Расшифровка или как написать 10 рассказов за 10 дней

16+
Автор:
Павел Крапчитов
Расшифровка или как написать 10 рассказов за 10 дней
Аннотация:
В книге рассказывается о технологии «Расшифровка». Освоив ее, вы сможете легко создавать истории для своих рассказов и наполнять их «живыми» героями.
Книга будет полезна тем, кто не хочет ждать мифическую "музу", а предпочитает ценой осознанных усилий писать художественные тексты.
Текст:

Часть 1.

Предисловие

В 2006 году я попал в школу виндсерфинга «Северный ветер» в Хургаде. Тогда я работал в одной из инвестиционных компаний управляющим активами. Начальница нашего бэк-офиса[1] только что вернулась из отпуска, и ее красочные рассказы о море, отеле и, конечно, парусах произвели на меня сильное впечатление. Вскоре я уже летел на неделю в Египет с твердой уверенностью научиться искусству виндсерфинга.

Много интересного и не очень произошло со мной за эту неделю. Я научился двигаться на доске и управлять парусом. Познакомился с навязчивым египетским гостеприимством, а благодаря частым падениям в море вылечил, привезенный из дома, насморк.

Но это все было в какой-то мере ожидаемо. Что-то больше, что-то меньше. Удивили люди, а вернее один человек – Сергей Чупрунов основатель школы «Северный ветер», которого все запросто называли Чупер. Во время общих посиделок в чилауте[2] он время от времени выдавал мысли, которые не ждешь от серфера. Ждешь жизнерадостности, легкости в общении, оптимизма, уверенности в себе, но про мудрость, скорее всего, не подумаешь. А те мысли, которые он озвучивал в моем присутствии, были именно мудрыми.

Вот одна из них[3]. Учитель и ученик всегда говорят на разных языках. Лучше всего объяснит новичку технику другой новичок, который только что ее освоил.

Чупер, конечно же, говорил про виндсерфинг. Он не собирался ничего обобщать. Но его слова я запомнил и потом не раз убеждался в их правоте даже в областях весьма далеких от виндсерфинга.

Почему так происходит? Возможно, мастеру с высоты его опыта что-то кажется очень простым и не заслуживающим внимания. Он пропускает это «что-то» в своих объяснениях, подразумевая, что это и так понятно. А это несказанное может оказаться для новичка тем звеном, которого и не будет хватать для понимания объясняемой темы.

Именно моя уверенность в правильности слов, услышанных мной в далеком 2006 году, в чилауте на берегу Красного моря, и позволила мне взяться за написание данной книги.

Я – новичок в писательстве. В моем багаже всего один роман в трех частях и несколько десятков рассказов. Конечно, этого мало, чтобы назваться мастером. Но этого достаточно, чтобы рассказать другому, более «зеленому» новичку, как тот может повторить мой путь.

Пусть за моими словами нет полок с многочисленными книгами, но зато я могу говорить с другим новичком на понятным ему языке. Я знаю, скорее всего, что его беспокоит. Ведь я сам еще недавно был таким.

_______________________________________________

[1] Отдел, ведущий учет операций с активами клиентов.

[2] Место для отдыха и посиделок после занятий на море.

[3] Извиняюсь, если не запомнил точные слова, но смысл именно такой.


Начало

И вот…

29 ноября 2021 года я начал размещать на Автор.Тудей третью часть своего романа «На 127-й странице»[1].

Тогда я подумал, что хорошо было бы с целью привлечения внимания к этому моему произведению параллельно размещать еще небольшие рассказы. Кто-то с этой целью пишет посты в своем блоге. Мне показалось, что рассказы лучше сработают, чем посты и привлекут больше читателей.

Кроме того, я посчитал, что стоит не растягивать публикацию рассказов на долгий период и сделать это массированно, один за другим, в течение, например, десяти дней.

Только дело в том, что никаких готовых рассказов у меня не было. Не было даже набросков. До этого момента все свое свободное время я уделял доработке третьей части романа, которую готовил к публикации: вычитывал, выслушивал рекомендации своих родных, которых я попросил прочесть свой роман, планировал меры по его продвижению и т.д. Времени писать рассказы у меня просто не было. Да и не думал я тогда, что в этом есть необходимость.

Но когда первые сцены романа были размещены, и я мысленно освободил себя от работы над ним, то в этот момент мне и пришла задумка про написание рассказов.

«Написать 10 рассказов за 10 дней в поддержку публикации романа? Хорошо бы,» - согласился сам с собой я. – «Только, как это сделать?»

До этого у меня был опыт написания отдельных рассказов, которые я объединил в сборники «Про котиков»[2] и «Трейдерские рассказы»[3].

Как я находил истории для этих рассказов? Что-то подбрасывали мне друзья и знакомые. Именно на основе таких «подсказок» появилось несколько текстов в сборнике про трейдерство. Для других рассказов я использовал некоторые моменты из собственной жизни. Благодаря им обязаны своим появлением пара рассказов в сборнике «Про котиков».

Бросаться к своим друзьям и знакомым с просьбой быстренько накидать мне основ для будущих сюжетов запланированных 10 рассказов? Не получится. Я и до того, как мне пришла в голову идея о поддержки продвижения романа с помощью собственных рассказов, регулярно изводил всех своих знакомых просьбами о сюжетах. Все обещали, кивали головами, но мой портфель сюжетов для рассказов оставался пуст.

Обратиться к своему жизненному опыту и попытаться вытащить оттуда, необходимые для написания 10 рассказов, сюжеты? Наверное, можно было бы это сделать, но… Одно дело, когда напишешь рассказ по стороннему сюжету, он окажется слабым, неинтересным и кто-нибудь черкнет комментарий типа «Афтар! Убейся галавой об стену!». Это можно легко снести и пойти дальше. Совсем другое дело, когда поместишь в рассказ кусочек своей жизни и получишь вышеуказанный совет.

Большую часть своей трудовой жизни я проработал с ценными бумагами: акциями, облигациями, фьючерсами[4]. В этой деятельности многое зависит от того, в каком направлении пойдет цена. Куда пойдет рынок, как говорят трейдеры. Вверх или вниз? Очень часто получается так, что рассчитываешь на движение вверх, а все движется вниз. Когда так происходит, когда ожидания не сбываются, на душе возникает сожаление, разочарование, обида и даже страх. Считается, что, если ты профессионал на рынке ценных бумаг, то тебе все равно, куда пойдет рынок. Тогда твоя голова свободна от неприятных мыслей, и ты можешь принимать более обоснованные решения.

Вот такого состояния «просветления» в писательстве, когда тебе все равно «куда пойдет рынок», то есть что пишут про твои произведения, я до сих пор не достиг. «…Хвалу и клевету приемли равнодушно,» - советовал классик. Пока у меня так не получается. Когда мой роман или рассказы хвалят, я радуюсь. Когда ругают – расстраиваюсь.

Поэтому я не рискнул использовать истории из своей жизни для написания этой десятки рассказов. Тем более, что мне всегда казалось, что чужая жизнь, если не считать жизни знаменитостей, мало кому интересна.

И тут мне в голову пришла идея! Один из своих прошлых рассказов, а именно «Же м’апель»[5], я написал, посмотрев короткий ролик в своей ленте в Фейсбуке. По этому рассказу была даже парочка хороших комментариев, а негативные отсутствовали. Почему бы не повторить, то, что один раз уже успешно получилось?!

Однако, я прекрасно понимал, что за то короткое время, которое я сам себе отмерил для написания рассказов, я вряд ли смогу найти достаточно интересных видео сюжетов. Но видео – это просто фильм, череда меняющихся картинок. Может быть, взять одну из таких картинок, хорошо в нее вглядеться, повертеть и так, и сяк, подумать…? Может быть, произойдет какое-нибудь волшебство, и в моей голове появится история, а я ее быстро превращу в рассказ?

Сказано-сделано. Я набрал в поисковике «советские художники картины бытовые сценки» и получил большую галерею картин, из которых отобрал понравившиеся мне. Те, которые меня чем-то зацепили. Выбрал не десять, а больше, с запасом. Не получится придумать историю по одной, переключусь на другую картинку. Говоря «картинка», я не хочу никого обидеть. Картинка – это образ того, что мелькает за окном бегущего поезда, проходит мимо нас каждый день.

Все это: решение написать 10 рассказов за 10 дней, и идея использовать картинки, как основу для будущих историй – пришло мне в голову 28 ноября.

«Завтра утром проснусь пораньше,» - был мой план. – «Выберу картинку и напишу рассказ». Подробностей, как это сделать, я не представлял. Я надеялся на свою фантазию и на то, что главное начать писать, а там – все само получится. На проработанный план это совсем не походило.

