Курс педагогического мастерства

День Студента

12+
  • Опубликовано на Дзен
Автор:
идумимо
Курс педагогического мастерства
Аннотация:
Хорошо, когда ребёнок понимает объяснения на уроке с первого раза. Это значит он - способный, ему крупно повезло. А если он впадает в ступор от полученного задания, то учитель хмурится и укоризненно говорит: "Ну как же так..." А потом, общаясь с коллегами, скажет: "Трудный ученик..." (или ученица). Учитель-то знает...
Текст:

В голове шумело от напряжения. Любовь Григорьевна сняла очки, потёрла виски и вздохнула: тоска-то какая. Уже больше часа она смотрит на экран компьютера и пытается осмыслить информацию.

Сегодня заключительный и самый ответственный день педкурса, на который её записала бывшая приятельница и коллега по школе Наденька.

Из полученного задания Любовь Григорьевна поняла, что должна в онлайн-режиме провести контрольно-показательный мини-урок на заданную тему, но вот как это выполнить никак не могла взять в толк. А от того, насколько хорошо она покажет себя зависит: дадут ей свидетельство об успешном окончании курса или нет.

Пока шли лекции, касающиеся целей и задач преподавания, всё было просто и понятно. Ничего совершенно нового от того, чему её учили тридцать лет назад не придумали, изменились только некоторые формулировки. Но в практических заданиях она то и дело спотыкалась. Найти в интернете материал и сделать рабочую ссылку, составить таблицу, разрешить комментарии и редактирование, не разрешать, самой пройти по ссылке и внести коррективы… Любовь Григорьевна снова тяжело вздохнула: ну не понимает она этого, постоянно что-то забывает и путает.

Каждый раз, получив домашнее задание, она твёрдо намеревалась разобраться с ним и выполнить самостоятельно, но промучившись длительное время, доведя себя до полного раздражения, шла к детям за помощью. Сын или дочь выполняли упражнение, наскоро поясняя действия. Наблюдая, как работают дети, она удивлялась: так просто, но как только садилась за компьютер сама, то впадала в прострацию, не понимая, что следует предпринять.

Куратор из центра педагогического мастерства объяснил, что теперь владеть методом онлайн-обучения обязан каждый учитель, и без его успешного освоения педкурс не зачтётся.

И дёрнуло её в школу вернуться! Сидела же дома, с компьютера только пыль стирала, и никаких проблем не было.

Случайно давнишнюю коллегу встретила. Обе обрадовались, разговорились. Надежда Игнатьевна так и продолжала в начальных классах работать, завучем стала, а Люба, как в декретный отпуск ушла с дочкой, так из него и не вышла. Супруг такую возможность предоставил. Ей хотелось не пропустить ни одного мгновения из детства дочки, быть всегда рядом, а заодно восполнить недостаток общения с сыном-подростком.

Любовь Григорьевна с удовольствием погрузилась в жизнь своих детей. Немного репетиторством подрабатывала, а в остальном про школу с её отчётами и педсоветами забыла. И всевозможные нововведения не беспокоили её.

К компьютеру почти не подходила. Игры не интересовали, в сообществах не состояла, а для почты и небольшой личной переписки телефона вполне хватало. Дочка в школу пошла, они вместе научились пользоваться электронным дневником. А в пандемию девочка уже большая была, сама к урокам подключалась. Так что компьютерная грамотность у Любы была не просто на нуле, а приближалась к минус бесконечности.

Встреча с бывшей сотрудницей, колоритно и со вкусом рассказавшей про дела в школе, про общих знакомых всколыхнула желание выйти на работу. Слушала Любаша Надежду и завидовала, какая у той жизнь яркая, насыщенная: то одна проблема, то другая - не заскучаешь. А у неё что? Сын окончил институт и аспирантуру, преподаёт в университете, женился. Дочка скоро со школой распрощается. Опека матери и излишние расспросы теперь лишь вред и отчуждение принести могли. А отчуждения детей Любовь Григорьевна очень боялась, поэтому старалась быть полезной только когда попросят. А просили не часто. Самостоятельные выросли. Супруг обеспечивал хорошо, но был постоянно занят. Так что осталась она одна - сама с собой.

