О пользе и вреде некоторых христианских ценностей

0+
Автор:
ostrow72
О пользе и вреде некоторых христианских ценностей
Аннотация:
О пользе и вреде некоторых христианских ценностей
Текст:

УЧЕНИКИ ЕГО СПРОСИЛИ ЕГО; ОНИ СКАЗАЛИ ЕМУ: ХОЧЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТОБЫ МЫ ПОСТИЛИСЬ, И КАК НАМ МОЛИТЬСЯ, ДАВАТЬ МИЛОСТЫНЮ И ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ В ПИЩЕ? ИИСУС СКАЗАЛ: НЕ ЛГИТЕ, И ТО, ЧТО ВЫ НЕНАВИДИТЕ, НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО. ИБО ВСЁ ОТКРЫТО ПЕРЕД НЕБОМ. ИБО НЕТ НИЧЕГО ТАЙНОГО, ЧТО НЕ БУДЕТ ЯВНЫМ, И НЕТ НИЧЕГО СОКРОВЕННОГО, ЧТО ОСТАЛОСЬ БЫ НЕРАСКРЫТЫМ(Евангелие от Фомы, логия 6).Судя по этой цитате надо всё делать вовремя, тогда и желания будут идти в ногу со временем. Как говорят, аппетит приходит во время еды. Конечно, это не значит, что поститься не надо: ЕСЛИ ВЫ НЕ ПОСТИТЕСЬ ОТ МИРА, ВЫ НЕ НАЙДЁТЕ ЦАРСТВИЯ. ЕСЛИ НЕ ДЕЛАЕТЕ СУББОТУ СУББОТОЙ, ВЫ НЕ УВИДИТЕ ОТЦА(Евангелие от Фомы, логия 32).В так называемых канонических евангелиях Иисус Христос разъясняет, что не следует радостный голос жениха и невесты смешивать в одну кучу с печальным постом(Лука 5:33-35) . И апостол Павел не разрешает презирать постников участвующим в пикнике, как и постящимся не следует пенять причастникам пирушки, ибо это разные степени веры(Римлянам 14:3). Ведь Христос это разнообразная природа. Рождество Его приурочено к умножению света после зимнего солнцестояния. Торжество и слава входа в Иерусалим указывает на природный цикл в семьдесят седмин, подобный годовому циклу, конец которого подъяремная ослица, а предстоящее начало — вешний ослёнок, на которого ещё никто не садился, и евангелист описывает, казалось бы, невозможное: Христос, сидящий на обоих хребтах(Матфей 21:1-9). Пасха — тем более возрожденческое весеннее начало, ключи от жизни. Преображение Христа в белые блестящие одежды на Фаворе обозначает распаханные новины, семя или сыновство, историю с чистого листа. Сретение — праздник встречи старого с новым, и это не только конкурентный междусобойчик, но и преемственность поколений. А вообще-то, конечно, жизнь — борьба, преодоление пути, потому Христос мир чередует с мечом, предохраняя новизну и детство от замшелого консерватизма(Матфей 10:34).

У старых елок в вышине есть елочки-малышки:У той подросток, а у той задорное дитя.И ветки вздернуты у них, и шишки словно вспышки,И хвоя свежая на них колышется, блестя.Когда меня приводят к ним березки и аллеи,Когда от ржавых старых лап я отрываю взгляд,То на вершины я гляжу и сердцу веселее:Ведь там беспечный хоровод и вечный детский сад.(Валентин Берестов).

