Купало

Автор:
Скрытимир Волк
Купало
Текст:

Кануло за море скупое лето. С дырявого мешка земле расщедрилось.

Подачкой бросило мхам соков, тонким деревцам листьев, да болотам ягодные
крохи. Где оно теперь? И не упомнить. Не приснилось ли? Не почудилось?
Побирушками бродят по снегу земляные мыши – мамонты, ищут летней
милостыни. Роют кривым зубом жгучий снежный покров, хоботами мертвую траву
рвут.
Ходит меж ними Ледняк, сует костлявые пальцы под густую зверью шерсть.
Стонут от его забавы мамонты, сбиваются стада в единые клыкастые горы –
берегут бока.
А Ледняку иная потеха – слушает рев голодного тура, смеется трескучим
своим смехом. Хрустят под его унтами вечные льды на горах – падают хладными
оковами наземь, да на века замирают. Влезь на них – конца-краю снегам не
увидишь, руби, копай проклятые – до земли не дороешься, огнем топи – не
протопишь, тысячу лет живи – не переживешь белых. Шаг за шагом ходит Ледняк,
верста за верстой покрывают снега землю. Ох, придет снова лето, да на льду
споткнется! От смеху-то Ледняку будет!
Люди, что зверье, по норам прячутся. Змеи-сквозняки – Ледняка стылые
пальцы. Под полог из шкур ползут, оставляют на стенах пещер обрывки
серебристой шкуры, вьются меж камней и кольев, что чумы держат, шипят меж
развешанных оберегов. Сунулись, было, в жилье, да об огонь опалились,
отдернулись. Не достать людей! Раненым зверем ревет обиженный Ледняк! Ему,
всей земли хозяину, красноперый огонь по пальцам ударил, велел не замать! Бежит
на зов хозяина рать верная: бураны-медведи, волки-вьюги, да лисы-поземки.
Заносят людские норы, гонят зверье в ледяные ущелья, рушат снега на валежник.
Быть всей земле мертвой за Леднякову обиду!
Выходил на наст молодой Купало. Глянул ошую – зверье во снегу лежит,
сердца удары до смерти считает. Одесную глянул – люди от голода стонут, копья
поднять не могут – ослабли. Да трещат на горе льды злым Ледняковым смехом.
Обернулся Купало соколом, полетел к частым звездочкам. А те с неба
ледяными колокольчиками смеются – нету у них для земли тепла. Бегают по небу
друг за дружкой, салками тешатся.
Ох ты, беда – злая звезда. По небу летала, огнем пылала. На сестер-красавиц
накинулась – хоровод их разметала. Звездочки рыбками в стороны брызнули, от
жара лица черным ночным пологом укрыли. Налетел на разбойницу Купало, сжал
перстами – не вырвешься! Жаром на него звезда дунула, обернулась головою
мертвою, частоколом зубов оскалилась, а все ей не вырваться. Билась лютая,
кусалась, да всю себя извела. Пала на руки победителю золотым черепом –
огненной чашей.
Поднял ее над собой Купало, пошел по земле. Сжали ему ноги мерзлые снега
– не пройдешь, да опали в черную землю ручьями. Ринулись на Купало с гор льды-
богатыри, камни сжимая, - да пали со склонов быстрыми реками, туманами
рассыпались. Дышит земля огненным зноем.
Похватал свое зверье Ледняк, да только его и видели. Укрылся в горах
высоких, на морях дальних:
-
Никогда б мне с Купалой путями не пересечься! Ох, погубит меня жаркая
его чаша!
Выходили из пещер да чумов люди, себе не верили. Щупали теплую землю –
охали. Шкуры зверьи прочь отбрасывали – без нужды, жарко. А Купало уж по небу
ходит, зною землю сгубить не дает.
Поднялись у людей храмы-теремы – Купало им в окошки глядит. Одевались
люди в рубахи льняные – а на вороте Купало вышит. Все ходит по небу, мощь-
могуту из чаши на землю мечет.
Послала Купало по воду родная матушка. Наклонился к речке бог, зачерпнул
ее чашею. Несет домой, а водица из пустых глазниц черепа каплет. При ясном
солнышке дождик! Смеются люди:
-
Красавца слезы!
Посылал Купало батюшка соли добыть. Зачерпнул тот из моря водицы чашею
– враз вскипела, белым паром да горькой солью обернулась. Побежал Купало к
отцу по небу, да о звезду споткнулся, ногу зашиб. Развеялась толика соли по всему
его пути. До сих пор меж звезд ее видать. Чумачьим путем зовут.
