Поэт и Мыльный пузырь
Поэт однажды сочинял стихи,
Как мог писал, старался, думал,
Конечно, не шедевр то был, не хит –
Плод некий мозгового штурма…
Откуда не возьмись, без спроса,
На ровном месте, как волдырь,
С повадками барбоса,
Вдруг Мыльный в Дом влетел пузырь!
И взялся с ходу он стихи бранить,
И ритм ему не тот, размер,
Метафоры банальны все, бледны,
И плох был видно акушер…
«И смысла в виршах твоих нет, тем более – идеи!
И вообще, бросай ты это дело!
Кто я? Слепец! Да разве сам не видишь?
Сказать мне на латыни или идиш?
Я гений! Я знаток! Я поводырь!»
Недолго Мыльный пыжился пузырь…
Мораль? Неужто не ясна?
Коль взялся ты стихи писать,
Не должен строгой критики бояться,
Но с Мыльным пузырем, зачем бодаться?
Чуть подожди, момент увидишь интересный,
Хлопок – и только мокрое осталось место!
Пузырь тоже имеет право на своё компетентное пузырёвское мнение!
А с ритмом в этот раз и правда есть промашки, например третья строка первого четверостишия.
Пошла учить матчасть и по первой же ссылке читаю:
«Современное стихосложение называется силлабо-тоническим, оно завершило развитие двух систем стихосложения – силлабического и тонического. В силлабическом стихосложении в каждом стихе (стих – это не всегда «стихотворение», стих – это одна строка стихотворения) было определенное количество гласных – независимо от того, ударные они или нет. В тоническом важно было число именно ударных гласных. Силлабо-тоническое стихосложение объединило оба вида и в нем важно и число ударных, и общее число гласных.
Буря мглою небо кроет – 8 гласных (четырехстопный хорей, женская рифма = 4Х2)
Вихри снежные крутя, — 7 гласных (четырехстопный хорей, мужская рифма = 4Х2-1)
То как зверь она завоет, — 8 гласных (число гласных соответствует первой строке)
То заплачет, как дитя. — 7 гласных (число гласных соответствует второй строке)
Таким образом, подсчитывая гласные в стихах, мы можем проверить верно ли они написаны.»
Источник: www.stihi.ru/2004/05/24-221
Или нет? Я всегда именно этим правилом руководствовалась интуитивно. Или оно неверно? Помогите с теоретической базой.
А вообще, меня очень удивляет эта Ваша (и не только Ваша) страсть к формализму. Как писал Гете: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет».
А на счет формальностей, если их не соблюдение мешает восприятию, то, да, я за формальности. В стихах для меня это обязательно — рифма, ритм, грамотность.
Вот придешь в караоке, а там кто-нибудь, считающий наличие слуха формальностью, поет… ой, беда, беда, знаете ли…
Пошла читать про басни Или басни…
Кто же против, их есть у меня)). Была помарка, так я уже исправил. Единственно, размер не всегда соблюдается и строфы разные, так это специфика басни…