Психическая атака
Все в оркестре были уверенны что дальше тыловых вокзалов их не пошлют. Будут стоять на перроне и играть, провожая уходящие на фронт эшелоны. Но не было никаких вокзалов, не было «Прощание славянки», почти с ходу их бросили в бой.
Официально это называлось «поддержать войска в момент психической атаки». Командование решило, что исполнение марша «Гренадер» в тот момент, когда наши полки в сомкнутом строю без единого выстрела идут на противника, подавит волю немцев и заставит их бежать без оглядки. Музыканты, доставая инструменты из чехлов, с недоумением озирались по сторонам и молча располагались на отведённых им местах.
Иван видел, как строились наши полки, готовясь почти к самоубийству. Солдаты стояли небольшими группами, поглядывали на оркестр и тихонько разговаривали. В основном Ивана окружали усталые солдаты в потертых шинелях с медалями на груди и в растоптанных сапогах. Где-то слышался хриплый смех, но какой-то неправильный, надсадный. Человек явно выдавливал его из себя, стараясь прикрыть страх перед тем, что сейчас должно было произойти. Потом разнеслась команда, и все зашевелились. Бывалые солдаты с хмурыми и серьезными лицами практически незаметными, но решительными движениями запихивали в середину колон новобранцев - мальчишек с восторженными глупыми улыбками.
Эти юнцы ещё не могли оценить надвигающейся опасности, и многие в ожидании геройских подвигов с гордостью и нетерпением посматривали по сторонам. Стоящий рядом щеголеватый высокий седой капитан с орденом «Святого Георгия» на груди, судорожно затягиваясь сигаретой, отдавал приказ совсем молоденькому пареньку с погонами прапорщика, о доставке в тыл пакета с депешей. Мальчишка спорил, что-то доказывал, еле сдерживая трясущиеся губы, готовый расплакаться в любой момент. Но капитан гаркнул на него и указал рукой на стоящий недалеко автомобиль. Иван видел, как паренек шел, и украдкой смахивал рукой слезы.
От другой колонны приближался мертвенно-бледный и злой подпоручик, чуть постарше прапорщика, но уже с медалью на груди. Как только они сели в машину, та сразу тронулась, оставляя за собой шлейф из дорожной пыли. Наконец колоны приняли походный строй, солдаты примкнули штыки к винтовкам. Капитан, отбросив окурок, трясущимися руками вновь закурил сигарету и встал перед солдатами, держа в руке пистолет, готовый вести бойцов за собой. Военные оркестры, находящиеся на дальней линии, дружно грянули марш. И колоны нестройными рядами - кто-то пошел не с той ноги, кто-то запоздал, а кто-то, наоборот, начал движение раньше команды - при первых звуках марша двинулись навстречу противнику, по пути выравниваясь и стараясь печатать шаг.
Какое-то время над будущим полем боя были слышны только звуки музыки с лидирующей партией барабанщика, отбивающего ритм для движущихся колон. Послышался свистящий, все нарастающий звук, перешедший в громкий взрыв, за ним другой, третий. Немецкая артиллерия открыла огонь. Солдаты как подкошенные с криками падали, не успев сделать ни единого выстрела. Роты после первых залпов еще пытались сомкнуть строй, переступая через погибших и раненых товарищей. Но, когда подошли поближе к окопам противника, и немцы открыл огонь из пулеметов, дрогнули и побежали.
Кто-то с криками «У-р-р-а-а», кинулся на фрицев, кто-то, наоборот, бросив винтовку и перепрыгивая через препятствия как затравленный зверёк, несся в сторону своих позиций, по дороге закрывая ладонями уши, чтобы не оглохнуть от продолжающейся канонады, бестолковой стрельбы, криков раненых и умирающих. Пулеметы работали, не останавливаясь, пули летели разъярёнными осами, кося ряды пехоты, калеча и убивая людей. Атака захлебнулась.
