Пишем миниатюру № 3

Здравствуйте уважаемые авторы.
Итак, мы начинаем третий тур нашего тренинга «учимся писать миниатюру» и на этот раз мы попробуем написать миниатюру по правилам этого жанра.
Давайте ещё раз вспомним эти правила.
Возьмем определение с краткой литературной энциклопедии:
«Миниатюра - маленькое по объему, но композиционно и содержательно завершенное произведение, обычно заключающее в себе мысль (образ) широкого обобщения или яркой характерности… выражается в композиционной полноте и тематической законченности, а так же, масштабности идеи или образа.»
Сложновато звучит не правда ли? Давайте разберём это определение подробнее.
И так первое:
Малый размер. Тут понятно, миниатюра потому что.
Второе и самое главное:
В миниатюре — не изображается объект повествования, а описываются ассоциативные построения, вызванным этим объектом.
Вот это отличие самое главное, потому что прозаическая миниатюра относится к лирической прозе, где как мы знаем, главное это эмоциональное насыщение текста авторским личностным восприятием. Описываемые автором события, характеры персонажей растворяются в потоке ассоциаций, лирических отступлений потому, что для миниатюры главное не изображение объекта, а выявления ассоциативного строя от этого объекта.
Главное же, у прозаической миниатюры должно быть некое сюжетное начало. И какую оно играет роль? Ведь сюжет – типичный признак рассказа, повести и т. д.
А роль сюжета заключается в том, что в миниатюре не нужно действие само по себе – так как оно необходимо роману, повести, рассказу. Действие в миниатюре очень символично и часто дается условно, штрихами, детали играют роль не смысловую, а только как штрихи для яркости картинки.
Как писал В. Алексеев в «Рабочие заметки» «законченность действия миниатюры — это вовсе не сюжетная законченность. Это смысловая законченность символа. И если при сохранении действия выдернуть смысл символа — миниатюра исчезнет.»
В отличие от короткого рассказа, эссе или зарисовки прозаическая миниатюра имеет сюжет и при этом не повествует, не рассуждает, а констатирует значимое состояние или действие как некий знаковый смысл, и это ещё одно важное отличие.
Для примера ознакомьтесь с миниатюрой Тонино Гуэрра:
Будильник
"У одного бедного арабского торговца был только один будильник для продажи, который он выставил на своём пыльном коврике. Он заметил, что вот уже много дней, как старая женщина интересуется его будильником. Это была бедуинка одного из тех племен, которые движутся с ветром. "Хочешь его купить?", – спросил он её однажды. "Сколько стоит?" "Немного. Но не знаю, продам ли его. Если исчезнет и он, у меня больше не будет работы." "Тогда зачем ты выставил его на продажу?" "Оттого, что это даёт мне ощущение жизни. А тебе он зачем? Не видишь разве, что у него нет стрелок?" "Но он тикает? " Торговец завел будильник и послышалось звучное мелодичное тиканье. Старуха закрыла глаза и думала, что в темноте ночи могло бы показаться, будто чьё-то другое сердце бьётся рядом"
И вот перед нами вырисовывается главный вопрос этой статьи: какими художественными средствами достичь такой непростой задачи?
Прежде всего, это символизм: умение увидеть в малом – нечто значимое, в случайном – закономерность, в крохотной летали – весь мир.
Итак, уважаемые авторы, в итоге мы уже можем указать главные признаки миниатюры:
– малый размер текста;
– наличие сюжетного начала;
– субъективизм в восприятии внешнего мира;
– динамика, но не сюжетная а смысловая;
– символизм, аллегоризм;
–изящество формы, ритмика, мелодика.
Ещё один пример, миниатюра И. С. Тургенева:
Собака
" Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною – и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновение и в ней, и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот де трепетный огонёк.
Смерть налетит, махнёт на него своим холодным широким крылом...
И конец!
Кто потом разберёт, какой именно в каждом из нас горел огонёк?
Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами...
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и человеке – одна и та же жизнь жмётся пугливо к другой. "
Написать настоящую прозаическую миниатюру конечно очень непросто, но мы попытаемся и для облегчения этой задачи, я как ведущий тренинга дам вам символ, который вы используете.
Пусть это будет падающий лист поздней осенью. Он может символизировать одиночество, страх неизвестности или ещё что-то, тут нет ограничений. Но можно использовать и другой символ, придумайте его сами. Все на ваш выбор.