Но тем не менее на следующий день я проснулся в 6 утра, включил компьютер, выбрал картинку и…

И за 10 дней у меня получилось написать 13 рассказов, десять из которых я разместил на Автор.Тудей:

1. «Соки –Воды», 30 ноября.

2. «Там ничего нет», 1 декабря.

3. «На бревнах», 2 декабря.

4. «Золото Колчака», 3 декабря.

5. «Бег с препятствиями», 4 декабря.

6. «Мужчины смотрят вниз» 5 декабря.

7. «Пока горит сигарета», 6 декабря.

8. «Мечта Степана», 7 декабря.

9. «Под дождем», 8 декабря.

10. «Бизнес по-деревенски», 9 декабря[7].

Два из трех неразмещенных рассказов мне показались сыроватыми. Поэтому я не стал их публиковать. Один рассказ, наоборот, очень понравился, и я оставил его в запасе до лучших времен.

Но кроме этих 13 рассказов результатом моей работы за эти 10 дней стала технология, которую я назвал «Расшифровка». Именно с ее помощью мне удалось извлечь из картинок истории, которые потом были облечены в форму рассказов. Эта технология состоит ряда простых, несложных действий, которые может выполнить любой человек, имеющий хотя бы небольшой опыт в написания текстов.

Книга состоит из двух частей. Первая часть – это повествование о том, как я пришел к технологии «Расшифровка» за десять дней работы над рассказами и ее описание. Вторая часть – примеры применения «Расшифровки» на моих рассказах, которые были созданы за этот период. Каждый такой пример заканчивается практическим заданием. Вам предлагается, используя мою технологию, написать рассказ по заданной картинке. Также вы можете получить от меня рекомендации и отзыв на свой рассказ.

___________________________________________

[1] Первую книгу из цикла «На 127-й странице» можно прочесть здесь: https://litclubbs.ru/articles/34079-na-127-i-stran...

[2] Сборник рассказов «Про котиков»

[3] «Трейдерские рассказы»

[4] Кому интересна эта тема, взгляните сюда

[5] Рассказ «Же м’апель» можно прочесть здесь: https://litclubbs.ru/articles/32742-zhe-m-apel.htm...

[6] Все рассказы здесь

[7] Даты в Автор.Тудей могут не совпадать с приведенными мной, так как позже я вносил изменения в «Настройки» (аннотация, комментарии автора), а также исправлял текстах выплывавшие ошибки.


29 ноября. Гаммы для писательства

(работа утром 29 ноября, чтобы разместить рассказ 30 ноября)

И все же определенный план, как написать 10 рассказов за 10 дней, у меня был. Вернее, наметки этого плана. Во-первых, вставать пораньше, когда другие мои домашние еще спят и не будут, сознательно или несознательно, меня отвлекать. Кроме того, не зря же говорят, что «утро вечера мудренее». В это время смотришь на окружающий мир с большей надеждой, писать легче, да и мысли появляются более интересные.

Оставалось понять, что писать, поскольку сюжетов для рассказов у меня не было. Тут я полагался на то, что начну писать о том, что первое придет в голову, а там, глядишь, что-то дельное и проявится. Хотя… Относительно такого способа написания текстов у меня всегда были сомнения. Это все равно, как если бы вы пришли в секцию карате, а вам сказали:

- Побегайте полчасика по залу. Какая-нибудь техника карате у вас обязательно получится.

Или представим, что вы решили торговать акциями и получили совет:

- Покупай и продавай все подряд. К концу дня будешь в прибыли.

И в карате, и в торговле акциями такие советы точно не пойдут на пользу. Почему же похожая рекомендация должна помочь при написании художественных текстов?

В книгах по писательству я неоднократно встречал подобные советы. «Если долго смотреть на чистый лист бумаги, то что-нибудь обязательно получится» или «пишите что угодно, главное – пишите». Тот, кто дает такие рекомендации, на мой взгляд, либо не знает, как объяснить другим свою способность в создании текстов, либо не хочет раскрывать свои секреты. А дальше такой советчик начинает маскировать свою неспособность внятно что-либо объяснить словами: «вдохновение», «муза», «творчество», «невозможно поверить алгеброй гармонию» и прочее.

Но причем здесь «вдохновение»?! Причем здесь «творчество»?! Возьмите музыку. Ведь, никто не будет спорить, что сочинение музыки не менее творческий процесс, чем писательство. Однако, при обучении музыке, например, заставляют играть гаммы. Есть ли что-нибудь подобное при обучении писательству?

- Ну как же! - скажете вы. – Фрирайтинг! Это и есть гаммы в писательстве.

Не соглашусь. Гаммы – это совсем не то, что «писать все подряд и что-нибудь получится». Во-первых, для исполнения гаммы задана форма – октава, восемь нот, а всего восемь октав, если вы разучиваете гаммы на обычном фортепиано. Учебные пособия по изучению техники музицирования предлагают различные способы исполнения таких упражнений: слева направо и обратно, одной рукой, а потом двумя руками вместе. При этом каждый палец должен нажимать определенную клавишу.

Ничего подобного в писательстве нет. Если совет «пишите все, что придет в голову» переадресовать в область музыки, то получится «нажимайте любые клавиши, в любом порядке, что-нибудь да получится».

Есть такой способ проверки идей «на прочность». Берется только что высказанная идея и переносится в совершено другую область применения. Если в результате такого переноса получается что-то очень неудобоваримое, излишне гротескное, то, скорее всего, идея слабенькая.

Именно это я сейчас и сделал с фрирайтингом. Перенес этот метод написания текстов в музыку. Думаю, что вы уже мысленно услышали ту какофонию, которая получилась в результате этого.

- Ладно, - с обидой в голосе сказали вы. – Тогда давай наоборот. Перенеси свои любимые гаммы в писательство. Смотри, я бью пальцами по чистому листу бумаги и тоже ничего не получается.

- Попытка засчитана, - отвечаю я. – Ваш юмор оценил.

Дело в том, что даже в области музыки, на разных инструментах, гаммы играются по-разному. На фортепиано это будет вот так, а на гитаре – по-другому. Гаммы для тренировки писательского мастерства будут выглядеть тем более иначе. Вот такие «гаммы» для писательства я и придумал в ходе написания своих 10 рассказов за 10 дней.

Гаммы в музыке более сложный тренажер, чем может показаться с начала. Он тренирует не только пальцы. Многократное повторение гамм соединяет расположение руки на клавишах фортепиано или грифе гитары с мозгом музыканта. Когда в голове пианиста возникает та или иная нота, он уже не думает, на какую клавишу надо нажать. И если в голове у музыканта появляется мелодия, то она через его пальцы трансформируется в, слышимый и для других, звук.

Придуманные мной «гаммы» для писательства даже более продвинутые, чем музыкальные. Они не только тренируют мозг и пальцы. Они позволяют создавать «музыку», то есть придумывать истории и наполнять их "живыми" персонажами.

Именно об этих «гаммах» я и рассказываю в этой книге.

Форма для ваших мыслей

Музыкальные гаммы – хороший пример. От них многое можно взять, что может помочь в писательстве. Например, форму. Тренировка пальцев и мозга музыканта происходят в определенной форме, а именно в октаве из восьми нот. Причем ноты в октаве расположены не просто так, не хаотично. Каждая нота, это звучание струны определенной длинны. Чем короче струна, тем выше звук. В этом и есть гармония. В этой гармонии и тренируется музыкант.

Какая же форма «гаммы» должна быть для писательства? Мне повезло. На одну из таких форм я случайно наткнулся, собираясь писать свои рассказы. Это картинка.

Картинка - это форма, которая задает общее направление движения мыслей при создании текста. Все написанное нами, глядя на картинку, заливается в эту форму, как расплавленный металл. Капля за каплей. Форма не дает металлу растечься по сторонам. Когда металл застывает, форму разбивают, а получившееся изделие начинает жить своей жизнью.

Для первого рассказа мне приглянулась картина с запутанным авторством. В один источниках автором этого живописного произведения называют одного художника, в других – другого. У меня нет ни опыта, ни времени выяснять, кто же настоящий автор этой весьма, на мой взгляд, примечательной картины. Поэтому я прошу вас набрать в поиске слова «Сайфутдинов Без названия 1980-е хорошие картины». В найденном будет полотно, на котором изображена девушка, стоящая за прилавком. Это и есть то произведение живописи, которое вдохновило меня на написание первого рассказа.

Найдите, описанную мной картину, по вышеуказанным словам, и взгляните на нее, прежде чем читать дальше. Названия этого полотна в сети я не нашел, но это даже к лучшему. Представьте, если бы я узнал, что это произведение называется, например, «Ударница социалистического труда в сфере торговли». Это, скорее всего, так или иначе, повлияло бы на меня, и кто знает, что за рассказ у меня в результате получился бы. Безымянность картины оставляла больше свободы для воображения.