Ещё раз бросим взгляд на природу, можно даже через лупу: с Пасхи, с распускающихся листьев до полновесных, зрелых плодов жизнь шествует под интонации жениха и невесты, а с сентября, когда листва опадает, плоды гниют, начинается безвременье, явная пора поста. Об безвременье в Евангелии заявлено: ПРИДУТ ДНИ, КОГДА ПОЖЕЛАЕТЕ ВИДЕТЬ ХОТЯ ОДИН ИЗ ДНЕЙ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, И НЕ УВИДИТЕ(Лука 17:22). У пророка Даниила сонный жизненный эпизод тоже подмечен: И ПО ИСТЕЧЕНИИ

ШЕСТИДЕСЯТИ ДВУХ СЕДМИН ПРЕДАН БУДЕТ СМЕРТИ ХРИСТОС, И НЕ БУДЕТ; А ГОРОД И СВЯТИЛИЩЕ РАЗРУШЕНЫ БУДУТ НАРОДОМ ВОЖДЯ, КОТОРЫЙ ПРИДЕТ, И КОНЕЦ ЕГО БУДЕТ КАК ОТ НАВОДНЕНИЯ, И ДО КОНЦА ВОЙНЫ БУДУТ ОПУСТОШЕНИЯ(Даниил 9:26). Не будет Христа, конечно, как жениха, как созидателя, но это не означает, что не будет вообще, так как смерть тоже жизненная фаза. Вот свидетельство поэта о безвременье:

Когда горят осиновые рощи

Неистовым огнём самосожженья,

Становится понятнее и проще

Круговорот извечного движенья.

Кружится лист осиновый, кружится -

Нет в мире беспощаднее закона.

Но никогда душою не напиться

Осеннего серебряного звона.

Стоишь ты на великом перепутье,

Осенняя в душе клубится даль…

Какой же новой обернётся сутью

Твоя неутолённая печаль?

Ты молишься и жаждешь, жаждешь чуда,

Забыв, кто ты, и где твой ныне дом,

Что был уже Христос и был Иуда,

Что чудо это всё в тебе самом.

(Пётр Проскурин, цикл «Зов вершин», Сентябрь)

Евангелие здесь тоже категорично: не надо потакать обманщикам, любопытствовать, здесь или там новоявленный Христос, - ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ ВНУТРЬ ВАС ЕСТЬ(Лука 17:21). Но безвременье предполагает накопление, собирание растраченной силы, которая ушла на созидательный курс: КТО НЕ СО МНОЮ, ТОТ ПРОТИВ МЕНЯ; И КТО НЕ СОБИРАЕТ

СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ(Матфей 12:30). Ведь как у Соломона написано: всякое созидательное действие заканчивается разрухой!(Екклесиаст 3:1-8) Природа собирает силы благодаря зимнему покою, а другими словами, она аскетничает, воздерживается от всякого подпитывания и голоса жениха и невесты. У еврейского народа брачный симбиоз с египтянами закончился тоже драматически, и им пришлось накапливать жизненные силы бегством и собиранием небесной манны, которая в Библии шифруется как пост. Природа тоже собирает небесную крупу, то бишь снег, который по весне, растаяв, возбудит новые силы любви. Но то же и с растраченными силами человека происходит, он вынужден закрыться от наслаждений.

Все дороги рождают печали…

В чистом поле на груде камней

Он сидит — и вселенские дали

Вкруг него, словно царство теней.

Он встречает прохожего бранью.

А сидит он в чем мать родила,

Потому что когда-то желанья

Обобрали его догола.

Ничего он теперь не желает:

Ни письма, ни ума, ни любви.

Размахнется и камень швыряет —

Отгоняет желанья свои.

Осажденный, как грешник, тенями,

Ранним утром на солнце глядит

И его отгоняет камнями.

— Отойди от меня! — говорит.

(Юрий Кузнецов, Сидень)