Оставшихся в живых и добежавших до окопов противника, немцы приняли в штыки. Иван не видел, что творилось впереди, разрывы снарядов кучно ложились около полковых оркестров. Артиллерия противника старалась заставить замолчать музыкантов, чтобы окончательно сорвать атаку. Грохот взрывов заглушал музыку и все уже давно играли вразнобой, но по-прежнему оставались на своих местах, оглушенные и растерянные.
После очередного залпа, на том месте, где стоял капельмейстер, появилась большая воронка, а рядом стоящие музыканты замертво попадали сломанными куклами. Раздавшийся рядом взрыв Иван не услышал, только ощутил сильный толчок и он, здоровый мужик, взлетел как мячик верх, раскинув руки, словно хотел обнять небо. Наверное, это длилось мгновение. Но Ивану казалось, что он парит над землей непозволительно долго. А потом удар и наступила тишина. Странная тишина, не естественная и оттого ещё более пугающая. Она оглушила его еще сильней, чем канонада, гремевшая со всех сторон. Как будто все звуки кто-то очень сильный и могущественный одним движением выключил.
Иван с трудом открыл глаза. Сначала он увидел море. Оно было какое-то неправильное: голубое в красную крапинку и почему-то падало на него. Казалось, еще немного и оно обрушится всей своей мощью, сметая все на своем пути как разбушевавшийся шторм, поднимая свои волны выше домов. Иван дернулся, стараясь увернуться от этого страшного в своем неистовстве урагана, попытался перевернуться на живот и уползти, но море крутанулось вслед за ним, и Иван понял, что это не вода, это небо, а красные пятна - это кровь, застилающая глаза.
Рядом увидел Николая, все еще стоявшего на ногах и игравшего на трубе. Вот только его щеки раздувались, а из инструмента не вылетало ни одного звука, чуть дальше находился барабанщик, отбивая беззвучную дробь. За тишиной пришла темнота. Страшная, пульсирующая в голове тем самым барабанным боем, который он не мог услышать в последние моменты перед забытьем. Голова раскалывалась так, что, казалось, мозги закипают.
Тело прострелила боль, во рту почувствовал вкус железа и стон вырвался сам по себе. Мелькнула мысль, если он чувствует боль, значит, живой. Но почему так тихо? Его кто-то пихнул, потом еще раз, но уже более ощутимо и, схватив за ноги, потащили. Куда его волокут? Не дай бог в братскую могилу. Ивана накрыла паника. Он напрягся изо всех сил, чтобы сказать, что он живой. Ему казалось, что он крикнул на весь мир, на всю Вселенную. Но своего голоса он тоже не услышал.
«Значит, я все-таки мертв» - новая страшная мысль заставила распахнуть глаза, забиться в судорогах и безвольно сникнуть. Его резко бросили. И опять перед глазами стояло небо. Голубое до одури и такое низкое. А по нему, распустив белые паруса стройными рядами, плыли облака. И Ивану нестерпимо захотелось полететь вместе с ними подальше от этой войны и от этой тишины. Домой. Туда, где под камышовыми крышами стоят такие же белые, как облака, хатки, утопая в цветущих вишневых садах. Вдруг небо закрыло большое черное пятно, постепенно превращаясь в лицо Николая. Друг беззвучно плямкал губами, одновременно стараясь поднять Ивана. Только сейчас пришла мысль о контузии, и теперь Иван понял, почему так тихо. Он не слышит. Наконец ему удалось сфокусировать взгляд на друге. Голова с растрепанными спутавшимися русыми волосами перевязана окровавленным грязным бинтом. Он еле стоял на ногах, но все равно тянул Ивана, заставляя встать. Кто-то еще подошел, и они вдвоем практически подняли его. Иван стоял, пошатываясь, опираясь на плечо друга, и безумными глазами смотрел на окружающий мир. Солдаты в остроконечных касках, ударами приклада в спину, гнали мимо них молодого паренька в разорванном френче, на грязном лице остались дорожки от слез. Его повели к стоящей недалеко небольшой толпе.