Сто веков Купала по небу ходил, сто веков людям чашей светил. Истоптал
сто железных сапог, износил сто булатных посохов. Притомился. Завсегда золото к
земле тянет. И силачу та тяжесть спину согнет. Устал бог чашу огненную по небу
носить, остался средь людей, на земле, жить.
В ожидании замерли царства, забурлили в волнении реки – что с землпей без
солнца-то будет? Не вернется ли Ледняк из стылых нор? Время уж настало.
Зорькин алый плат у края земли упал. Все живое аж дышать позабыло.
Сверкнул огнем-златом краешек, рука могутная тучи ночные в сторону
метнула? Вскричали люди:
-
Купало!
Нет, не Купало. Тот сам на пеньке в лесу сидит, чашу за пазухой держит, а на
солнце смотрит. Вышел на небо молодой Даждьбог, оглядел весь свет:
-
Здоровы будьте, люди!
Сияет в шуйце златой щит, что Сварог седой в своей кузнице за ночь сковал.
Золотит свет травы полевые, листья лесные да лица людские, скачет по звонким
росинкам.
Мчатся по земле да по небу ветра-гонцы. Весть несут радостную: будет на
небе солнышко! Изорвали одежи, коней уморили, а сами все несутся, в рога трубят
да людям кричат:
-
Солнышко! Да вот же оно!
----------------------------------
… Ночь-колдунья на землю плащ свой ринула, сама на старой сопке уселась.
Колени свои худые обняла, смотрит на людские костры. Месяц на небе себе в
серебряный рог пива налил. Укрылся за облаком – пирует. Праздное время
выдалось.
Ходит по земле Купало, именины свои справляет. Волосом, как лунь, седой, а
на лицо – молодой. Вынул из-за пазухи черной своей рубахи златую чашу, плеснул
воды в реку – зачаровал тихую. Парни да девки в одних сорочках от костров
побежали да в воду попрыгали: боли-недуги с себя смывают, здоровья прибавляют.
Старик-водяник от воды да ночи пьян. Ухватил лягушачьими пальцами девку
за ногу, заломил стопу, на дно потянул:
-
Пойдем ко мне, раскрасавица! Будешь у меня седьмою женой да царицей
речной!
Рвется девка, не хочет к водяному в жены! Купало в один миг рядом оказался.
Полыхнула чаша огнем на реку, исчез водяник. Вынес Купало на руках девицу,
хочет на землю поставить, а та, дуреха, вцепилась в него, дрожит. Развел бог руки
растерянно, так девка сама, ойкнув, упала.
Ходит Купала по земле, чародействует. Где плеснет из чаши, там папороть
огнецветом расцветает, травы в мощь свою входят, жабенята счастливые
хороводами скачут.
Черти востроголовые чашу златую приметили – переполошилися: доставали
из под земли все проклятые свои клады, пересчитывали, искали, где пропажа.
Сочли, не нашли урона да под землю провалились. Хвалился дурачок, что с одного
сундука у чертей горсть монет утянул, а у самого в кармане – черепки битые. Разве
ж у черта, первого вора, украдешь чего?
Вышел Купало к костру. Молодежь ему кланялась: парни шапки алые
ломили, девки венками чуть траву не мели. Положил бог свою чашу в костер –
взметнулся над златым черепом алый пламенный кочет. Взвизгнули девчонки, к
женихам ближе придвинулись. Ухватились попарно за руки парни с девками, и
давай над костром с разбегу скакать. Не спужаешься, не разомкнешь рук над огнем
– будешь с парой всю жизнь вместе проживать: освятился брак купальскою чашей,
богом благословился - добра наживать да детей рожать. А то – зачем же еще парню
с девкой сходиться?
Бабка Порожка зелье из купальских трав варила, внучку хворую на ноги
поставить чаяла. Подошел Купало, с чаши своей в котел зельевой водицы плеснул.
Заиграл отвар, заискрился. От одного его духа пряного у больной глаза-ненагляды
открылися. Лепечет Порожка что-то, не знает - внучку ли отваром скорее поить
или благодетелю наперед в ноги падать. Исчез Купало, разрешил бабкины
сомненья. Ему чужая благодарность не к спеху, а вот дитя хвори лишний миг
оставлять не стоит.
