Микротренинг для писателей №53: Гипербола, или как сделать слона из мухи
А мы продолжаем изучать увлекательный мир литературных тропов) И не будет преувеличением сказать, что сегодняшний тренинг - настоящий гигант по сравнению со всеми предыдущими тренингами, гигант, задевающий макушкой облака и по ночам глотающий звезды.
Или будет?
Перед вами Микротренинг для писателей №53: Гипербола, или как сделать слона из мухи!
Вот казалось бы, что такого сложного может быть в гиперболе? Преувеличивай себе, и ладно. Почему на лестнице тропов она стоит аж на седьмой ступени? Давайте разбираться. Как всегда, наш основной источник - книга И.Н. Сухих "Структура и смысл: теория литературы для всех" (АЗБУКА, 2016). Что в ней сказано о гиперболе:
"Гипербола (греч. «излишек, преувеличение») – троп, основанный на преувеличении, укрупнении, придании предмету или явлению предельного качества. Гипербола родственна идеализирующему, украшающему эпитету. Или, напротив, такой эпитет есть разновидность гиперболы. Гипербола может вырастать также из метафоры, по грамматической форме представлять сравнение. Гиперболы, как и метафоры, бывают общеязыковые, стертые («сто лет тебя не видел»), и индивидуальные, поэтические («Редкая птица долетит до середины Днепра» – Гоголь; «Я видывал, как она косит: / Что взмах – то готова копна» – Некрасов)".
Поняли, да, в чем фишка? В том, что гипербола часто вырастает из другого тропа. То есть, чтобы использовать гиперболу, вам нужно применить другой троп (эпитет, метафору, сравнение), при этом придавая описываемому предмету или явлению предельное качество (ну или по крайней мере сильно преувеличенное).
Как всегда, еще больше всяких примеров:
- И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (М.Ю. Лермонтов);
- Чуден Днепр при тихой погоде… без меры в ширину, без конца в длину… (Н.В. Гоголь);
- Махнет богатырь рукой – среди врагов улица, махнет другой – переулок (из былин; в эпосе, легендах и мифах вообще гипербола используется очень часто, ниже об этом чуть подробнее);
- И дольше века длится день (Б. Пастернак);
- Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты
На бисер, злато и порфиру,
На все земные красоты,
Во все страны свой взор возводит,
Но краше в свете не находит
Елизаветы и тебя.
Ты кроме той всего превыше;
Душа ея зефира тише,
И зрак прекраснее рая. (М.В. Ломоносов);
- На вид-то я худой, болезненный, а силы у меня словно у быка (А.П. Чехов).
И один из моих любимых примеров:
- В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский).
Немножечко оффтоп
От этих сто сорока солнц легко перейти к минутке умничанья интересной информации по поводу фольклора. Как я говорила выше, там гипербола используется очень часто для придания художественной выразительности. И, по В. Проппу, преувеличенное число конечностей разных сказочных существ - это тоже гипербола. Например, у Одина был конь с восемью ногами которого родил Локи, но сейчас не об этом. Восемь ног - это что вообще такое? Правильно, это художественно-сказочный способ сказать "очень быстрый конь". Ровно то же самое касается змея в русских сказках (у которого, как вы знаете, могло быть 3, 5, 6, 7, 9 или 12 голов). Это, как пишет Пропп, "гипертрофированный образ пожирания" (В. Пропп, "Исторические корни волшебной сказки", 1946). Почему именно пожирания? Читайте Проппа и узнаете! активно рекламирует, очень нравится
Бонус: что это за троп: "Читайте Проппа"? Ответ пишите в комментариях) я у мамы маркетолог
В общем, что мы имеем на сей раз:
1. Тема - "Гипербола, или как сделать слона из мухи".
2. Специальное условие: вы должны использовать в ваших семи предложениях не менее двух-трех гипербол.
3. Ограничение объема - семь предложений.
Если вам хочется получить комментарий от вашей прекрасной леди-тренера, у вас есть время до 23.08.2021 включительно. После этой даты вы также можете выполнить тренинг, но получите ли хоть какой-нибудь комментарий - это уже большой вопрос.
Успехов и удачи!
Важно: Самый Большой Слон дал добро на прекрасные наградки в профиль, которые сразу всем дадут понять, что их обладатель – мастер самой короткой формы на нашем сайте! Наградой обзаведётся каждый, кто получил 3 подарка от ведущего тренинга за лучшие 7 предложений.
P.S.: В качестве приятного бонуса авторам лучших работ по версии тренера – небольшой подарочек в профиль на сайте БС.
