Синявка Светка
Синявка Светка
«Ты мне сказал, что я пьяна, да, я сегодня пьяная.
Так наливай стакан вина, я пью за жизнь поганую.
Я водку пью и дрянь курю, а протрезвев, рыдаю,
Ведь мне всего семнадцать лет, а я совсем седая»...
В прошлом году, когда осенняя листва наконец-то угомонившись,
прилипла к промокшей земле, Копылову Светку опять, в который раз вынули из
петли.
Капроновый чулок, на котором она решила удавиться, как кишка растянулся,
и полные ее ноги с желтыми заскорузлыми пятками суетливо засучили по грязному,
давно немытому полу. Вечно сопливый, долговязый десятилетний Копыловский сынок
Васька, с громким мычанием бросился в полутемный, забитый бережно хранимым
хламом и откровенным барахлом коридор, широкими ладонями шлепая в соседские
двери.
- Мамка! Мамка! Мамка!
Двери захлопали, и в Светкиной комнате тотчас же стало тесно и шумно от вбежавших соседей. Кто-то, громко чертыхаясь, ножом пилил неподатливый капрон, кто-то, обхватив Светку сзади, пытался приподнято ее, что бы ослабить петлю, а кто-то суетился вокруг незадачливой самоубийцы с нашатырем пропитанной ваткой.
Самоубийцу наконец-то освободили от петли, и Копылова пошатываясь, не глядя
на более или менее успокоившихся соседей, обессилено упираясь руками в стены
направилась прочь из комнаты.
- Ссать пошла...
Уверенно проговорил худой словно глист, безработный инвалид-язвенник, проживающий в угловой, семиметровой комнате, старательно расчесывая алюминиевым гребешком жидкие, соломенного цвета волосы.
- Они, те, кто в петле кончаются, завсегда мочевой пузырь освобождают....Так уж странно анатомия человеческая устроена.
- И откуда вы, Семен Борисович все это знать можете? Ведь вы же всю свою жизнь в чертежниках прослужили...
Фыркнула старая усатая армянка из квартиры этажом ниже, невесть, отчего появившаяся здесь.
Она вообще имела странную особенность появляться там, где ее в принципе и не ждали.
- Раз говорю, значит знаю.
Семен Борисович обиженно фыркнул и решительно продув расческу пошел вслед за Копыловой.
- Вот же цаца. Он же еще и обижается...
Армянка прикурила папиросу и строгим взглядом обвела оставшихся. Никто с ней связываться не хотел и разговора не получилась.
Разочарованная армянка ткнула дымящийся окурок в горшок с хилым блекло-зеленым столетником, и громко хлобыстнув дверью, удалилась.
А через мгновенье вернулась и хозяйка комнаты.
По осоловелым, пустым глазам Светки, ярким пятнам румянца на бледных щеках чувствовалось, что она уже где-то умудрилась опохмелиться, а сильное цветочное амбре тот час же наполнившее комнату, лучше всяческих слов говорило, чем именно она
поправилась.
Копылова оглядела комнату, бочком, по - интеллигентному присела на продавленный диван и глупо улыбаясь, поинтересовалась у собственного отражения замеченного ею в пыльном зеркале трюмо, стоявшего возле двери.
- А Васька-то где? Где сынуля мой спрашиваю?
- Ну что ты за человек, Светка?
Удивлялась старуха, на груди крест-накрест перетянутая пыльного цвета старой шалью.
- Тебя можно сказать с того света вытащили, а ты опять за старое. К тому же пьешь какую-то гадость. Так и до белой горячки допиться можно. А ну признавайся сучка драная, чем опять душу успокоила?
- Да хрен его знает баба Лиза?
Отваливаясь на подушку, выдохнула Светка и, засыпая, призналась любопытной старухе.
- Все.... Все что в ванной на полочке нашла, то и выпила....Все...
Она уснула и на ее порочно-красивом лице блуждала по-детски наивная и добрая улыбка.
- Вот ведь шалава, какая красивая уродилась...
Хмыкнула баба Лиза, разглядывая Светку.
- Красивая, но дура...
Подытожила старуха, накрывая спящую женщину грустным подобием пледа, несвежим и потертым.
Спала Светка свернувшись калачиком, подложив кулачок под расплющенную щеку и не слышала, как по коридору взад и вперед носился тучный флейтист неопределенной национальности, в брюках, но без майки и немало не
смущаясь своей лохматой груди плавно переходящей в столь же лохматый, обвислый
живот.
