Марго Генер

Сказ о цаплях в два акта

Сказ о цаплях в два акта
Работа №2. Тема дуэли: Нужны ли рядом люди
  • Победитель
Текст:

Двигатель машины недовольно фырчит, и она отправляется в путь, сотрясая на каждой кочке металлическим грузом, заполнившим весь багажник.
На первой сотне километров дороги весьма ровные - рядом с огромным городом катки и асфальтоукладчики постоянно выполняют свою работу, устраняя любые повреждения полотна.

Немного попетляв, проскочив нудный светофор и узкий мост над речкой, давшей имя районному центру, можно выскочить и вовсе на шикарную дорогу по три полосы в каждую сторону, да с особым скоростным режимом. Правда, за десять минут быстрой езды три ужмутся в две, а уж как приведёт река асфальта до города, во времена былые славного за характер боевой, а во времена грядущие - за мусорку, так иссякнет и второй поток, и скорость разрешённая в разы рухнет.

Ситуация меняется, стоит проехать два села с одинаковыми названиями. Широка страна, а гор у князей только две. И рядышком стоят, да граница меж ними лежит. Граница условная, граница незримая вроде бы, но вот тебе на - машина отчаянно петляет, пытаясь не попасть в ямы, разверзшиеся посреди асфальта, сопровождая манёвры грохотом металла.

Дорога извивается, ведёт от одного города воинской славы к другому, но машина нигде не останавливается, кроме погорелого городища, где наполняет свой бак до отказа.

Её ждёт тихий городок на берегу огромного озера. И там была война, леса да болота кругом полны смертоносного железа, но никакой славы городок себе не сыскал. Скучно слишком было - ни громких жертв, ни великих побед. Просто выстоял посреди шторма, не дрогнув ни на пядь. И пускай на полях травой поросли слишком круглые воронки, а в лесах до сих пор аэродромы вырублены, историй про те времена остались только в местных музеях.

Мимо приземистых домиков, прочь от разрушенных церквей и заросших парков. Выскочив из городка, машина упрямо продолжает свой путь по грунтовой дороге меж деревьев. Медленно-медленно, рискуя в каждой яме оставить по колесу, покидает сосновое царство и подъезжает к деревушке, сжатой двумя озерами по бокам, так что длинной улице не удосужились даже имя придумать. Деревня старая, деревня молодая. Рыбу промысла ради не ловят больше, зато ради близости большой воды возводятся свежие дома, один за другим.

К одному такому машина и подъезжает под ржание пасущегося в поле коня. Скрип ворот, последние метры пути - и странница засыпает, уставшая от долгого забега. Из её нутра появляется тот самый дребезжащий металлом груз, спустя часы труда превращающийся в гордую байдарку, известную как Маринка.

Годами она лежала без дела, но теперь настаёт звёздный час неопытного кораблика. Проклеенный от носа до кормы киль скребёт илистое дно, обнаруживая в чёрной грязи камни. Но взмах весла, один, другой, и Маринка вырывается из тростникового туннеля. Стоит повернуться боком к стене тростника - и не разглядеть, откуда был начат путь.

Озеро огромное, озеро древнее. За день не оплыть, да и за неделю не управиться. А Маринка воду только опробовала, далеко плыть не хочет. Жмётся, жмётся к берегу, боится выйти в открытые воды. Так и проплыла мимо всей деревни, да мимо острова одного, другого. Только набралась смелости, повернулась в сторону далёкого храма - теплоход подкрался из-за тростниковой засады. Большой, важный, гудит на все лады, мушку-байдарку и не замечает. Волной лодчонку к берегу прибил, да там и оставил, продолжив свой очень нужный путь.

Но то полбеды оказалось. Чем выше по озеру, тем ближе к другим селениям. А там катеров развелось, ужас! Роются кругом, один за другим, плыть мешают. Да ветер как назло сбить Маринку пытается, вернуть назад, домой. Мол, нечего тут плавать. Один катер, почти яхта, и вовсе проскочил в считанных метрах от байдарки.

Делать нечего - надо возвращаться, силы на исходе. Но повторять тот же маршрут слишком скучно, и Маринка скользит в протоку между островами. Маленькую, заросшую тростником. И неглубокую, лопасть весла под воду погрузиться не может.

Всего одно движение - и замолкает рёв моторов и музыка теплохода. Воздух пронзает тишина, пока байдарка скользит по тихой воде.

А посреди протоки белоснежная цапля стоит и смотрит. Уже не на рыбёшек, а на незваного гостя. Это её мир, её тишина. Клекочет недовольно, вздымая крылья. Думает. Потом решает не сражаться о странным чудищем, ползущим по водной глади, поднимается в воздух, не сдерживая яростного крика. Смотрит с высоты, как Маринка покидает её охотничьи угодья.

***
Шелестят колеса по свежему асфальту, перенося машину через ставший широким мост. Дорога трёхполосная все так же сужается постепенно, зато благодаря усилиям боевого города эшелоны мусора из столицы текут по всей стране.

