Опасайтесь сомов

Отто, младший из выводка Выдры Бетти, лежал на свежевыпавшем снеге и старался понять, чем же он, снег, пахнет.
Нос его дергался, маленькие круглые глазки были полуприкрыты, и вид у него в целом был не слишком интеллектуальный.
一 Странно, 一 наконец прошептал он, 一 запах вроде есть, а вроде его и нет. Я знаю запах речной воды, озерной воды, мыльной воды и дождя, но это все не то.
Он встал на задние лапки и отряхнул меховой живот от налипшего снега.
Когда ему не удавалось решить очередную загадку, он шел ко взрослым, но сейчас поблизости не было никого, кроме Утки, новой соседки.
Она сидела на мостках, нависающих над черной зимней водой, и сердито швыряла в воду ледышки.
一 Здравствуйте, фрекен Утка, 一 специальным серьезным голосом, предназначенным для малознакомых взрослых, сказал Отто.
一 Уйди, дитя, 一 сказала Утка, даже не повернувшись к выдренку. 一 Я уверена, что ты будешь задавать мне глупые вопросы, а это может мне сильно помешать.
Отто сделал пару шагов вперед, чтобы еще раз посмотреть на то, чем была занята Утка.
Мнение его не изменилось - она бросала в воду ледышки, а больше ничего и не делала.
一 Когда я чем-то кидаюсь, мама говорит, что я занимаюсь ерундой, 一 грустно сказал Отто, утерев лапкой выползающую из носа соплю.
Он понял, что у Утки есть какая-то нелюбовь к вопросам, но делиться своими бедами она не запрещала.
Утка искоса посмотрела на него одним блестящим глазом.
一 Твоя мама - хорошая женщина, 一 нехотя сказала она, 一 но она не понимает, что в простых с виду действиях может быть заложен глубокий смысл.
Отто просиял.
一 Точно, 一 сказал он. 一 Вот иногда я бросаю шишки в своего брата, чтобы понять, достаточно ли я быстро смогу от него убежать.
一 И как? 一 спросила Утка.
一 Пока не очень. Брат каждый раз догоняет, 一 вздохнул Отто.
一 Каждый должен знать свои пределы, 一 сказала Утка, поднимаясь на лапы. 一 И мириться с ними.
Утка выпростала из-под теплой шали одно крыло, подставив его падающим редким снежинкам.
一 И, кстати, снег пахнет смертью! 一 неожиданно заорала она и, развернувшись, быстро направилась к дому.
Отто снова лег на живот и уткнулся носом в землю. Крик Утки заставил мысли остановиться, поэтому ответ, как рыбка, скользнул в образовавшийся между мыслями промежуток.
Снег пах маминым передником после стирки. Ответ Отто был куда лучше утиного.
***
Свой дом Отто и любил, и не любил одновременно. Любил потому, что это было самое уютное место на земле. Место, пропитанное запахом семьи. Не любил же он его потому, что в гостиной, прямо в самом центре, был вырезан прямоугольник, в темноте которого плескалась вода.
Дом не был плавучим, он стоял на сваях, вынесенных вглубь речного затона, но иногда Отто казалось, что кровать его качается, а темная вода подступает все выше.
Иногда вечерами мама устраивала тренировку. Она кидала столовые приборы в воду, а дети должны были за ними нырять.
Старшие братья и сестры Отто справлялись великолепно. Они со смехом ныряли вслед за ложками и вилками, уходящими на дно серебристыми рыбками, а потом, довольные собой, выныривали с зажатыми в зубах предметами.
Этот вечер был именно такой - мокрым от брызг счастливых выдрят и звона столовых приборов.
一 Отто, твоя очередь, 一 ласково сказала мама. 一 Хочешь я кину в воду половник? Он большой, ты его спокойно найдешь наощупь. Даже глаза не придется открывать.
Отто обиженно заморгал и отвернулся. Он несколько раз пытался объяснить маме, почему он отказывается нырять в воду с заходом солнца, но она почему-то его совсем не слушала.