– «Офицеры», – по губам Николая прочитал Иван.
Последним ударом паренька толкнули в сторону стоявших. Он неуклюже взмахнул руками и упал. Конвоиры стали бить офицеров по ногам, заставляя становиться на колени. Один из пленных плечом оттолкнул немца и выпрямился в полный рост, широко расставив ноги. В офицере Иван с трудом, но узнал того щеголеватого седого капитана, на которого обратил внимание еще перед боем. Седые волосы потеряли свой цвет и стали грязно-красными, лицо разбито, одет он был в китель без портупеи и с сорванными погонами, руки связаны за спиной, плечо бурое от крови.
Иван не слышал, что крикнул капитан тем, кто ставил его на колени, не слышал звука выстрела, только вскинутая винтовка в руках немца и расцветающие на груди офицера бурые пятна. Капитан вздрогнул, прогнулся назад, сделал шаг и последним усилием завалился на бок. Даже в последний миг своей жизни, не встав на колени перед палачами. Молодой офицер распахнутыми глазами смотрел на падающего капитана, потом медленно перевел взгляд на стрелка и, подорвавшись с земли, бросился на немца. Куда делись та растерянность и пришибленность, которые сквозили во взгляде, когда его конвоировали? Он превратился в волчонка, с перекошенным в страшной гримасе лицом, который голыми руками готов был разорвать стоящих перед ним противников. За ним стали подниматься и те, кто уже встал на колени. Поступок этого почти мальчишки, как будто бы разбудил их.
Сразу несколько человек вскинули винтовки и открыли огонь. Молодой офицер словно налетел на стену, вдруг резко остановился, по инерции сделав вперед еще несколько шагов, и упал как подкошенный. Оставшиеся офицеры, несмотря на связанные за спиной руки, рванули в драку, готовые принять свой последний бой. Несколько минут прошло, и все было кончено. На земле лежали тела, а немцы стояли над ними, и Иван видел, что они еще продолжают с остервенением стрелять в уже поверженного, но не сломленного противника.
Солдаты затихли, наблюдая за расправой. Их окружили плотным кольцом и стали сбивать в кучу, как овец, стреляя только в тех, кто не мог встать. И вдруг Ивана пронзила страшная по своей сути мысль, наполняя душу ужасом и леденя кровь, и небо рухнуло, отключая все остальные чувства и эмоции. ПЛЕН!.
вратьфантазировать?! Автор, если вам лень почитать матчасть, следует логику включить.Для чего это написано? Слезу вышибить?
Ну-ну…
Я попозже напишу подробный комментарий. А вы, автор, пока погуглите, кто такой Сергеев-Ценский. И о чем он писал, погуглите тоже.
А заодно задумайтесь над вопросом: какова разница между немецким и русским офицером времён Первой мировой войны? Хотя бы в социальном плане.
Зла не хватает на этих всех преобразователей истории в слезодавилки.
И да, слово «колонна» в любом числе пишется с двумя Н.
*ушёл точить топор*
Почему читатель должен мучиться?
А заодно подчистить от ляпов типа готового вести за собой пистолета и ошибок. Ну и закончить не мешало бы.
И тогда будет очень даже хорошо!
Участвуйте еще. Вы хорошо пишете.) Ну, немножно подкорректировать, и получится вообще прекрасно!
*я серьезно*
Я вообще не понимаю, зачем в победобесном ключе писать о войне в 2022 году, но может нравится человеку… Однако читатель тут ничего нового не обнаруживает, а если читатель не обнаруживает ничего нового — это плохо. С языком тоже нужно работать, ошибка на ошибке.
Вы, что называете «победоносным ключем» — плен или проигранный бой?
Ничего нового? А вы много читали об этой войне?
