Папоротник
Автор:
FrizKos
Текст:
Мы с мамой переехали от бабушки.
Я ходил в пятый класс. Теперь мы должны были жить вдвоем. Наша квартира находилась в доме через дорогу от бабушкиного. Этот район я знал очень хорошо. Мама продолжала почти непрерывно работать, часто ездить в командировки. На то время, когда её не было дома, к нам бабушка, можно сказать, переезжала.
Мы с мамой переехали от бабушки.
Квартиру мы сняли с двумя комнатами. Мне досталась большая - зал, а маме другая - приличная спальня. Ей много и не нужно, а я был тогда школьником, водил друзей. Но когда мамы дома не было, а не было её с каждым разом всё дольше, у нас жила бабушка. Она спала в маминой комнате. Даже когда мама была в городе, бабушка оставалась у нас, в моей. Я отдавал ей свой диван, а сам спал на кресле-раскладушке.
-Теперь вы живете одни,- говорила моя бабушка, стоя на кухне, моя посуду в нашей с мамой съемной квартире, - ты должен учиться быть самостоятельным.
Я слушал её, параллельно читая о Шерлоке Холмсе, сидя за кухонным столом.
-Правильно,- хвалила она меня, кивая на книгу, - читай.
Мы с мамой переехали от бабушки.
Она стала приходить всё чаще и чаще. Бабушка просыпалась у себя дома и шла к нам, готовила нам с мамой обед и ужин, как и было раньше в бабушкиной однокомнатной квартире через дорогу. Между готовкой и уборкой она читала библию. Со временем познакомилась с бабушками, которые обычно стоят возле подъезда: караулят, кто вошел и вышел, гоняют бомжей и обсуждают цены на сахар и гречку. Мы с мамой жили отдельно, но толком ничего не поменялось. Бабушка стала обустраивать квартиру: стирала шторы, выбивала ковры, чистила сервиз.
Только я заходил домой - на столе уже стоял обед. Мы с бабушкой ели. Она спрашивала меня про школу, про оценки, про учителей, про друзей. Я рассказывал. Когда мы всё съедали, она собирала тарелки со стола и клала их в раковину, а потом мыла их. Я шел делать уроки, а она шла читать библию. Уроки я делал всегда на кухне. Бабушка говорила, там свет лучше.
Как-то раз Бабушка зашла на кухню и сказала тихим, полным интриги, голосом:
-Пойдем, что покажу.
Отложив математику, я встал. Мы пошли в мою комнату- зал.
- Смотри,- сказала она. В углу зала, на столе, стоял горшок с большим папоротником. Бабушка продолжала:
-Нашла его у вас. Его давно никто не поливал, он чуть не умер. Спросила у тети Тани журнал про растения. Надо бы за ним ухаживать, а то квартира не ваша, еще поругаются.
-А я его никогда не видел тут,- сказал я.
-Да он был спрятан у мамы в комнате. Теперь вы живете одни, ты поливай его каждую субботу. Им много воды не нужно.
Я подошел к столу. Единственное, что я знал о папоротниках: они размножаются спорами. Взяв один из его длинных стеблей, заглянув под него, я увидел те самые споры - маленькие зернышки коричневого цвета.
-Здорово!- обрадовался я.- Бабушка, смотри, это споры. Так папоротники размножаются.
-Прекрасно, что ты это знаешь,- похвалила она меня.
Я почувствовал себя самостоятельным. Теперь у меня было что-то, о чём я должен был заботиться. Был ощутим гигантский прилив сил и уверенности. Я даже учиться стал лучше. Я стал каждую субботу поливать папоротник.
Мы с мамой переехали от бабушки.
Первое время она была у нас часто, но со временем её появления стали редкостью. Теперь я сам приходил к ней. Её дом стоял напротив школы. И обедать я стал у неё, а потом шел к себе, в квартиру, которую мы снимали с мамой. За столом у бабушки я рассказывал ей про школу, про оценки, про преподавателей, про друзей и очень много говорил про папоротник, который я поливал по субботам.
Каждую пятницу я с нетерпением ждал следующего дня. Я ждал, как приду домой, положу рюкзак, сниму школьную форму, повешу её на вешалку, как оденусь в домашнюю одежду (ходил я всегда без тапочек и без носков), как наберу воды из под крана в стеклянный стакан, и как подойду к моему папоротнику и полью его.
