Записки енисейского раздолбая (43-50)

16+
Автор:
baturine
Записки енисейского раздолбая (43-50)
Аннотация:
приписанные к Военно-морским силам Германии логгеры, поделили между собой союзники антигитлеровской коалиции. «Дерффлингер» по репарациям хапнули жадные французы и приписали в военно-морской флот Франции. Хотя мне лично непонятно за какие такие заслуги. Видимо за то, что эскадрилья Нормандия-Неман на наших самолетах довольно героически на восточном фронте с Люфтваффе билась. Больших свершений за французами в этой войне я что-то припомнить не могу.
Текст:

О нас и логгерах

Мы, конечно не одни тут на Енисее о безопасности судоходства печемся, есть и важнее нас люди, и те, что рядом с нами напрягаются и те, что сверху руководить тужатся, ценные указания нам вниз по вертикали спуская. Скажу, не покривив душой, люди те, сверху, они важные и нужные, но все равно она на наших плечах держится.

Она, это та самая безопасность судоходства. Если мы тут на земле и на воде накосячим, то никакому начальству столичному косяков этих не исправить, а посему начальство без нас, как без рук и без глаз. Без рук то оно, конечно, однозначно, но с голосом, да с таким громким, скажу я вам, голосом - докричится, в какие бы дали мы не забрели на своем лоцмейстерском пароходе «Лот».

«Лот», конечно же, никакой не пароход, но так уж прижилось в моряцкой среде именовать свои суда пароходами, независимо от вида двигающей их по морским волнам тяги.

Начальство, безусловно, думает, что оно тут и там, вкруговую главное, ну а парни мои тут и сейчас думают совсем иначе. Если мы в нужной точке навигационный знак не поставим или буй не установим, начальство ни из Ленинграда, ни из Москвы вместо нас этого не сделает. Вот и соображайте кто тут главный.

«Лот» он только номинально гидрографическое судно, а на самом деле самый что ни наесть лоцмейстерский пароход. В зависимости от сиюминутной надобности он загружен под завязку то бревнами, то газовыми баллонами, то электрическими аккумуляторными батареями, то морскими буями.

Хватает на нем и прочих, весьма необходимых на Енисее предметов. В груженом состоянии «Лот» напоминает мне бойкую бабку, бредущую с кряхтением с базара под грузом связки хозяйственных котомок.

«Лот» ещё тот трудяга, впрочем, как и все лоцмейстерские суда. До того как получить героическое прозвание гидрографическое судно «Лот», пароходик принадлежал Министерству рыбной промышленности СССР и носил гордое имя СРТ – 4101, то есть средней рыболовный траулер с порядковым номером 4101.

От него и по сей день в дальних темных углах рыбьим душком попахивает. Впрочем, запашок мне этот видимо просто мнится с учетом рыболовного прошлого бывшего траулера.

У «Лота» весьма занимательная родословная. Происходит он из семейства Эмденских логгеров. Бывший рыболовный траулер размером не особо велик, тридцать девять метров в длину и семь в ширину, осадка два с половиной метра. Он и на вид неказист, особенно когда палуба завалена по самую макушку оборудованием необходимым нам в данный конкретный момент.

Спроектировали его в гитлеровской Германии, где в 1938 году со стапеля верфи «Шультеунд Брунс Шиффсверфь» сошел головной из Эмденских логгеров под именем «Дерффлингер». Что означает слово Дерффлингер я, к сожалению, абсолютно нихт ферштейн, ни бельмеса. Не Копенгаген, одним словом.

Траулеры эти предназначались для ловли сельди дрифтерными сетями и бортовым тралом. После победы, приписанные к Военно-морским силам Германии логгеры, поделили между собой союзники антигитлеровской коалиции. «Дерффлингер» по репарациям хапнули жадные французы и приписали в военно-морской флот Франции. Хотя мне лично непонятно за какие такие заслуги.

Видимо за то, что эскадрилья Нормандия-Неман на наших самолетах довольно героически на восточном фронте с Люфтваффе билась. Больших свершений за французами в этой войне я что-то припомнить не могу.

Доставшиеся нашей стране в качестве трофеев логгеры пришлись по душе кому-то из руководства Министерства рыбной промышленности СССР. Руководством страны без особых мудрствований было принято решение заказать строительство крупной серии таких траулеров на германских судостроительных вервях в счет репараций.

Планировали поначалу ставить на логгеры дизели производства союзной Великобритании мощностью пятьсот лошадиных сил. Подгадил коварный враг, сэр Клемент Эттли, сменивший на посту премьер-министра Великобритании сэра Уинстона Черчилля, и, бесповоротно забивший болт на дружбу с Советским Союзом.

