Жизнь кончилась, пора в утиль
Тихон Петрович никогда не задумывался о своей жизни, да и о жизни как таковой вообще. Не было причин задумываться. Всё шло своим чередом. Год за годом, день за днём: рабочие, выходные, праздники. Тихон Петрович к работе относился ответственно, со всеми поддерживал дружеские отношения, но до панибратства не опускался. Коллеги его уважали и немного побаивались, только непосредственная начальница Ирина Борисовна позволяла себе бестактное поведение, могла даже (о чём Тихон старался не вспоминать) плюнуть, разозлившись.
— Вот же с-с-с... — шипел Тихон Петрович, но тут же спохватывался, вспоминая, что он интеллигент, ИТР и т.д.
— Мне никто ничего не должен, и я никому ничего не должен, — успокаивал себя Тихон и, пожалуй, был прав.
Но во всех правилах (или почти во всех) есть исключения. Всегда сдержанный, невозмутимый, степенный Тихон — вы не поверите! — обожал свою жену Глашу и рядом с ней преображался до неузнаваемости. Да и как её не любить — молодую, стройную, покладистую! Она казалась Тихону самой прекрасной, самой желанной, самой-самой.
Он даже стихи писал от избытка чувств:
" Стоны, жаркие объятья.
Глажу Глашу — всё долой!
Брюки, блузки, юбки, платья
На полу лежат горой".
Нет, лучше так.
"Глажу. Глаша томно стонет.
На полу бельë горой.
Я любви твоей достоин,
Глаша, милый ангел мой!"
.
Бельë не на полу, конечно, на стуле, а потом в шифоньере, но "стул", как и "шифоньер", в поэтическую строку не втискивался, а вещи, разбросанные по полу, выглядели более романтично, по мнению Тихона.
— Ах, Тиша, — нежно шептала супруга, — ты такой горячий!
В общем, жизнь хороша, но... всё хорошее когда-нибудь кончается.
В один явно не прекрасный день Тихон перегорел.
Ирина Борисовна собралась погладить любимую голубую блузку, а Тихон Петрович не нагрелся. Нет, он старался изо всех сил, но ничего не мог с собой поделать. Так расстроился, что даже не зашипел, когда руководительница в него плюнула.
"Я просто устал. Вот отдохну, наберусь сил и покажу всем, на что способен".
Но после второй и третьей неудачных попыток был отставлен в сторону и погрузился в депрессию.
Жизнь, такая прочная, стабильная, устоявшаяся, рухнула.
Став ненужным, Тихон Петрович понял, как важно заниматься любимым делом, приносить пользу, чувствовать свою значимость. Теперь он был готов на всё: двери подпирать, орехи колоть, но по-прежнему стоял в сторонке и глотал невидимые горькие слëзы, наблюдая, как его Глашу обхаживает новенький красавчик Юрик.
— Не сердись, старик, пойми, твоё время прошло. Пора в утиль.
.
Тихон Петрович всё понимал, пытался смириться, но горячее когда-то сердце жестоко страдало от несправедливости.
— Господи, — молился беспросветными ночами атеист Тихон, — избавь меня от этой пытки. Лучше совсем не быть, лучше в утиль, чем так.
То ли Бог услыхал Тихоновы молитвы, то ли Ирине Борисовне надоел бесполезный предмет, но промозглым ноябрьским утром Тихон Петрович оказался в мусорном ящике вместе с объедками, очистками и грязными пакетами, а к вечеру был вывезен на свалку.
Так иногда бывает: живëшь себе в своё удовольствие в уюте и комфорте, и вдруг — раз! — и ты на свалке, старый, грязный, с отбитой ручкой и оторванным штепселем. А над головой такое огромное, необъятное, голубое-голубое, как любимая блузка Ирины Борисовны.
.
Реальность обрушилась на бедного Тихона со страшной силой, которую даже он, при всей своей прочности, не мог выдержать — ушёл в себя, в свои воспоминания, чтобы не думать, не чувствовать, не осознавать.
Когда-то, юный, статный, блестящий, стоял он на полке магазина рядом со своими бравыми товарищами, как на параде. Любо-дорого посмотреть! То одного, то другого забирали покупатели, а Тихон всё стоял и стоял, терпеливо ожидая своей очереди. Ведь он хорош, молод, красив!
Когда увидел в начале ряда Ирину Борисовну — деловую, в строгом сером костюме, в очках — сразу понял, что именно о таком руководителе мечтал. Тихон даже подвинулся к краю полки, чтобы стать заметнее, но покупательница прошла мимо, внимательно осматривая весь товар, а потом, когда Тихон уже стал терять надежду, вернулась и выбрала его. Да-да, именно его! Юный утюг воссиял от счастья!
.
Как давно это было...
.
Потом годы безупречной работы. Юношеская восторженность сменилась сдержанностью. Тихон Петрович, осознавая свою ценность и высокий профессионализм, поглядывал на прочие приборы свысока, а к кухонной утвари, вообще, относился с презрением: ведь у всех этих кастрюлек и сковородок не было ни шнура, ни регулятора — какой примитив! С ними и поговорить не о чем.
