Данила Катков №1

Опасайтесь сомов

6+
Опасайтесь сомов
Работа №4. Тема дуэли: Шоколадные звезды на карамельном небе
  • Победитель
  • Опубликовано на Дзен
Текст:

Отто, младший из выводка Выдры Бетти, лежал на свежевыпавшем снеге и старался понять, чем же он, снег, пахнет.

Нос его дергался, маленькие круглые глазки были полуприкрыты, и вид у него в целом был не слишком интеллектуальный.

一 Странно, 一 наконец прошептал он, 一 запах вроде есть, а вроде его и нет. Я знаю запах речной воды, озерной воды, мыльной воды и дождя, но это все не то.

Он встал на задние лапки и отряхнул меховой живот от налипшего снега.

Когда ему не удавалось решить очередную загадку, он шел ко взрослым, но сейчас поблизости не было никого, кроме Утки, новой соседки.

Она сидела на мостках, нависающих над черной зимней водой, и сердито швыряла в воду ледышки.

一 Здравствуйте, фрекен Утка, 一 специальным серьезным голосом, предназначенным для малознакомых взрослых, сказал Отто.

一 Уйди, дитя, 一 сказала Утка, даже не повернувшись к выдренку. 一 Я уверена, что ты будешь задавать мне глупые вопросы, а это может мне сильно помешать.

Отто сделал пару шагов вперед, чтобы еще раз посмотреть на то, чем была занята Утка.

Мнение его не изменилось - она бросала в воду ледышки, а больше ничего и не делала.

一 Когда я чем-то кидаюсь, мама говорит, что я занимаюсь ерундой, 一 грустно сказал Отто, утерев лапкой выползающую из носа соплю.

Он понял, что у Утки есть какая-то нелюбовь к вопросам, но делиться своими бедами она не запрещала.

Утка искоса посмотрела на него одним блестящим глазом.

一 Твоя мама - хорошая женщина, 一 нехотя сказала она, 一 но она не понимает, что в простых с виду действиях может быть заложен глубокий смысл.

Отто просиял.

一 Точно, 一 сказал он. 一 Вот иногда я бросаю шишки в своего брата, чтобы понять, достаточно ли я быстро смогу от него убежать.

一 И как? 一 спросила Утка.

一 Пока не очень. Брат каждый раз догоняет, 一 вздохнул Отто.

一 Каждый должен знать свои пределы, 一 сказала Утка, поднимаясь на лапы. 一 И мириться с ними.

Утка выпростала из-под теплой шали одно крыло, подставив его падающим редким снежинкам.

一 И, кстати, снег пахнет смертью! 一 неожиданно заорала она и, развернувшись, быстро направилась к дому.

Отто снова лег на живот и уткнулся носом в землю. Крик Утки заставил мысли остановиться, поэтому ответ, как рыбка, скользнул в образовавшийся между мыслями промежуток.

Снег пах маминым передником после стирки. Ответ Отто был куда лучше утиного.

***

Свой дом Отто и любил, и не любил одновременно. Любил потому, что это было самое уютное место на земле. Место, пропитанное запахом семьи. Не любил же он его потому, что в гостиной, прямо в самом центре, был вырезан прямоугольник, в темноте которого плескалась вода.

Дом не был плавучим, он стоял на сваях, вынесенных вглубь речного затона, но иногда Отто казалось, что кровать его качается, а темная вода подступает все выше.

Иногда вечерами мама устраивала тренировку. Она кидала столовые приборы в воду, а дети должны были за ними нырять.

Старшие братья и сестры Отто справлялись великолепно. Они со смехом ныряли вслед за ложками и вилками, уходящими на дно серебристыми рыбками, а потом, довольные собой, выныривали с зажатыми в зубах предметами.

Этот вечер был именно такой - мокрым от брызг счастливых выдрят и звона столовых приборов.

一 Отто, твоя очередь, 一 ласково сказала мама. 一 Хочешь я кину в воду половник? Он большой, ты его спокойно найдешь наощупь. Даже глаза не придется открывать.

Отто обиженно заморгал и отвернулся. Он несколько раз пытался объяснить маме, почему он отказывается нырять в воду с заходом солнца, но она почему-то его совсем не слушала.

一 Мама, 一 сказал братец Сверр, самый вредный из всех, 一 ты что, забыла, что однажды нашего Отто в воде кто-то тронул? Он тогда столько пузырей напускал, пока обратно не выплыл!

一 Это был сом, 一 тихонечко сказал Отто. 一 Я его почти разглядел.

Мама присела рядом с ним и тронула его мохнатую макушку.

一 В наших реках не водятся сомы, 一 ласково сказала она. 一 Не надо было тебе дарить ту энциклопедию.

Энциклопедия действительно произвела на Отто колоссальное впечатление. И лучше было бы, чтобы впечатление было не таким ярким. В разделе с броским названием “Пресноводные монстры” был изображен сом, который собирался проглотить безымянную утку. Сом уже раскрыл огромную пасть, и было понятно, что в следующую секунду он схватит несчастную птицу. Больше всего Отто расстраивался из-за того, что утка на картинке совершенно ничего не подозревала и явно наслаждалась купанием.

Если днем Отто прекрасно себя чувствовал и плескался в воде с таким же удовольствием, как и любая другая выдра, то вечером ему везде начинали мерещиться сомы.

Отто бросил опасливый взгляд на воду и сделал еще пару шагов назад.

一 Скажи, братик, 一 приторно-сладким голосом сказал Сверр. 一 А почему на нас этот сом не нападает?

Вопросы был хорошим. Отто и сам себе его задавал, но со временем ответ стал очевидным.

一 Потому что я самый маленький, 一 сказал Отто. 一 А этот сом и сам еще небольшой. Вами он подавится.

Вода маслянисто поблескивала где-то внизу, братья и сестры смеялись, мама вздыхала, а Отто думал о том, что ему завтра нужно будет предупредить новую соседку. Сомы ведь особенно уток любят.

一 Мама, 一 начал Отто. 一 Почему фрекен Утка такая грустная?

一 Так у нее что-то с крылом, 一 ответила мама. 一 Не смогла вместе с остальными улететь. Вот она и решила здесь у нас перезимовать, пока крыло восстановится. Только страдает, конечно, бедняжка. Утки ведь не одиночки.