Это кого на колени ставили? Офицеров, что ли? Кто, немцы? Н-да.
Видите ли, ставить кого-либо на колени — чисто РАБСКАЯ привычка. Она свойственна тем, кто уже стоял на коленях или готов на них бахнуться при любом удобном случае.
Объясню, почему.
Тот, кто постоянно стоит на коленях (физически и духовно) прекрасно понимает весь позор своего положения и нет для него штуки, страшнее этого. Поэтому раб будет стремиться поставить на колени других. Чтобы уравнять с собой. Чтобы не одному ему обидно было. И считает это самой страшной карой для врага. То есть — заставлять других встать на колени может только духовно уродливый человек, уже давным-давно превратившийся в раба.
Это относится и к современной истории.
Теперь вспомните, к какому сословию принадлежали офицеры 1-й мировой войны. Вспомнили, уважаемый автор? Три четверти из них были дворянами, остальные разночинцами. Причем — в любой из армий (русской, немецкой, австрийской). Французскую в пример не берем, о ней нет ничего в рассказе.
Итак, дворяне дворян на колени ставить будут? Ась? Удовлетворение получать от того, о чем они понятия не имеют (см. выше по поводу удовлетворения)? Когда-нибудь кто-то из них рабом был?
Своих братцев по классу унижать? А если сам в плен к ним попадешь? А про РОДСТВЕННИКОВ по генеалогии между русским и немецким офицерством слыхали, надеюсь? Думаете, процент маленький? Не угадали. За 300 романовских лет у каждого третьего дворянина (если не у второго) в Германии родственники были! Кого блин, на колени ставить?! Вы о чем, автор?
Выше я не зря упомянул Сергеева-Ценского. Это хороший писатель. Его Горький любил, а Сталин даже 1-ю премию имени себя выдал.
Так вот этот Сергеев прошел русско-японскую войну, и участвовал в Первой мировой, будучи офицером. А потом написал эпический цикл из 12 романов как раз о времени с 1914 по 1917 год. И о войне тоже. Причем этот писатель отнюдь не сторонник царизма. И даже у него с (целью поднагадить) нет ничего о том, что фрицы русских офицеров на колени ставили. И не только у него. Я, например, много читал об этой войне, но такого в буквах не видел и не слышал. Да, солдат российских расстреливали мадьяры за отказ рыть им окопы. А пленные офицеры сидели себе спокойненько в немецком тылу в довольно приличных условиях. И так было до середины 1917 года, пока в армию не пришли комиссары. Да и то — немцы не дураки. Спокойно отделяли кадровых офицеров и обращались с ними нормально (можете за компанию «Моонзунд» Пикуля почитать, там об этом тоже есть). Ладно, перейдем к следующему вопросу по тексту.
В каком сомкнутом строю психическая атака производится? Чем, колоннами? Автор, вы часом Первую мировую с наполеоновскими войнами не спутали? Разницу между колонной и шеренгой знаете?
Теперь по поводу «строящихся полков». Вы представляете, что такое полк? Объясняю.
Перед летним наступлением 1916 года (Брусиловский прорыв), все части Западного и Юго-Западного фронтов были удвоены личным составом. Роты из ста человек стали состоять из двухсот. В каждом батальоне добавлена четвертая рота. В каждом полку добавлен четвертый батальон. В каждой дивизии добавлен четвертый полк. Знаете, какова численность дивизии была тогда? Минимум — 17 тысяч человек. Каждый полк — 3500 — 4000 штыков.
У вас в рассказе полки строятся рядом с оркестром. И ГГ, прям как Кутузов на холме, все это видит. Вы представляете себе длину по фронту, которую займут хотя бы два полка (8000 человек)? А знаете, кому в чистом поле, где нет зданий (и акустики, соответственно), будет слышен оркестр? Максимум — одному-двум батальонам. Вы, автор, гигантоманией не страдайте. Она к хорошему не приводит.
