Эхо далёкого грома
Глава первая(начало)
«Общее количество всех собравшихся в Платеи эллинских воинов вместе с гоплитами и легковооруженными боеспособными воинами было 108 200 человек. А вместе с явившимися потом упомянутыми феспийцами получилось полных 110 000 человек».
Деметрий поднял взгляд от пергамента.
- Сто десять тысяч человек! – Произнёс вслух поразившую его цифру. Он даже прикрыл глаза, пытаясь представить столько людей собранных в одном месте. Не смог. Снова пробежал взглядом по рукописным строчкам на куске пергамента. Сто десять тысяч греческих воинов в тексте Геродота вызывали изумление и недоверие разом.
– Наберётся ли столько людей во всём Киеве? – Задал себе вопрос и тут же на него ответил. – И половину того не набрать! И это в огромном городе! И это считая всех, с бабами, с детишками и даже с холопами. А эллины собрали сто десять тысяч воинов! Сильных и вооружённых мужей. Правда, конечно, не с одного града. Воины пришли из многих городов. Из разных! И это удивляет более всего!
Деметрий, как это с ним бывало в минуты волнения, подскочил с лавки и принялся ходить из угла в угол.
- До этого, те города,– продолжал размышлять вслух, делая пять шагов в одну сторону – подобно вотчинам наших князей, друг с другом соперничали, враждовали и не один раз воевали! – Резкий разворот и снова пять шагов, более не позволяли размеры его кельи – пять шагов обратно.
- Но перед лицом опасности смогли объединиться и встать в одно войско на поле брани, забыв о своих распрях и ссорах!
Он остановился, прервав метания по келье.
- А наши князья смогли бы вот так?! Собрались бы под стягом Мстислава Романовича! Это же такая силища! Половцам дали бы укорот, что бы к нам не лезли с набегами. - Замерев на месте, Деметрий задумался над тем возможно ли такое.
- Фух! – Резко выдохнул. – Да что там половцы! Смогли бы латинян изгнать из Царьграда! Да что там латинян…
Он не успел додумать мысль. Заскрипела дверь и в её проёме в потоке солнечных лучей, лившихся через окна в общий коридор, возник человек в одежде священника.
Стоя на пороге, он принялся осматривать внутреннее убранство кельи. Ложе, скамья, ларь для вещей, тонули в царившем в помещении сумраке. Лишь в дальнем от двери углу, этот мрак рассеивался трепетным огнём лучины, в свете которой был виден стол, лежавший на нём свиток, да ещё угадывался силуэт Деметрия. Не разглядев всего остального, священник остался недоволен, что и сообщил обитателю кельи.
- Ты почто сидишь с лучиной? Очи попортишь и монастырь спалишь! Или пономарь не дал тебе свечей?! – Заговорил он низким, густым и приятным, несмотря на напускную строгость, голосом:
– Так почто мне об этом не скажешь?!
Деметрий следуя монастырским обычаям и искренне выражая глубокое почтение, кланяясь вошедшему, смиренно попросил:
- Благослови меня, отче Пётр!
- Бог благословит! – Отозвался тот, сотворяя над макушкой отрока крестное знамение, но не позволяя сбить себя с толку.
- Однако же ты не ответил! – Требовательно напомнил о теме разговора.
Деметрию пришлось признать, что ему, как и всем прочим послушникам, свечи были выданы.
- Но я счёл за расточительство - зажигать их днём, когда здесь итак достаточно солнца! - Он указал на волоковое окно.
Священник посмотрел вслед за его жестом. В скудном свете, лившемся в проём под потолком, разглядел в красном углу лик Георгия Победоносца. Святой с иконы смотрел милосердно, но вместе с этим, чуть-чуть укоризненно.
- А светоч почто не горит под иконой?! – Возмутился Пётр пренебрежением монастырским порядком.
- Так ведь лучина горит совсем рядом. – Несмело возразил Деметрий.