***

一 Опять ты, дитя, 一 сказала фрекен Утка, кутаясь в шаль. 一 Вообще-то я по характеру одиночка. Я, может, всегда мечтала побыть наедине с самой собой. Просто инстинкт гнал вместе со всеми то туда, то сюда.

Глаза ее затуманились, и Отто показалось, что в какой-то момент она перестала разговаривать с ним, и стала разговаривать с кем-то другим.

一 Мама вам пирог передала, 一 сказал он и поставил противень рядом с Уткой. 一 Она беспокоится, что вы свихнетесь со скуки. Птицы, сказала она, и так все с прибабахом.

一 Спасибо ей за заботу, 一 мрачно отреагировала Утка. 一 А что это за кляксы на пироге?

一 Это я сам узор придумал, 一 с гордостью сказал Отто. 一 Взял шоколадные звезды из личных запасов и положил их на тесто. Они просто немного растеклись.

Утка занесла пирог в дом и вернулась обратно к Отто с пустым противнем. Быстрым движением здорового крыла она указала Отто на мостки, приглашая его с собой.

Они устроились на мостках на некотором расстоянии друг от друга.

一 Кстати о звездах. Ты знал, что многие перелетные птицы летят и по ночам? 一 спросила Утка у Отто, болтающего лапками над черной водой.

一 Нет, 一 сказал Отто. 一 Я знаю только, что сомы могут охотиться на уток. Забыл вас вчера предупредить.

Утка посмотрела на Отто сначала одним глазом, потом другим.

一 Тут же нет сомов, 一 сказала она наконец.

一 Возможно, 一 ответил Отто. 一 Только я все равно их боюсь. И вы, пожалуйста, будьте осторожны. Так что вы хотели мне сказать про ночные полеты?

Утка, презрев опасность, спрыгнула с мостков и проплыла сначала вверх по течению, потом вниз.

一 Говорят, мы ориентируемся по звездам! 一 закричала она, хотя и плыла совсем недалеко. 一 Хотя это звезды ориентируются по нам. Иногда летишь так долго, что забываешь о том, что машешь крыльями. Кажется, что ты стоишь на месте, а над тобой плывут звезды по своим делам.

Утка закрыла глаза и позволила течению подхватить себя. Вода медленно несла ее, и внезапно Отто понял, что по чему больше всего тосковала Утка.

Когда она проплывала мимо него, он спросил:

一 А вы не боитесь темного неба? Не боитесь, что кто-то подкрадется снизу и утащит вас за собой?

一 Ты про сома? 一 приоткрыла глаз Утка.

Отто кивнул.

一 Бедный мой птенчик, 一 с неожиданным теплом сказала она. 一 То, что сейчас со мной происходит - это и есть сом в каком-то смысле. Тащит меня на дно. А когда я лечу, я ничего не боюсь.

***

Ночью Отто никак не мог заснуть. Напоследок Утка рассказала ему еще одну удивительную историю из мира перелетных птиц - оказывается, у них прямо в клюве есть компас. Дальше было что-то про магнитные поля, но Отто мало что понял. Самое главное, что у него, по словам Утки, тоже было что-то вроде прибора ночного видения - его усы.

Отто трогал лапкой свои усы, еще маленькие и очень нежные, и никак не мог поверить, что они годятся на что-то кроме того, чтобы в них застревала рыбья чешуя.

Он представил себя на месте Утки. Он летит в ночном небе. Сверху звезды, внизу непроглядная темнота. Усы его роскошны. Они струятся вдоль него, чутко считывая все, что происходит вокруг. Вот снизу надвигается что-то огромное с бездонной глоткой, но усы подсказывают ему это - и Отто ловко уклоняется. Он лавирует между небесных сомов и смеется от радости.

Так и заснул радостный.

一 Забыла спросить, 一 сказала мама, убирая посуду после завтрака. 一 Нашей соседке понравился карамельный пирог?

一 Думаю, да, 一 ответил Отто, подумав. 一 Там были звезды.

Фрекен Утка таскала воду из речки и заливала ею дорожку вдоль мостков.

一 Больное крыло тоже надо нагружать, 一 сказала она подошедшему Отто. 一 Уже все срослось, а мышцы никакущие. Но ты тоже подсоби.

Молча они ходили от реке к дорожке и обратно - Утка с ведром, Отто с черпачком 一 и молчание это было самым легким и приятным.

一 Все, 一 сказала Утка, обозревая результаты их работ. 一 К вечеру все замерзнет. Ты, птенчик, приходи, если сможешь. И попроси у мамы пару свечей, пожалуйста.

Отто вечера дождался с огромным трудом. Время тянулось медленно и тягуче, как карамель.

一 Беги, малыш, 一 сказала мама, выставляя на полку последние вымытые чашки. 一 Свечи на полке у двери.

Дорожка вдоль мостков была похожа на взлетно-посадочную полосу, хотя Отто об этом и не знал. Он просто видел гладкую ледяную поверхность, лоснящуюся в свете расставленных вдоль нее свечей.

Он воткнул прихваченные с собой свечи в снег, и побежал к домику Утки.

Утка распахнула дверь, не дожидаясь его стука.

一 Ну, пошли, 一 сказала она Отто и подхватила его под лапку. 一 Чур, я первая.

Отто старался не смеяться, когда Утка брала разбег. Она бежала, смешно переваливаясь с лапы на лапу и вытянув вперед шею. Подбежав к дорожке, она поджала лапы и плюхнулась животом на лед.

Она быстро покатилась по ледяной дорожке, прикрыв глаза.

一 Теперь на лапах, 一 сказала она и вернулась на исходную позицию.

Снова разбег. Только сейчас Утка уже не скользила на животе, а балансировала на перепончатых лапах, помогая себе крыльями.

Больное крыло все еще больше висело, но даже им она сделала несколько взмахов.

一 Я лечу, 一 сказала Утка, скользя мимо Отто, 一 и вижу звезды.

Свечи действительно мерцали. Точь-в-точь как их старшие сестры на небе.

Отто тоже прокатился. Не раз и не два. Он смеялся в голос, а Утка молчала, хотя Отто знал, что внутри она улыбается.

Уставшие, они сели на мостки над черной водой.

