Автомобильный сервис
Всхлипывающие, кашляющие и скрипящие звуки заехавшего в гараж автомобиля сделали совершенно ненужным комментарий смущённого водителя:
— У меня тут проблема...
Седоволосый механик откинул капот и долго рассматривал внутренности машины. Периодически он хмурился, качал головой, тарабанил пальцами по кузову, присвистывал и хмыкал.
— Совсем плохо? — беспомощно поинтересовался владелец автомобиля, пытаясь вычислить по соотношению звуков, мимики и жестов механика, во сколько обойдётся ему ремонт.
Работник сервиса хмыкнул в очередной раз и вместо ответа проорал куда-то вглубь мастерской:
— Эй, посмотришь?
К машине, неторопливо вытирая испачканные в масле руки об синий комбинезон, подошёл мастер. Бегло поприветствовал клиента, взглянул в нутро автомобиля и присвистнул. Затем оба специалиста склонились над двигателем и начали перекидываться непонятными словами:
— Ни фига себе оксигенация!
— Диверсификация эукариот началась...
— Эдиакарский период, пипец...
— Без пяти минут кембрийский взрыв...
Звучало всё это ужасно дорого. Так по крайней мере показалось клиенту, который жалобно потребовал "перевести" диагноз на понятный язык.
— Запущено, придётся повозиться, — объяснил механик. — Видно давно не пользовались машиной, а поставили в тёмном сыром месте, — он кивнул, верно истолковав опущенный взгляд водителя как подтверждение своим словам и продолжил:
— Вот тут, — указал на какой-то шарообразный элемент двигателя, — атмосфера образовалась. А здесь... и здесь — проблемы ещё хлеще. На этой детали — степень загрязнения на уровне цианобактериальных матов.
Мастер поморщился и поправил:
— Похоже, а может уже и кое-что покрупней, невооружённым глазом не определить, но у нас есть приборы для детальной диагностики.
— Насколько всё это серьёзно? — спросил клиент с беспокойством в голосе.
— Ну, загрязнения в этой стадии, конечно, негативно влияют на ходовые качества автомобиля — вы и сами слышали, как хрипел мотор, но, в принципе, они не критичны. Однако вы же понимаете — полтора-два миллиарда лет, и у вас под капотом будет настоящий зверинец. Помнишь того, с зелёным шариком на третьей орбите от центрального нагревательного элемента? — обратился механик к коллеге.
— Такое не забудешь! — хохотнул мастер. — Сырость развёл — хоть выжимай! Динозавров ему какой-то знакомый охлаждением вывел, но прочая органика только посмеялась над таким профанским ремонтом. Пометался он, поискал, а в конце — к нам.
— А вам удалось починить? — спросил клиент, почему-то стесняясь спросить напрямую, сколько стоило шаманство профессионалов растяпе-владельцу, очень напоминающему его самого.
— А то! — гордо отозвался мастер. — Мы единственные обладатели патентованного средства со стопроцентной гарантией успеха.
Клиент мысленно добавил нолик к уже вычисленной сумме и, вздохнув, робко предложил:
— А может в моём случае достаточно термообработки?
Механик презрительно хмыкнул.
— Другие сервисы применяют нагреватели и криогенику, с излучениями экспериментируют, а клиенты всё равно к нам приезжают. А почему? Да потому что клин клином вышибают. Если загрязнение достигло органического уровня, то только органикой его и выведешь.
— Да, я читал рекламный буклет. Вы используете, кажется, каких-то хомосапинсов, нет? А как именно действует это... средство?
— Деталями не поделимся, — хохотнул мастер, — сами понимаете — это секрет фирмы. Но в целом — разрушительный потенциал у этих организмов обалденный. Стоит высадить небольшую колонию на загрязнённое место, и хомосапинсы тут же начинают медленно, но верно ломать, крушить и уничтожать. Относительно скоро, примерно через два-три миллиона лет — ну, точный срок зависит от степени загрязнения — они уничтожают всю органику на поверхности и разрушают атмосферу. Это приводит к испарению ненужной влаги. Но, самое главное, и это, без ложной скромности просто гениально: побочным результатом их жизнедеятельности является самоуничтожение.
— И что — двигатель будет снова чистым?
— Остаются минеральные отложения, копоть и порой лёгкий радиоактивный фон... В общем — ерунда, один раз тряпочкой протереть, и двигатель будет как новенький.
— А если они выживут? Как потом этих сапинсов выводить? — больше всего водителя волновало, не предстоит ли ему ещё более дорогостоящая возня.
— Исключено, — уверенно заявил мастер, — до практического применения их несколько лет испытывали в лабораторных условиях. Не зависимо от исходных условий, конечный результат был один и тот же. Автоликвидация вложена в их геном.
— Ну, если другого выхода нет, хорошо, — согласился владелец машины и, с тоской во взгляде, потянулся за бумажником. — Когда можно будет забрать машину?
По нетерпению, горящему в скупом взгляде, опытный мастер легко определил, что автомобиль водителю нужен срочно.
— Начнём прямо сейчас. Через пять-шесть дней... Скажем — чтобы наверняка — приезжайте в воскресенье. Мы вообще-то не работаем, но я буду в мастерской.
Клиент поморщился, мысленно добавляя к цене накидку за срочность, и неохотно потопал в направлении кассы.
Мастер кивнул деловито, выудил из хаоса сваленных на столе инструментов бинокулярный микроскоп и телескопическое квадратное зеркало. Затем распорядился:
— Посвети-ка мне сюда.
Механик рутинно клацнул цветными выключателями и придвинул лампу поближе к открытому капоту.
— Да будет свет! — сплюнул он.
Насвистывая весёлый мотив, мастер принялся за работу.
Опечатка: в «третей» потерялся ь
Опечатку исправила