一 Мама, 一 сказал братец Сверр, самый вредный из всех, 一 ты что, забыла, что однажды нашего Отто в воде кто-то тронул? Он тогда столько пузырей напускал, пока обратно не выплыл!
一 Это был сом, 一 тихонечко сказал Отто. 一 Я его почти разглядел.
Мама присела рядом с ним и тронула его мохнатую макушку.
一 В наших реках не водятся сомы, 一 ласково сказала она. 一 Не надо было тебе дарить ту энциклопедию.
Энциклопедия действительно произвела на Отто колоссальное впечатление. И лучше было бы, чтобы впечатление было не таким ярким. В разделе с броским названием “Пресноводные монстры” был изображен сом, который собирался проглотить безымянную утку. Сом уже раскрыл огромную пасть, и было понятно, что в следующую секунду он схватит несчастную птицу. Больше всего Отто расстраивался из-за того, что утка на картинке совершенно ничего не подозревала и явно наслаждалась купанием.
Если днем Отто прекрасно себя чувствовал и плескался в воде с таким же удовольствием, как и любая другая выдра, то вечером ему везде начинали мерещиться сомы.
Отто бросил опасливый взгляд на воду и сделал еще пару шагов назад.
一 Скажи, братик, 一 приторно-сладким голосом сказал Сверр. 一 А почему на нас этот сом не нападает?
Вопросы был хорошим. Отто и сам себе его задавал, но со временем ответ стал очевидным.
一 Потому что я самый маленький, 一 сказал Отто. 一 А этот сом и сам еще небольшой. Вами он подавится.
Вода маслянисто поблескивала где-то внизу, братья и сестры смеялись, мама вздыхала, а Отто думал о том, что ему завтра нужно будет предупредить новую соседку. Сомы ведь особенно уток любят.
一 Мама, 一 начал Отто. 一 Почему фрекен Утка такая грустная?
一 Так у нее что-то с крылом, 一 ответила мама. 一 Не смогла вместе с остальными улететь. Вот она и решила здесь у нас перезимовать, пока крыло восстановится. Только страдает, конечно, бедняжка. Утки ведь не одиночки.
***
一 Опять ты, дитя, 一 сказала фрекен Утка, кутаясь в шаль. 一 Вообще-то я по характеру одиночка. Я, может, всегда мечтала побыть наедине с самой собой. Просто инстинкт гнал вместе со всеми то туда, то сюда.
Глаза ее затуманились, и Отто показалось, что в какой-то момент она перестала разговаривать с ним, и стала разговаривать с кем-то другим.
一 Мама вам пирог передала, 一 сказал он и поставил противень рядом с Уткой. 一 Она беспокоится, что вы свихнетесь со скуки. Птицы, сказала она, и так все с прибабахом.
一 Спасибо ей за заботу, 一 мрачно отреагировала Утка. 一 А что это за кляксы на пироге?
一 Это я сам узор придумал, 一 с гордостью сказал Отто. 一 Взял шоколадные звезды из личных запасов и положил их на тесто. Они просто немного растеклись.
Утка занесла пирог в дом и вернулась обратно к Отто с пустым противнем. Быстрым движением здорового крыла она указала Отто на мостки, приглашая его с собой.
Они устроились на мостках на некотором расстоянии друг от друга.
一 Кстати о звездах. Ты знал, что многие перелетные птицы летят и по ночам? 一 спросила Утка у Отто, болтающего лапками над черной водой.
一 Нет, 一 сказал Отто. 一 Я знаю только, что сомы могут охотиться на уток. Забыл вас вчера предупредить.
Утка посмотрела на Отто сначала одним глазом, потом другим.
一 Тут же нет сомов, 一 сказала она наконец.
一 Возможно, 一 ответил Отто. 一 Только я все равно их боюсь. И вы, пожалуйста, будьте осторожны. Так что вы хотели мне сказать про ночные полеты?
Утка, презрев опасность, спрыгнула с мостков и проплыла сначала вверх по течению, потом вниз.
一 Говорят, мы ориентируемся по звездам! 一 закричала она, хотя и плыла совсем недалеко. 一 Хотя это звезды ориентируются по нам. Иногда летишь так долго, что забываешь о том, что машешь крыльями. Кажется, что ты стоишь на месте, а над тобой плывут звезды по своим делам.