一 Спасибо, 一 вдруг сказала Утка. 一 Мне не хотелось летать в одиночестве.

Она подняла крыло, которое было ближе к Отто. Здоровое ли, больное - уже было не разобрать.

Отто забрался к ней под крыло, и сидел там так долго, что ему даже сделалось жарко.

一 У вас нет с собой половника? 一 спросил он у Утки.

一 Нет, 一 сказала Утка.

一 Тогда я просто нырну, 一 решился Отто.

Он тихо скользнул в воду, перевернулся на спину и поплыл вниз по течению. Пушистый снег падал с неба ему на нос и тут же таял.

一 Сом уже наверняка спит, 一 думал Отто. 一 Да и я уже вырос. Не хочет же он подавиться.

Дорожка с огнями уплывала от него вместе с темным силуэтом Утки. И было так тихо, так спокойно. 

Другие работы:
Конкурс завершен:
Да
+14
01:04
1980
08:03
+2
О, это здорово. Спасибо! thumbsupangel
08:55 (отредактировано)
+2
Красивая сказка. Иногда стоит поделиться сомнениями и страхами с другим, чтобы перестать самого себя пугать. Так что Утка тут как раз вовремя попалась.
Перечитала все истории. Кажется, ваша лучше прочих (хотя и про ежа очень даже хороша). Потому ГОЛОС оставляю здесь.
«понял, что по чему больше» — может, здесь «что» не нужно?
10:19
+2
Шикарный текст. И не Андерсен, и не Лагерлёф, а своя, тёплая, образная, глубокая и красочная. Даже брательник и тот получился, а у него лишь несколько строк.
Про имя я только не уверен — Отто… тогда и утку бы может назвать?
10:24 (отредактировано)
+1
Выдра — otter — Otto, думаю, тут игра с переводом.
10:40
А, отлично тогда. Спасибо. (прошу у автора прощения, что поленился пополнить свои некудышние знания)
10:48
А, знаю ещё, к чему бы придрался — к названию)
ГОЛОС
11:44
Козлов
14:26
Возможно. Но у него как-то мелодичнее, философичнее, лиричнее и медленнее.
14:28
Да… но тоже, про туман и лошадь. Я там ниже пораззорялась про нарушение потоковости)
10:23
+1
Не хочу даже думать о недочетах, это ГОЛОС без вопросов! Прекрасно.
12:49 (отредактировано)
и внезапно Отто понял, что по чему больше всего тосковала Утка.

Ошибка вычитки.

Утка кутается в шаль, потом плавает в этой же шали, выдры пользуются половниками… А, ну да. Сказка же.
О детских страхах и способах их преодоления.
Ну сказка и сказка. Я просто вырос давно. И мне она неинтересна. А способ подачи через сюр — ну так себе. (Не люблю «Жизнь насекомых»).
13:22
+3
Рукалицо. У вас все, что не ультрареализм — сюр? Любая сказка? Бросаетесь словами — так бросайтесь хотя бы правильно.
13:30
+5
Бойтесь Казусов, аргументы приводящих!
13:32
+3
Не сбивайте человека! Он пишет самые уморительные комментарии! Где ещё напитаешься такой утонченной бестолковостью?
13:38
+1
Это специально для вас. Подпитывайтесь. Мне не жалко.
Комментарий удален
13:38
+1
Смотрите, он даже отстаивает свою правоту! Это после четырёх отзывов, в которых едва ли пять слов останется, если всю чушь вычистить. Разве ж это не прелесть! Дайте свободу правдорубу!
13:44
едва ли пять слов останется, если всю чушь вычистить.

Вы определитель чуши? Может, ещё и чистить найметесь?
13:46
Не потянете по $$$, слишком дорого беру
sad
13:49
Так мне и не надо. Я не для себя спрашиваю. А вы по каким приборам это делаете? Или магическим путём? И диплом определителя есть? Тут многие интересуются.
13:52
Скучно. Не вывезли вы, Казус! Даже такое несложное(( Эх! А я возлагал на вас надежды………………….
13:55
Не вывезли вы, Казус!

Спасибо, что не запрягли. Скучайте дальше.
13:56
+2
Многим не нравятся детская проза, на конкурсах они прям слюной брызжут по этому поводу, мол для детей фу-фу-фу подавайте нам фантастику. Не, я понимаю, что у каждого свои вкусы, но вот такой категоричной постановки вопроса не понимаю. Видимо, и в дуэлях так же.
14:10
Я не люблю. Слюной не брызжу, конечно, но считаю, что на взрослых конкурсах детской прозе не место. У нее принципиально другие критерии оценки. Это не сильно лучше, чем на конкурс прозы слать поэзию или на конкурс живописи гравюру. Всему своё место.
14:17
Если бы ей там было не место, об этом бы упоминалась в условиях конкурса, но этого там нет. Там даже поджанр сказки упоминается, как принимаемый жанр. Да таже научная фантастика может быть написана для детей (привет Киру Булычёву!), что ж теперь из-за тех кто против вообще не участвовать тем, кто любит писать сказки?
14:26
+1
Участвовать можно даже с реализмом — никто не проверит в большинстве случаев. Но это будет участие ради участия. Ну просто потому что не выиграет в таком конкурсе сказка. Исключения, если и есть — единичны. Потому что читатель пришел за другим.

Ну и да. Сказки таки бывают разные. В том числе — сказки для взрослых (такая, помнится, в финале была). А потому речь реально не про жанр, а именно про возрастной ценз.
14:30 (отредактировано)
+2
Слово сказка слишком всеобъемлющее. Детская сказка — понятие уже. Дело в сложности символов/образов и внутреннем наполнении. Даже в целях написания. Для меня детская проза обязана нести некую смысловую нагрузку, видную на поверхности, доступную детям.