Граница меж княжьими горами осталась на месте, но стала ещё незримей - и по другую сторону постарались камазы с щебнем и катки. Дорога гладкая, ровная, только местами по неведомой причуде осталась в неряшливых заплатках, но даже на них машина не дребезжит металлом.

Городок на берегу древнего озера проснулся, отряхнулся. Вычистил парки, покрылся асфальтом и даже обзавёлся светофорами. Вытянул набережную со сходами к воде, выставил аттракционы.

А машина все рвётся в тихую деревеньку по выскобленной грейдером просёлочной дороге. Местами тот даже перестарался - выскреб из песка следы старинной асфальтовой дороги.

На поле больше нет коня, то ли увёл кто, то ли старость своё взяла. Зато иногда приходит постричь траву табун с дальней конюшни. Ворота скрипят ещё противней, умоляя о смазке. Последние метры пути - и машина вновь замирает, отдыхая до поры до времени. Но Маринка не появляется из её нутра - покрытая бесконечными царапинами и заплатами, прошедшая не одну весеннюю реку во время паводка, байдарка спит в доме. Мечтает о воде, томится о ней, ждёт своего часа.

Из машины появляется коляска и гордо встаёт посреди двора. Заявляет о себе и своих правах. Теперь она главная, пускай её колёсам тяжко приходится на песчаных дорогах деревни.

А за коляской появляется коса. Теперь берег у дома должен быть чистым, на дне - никакого ила. А для этого должна пасть тростниковая стена.
Долго трудится коса, оставляя за собой павшие стволы местного властителя. Тростник он хитрый, научился из воды прорастать, но если вода попадает внутрь полых стволов - гибнет.

Лишь под закатными лучами прекращает коса своё грязное дело, зато теперь с берега можно увидеть воду, а не желто-зеленую шелестящую стену. Павший тростник остаётся плавать, на следующий день за ним придут грабли, выволокут на траву.

Летом утро начинается рано, даже слишком. Можно увидеть, как на соседнем острове, прозванном почему-то солнечным, сидит ленивое облако, ждёт до последнего, прежде чем взлететь в небо.

Но теперь все внимание принадлежит не пушистой страннице. По островку из скошенного тростника шагают бок о бок две белые цапли, высматривают добычу. Ждут. Даже проснувшиеся лодки да катера им не помеха, а коляски тем паче не боятся.

Грабли уныло скребут берег, не смея прикоснуться к тростнику.
Через день цапель становится трое.

Рукотворный остров существует до самого конца лета, только под заведённый мотор машины его наконец разбирают.

Цапли наблюдают за этим из тростниковых зарослей. Исчезает очередной тихий уголок, удобный для охоты, но птицы не беспокоятся.

Древнее озеро, старинный край. Это их мир испокон веков. Они жили здесь ещё до появления первого селения на берегу, и будут жить ещё долго.

И, может статься, ещё повстречаются с Маринкой.

Другие работы:
Конкурс завершен:
Да
+5
15:02
1006
17:45 (отредактировано)
+2
Уважаю любую языковую игру.

Главным приёмом автор выбирает олицетворение, людей вообще из текста убирает — они остаются за кадром — и это интересная интерпретация темы дуэли. Ещё один плюс.
Читается немного сложновато — некоторые конструкции перегружены, инверсия сидит на деепричастии и погоняет сложноподчиненным предложением. Если бы дуэль не была дуэлью, и у автора было бы время на редактуру, думаю, этот недочет был бы исправлен. А так иногда слова сливаются в кашу-мяшу, смысл теряется вместе с красотой…
Конструкции наподобие «дорога трёхполосная все так же сужается постепенно» до игры на мой вкус не дотягивают, то есть это усложнение ради усложнения. «Трёхполосная дорога постепенно сужается» — чем не вариант? К сожалению, эта проблема наблюдается почти во всем тексте.

И тем не менее, за остроумие, игру с языком и интересную интерпретацию темы дуэли ГОЛОС.
17:50 (отредактировано)
+2
Двигатель машины недовольно фырчит, и она отправляется в путь, сотрясая на каждой кочке металлическим грузом, заполнившим весь багажник.

Сотрясая что? Потрясая чем?

Есть рассказы бродилки. А этот — рассказ-ездилка. Половину текста занимает описание дороги и езды по ней, ещё треть — полоскание байдарки в озере, а остаток — ямы на дороге и следы ремонта последней. Да, ещё есть пейзажка и какие-то князья.
Широка страна, а гор у князей только две.

