Лёша Ханыкин

Беспомощное

12+
Беспомощное
Работа №3. Тема дуэли: Вычеркни
Текст:

Напугала гроза неожиданным высверком.

Нашумелось в ушах от ныряния в омуты.

Мир тобою и мной беззастенчиво выстрелил.

Но сменила шалаш на чужие хоромы ты.

Не могу я весну окончательно высморкать.

Продолжает свербить и ворочаться в памяти.

По ночам посещает навязчивым призраком.

Ну когда ж вы, скелеты былого, отстанете?..

Инквизиторы тайны старательно вызнали.

Боль совсем не страшит, только душно от жалости.

Нарушая приказ, наслаждаюсь капризами,

Изменяю себе до щемящей усталости.

Мне осталось полжизни старательно вытерпеть.

Сжать остатки зубов и до боли зажмуриться.

Недожизнь, полусмерть… В одиночестве выть и пить.

Инстинктивно бежать безголовою курицей.

Ты себя из меня окончательно вычеркни.

Не вычерпывай душу десертными ложками.

Постепенно я стену сложу из кирпичиков,

Чтоб себя не пустить на прогулку по прошлому.

Мясники скоморохов из города выгнали.

Затянули хоры похоронную музыку.

Я на створках души ядовитыми иглами

Указатель набью, чтобы выскользнуть ужиком.

Конкурс завершен:
Да
+9
22:03
569
23:02
+3
Блин.
Я обожаю такие стихи. Живые, не натужные.
Автору — спасибо огромное.
ГОЛОС
02:42
+1
Рад что понравилось. dance
13:14
+1
Очень. И то что есть слова с вывихами суставов и то что не сразу и не все понятно. От порядочных абэвэгэдэшных ирисок уже деваться некуда.
23:15
+2
Такое ощущение, будто все четыре стиха написаны одним человеком. И благодаря таким стихам я редко читаю стихотворные публикации
23:27
+2
Прям в душу. Всё до капельки.
02:43
Спасибо, я старалси… blush
23:44 (отредактировано)
+1
Не могу я весну окончательно высморкать.
Продолжает свербить и ворочаться в памяти.

Нос соплями забит, самочувствие — извергом,
И фурункул на круглой окраине мякоти…

Во, как поэтичненько! В продолжение темы…
02:44
+1
Согласен, коробит. Непоэтичненько как-то.
Но надо. Именно так.
07:48 (отредактировано)
Но надо. Именно так.

Нет.
Я там дальше почитал переписку с Осененыш.
Да, мы не молодеем. Я тоже заметил, что иной раз мне хочется порвать мир правдой жизни.) Видимо, это возрастное.
Но у меня всегда перед глазами стоит последнее творение режиссёра Германа-старшего, ввергнувшего хорошую книгу Стругацких в мерзкий мир дерьма и грязи. Я имею в виду его фильм «Трудно быть богом». Когда я его досмотрел, просидев два с лишним часа в кинотеатре, мне захотелось вырыть труп Германа и надругаться над ним всеми известными способами. Именно тогда я понял, что такое старческий маразм в искусстве.
И теперь, имея этот пример в мозгу, стараюсь критически смотреть на собственные поползновения к излишнему натурализму реализму.) Чего и вам советую.
Да, Осененыш меня циником считает.) Зря. Это как раз из описанной выше оперы. laugh
Прорываются некоторые сентенции, бывает…
03:10 (отредактировано)
+1
Ну нет, так нет.
Я совершенно не против того, что вы имеете свою точку зрения. Она вообще обычно бывает у каждого. И у меня есть. И у моего ЛГ. И даже у покойного режиссёра Германа.
Я тоже смотрел фильм после того, как прочитал книгу. Но я благодарен за то, что мне дали возможность хоть как-то увидеть то, что я представлял. Увидеть тогда, когда вообще фантастических фильмов было раз-два и обчёлся. Что уж говорить о хороших.
А фильмы по книгам всегда хуже книг. Знаете почему?
Потому что они другие. Своё кино вы уже посмотрели, когда читали. И вот вам показывают чужое. Не ваше. Чуждое.
Потому что фильм — это книга глазами режиссёра. Книга, как он её видит. Не вы. Видит, и имеет возможность показать. Не всё же можно и возможно показывать. Читали «Планету обезьян»? Я читал и думал, что снять фильм по этой книге невозможно. Не только потому, что невозможно научить обезьян разговаривать. Как видим, эту проблему современная техника сумела решить. Но в книге все люди голые. А в фильме одетые. Ай-яй-яй.