Итак, правила прежние, или старые работы если есть таковые или пишем новые. Думаю, что пришло время писать новую работу, вряд ли у вас в запасе есть готовая миниатюра, написанная по всем правилам жанра.
В течении срока тренинга разрешается редактировать или полностью менять свои работы.
С этого тренинга мы откажемся от оценок и будем просто выбирать на ваш взгляд лучшую работу
Сроки подачи работ: 6,04-20,04
Обсуждение и выбор лучшей работы: 21,04-26,04
При подготовке данного тренинга использованы следующие источники:
Дынник В. Миниатюра. Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов.
Алексеев В. Рабочие заметки. 2010
может быть субъект повествования, т.е. лицо, чьи эмоции, переживания и восприятие реализуются в миниатюре?
А вообще познавательно. Спасибо.
Я бы для улучшения восприятия ввела структурирование тренинга по типу:
1. понятие — раскрыть
2. основные признаки — перечислить, возможно, некоторым дать краткую хар-ку.
3. правила написания:
А) ....(пример)
Б).....(пример)
…
4. Подытожить: лучше по указанным выше пунктам разобрать конкретную миниатюру и в ее тексте прямо указать и признаки и остальное по тренингу.
Мне кажется так лучше воспринимается, чем сплошным текстом. но это мое видение. я вам не навязываю.
А… И какой ключь-то? Падающий лист?
Что касается ключа, то можно все что угодно, лист я дал для примера.
Очень рад вашему участию, спасибо.
граммовзнаков до нормы?(Шутка)
Но если серьёзно — удерживаю внимание на объёме.
Но должна быть идея сразу. Вся история — перед глазами. А после уже идёт воплощение.
Вечер откровений.
А я без идеи не берусь за воплощение. :)
Поэтому, возможно, атмосферности мало у меня. :)
Как и в каком порядке отправить. И куда, главное?
Кстати, по вашим листьям и написал.
Ладно, попробую конкретизировать. Вот текст:
Кошельком потрясаешь победно ты, демонстрируя кэш горделиво… Так купи мне таблетку от бедности или хоть бы бутылочку пива!
Это миниатюра?
Был такой автор, который прославился одностишиями (запамятовал фамилию). Вот там уж действительно такой мизер, что меньше некуда. Но смысл-то у него был!
Вот вам ещё текст:
Мне надоело быть всё понимающим...
Да, и в первом и во втором случае мои изречения не претендуют на мудрость. Но если задуматься, то можно протянуть цепь ассоциаций далеко…
И всё же я не чувствую себя полноценным миниатюристом. Засим позвольте откланяться. Успехов в написании!
похожа на стихи в прозе, поскольку у вас отсутствует сюжет и нет даже установки на хоть какое-то действие. Как мы знаем, стихам в прозе свойственны метафоричность, эмоциональность и лирическое изложение мысли, практически как в поэзии только запись ведется в строчку, что делает прозаические стихи сродни прозе.
Для примера посмотрите на стихи в прозе Тургенева «Русский язык»:
известная нам ещё со школы «Русский язык» Тургенева:
" Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбе моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык"
Ну и вторая ваша работа:
Вот тут, я затрудняюсь, можно сказать, что это просто фраза, если бы не многоточие, которое и создаёт глубинный смысл высказывания. Тут я склоняюсь к мысли, что это короткий рассказ, ну типа того как написал Хемингуэй про детские ботиночки, как-то так.
И все же, предлагаю вам поучаствовать, уверен у вас уже есть готовые миниатюры, помнится читал у вас. Поднимите и выставьте их, обсудим. Учиться никогда не поздно. У нас здесь не соревнование.
Юморные были вещицы.
Любовь
Как-то прогуливаясь в лесу я увидел странную картину — берёза, сильная и мощная, обвилась спиралью вокруг чахлой сосны, и, похоже, что в этом странном симбиозе, они живут уже много лет.
И тут я подумал, что берёза, осознанно или нет, но спасает обречённую сосну.
Она пожертвовала нижними ветками, что бы плотно прижаться к сосне и удерживать её, не давая ветрам и бурям повалить её.
А может это любовь, и берёза, как любящая женщина, спасает своего избранника, пусть даже хилого и больного, но благодаря её любви, он живёт.
