Лисье
Автор:
Саня Лисицына
Текст:
Белые лисы спасают своих лисят,
Роют глубокие норы до льда, до бездны.
Но лисьи дети туда нырять не хотят,
Тут на свету привольнее и интересней.
Лисы тоскуют, ведь на исходе февраль,
Белое стает - так беспощадны вёсны.
Жадной планете пушистых лисят не жаль,
Не охлаждается солнце молитвой слёзной.
Глупые дети отгрызли уже хвосты,
Учат тайком жестоких существ наречье.
Планы у них заветны и очень просты:
Встать в полный рост на задние, по-человечьи.
Странные сны приходят в конце зимы,
Что позабыт этот мир - фальшивый и грубый,
Белым лисёнком лечу в ледяные миры...
Но просыпаюсь от поцелуя в губы.
А вот содержание вызвало тёплый отклик в душе! Необычно об обычном.
Учитесь читать тонику, ну стыдно не уметь такое в лит. клубе)
И спасибо за тепло)
Как-это не хотите?! Я хорей намедни приносила! Туть: litclubbs.ru/articles/26766-travnoe.html Вот!
А вообще вы правы отчасти, в силлабо-тонике мне давно тесно, чистыми хореямбами я развлекаюсь или блицы пишу, а вот для внутреннего раскрытия мне нужна тоника.
Буду вас тут мучить акцентниками всякими, ну хоть для разнообразия)
Особенно я
Для меня прелесть поэзии в чёткости ритмического рисунка. Меня это удивляет, а удивляться я люблю.
Это чудо — когда всё ударения в порядке, все строчки заканчиваются созвучно, и смысл есть! Кроме того, это для меня незыблемое правило. Типа «жи-ши». Для меня здесь написано «жы».
Я считаю, что красота поэзии наполовину в звучании. Вторая половина — в образах, но первая главнее. Для меня лучше, если пустое, но лучше звучит. Когда-то я увлекался звуком. Усоложнял задачу. Экспериментировал с аллмтерацией, моноримом, анаграммой, тавтограммой и пр. Долго мучился, пока не понял, что это тупиковый путь. Путь от поэзии к маиематике. Чересчур хорошо — уже плохо
Но тонику не понимаю. Я с ней и практически не сталкивался. Это обман. Вот верлибр — не обман. Он сразу чётко объясняет — не ищи здесь порядка, ищи только поэзию. А здесь начинается нормально, красивый ритм, нормальное стихотворение. А в третьей строчке сбой. Дальше опять какое-то время нормально. Но ненадолго.
И всё. Для меня это не стихи, потому что я не понимаю, почему автор две строчки написал красиво, а потом поставил кляксу. Хочешь в тонике — пиши в тонике. А не в полусиллабо-тонике. Не обманывай ожиданий. Не губи красоту, в конце концов.
Тесно в силлабике? Вполне могу это понять. Мне тоже тесно. Мне тоже метры жмут в плечах и не дают свободу смыслу. Но я лично не успокоюсь, пока не втисну смысл в рамки, потому что «жи-ши». И если выбирать, что подвинуть, смысл или рамки, я выберу смысл.
— Это от лукавого. Этого не надо. В этом нет творчества, физкультура одна.
Поэзия тогда поэзия, когда приходит цельно, единым полотном, не важно в какой системе.
Попробуйте прочесть этот текст заново, но (!) представьте, что это проза, как прозу и читайте.
Вы научитесь, ну уж скоро я здесь)
У вас нет выхода)
Но я ещё поупражняюсь в остроумии.
Я не могу читать это как прозу, потому что оно начинается как стихи. Это тоника — заявляет автор. А… Да? А выглядит как неумение писать стихи.
Как я должен отличать тонику от неумения? По каким признакам? Тогда неумелые стихи некоторых здешних авторов — сплошь тоника.
Имеет ли автор право на своё «жы»? Почему нет? Если он пишет по-белорусски. Но странно, что ты пишешь по-белорусски диктант в пятом классе МБОУ СОШ номер 67 г. Челябинска.
Если мне попадётся что-то подобное на конкурсе, я не дам высокую оценку. Я не знаю, тоника это или неумение писать стихи. На них ленточка с надписью «Тоника» не повязана. Но даже если бы и повязана. Если я понимаю, что это тоника, как я должен сравнивать с другими работами? Допустим, я вижу, что образность на высоте, смысл глубокий и т.д., но ритм виляет, как у собаки хвост. Тогда я скажу, что автор сжульничал. Пока другие потели над ритмом, он обогнал их по смыслу. Велосипедист придёт к финишу быстрее бегуна, но можно ли засчитать ему победу?
Это здесь мы можем рассказывать, что это тоника и все дела, а читатель, простой читатель типа меня, наткнётся на такое в сети и закроет на третьей строчке. Как я закрываю рассказы после третьей ошибки. Мне уже неважно, что будет дальше, насколько гениален смысл. Автор не умеет писать по-русски, а я не умею не по-русски читать.
Поэтому главный вопрос: как отличить тонику от неумения писать стихи?
Вот да. Хороший вопрос.
Ну, совсем уж неумение, конечно отличить несложно. А вот отличить тонический от местами сбоящего, если автор не пришел и не сказал «так надо, это мой стиль» — тоже не представляю. В анонимном конкурсе или дуэли при прочих равных мой голос ушел бы работе с четкой ритмической структурой. Ведь читать стихи, представляя, что это проза как-то… странно? )
При нежелании учиться читать тонику, никак.
Можно конечно забить, если не жалко потерять при этом огромны пласт классической поэзии и 80% современной сетературы.