А теперь еще один факт, превращающий ваш рассказ в сказочку, созданную только для выделения у читателей слез и соплей.
Еще с 1914 года и австрийские и немецкие войска при отрытии окопа (любого, хоть временного на парочку дней) тут же цепляли перед ним заграждение из колючей проволоки. Не знали? Ну так — ноу-хау тогда было! А при долгосрочных окопах (которые уже тогда именно германским войскам тракторы рыли) рядов колючки было несколько. Поэтому придуманная вами психическая атака не имела никакого смысла изначально. Кого пугать-то? Колючку? Так она не боится. Ее нужно либо взрывать крупкокалиберной артиллерией (а снаряды для нее — дефицит, не позволялось их на проволочные заграждения тратить, мелкокалиберная полковая артиллерия не рвала проволоку, не получалось), либо ножницами резать (всего по двое-трое на роту выдавалось, ну, как обычно у нас) или шинелькой накрывать и осторожно через проволоку перелезать. А еще лучше — если убитый солдат-братец в ней застрял. По трупу вскарабкался и перепрыгнул…
Ну и как это делать строевым шагом под оркестр? А?
Фух… Короче, хватит. Матчасть надо сначала изучить, а потом слезодавилки фантастические сочинять.
Всего хорошего.
P. S. Автору совет.
Почитайте Ценского. У него всё на этой войне завязано. Иной раз из худ. литературы можно почерпнуть больше, чем из предлагаемой нынче истории. Все-таки от участника событий информация естественней. Каким бы цветом она ни была окрашена.
Да, академик АН СССР плохо писать не может: ни по определению, ни в натуре.) А Ценский академиком был.))
1. На счет колен. Ставить на колени – это не только рабская привычка. Такая поза перед врагом делает человека беззащитным. Находясь на коленях и подняв руки, человек не только унижен, но и лишён мобильности. Он не может быстро среагировать и для сопротивления ему нужно сделать еще дополнительные движения, которые он не всегда способен выполнить в силу своего физического состояния.
2. Вы где в тексте видите НЕМЕЦКИХ ОФИЦЕРОВ? Слова про них нет. Есть конвоиры, противники, палачи. Но что расстрел вели именно НЕМЕЦКИЕ ОФИЦЕРЫ, такого нет. Свои домыслы
оставьте при себене надо озвучивать. А каком благородстве вы говорите во время войны? Немцы благородные – объясните это тем офицерам, которых наравне с солдатами травили газом, и над кем издевались в плену. Отставим патетику в сторону. Приведем факты «гнусный характер этих злодеяний во многих случаях усугублялся тем, что, как сообщали представители русского МИДа, раненым наносились страшные увечья. «16 сентября 1914 года неподалеку от Фридланда обнаружили тела двух офицеров — кирасир Ее Величества Императрицы — с выколотыми штыком глазами. …16 октября у селения Маркевкен было обнаружены тела офицера Архипова и двух солдат с выколотыми глазами, отрезанными носами и переломанными конечностями». Надо упоминать, что кирасиры Её Величества Императрицы, это четвертый по своему статусу кирасирский полк?! Надо говорить, офицеры каких русских фамилий в нем служили?! Высокие родственные отношения!3. В начале текста говорится, что солдаты стояли в поношенных шинелях, капитан с орденом Св. Георгия, и даже у поручика была медаль. Значит – это не первый год войны. В первые недели войны еще бывали случаи «джентльменского» отношения к пленному врагу с любой стороны, но потом это отношение давно поменялось. Об этом пишут даже в протоколах Чрезвычайной следственной комиссии. Она, например, в июне 1915 года опубликовала отчет, подготовленный на основе показаний русских солдат и офицеров, сумевших бежать из немецкого или австрийского плена. Самым же опасным моментом для попадающего в плен был именно момент захвата. Немецкий командир 33-го эрзац-батальона 21 августа 1914 года писал супруге: «Мои люди были настолько озлоблены, что не давали пощады, ибо русские нередко показывают вид, что сдаются, поднимают руки кверху, а если приблизишься к ним, они опять поднимают ружья и стреляют, а в результате — большие потери».