Лишённые веток внизу они пышными кронами верхушек подпирали небо, и, казалось, что обнявшись, влюблённая пара танцует свой вечный танец.
Я смотрел на эту необычную пару, и её тепло передавалось мне; суета повседневности покидала меня.
Передо мной великая тайна природы и имя ей любовь.
Жду ваши отзывы коллеги, критика нужна, может дотянем до классической миниатюры?
Хотел для наглядности вставить сюда фотку деревьев, но не знаю как это сделать. Может подскажет кто?
litclubbs.ru/articles/18612-lesnaja-lyubov.html
Вот.
Как-то так. Это оно?
А вот разобрать по «косточкам» не сумею, так как пишу сама всегда интуитивно, не заморачиваясь обоснованием.
Но все равно попробую.
— Малый размер присутствует? Да.
— Сюжетное начало наблюдается? Вполне.
— Субъективизм наличествует? Конечно.
— Что по поводу смысловой динамики? Для меня уже сложновато, но думаю, что дорожка от листьев до листьев-людей и жизней и есть та самая динамика.
--Символизм, аллегоризм? Ответ, по-моему мнению, в предыдущем пункте.
--Ритмика? Мелодика? Похоже на стихотворение.
Итак, как начинающий литературовед я говорю «да, отлично» данной миниатюре.
.
Фигня)))
Не ожидал.Не дождешься.Я бы добавил, что ГГ топит буржуйку собранным тротилом
патриотично-ханжескому«толерантному» времени. Эти города тоже бомбили, хотя огненного торнадо там не было.Если б я упомянул только Токио и Дрезден, мог бы подняться гвалт, что я жалею фашистов и японских мерзавцев, а наши городатожестрадалиидостойныописания.
Нынче автор должен учитывать все. Если хочет им оставаться.
Лина
Сегодня надо сходить за едой. Лина посмотрела в окно. Туман, изменчивый и неизменный, прозрачными капельками оседал на стекле. Туман – ее друг, и страж, и защитник.
Лина вытащила из-под стола большую корзину, положила туда гостинец для друга – отдаст по дороге – и вышла из дома.
Дорожка через лес. Древние деревья сплетались ветвями над головой, стволы в космах седого мха появлялись из тумана перед Линой и пропадали за ее спиной. Мокрые папоротники выныривали, мотали листьями, провожая ее, и тоже исчезали в жемчужной мгле. Туманный день в конце лета, тихий и влажный, задумчивый и прохладный. В Белом лесу все дни такие. Когда-то Лина сама выбрала для себя это безмолвное место.
Дойдя до поворота, она сошла с тропинки. Туман заколебался, и из-за деревьев бесшумно появился лось. Она высыпала корочки из корзины на траву, он стал есть, а она смотрела на его тяжелые рога, заглядывала в прекрасные грустные глаза.
Ну вот, осталось обойти гигантский серый валун, покрытый зеленым бархатом мха, и будет мостик через ручей. Черный ручей в Белом лесу. За ручьем тумана нет, и лес совсем другой – слишком контрастный, шелестящий. Лина поежилась — она не любила звуки, особенно громкие. Особенно крики. Смех. Свист. Когда-то даже боялась. Сейчас уже нет, сейчас звуки ей просто неприятны. Но ничего не поделаешь, придется потерпеть, ей нужна еда.
Где-то впереди Лина услышала треск веток и голоса. Направилась туда: две тетки. Должно быть, грибы собирают.
— … и не знаю, как их солить, никогда не солила.
— Их сперва вымочить надо. Просто в кастрюлю положи и воду меняй, а потом прямо засыпь солью, ну чесночок там положи, смородиновый лист…
Лина подошла ближе, встала так, чтобы ее заметили.
— А соли сколько… Ой! Ань, что это там? – одна подняла голову и увидела Лину.
— Где? Ах ты…
Они застыли. Испугались. Их страх был плотный и горячий, он густел в воздухе и превращался в свежие хлебчики. Лина подставила корзину. Тетки взвизгнули и побежали, одна уронила платок.
Лина улыбнулась. Хлебчиков набралась полная корзина, хватит надолго.
Она отломила корочку и сунула в рот. Будет жевать по дороге домой, как она делала тогда, когда еще была жива.
Одной мы крови
с лунным светом.
Люблю гулять
по лунному лучу.
И никому, ведь я не дам ответа
— Зачем?!
— Я просто так хочу!
