За руку

Автор:
Zajerubl
За руку
Текст:

Иван вот уже полгода честно вел свой небольшой бизнес по ремонту компьютеров на тихой улочке города. Он всегда брал одинаковую и справедливую плату со всех клиентов, не пытаясь обмануть кого-то или получить лишнюю прибыль.

В соседнем дворе тоже была небольшая компьютерная мастерская, которой владел некто Пабло. В отличие от Ивана, Пабло часто завышал цены для доверчивых клиентов, придумывал несуществующие поломки и наживался на чужом незнании.

Постепенно люди стали узнавать о честности и порядочности Ивана, и все больше клиентов стало обращаться к нему, перестав ходить к жадному и нечестному Пабло.

Однажды, когда Иван закрывал свой маленький офис под вечер, из темноты неожиданно выскочил злобный Пабло в сопровождении двух громил. Он схватил Ивана за грудки и прошипел ему в лицо:

-Слушай сюда, урод. Эта улица моя! Забирай свои манатки и вали отсюда, пока цел, а то мои ребята тебя на куски порвут!

Бедный Иван испугался, но собрав всю волю в кулак ответил, что не собирается слушать всяких проходимцев.

Злобно сверкая глазами Пабло показал факью и удалился со своими друзьями:

-Я тебя предупредил.

Иван, подавленный угрозами жестокого Пабло, брел по вечерним улицам города, он шел под зелеными цветущими деревьями, он смотрел на них под гул машин и разговоры прохожих, не зная, что делать со своим бизнесом. Пройдя дальше Ваня услышал нежную музыку и увидел возле старинного здания музея старика, играющего на флейте. Иван присел рядом на лавочку, послушать красивых мелодий и подбросил в открытый футляр несколько монет в знак благодарности.

- Что-то ты печален, сынок, - сказал старик, закончив играть. Он вгляделся в глаза Ивана. - Расскажи дедушке Аврааму, в чем твоя беда.

Иван вздохнул, в глубине души ему очень не хватало разделить с кем-то своё горе. Никогда раньше он не сталкивался с подобного вида завистью людей, поэтому растерялся. Он выложил старику всю историю про коварного Пабло и его угрозы.

- Не отчаивайся, сын мой, - успокоил его Авраам. - Даже если весь мир твердит тебе, что надо жить нечестно, слушай лишь своё доброе сердце, верь и высшие силы тебя не оставят.

Слова мудрого старца вдохновили Ивана. В тот вечер, дома, когда он был наедине с тишиной и мудростью своей квартиры, он впервые в жизни. обратился к Богу с молитвой.

"Я всегда старался жить честно и помогать людям, - сказал Иван. - Но сейчас мне очень трудно. Пожалуйста, поддержи меня в этой беде. Помоги найти верный путь".

Иван лег спать и засыпая, почувствовал, что к нему пришло умиротворение, он решил завтра открыть свою мастерскую несмотря ни на что.

Утром Иван с волнением открыл двери своей мастерской. В глубине души он понимал, что Пабло может в любой момент нагрянуть со своими угрозами. Но Иван твёрдо решил идти до конца, ведь он знал, что поступает правильно и честно.

К обеду в мастерскую зашёл очередной клиент с поломкой ноутбука. Иван как раз диагностировал неисправность и назвал цену за ремонт, как вдруг дверь распахнулась с грохотом, и на пороге возник злобный Пабло в сопровождении двух громил. Клиент в испуге упал на пол офиса.

- Я предупреждал тебя, урод! Теперь поплатишься! - выкрикнул Пабло, не обращая внимания на клиента, который поднялся на ноги и убежал на улицу.

Громилы грубо схватили Ивана и поволокли на улицу. Бедолагу охватил ужас, он попытался отпихнуть мужиков, что его держали, но они схватили его еще сильнее.

Ивана запихнули на заднее сиденье в старый, тёмный джип с тонированными стёклами. В салоне пахло горелой проводкой и едва слышно играло радио. Машина рванула с места, набирая скорость. Громилы сидели по бокам, зажав Ивана посередине, а Пабло сидел за рулем и злорадно ухмылялся.