Первое, на что я обратил внимание, когда рассматривал эту картинку, было выражение лица, нарисованной девушки, ее взгляд. Он был направлен, как мне показалось, в никуда, а вернее, внутрь самой девушки. Там внутри она размышляет о чем-то своем, важном для нее. Окружающая действительность в данный момент ей совершенно не интересна. Такие мои мысли подтверждали расслабленная поза девушки и безвольно лежащие на прилавке руки. Словно все ее тело замерло, отдавшись внутренним размышлениям.

Кто эта девушка? О чем она думает? Такие вопросы я мысленно задал себе, а потом почти сразу в голове появилась история для рассказа, который я и назвал «Соки – Воды».

Где же здесь обещанные гаммы, спросите вы? Честно сказать, в тот момент ни о каких гаммах для писательства я не думал. Я был рад, что у меня на экране компьютера появляются строчки, из которых складывается история. Что у меня, скорее всего, получится первый рассказ, который я смогу завтра, 30 ноября выложить на Автор.Тудей и, таким образом, поддержать свой роман.

Передо мной была форма – картинка, а в голове: мысли, воспоминания, услышанное и увиденное ранее. Все это я, не думая ни о чем другом, «заливал» в «форму», надеясь, что получившееся в результате моей работы изделие будет симпатичным.

Обстановка на картинке, одежда, изображенной девушки – все говорило о том, что нам показан кусочек реальности из 60-х годов нашей страны. Моя теща как раз в те годы была такой же девушкой, приехавшей из подмосковной деревни за лучшей долей в Москву. Из разговоров с ней я знал, почему она решилась приехать в Москву, как жили, оставшиеся в деревне ее родители, как и кем приходилось ей работать в столице, какие у нее были чувства и надежды в то время. Эту информацию я и использовал для создания истории по выбранной картинке. Несмотря на это, мой рассказ не является мемуарами. И совсем не потому что моя теща работала не в магазине, а стояла за револьверным станком на заводе «Салют». Ее воспоминания о своей молодости стали для меня кирпичиками, из которых я сложил домик. И это получился совсем не тот «домик», который строила моя теща в те годы.

Рассказ «Соки – Воды»[1] я опубликовал, как и задумал 30 ноября. Комментарии к рассказу были положительными.

«очень здорово:)»

«Интересная концовка. Драмы удалось избежать»

«Идея писать рассказы по картинам тоже весьма оригинальна. Саму картину вы могли бы приложить к рассказу, только внизу».

«Написано неплохо. Пассаж с "ты меня тоже жди" понравился».

«Тепло, лампово».

«Выражение лица девушки, вот, что сподвигло на рассказ, который мне, кстати, очень понравился».[2]

Особенно меня порадовал комментарий «Тепло, лампово». Ведь именно такое настроение навеяла мне, выбранная для первого рассказа, картинка. А значит, я смог трансформировать свои чувства в слова и передать их читателям.

Ни по одному, из полученных мной ранее образований, я не гуманитарий. Возможно, поэтому я не забыл, не пропустил мимо себя, не списал на неожиданно пришедшее вдохновение то, с чего началось написание рассказа. Это были два вопроса, которые я задал себе. Кто это девушка? О чем она думает?

Это наблюдение и положило начало созданию технологии «Расшифровка», которой посвящена эта книга.

__________________________________________

[1] Рассказ «Соки – Воды» можно прочесть здесь

[2] Свои рассказы я разместил не только на сайте Автор.Тудей. Соответственно здесь и далее я использую комментарии и с других сайтов.


30 ноября

(работа утром 30 ноября, чтобы разместить рассказ 1 декабря)

Успешное написание первого рассказа, добавило мне уверенности в себе. На следующий день я снова проснулся в 6 утра и сел за компьютер, на экране которого была новая картинка – идущий по берегу моря старый человек.

В этот раз картинкой для меня служило не живописное произведение, а фото, которое я взял в банке бесплатных фотографий Pexels.

Взгляните на эту картинку по ссылке https://disk.yandex.ru/i/8vV4fgaQWlfWeQ

Раннее утро. Набегающие на берег волны. Паруса вдалеке. Сутулая спина уходящего, пожилого человека. В его руках трость, на которую он опирается. Голова немного повернута, он смотрит на паруса на горизонте. Все это может навести на определенные размышления и создать нужное настроение для появления истории. Но мне чего-то не хватало в этой картинке, как соли или специи в еде.

На Автор.Тудей у меня есть много друзей[1]. Это иногда помогает. Одному из таких друзей, Далии Трускиновской[2], которая пишет произведения, в том числе в жанре мистики, я задал вопрос, как это она делает, и получил хороший, основательный ответ.

«Мне кажется,» - написала писательница. – «Сперва - совместить несовместимое. Найти предельно земного персонажа и предельно мистического. Условно говоря - президента банка и привидение. У президента - свои проблемы, у привидения - свои. И при столкновении проблем образуется конфликт. А можно - с другого конца. Взять персонажа с проблемой, которую обычными средствами не решить. И подумать, какие мистические средства для этого годятся».

Я вспомнил этот совет, когда разглядывал вторую картинку.

Конфликт! Вот чего мне хватало на ней. Конфликт, противоречие – это всегда действие. А про действие всегда найдется, что написать.

Я порылся в бесплатных фотобанках и нашел еще одну фотографию. Похожий берег моря, такие же волны, но на фото другой человек. Он молод. Он бежит, сильно отталкиваясь ногами. Я почти вижу, как из-под его кроссовок, при беге, вылетает песок.

Я соединил обе фотографии: старого и молодого – в один коллаж. Его можно посмотреть здесь: https://disk.yandex.ru/i/AB_8kPVaVs6LQw

Получилось, что старый человек как бы смотрит на молодого бегуна. Картинка обрела совсем другое «звучание». Расширился спектр вопросов, которые я стал задавать себе. Я хотел знать, почему старик смотрит на пробегающего мимо него бегуна? Что он думает при этом? Может быть, что-то хочет сказать? Или вспоминает себя в молодости?

Я не зря надеялся на свою фантазию, когда планировал написать 10 рассказов за 10 дней. Она меня не подвела и в этот раз. Историю я назвал «Там ничего нет»[3]. Она получилась невеселой. Это отразилось в комментариях к рассказу:

«Беспощадна судьба, наши планы круша».

«Хороший рассказ. Жизненный. Я, вот, тоже едва хожу :) и меня тоже никто не слушает, когда хочу сказать, что там ничего нет :(».

«Интересный рассказ, приятный живой слог, лёгкое прочтение, читатель не устаёт скучать. Грамотно подан материал».

Такой отклик можно было считать удачей. Читатели поняли, что я пытался образно, в форме рассказа донести до них.

«Жаль, что история получилась грустной,» - подумал тогда я и пообещал себе в следующий раз написать что-то более радостное.

Рассказ размещен в срок. Комментарии хорошие. Я было доволен. Но за всем этим я не упустил факта, что написать рассказ мне снова помогли вопросы, которые я задавал себе, думая про персонажей на моем коллаже.

«Один раз – это случайность, два раза – это совпадение, три раза - уже закономерность,» - пришла мне в голову народная мудрость.

«Дождусь третьего раза,» - было мое решение.

Но я уже знал, что завтра утром, разглядывая очередную картинку, я буду задавать по ней себе вопросы, так как понял, что это помогает мне придумать историю и написать рассказ в срок.

_________________________________________

[1] Написал это предложение и почти вижу, как скривился читатель. Но я ничего не могу поделать, терминологию задает создатель ресурса, я ее только использую.

[2] Ссылка на профиль этого автора

[3] Рассказ «Там ничего нет» можно прочесть здесь: https://litclubbs.ru/articles/34425-tam-nichego-ne...


1 декабря

(работа утром 1 декабря, чтобы разместить рассказ 2 декабря)

«Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день…»

М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

Такие строчки из бессмертного стихотворения сами собой пришли в голову, когда я садился за компьютер писать третий по счету рассказ в своем писательском мини-марафоне.

Опять 6 утра. Опять за окном темно, а в свете уличного фонаря видно, как неспешно падает снег на припаркованные автомобили. В такое время хорошо спится, но просыпаться мне было почему-то легко, и к компьютеру я шел с удовольствием. Почему?

Мне кажется, что все дело в неизвестности, а вернее в ее отсутствии.

Человека всегда пугает неизведанное, непонятное. Это рождает страх. А страх словно парализует человека, мешает ему выполнять, казалось бы, простые действия. Всем известен пример про то, как легко пройти по доске, лежащей на земле. И про то, как трудно сделать тоже самое по той же доске, но уже поднятой на высоту три метра. Почему так получается? Ведь доска прежняя? Меняется внутреннее состояние человека. Высота рождает в большинстве людей страх. Даже если вы решитесь пройти по доске, поднятой на высоту трех метров, то, скорее всего, сделаете ошибку и упадете. Хорошо, если вокруг разложили подушки, тогда ваше приземление будет комфортным.