Задавила британских снобоватых джентльменов жаба, именуемая завистью, и они отказали братьям по оружию и бывшим союзникам даже в такой малости, как поставка дизельных двигателей мощностью в пятьсот лошадиных сил, для наших логгеров. Пришлось на наши логгеры, произведенные в Германии, ставить германские же двигатели сначала мощностью на триста, а впоследствии на четыреста лошадиных сил.

Водоизмещение «Лота» всего 460 тонн, двигатель дизельный, четыреста лошадиных сил, спущен на воду двадцать восемь лет назад 16.02.1952 года, но продолжает пыхтеть и трудиться по сей день, словно конь молодой. На двухмачтовом логгере даже парусная оснастка предусмотрена, по косому парусу на каждой мачте – фока стаксель и бизань.

Я не уверен, правда, что паруса эти на нашем лоцмейстере еще не канули в Лету. Вполне могли морячки наши трусов и носовых платков с гарантией в сотню лет себе нашить из германской парусины. Что не говори, а немцы молодцы, умеют делать крепкие вещи – и корабли, и парусину.

И вот на этом самом логгере, произведенном на верфи в дружественном нам германском городе Штральзунд, мы и трудимся - те самые лоцмейстеры. Без нас, случись что непредвиденное, морское судоходство на Енисее просто умрет на неопределенный срок, покуда новых мейстеров, вроде нас на просторах страны по сусекам не наскребут, да на Енисей не перебросят.

Согласно военной энциклопедии издававшейся книгоиздательским товариществом И. Д. Сытина с 1911 по 1915 год под редакцией полковника Генерального штаба В.Ф. Новицкого: «Лоцмейстеръдолжностное лицо въ портахъ, въ вѣдѣніи котораго находится постановка вѣхъ, бакановъ и другихъ оградительныхъ знаковъ на рейдахъ и фарватерахъ».

Вот так вот, согласно многоуважаемому господину полковнику Генерального Штаба В.Ф. Новицкому, мы всей лоцмейстерской компанией в масштабах нашей просторной страны в эти три строки и поместились. Сдается мне, если к этому вопросу подойти плотно и вдумчиво, трех строк для этого дела маловато будет, однако. Ну да посмотрим.

Без этих бородатых парней в болотных резиновых сапогах, ватных альпаках, с топорами за поясом, как это ни смешно, никакие полковники Генерального штаба, капитаны, штурмана и прочие малые и крупные деятели, вплоть до Министра Морского флота, здесь на Енисее гроша ломанного не стоят.

Альпак, это вообще-то кожаная меховая куртка, с меховым воротником, застегивающимся на «молнию» или зип, по заграничному выражаясь, и выдаются альпаки офицерскому составу на подводных лодках и торпедных катерах Военно-морского флота. Наши «альпаки», это ватные фуфайки, на пуговичках и завязочках, сантиметров на двадцать длиннее обычных колхозных и в отличие от них, имеющие капюшоны.

Какой-то юморист из Министерства морского флота СССР решил обозвать их для солидности альпаками. Нет, плохого ничего сказать не могу, фуфаечка добротная и надежная, но до настоящего альпака ей, как таракану пруссаку до носорога из Занзибара.

Топоры они обязательны. Оружие только у начальника лоцмейстерской партии, то есть у меня – мелкокалиберная винтовкаТОЗ-8, под патрон калибра 5.6 мм, нарезная, однозарядная. Да и дают оружие не сразу, В прошлую навигацию работал я безоружным. Смотрели долго - а не дурак ли? Видимо на всяких умников тут до меня насмотрелись.

Про бесстрашного геодезиста

В эту навигацию выдали с чистым сердцем. Поди, думают, что не дурак. Хотя вопрос, на мой взгляд, еще открытый и закрывать его окончательно и бесповоротно еще рановато. Это я к тому, что без топоров здесь никуда.

Говорят тут и медведи по берегам гуляют любопытные. А и волков с росомахами в тундре никто не отменял. Я, правда, их не видел ни разу, но раз старожилы рассказывают ужасные легенды, значит, так оно и есть.

А мелкашка, судя по всему, инструмент чисто психологического воздействия на самого начальника лоцмейстерской партии, чтобы поджилки не тряслись, если вдруг передряга какая нежданно настигнет.

Посудите сами, ну, что медведю эта свинцовая пулька калибра 5.6 миллиметров? Примерно, как заряд соли из дробовика в чужом саду яблочному воришке в задницу. Это я про бурого медведя, ну а уж про белого и вовсе молчу в тряпочку.

А прецеденты имеются. Сказывают старожилы здесь такую байку. Правда ли, не правда, врать не буду – не знаю. Может мне самому три короба лапши на уши развесили. Я гарантий никаких дать не могу. Так что верить или не верить это уже ваша проблема.

