Созерцатели
Автор:
Алёна Утюмова

Текст:
Это случилось прошлой зимой. Довелось мне побывать в одном очень интересном городке. По долгу службы часто в командировки отправляют, а тут секретарша новая билеты не туда купила, и вместо Камчатки отправила меня в Творцоево. Когда с поезда сошёл и оглянулся, испытал одновременно кучу эмоций. Первым было недоумение: Камчатку-то сразу узнаю. Потом ужас – вот как только взглянул направо, сразу ощутил. Поворачиваю голову медленно в обратную сторону, и за тот миг, что она справа налево поворачивалась, испытал радость, огорчение, печаль, удивление, страх, опустошение, восторг и тревогу.
Была мысль купить билет обратно, но моё природное любопытство победило. Я же физик как-никак, а у них тут имелось, что изучить. Природа вокруг, люди и даже здания не гармонировали. Не было взаимосвязи. Огромные замки соседствовали с пряничными домиками, и если первые находились в снежных горах, то вторые – у моря. Водопады превращались в лаву: и если вода была настоящей, то лава нарисованной аккуратными мазками. При каждом моём шаге происходило что-то новое. Играло пианино и пахло кофе. Шаг — хеви-метал бьёт под дых, и ты в потной толпе. Ещё шаг, и вот уже ночь, и ты по колено в снегу обнимаешься со статуей фиги в твой рост. Хочется идти дальше, и путь продолжается. На какой-то миг ты часть пейзажа акварелью, страшно и приятно ощущать себя картиной, разглядывать свои слегка прозрачные ладони.
Бродил по узким улочкам, испытывая полный спектр чувств. Хотелось ещё и ещё. Не чувствовал усталости и снова сделал шаг. На этот раз попал в мысли. Не сразу понял, где нахожусь, но начал читать слова, что бегали вокруг, постепенно то укутывая, то распыляясь. Чем-то это место напомнило зал ожидания на вокзале, но только я стоял один. Лишь слова змейками ползали под ногами, падали сверху на плечи, некоторые, особо хитрые, умудрялись шептать возле уха. Смахивал назойливых, но шаг не делал: хотелось остаться здесь надолго. Да и слова начали знакомые попадаться — ядерная физика, например. Время будто остановилось. Я уже не в центре хаоса слов, а просто на вокзале стою, читаю на табло книгу под названием «История физических явлений» и глажу слово любовь, что примостилось на руках.
В зал начали заходить люди. Не замечал их: был слишком увлечён чтением. Понял, что уже не один, когда потух свет и табло отключилось. Темнота. Становилось холодно. Решил покинуть этот зал, но не смог: сколько бы ни шагал, темнота не исчезала, я лишь наткнулся на кого-то в толпе. Люди загудели:
— Что случилось?
— Включите свет! — кричали одни.
— Мне страшно… Почему так холодно? — шептали другие.
Шум становился гуще.
Какой-то мужик скомандовал басом:
— Тихо всем!
Все замолчали, наступило то, что бывает только в пещерах глубоко под землёй — кромешная тьма и абсолютная тишина. Дыхание сковало, но с первым вдохом произошло чудо. В руках у каждого в зале появилась маленькая светящаяся сфера. Моя была соткана из воздуха и мерцала тёплым жёлтым светом. Держал её осторожно, боясь причинить боль. Она будто почувствовала, что я не опасен, встрепенулась, даже показалось — улыбнулась, и начала дарить тепло. Чувствовал, как оно течёт по венам, нежно лаская. Моему наслаждению помешали крики. Сферы у всех разные. У кого-то они были стеклянными, а внутри бился маленький светящийся шарик. У других — черными словно дым. У третьих — угасающие огоньки.
Люди с испорченными сферами начинали паниковать, пытались сбросить их с рук, возмущались — почему нет тепла? Зал гудел, все метались из стороны в сторону. Рядом со мной в тот момент стояла кучерявая девочка в летнем жёлтом сарафанчике. Её маленький нежный шарик тоже светился теплом. Она оглянулась, и, будто вспомнив что-то очень важное, начала подходить к паникующим людям. Первым на её пути был странный седой мужчина в сером плаще и шляпе, его огонёк почти потух. Он с грустью наблюдал за его исчезновением. Девочка подошла и нежно дунула на свой светящийся шарик. Маленькая частичка света вспорхнула, опустилась на ладони мужчины, и его сфера вспыхнула, озарив лицо. Он улыбнулся и даже сделался моложе. Это перевоплощение не осталось незамеченным, и люди стали подходить к нам в надежде на тепло. А те, у кого свет был в заточении, пытались разбить стекло: гладили сферы и шептали что-то, омывая слезами надежды. Те же, кто держал в руках дым, – стояли, виновато опустив головы. Постепенно в помещении становилось тепло и светло, люди успокаивались.