- Опять? Ты же обещал больше никогда этого не делать!
— А с чего ты взял, что я собираюсь хоть что-то «делать»? — удивился я.
— А что, я тебя не знаю? — удивился Кот и потёрся об ногу. Ты за последние сто двадцать восемь лет нашего знакомства в этот день ничего нового не придумал…
— День Весеннего равноденстивия, — ответил я. А что не так?
— Ты так и не научился завязывать галстук… Тебе же три способа показывали! Тебя же учили! Наклонись, — приказал Кот и поправил мне галстук. А теперь, — затягивай — приказал он. Если это сделаю я — следы от когтей останутся.
— Теперь — всё? — спросил я.
— Ты — дурак, — заявил Кот и прыгнул на подоконник. Не пущу!
— Будешь только мышей жрать, — сразу нашёлся я. Которых сам поймаешь.
— Ну вот и пошёл в дело грубый и не прикрытый шантаж, — ответил Кот и зевнул. Тебе что, в ботинки пописать? Меня то и соседи не плохо накормят, а в соседнем доме у меня вообще почти жена… Ты что, меня шантажировать вздумал, дурень? Ты какой из европейских языков предпочитаешь для ругани? Могу послать тебя в жопу по-польски, по-немецки, по-русски, на французском, на английском, и на восточном диалекте племени Хрумба Южно-Людоедских островов Тихого Океана… О своём я даже и не мурчу… Мат какой страны Вы, сударь, предпочитаете в это время суток?
— Я тебе просто дам по пушистой морде, — нашёлся я. По-русски. Устроит? — поинтересовался я. Потом пришлю адвокатов.
— Неприкрытый шантаж и угроза здоровью, — вздохнул Кот. Срок — до восьми лет строгого режима. При моих хороших адвокатах и толике денег, ты в нашей свободной и демократической стране сядешь пожизненно, так как окажешься ещё и шпионом минимум трёх уважаемых государств одновременно… Тебе это надо?
— То есть ты решил пойти на принцип. Ну какие у тебя, у пушистой морды, могут быть адвокаты?
— Хорошие адвокаты у тех, кто платит деньги… а я богат..., — промурчал Кот, — какая им ко всем псам разница, кто им платит деньги? Не только у тебя есть счета в Швейцарии. А у меня давно только мои коды от моих счетов…
— Скотина! — возмутился я. Чего ты хочешь?
— Лежать на подоконнике и никуда не ходить, — ответил Кот и опять зевнул, посмотрев в окно.
— Ссориться будем? — поинтересовался он через минуту.
— Галстук красивый?- дипломатично спросил я.
— Не помню, какая из твоих… тебе его подарила, темноватый чуть на мой вкус. Я бы предпочёл ярко оранжевый с пальмами и кисами под ними, — пояснил Кот.
— И после этого ты считаешь меня извращенцем? — удивился я.
— Слушай, я твоих последних кис обсуждал? — завёлся Кот. Рыбы ни одна готовить не умела! И чего они так все орали по ночам? Будили вечно? Я что, весной ору тебе под ухо? Надо как-то находить какие-то взаимоприемлемые формы взаимного проживания, в конце-концов! Где твоё образование, природный такт и чувство меры?
— Это одна из форм проявления любви, — пояснил я, — орать по ночам и радостно улыбаться утром…
— И жрать мою рыбу, — возмутился Кот. Ни одна из моих кис никогда не жрёт мою рыбу и просто радуется тому, что я уделил ей кроху своего внимания… твои кисы почему нашу рыбу жрут? Демократия у них? Погладили меня и считают, что рассчитались? А с их запахами что потом делать? Они же все… пахнут по-разному! И гладить не умеют…
Я посмотрел на себя в зеркало. Вроде всё было правильно. И бросил взгляд на часы. Луна должны была выйти из-за соседнего дома ровно через минуту 28 секунд.
— С подоконника — брысь! — приказал я.
— Ты же обещал этого больше никогда не делать! — последний раз возмутился Кот.
Но спрыгнул с подоконника.
Я открыл окно и в лицо ударил свежий воздух. Это была моя ночь, и никто не мог мне помешать. Кот это знал.
Самый трудный шаг — первый. Очень сложно вступить на лунный луч, как на обычную дорожку… Я это умею.
И что вообще странного в умении гулять по лунному лучу? Каждый может гулять так, как ему захочется… это же не запрещено?
