Нож в себе

Хороший нож — вещь.
Без хорошего ножа хорошего резчика не выйдет. Можно, конечно, тупым обломком кромсать, а рукоять в гнилую кожу заматывать. Но от такой резьбы добра ждать не следует. И ничего ждать не следует — на всякий случай.
У Тахина отличный нож. Сам железо добывал, сам форму задавал, сам точил, сам к ладони прилаживал. Лезвие из металла, семь раз сложенного, семь раз прокованного, семь раз закалённого. Рукоять из шершавой кости: в пальцах не скользит, грязь не держит. Нож резчика — мост между ним и его работой. А по надёжному мосту и идти легче.
Говорят, есть резчики, что совсем без ножа обходятся. Ну как говорят: улыбаются да подмигивают. Мол, какой без ножа резчик? Не бывает таких, кроме как в сказках. А Тахин точно знает: бывают. Точнее, есть — один. Великий Оо-хе, что самого Тахина всему научил. Ему ничего не нужно, он — нож в себе. Разве что за работу берётся редко. Только если работа предстоит такая, какую никто более не потянет.
Тахин мечтает, что однажды сам станет великим, как Оо-хе. Правда, не раскрывает учитель главного секрета. Рано, мол, да опасно. И потому опасно, что рано.
Но Тахин и так хороший резчик. Хороших резчиков тоже мало, хорошего резчика ищут и зовут. А тут и звать не пришлось: сам пришёл. Услышал и не смог пройти мимо.
Хануль парень вроде неплохой, но пустой. С охоты приходит без добычи, с рыбалки без улова. Песен в Долгую Ночь не поёт, девушек не обнимает. Чем живёт — непонятно. Вроде как и не нужно ему ничего, выходит. И сам он никому не нужен.
А тут слёг Хануль. Горячий, словно горшок в очаге, мокрый, словно снег на солнце. Лежит, трясётся, руками слабо подёргивает — будто гнуса отгоняет. Глаз не открывает, не ест и не пьёт. Сгорает, как звериный жир на фитиле.
Тогда и пришёл Тахин. Первым делом разогнал лишних и лишнее с Хануля снял. Огонь в очаге пожарче развёл, травы в горшок побросал, корешки да мох в ладонях растёр. Под веки Ханулю заглянул, ступни ощупал, живот помял. Потом достал из торбы нож, в семь шкурок замотанный, и принялся за работу.
Хорошее дерево достать нелегко. За хорошим деревом надо подальше идти — половину Долгого Дня в один край, половину обратно. Зато хорошее дерево крепкое, словно кость, а режется мягче и форму принимает охотнее. Для работы самое то.
Вырезал из кусочка дерева Тахин фигурку. Положил рядом с Ханулем, прикрыл один глаз: похож. Такой же белый, бесформенный, нелепый да ненужный. Это хорошо: форма и суть связаны, и чем точнее первая — тем проще к последней подобраться. Ведь даже добрый мост не поможет, если берега не нащупать.
Уколол Тахин палец Хануля, помазал каплей крови голову фигурки. Уколол и себя, помазал вокруг. И точку поставил на животе, где пупок прорезан. Каждый ведь знает: жизнь в человека до родов втекает через живот. А после родов резчика зовут — обратный поток закрыть и запечатать, чтобы жизнь в новорожденном удержалась.
Взял нож Тахин в обе руки, примерился — и резанул рядом с фигуркой. Вернее, хотел резануть. Застрял нож прямо в воздухе. Нахмурился Тахин, резанул с другой стороны. И опять не идёт, будто не пускает лезвие что-то. Или кто-то.
Тахин снова глаз прикрыл, вторым по сторонам зыркает — ну как проявится помеха? Но только Хануль застонал, засуетился, руками шибче задёргал. Значит, кто-то. Значит, не видит Тахин кого-то, но тому не по нраву нож в руках Тахина.
Рассердился Тахин. Положил нож к огню, прокалил кромку — да и резанул себя поперёк ладони, сложив её лодочкой. А как крови набралось, плеснул перед собой и лезвием ткнул вослед.
Застыла в воздухе кровавая тропа на Ту Сторону, как полагается. Вот только нож опять на преграду наткнулся, чуть не вылетел из руки Тахина. А если резчик нож во время работы выронит — то знак дурной. Либо сила резчика убыла, либо работа не по плечу, и надо срочно замену себе искать.
А Хануль ещё сильней побелел. Уже не дёргается даже, не стонет почти. Мочки ушей прозрачные, кончики пальцев прозрачные, колени прозрачные: уходит Хануль. Та Сторона своё забирать пришла.
Тахин молча ладонь в горшок с травами сунул, зачерпнул, отпил из горсти. Рану обратным резом закрыл, кровь с воздуха стёр. Потом стал на колени перед Ханулем, опустился на пятки, глаза прикрыл. И вонзил нож в собственную грудь.