Носился, поражаясь людскому равнодушию и жестокосердию громко взывал, стараясь перекричать собственное эхо.
- Да что ж это такое, люди добрые!? Буквально на пять минут оставил в ванной свой одеколон, между прочим французский, а сейчас глянул, а его уже какая-то, прошу прощения блядь выхлестала.
Светка дома? Где Светка? Это она, небось, мой дорогой одеколон высосала! Сучка противная. Синявка дешевая...
Светка Копылова в своем микрорайоне, несмотря на неполные двадцать пять лет, личностью была довольно известной. Пьющей она была личностью:
а что еще хуже - сильно пьющей.
Хотя опять же не всегда...Были и в ее жизни тверезые периоды.
Когда муж её, шофер - дальнобойщик Сашка Копылов, после рейса отсыпался дома - не было в подъезде, да что там, в подъезде, в доме, супруги и хозяйки лучше Светки Копыловой.
Весь день у нее на кухне что-то варится, томится и булькает.
В ванной комнате, сообща купленная стиральная машинка визгом исходит, отстирывая мужнину промасленную робу, а дома, в их небольшой, но светлой комнатке даже случайно залетевшая пылинка кажется чем-то до ужаса чужеродным: такая вокруг чистота.
Тараканы, которые шастают по этой коммунальной квартире с хозяйской наглостью и те кажется, в подобные дни Светкину комнату стороной обходят.
Толи чистотой брезгуют, толи безжалостного Сашкиного тапка опасаются.
Поди, пойми тараканов этих. Прусаки одним словом, что с них взять-то?Васька, умытый и причесанный, в отутюженных рубашке и штанишках,
с извечной глуповатой улыбкой на ярко-красных, мокрых губах бродит по комнате
словно неприкаянный - сон отца стережет.
Тот после рейса частенько не в духе бывает. Устает, наверное. А как иначе: трасса.
...Но это все, вся эта домостроевская идиллия бывает, когда муж дома.
Когда же его нет, в Светку, словно бес какой-то вселяется: пить она начинает, собака: да так, что иной мужик за ней не угонится.
Ну, это было бы еще полбеды, пьянство-то ее.
Много хуже, что алкоголь этот проклятый, самым странным образом на Светкину женскую сущность воздействует.
Слабой она становится какой-то, податливой. Ей, Светке, в это время каждый мужик рыцарем кажется, честным да благородным и что самое главное, в нее, в Копылову, без ума
влюбленным.
Ну а рыцарю тем более влюбленному, какая дура откажет?
Так и жила она: то с одним, то с другим мужиком. По большей мере выбирала их, из своих, из местных, заводских работяг. И то сказать, где в этой глуши интеллигента сыщешь? Поселенцев или бывших зеков - сколько угодно, а вот интеллигентов явная нехватка образовалась.
Но до противоестественной любви, однополой, Копылова не
опускалась. Чего не было, того не было.
Нормальная она была в общем- то баба, только гулящая. Но опять же за ласки свои денег Светка принципиально не брала.
Нет. Она вам не проститутка какая-то. Было в ней своего рода понятие о чести
женской, о достоинстве.
Тем более как можно за любовь –то деньги просить?
Но в последнее время завелся у Копыловой некий Ашот, носатый потомок кавказских князьков, один из главных поставщиков цветов в этот небольшой уральский городок.
И так у них все славно иной раз складывалось, что соседи этой огромной коммунальной квартиры только диву давались бесконечно долгому Светкиному везенью.
Еще бы…
Только Сашка Копылов, муж Светкин законный сапоги свои, гусиным жиром пропитанные, сидя на сундуке, что в коридоре возле вешалки стоит, натянет, телогреечку на плечики богатырские набросит, да в рейс через всю страну намылится, как Ашот уже тут как тут: возле двери топчется.
А как засобирается Светкин хахаль за своими розами – гвоздиками на родину предков, так все: жди Сашку.
Два, от силы три дня у Светки с Ашотом все как полагается. Цветы.
Любовь. Охи да ахи там всякие. Кухня коммунальная за это время насквозь
восточными пряностями да специями успевает пропахнуть. Хоть штукатурку за место
хмели - сунели в суп закладывай.
