Невыносимое голубое сияние
На кубиках выпало шесть-шесть, и Ленин со злостью захлопнул нарды.
Фани Каплан заправила выбившийся вихор обратно под берет и смачно сплюнула на брусчатку переспелой хурмой.
- Ильич, иди, встань возле урны и к столбу прижмись, мне пристреляться надо.
Ленин отложил в сторону ржаную галету с чёрной икрой, быстро выпил и выругался.
- Жёваный крот! Стреляй, курва слепошарая.
Фани медленно подняла парабеллум и широко расставила ноги.
- Не дёргайся, мозги вышибу. Сдохнешь раньше времени, кто державу раком поставит?
Владимир Ильич хмыкнул:
- Руки у тебя не из того места, матушка. В стрельбе по вождям важны сноровка и практический опыт. Это тебе не флейта.
Раздался выстрел. Пуля прошла в миллиметре от виска революционера и, с визгом чиркнув о столб, срикошетила в сгнивший пень.
Ленин был равнодушен и задумчив.
- Я вот знаешь, что заметил, Фани? Строй матросов похож на шпроты. Стоят ровно, каким-то маслом перепачканы и также обречённо безмолвны.
Фани заинтересовалась:
- Шпроты литовские?
- Наши. Родные. Братские шпроты. Из окуня. Литва буржуйская, милочка, не кошерно.
Каплан усмехнулась:
- А икорка что, пролетарская?
Ильич кивнул:
- Самая что ни на есть! Категорически народная, полезная рабоче-крестьянская икра. В ней революционный дух сконцентрирован, бунт, общественный вызов и потрясающий вкус. Поэтому кормить ею рабочих и крестьян сугубо запрещается. Ибо возможен передоз и нервные издержки. Самообман и мысли дерзкие. Культура потребления такого деликатного продукта суть не подвластна рабочему интеллекту. Поэтому деликатес должен поступать непосредственно в ставку, где будет поедаем со смыслом и подконтрольно.
Женщина сняла пропахший потом бушлат и набросила на спинку стула:
- А что же народу?
- Народу? - не понял Ленин.
- Ну да. Народ, толпа, челядь…
Ильич засмеялся:
- Ах, эти… Этим просо.
- Просо?
- Именно! И картошку чаще. Брюква, репа, морковь. Куры иногда.
Каплан потянулась к пистолету.
- А как же равенство?
Владимир Ильич перехватил парабеллум.
- Так мы с народом на равных. Просто кто-то ростом выше. Да и не осетровые на равноправие влияют. Тут нужно мыслить шире. Революция ведь…
Фани раздраженно перебила:
- Революция – ну такое… Лучше по телеку смотреть, чем непосредственно.
Ленин неумело повертел в руках вороненый ствол.
- Дура ты, Фейга Хаимовна, как есть.
Женщина вздрогнула:
- Никогда не называй меня этим жидовским именем!
Владимир Ильич засмеялся:
- Фани Ефимовна, лучше, что ли? И по поводу жидов… Зря ты так. Ой вэй. Ну-с, теперь моя очередь. Иди, встань к забору, а на голову поставь банку от икры, на манер мишени.
- Ты что, гад плешивый, всю банку стрескал?
- Положим, что так и есть. С финскими галетами, скажу я тебе, под водочку, заходит, как пьяный солдат в царскую спальню. Замри.
Раздался щелчок:
- Осечка.
Каплан фыркнула:
- Не осечка, болван. Патрон перекосило. Да не так, сильнее, вот сюда. Ну ты рукажоп, Ильич!
Ленин немного смутился:
- У меня просто руки в масле. Скользят.
- В каком ещё масле?
- В оливковом, разумеется. Первый отжим, слабая фильтрация, аромат сногсшибательный.
Женщина снисходительно отмахнулась и поставила банку от икры снова на голову.
- Ладно, стреляй, изверг.
Раздался выстрел. Пуля попала женщине в левое предплечье. Каплан чертыхнулась:
- Твою мать! Дыши ровнее и нажимай на курок плавно. Это не член, не дёргай.
Фани поднесла раненую руку к глазам.