Дрягослава-порчуха, что при луне с костями могильными плясала да на метле
летала, надумала чары творить да зелья варить. Охота ей, костлявой, паршу на
девиц-красавиц навести, через зависть свою их уродинами сделать. Наварила в
котле ядовитых трав, да порешила божьей силой пополнить. Улучила миг –
обернулась сорокой, слила с купальской чаши водицы глоток, в свой котел
добавила. Брызгала тем варевом с помела на счастливые лица. Ходит теперь,
голосит, себя за глупость ругает: девки красотой цветут пуще прежнего. Повернула
божья мощь злое дело во благое. А Дрягослава-дура того понять-то завидущим
своим умишком не может, что не служит злу добрый бог, не станет сила его в
лиходействе помогать. Изгрызла порчуха от досады летучий свой веник – будет
теперь по земле ковылять, мослами своими бренчать.
Ночь купальская на исход пошла. Поутихли песни. Погасил утренний туман
костры. Разошлись по домам люди. Спрятал Купало-чародей до нового года свою
чашу за пазуху. Рубахой черной в буераке мелькнул да скрылся: не должно быть у
земли двух солнц, не то сгубит ее жар. А вослед древнему богу низко кланяется с
неба его молодой преемник – Даждьбог.
Другие работы автора:
+2
02:10
522
07:20
складно написано, только откуда насту взяться во время Купалы? это время Коляды
10:12
+1
Ледниковый период был.
10:36
когда было валдайское оледенение, наши предки жили на юге Сибири, а когда Восточно Сибирский ледяной щит образовался, они уже продвинулись на запад а Среднюю Азию и Месопотамию( нынешние названия), славянство же, как религия, появилось около 8 тысяч лет назад ( 9 тысяч по некоторым предположениям), когда наши предки уже жили на Балканах smile
11:52
Видимо речь о самом первом обледененении. :)
12:30
самое первое было 64 тысячи лет назад, о славянах речи не шло тогда.
архетипы многих богов появились задолго до славян. А о территории предков при ледниках говорить не этично. Единственные, кто проживал тогда в Сибири- это палеоазиаты. Если, конечно, не считать за канон обкуренного телемастера из Омска с его выдуманными Славяно-арийскими ведами. На юге сибири же можно уверенно выделить лишь далеко неславянские культур. До 4 тысячелетия до н.э. достижения местного населения района современного Омска представлены микролитическими изделиями, примитивной керамикой, полуземлянками и пряслицами. Первое культовое место, на которое могли бы опереться инглинги в «ведах», появилось всего лишь в 4 тыс. лет до н.э. (Окунево 5). Примерно тогда же появились и так называемые «городища», жители которых знали лишь примитивные каменные и костяные орудия. Первое бронзовое оружие появилось в этих местах около 13 века до н.э. Люди со стоянки Сузгун II и Чудской горы относятся либо к андроновцам, т.е. родоначальниками ираноязычных народов (что в общем-то оспаривается Клейном, Брентьес и Мэлори), либо же к сузгунской культуре, которую так же считают андроновским субстратом, наследниками пахомовской культуры — т. е. ответвлением, близким, к тем же ираноязычным этносам. Тот самый упомянутый выше воин (Сидоровка) относился к саргатовской культуре, представителями которой считают угров. Представленное Исаковкой, Богданово (Богдановкой) и Саргаткой — тоже саргатовская культура, тоже предки угров. К саргатовцам относятся и люди с коконовских курганов (эту группу П.А. Дмитриев считал группой ираноязычных сармат, а его продолжатель, В.Н. Чернецов — предками угров «савир»). Древнее население городища Кипо были представителями богочаговской культуры, в отношении которых так и не определились (то считают переходным этапом от журавлевской культуры (слияние сузгунской и красноозерской культур), то сводят к саргатской культуре), но однозначно назвать оных славянами или «белокурыми ариями» не рискует никто. Саргатами (т.е. уграми) были и другие люди, похороненные в том же Сидоровском могильнике.

Отдельно стоит кротовская культура поселения Саранин. Кротовская культура по погребальной практике очень близка к окуневской культуре (смешанного европеоидно-монголоидного происхождения, с преобладанием монголоидного, порой эту культуру считают предками кетов – енисейских остяков), а генетически — каракольской культуре (академик Добрецов Л.Н. относит их к самодийцам – финно-уграм уральской языковой семьи) и елунинской культуре (метисы от местных женщин монголоидного типа (по данным К.Н.Солодовникова) и пришлого европеоидного населения восточносредиземноморской ветви. Т.е, грубо говоря, кротовская культура, скорее всего является расово неоднородной. Люди с Ростовки — тоже кротовская культура. Черноозерье II с его костяными изделиями относят то к некой локальной культуре, то просто как сезонный лагерь.