Утка закрыла глаза и позволила течению подхватить себя. Вода медленно несла ее, и внезапно Отто понял, что по чему больше всего тосковала Утка.
Когда она проплывала мимо него, он спросил:
一 А вы не боитесь темного неба? Не боитесь, что кто-то подкрадется снизу и утащит вас за собой?
一 Ты про сома? 一 приоткрыла глаз Утка.
Отто кивнул.
一 Бедный мой птенчик, 一 с неожиданным теплом сказала она. 一 То, что сейчас со мной происходит - это и есть сом в каком-то смысле. Тащит меня на дно. А когда я лечу, я ничего не боюсь.
***
Ночью Отто никак не мог заснуть. Напоследок Утка рассказала ему еще одну удивительную историю из мира перелетных птиц - оказывается, у них прямо в клюве есть компас. Дальше было что-то про магнитные поля, но Отто мало что понял. Самое главное, что у него, по словам Утки, тоже было что-то вроде прибора ночного видения - его усы.
Отто трогал лапкой свои усы, еще маленькие и очень нежные, и никак не мог поверить, что они годятся на что-то кроме того, чтобы в них застревала рыбья чешуя.
Он представил себя на месте Утки. Он летит в ночном небе. Сверху звезды, внизу непроглядная темнота. Усы его роскошны. Они струятся вдоль него, чутко считывая все, что происходит вокруг. Вот снизу надвигается что-то огромное с бездонной глоткой, но усы подсказывают ему это - и Отто ловко уклоняется. Он лавирует между небесных сомов и смеется от радости.
Так и заснул радостный.
一 Забыла спросить, 一 сказала мама, убирая посуду после завтрака. 一 Нашей соседке понравился карамельный пирог?
一 Думаю, да, 一 ответил Отто, подумав. 一 Там были звезды.
Фрекен Утка таскала воду из речки и заливала ею дорожку вдоль мостков.
一 Больное крыло тоже надо нагружать, 一 сказала она подошедшему Отто. 一 Уже все срослось, а мышцы никакущие. Но ты тоже подсоби.
Молча они ходили от реке к дорожке и обратно - Утка с ведром, Отто с черпачком 一 и молчание это было самым легким и приятным.
一 Все, 一 сказала Утка, обозревая результаты их работ. 一 К вечеру все замерзнет. Ты, птенчик, приходи, если сможешь. И попроси у мамы пару свечей, пожалуйста.
Отто вечера дождался с огромным трудом. Время тянулось медленно и тягуче, как карамель.
一 Беги, малыш, 一 сказала мама, выставляя на полку последние вымытые чашки. 一 Свечи на полке у двери.
Дорожка вдоль мостков была похожа на взлетно-посадочную полосу, хотя Отто об этом и не знал. Он просто видел гладкую ледяную поверхность, лоснящуюся в свете расставленных вдоль нее свечей.
Он воткнул прихваченные с собой свечи в снег, и побежал к домику Утки.
Утка распахнула дверь, не дожидаясь его стука.
一 Ну, пошли, 一 сказала она Отто и подхватила его под лапку. 一 Чур, я первая.
Отто старался не смеяться, когда Утка брала разбег. Она бежала, смешно переваливаясь с лапы на лапу и вытянув вперед шею. Подбежав к дорожке, она поджала лапы и плюхнулась животом на лед.
Она быстро покатилась по ледяной дорожке, прикрыв глаза.
一 Теперь на лапах, 一 сказала она и вернулась на исходную позицию.
Снова разбег. Только сейчас Утка уже не скользила на животе, а балансировала на перепончатых лапах, помогая себе крыльями.
Больное крыло все еще больше висело, но даже им она сделала несколько взмахов.
一 Я лечу, 一 сказала Утка, скользя мимо Отто, 一 и вижу звезды.
Свечи действительно мерцали. Точь-в-точь как их старшие сестры на небе.
Отто тоже прокатился. Не раз и не два. Он смеялся в голос, а Утка молчала, хотя Отто знал, что внутри она улыбается.