Но это лирическое отступление. А суть в том, что вам вполне может что-то не нравиться. Сморкание героя, текст в настоящем времени, нудный фильм, острое блюдо. Да мало ли. Но не обязательно, что это плохо.
Это не значит, что об этом не надо говорить. Это значит, что можно просто не голосовать. Не смотреть. Не есть.
08:00
+1
душещипательно!
08:46
+1
Перечитала всех. Голос здесь. Зацепило. Всё раложено «по полочкам», как будто пЕрежито…
02:44
Пережито моим ГГ.
Спасибо!
09:30
+1
Пронзительный крик души, отравленный татушкой указателя на выход. Пока не знаю. Одно могу сказать точно — неприятия у меня к этому произведению нет.
02:45
Ну…
Вот так накричала душа.
Спасибо!
13:54
+1
Как-то мне тяжело это далось. Каждую строку по два раза перечитывала, временами от метафор противненько было. Не, я все понимаю, авторское видение. Но, видимо, у меня читательское неприятие всех этих физиологизмов.
02:47
К сожалению, в последнее время мне не хочется писать понятно. Старею, наверное.
Хорошо, я стихи редко пишу.
18:08 (отредактировано)
+1
Это не весна, это гайморит. Рифмы крутые, образы — как у Башлачёва в «Осени».и по утрам прямо надо мной капает ржавый гной, видно, Господь тоже шалил весной". Какой умный телефон, видно на видео поменял, а господю большую букву неуместную в этом стихе приписал…
02:48
Пусть будет гайморит. В любом случае, это болезнь.
У Башлачёва эту песню не слышал.
18:08 (отредактировано)
Ой, одна из лучших, послушайте. Очень называется ночь блюëт на стекло чёрным… Лето, лето прошло, черт с ним… Я всегда в октябре её пою. И ещё «Ночь в октябре» Арефьевой.
11:05 (отредактировано)
+1
Не понравилось «высморкать весну». Не вообще, а именно здесь. Сам по себе яркий, запоминающийся экспрессивный глагол (с такими всегда как по лезвию). Если бы речь о чем-то лёгком, то вообще норм. Но… некое пренебрежение к той весне, к тому этапу жизни сквозит в этом «высморкать», чисто эстетически настораживает. И уже не вписывается в концепт, утолщает его. То есть веет каким-то неправильным, пренебрежительным отношением к тому, что ценно. Понятно, что хочется забыть, чтоб не мучиться, но… как-то бы поуважительней, штоле, не принижая. Ну, если оно дорого. Вот, примерно сформулировала ощущения и сразу соглашаюсь, что они странные. Как и с тем, что у ЛГ могут быть любые свои, в т.ч. странные. Но вот когда ЛГ говорит о себе как о обезглавленной курице, я воспринимаю нормально. Когда об общей т.н. весне – что-то не зашло.

«Мир тобою и мной беззастенчиво выстрелил» — а с чего миру стрелять застенчиво или беззастенчиво? Какой-то мертвый здесь эпитет. Окончательно, безвозвратно, безжалостно, равнодушно, обидно, неожиданно и т.п. – что-то такое было бы представимо и чувствительно в рамках контекста. Беззастенчиво – как по мне, это ни о чем.

В целом этот крик души очень реалистичный и ощутимый. Да, беспомощность, да, отчаяние. Образы преимущественно говорящие, считываемые, без патетики и театральщины. Только про мясников и скоморохов не поняла. Жалостливые инквизиторы — интересно, зацепили. (А что им-то делать, кстати?) Технически весьма крепко – и рифмы, и звукопись, и пр… Правда, особой поэтичности не ощутила, а от монотонности ничем не разбавленных дактилических клаузул устала. Я понимаю, что тягучее беспомощное душевное состояние располагает к подобному, но мне 24 строки такого было занадта.