В зал забежал парень в синем берете набекрень и чёрном пальто, испачканном разноцветными красками. Чуть отдышавшись, громко обратился к присутствующим:
— Вы чего тут столпились все? Во всём городе энергии нет, а они в зале ожидания греются. Город замерзает. Выходите, работы невпроворот!
— А вы чего стоите, головы опустили? — взглянул он на группу людей с дымом в шариках. Что, забыли уже всё? Как тепло понапрасну растрачивать — они первые, а как отрубило всё — в стороне стоят. Тоже с нами пойдёте. Сейчас сердце города запустим и будем восстанавливать разрушения вместе. Глядишь, и к вам свет и тепло вернуться.
Мы запустили «сердце», взявшись за руки. Я испытал детский восторг и чистейшую радость, наблюдая, как чёрно-белая фотография города неспешно оживает, наполняясь цветом. Мы восстанавливали последствия хаоса вместе и в тишине. Не было разговоров, каждый думал о своём и точно знал, что нужно делать.
Хотелось погостить в этом городке подольше, но командировка не резиновая, а дома семья, ипотека.
Город преобразился и сделал новый вдох, а люди – выдох облегчения. На секунду время будто остановилось, и картина мира замерла, пригрев тишиной и безмятежностью. Я улыбнулся и сделал шаг.
Проснулся, услыхав объявление проводницы:
— Петропавловск-Камчатский, подъезжаем.
Неужели сон? Но такой реальный… С минуту стоял в тамбуре, надеясь, что сновидение окажется вещим.
Итак – «это случилось». Ни о каком сне (как выясняется в конце) и речи нет. Это случилось – следовательно, описывается реальность. И никакие отмазки типа «во сне и не такое может быть» применяться не могут. Поэтому сразу недоумение: как так, неужели более-менее адекватный человек может спутать Камчатку с неким Творцоевым (кстати, дальше об этом названии – ни слова)? Дальше нагнетаются непонятки: «Природа вокруг, люди и даже здания не гармонировали». С чем не гармонировали? Но «Хотелось ещё и ещё».
А вот мне уже не хотелось. Ни светящихся шариков, ни запуска какого-то там «сердца». Ничего себе реальность (а помним: это случилось, мне довелось...)!
И вдруг в конце выскочило объяснение сном… Простите, а для чего всё это нужно было затевать? Показать богатый внутренний мир и фантазию автора? Так я в них и не сомневался. Но мне, мне-то, что с того? Чем конкретно меня обогатил рассказ? Над чем заставил задуматься? Какие чувства всколыхнул?
Простите, ни над чем. Никакие.
Поэтому вот такая реакция.
«Глядишь, и к вам свет и тепло вернуться (-тся без Ь)».
Текст немного путаный (как во сне), но всё равно понравился. Читать было интересно, даже про поиск ошибок забывала.
Про поезда на Камчатку, к счастью, ничего не знаю
Была мысль купить билет обратно, но
моёприродное любопытство победилообнимаешься со статуей фиги фига это плод или фигура из пальцев?
читаю на табло книгу под названием «История физических явлений» на каком табло?
глажу слово любовь, что примостилось на руках. давно у ГГ глюки?
традиционно лишние местоимения
м-да, полнолуние сказывается?
где сюжет? где конфликт? где смысл?
Мне кажется, в этот раз попытка не удалась. Все — таки получился не интересный, впечатляющий рассказ, а простой конспект сна. И почему такая нелюбовь к прилагательным?
— Хорошо, вы не помните, как садились. Но как выходили, вы должны помнить?
-Помнить должен. Но я не помню.
Мнения без арументации — просто мусор. А без попытки помочь — в чем соль всего действа — мусор вдвойне
Вот нечто и тут такое: кому-то это может нравиться, и если тебе — нет, то отойди в сторонку, промолчи…
А потом увидел «комплекс чукотского хирурга» (да-да, из анекдота «Опять не получается») у автора, и стало жалко, ибо любым своим мнением, не только таким резким, как моё, можно растоптать, можно погасить, то есть навредить. Вместо того, чтобы помочь.
