Пробег из века в век. Часть 16.

6+
Автор:
A.Lekus/ Артур Лекус
Пробег из века в век. Часть 16.
Аннотация:
Автобиографические воспоминания и размышления о времени, событиях и людях.
Текст:

                                 Коммерция в лихие девяностые.


А началось всё с неисправного домкрата. Предстоял дальний рейс заводскому КамАЗу, а с таким домкратом выезжать никак нельзя. Скрипя сердцем, директор завода подписал мою служебную записку. Тетка из бухгалтерии, оторвавшись от чаепития, написала что-то для другой тетки, которая, оторвавшись от великосветской беседы про Просто Марию, пообещала, что после обеда третья тетка напечатает платежное поручение, и если дадут машину, то завтра до обеда четвертая тетка съездит в банк и отдаст платежку на оплату.

Через день до обеда я с торжественным видом оформлял доверенность на получение домкрата, отрывая теток от размеренного течения рабочего дня и приготовления обеда.

На улице Образцова располагалась организация, в которой продавали домкраты. В одном из кабинетов, переделанных из комнат бывшего общежития, мужчина немного старше меня, предложил скоротать время ожидания кладовщика за чашкой кофе и беседой. Николай оказался директором совсем недавно учрежденного ТОО с необычным названием "Торос-Авто".

Сам он автомобилист и до недавнего времени работал инженером АТП, то есть фактически мой коллега. Контора (так я привык называть организацию и офис) была нацелена на реализацию запасных частей к автомобилям. Я совершенно спонтанно поинтересовался: " А не нуждается ли это почтенное предприятия в приливе новых сил в моём гибридном лице? " Оказалось, что такая нужда имеется. После краткого рассказа о моём боевом и трудовом пути был вынесен вердикт: "Годен! ".

Так, 13 августа 1993 года, в пятницу, я встал на коммерческий путь, чего сам не ожидал. Надо заметить, что на тот момент я не имел ни малейшего понятия о частном предпринимательстве и функционировании малых предприятий. Все мои познания ограничивались прочтением романа сказки Н. Носова "Незнайка на Луне" (очень полезное чтиво для получения первичных знаний о капитализме).

Начиналось все необычно, познавательно и интересно. Я по привычке в первый день прибыл к Николаю для получения задач, на что получил очень лаконичный ответ: "Задача: получать прибыль! Вот тебе реквизиты расчетного счета, телефакс, телефонный справочник предприятий. придумывай. Узнавай, какие нужны запчасти и думай, где их брать". Факс мне очень понравился, тогда это было чудом техники, которое я увидел впервые. Функциональная вещь! А сколько таких удобных гаджетов будет впереди. Сейчас даже смешно вспоминать, как тогда работали без интернета и программ учета. Проводить маркетинговые исследования рынка запасных частей 1993 года, так как его попросту не было. Надо было придумать и все организовать, учитывая спрос и возможность конкуренции. Где-то я прочел очень правильный постулат: "Что бы войти в рынок и сохранить в нем место, заходи со своим эксклюзивом". Сейчас это очень проблематично, а тогда особо не надо было, что-то изучать.

Собственно, потребности мне были очень хорошо известны, учитывая полученный небольшой опыт работы в неармейских условиях. Но нужен был эксклюзив на перспективу. Самой главной проблемой в автомобилях было электрооборудование. И если иные комплектующие можно как-то восстановить, то электрика в большинстве своём неремонтопригодна. Я не хочу умирать от скромности. Предпочитаю от старости. Но без ложной скромности смею утверждать, что на тот момент я неплохо разбирался в электрооборудовании. (жизнь заставляла, особенно в Армии).

Так родилась идея заняться этим ассортиментом. Николай дал мне огромный справочник промышленных предприятий, и я досконально изучил тему: звонил по заводам, получал факсы на запросы, анализировал применяемость на тогдашние ЗиЛы, ГАЗы и КамАЗы. По итого был составлен первый план закупок. Работа очень увлекала. Это было что - то новое. Видимо сработали генетические корни еврейства, склонность к новациям.

Николай идею одобрил, и родилась первая сделка. Он рисковал кредитными деньгами, но, видимо, я был убедителен, да и он практик. И мы решили попробовать. В конторе был собственный КамАЗ со спальником, на котором я отправился в первую командировку за товаром. Интересно бывает в жизни: впервые видишь человека, и с первых минут становится ясно, что Вы с ним одной крови, как Маугли и Балу. (я не о национальности). Таким человеком был Сергей Котов, водитель того КамАЗа. С Серегой мы проехали не одну тысячу километров и стали впоследствии настоящими друзьями. Жаль, потерялся с ним контакт. Итак, первый рейс. В те годы еще не было транспортных компаний, и приходилось ездить на заводы - изготовители самим. Да и мне хотелось побывать на заводах и изучить дальнейшую перспективу сотрудничества.