Уставшие, они сели на мостки над черной водой.
一 Спасибо, 一 вдруг сказала Утка. 一 Мне не хотелось летать в одиночестве.
Она подняла крыло, которое было ближе к Отто. Здоровое ли, больное - уже было не разобрать.
Отто забрался к ней под крыло, и сидел там так долго, что ему даже сделалось жарко.
一 У вас нет с собой половника? 一 спросил он у Утки.
一 Нет, 一 сказала Утка.
一 Тогда я просто нырну, 一 решился Отто.
Он тихо скользнул в воду, перевернулся на спину и поплыл вниз по течению. Пушистый снег падал с неба ему на нос и тут же таял.
一 Сом уже наверняка спит, 一 думал Отто. 一 Да и я уже вырос. Не хочет же он подавиться.
Дорожка с огнями уплывала от него вместе с темным силуэтом Утки. И было так тихо, так спокойно.
Перечитала все истории. Кажется, ваша лучше прочих (хотя и про ежа очень даже хороша). Потому ГОЛОС оставляю здесь.
«понял, что по чему больше» — может, здесь «что» не нужно?
Про имя я только не уверен — Отто… тогда и утку бы может назвать?
ГОЛОС
Ошибка вычитки.
Утка кутается в шаль, потом плавает в этой же шали, выдры пользуются половниками… А, ну да. Сказка же.
О детских страхах и способах их преодоления.
Ну сказка и сказка. Я просто вырос давно. И мне она неинтересна. А способ подачи через сюр — ну так себе. (Не люблю «Жизнь насекомых»).
Вы определитель чуши? Может, ещё и чистить найметесь?
Спасибо, что не запрягли. Скучайте дальше.
Ну и да. Сказки таки бывают разные. В том числе — сказки для взрослых (такая, помнится, в финале была). А потому речь реально не про жанр, а именно про возрастной ценз.
В кулинарной теме приведу ещё одно околокулинарное сравнение. Конкурс десертов и вторых блюд обычно разные вещи, которые разделяют. Можно, конечно, запихнуть в одно мероприятие, но как сравнить мороженое и борщ, ума не приложу.
И да, сказки бывают разными, полностью согласная.
PS: я вот, к слову, на дух не переношу постапок, но не позволяю себе судить текст исходя из этого.
Мы как-то совсем засорили комментарии к работе. Потому предлагаю мирно свернуть обсуждение.
не, об этом речи не было.
разговор же о «при прочих равных» и «чаша весов склоняется в пользу»
И ничего мы не засорили! У нас серьёзный разговор о жанрах. А не то, что там выше
Я отмечу, что это моё личное мнение, оно не претендует на какую либо истину.
litclubbs.ru/news/921-tri-pravila-ot-princessy-skazok.html
Просто не надо всякую скучную лабуду валить в «сказку» или в детское.
Вот ЦА — другой вопрос.
Нет, я правда частично согласен, просто на мой вкус даже сейчас — 4 рассказа написаны нормально, но мой голос для меня был очевиднее некуда, пусть и за сказку.
В какой дуэли у вас в последний раз возникало затруднение? Для интереса.
Особенно понравилась прямота и детская непосредственность Отто в беседе с Уткой
Терапевтично и особо важно для детей) (Где Мария?)))) Спасибо автору!
Как видите, и здесь я уделяю внимание запахам и пространству, пришлось самой сходить понюхать снег, чтобы подготовить убедительное начало.
Выбран классический фрейм авторской сказки про животных, живущих понятной человеческой жизнью, но без дурацких человеческих условностей. Хотя Утка скорее считается местной сумасшедшей.
Разумеется, сказка рассказывается не столько для детей, а больше для их родителей, которым понятно, с кем разговаривает утка, рассказывая о своём характере и что за сом тащит нас всех на дно.
Ну и много терапии, потому что она всем нужна.
Ну тоже детская сказка-история. Главный герой — сопля выдры.
Написано тоже хорошо, не считая (тоже) незначительных ошибок с запятыми.
