Маргарита Чижова

Первая ночь в битве драконов

Первая ночь в битве драконов
173

В эту ночь Щейюр не спал. Даже когда веселые лучики дневного светила сменили тусклое мерцание звезд, он все так же сидел в своем потрепанном кресле. Старое-престарое, оно служило еще его деду. И, пожалуй, эта развалина была единственным фактором, удерживающим его дома. Семьи у него больше не было. Не было и постоянной работы. Скучный мир бытия сжимался в вовсе непереносимую в своей тоскливости точку. Щейюр уже думал идти в наемники. Он был уверен, что недостаток, а, точнее, полное отсутствие боевого опыта легко компенсируется умением адаптироваться к любой обстановке вокруг.

Щейюр встал и подошел к противоположной стене. Упершись в нее всем телом, он зажмурился, напрягся и замер. Выбор сделан! Он поедет воевать. Будет биться с драконами. И, подбадривая себя возможностью наполнить свою никчемную жизнь смыслом и заработать заодно, будущий марсельер бросил огниво на кресло, в котором только что сидел. Оно мгновенно вспыхнуло. Щейюр схватил плащ и выбежал на воздух. Из хижины повалил дым. Известно, что борцы с огнем и силы правопорядка никогда не посещали зоны изолирования. А Щейюр жил как раз в такой. Опасность глобального пожара, конечно, существовала. Но только в никчемных головах бюрократов и жалких сердцах паникеров. И не успел Щейюр отойти и на сотню шагов, как гнилое его жилище, полыхая и гудя, провалилось в погреб, пробив пол упавшей матицей. Подполье было уже много лет залито какой-то вонючей жижей, которую Щейюр так и не смог откачать. Пакость эта все время возвращалась опять. Но сейчас она послужила полезным делом. Горящие обломки дома погасли в ней. Повалил пар, и все стихло.

А Щейюр уже спешил в штаб марсельеров. Его восхищали их доспехи драконоборцев. Не то, что тряпье сил правопорядка. И, конечно же, он жаждал их получить. Полтора дня, что длился его путь к военному поселению, он мечтал и даже не отдыхал.

Чиновник, составляющий списки желающих вступить в отряды драконоборцев, не выказал никакого радушия. Он уныло взглянул на замерзающего нищего, нервно пытающегося протиснуться сквозь толпу претендентов. И по его короткому кивку головой низкорослые члены сил правопорядка, что так ненавидел Щейюр, без рассуждений отволокли его в конец очереди. Пришлось ждать.

Сонливая толпа новобранцев вышла из здания штаба только следующим утром. Им выдали легкие доспехи драконоборцев. Собственно говоря, это были неуклюжие одеяния, не могущие защитить не только от атаки дракона, но даже от обычной жаркой погоды. Больше половины тела были прикрыты лишь толстым сукном, щитки обычной брони защищали лишь голову и грудь. Огненная защита, постоянный увлажнитель и другие обязательные элементы брони марсельера отсутствовали полностью. Проще говоря, и Щейюр это прекрасно понимал, новобранцы представляли собой стадо овец, идущих дракону прямо в пасть.

В королевстве уже давно шла война с этими тварями. Не обладая разумом и свободной волей, драконы все же умудрялись проводить внезапные контратаки, вовремя отступать и даже... проводить диверсии! Никто уже не сомневался, что где-то существует центр, каким-то образом управляющий драконами. Как происходило это управление, ментально, технически или путем дрессировки, не знал никто.

День прошел быстро. Физические упражнения сменялись нудными лекциями о драконьей природе и наоборот. С каким же удовольствием Щейюр улегся на свою лежанку! Не успела голова его еще упасть на подушку, как он уже спал...

Вой и грохот разбудили его грубым толчком, да таким, что он слетел на пол как кусок неживого мяса. По казарме метались тени, сыпались искры и постоянно кто-то тонко икал. И все это на фоне багровых отблесков пожара и непонятного монотонного грохота. Щейюр рассердился было на икающего, как вдруг поймал себя на мысли, что это он сам издает эти отвратительные звуки. Были ли они признаком страха? Неизвестно.

