Виктория Миш

​Красная королева

16+
​Красная королева
Работа №1. Тема дуэли: Голову с плеч
  • Победитель
Текст:

Самолёт мягко коснулся посадочной полосы; взревев двигателями, начал торможение и руление к зданию аэропорта.

Предпосадочное волшебство и магия полёта завершились аплодисментами, прощанием с уставшими стюардессами, повседневной суетой устремившихся в телескопический рукав засидевшихся пассажиров, гулким недолгим путешествием по лабиринтам внутренностей аэропорта, серой говорливой массой встречающих.

И хотя минус двадцать в этом регионе – вполне ещё тёплая температура, декабрьский холод обжёг щёки, влетел, покалывая ноздри, в лёгкие, схватил за голые пальцы.

Голубенькая гибридная «Тойота приус» радушно приняла в свой тёплый ароматный салон. Водитель оказался – как я люблю – не болтливым, несколько слов о погоде, о ночной дороге, и дремота, подсвеченная индикаторами приборной панели и редкими дорожными фонарями, окутала меня. Как бы то ни было, но вытянуть ноги после самолётной тесноты в автомобиле намного приятнее.

Было ещё очень раннее утро. До часу дня необходимо выспаться. Заранее заказанное такси, заранее заказанные апартаменты – способствовали этому осуществиться. Договорившись с таксистом подъехать ближе к обеду, получив ключи, поднявшись в номер, освободившись от одежды, я добрался до постели, вытянулся и отключился.

***

Чувствовал я себя Эдвардом Льюисом из «Красотки», который летит в другой город только для того, чтобы послушать оперу Джузеппе Верди «Травиату», и возвращается этим же вечером, словно театр был на соседней улице. Да, я прилетел сюда за тысячи километров, чтобы посетить кукольный театр, посмотреть спектакль «Алиса в стране чудес». И вернуться этим же вечером.

Спектакль для детей. Шесть плюс. В фойе из-за этого стоял невообразимый гвалт, театром завладели ребячьи голоса. Родители старались держаться в сторонке. Детки же радовались своей многочисленности в таком небольшом пространстве. Гардеробщица удивилась, что вешать я буду только свою куртку. «Почему нет?» – спросил я, пожав плечами.

Саму сказку не читал, потому спектакль был интересен. Как и малышне – в зале стояла парадоксальная тишина, все внимательно следили за разворачивающимися действиями. Менялись декорации, освещение. Кукловоды не только водили кукол, но и, являясь самостоятельными персонажами, сами ходили по сцене, активно играя в сказку.

В какой-то момент случилось чудо. По ходу действия один из персонажей, обидевшись, восклицает: «Я ухожу от вас!» – поворачивается для ухода. В этот момент актёр делает такое естественное движение головой и рукой, как бы говоря: «Я ухожу, вот вам! Катитесь вы!» Словно жеребёнок взбрыкнул головой. Это было настолько правильно, настолько к месту, настолько знакомо, настолько душевно близко, – эмоция, которая считалась сразу, и нашла отражение в сознании. Как и движение Эльдара Рязанова в фильме «Ирония судьбы», когда в самолёте к нему на плечо прилёг спящий Лукашин. Он его уже пару раз оттолкнул от себя. И теперь – чёрт с тобой – как бы смирился. Но проходит мгновение, и он раздражённо дёргает плечом. Узнаваемая реакция, так сделало бы большинство – и мы смеёмся. Вот и сейчас, здесь на небольшой сцене это движение головой и рукой оказалось очень близкой и узнанной. Что я рассмеялся. Но чудо состояло в том, что малыши, детки шести-семи лет отреагировали также – засмеялись. И вот, я уже смеюсь не только от собственных эмоций, а от того, что смеются дети – и у нас один повод для смеха. А потом, осознав всю ситуацию, я хохочу от того, что этот чудесный резонанс эмоций малышей и очень взрослого дяди случился. Ради одного этого стоило прилететь сюда за тысячи километров.

Конец спектакля меня огорчил. Неизменившаяся, как всегда красивая, даже в красно-синих лучах прожекторов Красная королева орала каждую минуту: «Отрубить голову!» – что я усомнился в возрастном ограничении спектакля шесть плюс.

Всё закончилось аплодисментами. Уставшие актёры раскланивались сами и раскланивались куклами. Засидевшиеся дети ринулись из зала.

Вышел и я, дождавшись, когда зал опустеет. Снова окунулся в звонкий водоворот теперь уже одевающихся детишек. Мамы, папы, бабушки спрашивали, понравилось им или нет. Расслышать ответ было затруднительно. Но по лицам всё было понятно и так.