Как-то геодезиста нашего гидробазовского штатного катером на берег высадили по работе. Геодезист к навигационному знаку пошел, дела геодезические свои вершить, а катер к пароходу вернулся. Уговорились парни встретиться часа через три - прибегут на место высадки и подберут геодезиста взад, с доставкой на пароход.

Открутил геодезист теодолитом на топографическом знаке свою геодезическую задачу и не спеша на бережок явился, дожидаться катера, который снимет его с берега, да на пароход закинет. Время вроде правильное, как и уговорились - спустя три часа после высадки. А катера-то и нет. Ждет, пождет геодезист катера, а того нет, как нет. Ну, нет, прах его забери!

Оказия какая-то на пароходе приключилась. Никто уж и не помнит в действительности, что за оказия такая. Скорее всего, разгильдяйство чье-то беспардонное, если не сказать более грубо, вот и вся окаянная оказия. В итоге получается, что катер, мягко говоря, припаздывает.

Геодезист на берегу веточек наломал, с одной спички, как в пионерлагере в детстве учили, костерок развел, чтобы от комаров, мошки, да мокреца чуть продохнуть в дыме костровом возможность была. Коптится он в дыму у костра, грибов на веточку нанизал – шашлык грибной предвкушает.

Ну и, как водится, к фляжке с чувством исполненного долга приложился, как следует. Уж я и не знаю, чем таким вкусным он ту фляжку зарядил. Да еще запах от веточки с нанизанными грибами по округе разносится просто божественный. Лепота и благость!

Вот тут на дух этот чудесный прямо к берегу пара бурых медвежат малых выкатываются с пыхтением, да гомоном. Учуяли шашлычок грибной. Нечасто среди пойменной тайги росточком в три метра с ягельными полянами такие изысканные гастрономические амбре по воздуху разносятся.

Медвежата повертели носами, определили направление и ударили бегом к геодезисту во все лопатки. Любопытные малыши попались, да и грибами жаренными полакомиться за компанию с геодезистом вовсе не прочь.

Увидел геодезист такое дело, обеспокоился, возьми, да и шумни на них рыком не то тигриным, не то драконовым. Знатно так рыкнул, под кураж легкий в хмельной голове взыгравший. Медвежата тут же в испуге по тормозам ударили. А из кустов пойменных такое рычание в ответ разнеслось, что куда там нашему геодезическому худосочному «дракону»!

Медведица-мамка малышей своих защищать примчалась и тоже галопом, что тебе конь, прямиком к нашему геодезисту. У нее свой кураж взыграл, материнский. При таком кураже медвежьем, если кто спрятаться не успел, тут ему и хана по полной программе. Амба!

Сыроядцы именно так полный и окончательный пипец на своем таежном сленге обозначают. Читайте книжку «Дерсу Узала» писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева. Читали? Ну, если читали, тогда вы поймете!

Когда на тебя галопом мчит медведица, пылая гневом за своих, обиженных тобою потомков, это и есть та самая жуткая и неотвратимая «Амба»!!! Благо Господь умудренного геодезиста не только опытом, но и разумом не обидел – выхватил тот из костра горящую ветку и ну ею от медведицы отмахиваться…

Когда катер таки подошел к бережку за геодезистом, тот уже последние головни из костра в медведицу покидал и бросил в бой последний резерв - своё горящее исподнее бельё. Из одежды на геодезисте только сапоги резиновые, да трусы пятьдесят шестого размера, пошива фабрики «Большевичка», из добротного советского черного сатина.

Потерявши голову, по шапке не плачут. Почти так в нашем случае и вышло. Благо хоть голова осталась цела, не разукомплектована, так еще в довесок и целехонькие сапоги с трусами, причем абсолютно не претерпевшими глобальных изменений. Почти в наваре, в смысле в прибытке, геодезист остался. Как одежду на себе руками в клочья рвал, вовсе не помнит, только ногти, окровавленные, в подтверждение почти боевого столкновения.

Так в этих трусах с теодолитом в руках, бросив в медведицу остатки горящих кальсон и грибного шашлыка, он и запрыгнул в катер. Надо отдать должное геодезисту, теодолит не бросил. Истинный профессионал. Да и как бросишь? Начальство потом спросит. А начальство, оно порою, страшнее медведицы рычит.

Что касаемо комаров, которые сидели на геодезисте ровным слоем, они у него с перепугу в памяти как-то не отложились – не до комаров было. Уж коли такие мифы о медведях в местном фольклоре присутствуют, знать и медведи где-то рядом далеко не мифические прогуливаются – не бывает дыма без огня.

продолжение вероятно последует...

12:16
+1
История с геодезистом просто огонь laugh
12:41
спасибо Сара, приятно слышать… rose

Рекомендуем быть вежливыми и конструктивными. Выражая мнение, не переходите на личности. Это поможет избежать ненужных конфликтов.

Загрузка...
Алексей Ханыкин