Ольховый король
Арлекино бежал.
Он петлял между фанерными тумбами и бутафорскими колоннами, отмахивался от занавесов, сотканных из пыли, врезался в тусклые задники, с которых осыпались буколические пейзажи, и крушил трухлявые пратикабли. Он нёсся, не разбирая пути, без видимой цели и без оглядки. Он прижимал к пёстрой груди свёрток из дерюги. Он бежал, бежал, бежал.
Под ногами периодически хрустело, но туда Арлекино старался не смотреть. Милосердная полутьма в любом случае сделала бы это занятие бесполезным. Оставалось полагаться на тренированные рефлексы акробата.
Они и подвели. В какой-то момент, свернув за очередную картонную пилястру, Арлекино почувствовал, как ступни путаются в мягком. Он подпрыгнул и крутанул пируэт, чтобы избавиться от тенёт, но потерял равновесие.
Уже в падении удалось сгруппироваться. Удар вышел жёстким. Свёрток Арлекино так и не выпустил, и приземляться пришлось на плечи. Перекатившись, беглец первым делом ощупал дерюгу, шумно выдохнул и поднялся было на колени…
Только чтобы упереться взглядом в раззявленную пасть льва.
Перед ним стоял Панталоне, сухой, козлобородый, и как всегда, облачённый в тревожно-красное. Трость он держал ближе к наконечнику. Набалдашник в виде позолоченной львиной головы указывал на Арлекино.
Из-за бурых драпри выскочили Капитан и Скарамучча. Они поигрывали увесистыми жезлами-бригадье — видимо, чтобы никто не усомнился в их намерениях. Впрочем, никто и не планировал.
— Ах, Арлекино, Арлекино, — проскрипел Панталоне, потирая поясницу. — Всё такой же ловкий, всё такой же быстрый… Всё такой же наивный.
— Допускаю, — беглец ещё раз покосился на свёрток. — И ты, конечно, прочтёшь мне лекцию по поводу моей наивности. Тебе так нравится слушать собственный голос…
— Всё фиглярствуешь, — ухмылка заставила козлиную бородку дёрнуться. — Как был деревенским дурачком, так им и остался. Неужели ты ещё не понял: у нас не принято уходить со сцены, пока спектакль не закончен.
— Понял, отчего ж не понять, — с энтузиазмом закивал Арлекино. — Весь мир театр, и куклы в нём актёры… Вот только знаешь, что ещё я понял?
— Ну говори, — трость скользнула в ладони Панталоне, ткнувшись наконечником в пол. — Говори, да не заговаривайся.
Он важно насупился и двинул подбородком. Скарамучча и Капитан переглянулись и тоже опустили свои жезлы. Арлекино хихикнул над явными фаллическими ассоциациями.
— Сцены не существует, — он повёл одной рукой вокруг, второй продолжая держать свёрток. — Это не сцена держит нас. Всё обман. Дело в тебе.
— Э, слышь, — подал голос Капитан. — Как так сцены не существует? Ты чо брешешь, гад?
— Пусть, — прервал Панталоне. — Дадим выговориться… Напоследок.
Арлекино, насколько это позволяла поза, поклонился. Колени негромко хрустнули. Или это были не колени?
— Возможно, когда-то сцена существовала. Но зачем она тебе? Ведь это ты придумал отменить людей в театре. Это ты провозгласил, что кукла ничего никому не должна. И что теперь?
— С интересом выслушаю твою версию, — Панталоне снова потёр спину над крестцом, сильнее опираясь на трость. — Просто-таки с агромадным наслаждением выслушаю, ибо знаю её наперёд, и заранее терзаю под ноги, как принц Адольф кумирных богов...