Кто все эти люди? ©

Постоянная игра с временами, а точнее — чехарда. Читается тяжело из-за этого.
Если ГГ цапли, то о них как раз — почти ничего.
Как по мне — рассказ ни о чем.
17:05
+1
Про горы и князей отсылку тоже не поняла.
06:32
Опробовала это вроде бы из другой оперы, не хочу спорить, мне так показалось. Времена меняются с текущего настоящего на прошедшее, чего я не люблю, а сам рассказ грамотный, но без «экшена», вторым в дуэли не читается вообще.
08:22
+1
«Роются кругом» — в чем там катеры роются? В грязи, что ли?
«не сражаться о странным» — Со странным.
«Тростник он хитрый» — тростник — он хитрый.
Интересно читается. Только один вопрос: при чем тут люди? О них в тексте ни слова.
11:24
+2
«Нужны ли люди?» — вопрос в теме дуэли. Автор показывает сюжет, в котором люди есть, однако вынесены за скобочки, кто-то есть за рулем машины, но нам его не показывают. Ответ: нет, не нужны.
Ну это я так, выступаю адвокатом.
12:11
+1
В теме есть, а в тексте нет. Такое впечатление, что вещи двигаются сами по себе.
Остров в собственности — это круто.
12:31
+1
Так вероятно ответ: ну их, люди не нужны, поэтому их нет. Зачем?)
13:03
Вероятно. Но, как по-моему, тема не раскрыта.
12:48
Тургеневские комиксы, акт без души.
13:02 (отредактировано)
+1
Ого.
Автор отправил меня в путешествие по стихиям, чтобы я увидел разницу между вымирающим видом и восполнимым ресурсом.
Мне показали, как сработал механизм проникновения человеческого присутствия через рукотворное. Но, внезапно — Маринка. Очень интересно.
(Это не Тверская область?)
Классные образы с коляской и косой получились. Напрочь забыл слово «аллегория»)
Вы настолько близко попали в мои читательские вкусы, причем на одну из самых интересных для меня тем…
Отличный рассказ.
ГОЛОС, спасибо!

Я, походу, из тех, кого не цепляет горфэнт.
15:49
+2
Что там у нас в теории построения картинок (и её необходимости?)
Читая, я очень живо себе представляла эту машинку, этот окружающий мир. скорее что-то анимационное. А вот сцена с цаплями в моём воображении уже была как реальное видео, не графика.
Мне зашло замысловатое построение предложений, меня как-то сразу настроило на эту атмосферу… тишины.
На мой вкус, здесь меньше Горфэнта, чем у конкурента, но зато раскрытие темы, реализация — на очень высоком уровне. Ни одного человека вокруг, но присутствие людей всё равно считывается («рукотворный остров» — очень тонкий ход, запутывающий и смущающий логику), и если первый слой — происходящее, второй слой — «призраки» людей, то третий слой эти совершенно реальные цапли в тишине. И ах, как же мне это понравилось!
За атмосферу, за восхитительное раскрытие темы Дуэли, за смелость реализовать эту простую, но замысловатую идею — прошу уважаемого Секунданта сюда засчитать мой

ГОЛОС
17:03
+1
Понравилась трактовка темы. Люди есть, рядом ощущается их присутствие. Нужны ли они — вопрос. Наверное, в тексте есть намёк на ответ.
В общем текст, наверное, про время. Мне так показалось.

При этом сюжет по сути мазком. И вот поэтому каждое слово, его выверенность и уместность, становятся особенно важны. С этим стоит поработать ещё. Язык мне понравился, образный, неспешный. Но иногда сбоит, есть непонятки и опечатки, иногда пробивается настроение автора резко. Вычитать бы. Но атмосфера передана в любом случае.

Кстати, автор конкретное место описывает, судя по всему. Мне вообще Ростов Великий напомнило, но понимаю, что не он, скорее что-то в Тверской области. Будет интересно узнать.
07:50 (отредактировано)
+1
Идея хорошая, но исполнение не дотягивает. Мне хочется более гладкого, более внятного. А здесь про дорогу много, про князей лишне и непонятно, про города условно.
Ну и нужны люди, конечно (не в тексте, а как ответ на вопрос). Довольно странно было читать про машину, которая сама собой ездит. Хотя идея, повторюсь, заслуживает внимания.
18:51 (отредактировано)
+1
Отличная трактовка темы. Замечательное языковое упражнение.
20:33
Медленный и верный рассказ, и читать его надо медленно, вдумчиво, делая паузы. Я не смогла разгадать загадку князей и некоторые моменты прям хочется увидеть подробнее, рассмотреть под микроскопом, поэтому вернусь, потому что мой ритм быстрее рассказа, а этот путь надо прошагать осознанно. Вопрос лишь в: «а надо ли...»
12:19
Много чего в тексте не поняла, думала в комментариях объяснят, но нет. Сюжета не увидела, только картинки, картинки… Анимация без слов. Вроде надо догадаться, что тут автор спрятал. Некоторые картинки понравились, особенно цапли, некоторые показались длинными и нудными, как дорога.
ГОЛОС оставлю здесь за островки изящной прозы, разбросанные по тексту.
Загрузка...
Ирина Брестер