По субботам последним уроком была физкультура. Зимой мы выходили на улицу. Девочки катались на коньках по льду в хоккейной коробке, а мы, мальчики, на лыжах вокруг школы. Я сильно уставал. Кататься на лыжах я не любил, меня заставляли.
Как-то раз, после очередного урока физкультуры, я спешил домой. Раскидав ботинки по углам прихожей нашей с мамой съемной квартиры, я хотел скорее дойти до своего дивана и упасть, пропасть в холодных простынях, нырнуть в этот океан и уснуть. Так я и сделал.
Проснулся через час, понял, что уснул в школьной форме, а моя рука сильно затекла. Словно тысячи иголочек вместе покалывали мою ладонь. Напротив моего дивана стоял сервант, за стеклом которого находился сервиз и много посуды, расписанной в стиле гжель. Ниже на полке, стоял горшок с моим папоротником. Солнце своими лучами нагло проникало ко мне в комнату. Близился закат. Я сел и стал разминать почти онемевшую ладонь, разгонять кровь внутри. Вдруг взгляд мой остановился на маленьких каплях воды на папоротнике. Они переливались на солнце. Я замер, стал наблюдать эту красоту. Первое, о чем я подумал: расскажу бабушке. Меня тянуло рассмотреть всё поближе.
Своей рукой я осторожно потянулся к одной из капелек на листочках папоротника. Меня окутал страх сломать красоту навсегда, ведь всякая красота неповторима! Дотронувшись аккуратно указательным пальцем до одной из капелек, я искренне удивился: он не стал мокрым, даже влажным, так и остался сухим, а капелька и не думала терять свою прекрасную форму. Тогда я надавил на неё - ничего. Я пригляделся - клей. По всем листкам моего папоротника были капельки клея. Я отскочил. А потом вернулся и схватил горшок обеими руками. Капли из клея. Листы из ткани. Корни из пластика.
Полгода я поливал искусственный цветок. Вот, что я рассказал в тот вечер бабушке по телефону. Мы долго смеялись, а потом попрощались. Я положил трубку и остался стоять в коридоре один.
Мы с мамой переехали от бабушки.
Звучит, как: «Пепел Клааса стучит в моё сердце!» Но если у Костера повторение этой фразы оправдано, то в данном случае я не вижу в повторе особого смысла.
Сосредоточившись на куче ненужных, малозначительных деталей, автор почему-то не объясняет, почему дочка ушла от матери и вынуждена снимать квартиру? При том, что она(дочка) часто уезжает в командировки и бросает сына одного. Если был конфликт, то странно поведение бабушки: приходит, убирает, готовит. Но при этом не зовёт к себе, хотя бы из меркантильной экономии денег.
Теперь про папоротник, который оказался… Которого не оказалось. НУ И ЧТО? В чем его метафора или подтекст или что там хотел автор сказать? Ведь не зря он вынес его в название. Мне кажется в фильме «Трое в лодке, не считая собаки», в сценке про гипсовую «форельку», подобный случай обыгран без пафоса, но зато с отличным юмором.
Мальчик получился какой-то… Будто в вакууме растёт. Кроме бабули и папоротника вокруг него никого нет. Ни знакомых, ни одноклассников. Да у нас в классе парень, у которого «хата» так часто бывает свободна, был бы нарасхват! Но — нет, автор всё время подчёркивает, что только бабушка и псевдоцветок в жизни главного героя настоящие. Остальное — декорация.
По изложению. Неровное. К примеру, первый абзац: каждое предложение само по себе. Каждое — о своём, но как-то отдельно, нет целостности. Вроде как автор старается объять необъятное, спешит, перескакивает с одного на другое.
Вердикт: после прочтения осталось ощущение самолюбования автора. Типа, гляньте, какое непростое было моё детство. Проникнитесь.
Уважаемый, оно у всех было непростое. Ничего нового вы не рассказали.
