Невозможное
Прочитал “Создания света, создания тьмы” Желязны.
Роджера я отношу к своим любимым авторам. Он умудряется соединить красивый язык, увлекательное повествование, ураганный экшен и множественный культурологические отсылки в единое органичное целое.
Но принеси сейчас современный автор в издательство нечто похожее на роман “Создания света, создания тьмы” и его бы в жизни не напечатали, особенно в том виде, в котором он существует.
Ну посудите сами. Вначале в небытие ушло бы настоящее время повествования - заставили бы переписать в прошедшем, и пусть это изюминка, читателю то непривычно. А уж части текста в виде поэмы и пьесы и вовсе настояли бы переложить на прозу.
Что ж, да, рынок литературы сильно изменился за пару десятков лет, но и тогда Желязны написал “Созданий...” просто как упражнение и только Дилэни (автор “Вавилона 17” и “Дальгрена”) помог произведению увидеть свет.
А увидеть свет ему стоило.
“Создания...” строятся преимущественно на египетской мифологии, при этом роман не НФ и не фэнтези, а нечто на пересечении жанров, как “Князь света” того же автора. В нее добавлена толика греческой мифологии, щепотка скандинавской, и изрядный кус христианства, и все это приправлено тем количеством идей, которых иному автору хватило бы на несколько романов, а то и циклов.
Например “темпоральная фуга” - боевое искусство, основанное на перемещении во времени, т.е. столкнувшись с противником ты убиваешь его до того как он нанесет удар, до того как увидит, до того как вы встретились. И когда сталкиваются два бойца обладающие этим умением битва превращается в нечто апокалиптическое. Оба возвращаются все дальше во времени, порождая бесчисленное количество отражений.
Или гаруспик, гадающий по человеческим внутренностям. А его жертва - родственник и сам шаман, который умирает на столе и комментирует собственное вскрытие, корректирует прогнозы и поносит конкурента.
Или Стальной генерал - бессмертный воитель, который всегда встает на сторону слабых и сражается за безнадежное дело. “- Генерала знают все. Страницы истории истоптаны его боевым конем - Бронзам. Он летал в эскадрилье Лафайета. Он держал оборону в долине Харамы. Мертвой зимой он помотал отстоять Сталинград. С горсткой друзей пытался захватить Кубу. И в каждой битве он оставлял часть самого себя.
Генерал может быть побежден, но никогда не может быть уничтожен.”
Или Сет - воплощение созидательного разрушения, как Шива, который может забыть все, но не избавиться от собственной сущности, которая больше чем память.
Или Тот - Принц-Который-Был-Тысячей, сын своего отца и он же его отец. Способный то ли попасть в любое место, которое может представить, то ли любое место которое он может представить может быть им создано.
Или новорожденный Христианский Бог - не терпящий конкурентов, в неофитской ярости уничтожающий старый мир. И низвергающий его Дьявол - Сет. И волхвы - как осколки прежнего мира и младенец Иисус с родословной весьма отличной от той, с которой начинается Новый Завет.
А вообще роман короткий. Он не выходит за рамки нескольких гениальных сцен и идей, соединенных пунктиром. Местами больше похож на постмодернистскую зарисовку. Поэтическая часть лучше бы смотрелась в “Князе света” - в котором превалируют индийские мотивы и как раз “я и мои сто слонов споем тебе песню”.
Читайте, если любите Желязны, необычную прозу, мифологию и не страшитесь эклектики. Не стоит начинать знакомиться с автором с “Созданий...”