"Получеловек, не способный умереть. Зло, которое никогда не дремлет" - как менялся облик Некроманта в мифологии и массовой культуре?

Автор:
Breimus476
"Получеловек, не способный умереть. Зло, которое никогда не дремлет" - как менялся облик Некроманта в мифологии и массовой культуре?
Текст:

Благодаря различным компьютерным играм и фэнтези мы привыкли воспринимать Некроманта исключительно как мага и чуть ли не Тёмного Лорда, способного поднять из мёртвых целую армию зомбаков, скелетов, призраков и даже големов. А ежели ему суждено уйти в вечность, то тот неизбежно перерождается в Лича. Но так было далеко не всегда. Образ некроманта претерпел множество изменений за все годы его существования в массовой культуре, да и изначально вообще ничего общего с воскрешением не имел. Но обо всём по порядку.


Прежде чем начать говорить про полномочия этого загадочного персонажа, необходимо разобраться с тем, откуда возник термин "некромантия". Слово это происходит от позднелатинского "necromantia", которое, в свою очередь, было позаимствовано из греческого языка - nekromanteía (греч.νεκρομαντεία). Слово это образовано от соединения двух древнегреческих слов - nekrós (греч. νεκρός), что означает «мертвое тело», и manteía (греч. μαντεία), что значит «гадание». Термин "некромантия" был впервые задокументирован в трудах Оригена Александрийского, и то лишь в 3 веке нашей эры. А ранее употреблялось другое слово, классический термин "nekyia" ("некия", греч. ἡνέκυια), "некиомантия", что значит "вечность", "жертва умершему" или "загробный мир". Впервые он употребляется в эпизоде "Одиссеи" Гомера, где присутствует "катабасис" - мотив сюжета, в котором главный герой посещает царство Аида и вопрошает дух прорицателя Тиресия о том, что его ждёт по пути домой, на Итаку. Контакты с умершими в Греции называли также скиомантией (от «тень») и психомантией (от «душа»).

Гаданием с целью вызова духов умерших в Древней Греции занимались и другие персонажи мифов - коринфский тиран Периандр, который общался с призраком убитой им жены Мелиссы, спартанский царь Павсаний, который тоже убил византийскую девушку и вопрошал ее дух. Античные жены вызывали из царства теней своих мужей (Лаодика и Протесилай, Атосса и Дарий), отцы — сыновей (Элизий и Евтиной), а сыновья — отцов (Остан старший и Остан младший; Главкий и Алексикл). С духом умершей возлюбленной Эвридикой общался также и Орфей, пытаясь вывести ее из подземного царства, но потерпел неудачу. В "Орфических гимнах" во время похода аргонавтов Орфей снова обращался за помощью к Аиду, а после своей гибели от хмельных вакханок голова Орфея изрекала предсказания. И именно с этой целью в Древней Греции люди обращались к душам умерших, а самого Аида беспокоили крайне редко. И то такая практика не всегда заканчивалась благополучно. Так, Гелиодор описал ритуал призыва, который проводила старуха-египтянка из Бессы, чрезвычайно похожий на историю Одиссея. Убитая горем женщина пыталась связаться с душой своего сына, дабы получить ответы на вопросы. Но тот не захотел возвращаться в мир живых и предрёк матери гибель. Старушка вскоре умерла, напоровшись на копьё.


Мало кто знает, но в глубокой древности некромантия возникла из шаманизма и была тесно связана с этим течением. Шаманизм - это религиозная практика с выходом в духовный мир. Классические некроманты обращались к мертвым «смесью пронзительного писка и низкого гудения», что сравнимо с бормотанием шаманов в состоянии глубокого транса. Некромантия была распространена на протяжении всей древности в Древнем Египте, Вавилонии, Древней Греции, Риме, Персии и даже в Китае. Также есть версия о широком распространении некромантии как практики гадания среди народов Халдеи (особенно герметистов, или «звездопоклонников» ) и Этрурии. Вавилонских некромантов называли манзазуу или шаэтемму, а вызываемых ими духов называли этемму. В конфуцианстве Китая некромантия рассматривается как поиск благословения от умерших предков.