Ожидая в стороне, когда очередь в гардеробную, наконец, схлынет, я вздрогнул. Гневный слегка картавый окрик: «Отрубить ему голову!» - раздался позади, прямо за моей спиной. На мгновенье фойе затихло. Обернулся. Зло ухмыляющийся пухлощёкий мальчик смотрел на меня лучистыми синими глазами. И пытался вытянуть из-под моих ног свой длинный бордовый шарф. Мысленно перекрестившись, я отошёл в сторону. «Отрубить!» – повторил мальчик, и затерялся в толпе.

***

В самолёте мне снился бабушкин дом. Нас привозили на лето. Это было золотое душистое время. Утром мы ели яичницу с помидорно-огурцовым салатом, обильно приправленным вкусным подсолнечным маслом. Днём резвились на родниках. В студёной прозрачной воде виднелось дно и плавающие рыбы. Но выдержать больше двух минут в воде мог не каждый. Вечером, когда палящий жар спадал, мы сидели на пахнущей креозотом и нагретым металлом железнодорожной станции, лускали семечки, ждали, когда пронесётся товарняк и раздавит разложенные на рельсах монетки. Бронзовые пути убегали вдаль, врезаясь в бордовый шар заходящего солнца. Вот уже ароматный дымок звал домой – в соседнем дворе разжигали тандыр. Потом до полуночи в небольшом дворике собирались немногочисленные жильцы и играли в лото. Над лампой крутилась мошкара. И было во всём этом столько осязаемого волшебства…

Однажды бабушка решила привлечь меня к кулинарному делу. «Держи крепко», – сунула в руки лапы пойманной курицы. Умело в её руках скользнул топор. В последний миг, собрав всё своё беспредельное желание жить, курица дёрнула лапами, и понеслась по двору, брызгая кровью во все стороны из безголовой шеи. «Говорила же, держи крепко».

В полупустом салоне самолёта надо мной участливо склонилась стюардесса:

– Спите без задних ног! Еле разбудила. Прилетели.

***

Сон, однако, не отпустил меня и в морозном вечере. В аэроэкспрессе мне снился всадник без головы, держащий в руках голову Хоакина Мурьеты. Я просыпался, клевал носом, и снова сопровождал чёрного всадника, усиленно противясь магическому притяжению выпученных неподвижных глаз Мурьеты. Выйдя из вагона, я дёргал головой, проверяя, на месте ли она, трогал рукой и смотрел на отражение в вагонных окнах. Всё было в порядке. Или мне только кажется?

Перед зданием вокзала встретила реклама. Пьеса по мотивам произведения Александра Беляева «Голова профессора Доуэля».

Почувствовав неладное, я замер и обернулся.

Ухмыляющийся пухлощёкий мальчик сосредоточено смотрел на мою голову.

Другие работы:
+8
22:01
496
08:09
Ну как-то все в кучу — и кукольный театр, и Рязанов, и красотка, и Майн Рид. Зачем герой летел на спектакль в такую даль вызывает недоумение. Как и остальное все, связанное между собой, видимо, только тематикой отрубленной головы. Смысла не нашла в рассказе. Да и рассказа не нашла — сухой и скучный пересказ неких бессюжетных событий.
08:21
+1. Хотела высказать примерно то же самое, но уже всё сказали за меня. rose
08:31 (отредактировано)
+1
Словно жеребёнок взбрыкнул головой