И тут вдруг Надя и говорит:

- Слушай, Любаша, выручи нас. У нас одна в декретный отпуск уходит. У неё второй класс. А учителей не хватает, многие в две смены работают. Среди учебного года трудно искать учителя. Придётся замену поурочную ставить. Ты представляешь, что будет? Каждый урок новый учитель. Жалко детишек. А там класс без того слабенький. Юлия Ивановна, их учительница, постоянно жалуется. Выручи, а? Мы, пока Юля до декрета дорабатывает, курсы тебе организуем. Сейчас так хорошо, никуда ходить не надо, прямо из дома курсы пройдёшь. Ну, чтобы ты в жизнь нашу не ухнулась ничего не понимая, а была подготовлена ко всяким новшествам.

Новшества касались технической части, с которой Любовь Григорьевна никак не могла подружиться. Вот здесь аукнулось её безразличие к компьютеру.

Она была готова выть белугой от своей беспомощности, некомпетентности и недогадливости. В детстве и юности у неё не было проблем с учёбой, в институте получила красный диплом. А тут…

Ей объясняли, говорили какие-то слова, но смысл их не достигал цели - она не понимала. Когда дело коснулось заполнения и ведения электронного журнала, составления таблицы тематического плана и синхронизации его с поурочным, очень помог сын. Он выполнил за мать все задания, пошутил над её дремучестью и ещё раз объяснил порядок действий. Любаша не просто записала последовательность, она зарисовала всю очерёдность клавиш и дополнила её понятными для себя пояснениями. Этой шпаргалкой она очень дорожила и боялась потерять.

Но сейчас, сейчас шла контрольная работа: нужно было найти в интернете объяснение заданного термина, скопировать и показать его группе студентов и комиссии, дать собственное пояснение, пообщаться с «классом», отследить поведение, выставить оценки и указать адрес сайта, на котором выполнить домашнее задание. При этом быть дружелюбной, уверенной, способной устранить недоразумения технического характера. Простое задание, обычное…

Любовь Григорьевна склонялась к тому, что сертификат об успешном окончании обучения и освоении искусства интерактивного преподавания ей в лучшем случае не выдадут, а в худшем ужаснутся отсталости и дадут справку о невозможности занимать должность учителя в силу бестолковости, скудоумия и медлительности.

В группе, кроме неё, училось ещё девять человек. Все были моложе Любаши и не испытывали трудностей в понимании и исполнении заданий. Она наблюдала, как по очереди студенты импровизируют мини-урок на заданную тему. Легко и естественно.

Перед ней остался парень с физико-математическим образованием, но без педагогической подготовки. В том, что он быстро справится с итоговым заданием, Люба не сомневалась. И тогда наступит её позор. Все будут на неё смотреть, ждать, а она ничего-ничего не сможет сделать. Стыдно-то как! Учительница называется: сама выучится не может тому, что дети теперь с пелёнок знают, а ещё собирается их чему-то учить. Стыдно.

Она поёрзала на стуле, повздыхала и нажала на ладошку в правом углу экрана. Ладошка закачалась. Это был знак о том, что она хочет выйти. Ей дали три минуты.

- Костя! Костя! - выскочив за порог и поплотнее прикрыв дверь, закричала Люба, а потом, чтобы её уж точно услышали, забарабанила в комнату сына.

Дверь приоткрыла сноха и приложила палец к губам:

- Тише, Любовь Григорьевна, у Кости онлайн-семинар с заочниками. А вы что хотели?

Что она хотела? Хотела, чтобы чудесным образом нелепая ситуация разрешилась, хотела знать, что и как делать, какие клавиши нажимать и что говорить.