Поэма Гомера, написанная гекзаметром, содержит много описательных ссылок на ритуалы некромантии, которые непременно должны совершаться вокруг ямы с огнем в ночные часы, и Одиссей обязан следовать определенному рецепту, который включает в себя кровь жертвенных животных, чтобы приготовить возлияние, которое духи будут пить, пока он читает молитвы как призракам, так и богам подземного мира - Аиду и Персефоне. Подобные практики, варьирующиеся от приземленных до гротескных, обычно ассоциировались с некромантией. Ритуалы могли быть довольно сложными, включая магические круги, жезлы, талисманы и заклинания. Некромант мог также окружить себя болезненными аспектами смерти, которые часто включали в себя: ношение одежды умершего и употребление в пищу продуктов, которые символизировали безжизненность и разложение - пресный черный хлеб и неперебродивший виноградный сок.

Некоторые некроманты даже заходили так далеко, что принимали участие в увечьях и поедании трупов. Эти церемонии могли продолжаться часами, днями или даже неделями. Часто они исполнялись в местах погребения умерших и спустя год после их смерти. Кроме того, некроманты предпочитали вызывать недавно ушедших, исходя из того, что их откровения были произнесены более ясно. В то время как некоторые культуры считали знания мертвых безграничными, древние греки и римляне считали, что они знают только определенные вещи. Кажущаяся ценность их совета могла быть основана на том, что они знали при жизни, или на знаниях, которые они приобрели после смерти. Важным отличием некромантии от других видов общения с мертвыми (например, от спонтанных проявлений призраков) является то, что некромант всегда действует намеренно. Даже если призрак сам начал мучить живых, необходим его повторный вызов, чтобы понять, чем конкретно он недоволен, и успокоить его. В середине II тысячелетия до н. э. в письменных источниках Шумерии и Месопотамии упоминается термин muselu etemmi, что сопоставимо с понятиями «некромант» и «экзорцист». Сюжет и ритуалы некромантии также описаны в "Эпосе о Гильгамеше", где бог Нергал по просьбе главного героя — Гильгамеша — выводит из царства мертвых дух его друга и соратника - Энкиду.


В эпоху Древнего царства (XXVIII — середина XXIII века до н. э.) египтяне верили, что власть, которой человек обладал при жизни, сохраняется и после смерти. Они часто обращались за помощью к самому фараону. В текстах, написанных на стенах гробницы Аменхотепа I, от имени умершего говорится о его привилегированном положении, которое проявляется в знании особых заклинаний, доступе в зал божественного суда, способности наказывать недоброжелателей и давать защиту тем, кто его почитает. Важно понимать, что умершие в Древнем Египте воспринимались как постоянно активные и, соответственно, не нуждающиеся в ритуалах призыва, лишь в постоянном поддержании их гробниц и кормлении (принесении даров). Также некромантия как способ вызова души умершего не была редкостью и для израильтян. Ветхий Завет, а точнее - 1 Царств 28:3–25 описывает единственный случай, когда царь Саул приказал Аэндорской Ведьме (насчёт того, являлась ли эта женщина ведьмой - большие сомнения) вызвать дух пророка Самуила из подземного мира Шеола (позже ставшего Преисподней/Адом) с помощью ритуальной ямы для заклинаний. Но всё закончилось плачевно - дух был разгневан тем, что Саул не обратился за помощью к Богу и предрёк ему гибель. Среди церковных деятелей эпизод вызвал широкую полемику насчёт того, был ли дух действительно пророком. Иудаизм и христианство строго настрого запрещают некромантию, ибо с верующими в контакт вступить могут демоны и сбить их с толку.