Все соседи, даже безработный инвалид-язвенник в такие дни объедались огненно-острым пловом и приторно-сладкой пахвалой.
Светкин любовник, когда трезвый был, неплохо готовил. Ну а потом, по истечению этих самых трех дней Ашот, на манер самых обыкновенных местных работяг, фуражку свою плоскую, рыцарскую на сервант забрасывает и начинает вместе со Светкой квасить. Да так активно, что за неделю от его цветочной прибыли, лишь воспоминание остается.
Да цельный угол водочных и винных бутылок, которые Васька, тот самый, сынок Светкин, у соседей на хлеб выменивает.
Мамку подкармливает. Дурачок, дурачком, а мамку любит, жалостливый...
Что с него взять?
Но однажды фарт от Светки нашей отвернулся самым решительным образом. Как-то под майские, вернулся с рейса Сашка Копылов. Вернулся
неожиданно, самое малое на неделю раньше, чем должен.
В руках авоська полная апельсинов и большая коробка с фанерным самолетом для сына.
... В мае светает рано, от того-то, наверное, и не стал шофер звонком коммуналку родную будить, ключами дверь открыл. Так и вошел в квартиру: авоська с апельсинами в зубах, самолет в коробке подмышкой, а в руках связка ключей: и от квартиры и от машины своей, огромной.
А на беду, навстречу ему, из Светкиной комнаты Ашот по малой нужде выскочил.
Босиком, в коротеньком женском халатике: том самом, что супружнице своей, Сашка на прошлогоднее восьмое марта из Таллинна привез.
Даже пожалуй слишком коротеньким.
Копылов, несмотря на тусклый свет в коридоре, успел –таки узреть и оценить все мужское достоинство кавказца.
Как происходила сцена объяснений между Светкой и ее супругом никто, кажется и не видел. Но через минуту, громкий крик Ашота заглушил звон разбитого оконного стекла и выброшенный со второго этажа незадачливый любовник, стеная и матерясь в полном неглиже, протискивался сквозь густые заросли желтой колючей акации.
Старуха армянка, после, захлебываясь от радости, рассказывала, что якобы видела, на правой смуглой, лохматой ягодице Ашота, рельефный отпечаток растоптанного шоферского сапога.
У Светки же, выброшенной в окно вслед за своим воздыхателем, бежать было некуда, и она пьяно поскуливая и виновато поглядывая на разбитое окно, так и осталась сидеть на прохладной земле, механически очищая от шкурки крупный апельсин.
...С уходом мужа Светка как-то уж очень быстро и окончательно
опустилась: с утра отираясь возле винного магазина и выпрашивала глоток за ради
Христа.
Мужики, даже те, с кем она еще совсем недавно крутила свои скорые,
пьяные романы обходили ее стороной. От нее дурно пахло застарелой рвотой и давно
немытым телом.
Вечерами, когда винные магазины прекращали торговлю, она возвращалась домой, с опухшим лицом и с потухшим взглядом слезящихся глаз.
Как только дверь за ее спиной закрывалась, силы покидали женщину, и Светка
падала на пол лицом вниз. Она кричала и плакала, порывалась уснуть тут же,
на полу, пытаясь укрыться грязным, пыльным половичком.
Сын Васька, через силу втаскивал мать в комнату.
Упрямо упираясь головой в поясницу матери, закатывал ее на
продавленный диван, и не глядя, раздевал до исподнего.
После, укрыв Светку одеялом, уходил спать в коридор, на сундук.
Ну а вчера ночью, когда Васька, постанывая во сне, вертелся на жесткой крышке сундука, мать его, распустив шелковый шнур вымпела, повесилась.
На этот раз окончательно.
«За первое место в олимпиаде по химии, среди школьников десятых
классов города Карталы».
Шевеля усами, по слогам прочитала старуха армянка полинявшую блеклую надпись, еле заметную на потемневшем, промокшем от мочи вымпеле, валявшимся под ногами самоубийцы.
- Странный народ, эти самые чертежники: все знают.
Усмехнулась она и пошла из комнаты, вызывать скорую помощь.
и разговора не получилась. (-ось)
взять-то? Васька (пробел)
*
Так и живём…
Где вы только такие истории берете. Грустно, но хороший рассказ
Да, немеряно ошибок, причём все детские. Обращения не выделяются, обороты то не выделяются, то выделяются с одной стороны. Мне кажется, дл…
Потом дохвалю
Но я не закончил. Поэтому рано ещё спасибничать, вдруг перехвалю.