-Ты — дурак! — прогнусавил оказавшийся рядом со мной Кот. Опять сейчас самолётики прилетят, а утром в газетах будут писать полную чушь!
— Пойдём погуляем, — ответил я. И какая разница, что напишут в газетах завтра? Эта ночь — наша. Хотя бы в ночь Весеннего Равноденствия я могу гулять, как хочу, и никто мне никогда не докажет, что это не возможно...
Почему так важен этот день? А не любой другой? Да и Кот — ругается, спорит. Но любит и верен почти 200 лет. И с ГГ идет гулять рядом. Ибо друг! Простая История:)
Возможно, стоило сделать некоторое лирическое отступление про то, что такое просветление, но мне влом, потому что придется писать целую проповедь. Как впишется в европейские обывательские ценности, так и будет.
Смерти нет. Я поняла это рано утром, на неудобной узкой кровати, от холода кутаясь в простыню. Кровать была – я потрогала рукой синтетический потертый матрац; простыня была – вчера, на свету, ярко-голубая, теперь, в потемках, серая; был потолок, плавающий в сумраке перед глазами. Я была. Я дотронулась до своего тела, впервые ощущая его как часть, нет, как кусок чего-то явственного, имеющегося, неоспоримого. Я – была, как были, существовали, длились, роились и клубились предметы вокруг меня. Я знала, теперь предельно ясно, свое отличие от них. Словно нарисованные на бумаге, они останутся, пока не будут стерты с тем, чтобы заменить их новыми, я же, пусть сейчас качественно ничем не отличаюсь, прогорю насквозь. Смерти нет. Нечего бояться. Солнце взойдет над моим потрепанным гестом за восемьдесят долларов в месяц, и дурацкие пальмы станут шелестеть и петь на влажном смрадном ветру, но бояться будет больше нечего. Ничего в мире больше не страшно. И я улыбалась темноте, баюкая свое хрупкое просветление.
Солнце взошло. Натянув кроссовки и длинное белое платье, я пробиралась тропинками на рынок. Справа дыбились зеленой стеной деревья, слева столбы с проводами уходили в поля, по пыльной дороге тянулись люди. Почти все местные – кто пешком, с корзинками на спинах и на головах, кто на ослах, или на мотороллерах, которые когда-то, целую пропасть лет тому назад в московских дворах называли макаками. Влажный тяжелый воздух, густо сдобренный запахом индийского рынка, накатывал как волна. Я плыла в потоке людей, стараясь держать рюкзак под рукой. Скоро обочины заняли самые нетерпеливые из продавцов, и все они, эти люди вокруг меня, их глаза и руки, их коричневые плечи и яркая одежда, их цепкие взгляды и громкие голоса – все это кипело радостно и сильно. Ярко. Ясно. Глубоко внутри каждый из них тоже знал, что нет никакой смерти. Этим утром. Под этим небом. Сегодня и всегда.
Неожиданный хриплый рев раздался совсем рядом, низкий и глубокий, так могла бы кричать сама земля. Грузовик сбил быка и кто-то перерезал умирающему животному горло. Многие отворачивались, отходили в сторону, но некоторые оставались стоять, глазея. Бык медленно опускал огромную голову, вытягиваясь на боку. Пенящаяся, темно-красная, густая кровь широким потоком ползла, с едва слышным шорохом пропитывая пыль, подбиралась к кроссовкам. Смерть есть, говорила кровь. Смерть есть.
т.е. автор показывает читателю свой субьективный взгляд на описываемый объект или явление:
другими словами описываются ассоциации самого автора от описываемых событий или явлений. Я так понимаю что миниатюра это субьективный, авторский взгляд, а не ЛГ произведения. Может я ошибаюсь и тогда поправьте меня.
У меня мнение что ваша работа это короткий рассказ.
Но я еще выскажусь по вашей работе. Что-то в этом меня смущает.
Абстрагируйся от меня уже) Я практически прямым текстом передаю чужие ощущения. Правда, рассказывала она мне уже очень давно, в точности какие-то фразы не помню.
Простыня? Вот блин, а я привык к просторечному.
Тут какой-то когнитивный баг мышления и восприятия событий как случайных фактов, потому что иначе объяснить с позиции материализма достаточно сложно то, что мир сопротивляется. Бросает вызовы, опровергает просветление, попытку осознать его как иллюзию.
