Линия жизни. Глава 97. Преемник, или Некоторые нюансы рекламы на транспорте, сентябрь 1996 года
Однажды у меня в кабинете появился вежливый молодой человек. Он представлял интересы сразу двух компаний: фирмы «Кока-кола», которая намеривалась открыть в Екатеринбурге своё производство, и «Пепси-колы», у которой были аналогичные планы. Когда он озвучил объём заказа, у меня, кажется, вспотели не только ладошки, но и пятки: девяносто трамвайных вагонов − под «Кока-колу» и пятнадцать троллейбусов − под «Пепси»!
Парнишка понравился мне сразу. Да и как не понравиться с таким-то заказом, будь ты хоть уродом. А тут ещё и вполне себе симпатичный.
Как Игорю Заузулкову удалось одновременно стать представителем двух конкурирующих брендов, мне неведомо. Я никогда его об этом не спрашивал: считал некорректным.
Игорь убедительно просил меня разместить этот большой заказ в течение двух месяцев, хотя по самым скромным подсчётам для того, чтобы справиться с такими объёмами, потребовалось бы не меньше трёх, ведь есть и другие клиенты, которым не скажешь, что для них наступают каникулы, и выполнение их заказов откладывается. Уйдут, и поминай, как звали: обратно не вернутся. Кроме того, рекламный бизнес в Екатеринбурге стал развиваться очень интенсивно, конкуренция росла. Но ведь и отказать − по понятным причинам − я тоже не мог.
По оплате договорились быстро: заказчик производит предоплату за тот объём, который мы сможем исполнить в текущем месяце, а после подписания акта выполненных работ проплачивает оставшуюся часть.
Ну, что ж, подписали документы и покатили. Собравшись со своей командой, мы обдумали и просчитали всё до мелочей. Дался нам этот заказ нелегко. За два месяца − не то, что ни одного выходного, наоборот: в выходные и праздники работали сутками, ведь в эти дни выпуск пассажирского транспорта на линию − минимальный, а значит, больше трамваев и троллейбусов остаётся в парке − под оформление. Вымотались все неимоверно, но в оговорённые сроки уложились.
И вот все обязательства выполнены, деньги получены. Что в этом случае делает наш человек (да и не наш − тоже)? Правильно: обмывает. Вот и мы с Игорем Заузулковым закрылись у меня в кабинете, достали бутылку хорошей водки и под отличную закуску, сооружённую Людмилой, принялись распивать, а, как известно, в процессе этого мероприятия частенько всплывают разные, зачастую нескромные, вопросы. Вот именно таким вопросом озаботился и я:
− Скажи, дорогой, а какой навар ты получил от фирмы, которую представлял?
− Да ничего особенного, Владислав Михайлович, − одарил меня Игорь чистым взглядом, − к тому, что заработал на этих заказах, добавил ещё немного, и хватило на трёхкомнатную квартиру в центре…
Именно такой человек и был мне нужен, ведь помимо всего прочего у меня имелась и вполне насущная потребность в хорошем помощнике: уже достаточно длительное время я сидел на таблетках, снижающих давление, кроме того, геморрагический васкулит давал себя знать, да и суставы стали иногда побаливать. Правда, я старался не обращать внимания на эти мелочи, но кисты, обнаруженные на обеих почках, и результаты дальнейшего обследования уже начали напрягать мозг: а вдруг!
Кто тогда продолжит начатое дело, которое так успешно развивается? Да ладно, дело − наплевать! Люди! Люди, которых я собрал, выдернув из других производств, люди, которые поверили мне − их куда потом девать, ведь устроиться на приличное место становится всё труднее?
Я не из тех родителей, которые ставят своих детей во главе предприятий только потому, что их народили, прекрасно при этом понимая: не потянут. Нет, можно, конечно, если плевать на коллектив, который возглавляешь. Я так не мог. Прекрасно понимал, что мой Игорь не справится: нет у него необходимой деловой хватки, а вот этот Игорь − вроде бы как раз то, что нужно! Дипломированный архитектор, дизайнер. Да и рекламную кампанию провёл так, что и заказчик удовлетворён, и он как посредник доволен, и исполнитель от радости слюной захлёбывается. Такое дано не каждому. Кроме того, обладает одним важным качеством, которого сам я, к сожалению, лишён: при возникновении каких-либо нестандартных обстоятельств, спокоен, как удав. В этом я имел возможность убедиться за время нашего недолгого сотрудничества.