Зато стиралка, пылесос и холодильник его самого считали примитивным и общались только между собой, причём каждый старался подчеркнуть свои достоинства и недостатки других. Тихон предпочёл гордое одиночество: "Мне никто не нужен! Мне и одному хорошо!"
.
И тут в доме появилась Глаша. У неё, как и у кастрюлек, не было ни шнура, ни регулятора, но она была так юна и прелестна, что сердце железного Тихона дрогнуло. Он влюбился!
Это странное, неведомое до сего чувство пугало, удивляло, крушило устоявшуюся размеренность жизни и обещало что-то новое, прекрасное и приятное. Глаша, скромно потупившись, приняла предложение Тихона Петровича, ведь он тоже сразу ей понравился. И понеслись счастливые годы семейной жизни. Казалось, что не будет им конца...
Тихон и представить не мог, что на старости лет окажется на свалке. А вот же...
.
Стемнело. Резко похолодало. В вышине появились звëзды. Тихон Петрович и раньше видел их в ночном окошке, но не предполагал, как их много и какие они яркие. Целые россыпи по чёрному бархату! Аж дух захватило!
Белые, голубые, красноватые искорки перемигивались, перешëптывались, тихонечко посмеивались высокими дребезжащими голосами. Или это крысы шебуршали в куче мусора и попискивали, переговариваясь? Тихон Петрович насторожился. Большая серая крыса, подкравшись незаметно, пробовала на зуб его электрошнур.
— Брысь, тварюка! — возмутился Тихон. Серая нахалка шмыгнула в сторону и растворилась в темноте.
.
Утюг посмотрел вверх, тяжело вздохнул, очарование ночи исчезло вместе с крысой. Опять накатила тоска. Горькое чувство безысходности и вселенской несправедливости. Чьи-то всхлипывания у подножья мусорной кучи, гармонично дополняющие общую мрачную картину, мешали сосредоточиться на собственных переживаниях. Тихон Петрович легко соскользнул с вершины вниз. Плач замер.
.
— Кто тут ревёт? — утюг не скрывал своего раздражения.
— Это я, Катя, — робкий всхлип.
— Катя? А ты, вообще, кто?
— Я кастрюля, — рыдания возобновились.
— О боже! И тут кастрюля!.. А чего ревёшь?
— Меня выбросили... Я прохудилась.
— А-а-а, ну тогда понятно: сама прохудилась — сама виновата! — И вдруг осëкся. — Ну, не реви, — уже примирительно, — меня тоже выбросили. После стольких лет добросовестной работы! Эх!
— А ты... а вы тоже прохудились?
— Нет, — тяжёлый вздох. — Я перегорел.
— Сочувствую.
.
Помолчали.
.
— А знаешь что, Катя, пойдём-ка на вершину этой кучи, я тебе звёзды покажу. Потрясающее зрелище!
— Пойдëм... те.
— Меня Тихон Петрович зовут. Звали. У меня был уютный дом. Любимая жена, хорошая работа, неплохая начальница. Я был утюгом. Полезным, уважаемым. А теперь я кто? Никому не нужная рухлядь.
— И я.
— Что?
— И я никому не нужная рухлядь... А знаете, какие борщи я варила в своё время! И лапшу, и рассольник, и супчики разные... — Катя готова была снова расплакаться, но тут они вскарабкались на вершину мусорной кучи, и ночное небо раскрылось над ними безбрежным, расшитым самоцветами куполом.
— Ах! — вскрикнула Катя. — Что это?
— А это звёзды, Катюша. Вон те три точки вертикальные — пояс Ориона, вон та красноватая — Бетельгейзе, а самая яркая пониже — Сириус.
— Тихон Петрович, вы такой умный! Откуда вы всё это знаете, если не секрет? — Катя не скрывала восхищения.
— Да ну, никакого секрета, у хозяйки на стене карта звëздного неба висела. Я её хорошо изучил. Не думал, что когда-нибудь пригодится, — Тихон Петрович горько усмехнулся, но вдруг снова почувствовал себя полезным и значимым, не таким важным, как раньше, но всё-таки...
.
Звёзды медленно плыли над ними и скатывались за горизонт. На востоке небо посветлело. Как огромный огненный цветок, вспыхнула и разгорелась утренняя заря.
Катя с Тихоном замерли от восторга. Когда видишь такую красоту, кажется, что жизнь прожита не зря.
.
— А знаешь, Катя, я бы хотел в следующей жизни стать обычной кастрюлей: варить борщи (ты же меня научишь?), супчики разные, приносить пользу и не зазнаваться.
— Научу, — улыбнулась Катя и внезапно поняла, что всё не так уж плохо, раз в её жизни появились умопомрачительные звëзды, потрясающий рассвет и невероятно обаятельный Тихон Петрович, рядом с которым как-то теплее и уютнее.
.
Более достоинств не нашла)… Ну правда, автор, уважаемый, кому интересен антропоморфный утюг и такая же кастрюля? Довольно быстро понятно, что речь не о людях, не могу сказать, что было особо интересно и до этого. Времена Андерсена прошли)
Мне откликаются переживания этого существа, утюг он, собака или человек. А откликаются — значит хорошо.