Я уже говорил, что долгое время занимался операциями с ценными бумагами. Однажды, поскольку работы было много, у меня появился помощник. Молодой, способный парень, но без опыта работы на бирже. Когда я поручил ему купить акции для нашего клиента, то увидел, что он попал в некоторое затруднение. Назвать это страхом, наверное, было бы преувеличением, но мой помощник явно тормозил, его пугала неизвестность.

Дело в том, чтобы купить акции, надо было на экране компьютера выбрать наименование ценной бумаги, счет клиента, указать количество и дождаться определенной цены. Казалось бы, простые операции. Если бы не одно «но». В тот момент, когда вы собираетесь за компьютером совершить сделку, вашу «доску поднимают на высоту три метра». Нажатием клавиши на клавиатуре компьютера активируется сделка на многие сотни тысяч рублей. А если ошибетесь? Обратно сделку уже не вернуть. Нельзя сказать, извините, я ошибся. Давайте переиграем. Что будет, если такое случится? Меня накажут? Я потеряю работу? Из-за этих мыслей появляется страх, который и тормозит работу.

Когда я увидел, что мой помощник не решается совершить сделку, я сказал ему что-то ободряющее. Типа, не парься, жми на клавишу и все будет «окей». Мои слова, наверное, успокоили парня, он совершил в конце концов сделку, а потом впоследствии много и плодотворно работал. Сейчас он является успешным управляющим активами.

Правда, в тот раз ошибку он все же совершил. Вместо одной тысячи акций купил десять тысяч. Но не ошибается тот, кто не работает. Кстати, возможно, совершенные ошибки и их преодоление учат гораздо быстрее, чем плавное течение событий.

Вполне возможно, что неизвестность тормозит и работу пишущего человека. Что я буду писать? Получится ли у меня выразить свои мысли на бумаге? Да и появятся ли эти мысли?

У меня такой неизвестности не было. Я знал, что в памяти компьютера приготовлено много картинок, по одной из которых я сегодня буду придумывать историю. Я уже знал, что для этого я буду задавать себе вопросы и сам на них отвечать. В прошлые два раза это сработало. Мне в голову быстро пришли истории. На их основе я написал рассказы, комментарии по которым были положительными. Так что, никакой неизвестности. Утром меня ждали ясные и понятные действия.

Наверное, именно четкое представление того, что я буду делать, позволяло мне легко просыпать ранним, темным, зимнем утром и приниматься за работу.

Третьей картинкой, которую я выбрал дня написания рассказа, была картина художника Сергеева С.Н. «Мои товарищи». Наберите в поиске слова «сергей сергеев мои товарищи». В найденном будет картина, на которой изображена группа подростков, сидящих на больших бревнах. Это и есть та картинка, которая вдохновила меня на написание очередного рассказа.

«Чем больше персонажей, тем легче,» - думал я, вглядываясь в нарисованное на выбранной картине. Такой настрой у меня сложился после второго рассказа в моем писательском мини-марафоне. Для его написания я сделал коллаж. Благодаря этому к первому персонажу, идущему по берегу моря старику, добавился еще один – молодой бегун. После этого история пришла мне в голову очень быстро.

Наверное, так оно и есть. Персонажи, изображенные художником, могут помочь написать рассказ. Но дальнейшие события на моем мини-марафоне показали, что с не меньшим успехом можно написать интересный рассказ по картинке, где вообще не изображено ни одного персонажа.

Вопросы и ответы в этот раз давались мне легко. Кто приходит первым на изображенные на картине бревна? Наверное, гитаристы. Почему? Порепетировать. Никого нет. Никто не будет мешать. Кстати, один внимательно смотрит, что играет на гитаре другой. Наверное, один показывает аккорды новой песни, а другой повторяет. На верхних бревнах сидят похожие ребята. Братья? Один из них что-то читает. Учебник? Задание на лето? У девчонки внизу тоже на коленях лежит какая-то книжка. Но она в нее не смотрит. Чем занята ее голова в этот момент?

Больше всего меня привлекла парочка с велосипедом. Взрослый парень в майке с какими-то невнятными изображениями волосатых голов. Рок музыканты, наверное. Рядом с ним высокая хрупкая девушка. На велосипеде полотенце. На речку ходили?

Историю по этой картинке я рассказал от лица автора. Небольшая трудность была с концовкой, но я справился. Получился рассказ «На бревнах»[1]. Комментарии снова порадовали.

«Хороший рассказ. Тёплый, добрый».

«Хорошо описана сельская жизнь. Даже захотелось в нее окунуться».

«Хорошие воспоминания... С удовольствием прочитал».

«подкупает искренность и правдивость повествования, к тому же приятный, задушевный слог вызывает у читателя симпатию к автору. Мой плюс. Хорошая проза»

Особенно порадовал комментарий, где читатель посчитал, что для рассказа я взял свой жизненный опыт. Я же никогда не был сельским жителем и никогда в моей жизни, к сожалению, наверное, не было таких вот «бревен». Получается я обманул читателей? Ввел их в заблуждение? Конечно же, нет. Рассказывал историю не я, а мой главный герой. Это он проводил свое лето в деревне. Это его друзья собирались на бревнах. Просто я дал ему возможность высказаться.

Результатом моей этой утренней работы стал не только рассказ «На бревнах». Я понял, что, задавая себе вопросы по картинке и отвечая на них, я пробуждаю в себе какие-то, до этого момента спящие, воспоминания о событиях, которые ранее произошли в моей жизни; какие-то эмоции, которые я раньше испытал. Это, в свою очередь, помогает мне в наполнении рассказа чувствами и живыми красками.

А еще в голову пришла мысль, что, задавая вопросы и отвечая на них, я как бы делаю расшифровку того, что в своей картине закодировал художник. Одному из пацанов он дал учебник, а другому – нет. Что художник хотел этим сказать? Какую «шифровку» он хотел мне передать? Хрупкая девушка с краю смотрит на сидящих на бревнах ребят, в то время как ее спутник в майке с рок музыкантами прямо-таки впился взглядом в ее лицо. Их взгляды не пересекаются. Что зашифровано в этой коллизии?

Слово «расшифровка» мне понравилось. Это поставило меня почти на одну ступень с учеными, которые расшифровали египетские письмена. Вот, оказывается, я какой! Да… как говорится, сам себя не похвалишь, никто не похвалит.

А еще я сделал рационализаторское предложение. Сам себе. И сам же его одобрил. Вопросы к картинке надо писать вечером, а ответы на них – утром. Во-первых, задавать вопросы – это менее творческий процесс. Даже вечером, когда человек, как правило, устал, всегда можно придумать с десяток вопросов. Во-вторых, заданные вопросы будут ночью работать в вашей голове без вашего сознательного участия. Не зря же говорят, что кто-то во сне придумал периодическую таблицу химических элементов[2], а кто-то – сюжеты для своих знаменитых картин[3].

Еще я подумал, что, записав вопросы к очередной картинке вечером, я тем самым выдаю задание своему мозгу подобрать нужное из пережитого мной. Это потом всплывет в моем сознании утром и может пригодится для создания истории, а в дальнейшем и для написания рассказа.

В какой-то мере я использовал подобный механизм и раньше. Например, если я терял какую-нибудь вещь в доме, то я несколько минут думал, где она может находиться, а потом давал себе отдых: занимался другими делами, читал книгу и т.д. Но через какое-то время я снова возвращался к мысли о потерянной вещи и пытался вспомнить, куда же я ее положил. Если сразу не получалось, то я повторял процесс: подумать – отвлечься – снова подумать. Как правило, такой способ давал положительные результаты. Потерянное, в конце концов, находилось.

Почему бы не сделать нечто похожее и в процессе написания рассказов? Задание, в виде моих вопросов, будет заложено в память, сон оживит подсознание и, возможно, утром история придет ко мне быстрее.

В общем, третий день был весьма успешным. Я не только написал рассказ, но почувствовал, что у меня выстраивается некий метод осмысленного создания историй. И хотя в подробностях этот метод я еще не представлял, но название для него уже придумал – Расшифровка.

_______________________________________

[1] Рассказ «На бревнах» можно прочесть здесь

[2] По одной из версий Д.И. Менделеев придумал периодическую таблицу химических элементов во сне.

[3] Считается, что Сальвадор Дали владел некой техникой, с помощью которой во сне придумывал сюжеты для своих картин.


2 декабря

(работа утром 2 декабря, чтобы разместить рассказ 3 декабря)

Как было бы хорошо, если бы все планы нами выполнялись! Про свое намерение придумать вопросы к следующей картинке и записать их вечером я просто забыл. Все это пришлось делать уже утром.