Итак,, продолжаю:
… я того, чтобы научиться ставить запятые, не обязательно учить правила. Достаточно внимательно прочитать грамотную книжку и запомнить. Но неважно.
Да, все до единого герои — шаблоны. Махровые такие. Гипертрофированное. Если дальнобойщик, то в замасленной телогрейке и в растоптанных сапогах. И так далее.
Но.
Это не столько шаблоны, сколько типажи. Взяты характернейшие черты типажнейших персонажей. Каждый из них — качество. Поэтому читателю не нужно напрягаться, чтобы представить.
Потом допишу
Рассказ написан неграмотно, все герои — шаблоны, сюжет провокационно грязен, детали многочисленны и провокационно же отвратны. Жанр, особо популярный у нас в двухтысячных, да и сейчас не сдающий позиции. Что вызывает наибольший интерес в сводках новостей? Криминальная хроника. Желательно с подробностями. Здесь криминала, подробностей и грязи достаточно, поэтому рассказ привлекает читателя.
Но.
Я же, кажется, хотел похвалить.
Хотел похвалить за то, что этот текст напоминает мне картины Губарева и других примитивистов.
Искажённые пропорции, гипертрофированные черты на портретах — здесь это отражено в образах персонажей. Они все фактурные. Множество подробностей и мелких деталей на картинах (допустим, в городском пейзаже мужик ссыт под дерево, а на заднем плане режут свинью, на портрете в интерьере тщательно выписаны все семь слоников на полке, а в углу кот вылизывает яйца) здесь копируется излишней подробностью описаний (заскорузлые пятки, широкие ладони, волосатая задница и т.п.). Темы сюжетов схожи — как правило, российская глубинка и её жители конца прошлого века. Социальная значимость — выставляются на первый план людские пороки — пьянство, воровство, предательство. Эмоциональная окраска — герои несимпатичны, внешне уродливы, поступки их вызывают омерзение, судьба — жалость. Именно техника исполнения рождает сильные эмоции, а эмоции как раз и привлекают зрителя/читателя. Важный нюанс — несмотря на несимпатичные подробности, картины вызывают улыбку. Здесь тоже достаточно анекдотичных моментов, при этом рассказ трагичен. Это смешение эмоций — смешное в печальном — будоражит психику читателя и обостряет восприятие эмоций. От постоянного выбора (плакать или смеяться, возмущаться или восхищаться) мозг приходит в состояние стресса и острее реагирует на происходящее в рассказе.
Но есть и отличие. Рассказ позволяет показать картинку в динамике. Этот рассказ — ожившая картина художника-примитивиста. Исполнено это прекрасно — действия динамичны, структура текста выстроена грамотно.
Лексика. Это то, чего не может быть в картине. Если относить такой литературный жанр к наивному искусству, то надо ожидать примитивизма в языке. В какой-то степени так и есть — «по-графомански» ни одного существительного без прилагательного, приземлённая лексика, простые предложения. Но при этом количество стилистических ляпов пренебрежимо мало (хотя бы по сравнению с грамматическими ошибками), ритм текста не скачет, фразы сформулированы правильно и ёмко.
Впечатление. Оно схоже с эффектом от картины тем, что сначала кажется, что автор не умеет. Это же детский рисунок/рассказик! И только после внимательного знакомства с произведением понимаешь, что автор/художник просто так видит. Это совершенно очевидно у художника, но несколько сомнительно у автора. Однако по аналогии хочется надеяться.
И вот тут у меня возник вопрос: можно ли считать безграмотность одним из элементов перфоманса? Типа, раз уж примитивизм, то на всю катушку. Будет ли отредактированный текст восприниматься так же цельно? Не помешает ли грамматическая прилизанность эффекту от восприятия?
Я не могу ответить однозначно, потому что знаю, что автор вовсе не намеренно наделал ошибок. Но допускаю, что в некоторых случаях безграмотность в некоторой мере может служить элементом стилизации. В разумных, впрочем, пределах.
Спасибо за внимание!
Итог меня самого удивил — я почти оправдал вашу безграмотность
Но это не значит, что можно игнорировать правила!
хлам и барахло в целом одно и тоже)
в целом текст мне очень понравился.
Спасибо.