Я как то легко, совершено не комплексуясь, исполнил нехитрые обязанности простого экспедитора: оформлял получение, проверку и погрузку товара. Насколько же сейчас все стало проще, а тогда необходимо было личное присутствие представителя конторы. Из того рейса мы привезли генераторы, оптические элементы фар, задние фонари, реле, датчики и прочий дефицит того времени. Николай заблаговременно дал рекламное объявление, и мы буквально за две недели всё распродали. За неполный месяц работы я получил зарплату втрое выше заводской.

Интересное было время. С Сергеем мы проехали практически всю центральную и южную части России и: Москва, Лысково, Владимир, Кержач, Вязники, Калуга, Ржев, Старый Оскол. Все города, где были заводы, производящие электрооборудование, автоприборы и светотехнику. Как это было интересно! В окрестностях Кержача мы побывали на месте гибели Гагарина и Серёгина. Волнительно.

А те дороги с отсутствием современной инфраструктуры! Ночевки на стоянках в кабине, готовка харчей на газовой плитке, дорожный рэкет всевозможной "братвы" на убитых девятках без номеров. Редкие гостиницы в небольших городах со влажным бельём, клопами и буфетами с несъедобными котлетами, слипшимися макаронами и дурно пахнувшим винегретом. А помните цыган возле заправок, продающих "не задорого" якобы фамильное золото и кожаную куртку из-за крайних обстоятельств? Эх, девяностые!

А Вы знаете, но мне кажется, что тогда для экономики тот период был необходим. Ведь частная инициатива - не новинка в истории. Та же НЭП помогла новой Советской России. А коммерция после окончания Великой Отечественной войны? Помните коммерческий ресторан " Астория" где жировал Фокс? Да, тяжело, но надо! Согласитесь, что к началу двухтысячных тот дикий рынок дал старт вполне нормальной жизни. Тот новый уклад в итоге победил плановую систему производства и распределения.

А бизнес девяностых - забавное явление! Как грибы росли всевозможные кооперативы, ТОО, АОЗТ, ЧП и прочие организации. Торговали всем, чем только возможно. Вагонами пытались продавать пресловутую красную ртуть, которой в природе не существует. Перекупали у конкурентов товар и продавали с наценкой своему клиенту, которой и не подозревал, что зайдя в соседнюю дверь, он бы потратил бы процентов на тридцать меньше за тот же товар. Но он в тот момент пил кофе, красиво поданный длинноногой секретарём в мини - юбке. Сколько же раз мне по факсу предавали мною составленный прайс-лист на электрику, но с ценами на пятьдесят процентов выше. Вчерашние таксисты, оборотистые снабженцы, напёрсточники, рыночные кидалы и пацаны в трениках с лампасами стали «Генеральными директорами» не понимая, что такое наименование должности предполагает, что в штате есть и финансовый директор и коммерческий и даже технический.

А названия! Ведь язык можно было сломать, читая те визитные карточки, теснённые позолоченными буквами "ТОО Сваргимпортопторг Ltd". Правда, тот, кто придумал это броское название, не знал, что Ltd - это и есть понятие ТОО или ООО. Была тогда шутка: "Товарищество с ограниченным мышлением". А суть этих предприятий была одна: Купи дёшево, продай дорого, что для того периода было вполне приемлемо. Я что тогда, что сейчас не согласен с посылом: "Да какая разница, что продавать? Покупай дешево, продавай дорого! " По-моему, надо до тонкостей знать предмет торговли. Лично мне что тогда, что сейчас приятно работать, зная, что я могу помочь потребителю безошибочно подобрать запчасти, даже если он сам четко не представляет, что необходимо для его техники.

А конкуренция была диковатая. Вот кто-то увидел, что у вас хорошо что-то продается, то и он начинает реализовывать тот же ассортимент, но чуть дешевле. Потом появляется третий торговец и так далее. Понятно, что от такой конкуренции выигрывал потребитель, но не долго. Слабые сходили с дистанции, а оставшийся монополист тут же поднимал цены.