-Вот не любишь ты слушать, что тебе говорят, - посмотрев в зеркало переднего вида, сказал Пабло.

Иван в глубине тела охватила настоящая паника. Он понимал, что его везут на верную погибель. Сердце колотилось как бешеное, по спине тек пот. "Боже, помоги мне" - в отчаянии взывал он мысленно и старался делать вид, как-будто  спокоен.

Амбалы тыкали костяшками кулаков Ивану по ребрам, чтобы тот сидел смирно. Машина мчалась за город. Дорога становилась всё более ухабистой и пустынной. Вокруг появились развалины и гаражи.

Вдруг пленник услышал сзади вой сирены, он оглянулся назад и увидел, что прямо за ними едет пожарная машина. Она на бешеной скорости врезалась в зад джипа. Раздался скрежет металла по металлу и машину резко повело в сторону. Пабло, чтобы удержать джип и не перевернуться - остановил авто.

Иван не понимал, что происходит. Всё словно в замедленной съемке - скрип тормозов, крики Пабло, пожарные бегат вокруг машины. “Пожар чтоли где?” - подумал Иван.

Тем временем пожарные вытащили и скрутили ошарашенных бандитов,  повалили их на землю, один из ребят оперативно сбегал в машину и принес оттуда моток веревки, чтоб связать троице нерадивых руки. Ивана аккуратно вывели из машины и усадили на обочине на старую покрышку от трактора.

Один из пожарных, сняв шлем посмотрел на Ивана, будто что-то вспоминая. Иван же, не смотря на испуг, с изумлением узнал своего старого знакомого Михаила.

- Миша, это ты? Неужели, после стольких лет!

- Ваня? - кажется вспомнил его пожарник без шлема, - вот это встреча.

Казалось Михаил сильно удивился, в тот момент когда понял кто рядом с ним.

Они крепко обнялись, ведь когда-то Иван спас Михаилу жизнь, вытащив из ледяной проруби.

- Помнишь, я обещал тебе, что если понадобится помощь - обращайся, я тебе любую услугу верну? Так вот, пришло время отдать долг, - сказал Михаил и посмотрел на троицу, которая пыталась брыкаться на земле.

Иван не мог поверить, что его в самый критический момент спас именно Михаил. Это было настоящее чудо. А Михаил рассказал ему, что накануне вечером он сидел дома после смены и вдруг без всякой видимой причины вспомнил Ивана. Они не виделись уже много лет, но почему-то именно в тот момент образ давнего знакомого так ярко встал в памяти Михаила.

"Интересно, чем сейчас занимается Иван?" - подумал тогда Михаил. Он вспомнил в, как однажды Иван спас ему жизнь, вытащив из ледяной проруби, в тяжелой рыболовной фуфайке, ватных штанах и сапогах выбраться оттуда у него не было шансов. А мимо по берегу проходил Иван, увидел бултыхающегося рыбака и не медля бросился к нему. Лег на лед и протянул тонущему в полынье руку, потихоньку вытащив его на поверхность льда…

На следующее утро Михаил двигался в пожарной машине по направлению в часть, после вызова. И тут, возле небольшого магазина он заметил чёрный джип, в который амбалы запихнули человека и быстро поехали с места.

Михаил ощутил сильное внутреннее побуждение догнать и остановить этот джип, было у него какое-то предчувствие беды. Мужики из команды согласились помочь, не дело, когда такое происходит.

-Вот это совпадение, понимаешь теперь? - спросил Михаил, хлопая по плечу сидящего на обочине Ивана.

-Это не совпадение, Миха, это Бог услышал меня и вмешался, вот таким способом, - ответил Ваня, посмотрев в голубое небо в котором летали птицы, - я и не знал, что так бывает.

-Ваня, а ведь я когда тонул только и успел прошептать: “Господи, помоги мне”. Вокруг тогда вообще никого не было, откуда ты взялся вообще - непонятно..

В этот день Михаил и Иван, выйдя из полицейского участка, долго перебирали события из своих жизней и рассказывали их друг другу. Ваня, время от времени вспоминая события сегодняшнего дня, мысленно произносил слово “спасибо” и всем своим нутром ощущал, что его слышат.

