Потерянные в капитализме

Автор:
Dorian
Потерянные в капитализме
Аннотация:
Обзор романа Чайны Мьелвиля "Вокзал потерянных снов"
Текст:

Взялся я читать стимпанк. 

А оказалось в жанре ничего значительного кроме “Машины различий” Гибсона и Стерлинга и нет ничего… Но это я раньше так думал!
А потом мне посоветовали Чайну Мьевиля.
И о его фантастике можно сразу сказать, что она странная. Потом становится забавно, когда узнаешь что его относят к жанру NEW WIERD.

“Вокзал потерянных снов” - первый роман условной серии посвященный выдуманному миру Бас-Лаг. И если “Машина…” была фантастикой и альтернативной историей, то “Вокзал…” гораздо ближе к фэнтези.
Там нет исторических личностей, а общество находится на стадии индустриальной революции, магические науки смешиваются с технологическими. И магия - таматургия, изучается как вполне объективная вещь.
У нас тоже религию в школе преподают, но на практике она не дает измеримого результата, в Бас-Лаге по другому.

Визуально, а Мьевиль очень детально рисует картину мира со множеством деталей и сочных описаний, Нью-Корбюзон - огромный город в гротескно-викторианском стиле. Его карта испещрена сетью монорельсов, один из кварталов города - огромная теплица кактов, есть опасный районы трущоб и фешенебельные застройки богатеев, в реку вытекают отходы бесчисленных производств, и в ней же строят входы в свои дома водяные… 


картинка DopuaH
Само государство описано со всеми противоречиями - дискриминация, полицейский произвол, рабочие восстания, жиреющие бюрократы и изнеженные аристократы, безумные ученые и чуждые расы.

Чайна придерживается очень левых взглядов и его политическая ангажированность оставляет отпечаток на произведении. Дикий капитализм, бесправные рабочие...

По частям из романа собирается информация, что некогда произошел значительный магический катаклизм, изменивший мир до неузнаваемости, создавший новые расы и привнесший элемент неопределенности во все переменные. Чайна не берет стереотипные фэнтези-расы, а создает свои: живые кактусы-какты, полужуки-полулюди - хепри, люди-птицы - гаруды и многие другие.
картинка DopuaH
картинка DopuaH
Часть их автор наделяет не человеческой психологией (а точнее, сложным и запутанным моральным кодексом и сводом законов, с ценностями отличными от привычных нам).

Сюжет. На самом деле с ним все плохо. Центральная сюжетная линия - немного безумный, но гениальный ученый пытается вернуть человеку-птице, который потерял крылья, возможность летать. В ходе изысканий к нему попадает редкое хищное существо, которое вырывается и устраивает террор в городе.
Тот самый жуткий мотылек-убийца.


картинка DopuaH
У местной мафии и городских властей на существо свои планы, но никто не может справиться с хаосом, который оно устраивает.
Многие сюжетные линии не находят в итоге должного разрешения. У книги нет полноценной развязки.
Многие побочные сюжетные линии ведут в никуда (например линия рукохватов). Автор использует сюжет скорее для того, чтобы раскрыть мир, а не мир чтобы двигать сюжет. И мне кажется, интереснее смотрелся бы сборник рассказов о Нью-Корбюзоне.

Но нужно отдать Чайне должное, фантазия у него безудержная, хотя и декадентская.
Иные существа, конечно, описаны излишне банально, хепри - люди у которых вместо головы скарабей, Ткачи - огромные пауки из которых торчит человеческая голова, гаруды - люди с клювом и крыльями. 


картинка DopuaH
Ему подошли бы кенокефалы, сатиры и т.д. Наверное это было сделано чтобы читатель догадался о том, что это магические мутации одного и того же вида. Не хватает только Шредера и мутагена.
Но все вместе - очень впечатляющее и атмосферное полотно. Атмосфера правда, гнетущая, потому что все плохо. А потом становится все хуже. А потом все умрут (не все, но должно бы быть так)

Такая вот чернуха в викторианско-фэнтезийном мире.
Реально симпатичных персонажей у Чайны тоже нет. Вот даже не хочется кого-то выделить и что-то о нем рассказать. Да, колоритные и герои и злодеи. Да, они волне как живые люди, но самоотождествлять себя с кем-то из них, нет, увольте. Что не мешает безумно сочувствовать иным личностям, уж больно незавидная судьба им уготована.

Некоторые моменты выглядят затянутыми, а концовка - наоборот, сумбурной и смазанной. Но я должен подчеркнуть, в целом весь роман невероятно крут. Настолько что, похоже, именно “Вокзалом…” вдохновлялся Пехов когда писал “Пересмешника”. И сделал у себя все гораздо мягче и светлее.

Отдельно хочу отметить эпизод, где городские власти связываются с Адом, чтобы попросить демонов о помощи (интригую). Для меня это лучший момент за всю книгу. Я не буду его пересказывать, он сам по себе стоил бы того чтобы прочитать “Вокзал…”

Или, например, конструкты... Но не буду раскрывать сюжет.


картинка DopuaH
В итоге роман я советую тому, что хочет почитать не типичную фантастику, устал от однообразных шаблонных фэнтези рас, миров и сюжетов. Так же заинтересует тех, кто любит стимпанк и мрачные, жестокие и немного извращенные истории.
Не стоит читать людям с повышенной степенью брезгливости, встречаются мерзкие моменты, и тем, кто чурается жестокости. Если вы не любите наличие магии в произведении, тоже лучше не браться, хоть у Мьелвиля она и описана как научная.

+1
13:00
1453
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...