Бывшие
Две чашки – кофе и чай – лаконично вписаны в круг столика для двоих. Для нас с тобой – как же давно мы здесь не бывали… А ведь раньше посещали Bon Café не меньше раза в неделю.
Те же рыжие занавески, но цвета меньше, а пыли больше. Тот же плотный шлейф корицы с ванилью. Тогда – будоражил аппетит, теперь душит, встаёт комом в глотке. Или дело в туго затянутом галстуке?
И ты – точно такая, как запомнил. Тёмно-русое каре, схваченная лаком волна. Шоколадное пралине прикрытых ресницами глаз. Скромное платье и изящный акцент: перламутровая сфера на цепочке – тепло жемчуга тебе ближе остро-гранёных бриллиантов.
А напротив сидит тот, кого ты не встречала прежде. Да, внутри всё ещё я. Но вместо вороной непослушной гривы – стрижка, как в модных журналах, вместо стального шипа над бровью – строгие очки ценою в чью-то зарплату. Давно выбросил затёртую косуху, теперь только костюмы – экспонента престижа. Прямо как тот актёр, по которому ты сохла в семнадцать.
Больше нет хаоса в жестах, они скупы. Мой хохот не заставит других посетителей обернуться – громко смеяться в общественных местах неприлично. Я молчу, выжидая. Чего?
Рвёшь тягучую паузу: «Ты совсем другой». Разочарование гноеточит в словах, во взгляде без искры. Мне нечего ответить. Молчу. Лишь думаю: видимо, женщинам логика и правда несвойственна.
Однажды ты сказала, что не умею быть нормальным. И ушла. Но, получив желаемое, злишься, что потерял себя.
Как-то не вяжется, вроде. Женщина материальна, логика нет. Может, женский разум с логикой несовместим, ну или что там присутствует?
задницесознании? Может быть. Не, импликатура несколько другое. Реклама там да… Ну и черт с ней.М – значит, монстр
Вертикальными щелями ртов Дракон жадно заглатывал питательную человечью массу. Минута, вечность – та не иссякала. Игорь однозначно опоздает в офис, но он и не думал торопиться. Бессмысленно.
Его стиснуло плечами и спинами тех, кто рвался побыстрее сгинуть в ненасытных пастях древнего монстра. И Игорь послушно колыхался, вправо, влево, медленно продвигаясь по ходу потока. Как планктон на пути к китовьему зеву.
Подозрения, что метрополитен – это чудище, закрались ещё вчера. И чем больше Игорь думал об этом, тем сильнее проявлялось сходство. Вот глотка – свод вестибюля с выростами вычурных люстр. Вот пищевод-эскалатор – вниз, вниз, вниз… Игорь посмотрел под ноги: ребристой рябью текли ступени, и вдруг слились в сплошную гладь, уходящую под откос. Он качнулся от внезапного головокружения, заморгал, чтобы сбросить иллюзию. Перевёл взгляд на плывущий сверху греческий пантеон – мозаичные боги, как обычно, о чём-то спорили. Что они забыли в этой дыре?
Дальше пищевода – нутро. У Дракона нет ни лёгких, ни печени, только необъятное чрево, подвешенное к потолочным дугам – рёбрам. Платформа переваривала людей, пережёвывала психику Игоря мерным гомоном сотен ртов, дробила истошным стуком колес. А он – добровольно позволил тащить своё сонное тело по опутанной проводами кишке.
Вот уже спешащая к выходу масса спин и плеч вытянула его на поверхность через другое отверстие. Беспрерывная дефекация подземного городского монстра.
Игорь чувствовал себя соответственно.
Унылым говном.
Сомневаюсь, что аллегория. Аллегорией бы оно было, если б аналогию провел автор. Но здесь есть только субъективное восприятие героя, видящего в реальном то, чего нет. Я специально отделил автора от героя — это не автора видение.
Социального тоже нет. На самом деле это перекрывалище, знакомое, если спишь по 5 часов в сутки на протяжении нескольких лет
Драббл это околофикбуковская дефиниция, измеряемая сугубо числом слов — до ста, является наброском для чего-то большего.
Герой не просто размышляет, его триггерит и плющит, так как он, мягко говоря, не в себе. Там нет социалки никакой, только субъективное переживание героем окружения. Если я заменю Игоря на «я», автор сольётся с героем, и это станет очевиднее. Но зачем же все настолько упрощать.