  • Дайте критику
Другие работы автора:
+3
02:55
398
07:57 (отредактировано)
+3
Спасибо за рассказ, много оценочных суждений. Как-то прямо и в лоб.

Хотелось бы, чтобы вы подвели меня, как читателя к персонажу и показали художественными приемами через описание его характера.

Чтобы мне интересно было. Вижу в тексте ваше отношение к герою, а мне хотелось поменьше вашего мнения, чтобы я самостоятельно через описание сделала для себя выводы.

Он всегда брал одинаковую и справедливую плату со всех клиентов, не пытаясь обмануть кого-то или получить лишнюю прибыль.


Для кого справедливую?

Он же хозяин и сам решает, какие ему ставить цены за свои услуги.

больше клиентов стало обращаться к нему, перестав ходить к жадному и нечестному Пабло.


Подвести надо к этому, но не в лоб.

Нет тайны и загадки, чтобы мне было интересно узнать, а что дальше?

Есть жесткое разграничение жадного и доброго, правдивого и злобного.

Я сама хочу додумать, а не проглатывать ваши готовые суждения.

Спасибо за рассказ. inlove
11:35
+1
Спасибо за отзыв, в другой раз напишу с учётом этого)
16:37 (отредактировано)
+4
Насколько я понимаю, вы, Zajerubl, попросили критику. Признаюсь, поначалу я не хотел лезть сюда со своими оценками и мнением, но затем подумал: автор рискнул, готов услышать все, что думают читатели, за это ему респект и уважуха. И исходя из этого я решил потратить свое время на хотя бы не очень глубокий, но достаточно подробный разбор. Так что автор, приготовьтесь – хорошего в моем комментарии будет мало.
Сначала об общем впечатлении. Итак, что мы видим? А видим мы сплошное описательство. «Тот пришел, этот ушел, эти запихнули, те пытались брыкаться…». Так рассказывают истории (байки) за столом. Да и в них гораздо больше артистизма, чем здесь. В этом рассказе образности вообще нет. Это ошибка номер раз.
Ошибка номер два – оценочность. «Этот добрый, хороший и честный, тот злой, плохой и жадный». Черное и белое, без полутонов. Ранее Наталья Чернова уже сказала вам: «слишком много оценочного». И я с ней абсолютно согласен. Оценки должен делать читатель, а тут вы буквально навязываете ему свою точку зрения — думай так и никак иначе!..
Ошибка номер три: ни героев, ни персонажей второго плана не видно вообще! Какой из себя Иван – пухлый блондин? Тщедушный брюнет с дредами? А Пабло – он прямо настоящий «пабло-пабло», мачо, похожий на колумбийского наркоторговца? И прямо злобный, с оскалом на лице? Нет, наверное, он похож на мифологического тролля. А громилы какие из себя – развязные качки в трехполосных «адидасах» или невозмутимые квадратные профи в костюмах и темных очках?
Ошибка номер четыре: в художественной прозе есть понятие «рассказчик». Это тот, от чьего имени ведется повествование. И это не то же самое, что автор. У вас здесь так называемый «информированный рассказчик» — он у вас знает все и про всех. Кто что думает, кто чем руководствуется, кто порядочный, а кто подонок. Такой способ есть, но им надо пользоваться очень аккуратно, иначе пропадает вся интрига. Все сразу становится ясным и понятным с самого начала. И здесь ваша линия повествования просчитывается на счет раз: наезд плохого на хорошего, добрый совет от случайного мудреца, счастливое спасение. Никакой интриги, никакого неожиданного хода. Друг-пожарный в таких ситуациях называется «бог из машины». Вот повезло просто парню. Помолился богу и он тут же появился в виде спасателя на пожарной машине. Это примитивно и скучно.
Я не буду касаться религиозной линии. На это есть две причины: я считаю такую тему очень деликатной, о ней надо либо писать умело и тонко, либо не трогать вообще, иначе получается пошлость, замешанная на пафосе. Скажу коротко: у вас она не получилась.