учшие друзья, некогда организовавшие общее дело, становились злейшими врагами из-за разных взглядов на распределение прибыли. Делили бизнес и шли параллельными курсами, строя козни друг другу. Как хорошо, что все это ушло в небытие. Ушли все эти Ltd с их генеральными директорами и красивыми визитными карточками, и коммерция стала цивилизованной. Вскоре после накопления начального капитала тот, кто реально обладал необходимыми знаниями в экономике, занялись бизнесом, то есть вкладыванием денег в новые долгосрочные проекты. А генеральные директора стали простыми частными предпринимателями на оптовых рынках. Прошло их время.

Я закрепился в конторе. Все пошло как надо, но открыть своё дело я не собирался. Не моё. За все эти годы я так и не стал разбираться в нюансах бухучета, налогах и в прочих премудростях коммерческой деятельности на уровне руководителя. Да и дара или предпринимательской жилки, как оказалось, у меня совсем нет. Мой уровень - технический руководитель.

Детские болезни 90-х не обошли стороной и контору. Николай разделил бизнес с другими учредителями и собирался заняться другой деятельностью. Но дело не умерло. Я продолжаю заниматься этим профилем, но не узко по электрооборудованию, а по всей номенклатуре запасных частей, в том числе и на те бренды, с которыми ранее не приходилось иметь дело. Очень помогли практические навыки и умение работать с каталогами. С 1997 года на одном месте с небольшим перерывом в одном и том же коллективе.

Мне очень нравиться современная организация коммерческой деятельности. Как все стало просто и удобно. Нет никакой необходимости в командировках и долгих переговорах под "переговорный коктейль" Все эти платежи и документы делаются одним нажатием кнопки. Хотя надо признаться, что есть ностальгия по тем годам. Мне пришлось поездить и полетать уже по всей России, от Калининграда до Хабаровска, обзавестись новыми друзьями и знакомыми, навестить старых (конечно, же, в Ульяновске). Сейчас все по-другому, и можно 10 лет сотрудничать с партнером из другого региона и ни разу не встречаться с ним очно.

Вся неустроенность прошла, и жизнь вошла в нормальную колею, без потрясений и резких перемен. В 96 году исполнилась моя детская мечта. По случаю я купил ГАЗ-21 «Волга» черного цвета, привезенную кем-то из….Польши. Два месяца по вечерам и в выходные я восстанавливал её, доведя до очень приличного состояния. Вот только не удалось найти знаменитого хромированного оленя и шины родного типоразмера. Классная была машина. Приятно было ехать на этом корабле, ловя одобрительные взгляды. Все еще жалею, что продал её, так как все же для рабочих поездок она не подходила, как и для зимней эксплуатации в возросшем транспортном потоке. Но пересел я на её внучку, только что выпущенную Волгу ГАЗ-3110.

Страна отошла от потрясений лихих 90-х, как то быстро и легко пережила дефолт августа 98 года, и началось нормальное поступательное движение. Старые окна менялись на пластиковые, в квартирах появились современные телевизоры, стиральные машины, холодильники и прочая мелкая и крупная бытовая техника. Автомобили стали более доступны, чем в девяностые. Поездки на средиземноморские курорты перестали быть привилегией только "новых русских". Это могли себе позволить и старые евреи, и татары, и башкиры, в общем, все! Началась повальная телефонизация населения мобильными средствами связи. У народа появилась мотивация к работе. Рухнул фольклорный миф про ленивого русского мужика, который пьет и не работает. Я твердо убежден, что если человек видит, что его работа приносит стабильный доход, и чем больше он работает, тем выше уровень его благосостояния, то он забудет сюжет про Афоню в подтопленном подвале, когда у него окончился рабочий день. Видимо, этого и рыночных отношений не хватало социалистическому строю.

                    Уже старушки кажутся родными…

                                                                               Время проходит мимо -

                                                                              Нам бы его еще …

                                                                              А время хохочет нам в спину,

                                                                              А после выставит счет.

                                                                                        (Машина Времени)

Я, видимо, как и все в детстве, считал, что дедушки, бабушки и наши родители всегда были такими старыми, а я таким никогда не буду. Было странно, что пожилые не радуются так, как дети, Дням рождения и наступлению Нового года, так же, как они не вызывают радости у меня, современного.

Время в детстве тянулось очень медленно, и мы спешили поскорее стать старше. Так устроено человеческое сознание: чем становишься старше, тем течение времени кажется более быстрым. Есть этому вполне реалистичное филосфско-арифмитическое объяснение.

Вторая половина любого пути, как и жизни, кажется, проходит быстрее первой. Учеба в училище казалась очень долгой, особенно младшие курсы. Последующая служба тоже не вспоминается как скоротечное явление. А вот вторая половина уже прожитых лет пронеслась более быстро. Вот ведь недавно исполнилось 40, затем как то быстро 50 и вот уже за шестьдесят. или как принято говорить: "седьмой десяток".Как же это так? Мне седьмой десяток! Почему так быстро он наступил? Ведь совсем недавно я окончил училище. Вот и дома те же, и даже те же трамваи и троллейбусы остались, в которых я ездил в увольнение.

