Светлана Ледовская №2

Голос вселенной

Голос вселенной
Работа №285

Квакающая трель в дверь прозвучала ровно в тот момент, когда черная туча накрыла лунный диск, как покрывалом. Кузьма уныло вздохнул:

- Не вовремя…

Имел ли он ввиду звонок или природное явление, осталось только догадываться. С трудом оторвавшись от трубки телескопа, он побрел шаркающей походкой принимать гостей. Вместо них на пороге стояла мать, нагруженная авоськами, из которых торчали перья зеленого лука, длинный французский батон и унылый хвост замороженного минтая.

- Кузя! Помогай!

Мальчишка схватил поклажу и с пыхтением потащил на кухню.

- Мам, зачем ты носишь тяжести? Я и сам мог бы все купить…

- Да я шла из школы, а магазин по дороге, - оправдалась женщина.

- Классуху видела?

- Если ты имеешь ввиду Антонину Александровну, то – да. Видела. Пообщались.

- Представляю, что она тебе наплела!

Мальчик выразительно закатил вверх глаза. Женщина подошла к сыну и нежно прижала к груди. Кузя почувствовал мягкость кашемирового свитера и легкий аромат духов с ноткой апельсинового дерева. Это всегда действовало волшебным образом. В такие минуты он, в свои неполные десять, превращался в малыша.

- Так, что ты узнала обо мне нового? Что не выучил стихотворение, не сделал домашнюю работу, в сочинении на заданную тему зачем-то написал три страницы про Луну…

- Ты сейчас меня, наверно, разыгрываешь! Антонина Александровна осталась тобой довольна.

- Правда?

Мальчик с недоверием покосился на родительницу.

- Она призналась, что ты – первый ученик за всю карьеру с таким глубоким набором знаний. А еще, что ты неординарный.

- Это как понять? – спросил, на всякий случай Кузя.

- Не похожий на других. Так понятнее? Такими данными обладают… гении. Только не загордись!

- Вот уж… Это из-за того, что я все лето провел за телескопом, а еще в эфире ловил звуки, идущие из Космоса? Но это правда! Они могут оказаться сигналами с какой-то планеты… Почему мне не верят?

- Я не знаю, - пожала плечами мать. - Может, лучше об этом не рассказывать в классе?

Женщина сникла, будто у нее иссякли силы.

- Ты за меня боишься? Ну, не попрут же меня из школы? Я ж гений!

- Сынок, я тебя люблю! – воскликнула женщина, - в этих жутких клетчатых штанах, в растянутом свитере и очках с желтой оправой!

- А чего? – надул губы Кузя. - Брюки очень удобные, свитер свободный, а очки мне тупо нравятся! Они прикольные.

- Вот и отлично! – чмокнула сына в макушку мать. - Пора ужинать!

- Мам, можно я еще одним глазком… Понимаешь, я не успел кое-что рассмотреть. Туча помешала.

- Ох! Астроном ты мой ненаглядный! Нельзя же круглые сутки смотреть в одну точку! Тем более, где-то на Луне!

- Если бы ты знала, что это не просто желтая планета с кратерами! Там столько всего… Обещаю, я быстро!

- Не забудь к столу помыть руки…

- Ладно!

Кузя прилип к телескопу. К сожалению, туча никуда не делась. Мальчик в сердцах задернул плотную штору;

- Ничего, завтра обещали ясную погоду…

***

Новый день принес не только чистое безоблачное небо, но и неожиданную новость. Мама вернулась с работы раньше времени.

- Ты чего? Заболела? – озаботился ребенок, укладывая учебники в рюкзак.

- Кузя… Сегодня ты не идешь в школу.

- Круть! – повеселел мальчик. - Тогда в кино! Ты обещала…

- Нет. Мы уезжаем.

- В смысле? Куда?

- В другой город. Я уже и квартиру нашла.

- Как же это? Насовсем?

- Ты все правильно понял.

- С какого перепуга? Ты что-то скрываешь…

Кузя с сожалением покосился на окно, из которого открывалась идеальная панорама для наблюдения за луной и ее поверхностью.