На военное поселение марсельеров напали драконы. Они как знали, что здесь обитают ученики, а опытных драконоборцев всего несколько человек. Те пытались организовать оборону, но тщетно. Все штабные офицеры, включая самого гранд-паладина и вся массв новобранцев впервые видели драконов так близко. И очень скоро большинство из них сгорели или задохнулись в огне, потому что драконы, устроившие эту катастрофу, зорко следили за тем, чтобы никто не спасся. Они забрасывали обратно в пламя выбегающих из него людей загребающими махами хвостов. Щейюр поразился отменной выучке и слаженности действий этих животных. Он пытался выискать в них ошибку, чтобы выбраться из поселения. Но время поджимало, становилось все жарче, а драконы, которых было всего трое, методично и правильно делали свое дело. И неудавшийся драконоборец приготовился погибать. И погиб бы, если бы не группа марсельеров. Они поняли, что исполнение приказов дилетантов из штаба и попытки организовать боевое соединение из еще вчерашних писцов, крестьян и мелких мошенников неминуемо приведут всех обитателей поселения к смерти и приняли решение найти хоть кого-то адекватног, чтобы сообша пробиваться на свободу. Щейюр, который не был ни писцом, ни крестьянином, показался им вполне подходящим для этого. Один из драконоборцев всучил ему щит и топор и знаком приказал следовать за отрядом. Вел всех невысокого роста офицер в звании вице-паладина с профессиональным мечом марсельера в руке. Он безошибочно определял, куда и когда драконы будут атаковать и уводил своих людей из опасного места. Так, пригибаясь и помогая друг другу, члены отряда достигли небольшого холма и залегли у его подножия. Только сейчас они смогли немного отдышаться и вглядеться один в другого. Кроме невысокого предводителя офицеров в отряде больше не было. Пять старых марсельеров и восемь новобранцев - это все, что осталось от центра подготовки драконоборцев.

Минутный отдых и снова в путь. Командир решил обогнуть холм и выйти к лесу, пока драконы терзают тела погибших в поселении. Времени было мало, и люди поспешили вслед своему лидеру.

Внезапно над их головами раздался монотонный гул, и из темноты вынырнул дракон и плюнул в них огнем. Щейюр замер в шоке, но один из марсельеров сбил его с ног подсечкой. И первая атака дракона не нашла своих жертв. Через несколько мгновений должна была последоаать вторая, которая уничтожила бы смелых воинов. Но командир знал свое дело. Он ловко снял со спины арбалет, зарядил его и моментально, не целясь, пустил его в летающее чудовище. Болт вонзился ему в брюхо и взорвался. За командиром последовали остальные драконоборцы. Каждый взрыв сбивал огненную атаку дракона. Наконец тот прекратил попытки провести их и напал как обычный змей - разинув пасть. Болты разворотили ему живот. Но суть дракона такова, что и смертельно раненый он может жить и сражаться несколько дней.

Командир и трое опытных воинов бросились на встречу дракону, остальные побежали с флангов. Новички, только что пришедшие в себя, с криками последовали за ними. Щейюр нырнул под многометровый хвост и рубанул его топором. Дракон не среагировал.

- Бей в голову! - закричал один из марсельеров. Голову дракон держал метрах в десяти на землей.

- Хорошо! - злобно прошипел щейюр и с размаху бросил свой топор вверх. И, странное дело, тот вонзился в десну страшилища и даже, кажется, выбил клык. Дракон дернулся от боли и левой передней лапой ударил Щейюра. И опять его спасла подсечка. А в это время один из марсельеров пронзил брюхо дракона пикой, а двое его собратьев отрубали правую передню, опорную лапу. Профессиональные мечи драконоборцев легко разрубили и шкуру и кости дракона. Обычным топором новобранца такое сделать невозможно. Дракон повалился на землю и сделал взмах крыльями, чтобы взлететь. Но этого взмаха не хватило, потому что крылья ударились о землю. А следующего не последовало - меч вице-паладина разрубил дракону череп.

Целая вечность пронеслась у Щейюра перед глазами, пока шел бой. Но когда пыл битвы угас, он понял, что прошло времени меньше минуты. Схватки врукопашную с драконами почти всегда скоротечны и всегда кровавы. За эти мгновения боя погибли несколько храбрых воинов. Щейюр даже и не видел, как это произошло. Разметанные тела лежали в странных позах на камнях вокруг. Командир понял его без слов и сказал:

- Хвостом. Это были славные люди.

Он салютовал мечом погибшим собратьям. Затем взял у одного из них меч драконоборца и молча бросил его Щейюру. Что и говорить, это была великая честь и знак особого доверия.

Время. Время поджимало. Некогда было хоронить погибших. Ведь сзади остались еще два дракона. Они обязательно вылетят на поиски третьего. Нужно спешить. И отряд драконоборцев, поредевший вдвое, заспешил к лесу.

