Маргарита Чижова

​Белые тени, прочные корни

​Белые тени, прочные корни
Работа №303

Мощный, неохватный ствол, вертикально уходящий вниз, и разлетающиеся от него безлистные ветки, белые, нежные так должен выглядеть корень чинары. Словно дерево, которого уже нет, оставило светлую тень в глубине земли.

Я поднимаюсь в автобус, но взгляд оставляю снаружи. Пусть бежит по примятой траве, по мутным лоскуткам неба.
Этой осенью на обочинах появились круги из молодых ростков. Кто-то обводит зеленым карандашом точки на невидимой карте: здесь было дерево. Срубили под корень, стыдливо присыпали спил землёй, вывезли бьющиеся в кузове ветки. Думали, не останется следов. А ростки рванули вверх, обступили засыпанный пень, хватают ладошками воздух. Как его, должно быть, мало для огромного подземного ствола!
По всему Ташкенту задыхаются корни деревьев.

Уцелевшие чинары вдоль дорог серые. Пока автобус едет, я могу их рассмотреть. Это не скопившаяся за лето пыль, не сухие листья. Что-то другое. Словно они готовятся уснуть к зиме и не проснуться уже никогда.
Представляю в земле их отражения, прекрасные, не изуродованные спиленными ветками и вершинами. Может быть, там, под землёй, оставляют свои следы и старые здания? Призраки снесённых домов висят между белых корней крышами вниз. А люди? Есть ли там люди?
Весёлый мальчишка-контролёр забирает две мои смятые бумажки, взамен даёт одну. Прячу неровно оборванный билетик в карман куртки. Может быть, мы с мальчишкой тоже отбрасываем вниз, под асфальт, белые тени и они совершенны и прекрасны, словно и мы деревья.

Возвращаясь, долго жду автобуса на остановке, смотрю в бледное небо с неровно обрезанным краем.
Рядом сидят две женщины. Одна показывает другой фотографии.
Только что делала. Хорошо вышла, да? У него какая-то программа стоит, всё автоматически обрабатывает. Раз и лицо, как с обложки.
Недоуменно гляжу на неё. На обложку вряд ли потянет: обычная уставшая женщина, измученная годами бессмысленности. Второй взгляд достаётся снимкам, которые перебирает её подруга.
Господи, это ни с чем не спутаешь.
Несколько раз я уже видела этот свет, согревающий лица изнутри, наполняющий их собственным сиянием и смыслом. Словно луч, прорвавшийся откуда-то, высветил в человеке его же, но настоящего. Стряхнул чужие, навязанные страхи и желания, стёр всё ненужное, оставил только любовь. То самое белое отражение, подземная тень прекрасная, совершенная.
Ни одна программа такого не умеет.

Извините, улыбаюсь я женщинам, но какие чудесные снимки! Где вы такие сделали?
Да вот тут рядом, через дорогу, владелица лица-с-обложки отзывчиво машет рукой в сторону Бешагача, объясняя мне, как пройти и где свернуть, чтобы обрести такую же красоту.
Игнорируя подошедший автобус, перебегаю на другую сторону. В конце концов, мне тоже интересно, как выглядит моя сияющая тень. Тем более, что фотограф с чудо-программой действительно совсем рядом