Кто из нас в детстве и юности думал о том, что сам станет дедом? Да никто! Но увы! Это время как то незаметно пришло, а с ним определенные мысли и наблюдения. Все таки как хорошо устроена человеческая природа. Всё, связанное с возрастом приходит постепенно! Сознание не страдает от того, что стало недоступно то, что можно было делать в юности. Уже мне не покрутить "солнце" на турнике, не уложится в норму по преодолению полосы препятствий, да и с рабочими нагрузками стало сложнее справляться. "Эх! Как бы было хорошо, что бы в молодости быть таким опытным и знающим жизнь, как в зрелости! Сколько бы ошибок удалось бы избежать! " Кого из вас не посещала такая мысль? Но как же правильно, что это невозможно. Все постигается и осознаётся постепенно.

Вдруг замечаешь, что если не работает лифт, то, поднимаясь на свой этаж, появляется усталость в ногах и легкая отдышка. Как то странно и незаметно в жизнь вошел тонометр и какие-то пилюльки. Ловлю себя на том, что разговор с друзьями ровесниками часто может начаться с фразы: "Как здоровье? Давленьеце не беспокоит? ". Начинаешь с легкой тревогой воспринимать всякие покалывания, поскрипывание при ходьбе и прочие сигналы от стареющих агрегатов организма. Но всё же стараюсь следовать словам Губермана: "В моем возрасте я не могу себе позволить плохо себя чувствовать! " и не зацикливаться на самочувствии.

"Поменьше соли, ограничить кофе до 3-х чашек в день, не есть на ночь, не курить, ограничить алкоголь" рекомендуют медики. "А основной инстинкт - Можно, но не перенапрягайтесь! ".

Так вот и ограничиваем себя в удовольствиях! Когда это на седьмом десятке, то не воспринимается как трагедия. Одним словом, как сказал мой товарищ, кого-то перефразировав: "Пора нам, Леонидыч, уходить из большого секса. А то бегаем за девками, но с каждым днем всё медленнее, а поймав, не помним, что с ними нужно делать! Видимо, это из Жванецкого, его стиль.

Почему-то утром надо больше времени, чтобы собраться и выйти из дома. А уж если в гости, то планируешь очень заранее. (уже не мчимся в гости на ночь глядя). А ведь кажешься самому себе вполне себе ничего, особенно когда разгладятся морщины после сна и омолодишься с помощью бритвы. Порой смотришь на своих ровесников и понимаешь: "Не обманывай себя. Ты такой же постаревший! ".

Тревожат внезапные звонки от друзей и знакомых. Иногда они с печальной вестью о том, что ушел в мир иной общий друг или сокурсник. Раньше от такой новости бросало в дрожь от невольного вопроса: " Да как же так? Ведь лет то немного! ". Увы, но такие новости уже перестают быть редкостью. Уходят ровесники. И особенно жалко, когда уходят по на фоне злоупотребления. Были такие, кто после определенного возраста и неустроенности жизни приседал на стакан и с ним в руках оканчивал жизнь. Вот таков он многовековый алгоритм человеческой жизни, изменить который никогда и никому не удастся. И видимо, и не надо его изменять!

А вот изменение стиля жизни в возрасте мне не нравится. Тяжело себя заставить выбиваться из сложившегося алгоритма. Вот сложился определенный распорядок, и всякие вводные, нарушающие его и отрывающие от планов домашнего тихого вечера, после рабочего дня, радости не вызывают. Это – плохо, когда становишься домоседом, оправдывая себя тем, что набегался уже на сто лет вперед. Возрастная лень – зло! Но больше всего страшит не физическое старение, хотя быть немощным не самое приятно, а умственное. Впадать в старческий эгоизм или в маразм страшно. Понятно, что впавший в это состояние не отдает себе в этом отчета, но есть рядом близкие люди, и быть им обузой и раздражителем – трагедия. Моя мечта: сохранить ясность ума до последнего вздоха.

Уклад и качество жизни стремительно меняется. И мне очень нравятся положительные изменения, делающие жизнь более удобной и позволявшие экономить массу времени на всякие очереди в присутственных местах с их классической фразой: "А Вас здесь вообще не стояло! ". Спасибо тем, кто работает в сфере IT технологий, и каждый день придумывает новые сервисы.