По стилю, качеству, текст мало отличается от всех соперников. Все авторы нынче однозначно умеют писать. Нет явного аутсайдера.
Поэтому выбирать сложновато.
Ну хорошо, эта детская сказка всё же глубже соседней детской сказки. Взрослее. Объёмнее по смыслу. Поэтому однозначно выигрывает в сказочном жанре. Плюсом и милота, атмосфера, некий литературный уют сказочного мирка. Но однозначно сказать, что это безоговорочный лидер в дуэли, я не могу.
Такое ощущение, что все авторы могут лучше. Что просто тема оказалась неподходящей или вдохновение отвернулось на время.
Только взрослые писатели этого не знают.
Поэтому используют другие приёмы.
Однако я не спорю, что эта сказка для взрослых. Но и для детей. Только дети увидят здесь историю, действия героев. А взрослые найдут признаки притчи и, может быть даже, отсылки, намёки. Стикс, Харон и прочее.
То есть сказка многоуровневая. И это вроде бы хорошо.
Если бы не сопля.
Она всё же уверенно попала в ЦА. Простые понятные действия-триггеры. Способ удержать внимание детской аудитории.
Поэтому заметно, что сказка гораздо взрослее соседней. Но мне не понравилось, что для взрослой она недостаточно взрослая. А для детской… соответственно.
Что б ее детям вслух читать, ее допиливать и допиливать надо. Что она им даст? Ничего. Мы с ними Чехова «Мальчики» почитаем.
Для кого у клоуна красный нос? Бесили меня детстве эти носы и сейчас бесят. Но это маркер. Надо смеяться. Маркер для самых маленьких. Большой, красный, на самом видном месте.
А здесь сопля для меня — маркер несерьёзности. Нет, не детскости сказки, а детскости, незрелости текста.
Если же воспринимать эту сказку как историю, без подтекста, то подобные маркеры нужны для удержания внимания ЦА. Это простые, понятные и представимый моменты. Вот «Умка» — это тоже история про животных. Тоже сказка. И там подобные приёмы используются. Шапка, нос, отражение. Соплей там нет, но есть в американских мультфильмах или фильмах уровня «Мистера Бина». А кто у них ЦА?
Die Geschichte von Herrn Sommer
Умка… нет, тут скорее Козлов, я уже говорила и Ветер в ивах.
Про американское и русское. Ну что вы в самом деле сравнили две культуры… Это нам до дикого Запада копать придется, почему к них так, а у нас этак. Мы ж не на Америку нацелились. Нам дай бог с двумя цивилизациями на нашей территории разобраться.
Сказка направлена отличать добро от зла, плохое от хорошего. От того, что ребенок постоянно под воздействием воспитания, у него это вообще обострено. Грязный, сопливый, неопрятный — не есть хорошо, это не смешно, это неправильно, все дети хотят быть хорошими. Неряха-лентяйка противопоставляется прилежной-работящей. Поэтому маркировать положительный персонаж таким образом, ну это Паркер взрослым, наверное. Блин, ну че мы весь день это мусолим, я вообще, считаю это косяк текста.
А конкурентов не читала, может, и не почитаю. Сравнение наше все, но надо помнить, если текст пойдет к читателю, там не будут сравнивать арбузные корочки с поросячьими хрящиками. Текст должен быть самодостаточным.
Об особенностях дуэльных чтений тоже лучше говорить отдельно
Но эта позиция — ой, сказка, значит детская, значит фу-бе, я уже вырос… Дать вам взрослую литературу? Вот что взрослого в литературе надо? Кишок вырванных, потрахушек, разговоров о чём — о мужиках козлах и бабах дурах? Дракону бревно в задницу запулить — это да, это по-взрослому.
Да тьфу!
История о страхах, о смерти, о мужестве, о красоте мира, об общении, о дружбе, о поддержке, об оптимизме, о нестандартности и «беловороности» — этого мало что ли?
Это только для бестолковых детишек? Тогда у меня для вас новости — вы ещё не выросли.