Накануне православных постов в церкви, как и следует у фарисеев, начинается шумиха и трескотня. Но ведь эти посты не соответствуют максимам исхода еврейского народа в землю текущую молоком и мёдом. Шесть дней собирай небесную манну, в седьмой — передых, - так в историю скитальчества Израиля вплетены принципы восхождения к Богу. Хотя в православии тоже постятся седминами, а одна комбинация седмин даже названа Великим постом, но пост такой, как женёное молоко, ослабленный, и Христос, предвидя его, высказался наотрез: СОБИРАЮТ ЛИ С ТЕРНОВНИКА ВИНОГРАД, ИЛИ С РЕПЕЙНИКА СМОКВЫ?(Матфей 7:16) А помимо вегетарианского поста мясоедство в православии считается нормой жизни: так, мол, определено Писанием(1 коринфянам 10:25,30; 1 Тимофею 4:3-4). Но я выскажусь альтернативно: мясоедство — жизненный ранг хищничества. Да, волки воют и просят у Бога пищи, и Он им её даёт. Но в Писании о Сионе, о царствии Божием сказано: ЛЬВА НЕ БУДЕТ ТАМ, И ХИЩНЫЙ ЗВЕРЬ НЕ ВЗОЙДЕТ НА НЕГО; ЕГО НЕ НАЙДЕТСЯ ТАМ, А БУДУТ ХОДИТЬ ИСКУПЛЕННЫЕ(Исайя 35:9). ЗАКОЛАЮЩИЙ ВОЛА - ТО ЖЕ, ЧТО УБИВАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА; ПРИНОСЯЩИЙ АГНЦА В ЖЕРТВУ - ТО ЖЕ, ЧТО ЗАДУШАЮЩИЙ ПСА; ПРИНОСЯЩИЙ СЕМИДАЛ - ТО ЖЕ, ЧТО ПРИНОСЯЩИЙ СВИНУЮ КРОВЬ; ВОСКУРЯЮЩИЙ ФИМИАМ - ТО ЖЕ, ЧТО МОЛЯЩИЙСЯ ИДОЛУ; И КАК ОНИ ИЗБРАЛИ СОБСТВЕННЫЕ СВОИ ПУТИ, И ДУША ИХ НАХОДИТ УДОВОЛЬСТВИЕ В МЕРЗОСТЯХ ИХ, ТАК И Я УПОТРЕБЛЮ ИХ ОБОЛЬЩЕНИЕ И НАВЕДУ НА НИХ УЖАСНОЕ ДЛЯ НИХ: ПОТОМУ ЧТО Я ЗВАЛ, И НЕ БЫЛО ОТВЕЧАЮЩЕГО, ГОВОРИЛ, И ОНИ НЕ СЛУШАЛИ, А ДЕЛАЛИ ЗЛОЕ В ОЧАХ МОИХ И ИЗБИРАЛИ ТО, ЧТО НЕУГОДНО МНЕ(Исайя 66:3-4) — вот куда ведёт хищнический образ жизни. Страстная, безумная любовь к сопернику до такой степени, чтобы начисто сожрать его со всеми потрохами оборачивается идолопоклонством. Апостол христианства предупреждает об этом: ЕСЛИ ЖЕ ДРУГ ДРУГА