Но всё же стоило узнать моего нового знакомого получше. Ошибиться было нельзя, проявлять инициативу – неразумно и преждевременно. Но к моему удовольствию дело решилось довольно просто: после принятого на грудь он вдруг сам попросился ко мне в партнёры:
− Владислав Михайлович, наружная реклама на бортах у вас, конечно, организована хорошо, − у него было время разобраться в этом вопросе, − а не могли бы вы дать мне возможность размещать рекламу в салонах, как «Карине» Димы Ножина, ведь «Микса» Андрея Горюна больше нет, вы же с ним расстались.
Оказывается, он и это знал! Похвально! Хотя, конечно, никакой особой тайны из ухода Горюна я не делал: Андрюша не единожды попался на сокрытии объёмов, и, несмотря на то, что по условиям договора мы должны были с ним распрощаться, я терпел, надеясь на то, что Горюн осознаёт и исправится, но, получается, напрасно. Расставались мы спокойно, без истерик. На прощание Андрюша сказал:
− Правильно вы делаете, что порываете со мной, понимаете, я всё равно буду вас обманывать. Ну, такой я, и ничего с собой поделать не могу.
Совсем недавно, когда я боролся с наркотической зависимостью сына и в очередной раз поймал его на лжи, Олежка в отчаянии просто прокричал мне: «Да вру я! Вру тебе, папа! Все наркоманы врут!» Горюн наркоманом не был, но вот такая особенность характера у него имелась. Кстати, как и у некоторых наших руководителей даже довольно высокого ранга, что очень печально, а зачастую просто губительно для страны.
− Да у меня уже есть другое занятие, которое приносит достаточно приличный доход, − продолжал между тем Андрей. − А акции свои я продам вам, а не Ножину − всё согласно решению собрания акционеров. Если, конечно, вы их купите…
Таким образом я оказался собственником двух третей акций «ЭСКИЗ-РЕГИОНА».
После этого случая нам пришлось произвести реорганизацию: принять расклейщиков внутренней рекламы в штат «ЭСКИЗ-РЕГИОНА».
Раньше у «Карины» и «Микса» были собственные распространители, которые, естественно, зависели от своих руководителей, и обнаружить обман можно было только путём тотальной проверки всех вагонов ТТУ, а это − примерно семьсот единиц. Попробуй-ка, проверь − к концу дня язык высунешь. А проверять-то надо каждую неделю, не реже!
Теперь же, когда расклейщики состояли в штате нашего предприятия, всю рекламную продукцию и карту размещения листовок в салонах они получали в офисе «ЭСКИЗ-РЕГИОНА». Зарплату, соответственно, тоже. Заинтересовать их в обмане стало невозможно: обнаружится «левак» − потеряешь работу. А получали они достаточно хорошо.
Это нововведение решало вопрос «неучтёнки», исключало обман ТТУ, и никакую контролирующую структуру выстраивать не пришлось.
Владея большей частью акций, я в принципе имел полное право самостоятельно принимать все решения, но заключать договор с Игорем за спиной Димы Ножина не стал: счёл непорядочным.
Мой партнёр, разумеется, оказался против, да оно и понятно: быть монополистом в использовании внутреннего рекламного пространства вагонов гораздо комфортнее, чем делить его с кем бы то ни было, но я подготовился к разговору и был довольно убедителен:
− Скажи, дорогой, сколько заказчиков прибавилось у тебя за последние полгода?
Дима не смог назвать даже приблизительную цифру:
− Ну, постоянно размещают одни и те же. Если приходит кто-нибудь новый, то только разово, но их немного.
− Вот тогда давай сделаем так: ты даёшь мне полный список своих клиентов, я подписываю с Заузулковым договор, и к договору прикладываю этот список. Сотрудничать с ними он не сможет! Пусть ищет новых рекламодателей. Об остальном договаривайтесь сами − я мешать вам своими советами не буду.