По результатам микротренинга для писателей №52 подарочки от меня получают Vekra за упорство и демонстрацию навыка идентификации тропов и Светлана Пожар за египетские перифразы.
Понеслись
«Читайте Проппа» — метонимия)))
благодарю за «прогиперболу», бум думать
– Так у Григория село то – от краю до краю доплюнуть можно, и живут там три калеки. А телята у них такие огромные что и мой бобик побольше будет.
Петрович достал из допотопного холодильника бутылку кваса и без лишних слов налил гостю в кружку до краёв.
– Э-эх! – напиток оказался просто ледяным, дед Вася прям почувствовал, как внутри всё инеем покрылось. – Вот раньше делали– на века! Уже и Союза нет, и завод небось по кирпичикам разобрали, а он всё холодит как проклятый!
Только проверила правописание:
– А он мне давай втирать, говорит: «Рыбину я поймал, как полтелёнка, всё село прокормить можно!».
– Так у Григория село-то – от краю до краю доплюнуть можно (двойное «можно», которое здесь позволительно вообще опустить), и живут там три калеки. А телята у них такие огромные, что и мой бобик побольше будет.
Петрович достал из допотопного холодильника бутылку кваса и без лишних слов налил гостю в кружку до краёв.
– Э-эх! – напиток оказался просто ледяным, дед Вася прям почувствовал, как внутри всё инеем покрылось. – Вот раньше делали – на века! Уже и Союза нет, и завод небось по кирпичикам разобрали, а он всё холодит как проклятый!
Эх, литераторы…
Прекрасная, как сто тысяч чертей, Брунгильда гадала на ромашке.
— Любит, не любит, к сердцу прижмёт… — необъятные телеса дрогнули, пошли волнами и выплеснулись внезапным цунами из-под ресниц.
Слёзы красавицы, каждая с жемчужину из королевской короны, сначала покатились по наливным щекам, потом обрушились многоступенчатым водопадом по скатам подбородка и, наконец, унеслись с грохотом в ущелье декольте.
В дверь постучали.
Брунгильда спрятала ромашку под седалище, утёрла подолом домашнего платья разведенную до масштабов стихийного бедствия сырость и спросила:
— Кто там?
— Доченька, батюшка велели к ужину с гостями звать. Прынцы заморские заждались уже: в мундире, в кляре, жареные и на пару.
Прекрасная, как сто тысяч чертей — оксюморон + ирония. Гиперболам обычно присуща искренность. Я для себя как проверяю: прикидываю, может ли так сказать ребенок. Ну то есть, это каким надо быть ребенком, конечно, чтобы сказать «в сто сорок солнц закат пылал», но, в принципе, заметить: «Так солнце ярко светит, как будто сто солнц», — ребенок может. А вот «она такая красивая, как сто уродин» — это уже взрослые какие-то цепочки должны выстраиваться в голове.
Остальные две гиперболы.
Про слёзы вряд ли преувеличение, я просто сейчас представила слезинку и жемчужину. Они примерно одинаковые, разве что в королевскую корону отбирают самые-самые крупные. Это скорее сравнение, а не гипербола.
Скаты подбородка… Хм…
Ущелье декольте, по мне, как-то уж слишком высокопарно.
Седалище — из языка смердов, то есть грязных, некультурных и необразованных. То, что называется низкой лексикой.
Про масштабы сырости наоборот — слишком пафосно.
Прынцы в кляре… Хм… Это что?..
Барсик, держись! - тысячи раз говорил себе не оставлять ключи от дома на рабочем месте, да ещё и жена сегодня на обед не пришла…
Лезу по стене, яростно цепляюсь рукой за подоконник, пытаюсь подтянуться и добраться до открытого окна, пальцы скользят по кирпичу и гладкому словно лёд пластику…
Сосед Гриша — вечно молодой, вечно пьяный — глупо улыбаясь, волочит кривую лестницу, сколоченную ещё со времён царя Гороха.
Птицей взмываю по лестнице, влетаю в окно и рывком бульдозера сдвигаю в сторону массивный комод, полный хриплых придушенных мявов.
Барсика там нет, он на люстре — шерсть дыбом и глаза, как блюдца, неотрывно смотрят на кокетливо чернеющий посреди столешницы громко мяукающий телефон жены.
Хвасталась утром, зараза, что такой козырной будильник скачала — мёртвого поднимет!