УГРЫЗАЕТЕ И СЪЕДАЕТЕ, БЕРЕГИТЕСЬ, ЧТОБЫ ВЫ НЕ БЫЛИ ИСТРЕБЛЕНЫ ДРУГ ДРУГОМ(Галатам 5:15). Но если это простительное невежество, апостол Павел предостерегает, что избавиться от него можно просто закрыв рот: ЕСЛИ КТО СКАЖЕТ ВАМ: ЭТО ИДОЛОЖЕРТВЕННОЕ, - ТО НЕ ЕШЬТЕ РАДИ ТОГО, КТО ОБЪЯВИЛ ВАМ, И РАДИ СОВЕСТИ(1 коринфянам 10:28). Принято считать, что идоложертвенное — это некий кусочек мяса, возложенный перед идолом на алтаре. Но здесь очень примитивный взгляд. Жертва всегда болезненна, страдательна, на то она и кровавая пища, чтобы пищать от ужаса. Так происходит не только в среде зверья, но и в человеческих симбиозах. Кто загнал Христа в темницу, в больницу, в бомжатник?(Матфей 25:41-43) Только его партнёр, которого Он освободил, избавил, соделал благополучным, сам превратившись в жертву. КАК ВОЖДЕЛЕННЫ ВСЕ ДЕЛА ЕГО, ХОТЯ МЫ МОЖЕМ ВИДЕТЬ ИХ КАК ТОЛЬКО ИСКРЫ! ВСЕ ОНИ ЖИВУТ И ПРЕБЫВАЮТ ВОВЕК ДЛЯ ВСЯКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, И ВСЕ ПОВИНУЮТСЯ ЕМУ. ВСЕ ОНИ — ВДВОЙНЕ, ОДНО НАПРОТИВ ДРУГОГО, И НИЧЕГО НЕ СОТВОРИЛ ОН НЕСОВЕРШЕННЫМ: ОДНО ПОДДЕРЖИВАЕТ БЛАГО ДРУГОГО, — И КТО НАСЫТИТСЯ ЗРЕНИЕМ СЛАВЫ ЕГО?(Сирах 42:23-26) «Дичью быть для возвышенных — значит возвышенным быть»(Низами, Сокровищница тайн). Да, так и функционируют человеческие симбиозы, звенья и контрофорсы которых превращаются в свою противоположность, чтобы соответствовать Божьей справедливости: ИТАК ВО ВСЕМ, КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК ПОСТУПАЙТЕ И ВЫ С НИМИ, ИБО В ЭТОМ ЗАКОН И ПРОРОКИ(Матфей 7:12). Чему же с шумом гордятся православные, когда только отчасти отказываются от мясоедства? Бомж или даже колхоз бомжей, обворованных одним олигархом, в этом отношении скромнее и терпеливее, потому что это его постная и пустынная судьба. Дэцэпэшник или любой другой инвалид подвижнически принимает свои испытания, ибо они целенаправленно ведут его в другом рождении в спортивные примы общества. Даже преступник с постоянными рецидивами вынужден терпеть тюрьму, потому что Бог готовит его к фантастическим степеням свободы. Да и рождённый дебилом, олигофреном — это лишь фаза для наполнения разумом на Нобелевскую премию. А вот благополучный считает, что его благополучие создано им самим, но баланс определяется Богом. Впрочем, здесь я перечисляю неумеренные контрасты. Апостол Павел призывает к самодостаточности, он генетически чужд эксплуатации человека человеком и просит в этом подражать ему. На фига ему эта тягомотина: строить своё счастье на несчастье другого, когда возвышающий себя унижается, а унижающий возвышается!(Лука 14:11) Апостол сам созидает себя, как трудностями, так и достижениями. ЛУЧШЕ НЕ ЕСТЬ МЯСА, НЕ ПИТЬ ВИНА И НЕ ДЕЛАТЬ НИЧЕГО ТАКОГО, ОТЧЕГО БРАТ ТВОЙ ПРЕТЫКАЕТСЯ, ИЛИ СОБЛАЗНЯЕТСЯ, ИЛИ ИЗНЕМОГАЕТ(Римлянам 14:21). ЕСЛИ ПИЩА СОБЛАЗНЯЕТ БРАТА МОЕГО, НЕ БУДУ ЕСТЬ МЯСА ВОВЕК, ЧТОБЫ НЕ СОБЛАЗНИТЬ БРАТА МОЕГО(1 коринфянам 8:13). Хотя Христос и разрешил так называемую евхаристию или причащение, то есть поедание Божественной жертвенной плоти и крови, апостол называет заталкивание Христа в лузу не лучшим знаком(1 коринфянам 11:17).

Мне снится грусти неземной
язык безустный,
и я ни капли не больной,
а просто грустный.

Не отстраняясь, не боясь,
не мучась ролью,
тоска вселенская слилась
с душевной болью.

Среди иных забот и дел
на тверди серой
я в должный час переболел
мечтой и верой.

Не созерцатель, не злодей,
не нехристь все же,
я не могу любить людей,
прости мне, Боже!

Припав к незримому плечу
ночами злыми,
ничем на свете не хочу
делиться с ними.

Гордыни нет в моих словах —
какая гордость? —
лишь одиночество и страх,
под ними горблюсь.

Душа с землей свое родство
забыть готова,
затем что нету ничего
на ней святого.

Как мало в жизни светлых дней,
как черных много!
Я не могу любить людей,
распявших Бога.

Да смерть — и та — нейдет им впрок,
лишь мясо в яму, —
кто небо нежное обрек
алчбе и сраму.

Покуда смертию не стер
следы от терний,
мне ближе братьев и сестер
мой лес вечерний.

