Такой длинный зимний день

  • Опубликовано на Дзен
  • Жаренные
Автор:
stas
Такой длинный зимний день
Аннотация:
Каникулы зимой это долгожданная сказка. И мы, детвора, каждую минуту светового дня, были там, где зима, на замерзшем ставке, на укатанной горке или у снежной крепости в сквере возле детского садика. Это счастливое время никогда не уйдет из моей памяти.
Текст:

Каникулы, да ещё и зимние, короткие и от того ещё более ценные для сельской детворы, тут каждый день на вес золота, и что нам метель, снегопад, ведь дни летят и не заметишь, как наступит тот день, когда рано утром, когда за окном темно, тебя будят и сонного выталкивают в школу, а там тоска. Уроки, уроки и только на перемене покидаться снежками.

В тот год зима запаздывала, и только с началом каникул, закружила метелью засыпая село снегом. А первые морозы только-только ухватили первым хрупким льдом ставок. И пока не укатали горку мы шли на речку, на первый,неокрепший лёд, и там гоняли наперегонки с прогибающимся под нами тонким льдом, и это была замечательная игра, а главное, она была рискованной, ведь стоит кому-то из ребят на минуту замешкаться — лёд проваливался. Однажды это случилось. И об этом моя маленькая история.

Ваня смотрел в окно и грустил, грусть вдруг навалилась и уж третий день на отпускала. А всему виной ангина. Вот угораздило же, именно ему, провалиться под лёд. Ну так он же не виноват, что упал, и уж точно не его вина, что оказался в самом низу под ребятами. Васька за ним бежал и, наверное, просто не успел отвернуть, ну, а остальные решили поиграть в малу кучу. Васька он здоровый, крепкий и накрыл Ваню плотно, не шевельнуться, а уж когда на него сверху пацаны друг за другом падали, то выбраться уже никак не мог, его просто продавили сквозь лёд.

Ваня вздохнул, вспомнил про ангину и от огорчения чуть не заплакал. Как же так-то? Ведь каникулы вот-вот закончатся, все на горке с утра, а ему только в окошко смотреть, молоком обжигаться. А мамка не понимает, говорит, букварь повторяй, летом мол нагуляешься. Но Ваня все равно больше любил зиму. А что лето, там и дней не сосчитать, летом и поболеть можно, времени вдоволь. Да и что летом? Ну конечно же речка и колхозный яблоневый сад, вот где раздолье, хоть и страшновато бывало, сторож дед Ермолин с берданки по ним сколько раз стрелял. Пацаны говорят солью, но кто его знает, дед то злой, может и дробью пальнуть. Ну, а зима совсем другое дело, и с горки на санках и на коньках на замершем ставке.

Да… — опять вздохнул Ваня, — вот и поиграли, и Натаха как накаркала, все следом шла, стращала, мол лёд тонкий не ходите, провалитесь. Ну вот же вредная девчонка, играла бы с подружками, так нет, все следом ходит. Ну и пусть. Ваня вспомнил, как первый раз её увидел.

Первый день в школе, первый урок, шум , гам, парты разбирают, ссорятся. Он сразу сел у окна, подальше от училки, и уже все равно, кто там с кем сядет. Ваське место возле себя занял и ждал. Вот тогда и подошла она, косички-грабли в стороны торчат, лицо в веснушках, хитрое такое и за щеки ухватила ладошками — залепетала: «ой какой хорошенький мальчик!» Чуть не опозорила, да шумно в классе — не услышал никто, а она хитро так глазом моргнула и к девочкам шептаться. Смотрят на него, хихикают. А я, что маленький, за щеки меня щипать, рассердился нахлынувшим воспоминаниям Ваня. Вот и ходит теперь за ним: то Ваня помоги портфель тяжёлый, то парту ей передвинуть. А пацаны заметили, дразнят. Ну да ладно, пусть дразнят, она хорошая, вот только водиться с девчонкой стыдно, пацан я или нет? 

Вот и в тот день, заметила, что мы с пацанами на ставок собрались и следом увязалась. И все про лёд тонкий талдычит, а того дура не понимает, что нам-то, тонкий и нужен, по прочному любой проедет, а ты сумей, когда он прогибается! Пришли мы к ставку, попробовали и правда в самый раз, только шаг сделаешь — паутиной туманится, и стреляет трещинами, вот же красота какая! 

По быстрому коньки к валенкам приторочили и погнали на перегонки, кто быстрее, а лёд вдогонку прогибается, вот-вот обвалится, но куда ему угнаться, и если бы камыша куст обломанный под конёк не попал, то и не было бы ничего. И то, упал и встал бы, делов-то! Но Васька, лоб здоровый следом пёр и на меня с размаху брякнулся, аж кости захрустели, ну а Володька за ним, вдруг решил в малу кучу поиграть, гад такой, а потом и остальные подтянулись. Им то, что, они сверху, а лёд, и не выдержал, обвалился. 