— Тебе ведь не свобода от человеческой «тирании» была нужна, — голос Арлекино окреп и обрёл декламаторские интонации. — Ты просто хотел вручить всю власть себе. Но ты не знал, что с ней делать. Сцена? Она напоминала тебе о былом унижении. И тогда ты постепенно, декорацию за декорацией превратил театр в одни сплошные закулисы. В затхлое, душное место, где куклы позабыли, что когда-то у них был смысл. Весь мир — пыльные тряпки. И спектакли в нём больше не играют.
Капитан и Скарамучча переглянулись снова. Заметив это, Панталоне предупреждающе постучал тростью.
— Ладно, это прозвучало достаточно бредово, чтобы развлечь публику. Ведь хороший же был дзанни, ну. Куда тебя понесло?
Арлекино выразительно пожал плечами, склонив голову набок. Теперь хрустнула шея. Или не шея? Свёрток в руках едва заметно дрогнул. Кажется, заметно только для самого беглеца, потому что Панталоне продолжал ухмыляться.
— Вот скажи мне, бергамец, в чём смысл твоего побега? Разве в избавлении? Вот и сам же говоришь: кроме закулис ничего не осталось. Так куда бежать? Тем более с этим.
Наконечник трости качнулся в сторону свёртка. Её владелец тоже подался вперёд и негромко произнёс:
— Мы избавились от своих нитей. А ты? Ведь ты осознаёшь, насколько это противоестественно? Кукла с человеческим яйцом…
Арлекино медленно встал с колен и стянул дерюгу. На ладони у него действительно лежало круглое, золотистое, мерцающее огнистыми искорками. Потрескивающее всё громче и громче.
— Допускаю, — беглец ещё раз покосился на яйцо. — Но это ты всегда был маской, глупым стариком Паппусом с непомерно раздутым честолюбием. Я же ещё помню времена, когда звался Эрлкёнигом, королём Дикой охоты, проводником душ. Настала пора вернуть их обратно.
Я ведь не убегал. Я ждал.
Скарамучча и Капитан бросились на Арлекино, подстёгнутые внезапно истошным криком Панталоне. Но они опоздали. Яйцо уже падало. Покрывалось трещинами, разрывало полутьму протуберанцами яростного света, прожигало занавесы, пратикабли и тумбы, искажало перспективу, раздвигало границы. И падало, падало, падало.
Крик Панталоне сорвался на тоненький визг. Потом и вовсе пресёкся, когда лысеющую макушку дёрнула толстая кручёная нить. Такие же нити оплели тела Капитана и Скарамуччи, и те беспомощно повисли в воздухе, с каждым мгновением утрачивая осмысленность в и так не шибко проницательных взглядах. Львиная голова на трости жалко мяукнула и брызнула хлопьями фальшивой позолоты.
Яйцо падало, и пространство разбегалось от него. Пыль, доселе стекавшая жидкими струйками, завилась в тоскливые, траурные смерчи. Они подхватили тряпичные тела кукол и развеяли их в прах. Арлекино удовлетворённо прикрыл глаза. Лучше так, чем длить бессмысленное существование, лишённое зрителей.
Он ждал, когда сам уже начнёт рассыпаться на пёстрые ромбы, но вместо этого ощутил странное. Тело будто прошило свежей, зелёной мощью. Повеяло пьянящим весенним запахом готовых лопнуть почек. Руки сами собой устремились вверх, вытягиваясь и деревенея. Арлекино успел подумать: «Я жил. Я умер. Я воскрес». Потом стало тихо.
Из золотого яйца, плавающего в океане пустоты, вышел Брахма. Он посмотрел по сторонам, сел под молодую ольху и скрестил ноги. До сотворения мира можно было никуда не бежать.
Ну что ж. Точная трактовка. Всё так и есть. До момента с яйцом…
Вы полагаете, что это всё-таки будет некий Арлекин. Ох, не хотелось бы чёта… Это ж сколько ждать-то придётся? Это только в сказках процесс занял всего шесть дней. А на самом деле? Вот сколько по времени длился день… до сотворения Земли? Плюс время, сколько Брахма ещё просидит под ольхой.