4.
А вот здесь вы меня просто поразили в самое сердце. Сергеев-Ценский в Первой Мировой войне был в ополченской дружине Севастополя (Севастополь не был театром боевых действий, за исключением рейда германо-турецкого флота к его берегам и обстрела немецким крейсером «Гебен»), потом переведен в запасной Хортицкий полк и уволен в запас в 1915 году. Как можно ссылаться на работы автора, который писал свои истории по газетным статьям и давал собственные комментарии. Все его произведения, посвящённые Первой Мировой войне, опубликованы с 1934 по 1944 год. Даже те, что написаны ранее этих дат, были редактированы в более поздние сроки. Вы думаете, что автор, бывший офицер, награжденный Сталинской премией и писавший в период наиболее жестоких репрессий про классового врага Советской власти, правдиво опишет происходящее в те годы? Ведь русский офицер, стоящий на коленях и расстрелянный НЕМЦАМИ, вызовет сочувствие со стороны читателя. Даже если он служил в царской армии. Как можно судить о чем-либо, ссылаясь на художественное произведение? И заметьте, Сергеев-Ценский был, по официально версии принятой в СССР, участником русско-японской войны. Но у него нет ни одного, по крайне мере, опубликованного произведения, о той войне в которой он участвовал. Не странно?! Писатель пишет о двух войнах, «Севастопольские рассказы» и «Преображение России», где не был свидетелем, но о той войне в которой участвовал, ни слова. Новиков-Прибой в одном из комментариев к своему роману «Цусима» (а он реальный участник этого похода) писал, что его книга «максимально приближена» к тому, что происходило тогда». Ведь его роман тоже считается «просоветским» и написан примерно в это же время, что и «Преображение России», и там тоже надо было показать офицеров не с совсем красивой стороны. Даже он, имеющий пролетарское происхождение, не рискнул показать офицеров, такими какими они есть. Даже Шолохов, уходит от детального описания русских офицеров, и у него в романе они показаны только с отрицательной стороны. Пикуля очень интересно читать, но это тоже художественная литература. Я его книгами в свое время зачитывалась. И у него отхождение от исторических фактов, в угоду художественности, бывает очень сильное.
elib.shpl.ru/ru/nodes/17828-t-1-s-29-aprelya-1915-g-po-1-yanvarya-1916-g-1916
Это протокол Чрезвычайной следственной комиссии. Настоящий документ, а не ваши предположения и выдумки. Можете почитать. Там много интересного для себя найдете. В том числе и о «спокойно жизни» русских офицеров в плену.
5.
Это ваши личные домыслы, а есть официальная версия, которую сделали более профессиональные люди.
«Психическая атака — атака, рассчитанная на устрашение, подавление воли, психики обороняющегося. Такое определение даёт советская военная энциклопедия под общей ред. маршала А. А. Гречко. Атака проводится в сомкнутом строю, без выстрелов, с развёрнутыми знамёнами и под барабанный бой[1]. (Коллектив авторов. Психическая атака // «Гражданская война и военная интервенция в СССР»: энциклопедия / Под редакцией С. С. Хромова. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 483.)
wiki2.org/ru/Психическая_атака#cite_note-:0-1
6. Какой «Брусиловский прорыв»? Господин Казус, вы где это взяли в рассказе? Я разве указывала, какой бой шел? Или вы думаете, что театр боевых действий на Восточном фронте, только Брусиловским прорывом ознаменован. К вашему сведению, он был летом. А в моем рассказе, люди в шинелях идут. Или вы считает, что летом в районе Буковины в шинелях комфортно? И Брусиловский прорыв, это крупнейшее наступление, где было задействовано много живой силы. Кто будет во время такой крупномасштабной спецоперации проводить психическую атаку?!