И вот, 6 утра, передо мной картинка: черный паровоз с когда-то красной звездой на «лбу» и череда вагонов за ним. А вокруг молодой лес. Наберите в поиске слова «заброшенный паровоз лес», и вы удивитесь, как много подобных картинок.

Почему меня заинтересовала этот паровоз? Есть что-то загадочное в этой фотографии. Ведь паровоз – это не автомобиль. Он не может просто так заехать в лес. Надо сделать насыпь, проложить шпалы и рельсы. А это большая работа! Кроме того, рельсы и шпалы прокладывают не просто так, а к чему-то, к какой-то цели, к какому-то объекту? Куда вела эта железнодорожная ветка? Почему ее забросили? Зачем по ней, в конце концов, загнали и бросили этот локомотив?

Так, рассматривая картинку, я стал в уме задавать себе вопросы, и только в этот момент вспомнил, что хотел записать их еще вчера вечером. Пришлось исправлять свое невыполненное обещание.

Вопросы и ответы на них я стал записывать в табличной форме. Мне так показалось удобнее. Сформировал две колонки. Одну назвал незамысловато «Вопросы», а вторую, которую сделал гораздо шире, «Ответы». Подумал и сделал над таблицей шапку «Поезд в лесу»». Ее я выделил красноватым фоном. Цвет мне навеяла пятиконечная звезда на «лбу» паровоза. Получилось вполне симпатично.

Сделав таблицу, подумал, что если бы у меня вчера была такая форма, то, возможно, я бы не забыл про свое обещание записать вопросы к картинке вечером. Форма – большое дело. Она и дисциплинирует, и напоминает. Кроме того, форма еще, пусть немного, но разгоняет тьму неизвестности. Где я буду записывать свои вопросы к картинке? В компьютере или на листке-черновике? Готовая форма отвечает на эти вопросы, как бы расчищая путь для моей работы. Поэтому с этого момента я твердо решил все вопросы к картинкам записывать именно в таких таблицах.

Потом я какое-то время записывал уже появившиеся вопросы и ответы на них в созданную таблицу. Еще раз похвалил себя за свою придумку с вопросами. Благодаря ей у меня не было проблем с ответом на вопрос: «что же мне писать». Это были мои «гаммы», которые я мог «играть» каждое утро, отрабатывая писательские навыки. И этот тренинг проходил в заданной форме. Я придумал вопросы и ответы на них, не сдерживая свою фантазию, но все это «заливалось» в подготовленную форму - картинку, что обещало в конце концов привести к запланированному результату - истории, а потом – к рассказу.

Я снова взглянул на картинку «Поезд в лесу». Кроме загадочности в ней была еще, на мой взгляд, и трагичность. Это, как с кладами. Если вы нашли клад, это, скорее всего, означает, что с его бывшем владельцем что-то произошло. Что-то трагичное, что не позволило ему вернуться и забрать спрятанное.

Так и здесь. Построили железную дорогу, паровоз, были планы, хотели по ним двигаться в «светлое будущее», а потом все пошло прахом. Достаточно сложный механизм ржавеет посреди леса никому не нужной грудой металла.

«Клад, клад, клад,» - запульсировало у меня в голове.

К чему это? Что за клад? Клад в поезде? Ерунда какая-то! Когда ездили на паровозах? В Гражданскую? Позже? Раньше?

Еще порция вопросов пошла в таблицу, а правая колонка с ответами стала стремительно наполняться.

«Гражданская война. Клад. Это связано?» – думал я.

Конечно! Рушился привычный уклад, люди покидали свои дома, прятали сбережения, рассчитывая вернуться, и не возвращались. А причем здесь паровоз, заброшенный в лесу? Может быть, не прятали, а что-то хотели увезти с собой.

«Эх, жаль, что все эти вопросы я не записал вчера вечером,» - пришло в голову. – «За ночь мое подсознание что-нибудь да придумало бы».

Золото Колчака! Эти слова искоркой пронеслись в моей голове. Раньше об этом много говорили. Золото Колчака – это такой предмет, который ищут, ищут и не могут найти. Зато это дает возможность писать про него, выдвигать версии, строить предположения.

Может быть, моя история про то, как на этом паровозе вывезли «золото Колчака»? Нет, не складывается. Спереди на локомотиве пятиконечная звезда. Значит, этот паровоз построили уже после победы Советской власти. Вряд ли в ходе Гражданской войны стали бы сбивать с паровозов гербы Российской империи, чтобы заменить их звездами.

Но с «золотом Колчака» я не хотел расставаться. Я уже мысленно вынес эти слова в название будущего рассказа и уже почти видел, как они привлекают внимание потенциальных читателей.

«А если это будет рассказ про человека, который ищет потерянное «золото Колчака» и случайно находит этот паровоз?» - пришла мне в голову другая версия. – «Пусть нет никакого «золота Колчака», а этот человек просто так развлекается? Пусть это будет его хобби».

Что за человек? Какого он возраста? Почему у него такое хобби?

Вопросов было много, отвечать пришлось также многословно. Чтобы немного отдохнуть я полез в сеть, почитать информацию про это самое «золото Колчака». Выяснил, что оно действительно было. Но правильнее было бы его назвать «золотом Каппеля». Именно В.С. Каппель, тогда еще подполковник, в 1918 году захватил в Казани золотой запас Российском империи.

С исследуемой мной картинкой была еще одна сложность. Если на первой картинке, по которой я написал рассказ «Соки-Воды», был один персонаж – девушка за прилавком, на второй картинке - уже два персонажа: старик и молодой бегун, а на третий – вообще группа людей, то сейчас у меня имелся только паровоз в лесу. Персонажей не было. Мне приходилось выдумывать их самому.

Помня о том, что форма позволяет лучше организовать процесс работы над картинкой, для персонажей я сделал отдельную таблицу. В ее шапке я убрал слова «Поезд в лесу» и написал более звучное - «Золото Колчака».

Кто у меня главный герой? Чем он занимается? Почему решил искать «золото Колчака»?

На вопросы и ответы у меня ушло примерно два часа. Но зато в результате в голове появилась история про молодого человека, работающего в туристическом агентстве. Потом в течение дня я оформил ее в рассказ, который назвал «Золото Колчака»[1]. Его я на следующий день разместил на Автор.Тудей, не нарушив самим себе поставленных сроков: один рассказ – каждый день.

Комментарии к рассказу польстили моему самолюбию:

«Блин, это круто! Посмотрел на название, и начал читать со скепсисом! А прочитал три раза! Это ж надо так хорошо писать!»

«Хороший рассказ - парень стал жертвой своей собственной идеи».

«А ведь найдет паршивец...»

«Прочел на одном дыхании. Не мог оторваться».

«Отличный рассказ! Ни одного лишнего слова. Интересно было бы почитать продолжение...»

«Как бы часть чего-то бОльшего, а не отдельный рассказ.++++++++»

Но в этот раз был и негативный отклик.

«Сплошная канцелярщина».

Но негативный комментарий почему-то совсем никак не повлиял на меня. Ну написал кто-то и написал. Может быть, у человека было плохое настроение?

Работа над рассказом «Золото Колчака» помогла мне еще немного продвинуться в развитие своего метода расшифровки картинок. Теперь на каждую картинку я заводил две формы таблиц. Первую я назвал «Таблица общих вопросов», вторую – «Таблица персонажей» и пообещал себе заполнять их вопросами каждый день вечером, по две таблицы на каждую картинку.

_________________________________________

[1] Рассказ «Золото Колчака» можно прочесть здесь: https://litclubbs.ru/articles/34456-zoloto-kolchak...


Про таблицу персонажей

Персонажи рассказа «Золото Колчака»: главный герой, Вадик, Гарик, Крючек - получились у меня легко. Это произошло, как я считаю, благодаря использованию таблицы персонажей.

Истории без персонажа не бывает. Поэтому надо начинать именно с их создания. Во-первых, это проще, чем сразу придумать готовую историю. Во-вторых, если у вас есть «живой» персонаж, то он уже сам расскажет вам историю.

Как же создать персонаж? Также, как это делал я, когда рассматривал картинку с заброшенным поездом в лесу. Начните задавать вопросы, а сами вопросы и ответы на них записывайте в соответствующую таблицу.

Кто мог увидеть данный поезд? Как это произошло? Кто этот мой главный герой? Молодой или старый?

Интересоваться надо всем. Вы, таким образам, посылаете весточку своему подсознанию. В ней вы как бы просите, придумай что-нибудь, ты ведь у меня такое сообразительное!

Как одеты персонажи вашей будущей истории? Почему именно так? Какая у них профессия? На ее выбор повлиял их характер? Или, наоборот, их характер был сформирован выбранной ими профессией? Есть ли у них родные? Семейное положение? Какие у них есть странности? Ведь есть же? Чего они хотят достичь в жизни? Или, может быть, они просто плывут по течению?