Если выбирать между двумя переживаниями-расставаниями, мне ближе это – и смыслом, и техникой. Там есть жирные плюсы, но минусы перевесили. А здесь ровно наоборот. Поэтому ГОЛОС тут.
03:43 (отредактировано)
+2
Спасибо Вам за голос и отзыв!
Это для меня многого стоит. Собственно, одного вашего отзыва достаточно. А голос для меня равен трём.
Тем более, что можно обсудить детали.

«Высморкать» — пости убедили. Я когда прочитал, мне тоже резануло. Но когда писал, было нормально. Потому что очень подходит по смыслу. Та весна для ГГ теперь воспринимается очень болезненно. Как фурункул какой. Страдания для него сильнее памяти. Поэтому ценность прошлого утрачена. Но не пренебрежение, а навязчиво желание избавиться от боли. От своей боли, потому что теперь не осталось ничего общего.
беззастенчиво — цинично, бесцеремонно, разухабисто, нахально, развязно, цинически, без зазрения совести, нахраписто, нескромно, нагло, бесстыдно, грубо, нахрапом, бессовестно, нецеремонно, разнузданно, беспардонно
Думаю, примерно так он выстрелил. Впрочем, здесь любое наречие будет казаться пустым. Потому что выстрелил — и всё. Неважно как.

Согласен, получилось нудновато и затянуто. Сам удивился, когда опубликовали. Читаю-читаю, да когда же кончится это нытьё!

Я время от времени вспоминаю, что умею писать стихи. Точнее, складывать слова в строчки. Но каждый раз мне хочется придумать что-то новое. Я вообще отношусь к стихосложению как к упражнению, а не полёту души. На этот раз не хотелось писать понятно. Прям просто понятно.
И некоторые образы родились странными. Я посмотрел-посмотрел и решил оставить. Потому что мне они понятны.
Дело в том, что мысль сама по себе не звучит словами. Это человек переводит её в слова, чтобы поняли другие. И происходит искажение, как при любом переводе. Искажение смысла.
А образ — это мысль в чистом виде. Если общаться образами, то это будет похоже на телепатию. Такую теорию я придумал, когда ездил в Москву на награждение за победу в одном конкурсе. Прозаическом. Не в Москву, а в этно парк в Подмосковье. И там общался с людьми, с поэтами. Подружился, узнал много нового. Например, что такое метаметафоризм. Было очень интересно.
И, слушая некоторые чужие стихи, я вдруг осознал, что всё понимаю, но объяснить не могу. Потому что объяснить образ — это опять перевести мысль на человеческий язык. А зачем, когда всё понятно и без перевода. То есть, если ты владеешь языком метаметафоризма, то можешь общаться на этом языке без переводчика.
Самое забавное, что при этом не надо думать. Не надо пытаться расшифровать образ, как мы все привыкли. Нужно просто воспринимать фразу целиком и сразу.
Например, стихи Андрея Таврова или Константина Кедрова мало кто понимает. Я тоже не понимаю. Но те, кто понимает, как правило сразу фанатеют.
И вот я стал замечать за собой, что полюбил писать непонятно. То есть мне понятно, конечно. Ну как понятно… По крайней мере, вопросов у меня к самому себе не возникает. Но объяснить смысл трудновато.
Впрочем, не исключаю, что всё это бред и паранойя. Ведь нормальные люди ничего не понимают. Или кое-что. Но хочется же поумничать.
А мясники и скоморохи — это ушли радость и веселье, появились равнодушие, бесчувствие, жестокость, практичность.
07:15 (отредактировано)
+1
Спасибо за обстоятельный ответ.
Страдания для него сильнее памяти. Поэтому ценность прошлого утрачена.

