Шесть часов утра

Солнце уже давно поднялось над горизонтом.
Вчерашняя ночь закончилась.
Ночь ожиданий, свободы и разочарований, но больше – надежд.
Праздничная ночь.
Выпускной вечер.
Воскресное утро на пустом мосту через реку, мост загаженный.
Праздничные цветные ленты.
Пластмассовые и бумажные стаканчики, пустые и не очень.
Обезглавленные бутылки шампанского, скромно спрятанные от взоров учителей, поблёскивают у фонарных столбов, бордюров и мостовых перил.
Кто-то даже гитару забыл.
Лоскуты лопнувших воздушных шаров разноцветными чернильными пятнами размазались по асфальту. Полуспущенные воздушные шары перекатывались ветерком с места на место.
Горящий в солнечных лучах, взлетевший и запутавшийся в проводах, оранжевый воздушный шарик в виде сердца.
И ни одной живой души – забавное, но почти шаблонное начало фильма про апокалипсис, зомби и ужасы.
Поцокав языком, пробуя на вкус эту мысль, принялся я наводить порядок. Сначала приготовить большие чёрные целлофановые мешки – для мусора. А будет его сегодня много.
Я – обычный… обычно меня называют мусорщик, уборщик, дворник. Но я люблю: «метельщик». Обычный метельщик. Метла, совок, вёдра, мусорные мешки – мои повседневные инструменты. Зимой ещё – лопаты для снега, короб с песком и лом для льда.
Все мои одноклассники давно достигли уже каких-то высот. Женились, вышли замуж. Нарожали детей. А я – обычный метельщик. Живу в однокомнатной каморке цокольного этажа. В комнате поместился только продавленный древний диван. Зато кожаный. На кухне скрипучий стол, расшатанная табуретка. Зато ноутбук, хоть и старенький, – люблю смотреть кино. Фильмы затягивают меня в свои сети. Лью слёзы в мелодрамах, смеюсь в романтических комедиях, ржу в чёрных кровавых комедиях, трясусь от страха в ужастиках, очаровываюсь фантастическими приключениями. После тяжёлого дня, поздно вечером – самое приятное моё времяпрепровождение, картошка с селёдкой и кино.
Это на первый взгляд кажется, что «что тут тяжёлого?», мети себе улицу и мети. Но попробуйте навести порядок на большом мосту. Четыре дорожных полосы, триста пятьдесят два метра длинной, двадцать шесть фонарных столбов. Летом, конечно, проще. Приятно греет подошвы ступней асфальт, ночной, неостывший. Идёшь босиком, собираешь крупный мусор в мешок. Всякое попадается: пустые пачки сигарет, газеты, пластиковые бутылки. Один раз попалась бутылка коньяка, не распечатанная. Попался как-то кошелёк – купил я себе ботинки в военном магазине, хорошие, крепкие. Другой раз… Ну, в общем, вся человеческая жизнь валяется на асфальте в конце дня. А зимой одно мученье. Холодно, слякоть, ветер с реки. Дай бог, до утра успеть вычистить дорогу и тротуары. Часто водители не видят меня на дороге, ещё чаще – специально въезжают в грязные ледяные лужи, как можно обильнее обрызгать одинокую фигуру с метлой.
Но я – обычный метельщик. Меня всё устраивает. Люди такие дураки.
Уже не помню, в детстве и юности я, наверное, тоже хотел достичь каких-то высот. Стать космонавтом, лётчиком, учителем математики, учёным. Сделать какое-нибудь открытие или спасать жизни людей на операционном столе. – Не помню.
Но помню, что решило мою судьбу. Может быть, и нет. Но, скорее всего. Как-то в предпоследнем классе мы пошли с мальчишками в соседнюю школу к девчонкам. Не знаю, почему наши девчонки нас не устраивали. Дискотека закончилась, и в тёмной ночной аллее нас встретили парни из этой школы. Их было больше, они были старше и крепче – их школа была со спортивным уклоном. От этого жуткого внезапного появления веяло угрозой и злобой. Как я оказался за толстым каштаном, не помню. Одноклассников моих покалечили сильно. А я потом стыдливо пробирался подворотнями домой.
Мешки готовы. Пора браться за уборку. Превращать заставку фильма-ужастика в приличный сияющий чистотой мост. Сначала проезжую часть. Скоро появятся машины, автобусы. Надо успеть, а то будут мешать. Перекинуть крупный мусор на тротуары. Вычистить левый тротуар, потом на обратном пути – правый.
Поехали…
Где-то подбираясь к середине моста, заметил я странное белёсое пятно. Иногда чайки залетают сюда. Или ветер поднимет в воздух над дорогой пустой пакет. А может, глюк, – у меня бывает – отблеск от какой-нибудь поверхности. Но нет. Не в этот раз.