Как и в случае с таблицей общих вопросов в таблицу персонажей сначала записываются только вопросы. Не торопитесь на них отвечать. Ведь вы работаете сразу над многими картинками. Пусть на первом этапе пока копятся вопросы. Вы тем самым отрабатываете навык проявления внимательности, любопытства. И пишите… Пусть это довольно простое писание, но это тоже тренировка. Если вы будете при этом замечать и исправлять ошибки в словах, из которых формируете вопросы, то получите дополнительный навык: писать без ошибок.

Процесс написания вопросов можно сравнить с разминкой перед основной тренировкой. Вы таким образом, «разогреваете тело». В той иллюзии, которую я представляю, вопросы это начало моего разговора с подсознанием. Я ни коем случае не строгий следователь, который требует немедленных ответов на свои вопросы. Я участливый собеседник, который расспрашивает своего друга. Мы давно не виделись и теперь встретились. Разлука повлияла на наши отношения. Мы пока не знаем, о чем поговорить. Но на помощь приходят вопросы.

- Ну, как ты?

- Да, нормально.

- Кем работаешь?

- Торгую на бирже.

- Да ты что?!

- Да, так получилось.

- Интересно! Сам бы хотел чем-то таким позаниматься.

- Ничего интересного. Рутина, как везде.

- А твое образование пригодилось? Английский используешь?

И прочее, прочее…

Поэтому если персонажи не получаются, стоит сделать еще один шаг вглубь. Создать таблицу для отдельного, возможного участника вашей будущей истории. Запишите в нее все вопросы, которые вы хотите выяснить про этого персонажа, и ответьте на них.

Заполнение таблиц вопросами по многим картинкам можно использовать, как утренний тренинг по писательству. Одновременно, это будет заданием вашему подсознанию. На следующее утро тренинг дополнится написанием ответов, на поставленные вчера вопросы.

Когда будут созданы персонажи, история обязательно придет к вам.

Я уже говорил, что историю рассказываете не вы, а придуманные вами персонажи. Добавление нового персонажа может существенно изменить направление движения событий в вашем рассказе.

Взять, например, «Золото Колчака». Что будет, если в этот рассказ ввести еще один персонаж? Поменяется от этого направленность рассказа?

Можно, например, добавить персонаж – молодую девушку Олю, которая работает секретарем в турагентстве. Ей нравится главный герой. ГГ - молодой парень, почему бы ему не ответить взаимностью на чувства этой девушки. Вроде бы все логично. Секретари в турагентствах работают. Служебные романы бывают? Бывают. Только вот, скорее всего, этот персонаж ничего не добавит, кроме объема текста, к моему рассказу.

А если придумать старого охотника, которого мой главный герой встречает в лесу?

Пусть мой главный герой и старый охотник проводят вместе один вечер за костром, общаются, ГГ рассказывает о своей работе, о походах.

Наутро они расходятся в разные стороны. На прощание охотник говорит ГГ, что тот хороший парень, только направление движения своей жизни выбрал не совсем верное. Как ни объясняй людям про то, что шансов найти пресловутое «золото Колчака» мало, они будут думать свое. Будут рассчитывать найти это «золото». Вот и получается, что ГГ, который заранее знает, что никакого золота нет, обманывает людей, водит их в заблуждение.

« - Вот ты сейчас в город возвращаешься, - сказал на прощание старый охотник. – Если возьмешь чуть правее, выйдешь на речку Лебяжью. Там брода нет. Придется делать крюк и, в результате, окажешься не у города, а где-то на выселках. А от них до города-то еще километров пять пилить. Понимаешь? Важно с самого начала взять правильное направление. Иначе через какое-то время окажешься совсем не в том месте, где рассчитывал.

На этом и расстались. Всю дорогу до города я думал над словами моего случайного собеседника».

Как вам такой персонаж? Поменяется что-то в рассказе от его появления? Думаю, что да. То, что не смогла сделать секретарша Оля, смог сделать другой персонаж – старый охотник. Возможно, благодаря его появлению ГГ начнет действовать по-новому.

Но новый персонаж может повлиять на создаваемую историю и по-другому. Подсознание может нашептать иную версию развития взаимоотношений между ГГ и старым охотником. Настроение у подсознания было «приключенческое», поэтому на прощанье охотник сказал совсем другие слова.

«- Если действительно хочешь что-то найти, пройди севернее. Реку Важная знаешь?

- Это, которая на картах Арказья называется?

- Тьфу на ваши карты! Важная она и есть Важная! Кто ей такое название придумал!

- Говорят историческое.

- Историческое… Вот я сколько уже по этим краям хожу, ты первый, кто мне ее так назвал.

Андрей промолчал.

- В общем, найдешь мост через эту реку. Если, конечно, он не разрушился. Когда-то даже узкоколейка по нему проходила. Странное место там. Деревья высоченные, грибы, ягоды – всего полно. Но туда никто не ходит. Во всяком случае из тех, кого я знаю.

- А почему?

- Говорю же тебе, место странное. В общем, если в наших краях и есть твое «золото Колчака», то оно там. Другие все места разведены и перехожены.

- А сами почему не сходите за «золотом»?

- Сам…? Понимаешь…, - задумался охотник. – Вот найду я это богатство и полезут из меня мелкие страстишки, не самого высокого «качества». Нет, лучше я свой век со спокойной душой доживу.

На том они и расстались.»

Такое поведение персонажа задает рассказу совсем другое направление. В первом случае, когда старый охотник говорит, что ГГ неправильно поступает, вызывая у людей стремление к золоту, у рассказа будет некое мировозренческое звучание. Во втором случае, когда охотник подсказывает ГГ возможное место, где могло быть спрятано «золото Колчака», рассказ берет чисто приключенческое направление.

Создание нового персонажа – это еще один способ «достучаться» до подсознания, еще один метод расшифровки картинки. Поэтому если после всех итераций, предложенных мной в этой книге, история не получается, создайте нового персонажа. Только не «секретаря Олю», а «старого охотника». Того, кто может повлиять на ход событий в вашем возможном рассказе.

Образ «старого охотника», слова, которые он говорит моему ГГ, у меня появились при написании этой части книги без подготовки. Но так бывает не всегда. Может получиться так, что персонаж придуман, а что с ним делать непонятно. Тогда надо начинать с персонажем обычную работу. Задавайте вопросы: кто он такой, как появился в этих местах, кто его родители, как одет, курит или нет, с бородой или нет, где раньше работал и прочее. Записывайте ответы. Давайте им «отлежаться» день-другой, снова просматривайте. Придумывайте новые вопросы, снова на них отвечайте. Я уверен, что подсознание, в конце концов, откликнется на ваш призыв и предложит свою историю.

3 декабря

(работа утром 3 декабря, чтобы разместить рассказ 4 декабря)

Пишут не руки, пишет голова. Возможно, поэтому утро самое подходящее время для писательского творчества. Нет посторонних мыслей.

Мысли – это, как машины на дороге. Чем их больше, тем сложнее ехать вперед.

Третью часть романа «На 127-й странице»[1] я писал по утрам летом, на даче. По одной сцене - каждое утро. А перед этим, не мог отказать себе в таком удовольствии, делал велопробежку. Утро, не жарко, машин на дороге мало. Красота! Десять километров в одну сторону. Десять обратно. И за компьютер.

Эти велопробежки помогли мне сделать небольшое открытие. Дыхание и ритмические движения «прочищают» мозги. Если до поездки на велосипеде я размышлял, например, про очередную сцену из романа, которую не знал, как написать, то нужные мысли сами приходили мне в голову по мере того, как я крутил педалями.

Обо всем этом я и написал в своем то ли мини-рассказе, то ли мини-эссе «Бег с препятствиями»[2].

А что делать, если лето давно прошло, а за окном темно и с неба сыплет снег? Можно ли придумать что-то похожее на велопробежки, которые помогали мне «прочистить» мозги по утрам летом? Можно. Когда я писал свои 10 рассказов за 10 дней мне помог таймер.

Перед тем, как начать писать, я включал на компьютере таймер, на пять минут. Это было, как пинок со стороны. «Все, пошел! Нет времени на раскачку». А еще таймер - это своеобразное обезболивающее. Я точно знал, что через пять минут он просигналит отбой, и у меня будет время на передышку.

Это была действительно «передышка». Когда вокруг все еще спят, шуметь не хочется. Заменой велопробежки мне стали дыхательные упражнения. Двадцать медленных вдохов и двадцать выдохов.

Иногда дыхательные упражнения я заменял растяжкой. Ставил ноги пошире и делал осторожные наклоны к одной ноге, к другой. Поскольку мышцы и связки у меня уже не «новые», то приходилось внимательно прислушиваться к тому, как они реагируют на такие действия. И дыхательные упражнения, и растяжка отвлекали на какое-то время мое внимание от записей, и обратно за компьютер я садился с новыми силами. Пускай описанное мной: таймер, упражнения – не имеют прямого касательства к технологии «Расшифровка», но они тоже помогли мне в написание этих 10 рассказов.