- Вчера я не все рассказала… Антонина Александровна тебя очень похвалила, отметила редкую одаренность и намекнула, что тебе не место… в обычной школе. Это твое фанатичное увлечение космосом, луной… В тебе увидели огромный потенциал! Посоветовали отдать в… специализированное заведение.

- И что теперь?

- Я нашла новую школу. Правда, она обычная, может быть, даже проще, чем твоя сегодняшняя, но… в этом городе есть собственный планетарий. Мне кажется, это именно то, что сделает тебя счастливым. Ты согласен?

- Еще бы-ы-ы-ы! – завопил во всю мощь легких Кузя. - Мам, а новый телескоп купим?

- Конечно, - кивнула мать, украдкой смахивая слезу.

На новом месте Кузя с матерью обжились быстро. Городок с милым названием «Рябушки» оказался тихим, глубоко провинциальным, а еще каким-то удивительно светлым, чистым, приветливым и культурным. Не каждый населенный пункт в современное время мог бы похвастаться резными наличниками на деревянных окнах, дощатыми тротуарами и цветущими одуванчиками вдоль пыльных тропинок. В «Рябушках» никого не удивляли дети, идущие с сачком ловить в местном пруду «золотую рыбку», потому что кому-то срочно потребовалась помощь, а без вмешательства волшебных сил ну, никак… Или огромное Колесо с блестящими на солнце железными спицами, которое висит на стене дома, где живет пацаненок по имени Валька. В прошлом году погибли его родители в автомобильной катастрофе, и он остался жить со старенькой бабушкой. Вот тогда и появилось Колесо, которое совершенно бесплатно и без всякого разрешения могут крутить все желающие, потому что это, на самом деле, не что иное, как Исполнитель Любых Желаний. Сначала Вальку жалели и крутили Колесо, свято веря, что тем самым помогают мальчишке справиться с потерей близких людей. Но прошло время, и горожане сами убедились, что если чуть-чуть подтолкнуть Валькино Колесо, то самая нереальная мечта сбывается. Особенно часто им пользовались ученики по части экзаменов и старушки, искренне загадывающие мир во всем Мире.

Особой гордостью у горожан пользовался планетарий, что расположился возвышенности, заросшей травой-муравой. Много лет назад под него отдали полуразрушенный купеческий особняк, с колоннами и высоким скрипучим крыльцом из вечной лиственницы. Для Кузи большего и желать не надо было, однако самое большое потрясение оказала новая школа. Кто бы мог подумать, что можно по своему желанию выбрать предметы, составить удобное расписание, но круче всего – не надо отчитываться за пропуски. Мало того, это никак не отразится на оценке и никому не придет в голову потребовать записку от мамы или справку из поликлиники. Ну, ясно же, что если человек отсутствует, значит были причины, и существенные! По большей части все свободное время Кузя проводил, приникнув к окуляру новенького мощного телескопа (мама сдержала обещание), либо в кампании Вальки, бултыхаясь на мелководье местного озерца да греясь под лучами теплого солнышка. В такие минуты особенно тянет на откровенные разговоры.

Валька вышел из воды, покрывшись противными «мурашками». Кузя протянул другу полотенце:

- Оботрись! Сразу согреешься!

- Ага! – кивнул друг, лязгая зубами. - Знаю!

Не прошло и минуты, как Валька растянулся на песке морской звездой. Жмурясь от ярких лучей, он обратился к другу:

- Кузя, а ты знаешь, кем будешь, когда вырастешь?

- Конечно, - кивнул утвердительно мальчик.

- Скажешь?

- А чего? Это не тайна! Я полечу на Луну!

- По правде? – охнул Валька.

- Ну, да! Только не туда, где уже побывали астронавты, а на Обратную Сторону, которую с Земли не видно. Она же совершенно не изучена!

- Тебе не страшно? – прошептал потрясенный мальчик.

- Страх тормозит развитие Человечества! – сказал назидательно Кузя, подняв вверх указательный палец.

- Зачем тебе туда? Может, там и нет ничего…

- Вот и выясню. А вообще, есть причина…

- Расскажешь? Я никому… Могила!

- Понимаешь, у меня ведь тоже нет отца, как и у тебя. Правда, мама рядом… Так вот, когда я был карапузом, то спросил, почему у всех есть папа, а у меня - нет. Она ответила, что он… на Луне. Улетел, а когда вернется – неизвестно. Может, и никогда.

