Человек другой биполярности
Глаза у него умные и всё понимающие. Морщинки паутиной обволакивают лоб, как будто он постоянно хмурится или думает. Иногда он улыбается, но это ему даётся с трудом. Очки с толстым стеклом почти всегда криво сидят на переносице, то они в левый бок наклонены, то - в правый. Он тонкий психолог, ему хватает пяти минут разговора с вами, чтобы понять - чего ожидать: или от вас ему надо держаться на расстоянии, или наоборот.
— Костя, привет! — вы с ним поздоровались.
Он услышал ваше обращение и остановился. Наклонил голову и исподлобья на вас посмотрел. Секунд десять он обдумывает слова и наконец, откликается: — Ззззззорррровввво!
Он дико заикается, и вдобавок, только на согласных. Очень тяжело разбирать смысл его речи, но понять можно. Когда он говорит, несколькосекундный монолог в его исполнении может перерасти в двухминутный моноспектакль. И тут наступает странный момент, если он начал говорить, то хочет и закончить, чего бы это ни стоило.
— Ттттвввввввоя жжжжженннннна ссссвввввводддддннннння ррранннннно ннннннна ррррррабббббо…
— …Я знаю, Костя…. — Вам становится жалко его, и чтоб он не мучился, вы прерываете его речь, — …она раньше на работу пошла. С утра у них сверка в бухгалтерии, надо успеть до обхода начальства…
— ….Рррррабббботттттттту пппппошшшшллллллла! Ппппппппоччччччемммммммму? — лицо у него раскраснелось от перенапряжения, ему не понравилось, что вы его прервали, и он всё равно договорил свой вопрос.
Вы вздыхаете и повторяете: — С утра у них сверка в бухгалтерии, надо успеть до обхода.
— Ппппппонннннятттттнннннно! — удивительное дело, создаётся впечатление, что он реально знает про сверку и тяжёлый труд бухгалтера - это всё его взгляд. — А тттты нннннна сссстттттояннннккккку иддддёшшшшшь?
— Да, Костя, на заказ сейчас поеду, — вы глянули на Константина, на весь его несуразный вид и эти глаза за толстенными линзами. Он с самой рани шатается по двору, сидит на лавочке или на качелях. Вы почувствовали лёгкую вину. — Хочешь, поехали со мной?
— А мммможжжнннннно? — глаза его загорелись желанием, ну не умеет он скрывать свои чувства. Ничего удивительного нет, Костина мать, работающая пенсионерка, вам доверяет и позволяет его с собой возить. В конце концов, он не паралитик или не сердечник там, у него несколько другие проблемы, не связанные с физическим состоянием.
— Конечно можно! Пойдем! — он чуть не прыгает от радости. Глядя со стороны, незнакомые люди покрутят указательным пальцем у виска. Мужику за тридцать, с лысеющим затылком и подростковым модным рюкзаком на спине, радостно скачет впереди вас – сопровождает…
— Костя, ты завтракал сегодня утром? — спрашиваете вы, мало ли…
— Дддддддда! — обманывать он совсем не умеет, вы же знаете – такие не врут. Он остановился и совсем опустил голову, отводит взгляд. Вы почти уверены, что он голодный… он просто забыл про заботливо приготовленную, его матерью, еду, которая сейчас лежит на столе и давно остыла.
— Понятно… — сами себе вы бубните и достаёте из пакета сверток с бутербродами. И в самом деле, вы под сто килограмм, зачем вам лишние калорийные бомбы, уж часика три-четыре без белков и углеводов вы протяните. — На, перекуси!
— Ммммаммммма гггггговвввворрррррррит нннннеллллльзззззя ччччужжжж…
— Да брось! – вы машете рукой.
— …ое бббббрррраттттть! — опять покраснел Костя, и закончил свою мысль.
— Я что ли чужой?
— Нннннетттт… — довод вы ему привёли убедительный, со спокойной душой, он взял бутеры.
Пока вы идёте до стоянки, Костя, на ходу проглотил ваш завтрак и опять, вприпрыжку побежал впереди вас – энергии у него прибавилось на порядок, видно невооружённым взглядом…
Уже сидя в машине, вы из термоса наливаете Константину кофе. На этот раз он не спорит и берёт в руки горячую кружку.
— Ввввччччерррра тттттты пппппьянннный прррррришшшшёлллл ссссс рррррабббботттты? — спросил Костя, прихлёбывая напиток.
