Саня Чёрт. 1 Конвойный отряд

Автор:
agerise
Саня Чёрт. 1 Конвойный отряд
Текст:

– Вернётся с полевых Саня Чёрт, проведёт те мастер-класс! Чего лыбитесь, правильно говорю?

Ноябрь, тучи, смог – небо приплюснуло тюремную зону. Шахтовая подземная тюрьма отапливается углём. С холма она выглядит как дымный провал, опоясанный пятью кругами красноватой сплошной подсветки.

– Санёк? Не откажет… Он до-обрый…

Ветрище со всех сторон атаковал кузов грузовика, крутил пыль, гнал следом за колючку, дым разворачивал обратно к трубе. Высоко над ней проплывал узкий разрыв между тучами, синеватый как шрам на продрогшем теле. Холодина отступала по мере спуска к шлагбауму, в отличие от тревоги.

– Что есть, то есть: Саша – природный чертяка…

Чем ближе проходная, тем слабей палёный запах, сушащий нёбо. За вертушкой гарь и темень пропадали, как инъекция в крови.

– Не понял… Кто-то засомневался, что Санька – всем чертям чёрт?

Порывы ветра то за шкирку, то в лицо: «Стой, куда прёшься? Беги, беги». Как это ни глупо, а было искушение…

После всех тычков близким локтем и надёжным плечом, перечисления товарищами всех памятных им гауптвахт и карцеров, сержант поднапрягся, учуял нехорошее и бросил в общую копилку:

– Отбой паниковать, до конца года ещё целый декабрь. Справишься. Ребята правильно говорят, вернётся Саня Чертогий, покажет тебе класс.

Саня вернулся и показал.

Месяц прошёл, а как вчера:

– Манраж? Время тю-тю? На календарь надо было смотреть, Малёк, не только на часы до обеда! Вырулим, не дребезжи.

Малёк, лейтенант конвоя едва не упустил заключённого. Не в смысле побега, а том смысле, что перед концом срока не спровоцировал на этот самый побег, не добил, короче. Из особой тюрьмы ПрИсп1-4ТГЗ (четвёртый горизонт залегания) выход предусматривался один единственный: через этот самый четвёртый горизонт – крематорий. Через верх – по милости столичных господ и никак иначе.

Виноват был не Малёк, а надзиратели предыдущих двух ярусов. Раньше надо было добивать, и по правилам, но подопечного не просто так назвали: герр Герой, этнический немец – Константин Кёлер… Подпольщик, мечтатель и практик, создатель альтернативной криптовалюты, он такое выдержал за девять лет, что на финишную прямую вышел прозрачным-хрустальным. Мельче эти осколки ломать было уже некуда. Страха в нём ноль и ненависти тоже, осталось лишь тихое ожидание.

«Не в личных качествах дело! У меня тупо не хватает квалификации. Я чего-то не улавливаю во всём этом… На третьем ярусе пытки запрещены, с подсадным ничего не вытанцовывалось, там строгач – одиночки. Что я-то мог сделать, когда настолько полная изоляция, что и надзирателей как таковых нет. Конвой приводит, конвой уводит, оформляет, контролирует почту, я его перевёл… Ну, и? С чего бы ему вдруг признавать вину или вешаться? Есть люди, на них третий ярус и рассчитан, для которых изоляция – хуже смерти, только Гергерой определённо не из их числа. Какие варианты? Несчастный случай?»

Тот, кто устраивает несчастный случай, подставляется не по-детски. Скрыть это невозможно, а дальше русская рулетка. Начальство может сквозь пальцы посмотреть, может поощрить, а может и без слова пустить в расход.

Умыть руки – худший вариант из всех. Политический выходит в чистую, и какой экзекуцией обернётся это для всего гарнизона, думать не охота.

Новогодние мероприятия исчерпались. Завтра будний день.

Глаза в пол, руки в колени. Пустая казарма. Часовая стрелка – на второй… на третий круг. Под двускатной крышей стометрового ангара гулкая тишина. Малёк сидит на бывшей своей койке. Гирлянды ещё не сняли, мерцают.