Так, в Книге Второзакония есть прямое предостережение израильтянам воздержаться от участия в ханаанской практике вызова духов умерших, а закон Моисея в Левите (20:27) даже предписывает за занятие некромантией исключительную меру наказания - смертную казнь через побитие камнями. Практикуемых в этой сфере называли "дореш эль ха-метим", что означает «некромант» или «тот, кто направляет запросы к мертвым». Есть и другое прозвище - «колдун костей», и эти люди искренне презираются в Библии. Были у иудеев и "бааль Об" - они пророчествовали через духа Об, живущего в теле умершего. В греческом переводе это «чревовещатели». Другой вид прорицателей назывался йидони - чтобы давать пророчества, они помещали в рот специальную кость (йадуа). В Средние Века полномочия некромантов несколько расширились. Теперь практика рассматривалась как "анастасис" - концепция воскрешения из мёртвых, которое требовало именно помощи Самого Господа Бога. Поэтому заклинания призыва духов больше напоминали молитвы и до поры до времени подозрений не вызывали.

Некромантия же включала в себя вызывание демонов, принимавших облик духов с намерением причинить вред кому-либо и стала известна под термином "малефициум". Одной из отмеченных общих черт среди практиков некромантии было обычно использование в создании мазей и зелий определенных токсичных и галлюциногенных растений из семейства паслёновых, таких как: чёрный паслен (иное название - "Morel", откуда и произошло имя героини рассказа Эдгара По - Мореллы), белена, дурман, белладонна или мандрагора. Некромантия рассматривалась и как синтез астральной магии из арабских верований и даже экзорцизма - популярной в те времена духовной практики изгнания демонов из человека, полученной из христианских и еврейских учений. Арабские влияния очевидны в ритуалах, которые включают фазы луны, положение солнца, день и время. Окуривание и акт захоронения изображений также встречаются как в астральной магии, так и в некромантии. Христианские и еврейские влияния проявляются в символах и формулах заклинаний, используемых в ритуалах призыва. Несмотря на то, что церковью подобное запрещалось и возбранялось, тем не менее, даже среди христиан находились те, кто был не прочь попрактиковаться в некромантии. В некоторых случаях этой практикой баловались простые ученики или посвященные в более низкие чины. В современном мире к таким вещам относятся мощи (останки) почитаемых святых угодников. В житиях некоторых святых можно найти эпизоды, связанные с некромантией. Например, преподобный Макарий Великий с помощью молитвы оживляет мертвеца с целью установить невиновность предполагаемого убийцы. Дух отвечает на вопросы праведника, находясь в своей могиле. Подобными чудесами прославились также апостолы - Павел и Андрей Первозванный, Георгий Победоносец, Иоанн Кронштадский...


В Средние Века, несмотря на распространённую борьбу с ересями и охоту на ведьм, существовал текст призыва под названием Гептамерон, который объяснял функцию круга следующим образом: «Но поскольку величайшая сила приписывается Кругам; (Ибо они являются определенными крепостями для защиты от злых духов...». Жертвоприношения также уже не ограничивались одними животными - для проведения обряда следовало реальное убийство людей. Средневековые практикующие проводили различные манипуляции с целью воздействовать на разум и волю человека, получить иллюзии, включающие в себя оживление мертвых, и необходимые знания от их носителей - демонов.

Алхимик Парацельс в своём трактате «Великая астрономия, или Полная Разумная Философия Великого и Малого Миров» 1537–1538 годов, называет подобную практику «нигромантией» и выделяет ее ступени:

- постижение природы духа (стихийного и звездного), остающегося после смерти и подчинение этих духов;
- постижение природы духов, которые рождены на небесах и парят в хаосе;
- овладение умением проходить сквозь предметы, не нарушая их внешней целостности, становиться невидимым.

Некромантия в том же трактате сводится к магии Вуду и упоминается как способ предсказания и причинения вреда через воздействие на куклу, изображающую человека. Агриппа упоминает два вида некромантии:

- некиомантию, то есть оживление трупов, «совершить каковое без крови невозможно».
- скиамантию, то есть призывание душ, которое не обходится без трупа, «ибо подобные вещи заключают в себе дружественную им [духам] духовную силу». При этом оба вида некромантии явно не одобряются автором, но второй выглядит менее отталкивающим. На латыни термин звучит как "necromantīa", а в английском языке слово "necromancy" появилось только в XVII веке.