Та Сторона — она всегда изнутри начинается. Резчики краткие пути знают, срезать могут. Но когда ничего не помогает — приходится долгой дорогой следовать, как всем.
Открыл глаза Тахин, улыбнулся Той Стороне. Встал и пошёл: от него до Хануля теперь целая жизнь пролегла. Но через нож из сердца сила шибче уходит, потому идти надо быстрей — обогнать да успеть.
Спешил Тахин, старался. Только всё равно долгую дорогу не зря долгой называют. Почти вся кровь по ножу стекла, почти вся сила резчика истощилась. Хоть краткий путь ищи да срезай обратно, пока сам не закончился. Та Сторона отпустит, держать не станет. Но не таков Тахин: сильный, гордый. Упрямый.
И переупрямил. Дошёл до Хануля, чуть сам не упал рядом же. Нож не дал: шевельнулся в груди, напомнил, зачем шли. Смотрит Тахин — а на тустороннем Хануле словно огромный гнус сидит. Хоботком в грудь впился и серое своё брюшко алым накачивает. Значит, не просто так парень отмахивался: чуял, видел, знал.
И смотрит Тахин снова — не гнус это, а великий Оо-хе. Сидит, тянет жизнь из Хануля, а на Тахина глядит печально. Вот оно как всё вышло, вот как обернулось.
Закричал тогда Тахин, мол, как же так? Ведь резчики для того и есть, чтобы людей от Той Стороны отрезать, если время ещё не пришло. Не вредить, а спасать, не мучать, а оберегать. Ведь сам Оо-хе тому учил, наставлял и запоминать требовал, как собственное имя. А выходит, врал.
Вздохнул тогда Оо-хе и показал на собственную грудь. Опять смотрит Тахин — а в груди Оо-хе нож ворочается. Совсем как у него самого.
И рассказал Оо-хе: он тоже упрямый был, тоже долгой дорогой однажды пошёл. И едва не остался по Ту Сторону, если б не догадался: есть люди, которых стоит спасать, а есть другие. Пустые, нелепые да ненужные. С охоты приходят без добычи, с рыбалки без улова. Песен в Долгую Ночь не поют, девушек не обнимают. Зачем живут — непонятно. Но Оо-хе понял. И напоил нож в себе не своей кровью, а чужой.
После такого вернулась к нему сила резчика — и даже прибыла. Ведь теперь Оо-хе сам стал мостом на Ту Сторону, сам в себя нож принял, сам смог резать. А пустых людей много. Пусть хоть так пользу приносят.
Помолчал Тахин, чувствуя, как слабеют ноги и пальцы холодеют. Стал на колени перед Оо-хе, опустился на пятки, глаза прикрыл. Быстро выдернул оба ножа, бросил в разные стороны и обнял своего учителя крепко, грудь к груди.
Оо-хе закричал. Крик его, грому подобный вначале, всё тише становился да тоньше. Обратился он гнусом и пронзил хоботком шею Тахина. Только Тахин объятий не разжал. Кровь его наполняла Оо-хе, а кровь Оо-хе вливалась в рану Тахина, и замыкался круг неразрывно.
Так и застыли оба на Той Стороне, став единым.
А Хануль очнулся, пришёл в себя, попросил воды, ягод пожевал. Рассказал, что видел и что запомнил. Не поверили ему люди: мало ли чего по Ту Сторону привидеться может. О ней лишь резчики верное знают, да и те всей правды не говорят. И правильно делают.
Тахин, же, мол, просто ушёл, закончив работу. И великий Оо-хе ушёл. Мало ли других дел у хороших резчиков? Кое-кто, правда, ворчал: бросили резчики свой народ. Как теперь рождаться, жить да помирать в срок? Нехорошо вышло, нехорошо обернулось.
И некоторые пытались искать брошенные ножи, о которых Хануль рассказывал. Но их отговаривали. А кого отговорить не получалось — тумаками вразумляли.
Потому что от брошенных ножей добра ждать не следует. И ничего ждать не следует — на всякий случай.
И так три раза. Это рефрен.
Я про то, что некоторые действия функционально дублируют друг друга, не принося в текст нового и не сдвигая повествование. Вот этот абзац, например:
Вроде бы, понятно, что описанное событие и здесь тоже длится, но не развивается. Вот такие участки текста я считаю лишними.
И не надо убеждать меня, что так и нужно. Я свою точку зрения объяснил, дальше ваше дело. Мне лишнее, вам норм — ну и пусть будет норм, текст-то все равно не мой.
В конце пришлось разбираться с ножами, кто кого и зачем. Нормально, можно разобраться.
В заключение: автор молодец, вот и всё.