Кузя закусил нижнюю губу.

- Я его ждал лет до семи, а потом понял, что мама меня пожалела. Не стала рассказывать, что отца никогда и не было, по-настоящему. Она придумала, что он – космонавт, изучающий Лунную планету.

- А у меня папа был! – всхлипнул Валька. - И мама…

- Вот видишь! Ты их помнишь в лицо, запах маминых волос, руки отца, ты сидел у них на коленях… А у меня нет никаких воспоминаний. Я отца совсем не знаю. Может, он был добрейшим человеком, а может – безразличным тираном.

- Спроси у мамы!

- Не могу. Она молчит, значит, так надо. Это ее тайна, но кажется, я ее разгадал. Недавно.

- Серьезно?

- Ты заметил, что всем детям передаются черты родителей? Даже говорят: - «Вылитый отец»!

- Ага! У меня глаза мамины, голубые, а нос – отцовский, с горбинкой. Заметно?

Мальчик потрогал себя за переносицу.

- Вот! – воскликнул Кузя, - у меня тоже есть одна отцовская черта.

- Родинка такая же?

- Я же не знаю, как он выглядел! Речь не о внешнем сходстве, а о черте характера. Он тоже фанатично любил Луну…

- Откуда знаешь?

- Мама проговорилась. Рассердилась на что-то и в сердцах бросила, что я, как и отец, помешан на космосе и луне.

- Что это значит? – насторожился Кузя.

- У нас одно и тоже увлечение. Может, он был астрологом, физиком, а может, и астронавтом. Я не знаю.

Кузя резко закрыл глаза ладонями, сквозь которые потекли слезы.

- Ты чего, не надо…

- Я узнал… он умер…

- Отец?

Кузя кивнул.

- Мама сказала?

Кузя снова покачал головой.

- На самом деле, он улетел на Луну, на Обратную сторону! Все души умерших собираются в этом месте и живут своей жизнью, наблюдая за теми, кто остался на Земле.

- Мои родители тоже?

- Я не знаю.

- Значит, ты полетишь на Луну повидаться с отцом?

- Скорее, познакомиться. Если он захочет…

- Конечно, захочет! – воскликнул отчаянно Валька. - Вдруг он даже о тебе не знает? Такое бывает… Он будет рад!

- Наверно…

- Только это очень трудно осуществить. Надо учиться на одни пятерки, - вздохнул тяжело Валька. - А у меня по математике трояк, и по физкультуре. Сил мало. Бабуля говорит, что во мне душа еле держится!

- Подумаешь, у меня в старой школе трояки по всем предметам были, и то – с натяжкой.

- Но в космос берут самых лучших! – возразил Валька.

- Это условность. Зато я много чего другого знаю, что окажется полезнее, чем зазубренный урок по биологии. Я точно верю, что мое желание исполнится!

- Можно и мне с тобой? – заскулил Валька, дергая за мочку уха. - Пожа-а-а-алуйста! Пойдем, крутанем Колесо Желаний, а?

- Это не помешает! – заметил глубокомысленно Кузя.

Довольные мальчишки ударили по рукам…

***

Кузя и Валька, облаченные в костюмы астронавтов, одновременно отпрянули от иллюминатора.

- Ну, летим, дружище! – сказал один, хлопнув другого по плечу.

- Мечты сбываются! – хмыкнул товарищ, поглаживая аккуратную бородку. - Жаль, родных скоро не увидим. Бабуля моя совсем старенькая, хоть и крепкая.

- Мы знали, на что идем…

- Ты прав. А тебя мать провожала? Я видел, она что-то тебе передала. Видимо, на память? Фото?

- Да, мама. Кстати, я и сам не знаю, что в том конверте…

Молодой человек с особой осторожностью вскрыл бумажную упаковку. Внутри лежала пожелтевшая от времени записка.

- Что там? Можешь прочесть?

- «Уважаемая Татьяна Антоновна!» - прочел выразительно Кузя. - Это написано не мне! Может, ошибка?

- Читай дальше! – потребовал нетерпеливо Валька.