В рамках XIX — начала XX века отношение к некромантии лишь чуть-чуть изменилось к лучшему. Элифас Леви опубликовал свой трактат «Учение и ритуал высшей магии» 1854–1856 годов, где подобно Агриппе, разделил и описал два вида некромантии:

- «некромантию от света», которая
совершается молитвой Богу и благовониями, использованием предметов умершего;
- «некромантию от тьмы», то есть связанную с демонами и к которой нежелательно обращаться и злоупотреблять. Также к ней относятся заклинания кровью, проклятием и святотатством, использование трупов или частей тел.


В 1848 году миру стала известна история из США, когда члены семьи Фокс посчитали, что в их доме обитает дух якобы убитого и похороненного в подвале человека. Две маленькие девочки - Маргарет, которой было 11 лет и Кейт, которой было 9 (по поводу возраста сестёр до сих пор идут споры) по ночам слышали странные постукивания и другие звуки в своем доме. Это привело к тому, что семья стала проводить множество сеансов, чтобы связаться с душой несчастного. После этого в мире получил широкое распространение спиритуализм, медиумизм и спиритизм, а тех, кто входил в транс называли "медиумами". Несмотря на то, что история с сёстрами Фокс вскоре была разоблачена как обман, спиритизм не утрачивал популярности вплоть до 1930-х годов. Эти течения граничат с некромантией тем, что вызываемых духов просят не только раскрыть будущие события, но и секретную информацию. Некромантию также можно представить как ветвь теургической магии с намерением призвать определённое божество. Со временем некромантия стала отдельным направлением. Считается, что при её помощи можно навести сильные порчи и проклятия на любого человека.

К концу XX и в XXI веке некромантия активно появляется в информационном пространстве. Играя на самом большом страхе человека - страхе смерти, имея имидж запретного и опасного искусства, некромантия обретает некий романтический ореол. Древние практики вновь становятся востребованными среди тех, кто интересуется эзотерикой и оккультизмом. В сатирическом произведении Джонатана Свифта герой Лемюэль Гулливер также общается с духами исторических личностей... Но чаще всего некроманты выступают персонажами книг жанра фэнтези и компьютерных игр. Из художественных произведений можно вспомнить Джозефа Карвена, который фигурирует в рассказе Говарда Лавкрафта «Дело Чарльза Декстера Уорда». Также есть рассказ Кларка Эштона Смита (товарища Лавкрафта) под названием «Империя некромантов" Кларка Эштона Смита 1932 года, где впервые возникает термин «Лич» как общее обозначение для любого трупа (необязательно ожившего). Также примечательно, что в первоначальном варианте «Хоббита» Джон Толкин назвал Саурона из Дол-Гудура Некромантом, но этот персонаж скорее положил начало архетипу Тёмного Лорда, чем повелителя мёртвых. 

В романе Алистера Кроули «Лунное дитя» некроманты состоят в объединении черных магов. В саге «Мечи и черная магия» Фрица Лейбера главные герои регулярно вступают с некромантами в бой. Именно в жанре фэнтези понятие «некромантия» стало трактоваться в более широком ключе. Теперь данный термин подразумевает взаимодействие с миром мёртвых, управление телами (создание нежити), использование для заклинаний негативной энергии (похищение жизни). Намного реже описывается традиционный вызов духов. А в роли Некромантов отныне выступают отрицательные персонажи, шаблонные злодеи. Теперь это - тёмный маг или жрец, практикующий такого рода действия. Классический некромант идеально воплощает в себе образ «врага человечества». Ему чужды эмоции, он легко оскверняет могилы и использует мертвецов в своих целях.

Впервые как отдельный класс Некромант появился в игре "Dungeons & Dragons", а затем перекочевал и в другие - Heroes of Might and Magic, "Skyrim", "Diablo", "World of Warcraft"... Причём в "Героях" некроманты упомянуты лишь в 3 части, а полноценное развитие получают лишь в пятой, где поклоняются дракону Асхе в ее паучьем аспекте. В 4 части же Некромант, известный как Гаулдот/Голдот, впервые предстаёт как «мертвец наполовину» и протагонист саги, который пытается создать утопическое государство, где мёртвые и живые обитают на одной планете в мире и согласии, а не вечной войне против всех и вся.
  • Дайте критику
0
22:19
494
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Анна Неделина №1

Другие публикации