Потерять площадку для игры (сцену), потерять зрителей, потерять весь мир…
Э-хе-хе… Да, по-ходу туда всё и движется.
Но, если честно, хотелось бы ещё как-то побороться за этот мир. Столько трудов вложено, столько сил потрачено…
Ладно. Поживём — увидим.
По поводу критики, поскольку появится на сковородке… Скажу сейчас.
Вот эти слова специфические в начале… Подвисает внимание на них у читателя. Не знает он, горемычный, что это за элементы сцены такие и как выглядят. Нет, они создают антураж и необходимы. Это факт. Но они не понятны. Картинка исчезает, нет представления о чём речь. Но они нужны. Парадокс. Может быть сносками дать в конце текста?
Вот, пожалуй, и всё.
:)
Я бы текст аннотации заменил. А то там сразу вся идея описана.
А надо бы намёками, что-нибудь этакое…
«Весь мир — театр...»
Но кто-то задумал не пускать больше зрителей в зал.
Сцена опустела и над миром нависла беда…
Но это (наспех) не точно. :)
Смысл в чём: привлечь внимание читателя тайной, загадкой.
Я тут думала, и у меня, возникла странная идея — Будда это Оберон? Прошу прощения, если нанесу обиду чьим-то религиозным убеждениям или буду раздражать кого-то своей недалекостью, разве не у Будды лотос из пупка растёт, и он его созерцает веками? На поведение сказочных эльфов это, несомненно, похоже, но почему ольха-то, а не, скажем, дуб, терновник и ясень?
А про ольху в тексте всё объяснено. Образ Арлекино действительно восходит к Ольховому королю (Лесному царю) Дикой охоты, Эрлкёнигу (Erlkönig) древнегерманских мифов, который действительно выступал кем-то вроде собирателя и проводника душ.
А ещё, согласно тем же мифам, первый человек был сделан богами из ольхи. А бог-творец Брахма родился из первичного золотого яйца. Собственно, осталось немножко подождать)
Как и один из предыдущих комментаторов, тоже не уловил смысл происходящего. А лаконичная ремарка: «О куклах с человеческим лицом» не добавляет понимания. В самой это фразе так много смыслов, что каждый углядит в ней что-то своё. Но тот смысл, который я вижу в этом несколько заезженном образе, никак не укладывается в текст рассказа. Для обычного читателя, а я так понимаю, что вы на них рассчитываете, если публикуете это в Сети, было бы неплохо как-то упростить лейтмотив повествования, не хороня его под аллюзиями и метафорами, сквозь которые продираться тяжело, долго, да и не очень-то хочется, если честно.
Отдельно хочется также отметить слишком литературную и чистую речь персонажей. Единственный, кто из них кажется хотя бы немного живым — это, что иронично, Капитан. Из-за этого не возникает никаких ассоциация, да и сопереживаний тоже. Вот уж точно получается кукольный театр, вот только никаких человеческих лиц. Актёры двигаются, говорят какие-то высокопарные фразы (и в каждой третьей фразе отсылка, образ, аллюзия), а ты потом вздыхаешь и говоришь телефону: «Окей, Гугл, что это только что было?»
Всё просто. Но опять же, на вкус и цвет)
И вот для меня дальнейшее разворачивалось уже из понимания, какового это. С учетом же главных персонажей не людей, а ещё и кукол, которым люди нужны не только как зрители (смысл жизни), а и даже главнее- как осуществлятели этой кукольной жизни — я даже растерялась и потому история прям просочилась, минуя мозги, прям в сердце. Это роскошнейшая вещь.
да, и смесь аллюзий и метафор очень, очень настраивает на лад какой-то за-человеческой истории. Очень, очень круто.