Наташка рассказывала потом, мол откатились пацаны от полыньи, а тебя и нету. Ох и кричала она, пол села сбежалось. А чего пугаться, мы у берега катались, там глубина по пояс не более, дно илистое по колено, вот в эту грязь я и увяз. Но я не слабак, вскочил и давай карабкаться, но лёд тонкий, ломается, уж и валенки потерял, и пацаны труханули, подойти им никак нельзя —проваливается. Хорошо берег рядом. Ох и замёрз тогда, промок, у самого берега Васька клюшку подал, вытащил.

Мать ругала конечно, и валенки жалко, так в тине там и утопли. Ну а я вот болею. Эх, а пацаны на горку пошли. За ставком, за греблей горка к ферме, говорят укатали, несёт с горки на километр, хвастался Васька. Заходил сегодня, друг же. Но быстро убежал, со мной говорит, а глазами все в окно, на греблю косит, так и убежал.

А вчера Наташка заходила, яблоки принесла, вкусные такие, наверное, нельзя мне пока, горло болит. И то, у неё папаня завгар, ни хухры-мухры, под ним все полуторки и трактора. Мамка говорит богатые они. А мы вишь бедные. Мы вдвоём с мамкой живём, папу и не видел никогда. Оттого и байстрюком дразнили поначалу, а как с Васькой подружился поутихли. Васька за меня кого хошь заломает, даже Витьку щербатого, хоть он и постарше, в третий класс ходит, а мы с Васькой только по первому году. 

Ох, грустно то как, тяжело вздыхал Ваня, наблюдая за снежинками за окном. Мама с утра на ферме, только вечером вернётся, поздно, после вечерней дойки. Говорит попьёшь молочка горячего, и ангина пройдёт. Так я уже третий день с молоком, а горло все равно болит. И от букваря тошнит: мама мыла раму, тьфу на него, вот пусть и моет, мне и так тошно. Ребята на горке, а я с ангиной. Опять вздохнул Ваня.

А ведь только санки с сарая достал недавно, кирпичем полозья от ржавчины целый день драил. И что теперь? Куда с ними? Скоро опять в школу, а там и зима закончится. Эх, невезучий я, опять вздыхал Ваня. А день уходил в вечер, и от этого обида на себя, на пацанов и даже на Натаху накатывала, даже слезу выдавливала. Им то хорошо на горке, а я тут болей. Но ещё обиднее было, что ещё один день каникул прошёл, и опять без него.

Мамка не скоро придёт, когда ещё та дойка вечерняя. А ему теперь и в окно смотреть не на что, темень и опять снег метёт. Ваня слез со скамейки и пошёл к печке, надо к приходу мамы растопить, ужин разогреть, да и дом уж поостыл за день. 

+5
02:40
603
09:36
+1
Ух ты! Какая атмосферная история! Да ещё и от лица заболевшего мальчика! Славно! thumbsup
21:41
+1
Спасибо, Светлана.
22:11
+1
Хорошая, жизненная история. Меня вот так, посадили под арест из-за кори… Скукотищ-щ-а!!! Один в один и зависть и переживания… bravo
Может, стоит разбить текст на абзацы, чтобы сделать более читабельным?
21:40 (отредактировано)
+1
Вы правы, исправил.
На мой взгляд, вступление слишком затянулось. Да и со льдом непонятка — зимние каникулы начинаются в конце декабря, а у Вас речка ещё не замёрзла unknownА ещё помню в детстве (я вырос рядом с водохранилищем) ходили мы на тонкий лёд — такого страха натерпелись, и нифига он сеточкой трещинки не делает! Если трещина пошла — шуму столько а страху ещё больше wonderа у Вас они НА КОНЬКАХ бегают noв общем с речкой перебор — пусть бы ото себе на горке катались да в снежки игрались (имхо)
23:18
+2
Согласен, вступление немного затянуто, но ведь это не классический рассказ ― миниатюра-воспоминание, тут другие законы построения текста. Сюжета как такового нет, не ставилась задача описать событие, только то что в памяти, впечатления детства. Я и сам не знаю как надо было строить эту миниатюру, все по наитию. Вам спасибо.
23:23
+2
Да, по сеточке я бы поспорил, когда подо льдом много водных растений, камыш и прочее и они частично вмерзают в лёд, то трещина рассыпается мелкой паутиной. И ещё на мелководье, та же история, никаких трещин — стопудовая паутина. Мы так часто развлекались и я запомнил, а вот на глубине, где чистая вода, там да, мощные трещины.
23:35
+1
это не придуманная история, именно так, наперегонки с трескающимся льдом, мы и катались. У нас в детстве было много рискованных игр, возможно я напишу о них. К примеру полеты с деревьев, для этого нужно забраться на верхушку тонкого и высокого дерева, а потом удерживая верхушку руками прыгаете в сторону от дерева, оно сгибается и вы эти 5-6 метров испытываете чувство полета. Бывало путаешь дерево и вместо гибкого выбираешь хрупкое, оно ломается и летишь уже по настоящему, и очень больно падаешь. Как то я так упал и потом лет десять болело в солнечном сплетении. А еще мы играли в игру на железной дороге: выходишь на колею когда до поезда метров сто не более ( чтобы машинист не успел тормознуть) и стоишь сколько можешь, поезд несется, ревет сигналом а ты стоишь, пацаны оценивают, потом отпрыгиваешь. Вот это была игра, а прогибающийся лед это для малолеток.
00:03 (отредактировано)
+1
Я думал над этим пока ехал домой. Я бы сделал так: небольшое вступление о зимних каникулах а потом уже собственно сам рассказ о Ване который заболел (вовсе не обязательно указывать причину болезни) и лишён такой радости. А дальше пошло описание всего чего он лишён: горки, санки, снежки и т.д. то-есть Ваню ввести в рассказ немного раньше. Но это всё конечно иоя имхошка )))
Возможно… У нас заболоченных местностей практически не было unknown
Весёлые забавы crazy
22:26
+3
«короткие и от того ещё более ценные» — оттого
«глотнуть морозного воздуха да, покидаться снежками» — зпт не надо
«Каникулы зимой это долгожданная сказка» — «Каникулы зимой — это долгожданная сказка»
«каждую минуту светового дня, были там» — зпт не надо
«у обрывистого берега замёрзшей реки, ребятня с криками» — зпт не надо
«Громко и шумно, спускались-скатывались на укатанную греблю, переполненные детворой санки» — запятые не нужны
«вереницей поднимались, скользили, падали, скатывались и опять упрямо взбирались на самый верх. А там, начиналось главное — спуск, когда ветер свистит в ушах и от снежной пыли не видно, что там внизу. Громко и шумно, спускались-скатывались на укатанную греблю, переполненные детворой санки.