— Немного… — вам стало стыдно. Шум двигателя нормализовался, пора выезжать. Зачем вы отчитываетесь перед ним, непонятно. — У друга день рождения был, ну и поддали немного…
— Ппппллллохххо! Оччченннь ппппллллоххххо! — надо же, Костя выпил на одном дыхании почти всю кружку, как он горло не обжёг?
— Знаю, Костя! Ничего хорошего в этом нет… поехали! — вы трогаетесь в путь. Костя приложился лбом к стеклу и с интересом смотрит на мелькающий пейзаж, с открытого рта тянется струйка слюны.
* * * *
— Хххххочччешшшшшь я ттттеббббе чччччтттто ттттто пппппоккккажжжжу? Я нннниккккомммму этттто ещщщщщё ннне ппппоккказзыввваллл… — ваша машина стоит у подъезда дома с открытым бортом. Клиенты загружают мебель да свёртки вещей. Вы с Константином сидите в кабине, переезд затягивается ещё на пару часов, грузчики под лёгким шафе.
— Покажи! — соглашаетесь вы и с интересом смотрите на Костю. Он достает из-под ног рюкзак и ставит себе на колени. В руках у него оказывается толстый альбом.
— Нннна! — он протянул вам пачку цветных фотографий, вытащенных из середины альбома.
— Ух, ты! — сделали вы удивлённое лицо. Это фотографии красивых фонтанов с разных городов и стран, взятые из интернета. Тут и Санкт-Петербург, и Париж, и Амстердам… даже Грозный есть… Фотографии красивые, но ничего удивительного вы в них не видите. — Красиво!
— А ттттеппперррь эттттто, — он протянул мне свой альбом, открыл дверцу машины и вышел наружу. Странно, почему он выскочил так резко, вы удивляетесь и раскрываете верхнюю обложку. Альбом без листов, просто обложка, прикрывающая большие конверты. Их штук десять, довольно толстые.
Но когда вы из конвертов вытряхиваете содержимое, у вас открывается от удивления рот и перехватывает дыхание. Там лежат картины этих самых фонтанов, нарисованные краской или яркими карандашами - под обёрнутой прозрачной плёнкой не разобрать. Надо же какая красота… завораживает. Вроде бы просто перерисованы эти рукотворные устройства барбатации воды, но вырисованное освещёние совсем другое, в отличие от фото. Какая-та фантасмагория красок. Вы не эстет в живописи, даже можно сказать - профан в художествах, но тут лежат шедевры, видно невооружённым взглядом. И нарисовал их Костя.
Костя вышагивает на улице: пять шагов, разворот и пять шагов в обратном направлении… и так много раз. Взгляд упёрт в пол, губы что-то шепчут, иногда он поправляет съезжающие очки. Вы смотрите на Костю совсем другими глазами и понимаете – он вундеркинд, просто немного странный. Вы почти уверены, что Костя в нетерпении и ждёт вашей реакции. Просмотрев все десять картин, вы выходите и подходите к нему.
— Костя, ты сам это нарисовал? — зачем вы спросили, понятно же что сам. Костя кивнул, пряча глаза. Щеки красные, линзы запотевшие… он очень волнуется.
— Это просто офигенно! Такую красоту я в жизни не видел! — вы не врёте, и в самом деле, вы находитесь в полуэфимерном состоянии после просмотра.
Костя почти стонет и как мальчик отворачивается от вас и заскакивает обратно, в кабину. Вы успеваете увидеть его улыбку, пусть она немного кривовата, но она так редко бывает на его устах.
— Всё шеф, погрузили! — это подошёл один из грузчиков и, улыбнувшись как-то мерзко, спросил: — Слушай, а чё ты с этим полудурком гоняешь? Не боишься, что прибьёт тебя? Они ведь того, опасные…
— Сам ты опасный… идиот! — психанули вы, нельзя конечно так реагировать на глупые слова клиентов, но, в самом деле – хотелось вдарить в это пьяное рыло.
— Чё????
— Ни чё… поехали… — зарядили вы клиентам при расчете по-полной, без всяких скидок и поблажек. А когда вы пошли домой, Костя подарил вам одну из своих картин.
Для этого фонтана вы сделали красивую рамку, покрыли её лаком и повесили в зале. Гости долго стоят у этой картины и восхищаются. Некоторые спрашивают – а кто эту красоту нарисовал? Вы отвечаете просто — Хороший Человек Другой Биполярности!
Вот такие рассказы я люблю, они как бы просты и незатейливы, но обладают огромной силой, они пробуждают в каждом из нас Доброту. Спасибо автору.