Но невидим архангел, мороз узором лег на храм, и дивен он
Рецензия на рассказ Что-то Автор: Аня Тэ
Муки творчества. До чего же избитое словосочетание. По степени заезженности оно стоит где-то между музой, бренчащей лирой, и полётами на Пегасе. И всё-таки любой "творец" прекрасно понимает, что за ним стоит – напряжение, схожее со страданиями роженицы, и абсолютное бессилие, когда что-то идёт не так. Сколько крылатых выражений связано (и связывают) с ними: и прутковское "Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть фонтану", и толстовское "Если уж писать, то только тогда, когда не можешь не писать"...
Для Григория Андреевича, героя рассказа, муки творчества, вероятно, были бы в радость. Уже несколько лет он испытывает муки от отсутствия творчества. Депрессия от артблока – или артблок, вызванный депрессией? эти две вещи, говорят, взаимосвязаны чуть ли не симметрично – вынуждает его топить страдания в вине, но в один не очень прекрасный момент они всплывают и отправляют его на больничную койку, в отделение реанимации. Судя по всему, далеко не в первый раз. И точно не в первый раз он рассказывает врачам, что он писатель, что у него в работе новое произведение, но что это за произведение? Секрет. Потому что самый главный секрет этого произведения – его небытие. Даже два придуманных на ходу имени главного героя, якобы страдающего от раздвоения личности, не спасают ситуацию.
Тема двойственности продолжается вместе с рутинными буднями Григория Андреевича – его утрений променад пролегает через здание заброшенного университета, одного из двух, когда-то существовавших в городе. И, если его конкурент сейчас, судя по тексту, процветает, то место детских воспоминаний героя отдано на поругание хулиганам. Именно в его описании магия проскальзывает в обыденный мир вместе с таинственной Ленкой и её сто девятым кварталом квартала – яркий и будоражащий воображение образ.
И, наконец, в текст врывается само воплощение двойственности и равновесия, которые до сих пор были лишь декоративными элементами. Нет, не ангел – о нём мы поговорим немного позже – а симметраль, разделяющая деревянную дверь на две равных половины, как и положено приличным симметралям. Она делит пополам не только дверь, но и текст, разделяя его как на реалистическую и фантастическую части, так и на примерно равные отрывки. Она становится не только буквальной, но и символической границей, переступив которую, Григорий Андреевич, подобно героям мономифа, попадает на неизведанную ранее территорию, где его поджидают приключения.
Точнее, приключение - в лице ангела с интересным именем Симметрон. Что бы ни значило это имя – "соразмерный, подобный трону (Господа)" или же "Метатрону" – оно в любом случае намекает, что перед Григорием Андреевичем явился непосредственный посланник Бога, его Голос или, как минимум, его симметричная копия. И "наказание" за бесцельный призыв к космогоническим силам он получает в духе христианских канонов – его карают вечностью и невозможностью нарушить установленный порядок вещей. Что с того, что это всего лишь неисчерпаемая творческая воля, неспособность не писать, пресловутый "фонтан", который не заткнуть. И избитый образ разделения героя на две половинки – сухую, логичную, недоумевающую от лишних часов на руке, и творческую, деятельную, порождающую идеи одна за другой – лишь подкрепляет и закрывает этот рассказ о муках творчества.
Спасибо, классный, последовательный разбор сюжета. Ни прибавить, ни отнять.
А про квартал квартала на самом деле понравилось? Это вообще очепятка случайная, я её выпилила, но с твоими объяснениями аж прям захотелось вернуть.
Сам текст рецензии нуден и скучен. В нём немного о содержании, немного об эмоциях рецензента… и всё. После прочтения рецензии не хочется читать рассказ.
Вроде и грамотно во всех смыслах, и неглупо, но выглядит, как сочинение на тему «Как мне понравился рассказ». Рассказ понравился мне, потому что он хороший. Точка.
А как же картиночка???
Рецензия суховата, но, если без ругани, то что еще сказать? :)))
Но название — дважды зашибись :)))
Если без ругани, то нет конфликта, на котором строится сюжет, поэтому так по школьному сухо и конкретно. Вы пытылись в школьных сочинениях отходить от темы? Я пыталась — мне снижали оценку. Так что, да, сухо и никак иначе. Но это если о хорошем.
Но если говорить за название — то можно было сам отзыв уже и не писать. Название — зашибись три раза.
ГОЛОС
И посему «лавровый венок» я здесь не увидел. Вообще, как оказалось, очень трудно написать серьезную положительную рецензию, с претензией на объективность. (+).
Да, забыл. Ни одного полезного совета автору. Ни одного, Карл…
«Мороз по коже – карты в руки
Любовь до гроба – боль разлуки
Что нам готовит день грядущий
Дом казенный на кофейной гуще»
Ну и в тон рассказу и отзыву:
«А горло жжет родной язык
Как могуч он и велик
Как живителен глоток – заливай браток»
А также спасибо за Прутковкий фонтан.
Пожалуй ГОЛОС здесь оставлю. Анализ правильный.