тысячи раз говорил себе — гипербола
гладкому, словно лёд — сравнение. гиперболой вряд ли будет считаться, потому что лед не представляется воплощением предельной гладкости (он вообще, как правило, на ощупь шершавый и в трещинах). Выше в комментарии было по смыслу «холодная настолько, что будто ледяная» — это гипербола.
вечно молодой, вечно пьяный — гипербола. Ну и отсылка, что уж там)
ещё со времён царя Гороха — гипербола + перифраз
Птицей взмываю — метафора, с большой натяжкой гипербола. Гипербола была бы «быстрее птицы», еще лучше — «быстрее тысячи птиц».
рывком бульдозера сдвигаю — тот же случай, что с птицей, но гипербола видится отчетливей
глаза, как блюдца — да, гипербола, следующая из сравнения
мёртвого поднимет — гипербола
За остальное — плюс, плюс!!! )))
За последнее предложение —
Доберусь до цивилизации — перечитаю, поправлю.
А не оксюморон случаем? Я без иронии. Действительно интересуюсь.
Мне кажется, нет — именно потому, что это гипербола. То есть мы прекрасно понимаем, что мертвых звонок этого будильника поднимать не будет, а потому парадокса нет, это просто сильное преувеличение. Когда есть констатация чего-то парадоксального, тогда это оксюморон.
Я как-то задумалась, почему сейчас все ссылки ведут на источники недавних лет? Что, эту самую гиперболу придумали в этом веке? Нет, я её в школе изучала, и без всяких тропов. Потому что тогда в приоритете был родной язык и родная страна, а не край тех, кого когда-то из родных племён изгнали.
здесь должна быть шутка про «забанили в гугле», но ее не будет«Троп — слово или оборот речи в переносном, иносказательном значении» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).
Остальные гиперболы. А история такая близкая, что просто мочи нет)
Я встаю и подхожу к двери номера, остро ощущая на себе его испепеляющий взгляд.
— Привет! — говорит мне слегка растерянно тот, которого из всех точек земли именно здесь, сейчас, быть не должно.
«Чтоб ты сквозь землю провалился, не смог понедельника дождаться!» — думаю я, улыбаюсь, и приглашаю его войти.
Мы стоим втроём, в ледяном молчании, и смотрим друг на друга. Мне хочется раствориться в воздухе и уплыть в вентиляционную решётку голубым дымком.
— Ребята, — наконец решаюсь я. — Пошли в кафе, поужинаем, я умираю от голода.
испепеляющий взгляд — метафора + гипербола
из всех точек земли — кажется, гипербола, но такая на грани. Потому что, вероятно, героиня буквально подумала, что вот где угодно этот персонаж мог бы быть, но не должно его быть именно на ее пороге.
Чтоб ты сквозь землю провалился — на мой взгляд, просто метафора + перифраз, как и «раствориться в воздухе» (причем стертые, так как оба сочетания стали фразеологизмами). Почему? Потому что усиления, гипертрофированности нет, это просто метафора про желание, чтобы человека в конкретном месте не было. Проверяю я, опять же для себя, следующим образом. Если гипербола — это придание предельного или просто преувеличенного качества, могу ли я в принципе переформулировать фразу так, чтобы качество не было предельным или было бы «меньше» нынешнего? «Испепеляющий» взгляд может быть просто «жгучим», «умираю от голода» — «страдаю от голода», просто «голодаю». А здесь как? «Чтоб ты провалился сквозь верхний слой почвы»? Смена «провалился» на что-то более мягкое не подойдет, так как речь не о скорости проваливая идет, а о том, чтобы скрыться с глаз. Или «разбавиться воздухом»? В общем, снизить градус у меня в этих выражениях не получается.
ледяное молчание — просто метафора. Опять по той же причине, что выше про «гладкий, как лед». Ледяной — это не предельная форма некоторого реального свойства молчания, даже «холодное молчание» — это уже метафора, потому что температуру молчания нельзя измерить. А вот если уже «ледяному» придавать какие-то преувеличенные качества, то получим гиперболу. Например, «мы стоим втроем, в молчании настолько ледяном, что не снилось пустыням Антарктиды».
умираю от голода — гипербола
Старые льняные занавески не могли задержать утро, они, словно решето, пропускали свет, превращая комнату в паутину света. Миллиарды пылинок забавно кружились, перескакивали с одной нити на другую, словно страшась остановиться, коснувшись чего-нибудь более материального. Хаос движения всё не прекращался, и это раздражало. Бардак в комнате и в жизни такой же, как бардак в этих крошечных точках, купающихся в свете солнца.