Есть даже и у дикарей
тоска и память.
Скорей бы, Господи, скорей
в безбольность кануть.

Скорей бы, Господи, скорей
от зла и фальши,
от узнаваний и скорбей
отплыть подальше!..

(Борис Чичибабин)

Благословенно бескорыстное имя Павла за двухтысячную историю, тогда как другие истёрлись из памяти, хотя и навязывались в звёзды и светила! Уму непостижимо, как в русском православном мелководье появляются достойные рыбины(Иоанн21:11), а в торгашеском азербайджанском народе величины типа Низами Гянджави, но и в среде ростовщиков неожиданен бессребренический апостол Павел!

А почему Христос видит в милостыне вред духу? Потому что это своеобразный бумеранг, когда добро проклёвывается злом. Тайная милостыня болезненным бумерангом не окажется: привязал телёнка к ограде нищего, чтоб никто не видел, и тебе воздастся Богом. А вот явное воздаяние, да ещё с упрёком, таит в себе болезненный ответ. Даже в православной среде это интуитивно чувствуют, и священники советуют, чтобы милостыня «запотела» в ладони. Но такой совет указывает лишь на жадноватость священства, а не на причину зла. Вот две притчи Соломона, которые объясняют накладку. Первая: СЕРДЦЕ ЗНАЕТ ГОРЕ ДУШИ СВОЕЙ, И В РАДОСТЬ ЕГО НЕ ВМЕШАЕТСЯ ЧУЖОЙ(Притчи 14:10). Это значит, что только ты строитель чёрно-белой своей судьбы без привлечения и причастия друзей-партнёров, ибо друг — это другой, чужой, враг, нешуточная оппозиция, от которой в конце концов надо освободиться(Лука 11:58). Вторая: ХВАТАЕТ ПСА ЗА УШИ, КТО, ПРОХОДЯ МИМО, ВМЕШИВАЕТСЯ В ЧУЖУЮ ССОРУ(Притчи 26:17). Казалось бы, миротворец, хочет примирить распавшийся симбиоз, оказать милость, но в потенциале сам становится его драматической добавкой и продолжением. В принципе, это закономерно оказывать милость обворованному тобой конкуренту и даже врагу(Матфей 25:31-46), но не в каждую дырку надо быть затычкой, поэтому мудрый Соломон даёт более общий, неконкретный путь умножения эволюции в соответствии с обстоятельствами: ОТПУСКАЙ ХЛЕБ ТВОЙ ПО ВОДАМ, ПОТОМУ ЧТО ПО ПРОШЕСТВИИ МНОГИХ ДНЕЙ ОПЯТЬ НАЙДЕШЬ ЕГО. ДАВАЙ ЧАСТЬ СЕМИ И ДАЖЕ ВОСЬМИ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ЗНАЕШЬ, КАКАЯ БЕДА БУДЕТ НА ЗЕМЛЕ(Екклесиаст 11:1-2). Приятие и отпускание хлеба - разве только о примитивном буквальном хлебе говорится? Хлеб в подавляющем своём большинстве — премудрость, исходящая от Бога. И формат этой мудрости и премудрости — твой крест, или, как говорят на Востоке, карма. Хлеб не только прикарманивать следует в своей центростремительности, но и освобождаться от него в своей центробежности, - это присуще всем организмам. Впрочем, апостол Павел об этом говорит весьма простыми словами: ЗАБЫВАЯ ЗАДНЕЕ И ПРОСТИРАЯСЬ ВПЕРЕД(Филиппийцам 3:13). Заднее — это то, что стало хвостиком, жопкой, а перед — обновлённое лицо, голова. Все ли едят жопку огурца? Так и Бог назначил иудеям кошерную пищу, чтобы они были головой, а не жопой, потому что или хищники, или обитатели глубокой тьмы, или неочушеившиеся, неоперившиеся, не жующие жвачку, чтобы переосмысливать и думать, не имеющие раздвоенные копыта, что живя в этом мире, не предвкушать другого святого века, - короче, несовершенную пищу Бог евреям запретил. Но апостол Варнава запрет на некошерность трактует иносказательно, духовно: не надо общаться с людьми, подобными ястребу, коршуну, ворону, свинье, зайцу, хорю, сому, щуке, вьюну и т. д.(Послание Варнавы, глава 10)Но что такое общаться — разве это только бла-бла-бла? В симбиозы, в союзы, в сообщества со своими антагонистами Священное Писание предостерегает вступать: БЛАЖЕН МУЖ, КОТОРЫЙ НЕ ХОДИТ НА СОВЕТ НЕЧЕСТИВЫХ И НЕ СТОИТ НА ПУТИ ГРЕШНЫХ И НЕ СИДИТ В СОБРАНИИ РАЗВРАТИТЕЛЕЙ(Псалтирь 1:1) Уж на что церковь считается симбиозом и собранием избранных, но на самом деле в неповоротливой, инертной организации всякий грех можно вычислить. Потому симпатия Христа привязана к менее скандальной общине: ГДЕ ДВОЕ ИЛИ ТРОЕ СОБРАНЫ ВО ИМЯ МОЕ, ТАМ Я ПОСРЕДИ НИХ(Матфей 18:20). А кто ходит в отшельниках, тем большее благословение Божье(Лука 9:49-50; Псалтирь 67:7).