В то утро я смог написать не только «Бег с препятствиями», но и заполнить таблицы общих вопросов к двум другим картинкам.

На одной из них был изображен салон автобуса, в котором едут дачники. Наберите в поиске слова «дудин александр картина автобус». В найденном будет картина, на которой на первом плане сидит, склонив лысую голову, бородатый мужчина. Это и есть то живописное произведение, по которому я придумывал в то утро вопросы.

На другой, выбранной мной, картинке – женщина с сигаретой в руке, стоящая на краю тротуара. Это фотография из бесплатного фотобанка, поэтому я просто даю ссылку на нее https://disk.yandex.ru/i/ewziGZpKdg1FTQ

На таблицы общих вопросов по двум картинкам у меня ушло около часа. Красота!

Знаете, как шутят? С утра выпил – весь день свободен. Так и у меня. Заполнил таблицы и теперь пусть мое подсознание ищет на них ответы, которые я буду записывать уже завтра, утром. Есть ли какое-нибудь подсознание в моей голове, будет ли оно работать по моей указке, я, конечно же, не знал. Я лишь надеялся, что придуманная мной технология «вопросы – работа подсознания – ответы» сработает.

«Расшифровка» меня не подвела. Где-то в середине дня я получил своеобразный сигнал. Мне вдруг захотелось снова посмотреть на одну из картинок, к которым утром я заполнил таблицы общих вопросов. На ту, где в автобусе ехали дачники. Почему все мужчины в этом автобусе смотрят вниз? Ну, почти все.

Я открыл эту картинку на компьютере и снова стал рассматривать ее. Может быть, в этом есть какая-то задумка художника? Или эту сценку он подсмотрел с натуры? Только один мужчина в камуфляже, который стоял у выхода, смотрел не вниз, а вперед. Его лица не было видно, но я его себе хорошо представил. Загорелое, худое, с сетью морщин и гладко выбритое. «Совсем не полковник,» - подумал я. А потом набил в редакторе название будущего рассказа - «Мужчины смотрят вниз». Но рассказ не получился. Совершенно неожиданно для меня самого, я набросал четверостишие.

«Снимок с реальности или задумка,

Художника хитрый каприз,

Но в этом автобусе, в эту минуту

Мужчины уставились вниз».

Для меня это было удивительно. Я – не поэт. Совсем не поэт. Ни разу. Не нахожу я в этом никакого удовольствия. Мне кажется, что в стихах очень легко схалтурить. Рифма будет, а смысла никакого.

Пораженный, я сохранил написанное и выключил компьютер. Может быть, до завтрашнего утра мое подсознание одумается и выдаст нормальный текст вместо рифмованных образов?

________________________________________

[1] Первую часть романа «На 127-й странице» можно прочесть здесь: https://litclubbs.ru/articles/34079-na-127-i-stran...

[2] Рассказ «Бег с препятствиями» можно прочесть здесь


4 декабря

(работа утром 4 декабря, чтобы разместить рассказ 5 декабря)

Снова утро. Снова за окном темно и идет снег. Но проснулся я легко, еще до того, как начал «пикать» заведенный в телефоне будильник. Я уже говорил, что если тебя ждет цепочка простых и понятных действий, то за дело приниматься гораздо легче, чем если бы вместо этого предстояло мучительное сидение перед пустым экраном.

Я взялся за работу, заполнил колонки ответов в таблицах, которые подготовил вчера, по обеим картинкам. Сделал дыхательные упражнения. Снова стал рассматривать, как на картинке едут в автобусе дачники. В голове было только «татата тата-то, татата-та» и снова «татата тата-то, татата-та». Это был ритм того самого четверостишия, которое мне пришло в голову вчера днем.

«Снимок с реальности или задумка,

Художника хитрый каприз,

Но в этом автобусе, в эту минуту

Мужчины уставились вниз».

Стало понятно, что от стихосложения мне не уйти. Но все же решил потянуть время. Просто так не сдаваться. Сделал форму для таблицы персонажей и, посматривая на картину, которую уже назвал про себя «Мужчины смотрят вниз», стал задать вопросы про едущих в автобусе людях.

Прямо по центру – крепкий, лысый мужчина. Ну, совсем уткнулся в пол! Большая голова, длинные волосы по бокам головы, как бы компенсирующие лысину по центру, борода. Явно из интеллигентов. Другой мужчина, словно на показ выставивший руку с часами. Две женщины: постарше и помоложе. Мать с дочкой? Почему дочка сидит почти полностью спиной к движению?

Я легко заполнил таблицу персонажей: вопросы и ответы на них. Видимо, ночная работа моего подсознания над таблицей общих вопросов помогла. Потом вздохнул и стал писать продолжение начатого вчера стихотворения. За утро я его в основном закончил, а потом в течение дня кое-что подправлял[1].

Складывать слова в рифмованные строчки мне понравилось. Это все равно, как спеть песню. Вроде бы песня уже закончилась, а ее отголоски: мотив, отдельные строчки - еще долго звучат в голове. Особенно мне понравилась первая строка в последнем четверостишье. «Утро. Автобус. «Мечта». Остановка». Блин! Это же похоже на «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Я - почти Блок! Не меньше!

Радоваться были основания. Я в установленные сроки размещал рассказы на Автор.Тудей и моя технология «Расшифровка» явно работала. Не мог я без подключения своего подсознания взяться за написание стихотворения. Кроме того, у меня был задел на следующее утро. По второй картинке с курящей женщиной я заполнил таблицу общих вопросов. В ней уже были и вопросы, и ответы на них. И хотя в голове пока не появилось ни одной мысли про то, какую историю можно придумать по этой картинке, я был уверен, что подсознание меня не подведет.

Оказалось, что на стихи читатель откликается охотнее. Комментариев было больше, чем обычно.

«Прекрасное стихотворение по хорошей картине. Только в последних двух строчках сломан ритм».

«Здорово! Я тоже так хочу писать!»

«Грустно… но хорошо!»

«Да, когда мужчины не боялись смотреть вперёд, они могли на небольшом судне, под крылатым парусом, разведать в дальнем море незнакомые острова...»

«Спасибо. Здоровья!»

«+++ Одна надежда на не полковника, хотя... грядки просят, чтобы смотрели вниз - на них и пололи :))»

«Браво! Очень достойное стихотворение, снимаю шляпу!»

«Отличная зарисовка в стихотворной форме».

И как ложка дегтя:

«Не считаю себя специалистом в литературе. Но не смог дочитать до конца, хотя и пытался сделать это. Скучно, натянуто, и беспричинно длинно. Извините за откровенность».

_________________________________________

[1]Стихотворение «Мужчины смотрят вниз» здесь


5 декабря

(работа утром 5 декабря, чтобы разместить рассказ 6 декабря)

В этот день у меня было запланировано написать рассказ по картинке, где стоит женщина с сигаретой. Сегодня написать, а завтра разместить на Автор.Тудей.

К этой картинке я вчера заполнил таблицу общих вопросов, добросовестно ответил на них и даже придумал имя для женщины, изображенной на фотографии. Эдда. Но сегодня, когда я сел за компьютер у меня в голове так и не появилось никакой истории, которую я мог бы использовать для написания рассказа. В голове крутилось только соображение, что моя героиня, Эдда работает в маленьком продуктовом магазине и вышла перекурить.

Этот магазинчик мы не видим. Он там, где стоит фотограф, а от проезжей части его отделяет тротуар, на котором сейчас и стоит Эдда с сигаретой, опершись на тумбу.

Истории не было, но у меня в запасе был еще инструмент для ее нахождения - таблица персонажей. Ее я и решил заполнить. Другими словами, мне надо было придумать новых персонажей для моей будущей истории, которых непосредственно на самой фотографии нет.

Для этого я задал себе простой вопрос, кто еще может работать в магазинчике, кроме самой Эдды. Наверное, у нее должна быть напарница. Пусть они поочередно работают за кассой. Пока одна - за кассой, другая в это время - в зале: следит за посетителями, докладывает товар на полки. Кроме того, в течение рабочего дня человеку всегда бывает нужно отойти на время «по своим делам». Вот, тогда его и подменяет второй работник.

Еще, благодаря опыту написания рассказа «Там ничего нет» и совету Далии Трускиновской, я знал, что хорошо бы чтобы между персонажами был конфликт. Так я и сформировал вопрос для своей таблицы персонажей. Какой конфликт может быть между Эддой и ее напарницей?