И всегда стараюсь оценивать в жанр. Если автор выбрал сказку, то нужно оценивать, как ему удалось написать именно сказку. А другой вон выбрал анекдот. Так надо оценивать как анекдот. Или ещё один написал в жанре непойми чего. Тут уже сложнее, но тоже можно постараться.
Так вот, внутри жанра каждую работу оценить нетрудно. Сложнее сравнить их между собой. Очень трудно избавиться от вкусовщины. Вот я (гипотетический я) вырос из сказок или не смеюсь над анекдотами.
Как мне быть? (Вопрос риторический.)
вибратор с лапкамибревно в чьем-то глазу. Могу еще написать. Мне не жалко. Я еще и не на такое способен.И не мечтайте. Я с вами сроду не ругался. И не собираюсь. За что с вами ругаться?)
И зачем? Мы с вами всегда обсуждали любые вопросы спокойно. Все бы так умели.))
Пока прочитаны две работы, эта на голову выше для меня по всем параметрам.
А что до сказка-не сказка, мне едино. Без разницы. Из классной сказки и фиговенького взрослого я выберу классную сказку, разумеется. То есть качество. Конечно, не стыдно. )
как будто за формой даже одним глазком на содержание не взглянули
Возрастное ЦА мне не понятно. Скорее для взрослых, детям такое точно не надо, с запахами смерти. Не то что им не надо про смерть, они прекрасно считывают весь мрачняк Андерсена, но там нет этой подачи в лоб. Там ее в принципе нет из-за иной культуры.
Стилизация подкупит взрослого читателя, уставшего от сводок с фронта, но не способного отделаться от давления кризиса. И с этой стороны текст, безусловно, хорош. У него будет свой восторженный читатель, но не я, не я. Для меня это слишком завуалировано. И дело не в непонимании. Если я захочу в мир детства, я почитаю детское, для меня не надо спецом ничего выкручивать. Этот баланс замечательно соблюдал Линдгрен, Киплинг, Янсон, тот же Андерсен, даже Петрушевская.
Но насчет ЦА действительно согласен, тут больше мы — ЦА, а не условные карапузы.
Или:
— Здорова ли Кострома?
— Захворала-померла, а потом как вскочу и пошла блины печь. Но это другое пространство и я б не хотела сюда впутывать фольклор, а то мы уйдем с вами в тридевятое.
В сказках и каннибализм, и все дела. Но тут у нас сказка авторская, современная, на дворе век двадцать первый, а не девятнадцатый, так что о смерти в лоб детям, может, и не говорят. Не знаю. От меня как-то это никогда не скрывали, никаких небес не рисовали, смерть детей, как и все табуированное, я считаю, как раз таки очень привлекает. Маты нельзя? Значит надо. О смерти нельзя? Значит надо. Интересно же. Да и вообще, когда там у детей одержимость смертью случается? В 9 лет в среднем, кажется, начинают задаваться вопросами и погружаться в темные материи. Недавно с учеником-пятиклассником обсуждали этот период его жизни.
Ну ок, давайте прикинемся, что текст выше для детей. Перед нами пространство, где животные хуманизированы куда дальше фольклорных архетипов. Т.е. за выдроутками дети-тетки. И тут, тетя поворачивается и после чудачества с льдинками, мимимишного, такая: «запах смерти!»
И тут же обратно: хихи — хаха.
Есть у слов такая особенность — без ножа резать, вот тут она.
Есть такие вещи, которые больше для автора, чем для читателя. Там это уместно, но на широкую детскую, не надо так. Не то, что о смерти не надо, надо больше текстовой работы. Ребенок в игровом пространстве. Для него игра — способ постижения реальности. У игры свои законы. Нужно играть по правилам. И фольклор по ним гениально просто играет, или они из фолклора. Жмурки возьмите. Паночку хоронили в детстве? или это только девочки делают? Похороны кукушки. Но… Это всегда путешествие туда-обратно, если речь о герое, а не о хлебе-солнце)
У нас случай был, дома играли в догонялки, одного загнали на балкон, а он в пылу вниз и спрыгнул. Обошлось переломами.