Уважаемый, оно у всех было непростое. Ничего нового вы не рассказали. Вы еще про мое детство не читали
Встречался мне тоже подобный эпизод, в трагикомических красках. Мальчик заботился о куколке бабочки, это был его проект для школы, но найденная куколка так и не развилась. Он принёс, что есть, это оказался кошачий экскримент. Тогда было и смешно, и жалко.
Автору нужно в первую очередь для себя расставить в тексте акценты. Что и для чего он показывает. Хорошее начало для творчества.
Действительно странный рассказ… Он у меня вызвал когнитивный диссонанс: я не понимала, какие эмоции должна испытывать при упоминании бабушки (давила ли она своих домочадцев своей заботой, была деспотичной, доброй), понятно, что человек не может быть только добрым или злым, но человек способен оказывать воздействие и вызывать эмоции у других людей. Короче, я не поняла, как герой относится к бабуле, какие отношения у мамы с бабушкой. Самое понятное — отношения матери и сына — они редко пересекаются, поэтому не мешают друг другу.
С папоротником тоже ерунда какая-то. То есть за полгода наш герой ни разу не разглядел капельки клея. Допустим, их не было. Но каким образом они появились? Этому поспособствовали какие-то физические явления? Если да, то об этом стоило указать в тексте.
Вроде бы и написано ровно, но за этим «ровно» ничего нет, никакого смыслового и эмоционального наполнения.
Что касается структуры — завязка есть, да… Но конфликт и развязка — провальные. И не раскрыт смысл рефрена «Мы с мамой переехали от бабушки».
Пишу это не с целью задеть автора и его чувства по отношению к данной миниатюре, просто хочу понять, что я только что прочитала…
Вот уберите этот припев:
и ничего странного (я так понимаю, это главное притяжение) в рассказе не останется. Ничегошеньки. Рассказ с легким прибабахом. С кем не бывает?
По-моему, это тот самый случай, когда «красота в глазах смотрящего».
Комментаторы — люди с воображением, писатели. Напридумывали, навертели на «папоротник с бабушкой» каких-то своих смыслов.
«приличная спальня» это как понять? могла достаться и неприличная?
«Ей много и не нужно, а я был тогда школьником,» про школьника тавтология, в предыдущем абзаце уже написано про 5 класс
«Я слушал её, параллельно читая о Шерлоке Холмсе, сидя за кухонным столом.» переделайте, предложение корявое «Я слушал её сидя за кухонным столом и читая о Шерлоке Холмсе».
«бабушками, которые обычно стоят возле подъезда» обычно бабушки сидят возле подъездов, стоять весь день и молодой не выдержит
«выбивала ковры, чистила сервиз. » ковры и сервиз в съемной квартире?
«а потом мыла их. Я шел делать уроки, а она шла читать библию.» т.е. мальчик торчал на кухне пока она мыла, а потом только расходились?
«Я шел делать уроки, а она шла читать библию. Уроки я делал всегда на кухне. » куда же он шел делать, если делал их на кухне?
«Её дом стоял напротив школы.» но ранее «Наша квартира находилась в доме через дорогу от бабушкиного.» так что, дом блуждает?
постоянное напоминание про переезд от бабушки и съемную квартиру раздражает. потом непонятно, неужели за полгода герой не понял, что папоротник искусственный? мальчик не в себе?
Но, если б не «сковородка» до конца бы не дочитала — лишком долгое описание темы «мы переехали от бабушки». И для меня самый серьезный недостаток этого произведения — наличие двух равнозначных тем, которым уделено равное количество внимания, и по-большому счету, не пересекающихся между собой: переезд от бабушки и папоротник. Причем обе темы как-то недораскрыты… Я бы предложила сократить предысторию с переездом, убрать этот, как уже писали не играющий рефрен, и какую-то мораль вынести из папоротника. И еще, ну не заметить капли, я еще могу понять — предположим не падал свет под нужным углом. А какие признаки искусственного папоротника свидетельствовали о том, что он «чуть не умер»?
В целом осталось приятное впечатление. Сам окунулся в детство. Стоит поработать над указанными ошибками и будет весьма хорошо.
Очень добрый, ламповый и уютный рассказ про то как мальчик с мамой переехали от бабушки. Но бабушка в е равно приходила каждый день приглядеть за внуком, пока мама была на работе.
Осторожно! Возможен передоз ностальгией.
Рекомендую.