Бешагач худший из ташкентских базаров. Здесь и продавцов всегда мало, не то что покупателей. Но сегодня ряды совершенно пусты. Неподалёку возятся рабочие, ломая асфальт каким-то небольшим, но шумным аппаратом.
Сносить, что ли, будут? интересуюсь у торговца из крошечного цветочного киоска, притулившегося у входа. Тот утвердительно кивает.
Какой-то центр построят
Огибаю ряды справа, скользя взглядом по давным-давно закрытым магазинам, взявшим базар в кольцо в далёкие девяностые. Они и тогда-то не все работали. А сегодня открыт только один. Как и говорила та женщина последний, почти у самых ворот в облупившейся синей краске, что ведут в переулок за базаром. На стеклянную дверь приклеен скотчем лист бумаги с надписью «Фото». Ветер уже отодрал оба нижних угла и теперь дёргает лист, проверяя на прочность верхние.
Захожу в грязную комнату с потёками на потолке и стенах. Стол с компьютером и принтером, пара старых стульев, на стене рама с натянутой голубой тканью, такой же замызганной, как и всё остальное. Любопытно, а фото на паспорт тоже пропускают через волшебную программу?
Из-за стола мне кивает маленький старый человек, невероятно красивый, почти светящийся. Такие люди бывают только во сне наяву им, собственно говоря, совершенно нечего делать. Очень белые волосы, очень синие глаза, очень тонкие руки всё прекрасно, как музыка.
Каким-то образом умудряюсь договориться с ним о паре снимков, практически не приходя в себя от изумления. Даже забываю стесняться, пока он меня снимает снаружи, на фоне кирпичной стены. Пользуюсь возможностью, пялюсь на него во все глаза.
Под конец вдруг понимаю, что с камерой что-то не то. Она перевёрнута. Фотограф держит камеру вниз головой: так, что нажимать на кнопку ему приходится большим пальцем левой руки.
Но всё уже готово, он ведёт меня обратно в темноватую комнату, усаживает на стул под грязной голубой тканью. Возится со шнурами, отправляя снимки в их короткое, но насыщенное событиями путешествие: компьютер-принтер-бумага, как жаль, что не захватила флешку
Фотограф поднимает глаза и пристально смотрит на меня, затем снова на экран.
Не понимаю, бормочет он, ты не меняешься. Что за ерунда?
Обхожу стол, без спроса заглядывая в монитор. И вправду ерунда, если честно. Обычная я, в формате «сойдёт, если не приглядываться», безо всякого сияния и смысла. Никаких волшебных теней. Обидно.
Красивый старый человек хмурит брови.
Но ты же не оттуда?
Откуда?
Да нет, не может быть. Ты бы тогда
Он политкорректно замолкает, предоставляя мне заканчивать фразу самой. Вот спасибо.
Я отсюда, сообщаю фотографу. Можно сказать, вообще с Бешагача. И почему, спрашивается, ваша чудо-программа на мне не работает?
Он качает головой.
Не знаю. Так не должно быть. Мои снимки никогда не повторяют лица в точности. Обычно люди получаются другими правильными, настоящими. Что с тобой не так? Где твоя правильная половинка?
Люблю хорошие формулировки.
Послушай, он замирает, склонив голову набок, и пристально глядит куда-то внутрь меня невероятными, ярчайшими синими глазами. Сердце шарахается от его взгляда и налетает на рёбра. А ты в детстве не терялась? Где-нибудь под землёй, например? Не тонула в ночной воде? Нет? А в зеркалах?
Я мотаю головой, слабея от накатившего необъяснимого ужаса, и когда дело доходит до зеркал, уже не могу сопротивляться.
Один раз, голос не слушается, и я начинаю сначала, один раз я вошла в зеркало, когда мне было четыре года. Но сразу же вышла обратно, и больше ничего не было!
Красивый старый человек глядит на меня с печалью и тихо кивает.
Тогда всё ясно, говорит он, тогда всё ясно

Ты вовсе не вышла, объясняет он мне позже. Тебе показалось, а на самом деле ты так и осталась на этой стороне. А та, вторая у нас. Просто ты была совсем маленькой, а дети все красивы, вот вас и не различили. А потом, конечно, они тебя изменили
Вместо мягкого, текучего «изменили» мне почему-то слышатся другие слова железные, колючие и неотвязные, как долетающий до нас звук аппарата, ломающего асфальт. Я улыбаюсь так беззаботно, как только могу.
Жалко. А то была бы такая же, сияющая.
Ну, кое-что всё равно сохранилось. Ты же не на свои годы выглядишь, верно?
Я киваю.
А вы как сюда попали?
Снимал отражения и зашёл, куда не надо, фотограф машет рукой. Ночью, как дурак. Теперь, похоже, не выберусь, совсем заблудился. А ты, конечно, дороги не помнишь Как тебе тут жилось-то?
Первые тридцать лет паршиво, признаюсь я. Зато теперь уже всё хорошо.
Тридцать лет я не протяну, говорит мой собеседник. Оно и к лучшему.
И улыбается беззаботно, глядя сияющими синими глазами в бледное, мутное ноябрьское небо.

