Выгорание
Чернеющая ржавчина осенних холмов терялась в тумане. Или это был дым. Смог? Нет, скорее все-таки туман, пусть и с привкусом дыма. Невдалеке догорала сторожевая башня, казалось, совсем недавно оттуда слышались крики и выстрелы, но теперь было тихо.
Холмы плавно стекали к обрыву на краю мира. У обрыва примостился ветхий деревянный дом, на крыльце дома сидела не менее ветхая старуха, закутавшись в вязаную шаль. В руках она держала щербатую кружку, над которой вился пахнущий травами пар. Она смотрела, как постепенно выступает из тумана далекая темная фигура.
***
Герой шел по полю, приминая к земле пожухлые травы. Он знал этот путь, но с тех пор, как герой ходил им в последний раз, мир изменился. Низко нависшее хмурое небо, звуки (точнее, почти полное их отсутствие), влажный и стылый воздух, хрупкое ощущение пересечения грани реальности — все было не тем же, что прежде. Только аромат трав вел его.
Уже скоро он доберется и скажет: «Я пришел вернуть то, что ты забрала у меня».
Потому что больше ничего не осталось.
***
Девочка с двумя тонкими смоляными косичками играла у крыльца, напевала неслышную мелодию, перекладывая камушки с места на место. Когда герой приблизился, она подняла на него внимательные глаза. Высокий, заросший, в побитой жизнью дубленке и с винтовкой за плечом, герой смотрел на нее сверху вниз.
— Я знаю, кто ты, — сказал он.
— Я тоже знаю, кто ты, — отозвалась девочка. — Ты — герой.
Герой поморщился. Он принес с собой в этот тихий уголок ароматы крови и железа. Быть героем — значит, быть за все в ответе.
Девочка встала, взяла со ступенек дома щербатую кружку с горячим чаем и протянула ему обеими руками (так жрицы должны возносить к небу ритуальные чаши):
— Вот, согрейся.
Кружка обжигала пальцы. Сделав глоток, вкуса герой не почувствовал, но напиток действительно грел, и еще было такое чувство… Как будто дикие травы прорастали у него в груди, заполняя собой раны и сколы. Это было далекое эхо того благословения, которое он искал здесь. Он осушил кружку.
Девочка наблюдала за ним, по-птичьи склонив голову набок.
— Позвать взрослых? — спросила она.
— Нет, так даже лучше, — ответил герой, опустился на влажную землю и снял с плеча винтовку.
В нескольких шагах, за обрывом, стояла белесая пелена. Из дома послышался шум помех, затем невнятная речь телевизора или радио. Но не было стонов боли, треска огня, молитв… Единственную мольбу гость принес с собой.
— Госпожа моя, — промолвил он, — я больше так не могу… Я думал, что мир — игрушка в руках сильных, и надо стать сильным, чтобы всех спасти. Потом я думал, что мир — солнце, что катится к горизонту, где его пожрет волк. А значит, надо просто убить волка. Но мир оказался мгновением, которое неизбежно заканчивается, и я…
Герой запнулся. На губах у него выступила кровь. Девочка широко распахнула свои темные глаза и, взлетев по ступенькам, скрылась в доме.
— Постой, — он протянул руку вслед ребенку. — Не оставляй меня.
Железный привкус крови во рту и боль, будто все его раны разом открылись вновь. Тело стало тяжелым, и герой почувствовал, что не сумел бы сейчас подняться на ноги. Он лег, приникнув к прохладной черной земле лицом. Земля поглощала тепло, усталость, надежды. А нет надежды — нет боли, разве не так?
«Значит, так все закончится?» — подумал герой.
***
Вечность спустя кто-то ласково коснулся его волос. Боли не было, только холод, рыжие холмы и молочный туман. Рядом с героем сидела женщина — темные волны волос рассыпались по плечам, лицо было спокойным, пусть и немного печальным. Она была красива, безусловно, но красотой скорее статуи, нежели человека. Женщина гладила его по голове, как ребенка, успокаивая.
— Госпожа? — окликнул ее герой. Голос звучал хрипло и как будто издалека. — Госпожа, я… не справился.
Женщина посмотрела на него.
— Все повторяется, — ответила она.
Герой увидел себя со стороны: он лежал на том же месте, где уже умирали десятки — если не сотни — таких как он.
