Старик и одиночество
Старик всю жизнь прожил в городе. Проработал на заводе, в КБ. Потом начались странные и непонятные вещи. Президенту, имевшему неограниченную власть в стране, зачем-то понадобились перемены. Это назвали ускорением и перестройкой, и бросили работать.
Как результат, магазины опустели. Перешли на карточки. Как в войну. Митинговали. Выбирали директоров и начальников разного уровня. Всё это напоминало Старику фильм «Республика ШКИД», выборы в совет школы. « Пацаны, кричите меня, старшему отделению – по горбушке, младших тоже не обижу.»
Развал был полный. Потом, под шумок митингов, на глазах деморализованного народа, страна развалилась и власть поменялась. Когда во время приватизации все чиновники и партийные начальники ухватили по куску государственной собственности, заводу пришёл конец. Его цеха и корпуса были переделаны в офисы и сданы в аренду.
В рабочих и инженерах новые хозяева больше не нуждались. Начались массовые увольнения и сокращения. До пенсии Старик перебивался на разных работах – от сторожа до курьера.
Потом пенсия. Он с женой переехал в деревню, где от родителей унаследовал дом. Старенький, довоенной постройки. Конечно, его ремонтировали, достраивали и перестраивали. Жить было можно.
Они и жили. Оставили сыну квартиру в городе и жили в деревне. Там перестройка привела к тому, что деревня превратилась в дачный посёлок. На памяти Старика там была солидная молочная ферма. Несколько благоустроенных коровников, кирпичные домики для персонала. Молоковозы сновали каждый день. В деревне был неплохой магазин, клуб, библиотека.
Потом не стало фермы. Коровники ветшали и разваливались, в домики заселились люди непонятной национальности. Библиотеку и медпункт сломали, а участок земли продали. Продали и землю вокруг деревни. Куда проще, продать и свалить. Чем заниматься сельским хозяйством.
Старик и жена не роптали. Огурцы, помидоры, зелень, картошка. Грибы. Пенсию пускали на хлеб, молоко, соль, сахар, семена и инструменты. Как-то держались.
Сын жил в городе, завёл семью. Иногда привозил родителям на лето сыновей. Близнецы. Потом внуки подросли, и им стало в деревне скучно. Старик и его жена всё понимали. Молодые – к молодым. Чего им со стариками сидеть?
Сын не забывал поздравить с праздниками. По телефону. Он привёз родителям сотовый телефон и велел звонить всякий раз, когда что-нибудь понадобится. Родители всё понимали.
Шли года. Никто не молодел, сил не прибавлялось. Здоровье тоже. И однажды случилось то, что должно было случиться. Старик овдовел.
После похорон сын предложил перебраться к нему в город. Так и сказал – давай ко мне, в город. Старик посмотрел на него и отказался. Да, это уже его дом. Со своим устоявшимся укладом. И Старик понял, что постоянно будет там гостем. Лишним гостем. Что из-за него в доме поселится неудобство.
Кроме того, он не сможет часто бывать на могиле жены. Тут кладбище рядом, а из города не наездишься. Далеко.
Сын долго уговаривал, приводил доводы – убедить не смог. И уехал со скрытым облегчением.
А Старик затосковал. Он каждый день приходил на кладбище и сидел у могилы, разговаривая с женой. Он вспоминал всю совместную жизнь, всё хорошее и не очень. Иногда, вспоминая какие-то забавные моменты, он начинал смеяться, но смех быстро переходил в слёзы. Другие посетители кладбища смотрели на него с опаской. Дескать, совсем дед с ума сошёл.
Он ложился спать с одной мыслью. Хорошо бы не проснуться. Утром просыпался, и расстраивался. Так долго продолжаться не могло. Осень выдалась холодной, и деревня быстро опустела. Старик взял верёвку и отправился в сарай. Покончить с тоской раз и навсегда. Он уже начал прилаживать верёвку к балке, когда услышал странный писк.
Заинтересовавшись, Старик подошёл к брошенной в углу телогрейке. И увидел Яшку.
Рыжий котёнок, размером с кулак, сидел в телогрейке и дрожал всем телом. То ли от холода, то ли от страха.
Старик изумился. Откуда здесь котёнок? Он взял малыша и сунул его в шапку. Котёнок смотрел на Старика и открывал в писке розовый ротик.