В кулинарной теме приведу ещё одно околокулинарное сравнение. Конкурс десертов и вторых блюд обычно разные вещи, которые разделяют. Можно, конечно, запихнуть в одно мероприятие, но как сравнить мороженое и борщ, ума не приложу.
14:51
+2
Я согласна с вами, что победить шансов не будет, но и согласитесь, что оценивать «я толком не читал, но ставлю вам 2, потому что для детей» Это тоже неверный подход.
И да, сказки бывают разными, полностью согласная.
PS: я вот, к слову, на дух не переношу постапок, но не позволяю себе судить текст исходя из этого.
Мы как-то совсем засорили комментарии к работе. Потому предлагаю мирно свернуть обсуждение. angel
14:54
+1
Согласна в сказке должна быть мораль и какое либо поучение.
14:56 (отредактировано)
+2
«я толком не читал, но ставлю вам 2, потому что для детей»
не, об этом речи не было.
разговор же о «при прочих равных» и «чаша весов склоняется в пользу»

И ничего мы не засорили! У нас серьёзный разговор о жанрах. А не то, что там выше tongue
15:01 (отредактировано)
Началось всё с того, что «это для детей, значит по определению плохо и не место тут». Прочее равно не пытаются оценить. Вот в этом и беда, и к этому претензия.
Я отмечу, что это моё личное мнение, оно не претендует на какую либо истину.
15:39
+3
Помнится, когда был сказочный турнир, подробно освещались и отличительные признаки:
litclubbs.ru/news/921-tri-pravila-ot-princessy-skazok.html
17:04
Искусность автора вполне можно оценить вне зависимости от жанра произведения, как мне кажется.
17:19
Вот только оценивается не абстрактная искусность, а конкретный рассказ. И выигрывает рассказ. И сравнивать нужно рассказы. А как сравнить даже не разные жанры, а разные подходы к литературе? То, что работает в детской сказке, во взрослой НФ будет уже минусом. И как прикажете оценить искусность, если даже логика повествования принципиально другая? Только красоту стиля? Так и он в детской литературе будет ожидаемо проще, даже примитивнее. И я просто не узнаю, а может ли автор вообще писать иначе, серьезнее?
17:38
Магреализм с НФ разные особенности имеет, а уж если с элементами хоррора или абсурда…

Просто не надо всякую скучную лабуду валить в «сказку» или в детское.

Вот ЦА — другой вопрос.
20:29
Ну, искусность, конечно, понятие не вполне объективное, но язык можно оценить в каком угодно произведении, ошибки у нас тут часто тут и сям, да и свои собственные замыслы авторы часто до ума не доводят. В конкурсах другое дело, но в дуэлях… Я с вами отчасти согласен, но на таком уровне, думаю, не принципиально.
20:32
Ошибки? Серьёзно? Вы видите или видете?
21:27
Не обязательно орфографические.
21:29
Да язык-то оценить можно. Но, по-вашему, язык — единственное, что надо оценивать? Да нет, это и близко не бОльшая часть. Это минимум. Я вероятнее проголосую за хороший, но (до некоторой степени) косноязычный рассказ, чем пустой с хорошим языком.
21:34 (отредактировано)
Нет, не единственное, что можно объективно оценить. Вот есть у нас сказка и есть фантастический рассказ (в теории, не тут). Сказку человек написал для определенной ЦА, задачу выполнил, идею донес, детям радость, взрослым тоже что-то интересное заложил. А вот условный фантастический рассказ ушел в никуда, идея не раскрыта, персонажи плоские, композиция страдает, архитектонику похоронили… Не вижу никакой проблемы оценить оба.
21:43
Вы взяли два крайних случая. При таких вводных можно даже рисунок с рассказом сравнить. Проблемы начинаются, когда оба рассказа написаны нормально (а это 80% случаев), но критерии расходятся, как в море корабли.
21:46 (отредактировано)
Если оба рассказа написаны хорошо, это может быть проблемой. Тогда люди будут голосовать за то, что им отозвалось. Прямо как сейчас… Ой!
Нет, я правда частично согласен, просто на мой вкус даже сейчас — 4 рассказа написаны нормально, но мой голос для меня был очевиднее некуда, пусть и за сказку.

В какой дуэли у вас в последний раз возникало затруднение? Для интереса.
14:05
+2
Отличная сказка))) С удовольствием прочитал, не смотря на то, что взрослый и давно вырос tongue
Особенно понравилась прямота и детская непосредственность Отто в беседе с Уткой smile
14:40 (отредактировано)
+1
Ну, ещё б лешим сказки не нравились.)
14:34 (отредактировано)
Борьба со страхами, отдельно со страхом темноты. Взаимоотношения со взрослыми, отдельно с родительским непониманием. Взаимодействие с миром, отдельно доверие к окружающим. Много чего ещё, если захотеть искать, и про отношения с братьями/сестрами, и про веру в свои возможности…

Терапевтично и особо важно для детей) (Где Мария?)))) Спасибо автору!
18:09
Этот рассказ тоже мой, хватит спамить своими сказками мне на почту, лучше хвалите давайте.

Как видите, и здесь я уделяю внимание запахам и пространству, пришлось самой сходить понюхать снег, чтобы подготовить убедительное начало.

Выбран классический фрейм авторской сказки про животных, живущих понятной человеческой жизнью, но без дурацких человеческих условностей. Хотя Утка скорее считается местной сумасшедшей.

Разумеется, сказка рассказывается не столько для детей, а больше для их родителей, которым понятно, с кем разговаривает утка, рассказывая о своём характере и что за сом тащит нас всех на дно.
Ну и много терапии, потому что она всем нужна.
19:29
Здравствуйте, #негры#!

Вы искали вакансии и подписались на получение новых вакансий по этому поисковому запросу.

Продуктовый редактор (English)
от 70 000 до 85 000 руб.
Вайт Код, Санкт-Петербург, м. Петроградская