0
16:25
635
20:40
Рассказ — не цельное произведение, а вырванная из контекста батальная сцена. Не верю мотивации героя: как так, стало скучно, сжег дедовское кресло и дом и пошел в драконоборцы — хотя знал, что новичков ведут на убой. Есть нарекания к описанию боя: автор пытается рассказать, что происходит, вместо того, чтобы показать, что герой видит, а главное — чувствует.
Понравилась идея о том, что драконов контролируют ментально, но она, на мой взгляд, осталась нераскрытой.
18:07
Фрагмент из большого произведения…
14:26


Приступим-с.

У меня создается впечатление, что многие авторы считают, что в фэнтези (а иногда и фантастике) познания и логика не нужны. Зачем? Это же выдумка! Но не тут-то было.

По написанию. Слабовато. Да, автор пытается разнообразить текст описаниями и иже с ними, но либо неумело, либо безграмотно. На примерах:
«Известно, что борцы с огнем и силы правопорядка никогда не посещали зоны изолирования.»
Забудьте про слово «известно» вне прямой или косвенной речи. Вы ведете рассказ, а не констатируете факт для необразованного читателя. Оставьте предложение как есть, но без «известно». Или замените его на то, что герой это знал. Или на худой конец, знали «все» (жители Вашего мира).

«Зона изолирования». Нет и нет. Зона изоляции. Изолирование — процесс, причем даже в этом случае звучит криво.

Не обладая разумом и свободной волей, драконы все же умудрялись проводить внезапные контратаки, вовремя отступать и даже… проводить диверсии!
Слово «проводить» дважды в одном предложении. Ну не катастрофа, но есть синонимы. «Устраивать диверсии», например. И деепричастный оборот тут ни к чему. И выражение «свобода воли», а не «свободная воля».

Многоточие используется, чтобы: 1) показать незаконченное предложение в прямой речи, 2) не повторяться, когда предложение развивает высказанную ранее в абзаце мысль, 3) обозначить резкий переход мысли между двумя предложениями (это реже). Здесь оно неуместно.

Восклицательный знак. Забудьте про его существование вне косвенной речи (или мыслей) персонажей; о вопросительном знаке тоже. В повествовательной части они неуместны; за исключением стиля изложения, построенном наподобии диалога (автора с читателем). Но это не тот случай.

Профессиональные мечи драконоборцев легко разрубили и шкуру и кости дракона.
Убило. Строго говоря, написано не ошибочно, ведь существует «профессиональный инструмент».
Но! Когда действие совершается от имени неодушевленного предмета (кстати, зачем, если в том же предложении упомянуты и сами драконоборцы?), то неизбежно воспринимаешь «профессиональные мечи» как «знающие свое дело». Как если бы говорили о людях. Мне пришлось задуматься, чтобы понять, что автор не написал глупость, а просто неудачно построил предложение.

Вот почему было не сказать «драконоборцы легко разрубили… своими профессиональными мечами»? Надо было сделать упор на сами мечи? Тогда еще проще: «Профессиональные мечи драконоборцев легко рубили и шкуру и кости дракона.» Тогда всякая непонятица исчезает, а я всего-то убрал приставку одного слова.

Внезапно над их головами раздался монотонный гул, и из темноты вынырнул дракон и плюнул в них огнем.
Признаю, в тексте нет конкретных указаний на размеры драконов. Но есть намеки и «многометровый хвост». Проще говоря, они здоровенные. И один такой здоровенный дракон подкрался к отряду якобы профессиональных драконоборцев после того, как последовал за ними из горящего лагеря.

Н-да. Слона-то я и не приметил. Летающего и огнедышащего слона-переростка в чистом поле…

Пожалуй, хватит примеров. Едем дальше.

По написаю, дубль два. Придирки. А куда же без них. Тут пойдет речь о том, с чего я начал: автор толком не знает, о чем пишет. Начнем с мелочи.

Марсельер.
Я понимаю, что это авторский термин. Но звучит как-то знакомо, и примерно две минуты в интернете ушли на то, чтобы понять, почему. Линия косметики (и прочего) «Le Petit Marseillais», слово читается «марселье», значение — житель города Марсель.

Хоть убейте, не верю я, что это совпадение. Больше похоже, что автору понравилось слово, и он исковеркал его на манер другого языка (увы, даже не русского). А смысл — шут с ним. В принципе, не ужасно — но тогда следовало указать хоть какое-то объяснение такому термину.

… будущий марсельер бросил огниво на кресло, в котором только что сидел. Оно мгновенно вспыхнуло.
Автор, вы знаете, что такое огниво? Это инструмент для разжигания пламени путем высекания искр. Это не зажигательная граната и даже не спичка, с первой попытки можно ничего и не поджечь. Особенно учитывая, что тут речь вряд ли идет о специально изготовленных современных огнивах. Да и кресало не повредило бы для порядка.