- На вылет прошла. Теперь через дырку звёзды видно. Иди, глянь.
Владимир Ильич подошёл и с интересом посмотрел через прострел в руке.
- Красота какая! Как в телескоп смотришь. А что, вот это? Немного левее Большой Медведицы.
Женщина задумалась на мгновение:
- Это Земля, Володенька. Голубая планета.
Ленин задумчиво повторил:
- Голубая планета. Земля.
Потом снова посмотрел на рану:
- Так ходить нельзя, сквозняк возможен, душенька.
Каплан согласно кивнула.
- Точняк. Надо чопик вставить деревянный.
- Чего?
- Чопик, пыж, затычка, пробка, тампон, кляп, врезга.
Ленин равнодушно пожал плечами.
- Можно жидким силиконом замазать. Хотя идея с затычкой мне очень нравится. Быстро, практично, и слово очень ёмкое. Смысловое, останавливающее. Чем забьём?
Фани вставила в рану палец.
- Войлоком можно. Или опилками.
Ильич огляделся:
- Есть гудок.
- Гуди.
- Не могу.
- Почему?
- Это газета.
- И чё?
- Действительно.
Сказал Ленин и, сложив бумагу на манер горна, вдруг проникновенно заиграл «Серенаду Солнечной долины».
Каплан, улыбнувшись, заслушалась.
- Что это на тебя нашло, Володенька? Я ждала марш или Марсельезу, наконец.
Выдув из газеты последнюю высокую ноту, вождь смахнул со щеки слезинку.
- Ты только посмотри, Фани. Посмотри, как она сияет!
- Кто?
Не сразу поняла женщина.
- Да планета эта, что левее Медведицы. Как ты говорила, она называется…
- Земля.
- Вот-вот, Земля. Просто необыкновенно сияет. И как я раньше не замечал.
Фани устало усмехнулась:
- Так ты вообще мимо прекрасного, Вов. Ты свои сочинения читал?
- Нет, конечно. Зачем? Я же их писал. Тут правило такое: один пишет, другие читают. Иначе абсурд и контрреволюция. А мы должны сверкающим штыком… Единым строем… Аврора…
- Аврора, Володя, богиня утреней зари. А ты к ней со штыками. Ты только послушай себя.
Каплан взяла со стола томик с пожелтевшими страницами:
- Буржуазия одурачивает рабочий класс и трудящиеся массы, уверяя, что ведёт войну ради защиты Родины, свободы и культуры, ради освобождения угнетённых царизмом народов, ради разрушения реакционного царизма. А на деле именно эта буржуазия, лакействуя перед прусскими юнкерами…
- А что не так?
- Буржуазия, рабочий класс, трудящиеся массы, лакейство, юнкера. Всё это не сочетается с голубым сиянием Земли.
- Думаешь? А реввоенсовет?
- Тем более. А ты заметил, что как только ты произносишь такие слова, как штыки, революция, восстание, пролетариат, сияние становится сильнее?
Ленин снова посмотрел на Землю и хитро прищурился:
- Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Планета словно качнулась и вдруг очень ярко полыхнула голубым небесным светом.
Вождь прикрыл глаза рукой, а затем отвернулся.
- Нет, не могу. Слишком ярко.
- Ярко?
Почему-то зло усмехнулась Каплан и подняла парабеллум.
- Ага, просто невыносимо сияет, зараза.
- Действительно, всё это уже просто невыносимо.
Калан направила пистолет в затылок вождя и плавно нажала на курок.
Земля благодарно и коротко сверкнула новым потрясающе-изумрудным светом. А затем четвёртая Луна надолго скрыла голубую планету от небольшого астероида, на котором осталась парочка.
Каплан раскрыла деревянные резные нарды с серпом и молотом на крышке и жестом указала Ленину на стул.
- Теперь мы её только через тысячу лет увидим.
Ильич встал, забил дыру в голове газетой, взял кубики и ловко бросил:
- Однако шесть-шесть, голубушка, начало обнадёживает. А планета эта…
Ленин, всё ещё щурясь, посмотрел туда, где раньше была Земля:
- Пусть будет от меня подальше. Уж больно свет её для моих очей ярок.