SMM маркетолог (English)
от 60 000 до 85 000 руб.
Вайт Код, Санкт-Петербург, м. Петроградская
06:09 (отредактировано)
Тоже ну и чё.
Ну тоже детская сказка-история. Главный герой — сопля выдры.
Написано тоже хорошо, не считая (тоже) незначительных ошибок с запятыми.
По стилю, качеству, текст мало отличается от всех соперников. Все авторы нынче однозначно умеют писать. Нет явного аутсайдера.
Поэтому выбирать сложновато.
Ну хорошо, эта детская сказка всё же глубже соседней детской сказки. Взрослее. Объёмнее по смыслу. Поэтому однозначно выигрывает в сказочном жанре. Плюсом и милота, атмосфера, некий литературный уют сказочного мирка. Но однозначно сказать, что это безоговорочный лидер в дуэли, я не могу.
Такое ощущение, что все авторы могут лучше. Что просто тема оказалась неподходящей или вдохновение отвернулось на время.
11:31
+1
А что тут детского?
11:32
Антуражка.
11:32
+1
Ну так она ж тень на плетень
11:33
А сопля?
11:34 (отредактировано)
Приведите мне хоть одно детское классическое произведение, где будет это слово. Кровь будет, слеза будет, но никаких соплей и прочих выделений
11:36
Это слово всегда вызовет восторг среди детей.
Только взрослые писатели этого не знают.
Поэтому используют другие приёмы.
11:37
+1
Вы плохо знаете детей. Они посмеются над странным взрослым, который заговорил с ними на эти темы. Они мудрее, чем вы думаете.
13:51
Вам виднее про детскую мудрость, конечно. Но по отдельности они себя иначе ведут, чем вместе. Вот возьмите и прочитайте завтра эту сказку трёх-пятиклассникам. И посмотрите, на каком слове они засмеются.
Однако я не спорю, что эта сказка для взрослых. Но и для детей. Только дети увидят здесь историю, действия героев. А взрослые найдут признаки притчи и, может быть даже, отсылки, намёки. Стикс, Харон и прочее.
То есть сказка многоуровневая. И это вроде бы хорошо.
Если бы не сопля.
Она всё же уверенно попала в ЦА. Простые понятные действия-триггеры. Способ удержать внимание детской аудитории.
Поэтому заметно, что сказка гораздо взрослее соседней. Но мне не понравилось, что для взрослой она недостаточно взрослая. А для детской… соответственно.
14:00 (отредактировано)
Да с чего вы взяли, что детям эта сопля необходима-то?
Что б ее детям вслух читать, ее допиливать и допиливать надо. Что она им даст? Ничего. Мы с ними Чехова «Мальчики» почитаем.
14:58 (отредактировано)
Вопрос не в том, кому она необходима. А в том, зачем она в тексте. Вот вас резануло, значит, не для вас она здесь. А для кого?
Для кого у клоуна красный нос? Бесили меня детстве эти носы и сейчас бесят. Но это маркер. Надо смеяться. Маркер для самых маленьких. Большой, красный, на самом видном месте.
А здесь сопля для меня — маркер несерьёзности. Нет, не детскости сказки, а детскости, незрелости текста.
Если же воспринимать эту сказку как историю, без подтекста, то подобные маркеры нужны для удержания внимания ЦА. Это простые, понятные и представимый моменты. Вот «Умка» — это тоже история про животных. Тоже сказка. И там подобные приёмы используются. Шапка, нос, отражение. Соплей там нет, но есть в американских мультфильмах или фильмах уровня «Мистера Бина». А кто у них ЦА?
15:02
Вопрос не в том, кому она необходима. А в том, зачем она в тексте. Вот вас резануло, значит, не для, вас она здесь. А для кого?

Die Geschichte von Herrn Sommer
15:07
Ну, подождите, много всего получается. Выйдет автор, спросим, чего он сопли развесил.
Умка… нет, тут скорее Козлов, я уже говорила и Ветер в ивах.
Про американское и русское. Ну что вы в самом деле сравнили две культуры… Это нам до дикого Запада копать придется, почему к них так, а у нас этак. Мы ж не на Америку нацелились. Нам дай бог с двумя цивилизациями на нашей территории разобраться.
Сказка направлена отличать добро от зла, плохое от хорошего. От того, что ребенок постоянно под воздействием воспитания, у него это вообще обострено. Грязный, сопливый, неопрятный — не есть хорошо, это не смешно, это неправильно, все дети хотят быть хорошими. Неряха-лентяйка противопоставляется прилежной-работящей. Поэтому маркировать положительный персонаж таким образом, ну это Паркер взрослым, наверное. Блин, ну че мы весь день это мусолим, я вообще, считаю это косяк текста.
15:21
+2
Я, если честно, очень смеюсь над вопросом «кому нужна сопля?!» и над масштабностью обсуждения, это не в обиду, а тоже посмеяться. Я вообще эту соплю пропустил, читая… Грешок, конечно, ну и говорит табуированность телесного в русской культуре (на западе действительно никто никогда бы в эту соплю и не прилип), но на мой вкус грешок совершенно незначительный в сравнении с… недочетами некоторых конкурентов
15:33
Ну что вы, это ж важно для критики мироздания))) на самом деле вопрос для целого блога. Ибо дьявол в деталях. Сколько раз было — зацепится читатель-критик за какую-нить соплю, и все, капец котенку, т.е. рассказу. Особо если на конкурс пишешь, там главное, никого не выбесить вот такими «маркерами». Сейчас ничего на ум не приходит, но у меня были частные случаи, когда за деревьями леса не видели и целые баталии под текстами на тему, не имеющую сюжетообразующего значения.
А конкурентов не читала, может, и не почитаю. Сравнение наше все, но надо помнить, если текст пойдет к читателю, там не будут сравнивать арбузные корочки с поросячьими хрящиками. Текст должен быть самодостаточным.
Об особенностях дуэльных чтений тоже лучше говорить отдельно
15:34
опять всухую прошел
07:48 (отредактировано)
+9
Я прям не знаю, что сказать. Вот с уважаемым Водопадом спорить не хочу, а с Казусом ругаться — против ветра плевать.
Но эта позиция — ой, сказка, значит детская, значит фу-бе, я уже вырос… Дать вам взрослую литературу? Вот что взрослого в литературе надо? Кишок вырванных, потрахушек, разговоров о чём — о мужиках козлах и бабах дурах? Дракону бревно в задницу запулить — это да, это по-взрослому.
Да тьфу!

История о страхах, о смерти, о мужестве, о красоте мира, об общении, о дружбе, о поддержке, об оптимизме, о нестандартности и «беловороности» — этого мало что ли?