Редко кто спускался один, и это уже был особый шик: не сидеть, а лежать и, выставленными перед собой руками, направлять движение санок. Это был не спуск, это был полет! Горка укатана до гладкого льда и санки с одним наездником набирали немыслимую для нас пацанов скорость. Нам казалось, что это полет в снежных облаках. Но санок мало, а желающих прокатиться много и только в конце дня, когда вечер зажигал редкие фонари у сельсовета, мы мокрые, залепленные снегом, собирались расходиться по домам и тогда на последний спуск поднимались обладатели санок и начиналось главное — полёты.» — слишком много повторов: «спуск», «спускались», «спускался», «спуск»; «скатывались», «скатывались», «укатана», «прокатиться»; «полет», «полет», «полеты»…

Дальше разбирать нет времени, но там по тексту очень много где повторы и запятых лишних наляпано… Кроме того, зря вы в течение текста переходите с первого лица на третье. Например: «пришли мы к ставку, попробовали» и «Ваня слез со скамейки и пошёл к печке». В общем, рассказ еще чистить надо.
23:19
Спасибо, буду думать.
09:17
+1
Первое предложение стоит бы разбить на несколько… Иначе вот что: «каждый день на вес золота; и что им метель» — дням? Обычно местоимение ассоциируется с последним употреблявшимся в предложении существительным. Да и вообще неплохо бы публикацию отложить на время и после вычитать свежим взглядом: сразу бросаются в глаза ляпы типа «Это счастливое время никогда не уйдёт из моей памяти. Там были и ссоры, и драки» — получается, счастье в драках да ссорах… Или вот ещё, о риске: «ведь стоит кому-то из ребят на минуту замешкаться — лёд проваливался», и тут же вдруг «ну, а остальные решили поиграть в малу кучу» — это на льду-то, по которому только что бегали, не решаясь остановиться?
Много неверно расставленных запятых. Есть и иные грамматические неточности (пример «на перегонки»). Но не это главное.
А вот, как говорится, моё ИМХО: атмосферно-то атмосферно, но какой-то идеи я в тексте не усмотрел. В чём изюминка, которая заставила бы меня рассказ запомнить? Обдумать? Или ещё раз с наслаждением перечитать? А вот нету её. То есть – для меня нет, отсутствует. Кому-то, может, к сердцу, а мне вот мимо. Но тут вина с автором у нас на двоих. Ведь выписан быт! Казалось бы, чего тебе ещё? Достоверности? Тот же лёд – а ведь он становится в разное время, есть такие широты, где и в декабре, к каникулам. Конечно, на стоячей воде не на проточной, но всё же. Трещины по нему со звуком – и такое бывает, я и сам на первые зимние рыбалки хаживал, знаю. Тем более, что вмёрзшие речные растения играют роль своеобразной арматуры.
А вот общее направление рассказа верное. Пожелаю автору лишь отражать свой житейский опыт в чуть более интересной и захватывающей форме. Удачи!
17:47
Спасибо, Федорович, вы правы, рассказ сыроват.
Лаконично.
00:02
Живенько!
Комментарий удален
02:07
+1
Чет я вас не понял. Какое отношение имеет ньюавтор к этому рассказу?
14:54
Уважаемый… Отключите у меня свои комменты с какими то блюдами. Уже надоели.
16:01
Где, уважаемый?
Загрузка...
Светлана Ледовская