Идея поразмышлять над возможными конфликтами оказалась плодотворной. В таблице персонажей я записал, что напарница Эдды, ее я назвал Мари, считает себя начальницей, хотя никаких прав на это у нее нет. Это соответственно раздражает Эдду. Конфликт? Конфликт! Еще я подумал, что может быть конфликт между местными жителями городка, где все это происходит, и приезжими. А приезжие в Европе кто? СМИ проели нам все плеши про беженцев из Африки. Тогда пусть городок, где живет и работает Эдда, будет располагаться на берегу моря, и в него прибывают лодки с беженцами.

А еще попутно я подумал, что у Эдды может быть младший брат, который отправился за лучшей жизнью в Америку. Эдда осталась, а младший брат уехал. Конечно, на конфликт это не тянет, но противоречие на лицо. Оно, как мне кажется, всегда есть, когда один уезжает, а другой остается. «Я бы тоже уехала,» - может про себя говорить моя героиня. Мне в этой фразе слышится и сожаление о собственной нерешительности, и раздражение на брата. Пусть там, в Америке, в новой реальности жизнь может оказаться гораздо хуже, чем дома. Но в глубине души всегда найдется место для сожаления о несделанном когда-то шаге вперед, который, конечно же, изменил бы жизнь к лучшему.

А еще я придумал Валентино, пожилого сменщика Эдды и Мари. Кто-то же должен работать в магазине в вечернее время! По моему замыслу, он приходил в магазин вечером на смену женщинам.

Все эти мысли: про Мари, ее конфликт с Эддой, про ее младшего брата, про их сменщика Валентино, про возможные противоречия между ними – я записал в таблице персонажей. Но история не приходила. Правильнее было бы дать моим вопросам и ответам «отлежаться». Пусть бы прошла еще одна ночь, а на следующее утро что-нибудь да появилось у меня в голове. Только вот времени уже не было. Из-за заданной мной самим спешки я должен был разместить готовый рассказ по этой картинке не позднее завтрашнего утра. Другими словами, мне надо было написать его сегодня. А истории для него, как не было, так и нет.

Таймер в этот момент беззвучно замигал на экране, и я решил прерваться. Делая дыхательные упражнения, я задался вопросом, один рассказ за один день – это хорошо или плохо? Получалось, что это еще один таймер. Один у меня в компьютере отмеряет 5 минут для написания вопросов и ответов на них, а другой, поставленный на более длительный период, задает мне срок написания самого рассказа. В конце концов, я решил, что мой второй таймер: один рассказ за один день – это хорошо. Просто мне надо было заполнить таблицу общих вопросов по картинке с курящей Эддой не вчера, а раньше. Было бы больше времени для работы моего подсознания во время ночного сна. Глядишь, у меня сейчас уже была бы история, и я строчил бы рассказ.

За этот небольшой перерыв я пришел к решению, что надо каждое утро заполнять таблицы вопросов и ответов на них не по одной, не двум картинкам, а по стольким, на сколько хватает сил и времени.

Это был еще один шаг в развитие моей технологии «Расшифровка». Надо брать в работу сразу несколько картинок. Не придет вовремя история по одной картинке, «Расшифровка» вполне может сработать по второй. Не сработает по второй, сработает по третьей.

Садясь снова за компьютер, я решил отложить картинку с Эддой в сторону и заполнить таблицу общих вопросов по другой, новой картинке. От написания рассказа про Эдду я не отказывался. Я надеялся, что история про нее придет ко мне в голову в течение дня. Не было никакого смысла сейчас долбить себя вопросами, типа, «Что же придумать? Какая же у нее там история?» и так далее. Я был уверен, что это не сработает.

Вместо такой долбежки я стал рассматривать новую картинку. Наберите в поиске слова «бурдастов николай рыжая девушка». В найденном материале будет картина, на которой коренастая девушка в ночной сорочке поправляет прическу.

Новая картинка разительно отличалась от фотографии, которую я разглядывал до этого. Она несла совсем другое настроение. Фотография была черно-белой, а здесь – яркие краски. Там – задумчивая Эдда, смолящая сигарету, здесь – улыбающаяся, молодая женщина, да вдобавок весьма легко одетая. Поэтому я набросал таблицу общих вопросов и ответов на них очень легко и быстро, а главное с удовольствием.

Кроме того, помня только что придуманное правило, я сразу взялся за следующую картинку, на которой был изображены разрушающиеся статуи советского периода.

Таким образом, в этот день, 5 декабря у меня в работе оказалось сразу три картинки: Эдда с сигаретой, картина с молодой девушкой в ночнушке и разрушающийся памятник советской эпохе. Вдобавок, я доработал свой метод написания рассказов по картинкам.

Все это вместе создало у меня хорошее настроение. А когда у человека хорошее настроение, то он и в будущее смотрит с воодушевлением. Поэтому я был доволен проведенным, таким образом, утром. И был уверен, что рассказ про Эдду я сегодня все же напишу и размешу его на Автор.Тудей в срок.

Продолжение здесь: https://litclubbs.ru/articles/35965-rasshifrovka-i...

+4
16:40
258
попробуйте делить текст на части, читателей станет больше, это не Автортудей, где текст сохраняется на том месте, где и остановился, тут каждый раз приходится искать место, на котором прервался
19:47
+2
Спасибо за совет.
22:58
+1
Ну и как? Поддержали роман десятью рассказами? Неужели из-за этого его стали лучше читать? Тысячи читателей прибежали… Не верю. ©
Суета сует…
Это называется графоманией — писать ради писанины.
Если в мозгу возникает история, которую хочется поведать другим — это одно.
А когда пытаешься насильно родить её, используя катализаторы-картинки — совсем другое.
Виагру не напоминает?
Это просто моё мнение.
А вам, автор, успехов в разглядывании картинок.

Спасибо за отклик.
09:59
Вот поэтому я не лезу ни в какие марафоны-тренинги ))
10:23 (отредактировано)
+1
По моему глубокому убеждению, тренинги — пустая трата времени.
Если у человека есть глаза и ум мозг, он спокойненько может научиться всему сам. Материалов для обучения вокруг навалом. А лучший тренинг — это конкурс. Отправь, огреби, сделай выводы. Потом почитай, что дальше делать. И продолжай.
11:33
+2
А лучший тренинг — это конкурс

поддерживаю!
Все что имеет задание, сроки и т.д. очень хорошо спасобствует развитию творческой мысли.
07:31
Бегло просмотрел… А это точно не блог?..
09:56
+1
Ну, в принципе, можно отнести к нон-фикшну
10:00
Хорошо, давай тогда так. Где у нас проходит граница между блогом и нон-фикшном?
10:04
Скорее всего — в объеме. Блог длинным не напишешь. Кто его читать будет?
10:17
Эссе — тоже нон-фикшн. Однако краткость обычно считается одной из характерных черт эссе.
Что характерно, блоги тоже могут содержать эссеистику.
10:26
Ну да. Но в любом случае, блог и эссе имеют небольшие объемы. А нон-фикшн в основном, обучающая литература. Поэтому может шлепаться томами.
10:37
А я бы с осторожностью делил жанры по объёму. А то у нас есть и рассказы объемом в повесть, и романы чуть больше крупного рассказа. Там всё-таки в первую очередь структурные различия, а не массо-габаритные. Возможно, и здесь то же самое.
11:47
+2
Где хочешь )) Блогом может быть даже мем, а нон-фикшн — обычно личный опыт. А авто-фикшн — это вообще сборник блогов Х))) Эссе — это авторское рассуждение на тему.
В принципе, нон-фикшн — это все, что не выдуманный сюжет. Но все же содержит какой-никакой рассказ, информацию. Впрочем, я ведь уже встречал книги из мемов и фоток с инсты…
12:36
книги из мемов

Мне такую за второе, что ли, место на конкурсе рецензий в Галактикке подарили. С Грампи.
12:44
+1
Шиорд ) А я вот ее купил…
12:39
+1
Автор молодец. Хороший метод. thumbsup
16:11
+1
Мне было интересно — и объём не напугал))
И техника интересная, и «ключи» вроде таблиц, самозаданий, дыхательных упражнений и растяжек — очень поддерживаю, это реально работающие советы!
И слог мне понравился. И в целом — зашло. Хоть я и люблю, когда галопом и с юморком, а тут обстоятельно, спокойненько, доходчиво — всё равно интересно, какие-то моменты сошлись с моими внутренними настройками)))
так что благодарю за работу и уверена, что кому-то ваши советы пригодятся!
Просто учитываем, что пока кому-то для тренировки надо кататься на велике, кому-то — железо тягать, а кому-то прокрутить раз пятнадцать «сурью намаскар» — и это совершенно нормально. Так и ваша методика кому-то совершенно не по вкусу, а для кого-то очень даже вдохновляющая.
продолжение буду читать обязательно!
Спасибо за отклик.
18:05
+1
Интересно, спасибо
Спасибо за отклик и позитивную оценку.
Загрузка...
Марго Генер