Это только для бестолковых детишек? Тогда у меня для вас новости — вы ещё не выросли.
08:22 (отредактировано)
Чего вы все ко мне с бревном пристаете? Невиноватый я.)))
10:14 (отредактировано)
+1
Нет, я не против жанра.
И всегда стараюсь оценивать в жанр. Если автор выбрал сказку, то нужно оценивать, как ему удалось написать именно сказку. А другой вон выбрал анекдот. Так надо оценивать как анекдот. Или ещё один написал в жанре непойми чего. Тут уже сложнее, но тоже можно постараться.
Так вот, внутри жанра каждую работу оценить нетрудно. Сложнее сравнить их между собой. Очень трудно избавиться от вкусовщины. Вот я (гипотетический я) вырос из сказок или не смеюсь над анекдотами.
Как мне быть? (Вопрос риторический.)
10:41
+4
Сидит старый шотландец в пабе, сидит, пивко потягивает, трубку курит.
Сидел, сидел и говорит: — Вот эту мельницу, построил я сам, ОДИН(!)…
собрал камней, намесил раствор и построил… но почему-то никто не
называет меня Макфларен-строитель мельниц.
Посидел, отхлебнул пива, затянулся.
— Вот этот сад, в котором сейчас самые большие урожаи фруктов и ягод,
посадил я сам, ОДИН(!)… все радуются и собирают плоды. Но почему-то
никто не называет меня Макфларен-садовник.
Посидел, отхлебнул пива, затянулся.
— Вот этот мост, построил я сам, ОДИН(!), спилил деревья, ошкурил и
сделал мост, теперь по нему ездят машины, ходят люди. Но почему-то никто
не называет меня Макфларен-строитель мостов.
Посидел, отхлебнул пива, затянулся.
— Но стоило один раз выебать эту несчастную овцу написать рассказ про бревно в жопе...
11:42
13:47 (отредактировано)
Лучше бревно в заднице гипотетического дракона, чем вибратор с лапками бревно в чьем-то глазу. Могу еще написать. Мне не жалко. Я еще и не на такое способен. laugh
15:04 (отредактировано)
а с Казусом ругаться
И не мечтайте. Я с вами сроду не ругался. И не собираюсь. За что с вами ругаться?)
И зачем? Мы с вами всегда обсуждали любые вопросы спокойно. Все бы так умели.))
16:00
+1
Я и говорю — ни к чему. drink
11:39
10:11
По-моему, классная сказка. Ярко, ёмко.
Пока прочитаны две работы, эта на голову выше для меня по всем параметрам.
10:40
Я так понимаю, больше обсуждаем, не стыдно ли писать сказки на дуэли, ведь они типа для детей, да.
11:06 (отредактировано)
Я-то пока обсуждаю чисто работы, сравниваю типа.
А что до сказка-не сказка, мне едино. Без разницы. Из классной сказки и фиговенького взрослого я выберу классную сказку, разумеется. То есть качество. Конечно, не стыдно. )
11:30
1. нет, не стыдно. Для детей, пожалуй, писать — самое трудное. Но тут и усилия не приложены.
11:37
дык потому что для взрослых сказка
11:38 (отредактировано)
ну… для взрослых сказки писать в разы легче
11:44
да, просто мой верхний камент передавал недоумение от обсуждения рассказа в контексте «как мне оценить детское?»

как будто за формой даже одним глазком на содержание не взглянули
11:45
так и не взглянули. Первый абзац продиагоналили и пошли.)))
11:27
М… Я не знаю пока, буду рассуждать. Мне не понравилось. Больше всего мне не понравилась сопля. Я не вижу ни одной причины необходимости этой отталкивающей детали.
Возрастное ЦА мне не понятно. Скорее для взрослых, детям такое точно не надо, с запахами смерти. Не то что им не надо про смерть, они прекрасно считывают весь мрачняк Андерсена, но там нет этой подачи в лоб. Там ее в принципе нет из-за иной культуры.
Стилизация подкупит взрослого читателя, уставшего от сводок с фронта, но не способного отделаться от давления кризиса. И с этой стороны текст, безусловно, хорош. У него будет свой восторженный читатель, но не я, не я. Для меня это слишком завуалировано. И дело не в непонимании. Если я захочу в мир детства, я почитаю детское, для меня не надо спецом ничего выкручивать. Этот баланс замечательно соблюдал Линдгрен, Киплинг, Янсон, тот же Андерсен, даже Петрушевская.
11:45 (отредактировано)
+1
От лица всех бывших мрачных детей-готов скажу, что очень мы любили и меланхолию, и мрачняк, и если никто не помер от грусти, то зачем такое вообще читать… А Морра из «Муми-троллей» — ролевая модель :D

Но насчет ЦА действительно согласен, тут больше мы — ЦА, а не условные карапузы.
11:51
+1
Здравствуйте, дети! Рада вам. Дело не в мрачняке. А в табу на слово. Так-то смертью пропитан Андерсен: подземелье крота, Оле, девочка со спичками. Но опять же там у них жизнь вечная, он не особо нам тут пригодится. В народных вещах это путь туда и обратно к яйцу в зайцеутке. Но… это всегда тайна, это табуировано словом, поэтому оно не отталкивает, не отпугивает, не рушит пространство сказки трагизмом реальности. Вот что важно.
Или:
— Здорова ли Кострома?
— Захворала-померла, а потом как вскочу и пошла блины печь. Но это другое пространство и я б не хотела сюда впутывать фольклор, а то мы уйдем с вами в тридевятое.
12:24
Хмм, ну тут с фольклором мы разольемся мыслию по всему лесу, потому что смерть в фольклоре совсем не табу, а традиционные колыбельные и вспомнить страшно:
Баюшки, баю!
Не ложися на краю.
Заутро мороз,
А тебя на погост!
Дедушка придёт,
Гробок принесёт,
Бабушка придёт,
Холстинки принесёт,
Матушка придёт,
Голосочек проведёт,
Батюшка придёт,
На погост отнесёт.
Баюшки, баю,
Колотушек надаю!