7.
Фото к рассказу не хотите рассмотреть внимательно?! У меня в рассказе, оркестр остается за спинами уходящих солдат. «Иван не видел, что творилось впереди», но, как от разрывов снарядов падают люди и куда они бегут, в сторону немецких окопов, или обратно, на свои позиции, увидеть-то возможно даже если он смотрит им в спину.
8. Что касается немецких окопов, они действительно делались на совесть. Но то что все имели несколько рядов колючей проволоки, в обязательном порядке, я нигде не нашла. А вот будущий маршал Василевский так говорил об оборонительных позициях врага: «Были оборудованы гораздо лучше — добротные блиндажи, окопы укреплены матами из хвороста, на некоторых участках укрытия от непогоды. Российские солдаты, к сожалению, таких условий не имели».
Учите мат.часть господин Казус по документам, и не ссылайтесь на свои личные выдумки, вкупе с сомнительными авторами (даже если о них хорошо отзывался товарищ Горький). И когда критикуете рассказ, потрудитесь его внимательно прочитать и сделать замечания, по существу.
А у меня зла не хватает, на тех, кто выдумывает, то чего нет, и стараясь показать свою эрудицию, с таким уверенным видом пишет не относящиеся к тексту, непроверенные данные и делает выводы на основании других художественных произведений. Тем самым вводя в заблуждение остальных читателей. За сим позвольте откланяться, дальнейшие дебаты с вами считаю не целесообразными.
ваш комментарий просто сверкает клинком!!!
Естественно, ведь эрудиция, по мнению одного известного англичанина «лишь прекрасно меблированный чердак», поэтому здесь речь об эрудиции не идет. Про Первую мировую войну я знаю системно.
Это понятно. А вы как конвоировать пленных будете? Гуськом на коленях? Они же все равно должны на ноги встать. Так зачем их на колени ставить? Немцы же прагматики. Чего лишние движения делать?
Так вот почитайте литературу. Никто раньше никого на колени не ставил. Ни в Первую мировую, ни во Вторую. Попробуй поставить на колени тысячу- другую. Это сейчас сдаются десятками. Но это другое дело…
Ну вот опять-двадцать пять.
А ГДЕ ВЫ ВИДЕЛИ ГЕРМАНСКУЮ АРМИЮ БЕЗ НЕМЕЦКИХ ОФИЦЕРОВ?!!!
Каждый солдат немецкой армии, каждый фельдфебель (унтер-офицер) всегда находился под жестким контролем ОФИЦЕРОВ и ни единого шага не предпринимал без их команды. Любое действие — через офицера!
Ну, это зря. Ведь не домыслы же ж. Просто уставы германской армии. Почитайте на досуге.
А там за нарушение устава — мамма мия!) Исполнялось всегда, кстати.
Вы путаете Первую мировую со Второй. Это раз.
Я про благородство немцев не писал ни разу — это два. По поводу газов — аргумент утонувшего в болоте спорщика. А над какими российскими офицерами издевались в плену? Над теми, которым предлагали закурить, пока солдат трамбуют? Приведите примеры, пожалуйста. Только из времен Первой мировой. Очень бы хотелось почитать. Ей-богу. Особенно массовые.
Уроды были всегда и везде, и единичные случаи издевательств случались на любой войне. Поэтому с вашей стороны это не аргумент.
Ну? И как она проводится? Колоннами? Вы о чем? Еще раз почитайте, в чем разница между колоннами и шеренгами.
Кстати о Ценском. Он писал свои романы, опираясь на сведения, полученные от свидетелей этой войны, которых тогда было навалом, а также на свои личные наблюдения.
Отлично. Пусть это будет до Брусилова. Численность полка — 2500 человек.
Два полка по фрону при построении шеренгами (для психической атаки же) 5000 человек.