- Рядом - это на столе?! Светоч всегда должен быть под иконой! И не лучина, а свеча, освящённая в храме! Из тех, что тебе пономарь выдаёт! А ну скажи мне, где они?! – Глаза монаха сузились в прищуре, так и струившемся недоверием.
«Чего это он?!» - Насторожился Деметрий и достал из-под стола небольшое лукошко.
- Вот отче Пётр. Все свечи здесь. Целых шесть штук.
Монах заглянул внутрь корзинки, осмотрел её содержимое, пересчитал, на минуту задумался, и мрачнея ещё больше, воззрился на Деметрия.
- И для чего ты их взялся копить? – Строгость в его голосе теперь была не напускной. – Что ты потом хотел с ними сделать?
«А что я мог хотеть с ними сделать?!» - Деметрий слегка оторопел, и ответить смог не сразу, а только спустя несколько мгновений, во время течения которых, Пётр укреплялся в своих подозрениях.
- Эти свечи нужны мне для чтения.
- Для чтения? Хм. – Монах удивился. – Ты же говоришь, тебе света хватает!
- Так сейчас день! А ночью темно. Без свечек никак. – И видя, что не убедил, добавил, стараясь говорить ровнее и спокойнее:
- А уж к молитве на сон грядущий, я свечи возжигаю. Одну в красном углу – он, перекрестившись, поклонился иконе – вторую, для чтения, на столе. Сам меж ними сажусь и читаю. А перед сном, свечи гашу и убираю в это лукошко. Ты посмотри, там вместе со свечками, как раз лежит такой огарок. Я его нынешней ночью сожгу.
Монах запустил руку в корзинку, вынул из неё оплывший кусок воска. Поднёс ближе к лицу, осмотрел размышляя:
«Похоже нету лжи в словах сего послушника. Или я её не вижу?» - Вновь испытующее взглянул на Деметрия, смотревшего с искренним недоумением.
«Или эти свечки и впрямь не для того, что бы обменять на мёд хмельной, да яства скоромные, что так часто бывает среди наших отроков. А этот что же, ночами читает? Сомнительно. Ну, да Господь велел доверять! Хотя и про порядок забывать не след!» – С этой мыслью вернул огарок на место, и положил руку на крест, висевший поверх монашеской накидки.
– Помнишь ли как сказано о том, что всему своё время, и время каждой вещи под небом? Помнишь? А ты прочти это место дюжину раз! Такая будет тебе епитимья! Но то перед молитвой, что на сон грядущий. Сейчас же я напоминаю, что ночь она для сна, или молитв во всенощных бдениях! Для всего же прочего, Милосердный Господь человекам дал день. День для послушания, для служб и для учения!
Перечисляя, священник загибал пальцы и, закончив, остался стоять с воздетым к небу двуперстием.
– Услышал ли меня ты?! А уяснил ли то, что услышал?
Деметрий в смирении преклонил голову, после чего принялся объяснять.
- Я столько времени трачу на чтение, потому как скоро закончится срок моего учения. Я уеду служить при храме. А там, боюсь, не будет такой библиотеки.
После этих слов, взгляд Петра потеплел. Несколько раз кивнув, понимающе посетовал на то, что еще не везде есть собрания книг. Но после этого, вновь укорил за пристрастие к чтению.
- Из-за него ты в келье сидишь, когда не занят трудами и службой. И ныне, отец твой, гостинец прислал. Снедь для монастыря аж на четырёх телегах. А привёз всё Ефимий, его верный слуга. Ты же к нему даже не вышел.
- Я ему грамотку передал, со словом благодарным, для батюшки и матушки.
- Грамота это великое дело! – Разведя руками, провозгласил священник и, добавив в свой голос укора, напомнил:
– Кстати, не он ли учил тебя грамоте? Покуда твой батюшка службу справлял. Такого человека должно уважить хотя бы уже из благодарности. Ты же предпочёл чтение Гомера.