В сказках и каннибализм, и все дела. Но тут у нас сказка авторская, современная, на дворе век двадцать первый, а не девятнадцатый, так что о смерти в лоб детям, может, и не говорят. Не знаю. От меня как-то это никогда не скрывали, никаких небес не рисовали, смерть детей, как и все табуированное, я считаю, как раз таки очень привлекает. Маты нельзя? Значит надо. О смерти нельзя? Значит надо. Интересно же. Да и вообще, когда там у детей одержимость смертью случается? В 9 лет в среднем, кажется, начинают задаваться вопросами и погружаться в темные материи. Недавно с учеником-пятиклассником обсуждали этот период его жизни.
12:33 (отредактировано)
наверное, просто плохо мысль доношу. Я не о теме смерти. Я о подаче.
Ну ок, давайте прикинемся, что текст выше для детей. Перед нами пространство, где животные хуманизированы куда дальше фольклорных архетипов. Т.е. за выдроутками дети-тетки. И тут, тетя поворачивается и после чудачества с льдинками, мимимишного, такая: «запах смерти!»
И тут же обратно: хихи — хаха.
Есть у слов такая особенность — без ножа резать, вот тут она.
Есть такие вещи, которые больше для автора, чем для читателя. Там это уместно, но на широкую детскую, не надо так. Не то, что о смерти не надо, надо больше текстовой работы. Ребенок в игровом пространстве. Для него игра — способ постижения реальности. У игры свои законы. Нужно играть по правилам. И фольклор по ним гениально просто играет, или они из фолклора. Жмурки возьмите. Паночку хоронили в детстве? или это только девочки делают? Похороны кукушки. Но… Это всегда путешествие туда-обратно, если речь о герое, а не о хлебе-солнце)
Комментарий удален
13:17
Не смешно
13:19
Кстати, ничего страшного в Колыбельной. Все в уменьшительно-ласкательных. Сон-смерть в фольклоре, как вода-небо.
13:21
+1
Чот я вспомнила как любила лет в 11 про «спит убитая лисичка»…
13:22
Я в 11 перечитывала про убитого Колю Мяготина
Комментарий удален
13:25
Говорят, осознание конечности жизни наступает примерно с 14. Поэтому принято считать, что и ответственность за убийство с 14. А до этого, дети не ведают. Ну на каком-то уровне не контролируют действия.
У нас случай был, дома играли в догонялки, одного загнали на балкон, а он в пылу вниз и спрыгнул. Обошлось переломами.
13:26 (отредактировано)
Я разве сказала: «Не смешно, попробуйте еще»?
Комментарий удален
13:31
Ну я так понимаю в прыжке с балкона играет роль и общая неразвитость мозга: по-моему, анализ рисков лет с 12 только развиваться во взрослое начинает, а завершает ещё позже.

Познание смерти у меня начиналось со взрывов домов. 11 сентября (мы это обсуждали в школе, помню). Норд-Ост. Беслан. Тоже нарративы и пища для размышлений, сказки как-то более абстрактно воспринимались. Хотя я понимала, что девочка со спичками умерла, какие блин ангелы))
13:57
Ну, я взрывы во взрослом возрасте застала на Норд-Осте была за месяц до. Все это обревела… У меня в детстве смерть была рядом. Дома нам не взрывали. За нами не смотрели.
Как мы относились к смерти друзей… философски. Прощались школой. Учительница орала, что боится нас на воскресенье отпускать… Что ни год, гроб во дворе школы. Кто-то романтизирует наше время. У каждого своя история, наверное, у кого-то, как в фильме про Электроника, где все крылатые качели поют. Мы тоже пели…
13:58
А вы и рад
13:58
Есть всё же разница, выходит? У меня никто не погиб из знакомых. От болезней умирали, бывает, но рак подростковый такая штука…
14:01
Я же говорю, что по уму правильнее. Всё, закрыли тему.
14:01
Мужик сказал — мужик сделал, и не надо напоминать об этом каждый год
14:02
Вот. Времена меняются. Я надеюсь.
11:55
Кстати, о птичках. Вспоминайте, как виртуозно подан образ мальчика-смерти в Питере Пене. Это ж самое веселое приключение. Настолько, что до многих так и не доходит суть ГГ
14:13 (отредактировано)
+1
Кстати, насчёт ЦА. Я тут подумал, что автор же может писать чисто для себя. У него ЦА в единственном числе, он сам.
Нет никаких градаций, категорий и прочего. Он сам, со своей взрослостью и детскостью.

Это не коммерческая литература, здесь такая узкая целевая аудитория в виде автора и похожих на него людей, которым зайдет.
14:15
+1
Может. Но опубликованный текст отрывается от автора и живет своей жизнью, а там ЦА.
Кстати, Мартин, как хорошо, я пока кофе пила, думала ваш коммент на лучший предложить, потом со словоблудством Словоделкинским забыла. А вот вас увидела и вспомнила.
17:37
ГОЛОС.
Почему у меня перед глазами Маленький принц возник? Те же эмоции после прочтения. Такая же нежная печаль с привкусом карамели, корицы и боли. И звёзды…
Автор, Вы… как сказать правильно… волшебник?
17:57
Как-то меня сначала выбил из колеи истории крик утки, что снег пахнет смертью XD Вообще интересный получился утиный образ, забавный и необычный.
Очень долго разгонялся герой-выдра, я успела заскучать.
Нравится аллегория про сома, очень нравится, м — мудрость. Но как будто чего-то не хватила, и сама не пойму, чего именно. Наверное, описания страха Отто. Чтобы в конце было чувство, что он поплыл — и это эпически круто, ведь он избавился от страха, который так долго его мучил и из-за которого братья над ним смеялись, как-то так.
Тема здесь конечно с краю прошлась. А вот доп. условие — Уточка, прям второй главный герой. И в общем, это правильно, ведь роль учителя не умаляет роль семьи.
Мне понравилась созданная автором атмосфера хуторка, взаимного уважения и доверительности.
Ведь счастье, это когда тебя понимают.
ГОЛОС.
23:57 (отредактировано)
+5
Вернулась сюда с однозначным ГОЛОСом и обещанной похвалой.
Во-первых, всё это мне это увиделось действительно по-сказочному красиво (и в жанровом смысле, и в исполнительском). Вроде как и просто, но в то же время умно, местами тонко, местами трогательно и забавно.
Я не отнесла для себя работу ни к детской, ни ко взрослой, восприняла просто как… приятную сказочную историю, которая мне оказалась близка по духу, по атмосфере, по худ.средствам и т.д.
Что конкретно мне нравится?
Нравится атмосфера. Нравится легкая, тонкая и очень добрая ирония. Нравится язык — динамичный, лаконичный, без воды и мути, остроумный (не навязчиво), продуманный в деталях, в построении фраз, их сочетании. Нравится сюжет — история реально интересная, необычная, яркая. Все сюжетные кирпичики вполне хороши. Нравится сердитое бросание ледышек и слова «Уйди, дитя» (вспомнилось «…старушка, я в печали»). Нравится энциклопедия с разделом «Пресноводные монстры» и то, что Утка называет выдрёнка птенчиком; нравятся такие милые штучки как, например, меткое «специальным серьезным голосом, предназначенным для малознакомых взрослых» или вот это мультяшное «посмотрела на Отто сначала одним глазом, потом другим». Правда, по отдельности они не работают, только в канве общей атмосферы и в конкретной ситуации.
«И, кстати, снег пахнет смертью! 一 неожиданно заорала она и, развернувшись, быстро направилась к дому». А здесь для меня целая гамма ощущений, от трагических и жалостных до комических. Я вообще не понимаю, как этот фрагмент может не нравиться, такой живой, глубокий, классный.
Мне нравится неожиданный герой – выдрят еще нигде не было, кажется. И как же хорошо оторваться от единственного, по сути, живущего в голове образа какой-то тетки-стервы («ах ты выдра крашена!») и попасть под очарование заботливой хозяюшки Выдры Бетти, ласковой мамы, мудрой, обучающей деток, передавшей пирог раненой соседке. Так вот они какие, выдры-то. ))
Мне нравится, как сначала Отто и Утка садятся «на некотором расстоянии друг от друга», а потом, после «полёта», он уже сидит у неё под крылом. И то, как она сначала всё мрачно ворчит, потом деловито объясняет и действует без лишних слов, а потом молчит, но внутри улыбается, и Отто об этом знает.
И мне нравится этот бабайка-сом, страх перед которым малышу удалось победить. И нравятся чудные объяснения малыша, почему сначала сом обязательно нападет только на него (я маленький, а вами подавится), а потом – почему больше не нападет (я вырос, не хочет же он подавиться). У взрослых тоже бывает полно личных внутренних монстров и личных объяснений, почему надо этих монстров бояться. Вот и у Утки был, хоть совсем другой, но тоже очень трудный. Взросление – это не только изменение возраста, это и важные победы над своими внутренними монстрами. Чудесная концовка – наверняка заснувший сом и спокойствие в душе.