Фани засмеялась:
- Кажется, она действует на тебя благотворно. Ты уже пару минут не борешься с самодержавием и не лезешь на броневик.
Женщина достала из-под стола новую банку чёрной икры и галеты. Икру Ильич принял охотно, а на галеты посмотрел вдруг критически:
- Финские?
- Ага?
- А финские это как? Кто вообще такие фины? Что за народ такой? Откуда я вообще это слово взял? Ты мне, матушка, лучше хлебца ржаного корочку передай.
- Против водочки возражений нет?
Ленин вздрогнул:
- Никогда! А как, говоришь, планета эта голубая называлась?
- Да забудь ты уже про неё, Вов!
- Про кого, душенька?
- Марс, однако.
- Что марс? - не понял Ленин.
- Марс тебе в нарды. Иди, встань у столба, мне пристреляться надо, а то вышибу тебе мозги, кто державу раком поставит?
- Какую державу, милочка?
Тем не менее, ГОЛОС оставлю тут за юмор, эффективную игру словами, композицию, в общем видно, что автор умеет то, что умеет. Хотя ошибки попадаются.
Странно…
Допустим, текст хороший, но у меня нет особого желания разбирать, каких и почему исторических персонажей выбрал автор, и как он их представил. Дело авторское — захотел и написал, а я просто не ценитель подобных эпосов.
Но даже в абсурде должна присутствовать структура. Ибо без структуры абсурд превращается в пустую бессмыслицу.
Пример.
Далее.
Столб где стоит? В помещении? Или стул под столбом находится?
Далее.
А забор где? Возле стола со шпротами?
Это так, навскидку про то, что при чтении втыкает гвозди в голову читателя.
Кроме того — опять-таки, длинноватым стебалово вышло. На оливках мне захотелось пристрелить самого автора.
Короче, неудачный стёб. И это не потому что я люблю или не люблю Ленина.
Я стеб люблю. Хороший. Но это не здесь.
«Женщину» проредить бы немного.
Не вчитывалась в смысл, да и нужен ли он в таких текстах, не знаю.
ГОЛОС за стиль.
Я всё равно не въехала, но теперь знаю, что это моя проблема.
ГОЛОС за юмор, абсурд и за частичку смысла.
Угу, уже роется, наверное, в абсурдах, теряя
шляпутапки)))Перерыл кучу, отложенных на полочке….
Отстаньте от человека, у него работы много, в том числе на сайте.
Хороший абсурд на то и абсурд, чтоб порадовать, а не оставить гнетущее впечатление. И вряд ли человек запомнит его надолго. Тем более, если он выражен в короткой форме.
Даже если и запомнишь, вряд ли сохранишь, как стоящее произведение, которое можно порекомендовать кому-то для повышения уровня образования или интеллектуальности.
Абсурд — форма развлечения для ума, которому тесно в логических рамках.
И поэтому абсурд, скорее, некая умственная разрядка.
Поэтому вряд ли такая разрядка считается хорошей литературой.
Так, чисто на любителя.
Пусть сам. А вы ждите ответа. Прошу прощения.
Казус, на самом деле, хорошую мысль высказал по поводу незапоминаемости. Не знаю, работает ли это так, но ответить мне нечего. Если что вспомнится — я маякну.
У Пелевина есть рассказ.
День бульдозериста.
Ржачный. Поэтому, наверно и запомнил. Хотя вряд ли это чистый абсурд. Может, гротеск. Но почитайте. Посмеетесь.
А что для вас «абсурд» в литературе?
Я не пришел сюда доказывать, что Эли пишет в жанре абсурда.
Оба ваши рассказа, и зажигалка, и прапорщик, запомнились мне, как абсурдные. Я вот быстренько открыл вашу «зажигалочку» и строка из последнего абзаца: «Рыжая прорывается синим небом, оставляя в картине мира рану в форме Площади Трёх Вокзалов.» Что это? Да и неважно уже, не стоит тратить буквы на объяснение.
Суть же в том, что абсурд тоже запоминается, о чем я высказал мнение.
Но в начале было весьма увлекательно. И смешно. А когда показалась Земля — даже красиво.