Одно плохо: мы стали меньше общаться вживую и даже меньше просто звоним друг другу, ограничиваясь перепиской в мессенджерах. Мои внуки уже и не поймут меня, если я им расскажу, что наши мамы пользовались голосовыми сообщениями без всяких гаджетов. "Вова марш домой. Ууужинать…! " в форточку окна кричали мамы в пестрых халатах с накрученными бигуди, прикрытыми газовой прозрачной косынкой. Или такое голосовое, адресованное другу Сереге с третьего этажа: " Серый, выходи! Сгоняем на великах за ранетками! ".

Вот даже имена меняются. Серёгам, Андрюхам, Вовчикам, Витькам. Из ваших дворов и подъездов пришли Максы, Филы, Дэны, Ники. Так же, как и мы пришли на смену Силантиям, Феофанам и Терентиям. И это нормально, как и их внешний вид, манеры общения и поведения. Это их время. Лично я никогда укоризненно им не скажу: "А вот мы в наше время такими не были и так не делали! А.! Не надо! Не стоит читать нравоучения! Вспомните себя. Они другие по своему пониманию законов жизни. Не жили они в эпоху развитого социализма, и те ценности им чужды. Они двигают жизнь, как и мы двигали в наше время. Это они работают в сфере новых технологий и делают нашу жизнь удобнее. А вот татуировки, которыми они в избытки покрывают свои видимые части тела, восторга у меня не вызывают. Когда-то они станут пожилыми людьми. и я не уверен, что бабушка с татуировками на руках будет смотреться презентабельно, учитывая, что мода на это может пройти.

Да, я люблю воспоминания о тех годах, люблю те книги, фильмы, музыку. Но, скорее всего, всё это любит наше подсознание, возвращая нас ассоциативно в молодость. Возможно, мы не так любим старую песню, сколько себя, молодых периода массовой популярности той песни. "оглянись на свою молодость, как она похорошела! " очень справедливое выражение художника Михаила Туровского, котором уже за девяносто.

Вторая половина уже прожитых мною лет была уже менее насыщенной, чем первая. Впрочем, как и у всех людей. Выросли дети, родились внуки, что было как то необычно. Как и то, что мои дети, обращаясь ко мне, часто называют меня дедом.

Я продолжал заниматься любимым делом. Правда, олигархом не стал, да и никогда к этому не стремился. Типичный средний класс. По-прежнему много читаю. После запуска двигателя сразу же включаю любимую музыку в автомобиле. С удовольствием воспринимаю все новинки техники, электроники и информационных технологий, стараясь разобраться в ней. Пользуюсь всеми гаджетами. Как говорит внучка Маша: "ты продвинутый дедушка". Нельзя отставать от жизни. По-моему это позволят отступать старости и закостенелости.

Как же быстро проходят годы расцвета. Увы, молодость - это тот недостаток, который быстро проходит. Это все надо просто принимать как данность свыше и не горевать о том, что лучшие и радостные события жизни, видимо, уже позади.

В качестве эпиграфа я выбрал слова из Хоакина Мурьетты: "Куда подевался мальчик? Которым я был, когда - то? ". И, скорее всего, в первую очередь сам себе дал ответ на этот вопрос, заново осмыслив пройденный путь.

Вот и заканчивается наша совместная поездка. Мы уже сдали бельё проводнику, переоделись, сложили вещи и молча сидим в ожидании прибытия. Уже показались за окном окраины города. Поезд, замедлив ход, буквально вползает на вокзал и медленно движется вдоль перрона. Мы вышли на перрон, долго прощались, пожимая руки. Возможно, случай опять сведет нас в одном купе, и мы продолжим беседу. Я расскажу Вам о том, что не успел: о репатриации, об Израиле, о  том, каким был день 7 октября 2023 года. Все это просто надо осмыслить.

«Но зовет нас путь,

Подгоняет ночи тень.

Я сюда ещё вернусь,

Мне бы только выбрать день»

 Большое спасибо всем набравшимся терпения и прочитавшим эти непрофессиональные графоманские рассказы. Если кто-то вспомнил своё детство, родителей, старых друзей, военную службу и схожие события и ощущения, то я очень этому рад.

+1
06:34
109
Мне нравится ваш документально — литературный стиль. Читал с интересом. Сам прошел нелегкую и забавную школу коммерции лихих 90-х. О чем написал несколько рассказов, в том числе и на Слоне. Спасибо за ЗАПИСКИ.

Рекомендуем быть вежливыми и конструктивными. Выражая мнение, не переходите на личности. Это поможет избежать ненужных конфликтов.

Загрузка...
Светлана Ледовская №2