Слышимость оркестра та же — один-два батальона. Целесообразность? Ноль.
Царские генералы — полнейшие дураки. Понятное дело.
И вот теперь по существу — рассказ фантастический и сказочный. Автор не имеет никакого понятия о структуре армий противника, о вооружении обеих армий, о взаимоотношении чинов противоборствующих армий, а также — о принципах ведения войны в первой четверти 20-го века.
Благодарю за прочтение этого комментария. Может, он вам поможет когда-либо.
П.С
А возмутила меня именно эта постановка на колени пленных. Не нужно путать времена. Не нужно смешивать рабское скотство хоть с какими-то законами ведения войны, которые были раньше.
elib.shpl.ru/ru/nodes/17828-t-1-s-29-aprelya-1915-g-po-1-yanvarya-1916-g-1916
Это протокол Чрезвычайной следственной комиссии. Настоящий документ, а не предположения и выдумки. Можете почитать. Весь его я не осилила. Там два тома. Больше тысячи печатных страниц о зверствах немцев в Первой мировой войне. С апреля 1915 года по июль 1916 года. Конечно, не до такой степени, как фашисты они лютовали. Но над военнопленными поиздевались. Да и в своем ответе, я приводила выдержки из этого протокола.
Недавно мне «посчастливилось» оказаться в эпицентре исторических событий. И многое, что я видел своими глазами, сильно отличалось от того, что потом рассказывали в новостях. Уверен, что со временем эти события обрастут новыми подробностями и в учебниках будет совсем не то, что было на самом деле.
Вы забываете, что эти самые матчасти писали люди, а им свойственно врать. Историей, как наукой, все вертят как хотят. Так почему вы в этом отказываете автору?
В произведении нет ни одного упоминания реальной местности, события, времени или исторической личности (в отличии от приведённого вами примера с рацией). Но вы всё равно с завидным упорством что-то требуете от автора.
Это раз. От автора, под рассказом которого мы находимся я ничего не требую и не требовал. Это два.
Но чётко обрисована эпоха.
Так вот в эту эпоху никто офицеров на колени не ставил. Впрочем, и солдат тоже. Это современная рабская мулька. Выше я написал, почему.
Ещё вопросы есть?
Так что нет большой ошибки, если у офицера в руках пистолет. Можно было конечно сказать маузер. Не принципиально. Но исправлю.
Я уже выше ответила, что это не принципиально. Но спасибо, что вы обратили внимание на этот момент. Я для того и выставила рассказ на дуэль, чтобы увидеть его глазами других авторов. А в дуэли всегда самое большое число комментариев. И если читателя этот момент путает и ассоциируется с ВОВ, то однозначно исправлю.
Однозначно Первая мировая. По всем признакам.
В этом рассказе раскрытие темы дуэли видится мне более ёмким, написано так, что дрожало сердце, оставлю за кадром моральные и исторические нюансы, без удовольствия — потому что какое тут удовольствие от чтения?! слёзы заливают монитор — но с уважением мастерству автора, который за первый абзац перетряс мою душу, прошу засчитать сюда
ГОЛОС
Автор, Вы мастерски написали! Дело во мне, что-то я устала плакать, наверное… и сама в страшно-грустно скатываюсь.../снова мысли вслух/ надо вернуться к цветам и улыбкам, надо.
В последнее время чувствую себя, как оранжерея под нашествием ветров и гусениц, а садовник в подсобке напился и вместо порядка/красоты — вилами воду носит, стёкла продал, гусениц за взятку прописал. ))) Скоро вообще только на сказки перейду. И пусть Василиса всю сказку вышивает, Кощей не прилетел, потому, что погода не та и Горыныч нашёл себя в акварелях, у Ивана тренинг по мужественности, а Яга в маникюрши подалась. ))))))
ГОЛОС здесь.
Тогда и полегли все последние офицеры, кстати.