«С тех пор так и висят… Убрать пора! Мысли мыслишки, тупиковый тупик. Не понимаю: всё так долго тянулось и так быстро закончилось? Прямо вдруг, осознать не успеваешь. Может и не надо, раз всё уже? Я никому не должен, общее дело делали. Общее моё. Бред. Это я тупик. Чего я здесь торчу? Кто на кывыене, кто на клубняке, я как не пойми что. Ребята подумают, что я диверсию провожу под шумок, под праздники, что я засланный какой-нибудь…»

Он уже не «малёк», и комната у него в январе появилась своя отдельная, хоть женись, но кличка осталась.

«Это из-за того, что я расспрашивал много, – безразлично подумал он, – лучше бы самому приглядываться».

Саню Чёрта в гарнизоне тоже одного так звали, хотя все служаки – черти.

«Почему ты сразу к нему не обратился? Не знаю… А должен был? Потому что Саня – безопасник, он – по технике, а с камерой там не имелось проблем. Он из другого подразделения. Он по званию старше. Не в этом дело… А в том, что Саня – чёрт! Хребет сломать, как бы тьфу для него, плёвое дело. Например, идейному, рогом упёртому фанатику. Чёрт его перекусил и сплюнул. Такой своего брата схарчит, не заметит».

С чего бы? И где справедливость? Ведь мастер-класс заключался, собственно, в том, что Саня Чёрт сделал за Малька его работу.

«Подразделение не расформировали благодаря ему, а это меньшее, что нам грозило. Но какой же заносчивый он тип… неприятный!»

Ерунда полная. Саня вообще средний, без выпендрёжа. Ну, может быть, рукава не по уставу закатаны. Видок скучающий, это подбешивает, да и то зря: как сослуживец Чёрт лёгок в общении, отзывчив и очень прост.

+1
00:05
748
01:56
+1
Эх, вычитки не хватает. Но интересно.
03:15
+1
ист Ок, вычитки здесь чуть больше чем дофига. Замученный текст — тоже не гуд, как и замученный рисунок, к примеру. К тому же я практически никогда не правлю выложенное, но в порядке исключения и камертона, спрошу. Давайте попробуем: где именно? В чём конкретно проявляется нехватка вычитки с Вашей точки зрения? Может быть, проявится разница между субъективным замыленным взглядом и банальной вкусовщиной, если, конечно, речь о стиле, а не орфографии и авторской пунктуации.
11:45
+1
Орфография и пунктуация. Да. Коррекция! Не игнорируйте этот момент никогда! Продукт должен быть качественным и должен быть качественно оформлен — это закон. Продвигать некачественно оформленный продукт пипец как сложно. (Это не заменяет качественную суть — идею продукта, но имеет важное значение).
Цепляется внимание. Читатель (я) останавливается и пытается понять конструкцию предложения. Вот этого бы не стоит делать. Потому что мешает создавать картинку происходящего в истории. Отвлекает.
Ритм обрывистый и рваный с умыслом сделан, это понятно. Антураж чтобы создать. Эмоциональный фон. В нескольких местах, я бы подумал об акцентах.
Пример:
"… Холодина отступала по мере спуска к шлагбауму, в отличие от тревоги..."
Тут тревога теряется.
Как появляется картинка? Звучит начало предложения:… холодина отступала по мере спуска к шлагбауму…
Холодина отступала (уменьшение чего-то, что вокруг читателя)
… по мере спуска… (наклонная поверхность вниз)
… к шлагбауму… (граница спуска)
Тут вроде всё ок…
… в отличие от тревоги.
Бах. Внутреннее восприятие, которое сравнивается с внешним.
Я останавливаюсь и пытаюсь это ощутить, удерживая всю картинку… Остановка. Выпал из текста. Я пытаюсь сравнить холодину с тревогой, потому что там есть отличия… (в отличии от тревоги). Автор просит как бы найти «отличия» — указывает, что они там есть. Не буквально, но так обозначается. Понимаете? Разум пытается разобраться, а про какие отличия идёт тут речь. Находит. Понимает. Но на это тратится время и внимание.