- Оля, Оленька, - эмоционально, чуть не рыдая, зашептала она, - у меня контрольная работа, а я не понимаю, что делать и как делать. Вот совсем ничего не понимаю. Сейчас моя очередь уже наступит, а я последняя. Что делать, что делать? Провалю курсы! Позор! Учительница называется, хуже самого отпетого двоечника!

Оленька с сочувствием посмотрела на близкую к истерике женщину:

- Вы задание скопируйте и пришлите мне, или скрин экрана. Я посмотрю, что нужно.

Любовь Григорьевна замерла: что сказала Оля? Скрин? Это…, - она судорожно вспоминала, как сделать скрин и как его отправить.

Видя растерянность на лице женщины, Оля кивнула и уверенно добавила:

- Если что, время потяните как-нибудь. Я сейчас Косте всё передам.

- Там понимаешь, тихо должно быть, и без чего-либо присутствия, только я одна, - заволновалась свекровь.

- Я поняла. Мы скоро.

Немного успокоенная Любовь Григорьевна вернулась к компьютеру. Тот парень, впереди неё, ещё не начал свой урок. Она не представляла, как сын ей поможет сейчас, когда всё что происходит рядом с ней видно и слышно всем остальным, но очень на него надеялась. Сын у неё креативный, и сноха под стать ему - выдумщица. Люба вздохнула: скоро съедут в собственную квартиру.

Дверь тихо открылась, Костя и Оля по очереди опустились на четвереньки и поползли к ней (обогнули выпирающий комод, сбоку от которого прятался компьютерный стол, обползли Любу на стуле почти по-пластунски), сели облокотившись на стену, и уставились на мать.

- Читай задание, - еле слышно прошипел сын.

Она затараторила шёпотом задание.

- Внимание! Тишина в аудитории, - сделал замечание один из преподавателей.

Любовь Григорьевна покраснела, опустила глаза. Ну совсем, как ученица, но от затеи не отступилась: ещё понизила голос и почти не разжимая губ продолжила чтение.

- Ну и чего тебе здесь не понятно? - проворчал под нос сынок, когда она закончила шептать.

Любовь Григорьевна выпучила на него глаза и изобразила гримасу полного непонимания и ужаса.

«Студентка Васильева, вам нехорошо?» - закреплённый за ней куратор прислал сообщение в личном чате. Личным чатом пользоваться она научилась, поэтому бойко отбила ответ: «Извините, таракан на стенке померещился».

«Пожалуйста, не отвлекайтесь».

«Да я вот и не отвлекаюсь, а наоборот хочу вовлечься и не опозориться», - подумала про себя «студентка».

Тут приступил к практике предпоследний обучающийся, и она, вновь округлив глаза и изображая ужас, посмотрела на сына. Тот прошептал:

- Сверни изображение в окно, найди в интернете объяснение термину, что тебе дали в задании, сохрани его.

- Что??? Как??? - она сделала самое несчастное лицо, даже плечами пожала несколько раз для убедительности.

Сын закатил глаза, потерся спиной об стену и стал медленно и тихо объяснять:

- Видишь в правом верхнем углу двойной крест. Нажимай…

«От вас слышен шум» - пришло сообщение.

«У соседей телевизор громко работает»- выкрутилась она. Потом, подперев рукой голову, чуть отвернулась от экрана и сделав вид, что внимательно слушает, еле слышно зашелестела:

- Ругаются, что шумно. И на бумажке писать не могу, у них стол видно.

Сын развёл руками, и подняв брови, одобрительно покачал головой, как бы говоря: «А ты как хотела? Это не игрушки».

Она опять умоляюще посмотрела на детей.

Тут Оля подняла указательный палец вверх и на карачках быстро засеменила к выходу, а сын, широко открывая рот, беззвучно выговаривал слова, продолжая разъяснительную работу.

- Студентка Васильева. Приступайте к заданию.

