Весна, психи и любовь. 1 часть
День Студента
Лёша проснулся в прекрасном расположении духа и предвкушении чего-то необыкновенного и чудесного. И для этого были вполне веские основания. Но самое главное – весна, что само по себе уже многообещающее явление. А ещё начинается новый цикл занятий – психиатрия! Кроме того, опять увидится с симпатичными однокурсницами. Варя – из параллельной группы, но на этот цикл их группы объединили, поэтому они будут заниматься вместе. А Олеся, новенькая, перевелась совсем недавно из другого города. Как и все блондинки, без царя в голове, но зато с потрясающей фигурой. Правда, Лёха пока не мог определиться, на ком остановиться. А, впрочем, и не особенно стремился с выбором. А почему спрашивается, нельзя дружить с обеими одновременно? Они ему благоволят, а так придётся, с одной из них раздружиться, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нет, он пока не готов сам себе создавать дискомфортные условия.
Психические болезни - на редкость интересная дисциплина, наверное, самая интересная на пятом курсе медицинского. Клиническая база – городская психиатрическая больница, имеющая слегка сомнительную репутацию. Мимо проходит трамвайный маршрут №6. Горожане часто, когда хотят досадить собеседнику, в сердцах говорят:
- Езжай по шестому маршруту!
Очень обидная, между прочим, фраза. После нее может начаться и рукоприкладство… Об этом неоднозначном учреждении наслышаны и дети. Алексей услышал как-то в этом знаменитом трамвае разговор маленькой девочки и ее отца:
- Папа, а военная психбольница бывает?
Отца неожиданный вопрос застал в врасплох, он слегка замешкался:
- Наверное, бывает…
- А кого в ней лечат?
- Ну, раз она военная, тогда значит военных психов.
- А чем военные психи отличаются от обыкновенных?
- Ничем…
- А почему тогда они называются военные?
Наконец отец понял, что из этого разговора ему просто так не выпутаться, а тут ещё пассажиры стали заинтересованно прислушиваться. Поэтому он не нашёл ничего лучшего, как сойти на ближайшей остановке, хотя может быть они уже и приехали.
Вот в этой-то знаменитой психушке пятикурсникам и придётся обучаться добрых два месяца.
К девяти утра студенты собрались у входа на территорию больницы. Преподаватель, Антон Михайлович, здешний сотрудник, всех пересчитал и провёл через проходную. Студенты во все глаза смотрели по сторонам. Территория ухожена, везде клумбы, цветы, деревья. Подошли к одному из корпусов, Антон Михайлович специальным ключом открыл дверь и направил всех по лестнице на второй этаж, и запер за собой дверь. Прошли в аудиторию, расселись за столами.
Преподаватель сделал перекличку и начал занятие. Сначала, как водится, введение в науку. Было интересно, но это всё они уже слышали на лекции. Потом – веселее. План занятий на весь цикл и правила поведения в больнице. Всех студентов разделят на микрогруппы по три человека. Каждой группе будет выделен пациент. По итогам цикла студенты должны будут написать курсовую работу – подробную историю болезни на своего подшефного. С пациентами без особой необходимости не разговаривать, тем более – не спорить. Последнюю фразу Антон Михайлович выделил особо. Сначала студенты не придали этому значения, но оказалось – не зря их предупреждали.
В перерыве прохаживались по пустынному коридору, в который выходили надежно запертые двери больничных палат. Неожиданно наткнулись на интеллигентного вида пациента. Окружили и начали с азартом расспрашивать о жизни. Тот с готовностью рассказывал.
- А я, между прочим, автор третьего закона Ньютона!
- Вы?
Ребята опешили, у них перехватило дыхание, настолько это было неожиданным и настолько же нахальным. Попытались урезонить:
- Как вы? Мы этот закон ещё в школе изучали… А Ньютон открыл его вообще несколько веков назад.
Болезный посмотрел на них снисходительно, мол совсем еще дети неразумные.
- Нет, это моё открытие, а у меня его украли!
- Но этого же не может быть! Есть учебники, энциклопедии, справочники, мы можем вам показать и доказать!
- Я открыл!
Тут позвали в аудиторию. Возбужденные студенты начали наперебой рассказывать преподавателю о пациенте и его заблуждении.
- Вы что с ним спорили?
- Ну, а как здесь не спорить! Это же полная чушь!
- Я вас предупреждал, ни в коем случае не спорить с пациентами! Поймите и запомните: это больные, у них шизофрения, у них бред, и вы их никогда не переубедите и не надо даже пробовать!
- Ну, а если как-то логически?