Дома Старик посадил котёнка возле блюдечка с молоком. Котёнок пару раз ткнулся мордочкой в молоко и начал пить. Потом он сообразил, что кашу тоже можно есть.
Вначале, Яшка жил в шапке, возле печки. Потом начал осваивать дом. Скоро уже было трудно сказать, чей это дом. Яшка мог занять любое место, и ему всегда уступали. Он ел на столе. Старик ставил ему мисочку рядом со своей тарелкой, котёнок залезал на стол, проверял идентичность еды и приступал к поглощению пищи.
Вечерами они вместе смотрели телевизор. Вначале Яшка пытался залезть внутрь ящика, потом успокоился и смотрел телевизор, сидя перед экраном.
Ночью он устраивался у Старика в ногах, утром просыпался на подушке. Старик называл Яшку «душегрейка».
И вот однажды, Яшка пришёл с прогулки, и его вырвало. Старик особо не заволновался, такое бывает, когда кошки отрыгивают что-то лишнее. Но утром Яшка еле встал. Старик начал собираться к ветеринару, даром, что на автобусе ехать, а потом идти пешком с пару километров. Но не успел. Яшка умер.
Старик нашёл старую картонную коробку, и пошёл копать могилку. Земля плохо поддавалась, но Старик продолжал долбить. Выкопав на приемлемую глубину, он в последний раз поцеловал Яшку и опустил в могилку.
Закопав его, он пошёл в дом и напился. Потом ему всё мерещилось кошачье мяуканье со стороны могилки.
Утром Старик снова пошёл в сарай. Потом вспомнил, что не отдал соседке занятую сотню. Нехорошо. Надо отдать. Заодно и попросить зайти через пару часов. Нехорошо, если труп провисит до весны. По человечески надо сделать.
Он открыл калитку, и замер. На него смотрел щенок. Примерно месячного возраста. Похожий на большую сардельку с овечьим хвостиком. Весь чёрный, с белым воротом и кончиком этого самого хвостика.
Щенок сидел и смотрел на Старика невидимыми на чёрной морде глазками. Старик сглотнул слюну и посторонился.
-Ну что, Уголёк, заходи. Будем устраиваться.
Откуда-то сверху на Старика смотрела щуплая старушка с грустными глазами и печальной улыбкой. На коленях у неё сидел рыжий кот, который, кося глазом вниз, тёрся о её руки и громко мурлыкал.
Вернулась.
Придраться, вообще-то, есть к чему. В первом абзаце много повторов: Старик, рыжий котёнок.
«Это назвали ускорением и перестройкой, и бросили работать» — получается, кто назвал, тот и бросил.
Глаголы совершенного и несовершенного вида идут вперемешку. Так ли это необходимо?
Возможно, автор так и задумывал. Но это всё мелочи. Главное — правда, пусть жестокая, но правда. Написано от души, искренне, трогательно. За это автору огромное спасибо!
Хочется выть в уголке.Алмаз.
Старики всегда остаются в одиночестве. По крайней мере -половина. всегда ип оловина это разные значения. автор сам себе противоречит
Президенту, имевшему неограниченную власть в стране, зачем-то понадобились перемены. Это назвали ускорением и перестройкой, ускорение и перестройка начались до президенства Горбачева. изучайте матчасть ru.wikipedia.org/wiki/Горбачёв,_Михаил_Сергеевич
« Пацаны пробел не нужен
Оставили сыну квартиру в городе квартира и дом — уже вполне себе зажиточные
Там перестройка привела к тому, что деревня превратилась в дачный посёлок. На памяти Старика там там/там
Библиотеку и медпункт сломали, а участок земли продали. участок какой земли?
Старик и
егожена назвали бы Старухой — лучше звучитОн каждый день приходил на кладбище и сидел у могилы, разговаривая с женой. Он вспоминал всю совместную жизнь, всё хорошее и не очень. Иногда, вспоминая какие-то забавные моменты, он начинал смеяться, но смех быстро переходил в слёзы. Другие посетители кладбища смотрели на него с опаской. много «Он». откуда там другие посетители? деревенские на кладбище ходят лишь на похороны да праздники
вообще много онозмов
Он взял малыша и сунул его в шапку. посчитать от марта не судьба?
Вначале, Яшка жил в шапке зачем зпт?