«Да так и есть! Научил меня грамоте, а после надоумил отца сделать меня священником, для чего и отдал в монастырь! Мне его за это поблагодарить?!» - Возмутился Деметрий, но промолчал, а священник его мысль не услышал, и молчание принял за знак смирения.
- И в этом ты сын мой, позднее покаешься. А сейчас назначаю тебе послушание.
«Что тут ещё отец Пётр удумал?!»
Деметрий стараясь не выдать досады, поклонился в знак того, что воспримет со смирением любое наказание. И на вопрос священника, крепко ли он помнит молебен благодарственный, ответил утвердительно, готовясь начинать чтение молитвы. Впрочем этого, пока, делать не пришлось.
Преподобный, кивнул ему одобрительно, и велел собираться к выходу в мир.
- Отправимся в дом купца Анатолия Грека. Он просил отслужить благодарение Господу, за возвращение наследника из поездки в Хорезм!
Монах отыскал взглядом лик святого. Трижды и истово, перекрестившись, объяснил Деметрию, что этот купец, хоть и бывает, корыстен без меры, но христианин без сомнения добрый:
- К тому же и монастырю помогает. Так что, оденься в приличное для такого случая, поможешь мне служить молебен благодарственный.
Вот, отче Пётр.
Обращение в тексте выделяется запятыми/той.
Так же, как и деепричастные обороты. Деметрий, следуя
Запятая пропущена перед деепричастием размышляя
Епитимья
Перед чем? Молитвой. На что. На сон. На какой сон? На сон грядущий
Выходит так, уважаемый автор.
Милосердный Господь…
Да, автор. Вы подъяли важную тему. Насчет отца Петра, по-видимому, иеромонаха, попенявшего Деметрию на то обстоятельство, что он не встретился с неким Ефимием, старым знакомцем. Отцы, наставники (а по контексту Петр — духовный отец Деметрия), особенно во времена, описываемые вами, категорически не благословляли сношение с мирянами. С женщинами ли, с мужчинами — не важно. Без крайней нужды — ни-ни, так что этот эпизод выглядит странно.
В остальном… Необходимо продолжение…
…
Спасибо за оценку и за комментарии. С их помощью уже исправил косяки с запятыми и опечатками.
Буду признателен, если и впредь, будете находить всё это в моих текстах.
Но с последним комментарием не могу согласиться. Сказанное там, бесспорно очень верно, но лишь для чёрного(монашествующего) духовенства.
Деметрий не имеет к нему отношения. Он в монастыре проходит обучение, для последующей службы при храме по месту жительства.
Кроме того его родитель, персонаж уважаемый — этому же монастырю оказывает помощь и притом не малую. И Пётр, духовный отец отрока, папу Деметрия хорошо знает, что в тексте упомянуто.
Другими словами — этот Деметрий особый случай и отношение к нему тоже особое, в чём, в прочем, нет ничего необычного. Отправлять одного из наследников, делать карьеру по церковной линии, к тому времени на Руси, как и в остальной Европе, стало довольно распространённой практикой. И тут уже играли роль и статус семьи и личные знакомства.
Мне не понравилось. По личным причинам. Я фантастику люблю. Фентэзи максимум. Но с гномами, эльфами, драконами… Или хотя бы славянское, всякие там волкодавы, за честь нашего рода…
А тут видимо какое-то церковное… Ну очень экзотика. Уже не интересно.
Может быть, конечно, они там потом всеми священнослужителями будут за вампирами гоняться. Но будет уже не так интересно. Наверное.
Если впереди фентези, то хорошо бы хоть намекнуть. Читателю. Чтоб не убёг. Типа в окне промелькнула тень злого дракона Брыра, несущая в зубах девушку пожираемую вампиром.
А то, боюсь, самые христианские христиане сбегут.
Впрочем, не сильно шарю в этом деле. Может быть есть и такая ветвь литературы, да я не знаю.