Уважаемая Алёна!
Первое — методическая неточность: приходить «за критикой», когда есть сомнение, неуверенность — это провоцировать себя на то, что любая критика будет воспринята как уничижительная! Вы сами просто не сможете рассмотреть в этой критике то рациональное зерно, которое Вам так необходимо, потому что это будет именно «зерно» — и в большом потоке того, что Вы и сами про себя сказать можете!
Потому если приходите «за критикой», то со всем тем «плохим», что Вы и сами про себя знаете или можете подумать, соглашайтесь сразу! Ещё до того, как Вам это скажут! Радуйтесь тому, что Вас так хорошо поняли! Ищите то, что Вы про себя не знали — и тут же пытайтесь из этого «нового, незнакомого» вырезать точку зрения того, кто сказал, о-сваивайте это новое, делайте своим! Только таким образом «на критике» можно чему-то научиться!
Да, это непросто, да это больно, да, тут смирение почище, чем у монаха, а гордыни поменьше, чем у бачка на унитазе — способны ТАК себя «обкорнать»? Согласны на такой подход? Если «да» — несите те тексты, которые вы считаете самыми лучшими, самыми дорогими для себя — тут помогут. Жёстко, иногда жестоко — но помогут.
Во-вторых, не забывайте, что литература — это «сделанное». То есть это не просто байка, анекдот, запись в дневнике, прекрасный пейзаж, а это сказанное специально! И в таком случае нужно чётко и однозначно отделять себя от троих:
— от того, кто сказал (рассказчик — никогда не автор! Даже если они похожи, но рассказчик рассказывает «про историю», а автор рассказывает про рассказчика, рассказывающего «про историю»! И вот до тех пор, пока Вы не прочувствовали рассказчика как не-себя, не увидели его-себя, отличным от себя, как он рассказывает, в чем его непохожесть на вас — не несите текст «на критику»! У вас не получится!!!);
— от того, кому рассказал (сам себе что-то рассказывает только псих! Даже дневник пишется хоть и для себя, но не для нынешнего, а для будущего! И ребёнок свои фантазии шепчет под нос, рассказывая или маме, или друзьям-подругам, хоть реальным, хоть выдуманным! Потому этого «кому», адресата — нужно чётко видеть, представлять как минимум его реакции, а в идеале и всё его поведение, и всю его жизнь — и до события рассказывания, и после него, как на него этот рассказ подействовал);
— о ком рассказал (рассказывать о себе в третьем лице — это признак психического заболевания; ну или лечения методом психоанализа — но ведь лечения же, то есть «не здраво!»)
Ну и в качестве «вишенки на тортик» было бы неплохо представлять реакцию всех троих (да-да! троих! И рассказчика, и слушателя, и героя рассказа) по ходу рассказываемой истории на сам факт рассказа! Как бы чувствовал себя герой рассказа, если бы знал, что про него сейчас вот это и то расскажет тот — тому?
Я не думаю, что «я слишком много захотел», я так подозреваю (перечитав ваш текст в четвертый раз), что вы почувствуюте весь кайф и смак такой ситуативной словесной игры — и у Вас получится много лучше! Даже вот эта насквозь за уши к ветру и желдорколёсам прибитая история!
Желаю успехов!
Сможете не дышать?
А вдруг Вы своим творчеством утешете, согреете, заставите задуматься пусть даже одного человека?
Рейтинги, лайки еще не все решают в этой жизни.
Критики разгромили первую постановку «Кармен» в пух и прах, а уж как критиковали Чайковского за «Лебединое озеро»…
Выше голову, Автор!
А идея понравилась:) теплые шарики могут запустить, что угодно:)
Доработать его было бы желательно. Вопрос — в какую степь? ;))) Добавить логики, убрав ляпы, касающиеся реальности?.. Тогда придётся его почти трансформировать в научную (типа того) фантастику. Стоил ли?.. Не уверена ;)
Я бы добавила комичности. Тогда любая «несвязуха» приобретёт оттенок глючности)) Это будет весело, и не будет требовать доп. разъяснений ;)
Убирать (-ся тем более!!!) ничего с сайта не надо. Я же не убираю, не взирая ни на что!