+1
20:00
779
21:27
Вот это поворот в конце))) Вроде бы ничего ужасно-кроваво-страшного, а жуть берет.
21:40
Понравилось. Язык изящный, как будто прозрачный. Приятная зарисовка с нетипичным сюжетом, которая оставляет послевкусие светлой грусти. Настроение передано потрясающе. Придраться не к чему, да, по правде, и не хочется. Рада, что наткнулась на эту работу.
22:30
Хорошо написано, прочитала на одном дыхании. Нихрена не поняла. Но красиво.
22:49
Да нормально. Приятно прочитать, остались большие недосказы, ну да ладно
Люди, я не поняла! Объясните, кто понял. Кто остался, на какой стороне?? Кто вторая, где у нас? «Какой заяц? Какая блохаааа???»
00:49
Да? Там есть блоха?!
00:53
+2
«Повторить? Hy, значит, та самая блоха с того берега лужи...»
))))) Я смотрю, не одна я не поняла))
23:18
+2
"«А ту лужу орел не перебежал, заяц не перелетел, хотя заяц не заяц а так, птенец»

Тут все проще. весь их мир — зазеркалье, в котором настоящих людей — ровно два, героиня и фотограф. остальные — тени, отражения, проекции настоящих людей. Поэтому они такие блеклые, ненастоящие. А фотик показывает их, такими, какие они в реальности. такое вот мироустройство
17:04
+1
Ой, а я поняла иначе)) Весь наш мир — обратная, мрачная сторона зеркала, но есть и параллельная вселенная, где цветут срубленные в наше мире чинары, ещё стоят целыми разрушенные дома, а люди выглядят так, как могли бы выглядеть, если бы всё в их жизни сложилось правильно и счастливо. Героиня и фотограф случайно попали в наш мир, поэтому у них и нет «красивого» двойника в зазеркалье.
Вот спасибо! Теперь всё ясно. Жаль только, что поняла не из рассказа.
15:34
Ах вон оно в чем дело-то было… Не отписалась сразу, как прочла: думала — одна такая тупая…
Гость
09:00
Сначала о приятном. Рассказ понравился с первого прочтения. Очень хороший стиль — яркие образы и особенно рассуждения на тему зазеркалья, где деревья не срублены и дома не разрушены. Тут уловил некую параллель с людьми, которые разрушают не только мир вокруг, но и самих себя, превращаясь в блеклые тени.
Однако, спустя день после прочтения вдруг задумался, а какие выводы я должен сделать из рассказа? Какие выводы сделала героиня? Как сделанное открытие повлияет на ее жизнь? Все это остается без малейшего внимания. Ясно только, что дедку скоро приснится каюк.
Здесь, как по мне самое слабое место рассказа.
И тем ни менее одна из лучших конкурсных работ, которые прочел.
19:47
Написано потрясающе в смысле стиля. Читать — одно удовольствие. Идея о подземных отражениях нова и интересна. Но в целом рассказ хоть и читается легко и приятно не оставляет каких-то значимых мыслей. Просто красивая зарисовка с нетривиальной идеей, которую автор не дожал. Но соглашусь с предыдущим мнением — пока лучший из рассказов, которые я прочла в этой группе. Правда, это только третий. Отдельно спасибо за Ташкент. Люблю этот город.
12:40
«Народный» сборник для авторов, занявших НЕ первое место.

Почему? Количественный метод «самосуда» на группе из 20-25 чел. определяет победителя с определенной погрешностью (часто – доли балла, вероятность сговора). Но он в 99% случаев определяет действительно сильные работы.

Зачем? У авторов, занявших 2-5 места, сейчас ОЧЕНЬ высокая мотивация. При грамотной организации работы можно добиться лучших результатов, чем с 1 местом.

Что именно: предлагаю в отдельной группе осуществить доводку и доработку работ, которые содержат рациональное зерно. С помощью игротехнических методов и итерационных технологий. Потом выпустить «народный сборник». Своими силами. При возможности, если будет желание, нанять редактора и дизайнера. Рабочее название проекта «Нихт капитулирен» или «Ноу фейт».

Пока прорабатываю почву. Если есть интерес – пишите в личку. Будем работать.
Анастасия Шадрина