Веснянка

12+
  • Опубликовано на Дзен
Автор:
ZarazaMaza
Веснянка
Текст:

Веснянка

  Воздух пах пьянящей свежестью. Он щекотал ноздри, будоражил кровь, призывал совершить какое-нибудь безумство. Смолу отчаянно хотелось завыть на восходящий диск луны, а потом разбудить зверя и помчаться по зелёному лугу. Чтобы догнать её – Веснянку... догнать и, наконец, добыть заветный...
.
— Чуешь?
.
    Развязный голос разрушил видение. Исчезли без следа луга и леса, притупился азарт, вернулись на место бетонные коробки. Где-то внизу заголосили чадящие машины. Человеки торопились домой. Смол недовольно обернулся и хмуро поприветствовал назойливого Хвата.
.
— Привет, а ты чего здесь?
— Ну, дык, Веснянка же... – развёл тонкими руками Хват. – Вот, с тобой буду в этот раз.
— Охота будет?
— Да. Все же чувствуют. Чай, не человеки. – Хват наступил на самый край крыши и посмотрел вниз. – Да и человеки чувствуют. Чувствуют, только понять не могут. Потому что забыли, потому что отказались...
— Не начинай. У них свой путь.
.
    Смол глянул вниз, на маленькие суетящиеся фигурки, освещаемые только светом фонарей... человековая замена солнца и луны... Всему-то они замену нашли, но только не Веснянке. Вот и бродят весенними вечерами в своих душных городах-коробках, ищут что-то, а найти не могут. Потому что напрочь всё забыли. Такова цена.
.
— Я почему к тебе прибился? – Хват уселся рядом со Смолом и свесил длинные тонкие ноги в темноту, — потому что ты Чующий. Ищущие, конечно, тоже хороши, но... они всегда опаздывают. А ты нет, ты всегда найдёшь.
— Найти то найду, — Смол покачал лохматой головой, — только может она опять стороной пройдёт. Сколько лет мимо ходит...
— Ты, Смол, совсем раскис. Или на тебя так слякоть в апреле действует?
— Действует... отчаяние. Ты речку-засранку видел? А лес Старый? Оттуда даже леший сбежал – не выдержал...
— Ну, дык, урба... руба... рубанизация, етить её за ногу и об пень! Человекам место нужно, про нас они и позабыли уже. И про родство наше общее... от матушки-природы.
— И это их путь. А мне бы только лес возродить, речку-засранку вычистить и... – Смол замолчал, отвёл взгляд от Хвата и посмотрел на чернеющий под ногами город. Серый, мокрый и вонючий.
— Ты чего замолчал? Чего задумал? – Забеспокоился Хват.
— Да, так. Пустое... Ты мне лучше скажи, тебе зачем Веснянка?
— Ну, дык, ключи же. Ключи, Смол. – Хват мечтательно закатил тёмные, лишённые белков, глаза, — открою дверь и уйду туда... назад.
— Зачем назад? Вперёд надо.
— А что там впереди? – Разозлился Хват, — человековые коробки везде? Машины-вонючки? Что там, Смол? Ты же Чующий, расскажи мне! Ты же сам про речку-засранку говорил про лес полумёртвый... а теперь защищаешь их? А помнишь старое название речки? Помнишь? Ну, чего молчишь? Васильковая она была, Смол, Васильковая!
— Я Чующий, а не Видящий. Ничего я тебе не смогу рассказать, только чую – всё ещё будет. И человеки вернут деревья в свои города-коробки, и наши вернутся...
— Ай, упёртый ты. И всегда таким был. Не буду с тобой ругаться. Ждать буду. Вот луна уже где... главное не упустить Веснянку. А там, хоть лес в коробках, хоть коробки без леса.
.
    Смол хмуро глянул на бурчащего Хвата, открыл было рот... но передумал, и не стал продолжать спор. Застарелый спор, плесенью покрытый. Всё уже говорено-переговорено... ан, нет! Хват снова начинает. Как весна приходит – так и начинает.
.
    Только зря он хорохорится. Знает же что не уйдёт. Сроднился Хват с городом-коробкой, и с человеками сроднился. Ни Хват не уйдёт, ни Дорожник, ни Птичник, ни Дух Хлебный... Ворчат духи, возмущаются, да только привыкли они ворчать, а на самом деле как город без них?
