «костяной», чрез чур много «здесь», «тут», «там». Перебор с восклицательными знаками и знаками вопроса, сила эмоций не всегда соответствует ситуации.
Думаю, автор в самом начале пути. Надо почитать классиков и набрать жизненного опыта.
10:20
Да это же моя мечта! А какие возможности для бизнеса! Здесь купить — там продать и наоборот. Доллары опять же по выгодному курсу. Как хочется иногда вернуться в прошлое.
Анастасия Шадрина

Достойные внимания