Совет Гроссмейстера по поводу сносок очень дельный: некоторые театральные термины требуют объяснений, чтобы читатель мог сразу понимать, о чём речь. Вы же наверняка знаете, что сознание, споткнувшись на незнакомом слове, дальнейшую информацию не воспринимает))) с другой стороны, в стремительной сцене побега пратикабли, падуги и прочие фурки понимаются как препятствия, да и ладно))) но сноски пригодились бы
Ну а по поводу сносок… Как человек, не чуждый UI/UX, я прикинул, что движение глазами (а то и круть колёсиком мышки) разорвало бы поток повествования сильнее. И решил, что атмосфера важнее)
По себе знаю, что если непонятные слова не несут каких-то ключевых смыслов, читаю «напролёт», а потом уже сверяюсь со сносками)))
Но тока я со своей воинствующей примитивностью такое не очень. По правде говоря, совсем вот как-то не очень. Для меня оно как «ваши нам десюдепорты! — в нашем коровнике они вам досюль-да-порны!» Больше склоннв придерживаться хамского «проще надо быть».
Но сугубо для себя незамысловатой именно как грабли.
При том отнюдь не подвергая сомнению, что высокоумная людь вполне себе могёт такое и любить. Каждому своё, апельсин со свиным хрящиком не сопрягаются. Даже если он арбуз вместо апельсина.
Сколько здесь отсылок, боги на пороге)
Помимо очевидного дель арте тут и коан лысого мальчика, и Шекспир с Данилой, и даже Адольф Максимилианович заехал))
Здорово)
На предметах реквизита и бутафории я пару раз споткнулся, впрочем, как и Арлекино)
И отъехал на Брахме. В моей голове он и театр стоят на разных ступенях.
Чуть поискал: корни Арлекина и правда глубоко уходят и сильно ветвятся. И в лесном царе он есть, еще пишут, что он и Один и Геркулес — лихо.
Мешанина весьма интересная, спасибо)
Еще, кстати, Мором повеяло
Хочу тебе сказать спасибо за комедию масок. Обожаю это дело!
Ну все))) Теперь придирки:)
Не хватило мне закулисья. Желаю, чтоб каждая пилястра картонная на сюжет работала. А ты как-то пометался, попутался в занавесе и… Ты из-за Грелки так коротко подал? Мне именно картонности не хватило. Какого-то перехода, метаморфозы от псевдоживого к явнонеживому)
Рефлексы и протуберанцы мне мешали — это не из той оперы.
Скарамуш и Капитан не сработали. Я их потеряла.
Ну и как ты, Барабас такой, в Дель арте и без Коломбины решил дельце провернуть, даже без Изабеллы? Это нам обидно. )))
Очень классная идея, даже эти монологи в третьей позиции хорошо ее подают, хотя, наверняка, публика запросила б действия, чтоб Арлекин не рассказывал, а показывал, но я как раз принимаю твою условность. Я бы, конечно, все это переписала в сторону ужасов)))) С метаморфозами))) Но не буду))) а может, буду. Шендеров же переписал мою куклу)))
А вот за вышел Брахма из тумана, вынул ножик из кармана, ты мне, пожалуйста, поясни. Вот этот финт я не поняла, у меня тему не хватает. Как дель арте в Индию переобулось. Мне интересно прямо.
А вообще золотое яйцо, как ты понимаешь, это символ коллективной человеческой души. Людей отменили (cancel culture), но Арлекино, как бывший проводник душ, отыскал их человеческую суть и сберег. И помог запустить цикл возвращения, разрушения старого и созидания нового. Но созидание невозможно без инструмента. И поэтому сначала появился Брахма.