На коленях у неё сидел рыжий кот, который, кося глазом вниз, тёрся о
еёруки и громко мурлыкал.еще и щенок глубокой осенью
ладно, в целом вполне терпимо
тока нестыковочка: старушка в Раю, а дедушка самоубийство мыслит…
а вообще, что-то пошло косяком про одиноких стариков — шлите не на сковородку, а в АП и ПФР
Да, Яшка жил в шапке. Ну, выбрал он, что такого?
А что такого, что старушка в раю а старик без неё жить не хочет? У вас такого не было? Счастливчик.
Участок земли действительно продали под дачи. Неужели непонятно?
Зачем мне изучать про Горбачёва, если это всё на моих глазах происходило? Вы не видели, не помните — ну и читайте википедию
Таких зажиточных было пруд пруди. Квартиры были у всех. А дом в деревне оставался от бабушки или от дедушки.
Автар, вотута поправьте: «Нехорошо, если труп провесит до весны». И так жуть. дак ишо и весеть…
Запятушки лишневатые проскакивают, а такта душедральная тема… Хатя много зависит и от человека. Не в тайге глухой дед ведь живёт, средь людей, вон соседка рядушком. Раньше злилась на неизбывные старушачьи заседания с перемыванием сплетен вплоть до обсуждений сериальных перипетий, сейчас помаленьку доходит, что бабульки сбиваются кучками, спасаясь от неприкаянности и одиночества. Другое дело, что все мы разные.
Знал одного старика восьмидесяти двух лет.Жил в половине частного дома, хотя весь дом был его.Была у него собака — «Бим» — одно ухо чёрное сам белый. Старик в хорошую погоду торговал, то цветами, то яйцами у магазина. Я идя с работы постоянно покупал, собаке старика дешёвой колбасы.
Сын старика умер от пьянства. Собака умерла от старости. Не видел деда примерно год.А потом встретил на остановке — одет лучше чем прежде, да и выглядел веселее. Разговорились… Оказывается у него была ещё дочь звала его переехать, он всё отказывался из-за сына, который жил у него, позже из-за собаки. Торговал, говорит тоже не из-за нужды, а чтобы общаться с людьми. Дом достался ему от его родителей, а ещё есть трёхкомнатная квартира в которой они жили с женой( умерла). Когда собака умерла переехал жить к дочери, сюда приезжает приглядеть за домом. Трёх комнатная его пустует, не сдаёт. Пенсия говорит двадцать тысяч( отработал сорок лет на одном предприятии). Помирать не собирается — радуется внукам и внучкам дочери.От сына детей не осталось, хотя был несколько раз женат. Вот такая реальная история.
дома мне тоже ни от кого не досталось
так на моих глазах тоже…
«так на моих глазах тоже…» Вы, наверно, не в ту сторону смотрели:)
Идеальный старик: учёный, жертва лихих 90-х, всё сыну оставил, не пьёт (разве что за упокой по котёнку), не болеет, тихо и благородно тоскует. Суицидит помаленьку, но как-то — понарошку. Всё время его что-то останавливает: то кошка, то жучка… Следующая в цепочке мышка?..
Идеальный котёнок: не гадит, не дерёт мебель, не орёт по утрам, не приносит с прогулки блох. Благостно лакает молочко, жрёт кашу, потом так же благостно помирает.
Идеальная старуха: просто помирает — это всё что про неё известно. По такой старухе любой дед тосковать станет.
В общем идеал идеалом погоняет.
«Слезоточивая история»
И все сразу зарыдали. За что, да почему?
Ответ кроется в первом абзаце. Не надо лицемерить и заниматься ханжеством. Если человеку, работающему в КБ, т.е. с высшим образованием, не из племени «мумбо-юмбо», происходящее непонятно, он существует в своей стране, но в стороне от всего, то так тому и быть.
Не понравилось.
Не верю!
1. Старик. Хорошо объясняет общую атмосферу безысходности, пессимистичный настрой рассказа. Но в эту версию не вписываются сцены со старушкой на небесах и сыном, который “уехал со скрытым облегчением” — о существовании рая и скрытых чувствах сына Старик знать не может.
2. Сторонний наблюдатель. С его колокольни можно увидеть все: и мысли старика, и чувства сына, и старушку в раю. Но такой рассказчик должен быть непредвзятым, а здесь он перечисляет даже положительные факты в негативном ключе. Внуки выросли — перестали к деду приезжать, сын звонил — но только по праздникам, со старухой жизнь прожили — померла.