Познание смерти у меня начиналось со взрывов домов. 11 сентября (мы это обсуждали в школе, помню). Норд-Ост. Беслан. Тоже нарративы и пища для размышлений, сказки как-то более абстрактно воспринимались. Хотя я понимала, что девочка со спичками умерла, какие блин ангелы))
Как мы относились к смерти друзей… философски. Прощались школой. Учительница орала, что боится нас на воскресенье отпускать… Что ни год, гроб во дворе школы. Кто-то романтизирует наше время. У каждого своя история, наверное, у кого-то, как в фильме про Электроника, где все крылатые качели поют. Мы тоже пели…
Нет никаких градаций, категорий и прочего. Он сам, со своей взрослостью и детскостью.
Это не коммерческая литература, здесь такая узкая целевая аудитория в виде автора и похожих на него людей, которым зайдет.
Кстати, Мартин, как хорошо, я пока кофе пила, думала ваш коммент на лучший предложить, потом со словоблудством Словоделкинским забыла. А вот вас увидела и вспомнила.
Почему у меня перед глазами Маленький принц возник? Те же эмоции после прочтения. Такая же нежная печаль с привкусом карамели, корицы и боли. И звёзды…
Автор, Вы… как сказать правильно… волшебник?
Очень долго разгонялся герой-выдра, я успела заскучать.
Нравится аллегория про сома, очень нравится, м — мудрость. Но как будто чего-то не хватила, и сама не пойму, чего именно. Наверное, описания страха Отто. Чтобы в конце было чувство, что он поплыл — и это эпически круто, ведь он избавился от страха, который так долго его мучил и из-за которого братья над ним смеялись, как-то так.
Мне понравилась созданная автором атмосфера хуторка, взаимного уважения и доверительности.
Ведь счастье, это когда тебя понимают.
ГОЛОС.
Во-первых, всё это мне это увиделось действительно по-сказочному красиво (и в жанровом смысле, и в исполнительском). Вроде как и просто, но в то же время умно, местами тонко, местами трогательно и забавно.
Я не отнесла для себя работу ни к детской, ни ко взрослой, восприняла просто как… приятную сказочную историю, которая мне оказалась близка по духу, по атмосфере, по худ.средствам и т.д.
Что конкретно мне нравится?
Нравится атмосфера. Нравится легкая, тонкая и очень добрая ирония. Нравится язык — динамичный, лаконичный, без воды и мути, остроумный (не навязчиво), продуманный в деталях, в построении фраз, их сочетании. Нравится сюжет — история реально интересная, необычная, яркая. Все сюжетные кирпичики вполне хороши. Нравится сердитое бросание ледышек и слова «Уйди, дитя» (вспомнилось «…старушка, я в печали»). Нравится энциклопедия с разделом «Пресноводные монстры» и то, что Утка называет выдрёнка птенчиком; нравятся такие милые штучки как, например, меткое «специальным серьезным голосом, предназначенным для малознакомых взрослых» или вот это мультяшное «посмотрела на Отто сначала одним глазом, потом другим». Правда, по отдельности они не работают, только в канве общей атмосферы и в конкретной ситуации.
«И, кстати, снег пахнет смертью! 一 неожиданно заорала она и, развернувшись, быстро направилась к дому». А здесь для меня целая гамма ощущений, от трагических и жалостных до комических. Я вообще не понимаю, как этот фрагмент может не нравиться, такой живой, глубокий, классный.
Мне нравится неожиданный герой – выдрят еще нигде не было, кажется. И как же хорошо оторваться от единственного, по сути, живущего в голове образа какой-то тетки-стервы («ах ты выдра крашена!») и попасть под очарование заботливой хозяюшки Выдры Бетти, ласковой мамы, мудрой, обучающей деток, передавшей пирог раненой соседке. Так вот они какие, выдры-то. ))
Мне нравится, как сначала Отто и Утка садятся «на некотором расстоянии друг от друга», а потом, после «полёта», он уже сидит у неё под крылом. И то, как она сначала всё мрачно ворчит, потом деловито объясняет и действует без лишних слов, а потом молчит, но внутри улыбается, и Отто об этом знает.