- «Доводим до Вашего сведения, что ученик 4 «В» класса школы №12 Шаркунов Кузьма Кузьмич не будет допущен до выпускных экзаменов по причине крайне низкой успеваемости и явных признаков умственной отсталости…»

Кузя с удивлением покосился на Вальку:

- Это что, про меня?

- «Советуем определить ребенка в специализированное учреждение для детей с низким интеллектуальным развитием».

Кузя сложил записку пополам:

- Вот так дела… Получается, я – дебил? Как же я тогда лечу на Луну? Как я прошел отбор в группу астронавтов?

Вдруг его лицо посветлело:

- Ну, точно болван! Я вспомнил!

- Что?

- Мы же переехали в «Рябушки» как раз в конце четвертого класса. Тогда мама пришла с родительского собрания и сказала, как меня хвалила классный руководитель. На самом же деле…

- Твоя мама поступила очень мудро, - заметил Валька. - Для нее ты всегда был самым умным.

- Именно поэтому я скоро окажусь на Обратной Стороне Луны, - протянул удивленно Кузя.

- А ты был прав, когда говорил, что трояк по математике ничего не значит, если есть Цель!

- А Колесо Желаний?

- Ну, куда же без него! – рассмеялся дружелюбно Валька.

Друзья крепко обнялись и снова приникли к стеклу иллюминатора. Далеко внизу повисла голубая планета, сверкая новогодним шариком среди бесконечного космического Пространства.

На Земле остались дети, у которых есть замечательные мамы и Колесо Исполнения Желаний…

-2
00:00
549
22:05
Чем — то похоже на работу Азимова: «Профессия». Только, там у него — полноценная повесть. Не находите?................. А вера важна не потому, что она сотворяет что — то, а потому, что она не дает возможности опустить руки — к концовке.
14:29
Трель в дверь — это сильно.
Вот классный, замечательный рассказ!!! очень хорош!!! Спасибо
12:07
Ненормальный Кузя с приятелем в космосе…
Ужос какой.
Если честно, мальчик действительно производит впечатление не совсем нормального. Что в детстве, что в космосе — мне реально жалко тех, кто летит вместе с ним. Ведь если этот инфантильный дебил что не так сделает, то все, туши свет, как говорится.
И надо было его держать как-нибудь подальше от приборов с яркими заманчивыми лампочками и рычажками. Но колесо желаний всем подгадило, однако.
Не, автор, будьте честным. Вы же просто плагиатите известную историю про Томаса Эдисона. Вот и вы пишете про дурачка, которого мамина любовь сделала якобы гением. Но вот не сделала, не получилось это у вас. То, как себя ведет герой в космосе, ничем от поведения ребенка в песочнице не отличается, уж извините за прямоту.
И как по мне, лучше бы вы тупо про колесо желаний написали. Что колесо исполнило кретинское желание, человек оказался в космосе, как вернуться — не знает, угол возврата расчитать не может, в центре управления все на ушах стоят (еще бы, какой-то левый чувак в космосе, как он туда попал) — ну хоть драму, хоть юмор можно было бы тогда написать. Но все ж свое.
Поэтому мимо. От меня минус.
Вот только самые нашумевшие изобретения Эдисон украл. Ну а как бизнесмен — это да, гениальный. Какое имя себе сделал чужими трудами.
13:09
ОПАСНОСТЬ! КРИТИК ПРИБЛИЖАЕТСЯ!
Приступим-с.

По написанию. Первое же предложение настроило на… скажем, определенный лад. «Квакающая трель» — это просто забавно. А вот «туча накрыла лунный диск, как покрывалом» — это глупость. Зачем делать метафоры, которые менее осмыслены самого события? Даже ребенок знает, что облако может закрыть луну. А вот покрывалом какие-то там лунные диски (новый писк автостроя?) никто не накрывает. Осторожней дополняйте текст литературными приемами — иногда это идет в минус.

Если бы ты знала, что это не просто желтая планета с кратерами!
Действительно, Луна — это не просто «желтая планета». Потому что не планета, и не желтая. И обычно желтой не выглядит, кстати.

Ну ладно. Хотя бы грамотность не хромает. А вот чего бы не повредило — так это побольше литературы. А то в первом предложении сразу два случая (не очень удачных), а дальше их вовсе нет.