В первом случае имеем классический “скачущий фокал”, как у нас, начписов, это называется. Во втором получается целенаправленная слезодавильня.
О персонаже: Старик вышел откровенно эгоистичным. Объективно-то судьба не трагичная. Семья нормальная, крыша над головой своя, не нищенствовал, бутылок не собирал, квартиру не отжимали, в дом престарелых не спихивали… Одиночество не с неба на него свалилось: переезжать сам отказался, вешаться надумал тоже сам. И еще — пригласить соседку, чтобы висельника нашла, а то “не по-людски”. Единственное положительное качество раскрыто: животных любит.
Теперь о Старике. Вы никогда не думали, что человек не хочет быть никому обузой? Что именно поэтому он может отказаться от переезда? Что ему может быть тошно на этом свете, когда нет сил и желания жить?
Обратим внимание: практически все, «кому понравилось», оценивают не «как сказано», а «что сказано» — что типично для романного, новельного начала. «Содержание вытесняет форму», потому иные, те, «кому не понравилось», критикуют именно «как сказано», как будто не замечая «что сказано», то есть пытаются увидеть в тексте эпическое начало. Даже определения сыскались «Слезоточивая история» и «слезодавильня».
Сразу скажу, своё «спасибо» сказал автору именно за «содержимое», за «nouvelle». Потому о «как» мне, исходя из этой же моей логики, вроде как и «непристойно». Но.
Но, во-первых, «всё в мире уже было, уже прошло, пройдёт и это, как и старик Екклезиаст». Сразу на ум приходят споры великих французских классицистов (это не из великой французской революции, причём и росточком они были, судя по музею восковых фигур, пониже Путина с Ельциным, но всё равно были великими). Помните, три единства: места, времени, действия? Помните эту попытку навязать искусству (и литературе прежде всего), как писать правильно, а как неправильно? Вспомните тех великих гигантов слова: Расин, Мольер…
И вспомните, что в лучших произведениях лучших классицистов все три единства — НЕ СОБЛЮДАЛИСЬ!!! Хоть в «Сиде», хоть в «Тартюфе» — за что их современники и того, с пинка, с подпрыжки…
Можно вспомнить ещё глубже. Само рождение романного жанра, Рим на изломе, Апулей, — там что, такого же не было?
Или вы думаете, что Гомер не занимался «слёзодавильней»?
Так может, пока вас в текст носом не ткнули, вам самим стоит перечесть «Илиаду» с «Одиссеей»?
Или слабО? «Слишком много букв»? «Чукча писатель, а не читатель»?
А во-вторых, можно пойти иным путём. Позитивистским. Даже отчасти марксистским (в западноевропейской трактовке, без ленинизма). Очень структуральным и постструктуральным. И, самое главное, герменевтическим.
Начать с утверждения самоочевидного факта: «Это — действует!». При этом даже на вас, даже если вам «не нравится как сделано», вы ведь «слёзодавильню» — ощутили? На себе ощутили? Воооооот!!!
А если «это — действует», то давайте разбираться, «как это действует», «почему это действует». Исходя из самого текста, исходя из самой словесно-бытийной реальности, попытаемся понять, почему эти буквицы, такие «тёмные на светлом» (ну, в идеале это в зависимости от настроек палитры операционной системы), поставленные вот в этом порядке — и вызывают те или иные чувства, эмоции, переживания, мысли. А в ином порядке — НЕ вызывают.
В результате мы будем что? Да, правильно, УЧИТЬСЯ!!!
А научимся — станем МУДРЕЕ!!!
А главный признак мудрости — осторожность! Прежде всего в обращении с ближним своим! В том числе — и словами!
Ох, немудрый я сегодня какой-то…
В-третьих. Отбрасывая менторскую тогу.
Люблю я «почитать молодых-непросвещённых». Даже если делают «с точки зрения высокой теории несомненный ляп». Если этот «несомненный ляп» откровенно работает — так честь и хвала изобретателю и первооткрывателю, сочинившему — что? — да, правильно, НОВЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИЁМ!!! И горе той теории, которая «работающее» объявляет «неправильным»!