- Нет, нет и нет, таких больных не лечат логикой, в психиатрии используют другие методы! И еще раз предупреждаю: не спорьте с больными!
Для студентов это стало настоящим потрясением и уроком. А так хотелось поспорить, попытаться простыми доводами убедить в порочности очевидных заблуждений. Повисла тягостная пауза. Лёша решил немного взбодрить загрустивших однокашников.
- Антон Михайлович, а у вас в отделении Наполеоны есть?
- Сейчас нет. И вообще они в последнее время стали гораздо реже встречаться. Все больше инопланетяне и космонавты. А вам зачем?
- Да у меня вопрос в кроссворде: место рождения Наполеона, вот хотел спросить, где он родился.
- Очень смешно! Вы, пожалуйста, дурацкие шуточки приберегите для своих подружек. Смеяться над больными крайне неэтично, и вам, как будущим врачам это надо запомнить на всю жизнь! Посмотрим, как на экзамене будете смеяться.
Лёха явно не ожидал такой реакции, как-то сразу сник. Варя покрутила пальцем у виска, мол, тот еще шутник, зря только препода обозлил…
Но тут пара закончилась, и ребята высыпали во двор. Расселись по скамейкам и с интересом наблюдали за окружающей жизнью. Вокруг цвела и пела весна. Пациентов выводили на трудотерапию. Они пропалывали клумбы от сорняков, очищали аллеи и тропинки. Работали с настроением, пытались ещё заговаривать и заигрывать с проходящими медиками и посетителями, цепляли и студентов. Те удивлялись, что это за больные такие, вполне нормальные люди, а если больные – почему так свободно ходят по двору, ведь могут и напасть на кого-нибудь. Антон Михайлович улыбался:
- Это тихие больные, практически безопасные для окружающих, а буйных я вам ещё покажу. Так, а теперь пройдёмте в цех трудотерапии. Наши больные вполне обучаемы, и мы стараемся давать им посильную работу. Это очень благотворно сказывается на их самочувствии и наряду с медикаментозной терапией способствует достижению стойкой ремиссии.
В цеху несколько десятков больных деловито клеили коробки для макарон. На отдельном участке работали пациенты с синдромом Дауна, молча и сосредоточенно. Антон Михайлович подозвал одного из них и стал расспрашивать как дела, как себя чувствует, сколько сделал коробок. Тот отвечал медленно, монотонно, с бесстрастным лицом. Потом его отпустили продолжать работу. Преподаватель пояснил:
- Такие больные живут дома, сюда приходят самостоятельно пешком или приезжают на общественном транспорте. Они очень трудолюбивы и аккуратны.
- А они не могут потеряться?
- Еще не было таких случаев. Сначала им родственники показывают дорогу, несколько дней сопровождают, они все запоминают, и потом уже самостоятельно добираются.
После занятий студенты всей гурьбой выходили из больницы и очень живо обсуждали свои впечатления. Шли до остановки, потом пути расходились. Алексей был как всегда в обществе своих подружек.
- Ну что, девчонки, делать будем, куда пойдём, кино, кафе?
Олеся поморщилась, опять одно и тоже.
- Кино, кафе… Люди уже купаются!
- А в чём проблема, пойдёмте на пляж!
- Я так, теоретически, и потом, без купальника.
- Ну и что, поищем самодеятельный нудистский пляж!
Варя одобрительно захихикала. Олеся сердито зыркнула на неё.
- Ну, вы как хотите, а мне пора домой! Пока, до завтра!
И вскочила в подошедший трамвай №6.
Варя ближе придвинулась к Алексею и взяла под руку:
- Смотри какая погода, пошли в кафе-мороженое в парке.
Устроились в тени раскидистых дубов, здесь было уютно и прохладно. Мороженое тоже оказалось на уровне.
- Лёшенька, а ты знаешь, что у Олеси муж есть?
- Слышал что-то. Ну и что, мне-то какое дело?
- Между прочим, наш муж – офицер! И очень интересуется тобой...
- С какой это радости?
- Да, Олеська, дура, за каждым словом: Лёша так сказал, Лёша так посоветовал… Вот он и заревновал. Очень злой на тебя, хочет прийти в институт и разобраться по-мужски!
- Ничего себе! Без меня, меня женили! Ну, пусть приходит, разберёмся…
КОТЛЕТУ студенту!
котлетку вам.
Где психи, где нормальные? Иногда не разобрать.
ДВЕ КОТЛЕТЫ Автору за интересную тему.
Про буйных же потом будет, да? Да?
Браво… Болезные…
Ай, да молодец…