Остаётся ещё сказать несколько слов о молитве. Иисус Христос молитву и пост для победы над злыми духами ставит рядышком(Матфей 17:14-21), но это составляющие, компоненты, аксессуары, чтобы стать сильным: ОТ МАЛОГО ПРОИЗОЙДЕТ ТЫСЯЧА, И ОТ САМОГО СЛАБОГО - СИЛЬНЫЙ НАРОД(Исайя 60:22). Молитва, то есть просьба, отзывается, откликается Богом, если идёт созидательный процесс, и ожидается положительный эффект: ДОНЫНЕ ВЫ НИЧЕГО НЕ ПРОСИЛИ ВО ИМЯ МОЕ; ПРОСИТЕ, И ПОЛУЧИТЕ, ЧТОБЫ РАДОСТЬ ВАША БЫЛА СОВЕРШЕННА(Иоанн 16:24). Но в безвременье — в конце цикла — бесполезно просить, так как это разрушительное время, названное в Евангелии даже вертепом разбойников. В это покаянное время смириться в посте для восстановления силы — самое лучшее, что можно придумать. Для неопытных пост может стать сжатой пружиной, которая потом распрямляется и способнадостичь даже греховных моментов.Для молитвы Иисус Христос дал хрестоматийный стандарт - «Отче наш». Почему долгая лицемерная молитва подпадает под осуждение?(Лука 20:47) Да потому что сам Бог движет нашей жизнью(Деяния 17:28; Иакова 4:13-16), печётся о ней(1 Петра 5:7), закладывает желания в душе человека и исполнение их(Филиппийцам 2:13). Человеческая навязчивость всегда неприятна, тем не менее апостол Павел за постоянную молитву, как акт благодарения.

Другие работы автора:
0
19:01
129
06:59
+1
Бывал я в храмах, плевал на фрески,
Смотрел к монашкам за занавески.
Стоят и молятся, вздыхал печально я.
А сущность женщины — горизонтальная. ©
crazy
Виктор долгалев
15:48
Однажды у окна в задумчивости стоя
И глядя на Монмартр и на простор полей,
Вы мне промолвили: «В тиши монастырей,
Покинув пышный двор, хочу искать покоя,
Чтоб ясный дух смирил волнение пустое,
Молитве посвятив теченье ровных дней,
Чтоб спрятался Амур, чтоб он в крови моей
Не распалял, шутя, мучительного зноя».
А я ответил вам: «Вы думать не должны,
Что пламя под золой сокрытое, – не пламя,
Что кельи от него всегда защищены.
Амур – он царь пустынь, как царь над городами.
Другие божества ему подчинены,
И с ним не совладать молитвой да постами».
(Пьер де Ронсар)
Загрузка...
Светлана Ледовская

Другие публикации