Не мы, а вы.
а вы когда об этом узнали? еще до начала рассказа что ли?
Я об этом узнала НЕ до начала рассказа.
Я узнала об этом при чтении рассказа.
Ещё при чтении рассказа я узнала много других моментов.
Причём момент, что он утюг, мне интересным не кажется.
Потому что эта сказка написана в подражание Андерсену. А сам Андерсен никогда не делал интересного момента из того, что его персонаж — ёлка, коробок спичек, свеча, штопальная игла или другой бытовой предмет. В свои аллегории Андерсен вкладывал совсем другие интересы и создавал интересные моменты совсем по другому поводу.
Вот и в этой сказке много интересных моментов, которые узнали мы, но не узнали вы.
Написано хорошо. Герои живые, их эмоции понятны. Позитивный финал. Ну а то, что меня не зацепило — это уже мои проблемы).
Тут да, антропоморфность, но она стандартная. Очень. Это не жизнь игрушек, и не оловянный солдатик, и, к сожалению, не щелкунчик. Это просто метафора старости. Причём простая, как асфальт.
Читал с таким наслаждением, что даже не заметил есть ли опечатки и ошибки.
В финале возникла мысль — вот бы некоторым людям поучиться у этого Тихона, который утюг, человечности.
Наверное это будет первый рассказ которому отдам голос.
После этой сказки может появиться и «утюгово».
Как раз в значении «уютно, тепло и с надеждой».
Сказки Андерсена были про людей из тех времён, из тех краёв.
А это же про нас, про нашу жизнь и нравы. Это намного понятнее и ближе.
Потрясающе красивое ви́дение мира, его связей, его вещей и людей!
И очаровательный финал.
Автор, большое спасибо за такую красоту!
Мне не хватает в рассказе двух вещей: 1) Тихон играет исключительно пассивную роль, он сломался — его выбрасывают — ему повезло что к нему выкатывается кастрюля; всё это мило, но в плане поведения персонажей рассказ бесхребетен; и 2) одушевление вещей на самом деле не играет в вашем рассказе никакой ключевой роли, Тихон мог бы быть абсолютно кем или чем угодно, и, если вы не пользуетесь тем фактом, что он именно утюг, то этот момент оказывается просто ничего не значащей деталью. А ведь интересно было бы подумать над тем, как утюг чувствует и ощущает мир. И уже на основе этого можно было бы добавить рассказу зубастости в плане развития персонажа.
Сейчас, мне кажется, это просто созерцательная зарисовка.
Мне кажется женой утюга была гладильная доста, Глаша потому.
Спасибо за конструктивную критику!
На конкурсах НФ бывали одушевленные шнурки. Потом бывали мыслящие гвозди. Я всё ждал, когда появится автобиография вантуза. Но вместо этого появился утюг.
Не, Как-то мелковато.
Написано хорошо.
Эх, умение бы автора да в другое русло…
Удачи вам автор
А вообще даже подумывала отдать третий голос за ваш рассказ, выбирала между вашим и оборотнями. Последние чисто субъективно перетянули
Ну да, ну да, аллегории метафоры наше всё. Такой же рассказ (по смыслу) еще в 18ом году писал («Пара галош»). Ну и не только я, а ваще все кому не лень. Это ж так просто — очеловечил предмет и все — даже сюжет не нужно никакой придумывать — очеловечивание уже типа сюжет. А если еще попытался сохранить интригу и спрятать неживость. Ну тут автору на 50% получилось — не сразу понял. Кстати, всякие аббревиатуры не общепринятые лучше не использовать — ИРТ это что?
Предметы кстати получились чрезмерно очеловеченными — даже ходить кастрюли умеют. Где то я такое безобразие уже читал. А, ну да:«И кастрюля на бегу. Закричала утюгу: «Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу!» КИ Чуковский. Вы воскликнете О! Совпадение? А я скажу: Не думаю. Но возможно.
Сцена со звездами красивая, но искусственная. Ботинок — норм.
Вердикт: ну такое… Вроде неплохо, а вроде писано переписано и сюжет, как такового, нет совсем — что тут оценивать? хорошую находку с плющей начальницей? Так мало этого.
ИТР — инженерно-технические работники.
Затейливая игра словами, отличные параллели, хороший литературный язык.
Большой плюс, что история не выглядит глупой, как это часто бывает в подобных случаях. Получилось что-то вроде «Стойкого оловянного солдатика», только шутливое.
Я улыбался, благодарю автора за хорошую работу!
Вы очень ко мне добры.
Построже надо, построже!И ещё один момент, который смутил лично меня. Я хотела, чтобы их кто-нибудь как-нибудь начал эксплуатировать, хоть бы мальчишки утащили для мальчишеских нужд, а вдвоём покрываться ржавчиной на свалке — да, счастье, но будто ущербное. Мне казалось, что счастье техники и посуды не только в любви, но и в полезности и ощущении своей нужности.
То есть рассказ замечательный, но у меня моя человеческая потребность в хеппи-хеппи-хеппи-енде. А тут ещё этот ботинок одинокий, в котором даже крыса не живёт. Печально.