Где-то рядом с кроватью телефон требует повторения ежедневного ритуала — корпус мягко погружается в ладонь, экран высвечивает время, по-доброму утешая меня. Снова пора бросать Пашу и уходить из этого мерзкого мира на работу.
«Тогда понимаешь, это ОН» © Для меня ничего не изменилось )))
не открывая глаз, вижу — оксюморон
превращая комнату в паутину света — метафора, хотя представить у меня это не получается. Может, паутина из солнечных лучей?
миллиарды пылинок — можно сказать, что гипербола (хотя шут его знает, а может, их и правда столько, среди них же есть глазу невидимые)
хаос движения — на мой взгляд, просто фраза корявая. Ну, может, это такая метонимия, перенос значения качества на обладателя качеством (с хаотичности на хаос), но, по-моему, неудачная
мягко погружается — тоже просто фраза корявая, вообще хоррор какой-то «Погружается» — это не предельная форма «ложится».
бросать Пашу — наверное, можно назвать контекстной гиперболой
уходить из этого мерзкого мира — я долго думала над этой фразой, пока не заглянула в толковый словарь. Одно из значений слова «мир» — «отдельная область жизни, явлений, предметов». То есть квартиру героини, в принципе, можно назвать как бы «отдельным миром», и это не будет гиперболой. Наверное.
— Поставила одна хозяйка вариться компот в громадной, с цистерну, кастрюле, но отвлеклась на другие дела и забыла про него.
Подошло время, и вулканом закипел, забурлил персиковый компот, тесно ему стало на плите, так что поклокотал он, побулькал, да и сбежал!
Ухнула цунами компота на пол, залила кухню, выплеснулась на лестничную площадку, по каждой ступеньке прокатилась, в дверь подъездную ударилась — закрыто, пошла вверх, так что вскоре весь дом был наполнен компотом!
Нектарный фонтан сорвал крышу и ударил до самых звёзд, так что даже луна в розовый цвет окрасилась и нежной персиковой сладостью весь белый свет наполнился!
— Круууто, а дальше?!
— А дальше тебе- спать и персиковые сны смотреть, а я пойду компот по банкам разолью, пока он не сбежал и город не затопил!
Из кухни и в самом деле неслись ароматы самого вкусного компота в мире, так что Дашенька уютно укулёмалась в постельке-гнёздышке и, уже засыпая, решила, что вот именно ей, Дашеньке, очень повезло родиться у мамы- волшебницы.
Ой, ну :3
Все гиперболы! Сказка как она есть)
ачё?! вы такие задачки расщёлкиваете)))
благодарю))
как самый скромный человек в этом уголке Галактики, обожаю гиперболы и в простой речи.
правда, когда стала устаканивать их в текст, оказалось, преувеличение преувеличению рознь, очень пригодился ваш совет «а можно ли чуть убавить градус преувеличения»))))
(Этот эпиграф к книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» всегда меня интриговал и немного пугал, пока я не «увидела» это чудовище вот таким)
– Прячьтесь, сейчас чихнет!
Все, сопровождающие Юдо разумные, немедленно кидались на землю, затыкали уши и с интересом смотрели на усилия Арктура развернуть монстра в сторону врага.
Юдо приподнимался на передних лапах, запрокидывал назад, насколько мог, свою безобразно толстую шею, при этом рот этого пугала открывался сам собой, ноздри, каждая с пещеру, со свистом втягивали воздух, кожаный кончик носа стремительно двигался вправо-влево, будто норовил сорваться с морды, а глаза прикрывались веками, как оконными ставнями, он невольно приседал на оставшиеся четыре ноги, хвост его замирал параллельно земле и это ожидание чиха длилось бесконечно долго, веки вечные.
Сам чих сначала не было слышно, только воздух перед Юдо слегка белел, шквалом уносился вдаль, сметая все на своем пути, повергая в прах препятствия, оставляя просеку, а затем раздавался звук, похожий на расколовшийся гигантскийо орех, к счастью, этот треск затихал быстро.
Однако все разумные продолжали лежать, команды «подъем» от Арктура не поступало.
Юдо поднимался на свои шесть ног встряхивался будто пес, выскочивший из воды, из-под всех его бронированных чешуек вылетала пыльца, рассеивалась в воздухе и медленно, словно танцуя, опускалась наземь.
Звучала команда, разумные вскакивали, подставляли руки, собирали пыльцу в горсти, старательно размазывали ее на себе, а своим собратьям на спины, пока это волшебство осыпалось, укрывая белым чудом землю, помогая в борьбе с ворогом, дополнительно укрепляя броню дружине.