По содержанию. Непонятого гения и большого любителя космоса Кузю исключают из школы, мать едет в глушь, где ребенку должно быть лучше. Там он встречает местного парнишку Валю и они вместе становятся космонавтами. Само становление полностью опущено.

Нет, в целом сюжет нормальный. Только вот центральный конфликт — ребенок, которого по стандартам признали умственно отсталым, добивается сложной цели — не раскрыт. Сейчас разберем, почему.

Начнем с того, что такое «умственная отсталость». Судя по тексту — сильное увлечение одной областью науки и странный вкус в одежде. Потому что Кузя не выглядит пареньком с отклонениями. Ну вот никак. Может, не самый умный, может, слишком зациклен на астрономии, но недоразвитый? Нет. Просто со странностями. А дети для взрослых вообще странные — просто в силу того, что они дети.

Кстати, автор, Вы явно пишете о прошлом (если цель — всего лишь Луна), а в прошлом во всех школах была обязательная форма. Так что его вкус в одежде — вообще не фактор. Если только Вы не хотели выразить презрение к хипстерам.

Да и вообще, вот никогда не видел, чтобы школа признавала кого-то там умственно отсталым. На словах учителя гадкими бывают, да, а вот письмо — это уже документ. За такие слова преподавателя — особенно детского! — признают профнепригодным. Потому что делать такие заявления — не только вне их компетенции, не только халатность (что считалось преступлением, кстати), но является непосредственным нарушением должостных обязанностей.

«Явные признаки умственной отсталости» — ключевое слово «явные». Очевидные. Не нуждающиеся в доказательствах. Не знаю, как еще сказать. Но! Если они обнаружились из-за «низкой успеваемости» — то они точно не «явные».

Едем дальше. Про отца… я так понимаю, это для того, чтобы читатели прониклись сочуствием к Кузе. Но как-то не вышло. Может, я такой ужасный, потому что жил с обоими родителями, но тут не почувствовал вообще ничего. Отец улетел на Луну? Потому что мертв? Резкая смена псевдо-философии на слезы? Ну слабо это. Это не качества умственно отсталого десятилетнего (или сколько там) ребенка, это просто глупость. Эдакие суеверия, которые не к лицу мальчику, который производит впечатление довольно-таки смышленного (а не недоразвитого).

А потом резкая смена сцены на предвылетную. И два деренских паренька-дурачка стали космонавтами. Молодцы! Нет, я серьезно. Вот только это не производит того впечатления, что предполагалось. Потому что не показаны они дураками. Не выдающиеся умы? Ну да, допустим. Но выдающихся — единицы среди сотен тысяч. Эти парни — просто нормальные.

Неясно, зачем нужен был эпизод с родителями Вальки и «колесом желаний». Лирическое отступление? Потому что роли оно не сыграло. Никакой.

По персонажам. Добавить тут особо нечего, иначе буду повторяться. Образы простые и понятные. Можно было прописать получше, но в целом хватает.

Вот только задумка с Кузей провалилась на корню, а так все неплохо.

Заключение. В целом рассказ хороший. Про достижение целей вопреки препятствиям — люблю такое. Но раскрыт слабо! Автор сделал упор на «умственную отсталость» героя, которая осталась исключительно заявленной. Ну вот не показана она! Глупость и даже одержимость — это не умственная отсталость, пусть некоторые моменты могут совпадать.

Хотите умственно отсталого? Посмотрите на Форреста Гампа. Фильм мне не нравится, но придурок у них вышел убедительный. Или почитайте статьи о том, какие бывают виды недоразвитостей и как они выражаются. Работайте с материалом.

Или забудьте про отсталость. Нарисуйте более подробную и яркую картину про то, как ребенок преодолевал препятствия, как добился своего вопреки системе. Насколько я помню, у Гагарина тоже не все было, как по накатанной дорожке. Или взгляните на биографию Николя Тесла, если хотите несчастного гения.
Милая советская сказка. Сильное произведение.
Слабость автора только в диалогах мальчиков: не могут так говорить дети… и взрослые — тоже. Но это меркнет, благодаря тому, как подана история.
Такой и должна быть фантастика: дающей надежду на чудо в повседневной жизни.
Продолжайте в том же духе, автор.
У Вас получается!
👍
Мясной цех

Достойные внимания