Так в нашем бизнесе появилось ООО «Пропаганда», и количество заказчиков внутренней рекламы стало прибывать. Что характерно, у Димы Ножина − тоже. Видимо, наличие конкурента подвигло «Карину» к активному поиску новых рекламодателей.
* * *
С ростом объёмов резко возросло и количество проблем, к которым мы, в силу новых капиталистических отношений, оказались просто не готовы. Особенно это касалось внутренней рекламы. Наружную можно только изгадить: написать какую-нибудь похабщину при помощи той же краски из баллончика. Кстати, эту проблему мы решили довольно успешно: поймали исполнителей на месте преступления и провели воспитательную беседу, пообещав лишить злоумышленников автотранспорта, на котором они выезжали для проведения актов вандализма. Пообщавшись с нашими ребятами, пачкуны ни на секунду не усомнились в том, что всё случится именно так, и не иначе: аргументы оказались настолько убедительными, что количество блудняков резко сошло на нет, а вот со внутренней рекламой произошла небольшая неувязочка.
К счастью, в этом случае ни искать, ни ловить никого не пришлось: все координаты были указаны в рекламных листовках, которые по-партизански расклеивались в салонах безо всякого согласования и оплаты. Компания-нарушитель занималась продажей швейных машин и оверлоков импортного производства – они только-только начали поступать на российский рынок, а потому были товаром дорогим и достаточно редким.
В один прекрасный день в офис компании явился солидный мужчина интеллигентного вида и вполне миролюбиво попытался объяснить молодому и, вероятно, неопытному руководителю, почему нельзя самовольно расклеивать рекламу на горэлектротранспорте:
– Проблема в том, что платить за вас приходится другой организации, той, которая имеет с ТТУ соответствующий договор, поэтому, если вы хотите рекламировать ваш товар в салонах трамваев и троллейбусов, то должны заплатить за размещение листовок.
Понимания наш представитель не встретил: молодой и борзый выслушал его с бессовестной улыбкой и, нагло глядя в глаза, заявил, что никому ничего не должен. Посланник в ответ лишь вежливо распрощался.
На другой день диспетчер компании приняла заявку сразу на два дорогущих оверлока, которые нужно было отвезти на Уралмаш, на улицу Коммунистическая – была у фирмы такая услуга: доставка товара по заявленному адресу, причём, совершенно бесплатно, и расчёт за покупку – на месте.
Когда курьеры с оверлоками в срочном порядке примчали на квартиру, их приветливо встретил тот самый интеллигентный мужчина и показал, куда поставить коробки. Не успели доставщики разогнуться, как вдруг невесть откуда, словно черти из коробочки, появились молодые люди спортивного телосложения, отодвинули покупателя к стеночке: «Отойди в сторонку, чтоб не зашибло», – и, доброжелательно улыбаясь, распахнули входную дверь:
– Ну, всё, мужики, пока…
– А деньги?! – попробовал возмутиться один из курьеров, но тут же охнул, согнувшись пополам.
– А тебе деньги нужны? – обратились парни ко второму – тот лишь отрицательно помотал головой.
– Ну, вот. Адрес знаете. Кому деньги понадобятся, пусть приходит.
Курьеры замялись было на пороге, но получили такого пенделя под зад ногой ни то сорок второго, ни то сорок третьего размера, что сразу слиняли.
Следующим утром по тому же самому адресу на улице Коммунистической явился тот самый молодой руководитель с наглым взглядом и бессовестной улыбкой. Только вот на этот раз взгляд был извиняющимся, улыбка – просительной, а речь – вежливой. Он очень хотел вернуть своё добро, на что получил проникновенный ответ:
– Ну, что? Понял? Хочешь половину города обеспечить бесплатными швейками и оверлоками? Так мы тебе это враз организуем.
Молодой-перспективный подтвердил, что отлично всё понял и обещал больше плохих поступков не совершать.
Оверлоки ему, конечно, вернули, но точно по такой же схеме укротили распространителей очков-тренажёров, обещающих стопроцентное восстановление зрения всем приобретшим.
Нарушителей призвали к порядку, и всё это – заметьте – без привлечения полиции, суда и следствия, благодаря только тренированной ноге.