И мне нравится этот бабайка-сом, страх перед которым малышу удалось победить. И нравятся чудные объяснения малыша, почему сначала сом обязательно нападет только на него (я маленький, а вами подавится), а потом – почему больше не нападет (я вырос, не хочет же он подавиться). У взрослых тоже бывает полно личных внутренних монстров и личных объяснений, почему надо этих монстров бояться. Вот и у Утки был, хоть совсем другой, но тоже очень трудный. Взросление – это не только изменение возраста, это и важные победы над своими внутренними монстрами. Чудесная концовка – наверняка заснувший сом и спокойствие в душе.
Всё-таки не удержусь про реквизит, удостоенный спора. Пресловутая сопля вообще не смутила, но внимание на неё обратила — чисто как на несколько экспрессивное (но не особо, точно меньше второго предложения) и чуть ироничное средство, подчеркнувшее момент трогательной грусти малыша, всё. А ещё когда малыши (и не только) долго валяются на снегу, принюхиваясь, сопля неизбежна.)) Можно, конечно, просто пошмыгать или похлюпать носом, но это клише, а сопля – нет. Соглашусь, в слове можно усмотреть что-то не очень эстетичное, но я почему-то спокойно восприняла. И еще подумалось: если бы там у взрослого персонажа она была, я б однозначно напряглась, а у малыша оно привычно как-то. И еще вспомнилась смешная Пеппи Длинный Чулок. Это же она, кажется, отвечала на замечание «не ковыряй в носу» вопросом: а как, интересно, поступают взрослые, когда у них в носу чешется? И это же она, по-моему, еще сказала, что настоящая леди ковыряет в носу так, чтобы никто не видел? Я, кстати, почти не помню саму историю Пеппи, а вот это запомнилось (если ничего не путаю и это оттуда). Оно понравилось в детстве, помню. Блин, а у меня в приготовленном блоге есть сопливый нос, и теперь я волнуюсь. Раз обнаружилась некоторая токсичность соплей, наверное, заменю слово. ))
Что не очень зашло:
Второе предложение. Может, я как-то не так поняла. Какие-то идиотские конвульсии с полуприкрытыми глазами. Картинка представилась нелепая и почти выпадающая из остального мягкого юмора. Мне каж, без этого фрагмента хуже не было бы. И «вид у него в целом был не слишком интеллектуальный». Не ложится у меня тут совсем это слово. Чисто такой стебный закидон рушит атмосферу и образ выдренка, мне кажется. Если вдруг это намеренно уводит от милоты, то для меня её все равно меньше не стало.
Ну, парочка несущественных блошек чисто запятушно-недовычитанного плана.
«Он несколько раз пытался объяснить маме, почему он отказывается» — второе «он» можно безболезненно выкинуть;
«наощупь» — надо раздельно, «на ощупь»;
«Вопросы был хорошим» — вопрос;
«понял, что по чему больше» — лишнее «что»;
«Хочешь я кину в воду половник» — зпт пропущена;
«Он воткнул прихваченные с собой свечи в снег, и побежал к домику Утки», «забрался к ней под крыло, и сидел там» — а тут лишние;
«…старался понять, чем же он, снег, пахнет. Нос его дергался…» — конечно, понятно, чей нос, однако небольшая, мизерная заминка: нос снега дергался? Последним упоминался снег.
Похвала, конечно. ))
Мне остаётся констатировать, что, стоило утке закутаться в шаль, у меня пошла отсылка к любимому в детстве «Поросёнку Плюху» (в этом свете матушка Отто просто обязана связать младшенькому красный свитерок))). А потом меня из детской сказочной милоты вытащили во взрослую почти притчу, и мне в ней было хорошо. тепло. И маленький Отто с заботливым сердечком смог перерасти свой страх. и всё было очень правильно.
Поскольку именно этот рассказ меня как читателя провёл из детского состояния во взрослое, и мне нравится, как написано, и все образы и картинки очень яркие,
и потому что не может не понравиться пирог с шоколадными звёздами,
прошу уважаемого Секунданта сюда засчитать мой
ГОЛОС
Вам все удалось, спасибо.
Очень понравилось, автору огромное спасибо!