Но командир знал свое дело. Он ловко снял со спины арбалет, зарядил его и моментально, не целясь, пустил его в летающее чудовище.
Автор, Вы знаете, что такое арбалет? Есть другое название: самострел. Да, стреляет он почти сам. В том плане, что его конструкция позволяет неумелому стрелку добиться точности, которая требует большого опыта обращения с его предшественником луком.

Есть одно большое «НО». Арбалеты были нужны не столько для меткости, сколько для пробивной силы. На большой дистанции стрелы с трудом пробивают толковые стеганки, и неспособны справиться с металличкой броней даже вблизи. А вот арбалетный болт мог пробить любой доспех и даже щит (пусть не навылет).

Почему? Потому что натяжение тетивы было намного больше того, которого мог добиться лучник одной рукой. Как этого добивались? Да всем телом налегали. Я не шучу. Более легкие арбалеты упирали в землю и тянули тетиву обеими руками. Более тяжелые взводили лежа, упираясь ногами. Зарядные механизмы, дающие выигрышь в силе, появились намного позже.

Знаете, что объединяло все эти арбалеты? Долгая перезарядка. Скорость стрельбы из арбалета намного ниже, чем из лука. И еще одно: громоздкий размер и вес. Как-никак, конструкция должна была выдерживать напряжение тетивы, причем многократно.

Голову дракон держал метрах в десяти на землей.
— Хорошо! — злобно прошипел щейюр и с размаху бросил свой топор вверх. И, странное дело, тот вонзился в десну страшилища

Действительно странное. Зачем дракон пасть разинул без дела? Автор, умоляю, попробуйте метнуть резиновый мячик на десять метров вверх. А потом думайте о топоре, который судя по тексту даже не метательный. Хотя, я подозреваю, разницы Вы не знаете.

А в это время один из марсельеров пронзил брюхо дракона пикой, а двое его собратьев отрубали правую передню, опорную лапу. Профессиональные мечи драконоборцев легко разрубили и шкуру и кости дракона. Обычным топором новобранца такое сделать невозможно.
Все. Уносите меня.

Автор, для справки. Топор — оружие рубящее. Меч — режущее. Пика — колющее. Допустим, брюхо дракона не такое непробиваемое, как все остальное. Тогда зачем он его подставляет? Мог бы спокойно с воздуха плеваться огнем. Или как хищные птицы, нападать бросками.

А вот меч и топор я Вам никогда не прощу. Нет, мечом, конечно, можно рубить. Но вот если топор что-то не осилил, то никакой меч не возьмет. Допускаю, что мечи могут быть анимешными, двухметровой длины и ширины. Но судя по тексту нет. Допускаю, что мечи могут быть волшебными. Вот только во всем тексте ни слова про магию.

По содержанию. Некому неприкасаемому внезапно надоело без дела сидеть в прогнившей избе. Он ее сжигает и вступает в орден драконоборцев в роли пушечного мяса. Но в первую же ночь его службы их военную базу атакуют «всего три» дракона и убивают практически всех. Герой чудом спасается с несколькими ветеранами.

Ужас с большой буквы. Нет, задумка нормальная. Но исполнение!

Текст подразумевает, что три дракона — это немного, или даже мало. Но уничтожить «военное поселение» их хватило. Откуда вопрос: как эти несчастные марсельеры вообще живы? Если их «военное поселение» почти полностью перебили «всего три» дракона? И если действия бездумных драконов удивительно слаженные, то почему они не организовали таких троиц штук, скажем, десять, и за месяц не перебили вообще всех горе-драконоборцев?

Ах да, конечно. "… здесь обитают ученики, а опытных драконоборцев всего несколько человек." А сами драконоборцы об этом, похоже, не догадывались. Потому что обеспечить адекватную защиту поселения они и не подумали.

Можете поспорить. «Чего стоят неумелые новобранцы в сравнении с мастерами своего дела? Те места защищены лучше.» Ну да, логично — для человека, никогда ничего не слышавшего о настоящей армии. Понятное дело, что десять ветеранов будут ценить больше десяти новобранцев. Это — логично. Наплевательски относиться к сиим новобранцам и подставлять их под удар еще до завершения элементарной подготовки? Тогда откуда брать новых ветеранов, когда существующие неизбежно погибнут или станут небоеспособны? Тут даже принудительная служба не поможет.