Я тоже попробую «взбрыкнуть головой»и пойду к другому рассказу.
09:19
+2
не брыкайтесь тут головами! ведите себя культурно! ваще ожеребячились!
09:27 (отредактировано)
+2
Да ладно, тут есть какой-то потенциал, как минимум, что-то есть. Мне нравится впечатление, которое оставляет концовка. Я такое люблю.
11:38
Есть ощущение, что тут некий сюр планировался. Но для сюра не хватило, собственно… сюра. Вот мальчик в конце — да. Было бы хорошо, если бы все остальное в том же стиле. В отражениях в окнах вагона через раз видеть себя без головы и пр.
09:33
+1
Ну ладно «тёплая температура», но потом что за вал голов в кучу?
13:44
Все, что автору пришло в голову на тему. А ещё ж поговорки есть сломя голову, ниже плеч повесил, а песен сколько:
04:54 (отредактировано)
+1
Мне всё «зашло», не знаю. правильно ли? Обычный день (выходной, специально выбранный) ГГ, в котором происходит такое вот стечение обстоятельств, мне кажется, что такое бывает в жизни, даже реклама про голову), вот мальчик только… это уже клиникой попахивает. Возможно ГГ слишком впечатлителен, возможно он режиссёр и тд, или вообще болен?
06:20
+2
Мне понравилось, как автор описывает все события. Погружаешься в атмосферу, начинаешь чувствовать то, что чувствует автор, понимать его. Связного рассказа, конечно, не получилось, но если его чуть исправить, все можно связать. Можно я пофартазирую? Например, объяснить, зачем он ехал в такую даль на обычный кукольный спектакль можно тем, что он случайно узнал, что там играет его первая любовь, от которой он потерял голову, из той самой деревни, где он держал курицу. Сюда отлично вписывается и узнаваемое движение головой и рукой в спектакле.
А еще мне резануло сравнение ГГ с Эдвардом из «Красотки». Мальчики смотрят такие фильмы?
18:26
Ну это ж классика уже. Кто ж ее не смотрел)
03:47
Не знаю)))
12:29 (отредактировано)
+2
Начало меня заинтриговало. Полёт в другой город ради простого кукольного спектакля вкупе с жанром мистика вызывал очень много предположений. Я уже напредставляла себе целый ворох развитий сюжета вплоть до охотников за призраками)) В итоге всё закончилось так, как закончилось. Я, пока что, до конца не определилась со своими впечатлениями.
Вернулась, так и не определившись с впечатлениями. Вышло так, что в этой дуэли участвуют две работы с совершенно одинаковой для меня проблемой — несоответствием ожиданий и результата.
Но ГОЛОС я оставлю всё-таки здесь. Эта история зацепила меня больше.
18:31 (отредактировано)
+1
Похоже на сон, в который автор собрал все, что вспомнил про отрубленные головы. С учётом, что «Алиса...» это тоже сон, думаю, так и есть.
Ещё такой технический момент: в тексте очень много причастных оборотов. Ну и соответственно всяких шипящих звуков. Прочитайте вслух хоть второе предложение. Из-за этого текст, на мой вкус, звучит неприятно и даже тревожно. Если так и задумывалось, то ок. Если нет — обратите внимание.
21:41 (отредактировано)
+2
ГОЛОС
Самодостаточная и симпатичная первая часть. Поначалу я даже удивилась, что автор решил не останавливаться на ней.
Разрывы между частями выглядят странно (части большого произведения с потерявшейся связкой), однако, пазл сложился. Навязчивая идея, навеянная магией спектакля, мальчик — призрак. Мало, но для меня лучше, чем у соперников.
08:53 (отредактировано)
+2
Несколько натужно связано всё в кучу отрубленной головой. Как будто ставилась задача вспомнить всё, что с ней ассоциируется. В итоге ни одна линия не доведена до логического конца. Хаос разрозненных воспоминаний. Как будто переключаешь каналы. Да, все они в одном телевизоре, но это вряд ли их объединяет.
Ну и написано так себе. Не прям неумело, но довольно-таки. Где тяп-ляп, где неграмотно, где коряво слова сложены в предложения. Ну и ошибки, несогласованности, повторы, засилие оборотов и пр.
10:01
+2
Рассказ-нерассказ — не знаю, но мне понравилось. Поток событий увлëк, создал своеобразную атмосферу, не особо объясняя что к чему. Даже неправильность, недосказанность и несвязность текста понравились. Да и слог, кмк, неплохой. Довлатова напомнил.
Так что ГОЛОС тут оставлю.
11:00 (отредактировано)
+2
Уже много всего написали. Я добавлю про первую часть с аэропортом. Кмк ее надо было просто выбросить, а знаки потратить на что-то поинтереснее. Вот в НФ было несколько рассказов, где авторы лепили в начало усыпляющую сцену в аэропорту или на вокзале. Но у них хоть знаков было много. А у вас, автор, всего 7 тысяч. Куда вы так бездарно тысячу сливаете?