А теперь пройдемся по мелочам. Я вижу, что вы не особо заморачиваетесь словом и образностью. Вы вставляете первое пришедшее на ум слово и считаете его лучшим. И вы не вдумываетесь в него.Это ошибка номер пять. У вас очень много заезженных, даже пошлых штампов. Пабло у вас злобно сверкает глазами, его друзья – громилы (ну а кто же еще?). Иван подавлен угрозами… Хорошо, что хоть не дрожал как осиновый лист. А еще «зеленые цветущие деревья, гул машин, нежная музыка, везут на верную погибель, голубое небо в котором летали птицы»… Добавим сюда, что «ему не с кем было разделить горе». И таких штампов у вас – куча и большая корзинка. Я уже не говорю о том, что на тот момент у него еще никакого горя не случилось.
А еще вы нередко вставляете слова, не задумываетесь об их значении и роли в предложении. То, что я сейчас скажу, вам может показаться неважным, но это не так. Сравните наощупь две доски одинакового размера, но с разной обработкой – обычную и отшлифованную. Какую вы выберете для столешницы? Вопрос риторический. И вот этой отшлифованности вам очень не хватает. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров:
— Он всегда брал одинаковую и справедливую плату со всех клиентов…
Одинаковую со всех, независимо от сложности ремонта и запчастей?
— Однажды, когда Иван закрывал свой маленький офис под вечер, из темноты неожиданно выскочил злобный Пабло…
«Маленький офис» — это будочка на улице? Ведь дело происходит в темноте.
— Михаил посмотрел на троицу, которая пыталась брыкаться на земле…
Эта троица брыкалась или только пыталась брыкаться? И как выглядели эти попытки?
— Иван присел рядом на лавочку, послушать красивых мелодий
Вам не кажется, что в этом выражении что-то не то, и что он захотел послушать «красивые мелодии»?
— долго перебирали события из своих жизней…
А по сколько жизней они прожили до этой встречи?
Я уже не говорю про «факью» — это выражение в авторской речи просто недопустимо!
Это далеко не все, что можно сказать об этом рассказе. И я думаю, что другие комментаторы обратят ваше внимание и на них.
То, что вы пробуете писать — хорошо! Но я искренне желаю вам, Zajerubl, писать лучше. А для этого необходимо:
а) придумывать не только всю историю в общем, но и неожиданные сюжетные ходы, повороты и развилки. Но перед этим создать в своем воображении персонажа и «отпустить» его. Ни в коем случае не руководить им. А просто создавать ему некие неожиданные обстоятельства, подкидывать задачки из которых он – согласно его характеру, возможностям, навыкам и знаниям – должен выбраться и которые должен решить.
б) безжалостно избавляться от штампов, никогда не брать первое пришедшее на ум слово или выражение, каким бы оно не казалось вам удачным и подходящим. Потому что оно – штамп. А штамп именно потому, что оно наиболее удачное и подходящее. Но его до вас использовали уже столько раз, что оно перестало быть образным и интересным.
в) избавиться от описательства и оценочности. Вы пишете как бы наблюдая сверху, а это ошибка. Проникните внутрь героя, станьте им в той или иной ситуации, почувствуйте, что он чувствует и испытывает… Если страх – то до потных ладошек или до дрожи в коленях, если радость от спасения от смерти – то до немоты, бессилия и слез.
И главное — почитайте хорошую литературу. Лучше рассказы классиков. Нет, не скучных и занудных, а ярких, звонких, интересных. Хоть О'Генри, хоть Шукшина, хоть Дж. Лондона, хоть Бабеля или Зощенко… И обратите внимание не только и не столько о чем они пишут, а на то как они это делают. И отмечайте для себя какие именно фразы, выражения и слова создали для вас яркую картинку, четкий образ, произвели сильное впечатление.
Успеха вам!
16:56 (отредактировано)
Спасибо большое, Александр. Я постараюсь в новых текстах исправить эти ошибки. Благодарю, что подробно расписали нюансы, которые я не замечал до этого.
Загрузка...
Alisabet Argent

Другие публикации