Да и на Балканах славяне жили лишь в эпоху Великого переселения народов: примерно с 6 по 11 век (кажется, при императрице Ирине было последние упоминание о милингах и езеричах). Славяянские Балканы — выдумка другого фальсификатора — Ю. Д. Петухова.
22:46 (отредактировано)
первый R1a найден именно в южной Сибири возрастом 24 тысячи лет назад. что же касаемо азиатов, то широко известное поселение на ручье Сунгирь под Владимиром дало гаплогруппу С. Вот где жили «палеоазиаты», раса меняется полностью за три поколения, скифы были и монголоидами и европеоидами, причём в одном племени. В то же время высшие касты индусов явно европеоиды. Хиневич не славянин вовсе, ни с какой стороны. я привёл научные данные, совершенно доказанные и легко проверяемые перекрёстной проверкой. с 2008 года многое изменилось в этом вопросе. Что же касаемо культур, то вы слышали о синташтинской культуре? хотя называть их славянами можно с натяжкой, а вот потомками древних славян, вполне, точнее они ими и были (R1a Z93). Высшие касты Индии тоже их потомки ( 73% R1a Z93, у браминов и все 94%). на нынешней территории славяне живут не менее 5 тысяч лет, а в Карелии, на острове Южный Олений найдены останки R1a с археологической датировкой 7.5 тысяч лет.
о Фатьяновской культуре слышали? о срубной? R1a Z645. среди защитников Трои были венеты, которые после падения трои оказались во Фракии и на территории нынешней Венеции (карпатский субклад R1a ).
После 2008 года стало довольно просто определять, кто и где жил.
Наконец славяне изначально, это религия. суть которой в том, что славяне славили богов, ничего не прося у них. «Не будехом стаенва хлэбожравце ниже славуне Русе якове Бозем славу спэващут. Тако суть славуне ото.» (ВК — 8/2)
Дословно:
Не будем становиться нахлебниками, потому что славяне русы, которые Богам Славу спевают. Так ведь славяне от того.)
23:16 (отредактировано)
о, это волшебное слов R1! Оное вызывает сладостную дрожь в коленях «посвященных» и призвано одним своим звучанием убеждать всех в правоте. Жаль только, что в большей части оное используется в спекулятивных целях. Ученые же сообщают, что ее носителями являются чуть ли не все народы Евразии, в том числе монголоидные киргизы и ираноязычные кавказцы. Носители R1 — это протоиндоевропейцы, славянами их назвали лишь современные выдумщики. Так что если нет диплома, свидетельствующего о том, что получено звание бакалавра генетики, не следует бросаться терминами, наспех заученными по шарлатанским книжкам за 300 рублей. Фатьяновцы — еще не славяне. Они — протославяне, т.е., всего лишь часть, одна из нескольких культур, сформировавших впоследствии праславян. И те же шнуровики числятся в предках у германцев, балтов, кельтов. Причем Денисова отмечает, что это скорее восточная ветвь балтов, нежели славян. Срубная культура — название для неучей. Это срубная общность, представленная сразу несколькими культурами. Причем в большинсве своем — ираноязычными, т.е. предками кавказцев, например. Ах да, и велесова книга — это одна из наиболее убогих подделок поповского сына Юрия Миролюбова, написанная на выдуманном языке и достаточно опровергнутая и лингвистами, и археологами. Даже у долбославов последних лет она непопулярна ввиду низкого качества.
23:43 (отредактировано)
А передёргиваете вы по незнанию или от бессилия? R1a сильно отличается от R1b коей в западной Европе 60%, между их появлением две тысячи лет, но обе появились именно в южной Сибири. а о субкладах и глубоких снипах вы видимо и вовсе не слышали. А что вы скажете о гаплогруппе Q? а гаплогруппа I2? А N1a1? Это три основных гаплогруппы русских, но хватает и других. так что поделать, что предки и тех и других прошлись по Евразии с востока на запад, а потом R1b попыталась потеснить R1a, но удалось только до линии Берлин-Балканы(условно).
«ираноязычность» выдала то, что вы не в теме от слова вообще. Языки настолько запутана тема, что сложно что либо говорить вовсе, особенно из глубины веков. Вот почему R1a Z93 принесли в Индию предка санскрита, с которым и сейчас у русского до половины совпадений. А назад они вернулись уже с тюркским языком. Некоторое объяснение может дать Венгрия, где вовсе не осталось угорской N1a1, а язык до сих пор угорский. Видимо матери учат детей своему языку. Скифы же брали жён из местного населения (не только ). так что вы показываете поразительно незнание предмета.