А если бы так звучало (как вариант):
… По мере приближения к шлагбауму, холодина отступала, тревога усиливалась.
Видите? Мы хотели читателя заставить чуть напрячься… Те же слова, а результат другой.
Как-то так. :)
13:26
Спасибо, что не поленились написать) Вы подтвердили все мои подозрения, а то некотрые регулярно путают положительное, дофаминовое подкрепление для автора с пользой для автора)
.
Ещё раз (не про блошек) вычитки у меня всегда ровно столько, сколько нужно. Построение предложений именно такое, как я счёл нужным.
.
А общая ситуация русской литературе, не говоря уже про сетературу — глубоко ужасающе провинциальна, предполагая гладкий текст с динамичным сюжетом. Для детей или папуасов. Но литература это не больше про развлечение, чем про рекламу и политические агитки. И уж точно не «продвижение товара»! Исскуство, это про усложнение, перетасовку, переосмысление, про накопление в динамике. Восприятие искусства — это способ внутреннего роста. Мы не хотели заставить читателя «чуть напрячься», как советует эта ваша (типичная и отвратительная, пардон, обезличивающая) редактура единственного предложения. Мы хотели и хотим идти дальше предшественников рядом с равными себе, а не катиться по наклонной рядом с быстро устающими.
.
На самом деле причина в том, что у большинства нет внутреннего слуха и привычки к медленному чтению. Внутри предложения они не улавливают изменение тембра: это от автора, а через запятую само предложние уже переходитк интонации от первого лица. Это ни нагромождениями объяснений, ни упрощением не лечится. У читателя слух либо есть либо нет, вкусы совпадают либо нет. А обезличивание и упрощение — зло. Лучше в супермаркет прогуляться, там всё просто)
.
Ещё раз спасибо за отклик, безусловно полезный и наглядный.
13:38
+2
Пожалуйста.
Не думал, что позиция настолько принципиальна.
Дети, папуасы, отвратительная корректура…
Я просто попытался поделиться личным восприятием и впечатлением от текста.
Нет, так нет.
Забыл там, выше написать вот это вот ИМХО.
Сорян.
22:12
+1
О, я не хотел Вас обидеть!
Позиция — в высшей степени принципиальная! и тем более серьёзная, что текст-то Вы чувствуете хорошо, а оцениваете момент логического скачка, например, отката — как раздражающий, негативный.
.
Принцип в чём: в общей тенденции. Когда она победит, возникнет петиция: «Хватит издеваться над людьми — продавайте кроссворды сразу с заполненными клеточками».
.
Я с Вами поделюсь зато чисто личным, хочу проиллюстирировать свою ненависть к унификации стиля. За всё время проведённое в рунете в литературном плане у меня были два любимчика, даже так — две великих любови) И они не входят в круг моих френдов, ну, вот совсем, они абсолютно безумны. Необходимо было прочитать их комменты другим людям, чтоб понять постмодерн как — Уровень. До эрудиции одного из них мне, как до луны пешком) Поэтому редактура, сводимая к приглаживанию — абсолютное зло, те бриллианты она бы просто стёрла. Ни дети, ни озлобленные редакторы (-ши) не должны касаться свежих авторов, пусть новички остаются безумными.
С симпатией.
Пы. Сы. Только после десятой главы, суммарно мне было бы интересно от Вас услышать: стоило читатать или нет. Стоил раз в день щёлкать на главу? Да или нет? Сравнить свой взгляд на тему и послевкусие с Вашими. Послевкусие это важно, оно может и даже обязано быть вкусовщиной (масло масляное)). Мне, например, бета говорит: нахера такое писать? И я понимаю его, я абсолютно согласен, а чувствую: надо такое писать, вот.
23:26
Ясно.
Насчёт «да-нет» пообещать не смогу. Время и обстоятельства…
23:58
Ясно)
То-то и оно, а с вычиткой автор разбирается сам, это его дело.
Загрузка...
Алексей Ханыкин

Другие публикации