Наступила очередь Любовь Григорьевны блеснуть своими знаниями, умениями и навыками. Она мысленно перекрестилась и щёлкнула мышью для храбрости (моментально всплыло полупрозрачное окошко с чем-то перечёркнутым и тут же исчезло, но она не обратила на него внимание). Сначала, как положено, представилась и уже собиралась переходить к теме урока и воспользоваться услышанными только что пояснениями…

- Студентка Васильева, что у вас с микрофоном. Вас не слышно. Устраните неполадки.

Что? Какие неполадки? Она в недоумении перевела взгляд на сына.

- Включи микрофон, тебя не слышно, - проворчал он и слегка постучал головой об стенку.

- Как? Не понимаю, как включить этот дурацкий микрофон.

- Посмотри внимательно, там значок такой есть с перечёркнутым микрофоном, жми туда, - обречённо вздохнул Костя.

Тут приползла Оля, с фломастером и стопкой бумаги. Оценив ситуацию, нарисовала экран, нужный значок и повернула к свекрови. Та выполнила необходимое действие:

- Извините, пожалуйста, случайно нажала, - покаялась она комиссии и другим студентам.

- Продолжайте, и будьте внимательнее. Это урок. С вашей стороны отвлечения и нечаянности недопустимы, - сделал замечание куратор.

От стыда хотелось провалиться сквозь землю и забыть об этом обучении, как о страшном сне. Но она улыбнулась и начала сначала:

- Здравствуйте, меня зовут Любовь Григорьевна. Тема нашего урока…

Первые шаги дались ей легко: из головы не успела выветриться информация, недавно полученная от сына, а потом выручила сноха. Любовь Григорьевна, как бы поясняя для аудитории следующий этап, озвучивала необходимое действие и немного подвисала, ожидая, когда Оля нарисует ей последовательность кнопок. Костя же, тыча в рисунки пальцем, пояснял жестами и мимикой.

Медленно, очень медленно, но все задания были выполнены. Её даже похвалили за доходчивое объяснение материала, доброжелательность и теплоту к предполагаемым ученикам, но попросили делать это поживее, не смотреть в пол, не гримасничать и заранее договариваться с соседями о соблюдении тишины. А ещё, на всякий случай, провести в квартире дезинсекцию.

Костя и Оля терпеливо ждали окончания занятия, не сводя глаз с матери. Когда она вышла из программы, Костя, кряхтя поднялся, подтянул Олю и укоризненно посмотрел на мать:

- Ну ты даёшь! Прямо цирк. Как можно не знать элементарных вещей. Видел бы нас кто со стороны, обхохотался. Кандидат наук ползает на карачках под столом и жестами пытается объяснить азы компьютерного общения. И ради этого я своих студентов бросил.

Тут встряла Оля:

- Я, когда маленькая была, передачку видела, как снимали «Спокойной ночи, малыши». Там артисты с Хрюшей и Степашкой тоже под столом у ведущей сидели. Мы с тобой, Костя, как Хрюша и Каркуша были, а Любовь Григорьевна, как ведущая. А ещё можно язык глухонемых выучить, ну, чтобы понятнее было, - радостно закончила она.

Костя выразительно посмотрел на жену, будто хотел у виска пальцем покрутить:

- Ну, я дальше работать пошёл, а вы развлекайтесь.

На кухне Люба, усадив сноху за чай, взбивала тесто для бисквита.

- Оленька, спасибо огромное, вы с Костей меня так выручили. Если бы не твои рисунки, я бы провалила эту контрольную. А стыдно-то как! До мурашек. Ну вот не нужен мне был раньше компьютер, не интересен, так я к нему и не подходила. Откуда же у меня возьмётся компьютерная грамотность, - оправдывалась женщина.

- Ничего, Любовь Григорьевна, освоитесь. Лиха беда - начало, - беззаботно махнула откусанной конфетой Оля, и, отхлебнув чай, продолжила, - если что непонятно, вы ко мне обращайтесь. А листочки с рисунками не выкидывайте, пригодятся ещё.