Но ГОЛОС здесь за самую неожиданную историю. И описание детского спектакля мне понравилось.
11:53
+3
Вообще, мне нравится интерпретация темы и такой способ воплощения – через ассоциации с фразой, пропускание её через свои воспоминания, своё неприятие и т.п. И ещё я просто люблю, когда зарисовочно, размеренно, последовательно текст собирает мелкие события-впечатления в некий конгломерат, и всё разрозненное постепенно становится целым (становится ли – второй вопрос). Мне крутое развитие сюжета не нужно, по большому счету, если идея витает в воздухе и транслируется через детали и ощущения. И тогда имеют значение лишь эта идея и язык, с помощью которого она втекает в сознание, погружает в эмоции или размышления. Сюжет — лишь инструмент, которым автор ведет по своим ощущениям в некую значимую финальную точку. Т.о., я разложила на ожидаемые от подобного текста вероятные составляющие: идея, сюжетная логика, язык, рождение эмоций/размышлений. Понятно, что по отдельности ничего не живет полноценно, желателен органичный сплав. И вот поскольку я действительно люблю читать в таком стиле, попробую проанализировать, что и почему мне здесь не зашло.
Идея, как я её смогла рассмотреть: возглас Красной королевы так сильно всколыхнул эмоции взрослого героя, что тот задумался о впечатлении, которое могли получить дети (там было о резонансе с детским восприятием); как результат – во сне увидал себя ребёнком и связанные с отрубленной головой эпизоды из детства и из литературы. Проще говоря, из подсознания повылазила куча отрубленных голов – ок, реакция понятная. Мистическое появление пухлого мальчика дважды – возможно, своего рода степень эмоционального потрясения, гротеск. Рубить головы — ужас, ага. В принципе, неплохо же по задумке.
Но что не так?
Во-первых, ожидания не оправдались в части развития подачи идеи. Возможно, не хватило усиления атмосферы – тревожности или осмысления чего-то в прошлом, к примеру. Это вышло скомканно, поэтому элемент хоррора (кмк) выглядит оторванно от героя, плоско, отчего анекдотично, особенно в финале.
Во-вторых, сюжетная затравка — поездка за тысячи километров на детский спектакль по сказке, которую даже не читал — вызывает недоумение. Не то чтобы такого категорически не может быть, но не типично, поэтому нуждается в пояснении. Могло хватить штриха: допустим, он с детства мечтал побывать именно на этом спектакле/в этом театре, а тут оказия в виде небольшого дельца или важной встречи. Но нет, читателю дается просто нетипичная ситуация без логичной подводки.
Отсыл к Рязанову, пожалуй, вообще не вписался – показалось излишне подробно и долго про жест головой, прям сильный вираж в сторону, отчего всё рассыпается в том месте. Если ради того, чтобы «резонанс эмоций малышей и очень взрослого дяди случился» — затянуто. Если это просто ещё одна голова в сюжете – напрасно.
Язык. Есть удачные фрагменты, но в основном нет, а несколько раз конкретно споткнулась. Сразу же – о тяжелую вторую часть первого предложения, потом о шипящий второй абзац. Тёплая температура (просторечие) и совсем рядом тёплый салон. Словосочетания с катастрофически лишними наречиями или прилагательными, от которых речь становится набором штампов: намного приятнее, очень раннее, повседневной суетой (это «повседневной» там и не в тему, и клиширует фразу)…
«Способствовали этому осуществиться» — неграмотно.
«Вот и сейчас, здесь на небольшой сцене это движение головой и рукой оказалось очень близкой и узнанной. Что я рассмеялся». Странное построение фраз. Во-первых,
«движение оказалось близкой и узнанной» — существительное и прилагательные не согласованы (ср. и ж.) Во-вторых, лучше бы не «очень», а «таким близким и узнанным, что я рассмеялся».
«…Красная королева орала каждую минуту: «Отрубить голову!» – что я усомнился…» — снова это внезапное «что» без первой части конструкции.
В общем, по части языка проблем хватает.
По большому счету, это слабо, недотянуто.
И все же – здесь у меня хотя бы родились ожидания, хотя бы захотелось всё это обсудить (даже захватило и понесло), в отличие от соседних работ. Поэтому прошу простить за лирическое многословие и оставляю ГОЛОС на безрыбье за (кажущуюся) попытку в глубины сознания.
12:12
+1
Долго думала, но решила оставить ГОЛОС здесь.
Напишу сразу, что мне не понравилось — последние два предложения. На мой взгляд, попытка всунуть сюда «мистику» привела к тому, что рассказ оказался, не рассказом, а вступлением. Вместо того, чтобы закончить рассказ, фактически написано, что «продолжение следует». Да, часто так делается, и, наверное, многим это, наоборот, может нравиться, а мне нет. Имхо, разумеется.
А в остальном написано неплохо. Вот бывает же так, что какая-то фраза врывается в сознание, и продолжает крутиться. Эта ситуация очень хорошо обыграна и показана.
16:07
+1
Да, ряд ассоциаций наблюдается и здесь при спорности некоторых моментов- да, соглашусь с вышевысказавшимися, Рязанов, Эдвард Льюис показались не к месту и повод поездки (меня прям гложет любопытство! Почему-то мысль, что это сотрудник какого-нибудь Надзора- а что показывают детишкам, а уместно ли оно, это рабочая командировка и потому все оплачено) — эти куски ассоциаций скреплены именно темой дуэли! И мне как читателю тоже сносят голову: а ну поди догадайся! Если брать «голову» как троп для обозначения ума, интеллекта — то её-то ГГ (и читателю) и долой. Нарочно или нет так у автора вышло — не знаю, но именно в этой работе раскрытие темы показалось мне самым оригинальным. Соответственно, прошу уважаемого Секунданта сюда засчитать

ГОЛОС
Загрузка...
Лёша Ханыкин