Но и тогда. Так ли она интересна.
Открываем интересную книгу.
Глава 1.
Сюжет.
Один сидит, читает.
Приходит второй. Болтают.
Второй уходит.
Ничего не изменилось. Не произошло. Действия нет. Экшэна нет. Никого не успели убить, страстно полюбить. Нет экспозиции, не раскрывается мир (не указан города, страна, княжество). Не раскрыты герои.
Я бы сказал, что здесь 4 стр. А4 или 8 страниц А5 обычной книги.
То есть здесь, к сожалению, есть та самая заветная 5-ая страница, после которой книгу или закрывают или закрывают.
У меня в той моей первой главе та же проблема. Я решил её космическим боем. Который тоже всем не понравился.
Наверное можно так писать, если ты Лукьяненко или Пушкин. И тебя будут читать даже если из ушей пойдут мозги. Потому что модно и есть доверие к писателю. Знаешь, что не обманет и дальше будет интересней.
А если не будет?
Очень сильное погружение в христианство, быт.
Наверное, здесь на БС это приветствуется. И даже говорилось где-то, что стиль надо изменять в соответствии с героем.
Но полюбит ли читатель вместо действия читать про свечи допотопные старинные фразы?
Просто я так никогда ещё не делал. Не уверен в этом решении. Читатель то современный. Даже самые истовые священники с телефонами, говорят на современном русском.
Хороший вопрос.
Пока про себя подозреваю, что стиль отпугнёт. Но не знаю.
Очень детальная проработка мира, сцен, истории.
Это обычно плюс.
Но тут не станет ли это излишне трудоёмко? Ведь в книге от 7 а.л. Каждый так прорабатывать — не хватит жизни.
Если дальше далёкий гром. Ну там татары или литовцы. Или кто там. Половцы.
Тоже неплохо. Но их бы как-то в начало…
Типа в окне виднелась пыль от конницы…
Если инопланетяне прилетят. То опять же. Где?
Мой стаж полгода если что. :)
Могу приврать.
Он во многом по делу и то я признаю, но кое с чем не могу согласиться.
Сразу скажу, это не фэнтези, не фантастика и даже не про попаданцев.
Это, так называемая, историческая проза. Сюжет которой, как я это очень люблю, будет развиваться довольно неспешно. Поэтому да — вы правы, в первой главе, кстати здесь выложена лишь её половина, только начало завязки.
Начало чего? На это я несколько раз намекнул, дав локализацию происходящего(в названии города) и датировку(указав имя князя, в этот период времени).
Дальнейшее по мере развития сюжета, но в общем к концу первой главы уже будет понятно про что это.
Что же на счёт того — понравится ли читателю? Это зависит от мастерства автора, которое я буду оттачивать, в том числе, надеюсь, и с вашей помощью.
Что же до христианства — да здесь оно будет. Ну а как без него, в тринадцаптом-то веке?
Ещё раз спасибо за отзыв.
Я конструктивной критике рад.
Надеюсь и в дальнейшем не оставите вниманием.
:)
Просто не очевидно, что это Русь. Больше похоже на Европу.
И имена греческие.
Чего-то про Киев…
Может не догадался
Да, думаю, и для татаро-монгол невесёлые. Орда то развалилась, в итоге.
Чего-то и у меня всё чего-то невесёлое выходит.
Думаю, что это ошибка.
Не продать будет.
Если только китайцам-американцам. Для понта, что историю знают.
А то полгода в пустоту…
Я ведь это не для денег
Я ведь это для души)))
С. Из Филатова
Буду рад принять участия в таком кооперативе)))
Фэнтези я тоже пытаюсь писать.
Здесь уже есть одна глава и ещё больше их на моём канале в Дзен.
Так что — будут идеи — предлагайте.
Тем не менее, желаю успеха. Продолжайте.
Ну и конечно, в последующих главах многое станет понятно.