Получила-таки Любовь Григорьевна свидетельство о прохождении курсов.

***

В классе висела напряжённая тишина. Дети изучали новую учительницу.

- Здравствуйте, дети, - как можно мягче поприветствовала она класс, стараясь взглядом коснуться каждого, - давайте знакомиться.

Она представилась, а дети по очереди принялись называть свои фамилии. Сначала Любовь Григорьевна недоумевала про себя, а потом не выдержала:

- А почему вы не говорите имена? Я хочу знать, как вас зовут, а ещё лучше, как обращаются к вам родители.

Дети молча таращились на неё.

- Нас Юлия Ивановна только по фамилиям называла, - робкий голосок нарушил тишину, - она говорила, что мы сложные, и ей с нами трудно.

Любовь Григорьевна растерялась:

- А почему вы сложные? - спросила она у той девочки, что осмелилась заговорить.

- Мы не понимаем элементарных объяснений, - опустив голову, грустно ответила та.

Любови Григорьевне хотелось заплакать, обнять всех детей разом, утешить, помочь. Знали бы они, как близко ей их состояние! Она пропустила через себя - как это: ничего не понимать, не поспевать за другими, ощущать себя хуже всех и бояться наказания. Она вздохнула, потом улыбнулась, и, приспустив очки на кончик носа и оглядывая всех, заговорщицким шёпотом спросила:

- Скажите, пожалуйста, кто из вас профессор?

Дети в полном непонимании уставились на неё.

- Поднимите руки, кто считает себя профессором всех наук, - чуть громче пояснила она.

Конечно, ответа не было. Тогда она громко спросила:

- Я правильно поняла, что профессоров среди вас нет, и что вы пришли в школу учиться?

Дети несмело, поглядывая друг на друга, закивали.

- Раз вы пришли учится, то вы просто обязаны ничего не знать, - уже весело продолжала Любаша, - вы хотите научиться быстро считать, грамотно писать, выразительно читать?

Дети закивали энергичнее.

— Вот это правильно. Но раз вы хотите учиться, то должны знать, что учёбы без ошибок не бывает. Нет таких людей, у которых всё вдруг само получается, без усилий. Только совершив ошибку, мы понимаем, в каком направлении надо работать, мы учимся видеть и находить свои ошибки, и исправлять их. Так что, только обрадуюсь, если услышу от вас честное «Я не понял». Это значит передо мной хорошие, правильные дети. И покажу, как от ошибок избавиться. Мы вместе будем учиться. А теперь давайте познакомимся.