Чёрт! И что теперь делать? Всё бросить, и стремительно побежать? Или подкрадываться тихонько, чтобы не потревожить? Закричать? Или молчать, чтобы не спугнуть? Или сделать вид, что ничего не заметил? Мало ли, что происходит на мосту. А я обычный метельщик. Не… нет…
Двадцать метров между нами. Девушка, перелезшая перила. Бежевое выпускное платье, грязное. Волосы ветер смахивает с лица, растрёпанные. Ты что надумала? Едва удерживаясь руками за поручень, смотрит, опустив голову, на воду. Нет! Надо остановить. Не дело бросаться в воду, чтобы там ни было. На заре своей жизни. На взлётной полосе своей красоты. На мостовой аккуратно поставлены туфли на высоком каблуке, красные.
Снять или не снимать ботинки? Ценен каждый миг. Я – скорая помощь, каждая секунда на счету. Девушка, милая, сомневайся. Сомневайся! Бойся высоты! Бойся! Не смей принимать решения! Думай! Там рыбы. Там темно. Мокро. Хорошо, у меня ботинки без шнурков… Успею? А земля то ещё холодная… Главное, схватить за руку. Успеть! Вода тоже, наверное, ещё холо
– Стой! Нет!
Что я делаю!? Глубоко вдохнуть. Надо. Глубоко. Хорошо, река здесь широкая – течение слабое. Больше воздуха в лёгкие! Ещё! Потому что только через минуту, в лучшем случае, следующий вдох.
Мне кажется, автор пытался провести параллель между случаем из детства, когда герой бросил товарищей и трусливо сбежал и после этого его жизнь якобы пошла пол откос, и спасением девушки с моста. Вроде как сейчас он бросился на помощь утопающей, не струсил, значит его жизнь снова должна сменить направление. Если выживет, конечно. Этакое искупление собственных ошибок юности. Но для этой идеи не хватает нескольких деталей:
Во-первых, ситуации вообще не равноценные. В детстве парень, будучи явно не первым уличным драчуном, столкнулся с агрессивной толпой и сделал то, что должны были сделать все его товарищи — сбежал. Зачем вступать в неравную драку не имея для неё серьезных причин? Он мог помочь по другому — вызвать скорую, позвать на помощь тех, кто спугнул бы драчунов, но для нашей аналогии это сейчас не важно.
Ситуация с мостом совсем другая. В тот раз главный герой был частью тех, кому требовалось спасение со стороны, здесь сам выступил в роли спасателя. Даже если бы вместо перешагнувшей перила девушки он увидел драку выпускников и вмешался, ситуация тоже не была бы равноценной.
Во-вторых, главный герой работает не на самой престижной работе, но он вполне счастлив. Сам прямо от этом говорит, да и по тексту видно, что его жизнь его устраивает. Не вижу я, что парню требуется искупление или перемены.
Но, возможно, я просто не так поняла авторскую задумку) В любом случае, текст написан неплохо, вызвал желание думать и анализировать)
Всю жизнь всего опасавшийся, смирившийся.
Не бойтесь сделать следующий шаг, даже, если для этого придется замочить ботинки, а, может, и отдать свою жизнь!
Рассказ-- размышление, рассказ о преодолении самого себя. Очень понравился.
Пока ставлю плюс. И очень жирный.
За это и за все вышеуказанное ГОЛОС
Хотя кто-то скажет, что он неудачный, но мне понравилось.
Вычитки не хватает, но на общем бледном фоне ГОЛОС.
Когда оно придёт, твоё мгновение…"
Ну, вот и дождался. Вот оно и пришло. Проживи его, как надо, сделай всё верно — и ты навеки прав. И всё, что было до этого — всё правильно. Ты прятался за липой, ты стал метельщиком, тебя поливали из грязных луж — всё для того, чтобы теперь ты сумел. Справился. Смог.
Очень трогательный и сильный рассказ.
Люблю истории про людей, у которых в «их мгновение» голова работает чётко, ибо они — справятся.
ГОЛОС
P.S.: Сначала хотела попенять автору, что у него глаголы то в прошедшем времени, то в настоящем, то вообще без глаголов обходится.
Теперь не буду.
В таком сюжете эта манера изложения вполне уместна.
То чуть не проспала ключевой момент из детства, то не успела понять, что же за белое пятно маячит на мосту, а метельщик уже суетится и мечется.
Автор вообще поставил себе невероятно амбициозную цель. Рассказать о событиях, происходящих в экстремальной ситуации, последовательно и подробно. Обстоятельно передать нам строй мыслей человека в моменты, когда «за секунду вся жизнь перед глазами проходит».
Тут читателю придётся брать или качеством, или количеством.