Что же касается ВК, то есть одно простое, но достаточное доказательство её подлинности. Все миграции, описанные в ней за 13 тысяч лет, нашли полное научное подтверждение, точнее они совпали с тем, что наука определила после 2008 года. Миролюбов-то откуда это мог знать? насчёт лингвистов не говорите вовсе, ввиду своей некомпетентности, они подгоняли под партийную установку довольно слабый перевод Миролюбова, а не первоисточник. русофоб Зализняк так и сказал, что «русским древняя история не нужна и даже вредна». что же касаемо «долбославов» то скорее ваш труд они могут воспринять с радостью, ведь они писаются от всего «славянского», даже предложенного евреем бога Рода приняли и молятся (!!!) ему. Офигеть, славяне молятся… не могу найти цензурных слов… В общем оказалось, что вы вовсе не в теме, а это печально, пишите интересно, но неплохо бы и с источниками ознакомиться, тогда получится ещё и правдоподобно а не как у И.Е Репина и советского кинематографа, изображавших Ивана IV тощим брюнетом, хотя на деле он оказался рыжим и широкоплечим.
В общем, при изучении основ, у вас получатся хорошие и правдивые произведения, ведь врать нехорошо, только выдумывать.
Комментарий удален
01:27 (отредактировано)
подробному разбору Велесовой книги, как фальшивки, кстати, у меня есть глава в книге четвертой и (с дополнениям) в седьмой.
07:19
могу подробную разборку этой " экспертизы" предложить с научными данными, если в этом есть нужда.
07:25
дело в том, что Зализняк отрабатывал партийную установку, а написать «умные слова» может и студент первокурсник. Зализняк занимался не самой ВК, а переводом Миролюбова, достаточно фантазийным и с глубокими художественными отступлениями. с тех пор в мире много чего изменилось. Даже «главный по славянам», Лев Самуилович Клейн, бесспорный «славянин» ушёл в мир иной. Что написано пером, то не вырубить и топором, раз уж имел слабость так заявить, то куда теперь деваться. Об уровне российской лингвистики говорит тот факт, что ни один ведущий тюрколог у нас не говорит ни на одном из тюркских языков )))
01:25 (отредактировано)
О да, куда уж мне. Двадцать лет заниматься историей, делать фотоотчеты по музеям России и Украины, сотрудничать с научными коллективами, участвовать в создании учебника по религиоведению для бакалавриата, издать семь книг, две из которых переиздавались, получить письменную благодарность за вклад в сохранение культуры… Это ведь для лохов все. Для неудачников и лентяев.

А вот если бы как все нормальные люди, купил за тристо рублей «Арийские веды», еще за тристо — «Велесову книгу», по труду Фоменко, Чудинова, Прозорова, Авдеева, Демина, Петухова, Жарниковой. И с этого десятка книг я бы сразу стал посвященным. Все-все бы знал о том, как русскую историю рептилоиды-инопланетяне скрывают, и про Гитлерборею бы писал, и про русский Египет, и вайтаману бы дома конструировал, и зиги свастонам кидал. Вобщем, был бы настоящий просвященный арийский русич. laugh
А если серьезно, то я предпочитаю сказки лучшего качества, чем те, которые вижу в нынешних коментариях. Потому, наверное, я не буду кушать предложенный мне набор фальсификаций, выдаваемый за правдивую информацию. Как-то уровень, что-ли, снижать не хочу.
07:18 (отредактировано)
Можно написать много книг и быть несведущим во многих вопросах. Любой образованный человек это прекрасно знает. Знать всё просто невозможно.
Сказка написана выше, я же привёл научные данные. Уровень мракобесов, которые были взяты в аргумент. показывает поверхность знания даже в области мракобесия. Никто из них не имеет ни малейшего отношения к приведённым мною примерам, Я же писал, что не принадлежу к поклонникам Хиневича, или кого -либо из вами перечисленных. да и ни один человек в мире не может причислить меня к своим поклонникам.
А если серьёзно, то надо не в пузырь лезть, а вести дискуссию на уровне, а не приписывать оппоненту то, чего он не говорил, и уж ни в коем случае не использовать в дискуссии то, о чём нет представления вовсе smile
01:32
Вообще, данная ветка дискуссии наводит меня на мысль, что кроме отрывков из двухтомника «Мир языческой сказки», надо будет выложить фрагменты и других моих книг. Судя по всему, «Язычество против псевдоязычества» будет очень актуальна.
Загрузка...

Другие публикации