Всё-таки не удержусь про реквизит, удостоенный спора. Пресловутая сопля вообще не смутила, но внимание на неё обратила — чисто как на несколько экспрессивное (но не особо, точно меньше второго предложения) и чуть ироничное средство, подчеркнувшее момент трогательной грусти малыша, всё. А ещё когда малыши (и не только) долго валяются на снегу, принюхиваясь, сопля неизбежна.)) Можно, конечно, просто пошмыгать или похлюпать носом, но это клише, а сопля – нет. Соглашусь, в слове можно усмотреть что-то не очень эстетичное, но я почему-то спокойно восприняла. И еще подумалось: если бы там у взрослого персонажа она была, я б однозначно напряглась, а у малыша оно привычно как-то. И еще вспомнилась смешная Пеппи Длинный Чулок. Это же она, кажется, отвечала на замечание «не ковыряй в носу» вопросом: а как, интересно, поступают взрослые, когда у них в носу чешется? И это же она, по-моему, еще сказала, что настоящая леди ковыряет в носу так, чтобы никто не видел? Я, кстати, почти не помню саму историю Пеппи, а вот это запомнилось (если ничего не путаю и это оттуда). Оно понравилось в детстве, помню. Блин, а у меня в приготовленном блоге есть сопливый нос, и теперь я волнуюсь. Раз обнаружилась некоторая токсичность соплей, наверное, заменю слово. ))

Что не очень зашло:
Второе предложение. Может, я как-то не так поняла. Какие-то идиотские конвульсии с полуприкрытыми глазами. Картинка представилась нелепая и почти выпадающая из остального мягкого юмора. Мне каж, без этого фрагмента хуже не было бы. И «вид у него в целом был не слишком интеллектуальный». Не ложится у меня тут совсем это слово. Чисто такой стебный закидон рушит атмосферу и образ выдренка, мне кажется. Если вдруг это намеренно уводит от милоты, то для меня её все равно меньше не стало.

Ну, парочка несущественных блошек чисто запятушно-недовычитанного плана.
«Он несколько раз пытался объяснить маме, почему он отказывается» — второе «он» можно безболезненно выкинуть;
«наощупь» — надо раздельно, «на ощупь»;
«Вопросы был хорошим» — вопрос;
«понял, что по чему больше» — лишнее «что»;
«Хочешь я кину в воду половник» — зпт пропущена;
«Он воткнул прихваченные с собой свечи в снег, и побежал к домику Утки», «забрался к ней под крыло, и сидел там» — а тут лишние;
«…старался понять, чем же он, снег, пахнет. Нос его дергался…» — конечно, понятно, чей нос, однако небольшая, мизерная заминка: нос снега дергался? Последним упоминался снег.

Похвала, конечно. ))
17:27
Сказку уже разобрали по косточкам)))
Мне остаётся констатировать, что, стоило утке закутаться в шаль, у меня пошла отсылка к любимому в детстве «Поросёнку Плюху» (в этом свете матушка Отто просто обязана связать младшенькому красный свитерок))). А потом меня из детской сказочной милоты вытащили во взрослую почти притчу, и мне в ней было хорошо. тепло. И маленький Отто с заботливым сердечком смог перерасти свой страх. и всё было очень правильно.
Поскольку именно этот рассказ меня как читателя провёл из детского состояния во взрослое, и мне нравится, как написано, и все образы и картинки очень яркие,
и потому что не может не понравиться пирог с шоколадными звёздами,
прошу уважаемого Секунданта сюда засчитать мой

ГОЛОС
12:15 (отредактировано)
+1
Обожаю условные скандинавские сказки за сочетание взрослой мудрости и детского чистого отношения к миру. Сложный жанр, требующий большого внутреннего тепла, авторского обаяния и определенного бесстрашия — люди, живущие в суровых природных условиях, с детства очень хорошо знакомы и с приметами жизни, и с приметами смерти.
Вам все удалось, спасибо.
17:57
Голос за добрую, не скучную сказку. Возможно, детскую, но взрослым тоже иногда хочется летать)) И написано стройно. Все характеры видны. Картинка есть. Замечательно в общем.
Очень понравилось, автору огромное спасибо!
Загрузка...
Сергей Милушкин