Я писал 2 тыщи букав. И меньше не хочу )
Дело не в понимании. Там особо нечего понимать, она из 2 действий: зашел в метро — вышел из метро. Дело в состоянии героя
Но я не хочу столько чая! И вообще, кажется, это Нури! Может быть, даже Ява
*свалился и исчез в кофейных волнах*
Осенние игры
Вот и всё. Последний лист упал. Долго держался, сопротивляясь ветрам и леденящей мороси. Цеплялся за ветку и тянул живительный сок из последних сил. Но ничто не вечно в этом мире.
Пустым и прозрачным стал сад. Голые ветки цепляют клочья тумана в призрачной надежде одеться хоть во что-нибудь. Но беспечный шалун сдувает белесый покров и обнажает мокрые печальные стволы. Так они и будут сражаться до весны: окоченевший сад станет кутаться в плащи и мантии, а ветер – срывать зимний садовый наряд.
И только земля не играет в подобные игры. В плотный кожух из прелой листвы обернулась земля. Каждый листок на счету, каждая травинка – в дело. Пожухлые, сморщенные они теряют былую красоту, но приобретают вес и значимость. Бурый ковер укрыл еще мягкую землю, а вместе с ней надёжно защитил семена, корни и мелкую живность. От ветров, морозов. До весны, до возрождения.
Не, я не критикую. Я просто размышляю.
Он собирал сокровища всю свою жизнь.
Бережно сохранял розовый перламутр весенних рассветов, с восторгом подхватывал звенящее легкое серебро дождя, ловил острый блеск молний. Задумчиво перебирал молочно-сиреневый аметист белых ночей. А еще лимонно-золотые радостные монетки, которые беспечно рассыпало июньское солнце, и тяжелое золото июля, и остывающее красное августовское золото.
Когда пришла осень, он отважно противостоял наползающей со всех сторон темноте. Вечерами трепетал и отчаянно сиял, старался добавить живого солнца в электрический свет фонарей. Но получалось плохо – его свет не долетал до земли, и она остывала, чернела. Умирала, казалось ему.
Он понял, что надо попасть вниз. Когда налетел ветер, он позволил подхватить себя, помчался в холодном потоке воздуха, закружился, глядя с высоты: вот оно, сейчас! Вон туда! Там мое место! Все ниже, все ближе к земле, к хрупким поникшим травинкам, отдать им накопленное солнце, согреть, спасти! Сейчас он коснется земли, постарается как можно шире распластаться. Теплое золото впитается в землю. Темнота отступит.
Это было последнее, что он подумал.
Крупицы солнца захлебнулись в грязной лужице, погасли. В самом низу его рвануло в сторону, перевернуло, затрепало и швырнуло не на землю — на асфальт. И сразу припечатало и раздавило тяжелой подошвой.
как он это понял. Мне кажется здесь логический сбой. А в остальном очень образная и красивая история упавшего листа. Любопытно, что у вас история мрачная, почему?
В начале мне кажется перебор с «золотом», но возможно это субьективно. Я не люблю истории с плохим концом и ваша история для меня эмоционально тяжела, так же как и Метро Андрея.
Еще я не понял, что у вас с символом, лист он символ чего? Опять мне сложно, как и у Андрея. Но у него есть сюжет, есть ГГ и метро как символ его понимания жизни, а у вас сюжет в падении листа? А символ? Возможно у вас вся история человеческой жизни в падающем листе, но это очень трудно читается. Нечто подобное крутится у меня в задумке и подобный сюжет я предложил написать Гроссмейстеру. Самое трудное в миниатюре это сделать символ законченным, донести до читателя идею. В вашем случае я пока не понимаю.
Но это мое субъективное. Подождем еще отзывов.
Отвечу по порядку:
Лист понял, что надо попасть вниз потому, что свет, который он хотел отдать, не долетал до земли, об этом говорится в предыдущем предложении. Но может быть, действительно надо усилить этот момент, я подумаю, спасибо.
Почему мрачная история — ну тут мне трудно сказать)). А она мрачная? Мне казалось, что грустная и немножко ироничная. Но тут я бы не стала ничего менять, тут как раз из разряда «я так вижу». Я действительно всегда об этом думаю осенью).
Перебор с золотом намеренный, его там всего три — июньское, июльское и августвское. Не знаю, надо ли убрать какое-то из них, но может быть, вы правы, я подумаю над этим моментом.