— Ты пришел вернуть то, что я забрала у тебя. Знай, я хранила его бережно. Завернула в тряпицу, закопала в землю. — Голос ее шуршал, как камушки в прибое. Прибой? Когда он в последний раз слушал шум прибоя? — На том месте взошли травы. Я собрала их и высушила, и ждала, когда ты вернешься.
Пальцы ее снова и снова проходились по волосам героя. Выпитая жидкость жглась изнутри, кровь вскипала.
— Все возвращаются рано или поздно. Ты говоришь, что ты не справился? Ты не первый. Волк пожрал солнце. Огонь пролился с неба. Все свойства были исправлены и слиты с творцом. Пришел последний саошьянт. Сильные разбили свою игрушку. Никто еще не смог спасти мир в одиночку.
— Никто не сможет спасти мир, — прохрипел герой.
Он понял, что перестал быть героем. Теперь он просто человек.
Просто.
Человек.
Больно. Светло. Великолепно. Он уже и не верил, что это возможно.
— Я заварила тебе чай из тех трав, чтобы ты согрелся с дороги.
Человек взял руку женщины дрожащими пальцами и поднес к губам.
— Спасибо… Это именно то, — голос его прерывался, — чего я так…
Наступила тишина.
***
У крыльца ветхого домика на краю мира взошли свежие травы на могиле героя. Оставленную винтовку увили зеленые стебли. Старая женщина примостилась на ступеньках и, взяв в узловатые пальцы деревянные спицы, начала новое вязание. Туман рассеялся, и вдалеке было видно, как пылающие города постепенно остывают, зарастают густой зеленью и начинают рушиться, чтобы однажды развеяться в прах.
И еще, текст плавно съехал к величавому повествованию… но это мое мнение, автору не навязываю…
История, далёкая от реальности. Хорошее переосмысление мифа. Грамотный литературный язык.
При этом герои, как и положено мифологическим персонажам, не ожили. История в угоду жанру несколько пафосная, эмоциональный отклик слабый.
В такой беззвучный, не очень холодный день хорошо постоять, потом походить, пошуршать листьями, подышать стылостью, и — вернуться домой. А там уже кофе, носки тёплые, опереться о батарею и, пока пузцо греется от горячего металла, разглядывать в окошке листопад.
В этом рассказе из «осени в дом» вернуться не получилось, не сможет Герой отогреться ни у печки, ни в объятиях, эта его осень — последняя, и так печально, что вышло всё не так, как он хотел, как думал. Стылой печалью тронули вы моё сердце, автор.
Читается не так легко, как, например, третья работа в этой дуэли. И стиль, и смысл притормаживают, не дают легкомысленного восприятия. Отмечу, что даже я, глухая к поэзии, в этом рассказе поймала поэтичность, ритм поймала. И это тоже меня подкупило.
Образы настолько яркие, что [для меня] даже немножко с перебором, описания отвлекали от действия, но это особенности моего воображения))
Поскольку написано так, что я прониклась состоянием и настроением, и второе желание исполнилось, и простое человеческое желание умиротворило, с благодарностью Автору прошу уважемого Секунданта сюда засчитать
ГОЛОС
Сначала я подумал, что это:
Ну, ассоциировал его с пушным зверьком.
Потом понял, что рассказ написан неплохо. И вообще — хороший рассказ. Хотя, конечно, много вопросов возникает. Но для такой короткой формы многие вопросы не нужны.
Автору спасибо!
Из трех рассказов этот написан наиболее профессионально, что ли. Да, несомненный плюс автору за владение языком и умение писать. Так-то рассказец нудноват, конечно (по сравнению с живым третьим рассказом), но мастерство всегда побеждает. Ну, мне так кажется. И слава богу, что я в этом не разуверился. Пока.
Поймал себя на ощущении, что текст немного натужный — тяжко автору в этой стилистике абсурда. Но это мой субъектив.
«Саошьянт» — такие слов требуют хотя бы условного пояснения.
ГОЛОС.
Как будто огромная река перекатывает свои воды, так же плавно течёт повествование, приятно читать. Легенда, притча… Травы для чая героям из разбитых, мятущихся, разочарованных и уставших душ героев.
По стилю, по языку, по нарисованным картинам. Автор профи! Рассказ поэтичный и настроенческий!
ГОЛОС.
А здесь имеются две составляющие, от которых получаешь удовольствие от чтения — атмосфера и идея. Маленькая, но удаленькая, так что автору удалось её вместить в небольшое произведение.
Спасибо за рассказ.