Ещё раз спасибо автору, Евгению, смешав позиции восприятия в одной морально-модальной позиции говорения он соединил субъективизм «одинокого маленького человечка» (и по Чехову, и по Буберу) с предощущением социальной правды и правоты, которая, суть, оказалась и кантовой, и христианской, и даже коммунистической Заповедью Существования в Обществе: «Не делай иному того, чего ты не хотел бы себе». А вместо «делай» — всё, что угодно, даже «говори»…
Я так думаю, я субъективен, очень замотан, физически усталый, местами ещё очень зол, потому могу ошибаться, но ИМХО…
Поймите уже все, кто пишет о серьёзных, социально значимых темах, что есть два простых правила:
1) такие вещи накладывают на пишущего огромную ответственность, а не позволяют ему оправдываться темой;
2) такие вещи должны быть лёгкими, эмоциональными и оригинальными.
Лёгкости у рассказа нет вообще, и это серьёзная проблема. С самого начала автор выдаёт нам целый учебник по истории России 1990-х годов. Да, это объясняет многое, но здесь хочется задать хороший вопрос: старик у Вас без имени, т.е. это абстрактный персонаж, но при этом он имеет конкретную привязку к стране и времени. То есть вроде бы история о любом старике, но в то же время не о любом. Тут, конечно, хозяин барин, но главное, что в результате, разъясняя биографию старика и его становление одиноким, автор потратил довольно много знаков.
Лично я бы предложил некоторую структурную перестройку в сторону эмоциональности, с которой тоже всё печально. Впустить бы читателя в мысли Старика, показать его дом, да провести цепочку от предметов к воспоминаниям, сделав их более конкретными, более близкими. Здесь должна вроде бы по названию атмосфера одиночества быть, а одиночество не чувствуется совсем.
Оригинальность у рассказа есть, но она есть благодаря концовке. Обычно такие истории не заканчиваются ничем, кроме морали, а сюжетно всё остаётся как есть. Здесь автор показывает, что исправить что-либо могут лишь высшие силы, и это очень жёстко, очень печально, и, как я сказал выше, запомнится этот момент хорошо. Но сама история старика – таких тысячи, реальных, непридуманных, и в этих непридуманных историях гораздо более убедительна вся безысходность. Здесь чувства безысходности нет, совсем мало сказано о здоровье старика, а это очень важно. Пожилые люди, кто покрепче, любят жизнь и всё равно ищут смысл. За примерами далеко ходить не надо, в Сети полно пожилых авторов, которые находят смысл жизни в творчестве, в самообразовании… Понятно, что у Старика таких возможностей нет, но должно быть ясно, что их нет, а здесь – даже его одиночество явилось сознательным выбором. Хочется даже спросить, ну а что должен был сделать его сын? Взять отца к себе – отец против и его можно понять. Жить с отцом в умирающей деревне – ну это какая-то бессмыслица, где там работать, как содержать семью и так далее. То есть комментарий про асоциального ГГ не без причины. Концовка рассказа убедительна, но сам рассказ – нет, и это его большая беда, от которой я не дам конкретных рецептов лечения, ибо тут уже… либо автор видит решение сам, либо не видит: мало жизненного материала, опыта или попросту не дано увидеть.
А в целом впечатление положительное. Душещипательно, как же. Душам такое полезно в малых дозах.
Я бы не назвал его трогательным. Это может показаться странным, но так устроена наша жизнь — смерть придёт и никуда от этого не деться это реальность… к сожалению.
В первом абзаце " Старик"- (выражение) изрядно надоел. Мне понятна идея автора подчеркнуть возраст ГГ, но не надо недооценивать читателя. Рекомендовал бы дать имя Старику…
Ещё хочу обратить внимание вот на что:
Наречие «там» в данном случае оказалось паразитирующим…
Концовка оптимистическая и это абсолютно верно. Однако автор не отбросил еще пессимизм, которым пропитан рассказ, а это надо сделать. Почему? — Потому, что автор говорит что смерти нет!
" А сверху на старика смотрела старушка с ВЕСЁЛЫМИ глазами и печальной улыбкой"
Глаза весёлые — потому что это она подбрасывает старику, то котенка, то щенка, а печальная улыбка потому, что через смерть всё-таки надо пройти…
Ну да, сюжет слёзный. Но ведь подобные ситуации сплошь и рядом. Становятся, к сожалению, привычными.