Если то, что не можете прочесть вы, с легкостью читают другие, нигде не спотыкаясь, стоит ли пенять на текст?
Учитывая, что 90% сетературы — макулатура, не так уж трагично выглядит потеря 80-ти процентов из 90.
Но главное я понял - Однако учиться, конечно, не помешает. Может, пригадицца.
Мне реально бывает стыдно, если не хватает знаний оценить работу на каком-нибудь конкурсе, куда меня пригласят. То есть я понимаю, что автор меня на голову выше, при этом я почему-то судья, а он конкурсант.
Тонику в культуре с богатой силлабо-тонической традицией можно отличить в одном случае — если у читателя даже мысли не возникнет, что это силлабо-тоника. То есть автор должен конкретно и намеренно, с первых двух строк, дать понять, что он не следует силлабо-тонике. Это возможно.
Проблема же этого стихотворения в том, что первые две строки принципиально ритмичны — это чёткий пятистопный дактиль с выпадом безударного в последней стопе. И это — силлабо-тоника. Всё. Точка. и если бы здесь не было автора, ни про какую тонику мы даже не говорили бы. Никто. Не зачем.
Автор никому ничего не должен.
Ага. Есенину, например, это скажите.
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Тогда пишите в стол.
А смысл в авторитеты тыкать? Кто мне ваш Есенин? Почему он вдруг непогрешим? Приведите мне Есенина, я скажу ему, что если бы он подумал над последней строчкой чуть больше, вышло бы лучше.
Авторитеты, на то и авторитеты, чтобы в них «тыкать», ну или равняться, что благозвучнее и правильнее.
Есенин вам не авторитет, ну тогда мое любимое:
Ночь, одержимая белизной
кожи. От ветреной резеды,
ставень царапающей, до резной,
мелко вздрагивающей звезды…
С Бродским-то хоть у вас, надеюсь, норм отношения?)
Вообще.
Никто.
Не авторитет.
Аргументами могут являться факты и только факты, но никак не имена.
Но если уж разбирать этот пример, то ситуация ровно та же. Сбой в четвёртой строке. И да — тоже вполне исправимый. Но в данном случае ситуация получше, в слове «вздрагивающей» слог без проблем можно проглотить при чтении.
Конкретный факт, например — это наличие сбоев в приведённых вами примерах. И это не моё авторитетное мнение, это голая математика.
Вы же не думаете, что эти уважаемые люди не были знакомы с математикой тоже?
Ведите)
Сначала непонятно, что тоника, поэтому однозначно слышится сбои. Однозначно, потому что они есть в той системе, которую автор позиционирует вначале.
Да, потом можно, поразмыслив, их простить. Они не исчезнут, просто станут вписываться в правила. Как отсутствие правил в верлибре.
Короче, нет ответа.
Пример классиков тоже его не даёт. Для меня они не авторитеты. Да я их и не читаю практически. А если прочитаю, то скажу то же самое — зачем сбои? Да, красиво, образно, здорово, но сбои портят. Я никогда не поверю, что со сбоями красивее. По мне, классик просто схалявил. И, наверное, ему можно. Он мэтр. А мне нельзя. Потому что я сам же себя и засмею.
Нет, проблема не во мне. Проблема как раз в «подавляющем большинстве». Их устраивают сбои, меня нет. Их не волнуют, меня волнуют. Они не считают, что портит, я считаю. Вот и вся разница.
А кто больший эстет — ещё вопрос.
Соболезную(
Кстати, ни одна из моих не является грамматической /надеюсь вы в курсе, что это такое/, а вот ваши, в памфлетике этом, грамматические — все. Фи!
Если уже переходите на личности, то хоть делайте это элегантней, а то толсто так-то;)
Рифма на двух созвучных гласных с синхронным ударение — это богатая рифма, до тошноты богатая. Как ее можно не услышать?
Красивой ее не назовешь, это да, но в остальном претензии не принимаются.
Если туда еще и согласную одинаковую впихнуть — это уже не богатая, а безобразно богатая будет, таких я избегаю старательно, чай не детский сад. красоты поэзии такие рифмы-топоры не дают, как минимум, бо дилетантский подход вообще ничего украсить не может
А кто сказал, что я успешно избегаю?
Не получается. Лезуть и лезуть(
А вообще я говорю про конкретную рифмопару зимы-миры, где и так слова — одна часть речи, две гласные в созвучие и любое усиление сделает только хуже.
Красивый ассонанс — дорого стоит, не стоит обесценивать.
Действительно «ветер» — порывист)
Вы сами себе противоречили и сами себя убедили)
:
справились без меня)
Спасибо что читаете, мне приятно)
Ответь нам, друг любезный,
матёрый, хитрый лис:
какой нам прок от бездны?
ты сам туда вались))
но нервы теребя,
ты часто смотришь в бездну —
она глядит в тебя
глазел во все места,
а ей виднелась бедной
в желудке пустота))
мораль из первых уст:
наполовину полон
наполовину пуст
та, где с черепушкой не лады.
эх, полным-полна моя коробушка
всякой чепухи и ерунды))
зернышки с ладошечки клюя,
ей подсыпли ассонансов-крошечек,
а не то покоя нет совсем))))
Только лисята в норы нырять не хотят…
:) а пробуждение правильное.
Странно, что стих обсуждался только с технической стороны.
Кажется вы первый, кто, за нарочитой лёгкостью и пушистостью стихо, разглядел заложенный смысл.
Умейте посмеяться над собой))
А… поняла. Каменты)