Сказочка. Очень хорошая сказочка. Гораздо лучше, чем у одного тут, который вываливает…
Чего здесь ругать? Нечего. Автор молодец!
Но если ему нужно узнать побольше, пусть зайдет в Литех или пригласит Ананаса. Последний спец в этом деле. У него даже разбор был по поводу архаизмов. Это просто совет.
А для неискушенного в этих вопросах читателя — прекрасный рассказ.
Изюминки нет, конечно. Ни тебе альтернативно расставленных зпт, ни креативных диалогов. Как-то аж не привычно, когда жар огня не греет всякие места.
Что малех скоробило: так-то текст балансирует на грани легенды и рассказа. Но таки рассказ. А вот на моменте диалога героев совсем сыпется в сказку. Прямая речь там бы лучше шла, имхо
Невошто
вроде и не к чемухочется аплодировать! Здорово жешь!Притча получилась.
Спасибо, очень греет!
Главный герой вызывает симпатию своим выбором уничтожить, скажем так, «весь институт» магии крови в данном месте, вместе с собой и учителем.
Меня ужас как тошнит от людей, который считают, что существует некое «малое зло», которое можно и нужно совершать, чтобы большее зло предотвратить…
Лучше уж поступить как резчик. И закончить всё это…
Точно так же поступил главный герой фильма «Сквозь снег», когда узнал положение дел в поезде, который несётся в никуда посреди мёртвого мира. И предпочёл просто спустить его с рельсов, чтобы уничтожить систему, работающую на систематическом совершении «малого зла».
Знаю и другие художественные произведения, в которых главный герой поступает сходным образом, не собираясь мириться с существованием некой ублюдочной системы, в которых часть людей живёт в неведении, а другие скрывают правду о некой мерзости, на которой всё держится, «во благо остальных». И это единственно верный выход, на мой взгляд.
Без хорошего ножа хорошего резчика не выйдет.
Можно написать «доброго ножа», чтобы не дублировать хорошее.
Можно, конечно, тупым обломком кромсать, а рукоять в гнилую кожу заматывать.
Звучит так, будто человек одновременно пользуется ножом и обматывает его рукоять кожей. Будто едет на автомобиле и на ходу гайки подкручивает.
Рукоять из шершавой кости: в пальцах не скользит, грязь не держит.
Вижу, автор в поиске оригинальных сочетаний слов, но это слишком странно выглядит.
Рано, мол, да опасно. И потому опасно, что рано.
И потому рано, что опасно. Словоблудие какое-то.
Но Тахин и так хороший резчик. Хороших резчиков тоже мало, хорошего резчика ищут и зовут.
Нельзя ли найти синонимы к слову резчик и хороший в этом предложении? Выглядит как откровенный непрофессионализм автора. Если это стилизация под повествование от лица человека с примитивным мозгом, то явно неудачная, потому что даже люди с примитивным мозгом могут иметь речь интереснее и богаче. Если же это такая авторская задумка, показать именно человека с бедным запасом слов, то это идея вообще не самая лучшая, потому что у нас тут не кино, мы тут не видео снимаем и не комиксы рисуем. Текст у нас тут — это главное. Это наши краски, наш инструмент, поэтому непонятен выбор персонажа, от лица которого ведётся рассказ, который не может подобрать хотя бы один синоним к слову «резчик».
Значит, не видит Тахин кого-то, но тому не по нраву нож в руках Тахина.
То же самое. Объяснение вроде «это персонаж так изъясняется» — не имеет никакого значения, когда речь идёт о художественной литературе, которую мы все тут пытается писать. Тахин-Тахин. Почему нельзя второго Тахина заменить словом «резчик»?
Рассердился Тахин. Положил нож к огню, прокалил кромку — да и резанул себя поперёк ладони, сложив её лодочкой. А как крови набралось, плеснул перед собой и лезвием ткнул вослед.
Вот, например. Здесь у нас «нож» и «лезвие». Почему тогда тут не «нож» и ножом"? А не опять Тахин-Тахин? Значит, можно без Тахина-Тахина обойтись? Ну так в чём дело тогда?
А по поводу повторов я выше уже высказался: это намеренный рефрен. Он свойственен притчевому слогу и используется для создания нужного ритма в тексте. Я сам неуместные повторы очень не люблю и стараюсь оперировать синонимами там, где это требуется. Здесь требовалось иное.
И я сейчас не спорю, просто объясняю свой выбор. Потому что всё это в конечном итоге вкусовщина. Ещё раз спасибо за похвалу.
Именно из-за неё весь сыр-бор)
В большинстве мифологических сюжетов человек, пересекший границу мира мёртвых и мира живых, претерпевает изменения: что-то теряет, что-то обретает, что-то переосмысливает… Именно на этом представлении основаны обряды инициации у большинства современных «дикарей» (мне это слово категорически не нравится).