В остальном — мир совершенно не раскрыт. Я обычно придерживаюсь мнения, что это необязательно, в рассказе мало для этого места. Да и вообще, и в романе пояснений мира должно быть ровно необходимое для понимания количество. Тут их нет. Есть много допущений, которые читатель должен додумывать сам. Опираясь на свой читательский опыт, наверное.

Нельзя так! Заставлять читателя думать и задаваться вопросами — хорошо. Ставить их в тупик и вынуждать гадать — ужасно. Сами подумайте: как можно читать книгу, где Вы постоянно не понимаете, о чем идет речь? Причем не в силу глупости, а просто потому, что возможно практически любое толкование?

По персонажам. Вообще он тут один, с непроизносимым именем. Откуда родом, что из себя представляет — а кто его знает? Вот, что мы знаем о персонаже из рассказа:
1. Вся его семья куда-то умерла, он жил один в прогнившей хижине;
2. Ему стало скучно, он пошел воевать с драконами (слава богу, не в одиночку);
3. Его восприняли нищим — кем он, возможно, и был;
4. При ночном нападении драконов он весьма спокойно приготовился умирать — напомню, началось все с поиска цели в жизни;
5.… и внезапно показал себя богатырем.

Персонаж отлично описывается одним предложением из первого абзаца:
Он был уверен, что недостаток, а, точнее, полное отсутствие боевого опыта легко компенсируется умением адаптироваться к любой обстановке вокруг.
Вот только сначала думаешь, автор над ним иронизирует. Но нет. Автор на полном серьезе именно так и пишет.

Заключение. Никто из ниоткуда, не имеющий навыков или физической подготовки, за два дня становится опытным драконоборцем. Занавес. Аплодисменты.

В лучшем случае: автор пытается совместить темное фэнтези со сказкой, толком не понимая специфики этих жанров. И не озаботившись потратить около 10 минут на википедии, чтобы не написать глупостей.

А мне кажется, автор руководствуется своим же высказыванием: «полное отсутствие опыта легко компенсируется умением адаптироваться». Ну да. Вот только чушь это. И адаптироваться тоже надо уметь. Думать, что умеешь — мало.

Что улучшит рассказ?

Больше информации о мире и герое, желательно не в повествовательной форме. Задумка хорошая, и Вы шли в правильном направлении. Но Вы слишком коротко все написали. Лучше вместо битвы с драконами было бы расписать персонажа, орден драконоборцев, мир. И закончить на их нападении. Или же вовсе его опустить, сделать концовку началом его первого похода.

Проверяйте свои знания. Использовать существующие слова и придавать им другой смысл можно, но только если Вы указываете этот другой смысл и его поясняете. А лучше либо заимствуйте напрямую, либо придумывайте термины.

Постскриптум. Я так обворчался, что забыл два ключевых момента.

Во-первых, сюжет. Конфликт построен на том, что герой тоскует и ищет приключений на свою пятую точку. В принципе, он разрешен: приключения он находит. Но если Вы строите конфликт на персонаже, то извольте раскрыть его личность.

Во-вторых, мысль. Ее нет. Парню стало скучно, он пошел убивать драконов, это оказалось непросто. Где идея? Где пища для размышлений? Где?
03:27
Краткому произведению — краткий разбор.

1. Персонажи
Есть, неплохой, но не раскрыт от слова совсем. Внешность не описана. предыстория мне нравится не смотря ни на что. Второстепенные герои — безликие тени.

2. Идея и сюжет
Идея с тем, что «он поступил к драконоборцам и в первый же день попал в передрягу» интересна. Идея с тем, что «он покинул свой дом и сжег его» тоже мне нравится. А вот идея «уложиться в самый маленький объем, какой только можно было, да еще и обрубить концовку» мне ну совсем не понравилась. Завязка ничего, кульминация обрублена на середине (точнее на трети, ибо убит всего один дракон из трех), развязки нет.

3. Язык
Гольное повествование почти без диалогов. Описания и рассуждения на самом максимальном минимуме из всех возможных. Произведение напоминает пересказ другого произведения. Разворачивать и разворачивать, обогащать диалогами, рассуждениями, описаниями, дробить на главы и писать, ибо идея неплохая. Такие «рассказы» я тоже иногда пишу… перед тем как сесть писать по ним настоящие рассказы.

Вывод — больше лени богу лени. Разворачивать, разворачивать и еще раз разворачивать, расписывать под хохлому (или под гжель, кому чего больше нравится) данную заготовку, и будет вам счастье. Всех благ.
Гость
18:11
При чтении рассказа вспомнилось описание аниме «Атака Титанов», которое дается на сайтах для ознакомления.
Илона Левина

Достойные внимания