Либо читать в состоянии «тайки-оку» («всеобъемлющее единство»), когда внимание и мысль налету захватывают и осмысливают мельчайшие детали
Либо прочесть несколько раз, подбирая упущенные подробности.
Маленький трусливый человек, прячущийся от социума в мусорный мешок, внезапно становится героем. И всё? В этом идея?
Ну, довольно просто.
И самое главное — бежевое платье и красные туфли?
А по мне. так это самое главное в жизни-- найти в себе Человека.
Возможно, история требует тщательного развёртывания и большего количества знаков.
Или нет.
Но очень уж напоминает клише «скромный герой».
Самое главное… Рассказ-то весьма глубок, на самом деле.
Полагаете, ради участия в дуэли автору лучше было бы расположить главное поближе к поверхности? Красным цветом выделить, так сказать?
Я надеюсь, в свой срок автор прямо пальцем покажет нам, где там главное.
А пока предположу, что главная мысль произведения отражена в его названии, как и полагается.
«Шесть часов утра».
Что чувствует, как думает человек, который уже в шесть утра полностью готов к действию?
Вряд ли это случай «поднять — подняли, разбудить — забыли».
Он встал полпятого, не позже.
Что вы чувствуете, когда встаёте полпятого?
"…Хорошо бы встать порой
Раннею,
Новой песней полоснуть
Поутру,
Да настроить корабли
В гавани,
Да расправить паруса
По ветру…"
Вот тоже ещё:
«Бывает, проснёшься, как птица,
Крылатой пружиной на взводе…»
У вас разве не так?
Ведь чувствуется, чувствуется же в рассказе весь этот динамизм. Развитие и восприятие главным героем событий быстрее-быстрее-быстрее… Голова у героя ясная, «выспавшаяся», силы за ночь накоплены… Не то, что тогда, после дискотеки. Натанцевались, придурки, что стоять тяжело, не то, что драться… ГГ в пике, события в пике, азарт, накал, кульминация…
«Опасный момент… Го-о-о-о…» Вот вы бы как закончили этот вопль? Гол? Или как в известном анекдоте про российский футбол? Автор вам оставляет финал открытым, можете сами решить, справился ГГ или нет. Стал он человеком, или зря на свет родился.
Рассказ великолепен, как всякий шедевр.
Но у всех шедевров есть одно слабое место.
Отсутствуют слои облегчённого восприятия.
— Карузо, Карузо! Да слышал я вашего Карузо, ничего особенного!
= Голубчик, да где ж вы его слышали?
— А мне Миша напел!
или «Подумаешь, Чёрный Квадрат! Да я не хуже нарисую!»
Шедевр в салатик не годится, он не помидор, который если целиком в рот не помещается, можно на кусочки порезать.
И наоборот норм. А вот красное платье и красные туфли — это уже фантазии из Матрицы)) Хотя тоже, почему нет, если очень хочется
ГОЛОС за полное погружение в мир героя.
Белесое пятно — это рука, еще держащаяся за перила?
«Вода тоже, наверное, ещё холо» — в конце я бы поставила многоточие.
Метельщик — понравилось. Как описано тоже. Всё на мосту…
Про постапокалипсис — понравилось. Правда, на выпускном бутылки вроде от учителей уже не прячут)) Вообще есть интересные переходы и описания на контрасте.
ЛГ мог бы и не брать кошелёк, не покупать эти ботинки, которые надо снять, и тогда не потерял бы секунды.
Мог бы справиться с детской травмой и не уговаривать себя, что всё ок.
Мог мы, проговорив страхи прыжка вниз, тоже испугаться.
Но вышло как вышло. Кстати, как?
Не очень понравилось про то, что все прямо облить пытаются (ну не думаю, обычно уборщиков на дороге аккуратно объезжают), ну и что-то из серии как докатился до жизни такой, где не престижная профессия, телевизор, селёдка, не знаю… Немножко штамп.
Есть шероховатости изложения.
Тема где, подскажите?
В общем, мне зашло, но не хватило прозрачности идеи. А то может я себе напридумывала)))
ГОЛОС по итогу.
Мне понравился главный герой. Что плохого в том, чтобы работать дворником и довольствоваться малым в своей жизни? Ничего плохого. И при этом его образ объёмный, не примитивный, у него есть и предыстория, и сомнения, и решимость, и сострадание к другим.
Правда боюсь, что герой утонет, пытаясь спасти девушку, а мост так и останется неубранным. Но вдруг нет? Хочется, чтобы у него всё получилось.
Написано сильно, атмосферно, действительно глубоко. ГОЛОС.
P.S.: кстати, единственный из трёх рассказов, где тема раскрыта без бюрократических ноток.
Решил — делай!
А если знаешь как делать — вообще не сомневайся!
Промедление частенько фатально…