Но есть такие уникальные люди… Им хоть нож в сердце принеси — кивнут и дальше станут свою бесформенную жизнь проживать. Из таких ли Хануль? Не знаю. А как тебе кажется?)
Позвольте угадаю: эксперимент, да?
Ни одного диалога, форма легенды/сказки и написано… хм, необычно.
Нет, то есть написано, как бы это банально ни звучало, хорошо — совершенно не в моём вкусе, но хорошо. Почему не в моём? Ритм — он здесь на редкость однообразный, особенно в начале. Будто с кочки на кочку, с кочки на кочку… Сделано, очевидно, намеренно, за счёт коротких, упрощённых предложений. Местами даже видно, где дробили (ну или кажется так, потому что вот прям тянет объединить). Потому я и про эксперимент подумал. И в принципе, кмк, он удался. Буквально пара моментов:
Здесь из-за дробления открылась возможность кинуть самую любимую придирку интернет-критиков: кто добывал, задавал, точил? Нож?
Здесь посложнее, потоньше. Предмет, над которым совершается действие в 1 предложении, это фигурка. Она же и предмет для первой части второго предложения, несмотря на точку. А вот вторая часть 2-го предложения, отделённая всего лишь запятой, говорит уже о другом предмете — глазе, который принадлежит не фигурке (тогда бы вопросов не было), а Тахину. Короче, имхо, раздробили не в том месте, и получилось не то чтобы неправильно (не люблю это слово), а путано.
Не утомил? Тогда к самому первому предложению ещё докопаюсь, а конкретно к слову «вещь». Очень современно выглядит фраза на фоне происходящего в рассказе. Фактически сленговой. Ну для меня.
А по содержанию — огонь. В таком коротком тексте и лор раскрыт, и главгер выпуклый, конфликт ясный и чёткий, а то что перевёртыш удалось прикрутить и трагедь без особого морализаторства — отдельное спасибо.
История выглядит выигрышно ещё и за счёт незаезженного сеттинга. Всё-таки про шаманизм у нас пишут пока не так уж много. Мне бы наверное хотелось побольше географических привязок, но не уверен, что это пойдёт на пользу тексту. Вроде и так понятно, что Север. Просто, когда чего-нибудь воет, когда чуточку про снега и местных зверушек, я чуть глубже погружаюсь в историю.
Спасибо за рассказ.
Да, действительно, в паре мест случилось «проезжая мимо станции». Увлёкся ритмом, недоглядел. Когда создаёшь гипнотическую атмосферу текста, когда звучит тот самый шаманский бубен, который «с кочки на кочку», бывает, что погружаешься сам. А в погружении уже немножко не до технических моментов)
И если говорить о сеттинге: я специально избегал конкретики, но старался дать побольше ключевых слов, «якорей». Пусть каждый нарисует себе свою картинку)
Ps но нож в костре он калить бы не стал:)
Pas повторы сделаны правильно:) — о стиле.
Многократно случалось видеть, как подобные технологические дободалки применяются, когда нечем больше автора уязвить, тут же прямо противоположное — сам автор даёт отпор посредством обращения к строго научным доводам. Малаток Йожег, чо.
Вы уж тока не доходите до свирепских срачей по примеру пролётовских мордобоев — можно ли гладиусом срубить башку с одного разА.
Можно. Если гладиус вставить в гильотину.
Но проще перерезать глотку. Как Цицерону.
Самые что ни на есть заклёпнические заклёпки. Не менее заклёпистые, чем календарь цветения трав против славянского фэнтезя — дескать, не могёт русалка в один венок вплетать цветы, у которых сроки не совпадают.
Восемь лет — это мошшно. Двоешник подикося?
Ну, а дальше стандарт — что за сталь, таблица железо углерод — вот тебе темп. отпуска.
Ps и на практике — клинок До такой очистки в костре и после — разные:) не тот режим отпуска:)
Неффихх клинки в костер пихать:) Шаман точно знал бы. Практика:)
Поэтому спор в данном случае имеет чисто спортивный интерес.
Но тутошний ножик чрезвычайно хитрый, его кудыхошь сувай — тупой-не тупой, а своё дело туго знает
Ну и помимо температуры прокалки есть ещё такой фактор, как динамика теплопереноса. Если кромку лезвия обжечь относительно быстро, то не «поплывёт» мартенсит, не успеет)
С ув.
Заходите в гости:)
В жанре исповедального психотриллера. Или батально-эротической реквием-феерии.
И Тахин молодец, правильный поступок сделал. Не дал Оо-хе зло совершить.
Кому дано решать, кто пустой и ненужный? Тому, кто сильнее?
Тогда как-то несправедливо это.
У автора богатая выдумка и вычурный слог.
Рассказ понравится не только ножеманам, но и всем любителям хороших историй.