В этом и проблема.
Про болезненность фурункула — это всё сразу понятно. Огорчает над-отношение, слой утраченной ценности и злость. Но искренность не менее ценна, безусловно. Хотя человеческие чувства бывают разными, их препарировать — дурное дело. Если у ЛГ так — читателю остается принять как факт, но и есть над чем погрустить. Вот: светлая грусть от злой грусти сильно отличается. Злую читателю принимать не нравится. Светлая завсегда симпатичнее.
И про «не осталось ничего общего» — когда так, то ничего и не мучает. А здесь — болит. Осталось.
выстрелил — и всё. Неважно как

Так зачем в стихах неважные слова?
Язык метаметафоризма — да, целый отдельный мир. (Хотя, по большому счету, стихи любые надо воспринимать целиком, и если запчасти торчат или отваливаются на ходу — скорей всего можно говорить о том, что стихотворение не удалось.) Тавров меня завораживает, целиком, но там каждую строку можно интересно изучать, раскладывая на слои смыслов. О да!!! А Кедров не моё как-то, там для меня преимущественно фонетические игры. Хотя не много и читала, быстро устала от него, надо покопать — вдруг правда интересное пропустила.
02:50
+1
Ну я же ничуть не утверждаю, что стихотворение совершенно.
Можно найти и неважные слова. И не очень важные. И неправильные с вашей точки зрения. Я совершенно согласен, что вам что-то хочется изменить. Я помню, как вы до изнурения заставляли меня работать над стихотворением. А вы наверняка помните, что я этого не люблю.
Ну, например, исправлю я строчку на «Мир тобою и мною безжалостно выстрелил». Что-то глобально изменится? Казус сразу проголосует? Сомневаюсь, даже если мой лг перестанет сморкаться. Но мне-то мой вариант чуточку больше нравится. И наверняка не только мне, раз всё-таки нашлось немного восторженных читателей.
В другой раз по-другому напишу. Понятнее.

Кстати, про Таврова. У него огромное количество отсылок. Поэтому как раз его образы напрягают и ум тоже. Их нужно не только воспринимать целиком, но и расшифровывать. И для этого необходим нешуточный багаж знаний. Иначе вообще ничего не поймёшь. Ну, как если разговор физиков-ядерщиков подслушаешь.
08:57
+1
Да, конечно. Конечно, помню. Конечно, глобально не изменится. Конечно, мне хочется. Конечно, вам ближе ваш. Конечно, в другой раз. И т.д.
Всё как всегда. Кстати, дело же совсем не в понятности. Вот совсем не в ней. Но конечно, глобально это всё вообще не имеет значения.
Да что мы вообще тут делаем? Да вообще завтра умрем все.
Мне, допустим, процесс нравится. А результат уже завтра будет навсегда забыт каждым из случайных читателей.
Да, про Таврова именно так, как вы говорите. Но еще как-то его приятно впитывать «целиком», фоника потрясающая, притягивает-не отпускает… завораживает…
"…
На одной ступени вата растет облаков,
на второй свил гнездо орел, на третьей – дракон.
Но штурмует он высоту и идет, солнцелов,
словно краб по камням, как стекло, небо взяв за наклон.

Саблезубая лествица-тварь кажет зубы врагам,
словно зверь доберман, щерясь на нечисть вокруг,
и до Бога кровь достает, как по ста этажам
в небоскребе напор поднимает воду, упруг.

В тишине ложатся, как снег, отвалы небес,
словно плуг воздушный в зерно высоту пропахал,
в черноземе и сини встает райский город-лес,
где кукушка-любовь и вера как кит-нарвал.
..."
05:07
+1
Завораживает, да.
Причём трудно понять чем.
Всем.
Ужиком…
Понравилось стихотворение! thumbsup
11:58
+1
Хотела цитировать места, которые больше всего понравились, но тут почти весь стих надо вставлять. Как молитва-крик, как упрёк небесам — «за что такие страдания?», как причитание над собственной погибшей душой… очень сильное стихотворение. И течёт, как речная вода в огромном, прямом русле. thumbsup
02:50
Спасибо, Ева!
Рад, что вы всё поняли и прочувствовали.
Стихотворение мне пока даже самому нравится. Жаль, что мало кто вообще голосовал. И выбрали всё-таки более понятное.
Поздравляю с победой!
Загрузка...
Ирина Брестер №2