.
  Кто нужное рябиновое дерево подрастит, чтобы зимой снегирям было чем перекусить? А? А в печи пекарские кто жару живой жизни добавит, чтобы хлеб получился духовитый, румяный? А за дорогами человековыми кто приглядит, чтобы ехали коробки их смердящие и не бились? Где Дорожники пропали, там дороги совсем гиблыми стали. Крестами по обочинам поросли, да стаями воронья чёрного...
.
   Нет, нельзя городу без духов, и духам без города никак.
.
   Смол устало вздохнул и глянул на луну. Огромная, круглая, как блин на Масленицу, луна вползала в центр небосвода. Ну, а что? Вдруг в этот раз Веснянка прям по городу пойдёт? Надо готовым быть. Смол встряхнулся и разбудил зверя.
.
     Зверь, большой, лохматый и добродушный, сонно заворочался, рыкнул и проснулся. Вот, теперь хорошо! Пусть пока посидит в ожидании, поворочается, а как понадобится в погоню кидаться – так Смол и обернётся медведем, или быстрым соколом, или белым волком, а потом помчит дух лесной за Веснянкой... как когда-то давно... очень давно...
.
 Смол и забыл, когда запер зверя внутри себя. Тяжело зверю в городе. Душно. Вот и приходится Смолу бродить тенью светлою, лучом неярким, звездою падающей... Человеки не видят его, не чувствуют его шагов неслышных, речей печальных. Забыли владыку лесного... Только, нет-нет, да улыбнётся детёныш человековый своей беззубой улыбкой. Шагнёт к смешной коренастой тени и залепечет радостно. Отрадно тогда становится Смолу. Жизнью наливается и снова ждёт. Ждёт, когда Веснянка вернётся... долго ждёт, очень долго...
.
 «Чу, виль-виль! Чу, виль-виль!»
.
   Звенит! Смол дёрнул лохматой головой и навострил ухо.
.
  «Чу, виль-виль! Чу, виль-виль!»
.
   Пробудившийся зверь радостно рванул на свободу, а Смол и не стал его удерживать. Налились силой руки, выпрямилась спина, блеснули жизнью глаза - Зверь пробудился. Мгновение... стоит рядом с длинноногим – длинноруким Хватом красавец Белый Волк.
— Ой, ты! Хорт Лесной! – Хват подскочил и радостно замахал тонкими руками, — неужто идёт?
— Идёт, Хват, идёт! – рыкнул Смол. Он закрыл глаза и весь отдался чутью. Чующий чуял её – долгожданную. – Слушай, Хват, чувствуй. К НАМ идёт!
   ЧУ, ВИЛЬ-ВИЛЬ! ЧУ, ВИЛЬ-ВИЛЬ!
   Весенней капелью рассыпались звуки Прославляющих – спутников Веснянки. Они накрыли город и погасили его вечный гул. А взамен подарили первую весеннюю капель... и тёплый, упругий ветер.
— Слышу, Смол! – на крыше плясал Хват, радостно размахивая руками и вскидывая ноги. – Я её слышу!
— За мной! Там она!
  Смол махнул головой и прыгнул вперёд, легко преодолевая пустоту между домами.
 — Эге-гей! Веснянка идёт! Ключи несёт! – длиннорукий – длинноногий Хват радостно завопил и бросился вслед за Смолом.
   Радостный вопль Хвата разнёсся по крышам, а потом, немного повисев в воздухе, рухнул вниз и забегал между домами-коробками. «Веснянка идёт! Ключи несёт!».
    Откликнулись на призыв духи, зашевелились. Понёс ветер по дорогам запах хлеба душистого; треск льда ломающегося; трель дрозда – певца раннего.
   А Смол и не слышит ничего. Несётся по крышам, словно и не было забвенья векового, словно и коробок человековых нет... а есть лес Старый, луг Светлый, речка Васильковая. Несётся Смол, чтобы успеть встретить Веснянку, чтобы ключ заветный получить. Чтобы двери отворить... тайные...
   Следом Хват несётся, размахивая длиннющими руками и ногами. А позади, совсем далеко духи мчатся. По крышам, по стенам, по дороге. Незримые человеками, потому что не помнят они о духах. А детёныши человековы спят давно. Потому и не прячутся духи.
 