+16
13:47
279
09:58
+3
Котлету в студию. Тупыми бывают карандаши и углы. А дети все умные. Только некоторые из них ленивые.
17:03
+2
Спасибо)))
11:37
+1
Замечательный рассказ! Воодушевляющий.
Поэтому ТРИ КОТЛЕТЫ. Одну ГГ, и две остальных — «Хрюше» и «Степашке».
17:04
+2
Спасибо) Вкусно)
16:06
+3
ОДНУ КОТЛЕТУ автору за хороший рассказ!
17:05
+2
Благодарю)))
16:44
+3
Ааааааа, очень круто! Читала как бестселлер! И юморно! И так подробно и реалистично эмоциональное состояние описано, прям как будто я сама там тупила! А я и тупила.) ТРИ КОТЛЕТЫ!
17:07
+2
Спасибо))) Приятно, что получилось донести эмоции)
17:51 (отредактировано)
+3
Это как в том анекдоте: «уже даже я понял, а они всё не понимают!» smile
Котлетку вам.
19:45
+2
Точно) Спасибо)))
19:25
+3
Хороший рассказ
Мы вместе будем учиться
thumbsup
КОТЛЕТА
19:45
+2
Благодарю) Приятно)
20:53 (отредактировано)
+1
Ах, какая трогательная и поучительная история! Я в школу ни за какие коврижки! Каждому учителю — памятник при жизни! И КОТЛЕТУ! bravo
08:06
+2
Спасибо rose
23:08 (отредактировано)
+2
как знакомо это состояние — вдруг бац и тупка, ничего не понимаю, ух дети и злятся))) к счастью быстро отпускает))) 2 котлетки замечательному рассказу rose
08:12
+2
winkБлагодарю
18:11
+3
Хороший рассказ! И позиция учительницы мудрая! Сама столкнувшись с трудностями освоения нового, терпимее относится к ошибкам других. Ведь умный — это не тот, кто не допускает ошибок, а те, кто на них учится. Три котлеты
Подтверждаю! thumbsup
20:58
+2
Трогательный рассказ. Компьютерной грамотности при желании может научиться любой, а доброта она либо есть в человеке, либо её нет. Котлету!
12:53
+1
Спасибо. Приятно smile
11:26 (отредактировано)
+2
Боже. Какая красота! Вспомнила как маму учила работать на компе. Конечно не так было критично, но тоже весело. Она осваивала компьютерную грамотность уже в преклонном возрасте. Правда как ушла на пенсию у неё все из головы вылетело. ТРИ КОТЛЕТЫ. ГГ сына хорошего вырастила. Все бросил и мать пошел спасать.
12:54
Ваша мама — герой) Благодарю за котлеты и комментарий.
Это бесспорно!
14:49
+2
Чудесная история! Героине очень сочувствовала. Сама учила бабушку работать на компьютере, знаю, как это тяжело даётся во взрослом возрасте. А когда от этого ещё зависит работа… Как хорошо, что ученики получили такую замечательную учительницу! две котлеты умнице-студентке!
20:12
Благодарю за сочувствие, понимание и… котлеты) Очень приятно)
Непременно, необходимо новел тиких по больше!
19:22 (отредактировано)
+2
Вот в этой истории очень располагающий финал)))
Читала однажды статью (и потом наивно безрезультатно пыталась вдохновить учительницу моего сына): ребятишкам в слабеньком классе сказали, что они — участники эксперимента, мол, необычайно умные дети собрались, поэтому у вас лучший учитель и лучшая программа. И чуть не каждый день детям напоминали, что они очень умные. Через какое-то время, четверть или две, этот слабенький класс догнал более сильных учеников, хотя программа была одна и та же)))
Прекрасно понимаю сложности учёбы во «взрослом» возрасте, но такие ситуации отлично прокачивают мозги и отдаляют старость))) так что мудрой взрослой студентке прошу выдать

1 котлету
20:23
+1
Всё верно. У Горького есть «Если всё время человеку говорить, что он «свинья», то он действительно в конце концов захрюкает.» Соответственно, и наоборот.
Спасибо за комментарий и котлету)
22:19
+2
Две котлеты
Понимать, а главное помнить, как это — быть на том берегу; тема педагогики очень сложная и предполагает долгий разговор) спустя много лет, по уже выросшим детям, мы видим… или не увидим никогда.
15:31
+1
Согласна, тема неоднозначная. Педагогика, ставя благие цели, способствует развитию разнообразнейших комплексов.
Спасибо за котлеты)
Наталья Винярская
12:35
+2
Написано потрясающе! Узнала себя (не в последней части, а в компьютерных мучениях). Молодёжь обычно говорит: «Да вы не бойтесь, нажимайте клавиши и смотрите, что получится: так и научитесь!». Увы! В конце нажиманий уже не помню, что было в начале! Простые операции, конечно, освоила, а вот понадобилось грамотное оглавление сделать в новой книге — пришлось текст сыну пересылать ( в Амстердам!). Так что ТРИ КОТЛЕТЫ — автору и Л.Г.
15:51
+1
Здорово, когда дети с пониманием и сочувствием относятся к проблемам родителей. И, когда помогают, особенно гордишься ими, ощущаешь теплоту и заботу.
Благодарю за котлеты)
10:07 (отредактировано)
<Чюдеснейшая повесть учителя angel
Загрузка...
Андрей Лакро

Другие публикации