Символ я задумывала такой: жизнь листа — жизнь человека, который к концу жизни хочет отдать кому-то все, что накопил. Он счастлив, если это ему удается, даже если это ему только кажется. Я вот после вашего комментария подумала, что можно два последних эпизода поменять местами, тогда будет более светлый конец)). Возможно, вы правы, подумаю, мне не хотелось вас огорчать))).
Что касается отношения авторов и читателей.
Лист
Равнинный северный город.
Птицы давно смекнули и, потянувшись к теплу, пропали — верный признак близкой зимы.
Пусто.
И лишь погибшие листья, гонимые ветром, ещё кружат над остывающей землёй.
Ветер с каждым днём всё холоднее и всё сильнее бьёт по живым и ещё не верящим в свой близкий конец, но уже обречённым на верную смерть, их собратьям.
Сегодня ветер особенно жесток.
Взбираясь повыше, словно хищник, он готовится к прыжку и вдруг прыгает вниз: на деревья, на дома и людей и рвёт их своими когтистыми лапами.
… Лист и не думал умирать, но ветер решил иначе. Мощным ударом в прыжке он поддел его с места, рывком оторвал и, закружив, легко понёс над встревоженным городом, неизбежно, непоправимо и неотвратимо приближая к смерти…
.
… Сегодня днём порывом ветра с купола Исакиевского собора был сорван медный кровельный лист весом восемьдесят килограмм…
… На место трагедии прибыли…
Если бы не Ваша инициатива, этого бы не было.
И.П. Вантенков. Бунин-повествователь (рассказы 1890-1916 гг.). – Минск, 1974.
Здесь мы видим монолог, размышление, аллегорию.
Мне очень понравилась, отсутствие пафоса с легким юмором и глубоким смыслом
Я бы слово «то» заменил на тире.
Два однокоренных слова цепляют глаз. Я бы заменил одно из них. Ну, это так. Совет просто.
будухочу.А вот интересно, я вчера выложила маленький рассказ
litclubbs.ru/articles/28754-uliss.html
Как вам кажется, есть символ?
И заодно дайте себе ответ зачем вы пишете рассказ и зачем пишете миниатюру, Что вы хотите донести до читателя. Ну с рассказом понятно, необычный сюжет, интрига, раскрытие характеров и далее изменения происходящие с вашим героем, его перерождение. И в рассказе вы выполняете эту задачу с помощью сюжета. А миниатюра? Зачем ее пишите? Что хотите донести до читателя. Мне кажется, что вы пока в плену канонов рассказа и мыслите этими категориями, но миниатюра это не рассказ, даже совсем не рассказ, это способ передачи некой идеи лично вами пережитой, переосмысленной, не выдуманной и это главное отличие. Рассказ вы можете придумать а миниатюру придумать нельзя, ее нужно пережить. Миниатюра она как дневник мыслей автора, она о нем самом о его восприятии мира. И как художник импрессионист пишет свои полотна сквозь себя, фактически прописывая себя так и автор прозаической миниатюры создает свои работы. Не потому ли многие мастера миниатюр создавали свои работы в виде дневниковых записей( циклов), к примеру тот же Тонино Гуэрра в своих " Семь тетрадей жизни".
СЛУЧАЙ
Маленький хроноп искал ключ от двери на тумбочке, тумбочку – в спальне, спальню – в доме, дом – на улице. Тут-то хроноп и зашел в тупик: какая улица, если нет ключа от двери на улицу!
Разве тут нет твиста? Разве он не переворачивает восприятие? Разве не встряхивает читателя? По-моему, очень даже.
Относительно рассказов: тоже не могу согласиться. Все-таки автор не просто рассказывает историю, что-то в ней всегда (ну или почти всегда) зашифровано, какое-то послание читателю. И символы там могут быть, и даже если рассказ придуман, это все равно идет от личного опыта, от чувств автора, это тоже своего рода дневниковая запись, только зашифрованная.
По поводу Чехова: по-моему, у него как раз почти всегда финал неожиданный. Вспомните «Тоску», напрмер, или «Ваньку Жукова», или «Спать хочется».
Мне кажется, просто есть разные виды миниатюр, вам ближе тургеневский и бунинский стиль, но есть ведь и другие, и они тоже имеют право на существование )).
Поправьте меня, если я ошибаюсь.