   Впереди всех, конечно, Ищущие мчатся. Да, только всё равно не угнаться им за Смолом. Он всегда впереди, потому что Чующий.
   «Курлы! Курлы!»
    Зарделся диск лунный – блин небесный, полилась песня лебединая. Машут крыльями птицы белые, несут по воздуху лодочку маленькую. Быстро несут, словно торопятся город-коробку покинуть. Неуютно им тут, печально...
— Быстрее надо! Засиделся ты, белый Волк, лапы ослабли. – Ворчит на себя Смол, а сам так мчится, что только воздух свистит.
   Злится Смол, торопится, а всё равно не успевает. Улетают птицы белые – Веснянки помощники. Уносят её на своих сильных крыльях.
Отчаяние чёрной пеленой накрывает Смола. В ногах путается, гирями тяжёлыми на лапах повисает, зрение затуманивает. Нет, не успеть старому лесному духу за Веснянкой... не успеть...
— Ой, весна моя!
Ты, Весняночка!
Из-за тёмных лесов.
Из-за синих морей приходи!
    Голоса заводят песню, старинную – призывную. Загораются огоньки-искорки на крышах, дорогах; путаются в кронах тоскливых городских деревьев.
— Вот пришла Весна,
Весна Красная!
Принесла Весна
Золотые ключи!
Ты замкни, Весна
Зиму лютую!
Отомкни, Весна.
Тёпло летечко...
    Оглядывается Смол – Белый Волк, и слезы благодарности смывают тоску лютую, отчаяние чёрное.
    Стоят духи на крышах, забыв о погоне, и песню поют – Веснянку зовут. Огоньками их сердца светятся, дорогу Веснянке освещают.
«Курлы! Курлы!»
    Возвращаются птицы белые, летят на встречу Смолу – духу лесному, Чующему. Покачивается лодочка – Веснянка в ней стоит и улыбается, а потом ручкой белою кидает охапку цветов. Прямо под быстрые лапы Белого Волка.
   Пахнет воздух свежестью, будоражит нос. Смеётся Веснянка, радостно хлопает в ладошки, веселятся духи. Звенит капель, трещит лёд, надрывается дрозд.
****
— Ох, и хороша Веснянка! И песня хороша! – похвалился Хват. – Это всё Дух Хлебный придумал. Встал и завёл первую строчку... а там, ужо, и остальные подхватили. И так ладно стало, что аж в глазах защипало!
— Ты мне зубы не заговаривай, — останавливает его Смол, — вот ключ... пойдёшь назад, где вчера прячется?
   Хват носом шмыгнул, огляделся и рукой длинной махнул:
— Нет. Не пойду. Ежели уйду я, то кто человекам зимой снег по крышам рассыплет да в горки сметёт? А осенью, кто, по-твоему, листву жёлтую гонять будет? Ась? Не знаешь... и я не знаю. Остаюсь я, остаюсь. – твёрдо ответил Хват – Ветрогон.
— То-то же, а то заладил – «уйду, уйду»... Трепло ты, Хват.
Сидит Смол на крыше, рядом Хват бурчит. А город-коробка меняется. Светлеет, цветом наливается, пеньем птичьим. Крутит Смол ключ заветный, Веснянкой подаренный. Ждёт солнца красного восход, чтобы мечту свою в свет выпустить. Ждёт давно, да теперь недолго осталось... недолго...
Ключ то не только зиму запирает, лес и речку возрождает или печального духа во вчера отправляет. Он ещё и дверцы тайные открывает... в сердцах человековых. Чтобы жили человеки. Чтобы помнили. Чтобы любили.
Веснянка это тип обрядовых песен, направленных на призыв весны. 
Другие работы автора:
+4
18:19
419
18:42
Рассказ понравился, но очень много многоточий.
17:34
+1
Спасибо)
Многоточиями пыталась создать этакое «подвывание» вечности. Похоже не вышло) pardon
Я так и поняла, но можно отредактировать. smile
17:52
Так и поступлю) спасибо за совет rose
Загрузка...
Ольга Силаева

Другие публикации