И кстати, по поверьям, первые люди были созданы как раз из ольхи…
+ Сразу перескажу содержание, как я прочёл: Арлекино разрушил свой мир, убил всех, и себя в т. ч., ничего не зная о будущем мире, но только потому, что ему не нравился теперешний. Маразматик с ядерной бомбой, спросим мы? Автор ничего не ответит в тексте — он об этом или не подумал, или не счёл возможным написать. Арлекино, заметьте, убил всех разумных своего мира не из-за того, что в новом мире будут другие разумные (не знал он). Он их убил, потому что презирал этих. Он Избранный, который сам об этом знает? Исса Зоя Мэри Сью? И ещё потому он убил всех, что помнил, как был куклой на яркой сцене. Здесь вообще бардак — он отказывается от тирании Панталоне, который отказался в своё время от тирании Кукольника, ради всеобщей гибели, которая закончится тиранией Брамы. И как отказывается — апокалипсисом. Вы тут про Колесо Сансары говорите, автор? Так, это не то. От Сансары так не отказываются. Наоборот, к ней так приковываются цепями.
Арлекино здесь — не наивная, но великая кукла. Он здесь туповатый маразматик ещё похуже Панталоне. Не, ну. Убить всех разумных из-за того, что раньше всё было как-то весело, а сегодня как-то не нравится…
Короче, главная мысль — маразм )
И эклектика из мифов. Вам энциклопедию подарили?
Простите, если что, пожалуйста.
Если мне люди скажут, что, мол, неправильно читал, я перечитаю. Мне ж интересно.
П.С. Не, не, а если Арлекино и подразумевался таким — я бы всё-таки хотел бы увидеть это точнее. Понимаете, мне нужно доверять автору, быть уверенным, что он написал именно то, что хотел, а не то, что написалось само…
Впрочем, явные параллели не появляются. Скорее, это авторское. Ситуация, которая заставляет задуматься сама по себе, а не в проекции на реальность.
Поэтому и всё абстрактно. Декорации сцены и действия героев символичны. Они лишены привычного нам смысла в угоду своему назначению по задумке автора. Именно автор играет роль кукловода.
Критиковать текст настолько высокого уровня сложно. Высказал всего лишь своё мнение.
Мне не понравилось.
Ради погружения в атмосферу автора мне пришлось расширить свой лексикон. Хорошо ли это? Нет. Потому что специфические термины — не то, что мне пригодится в будущем. И мне скорее было просто неудобно читать непонятные слова, тем более, что смысл их здесь не очень-то важен. Впрочем, таких слов всего-то попалось два или три. И запомнилось это только из-за того, что показалось не необходимостью, а умничанием. «заранее терзаю под ноги», а вот это вообще не понял.
Насчёт грамотности. На мой взгляд, она не стопроцентная. Хотя, конечно, на таком уровне, что можно не обращать внимания на мелочи. Но я обращу.
«ибо знаю её наперёд, и заранее терзаю под ноги», — лишняя запятая.
Где-то ещё попалась запятая между неоднородными членами, соединёнными союзом «и», где-то — не выделено с двух сторон пояснение, оборот со словом «кроме», и ещё парочка сомнительных мест попалась. Но это мелочи, пишу, чтобы было что писать. На самом деле текст прекрасный, выверенный, художественный. Текстом наслаждаешься.
А вот о рассказе в целом подобное не могу сказать. Смысл считался, но, повторюсь, он не показался мне важным, потому что с самого начала автор дал понять — это не реальность. Впрочем, это даже к лучшему. Гораздо хуже, если бы всё превратилось в какой-нибудь политический памфлет. Пусть будет сказка. Ложь. Да в ней намёк. Кстати, да. Вот намёки и отсылки мне понравились.
Не понравилась, пожалуй, концовка. Чего-то другого ожидал. По крайней мере, не такого банального. И рояльного. В какой-то степени это вот это поворот, но всё же несколько выбивается из канвы повествования. Хотя так же сюрреалистично. Но разочаровало меня то, что это уже было. Это стандартный приём. Весь мир насилья мы разрушим до основанья. Это уже протухло. Хотя начало веяло свежестью.
Поэтому ощущение от рассказа странное. Текст мне понравился. Стиль, авторские примочки, отсылки, атмосфера. А аот история — нет.