Обречённые
Опять пришёл. Стоит на берегу и смотрит в воду. Что хочет там увидеть? Чего ждёт? Опять синяк под глазом, а сам — как в воду опущенный. Смешно — я в воде, а он на суше, но это он как в воду опущенный. Уже не маленький, но всё такой же беззащитный.
Издали женский крик: "Витя! Домой!” Побежал, но только от дома. Будет опять всю ночь в кустах прятаться. В прошлом году тоже прятался. И в позапрошлом.
Знаю я его место любимое на берегу. Там куст большой, развесистый, даже от дождя укроет, а рядом камыши. Вода тихая, тёплая. Будет там сидеть и смотреть в воду. Пригоняю ему рыбок, если вечер, или лягушек, если жаркий полдень. Зелёные лежат среди толстых стеблей камыша, широко раскинув лапки, на солнышке греются, а ему всё забава. Сидит, не дышит. Как мало надо для счастья человеку живому. И каждый год одно и то же ему в радость. Подрос уже… Скоро исчезнет. Все исчезают. Уедет ли новую жизнь искать, новое счастье? Конечно уедет. Что ему здесь оставаться? А я уже нежить давно. Мне всё не в радость. Почему живу? Зачем? Никто не знает, и спросить не у кого.
— Витя! — крик вдали. Голос измученный, жалкий.
Витя лежит на животе под своим кустом и смотрит на воду, а взгляд такой, словно удавиться хочет. Подплываю ближе — так потрогать тянет, приласкать. Вдруг он вскакивает, смотрит на меня. Неужели увидел? Ох, плохой знак! Утекаю, а он долго потом на воду смотрит, но я уже далеко.
Но не уходит — упорный. Крадётся по берегу, всё в воду заглядывает. А мне и забавно стало — и какие у меня ещё забавы? Пока Хозяин спит, почему не поиграть? Плеснула ладонью волну тихонечко — и точно! Заметил! Выглянула к нему из воды — даже ахнул от испуга:
— Ты кто?
— Нава… — шепчу. А ему слышно. Ох, и правда плохой знак.
— Нава? — удивляется. — Это как русалка что ли?
— Или кикимора, — смеюсь.
— Ты не похожа, — говорит и сам краснеет.
— Почему? — спрашиваю.
— Потому что красивая, — и ещё больше краснеет.
— А сколько тебе лет-то? — подплываю поближе.
— Тринадцать, — отвечает и тоже шаг вперёд.
— И мне было тринадцать… — то ли ответила ему, то ли ветер в камышах прошелестел.
— Что? — спрашивает, и прямо на бережок ногой. — Что?
— Не подходи, — вскрикиваю, — здесь омут. Очень глубоко.
— Хорошо, — шепчет испуганно и отступает. — А тебе не страшно?
— Мне? Страшно? — давно так не смеялась. — Самое страшное, что здесь есть, это я. Меня все боятся, и люди, и звери. И человечка утяну, и волчонка. Только Хозяин страшнее. А больше никого.
— А кто такой Хозяин?
— Не спрашивай, — говорю, — не призывай. Худо будет.
И чтобы отвлечь, плеснула на него брызгами ледяными, он рассмеялся:
— А что же меня-то предостерегаешь?
— Не знаю… Понравился ты мне, — сказала тихо-тихо, а сама ударила по воде, и на глубину. И чувства такие странные, каких давно не было. Лежу на дне, смотрю на солнце сквозь серо-голубую пелену, а оно бледное, еле заметное, и до него далеко-далеко. Взметнула муть — и не видно его вообще. А я лежу и думаю. Что же мне этот мальчик так сердце режет? Видела-перевидела на этом берегу много. Весёлых тоже. Но они убегают отсюда. Тёмный угол здесь, нехороший. И больше видишь несчастных, избитых, изувеченных. И только один в душу запал. И не знала, что есть ещё она у меня — душа эта.
*
Опять пришёл. И ещё раз. Ищет меня, зовёт тихонько. Прячусь, не выхожу. Вдруг Хозяин заметит. И сколько дней прошло не знаю, но так снова хочется увидеть! Других-то радостей у меня особо и нет. Выглянула наконец, а он чуть в воду не прыгнул!
— Нава! Привет! Где ты была? Я искал-искал, звал-звал!
— Зачем искал? — смеюсь. Даже странно, что ещё смеяться умею.
— Ну просто… Не знаю. Повидать хотел.
— Ну вот, повидал. И что?
— Да ничего. Не знал я, что русалки бывают.
— Бывают, — говорю грустно.
— А откуда?
И правда откуда? Словно я вчера на свет появилась. Ничего не помню, как из небытия.
— Не знаю… — шепчу. И почему-то грустно.
— Говорят, что утопленницы русалками становятся.
— Не знаю… Отстань, — снова плеснула в него и ушла на глубину. А самой досадно. И правда, кто я? Откуда?
*
— Нава, — опять зовёт.
Не иду. Не хочу. Опять будет досадно.
— Нава!
Не уходит. Настырный какой. Сидит опять под своим кустом и со мной разговаривает:
— Нава, я спросил у бабушки Светы. Она говорит, что была одна девушка много лет назад. То ли утопла сама, то ли утопил её отец. Никто не знает.
— Зачем ты мне это говоришь? — сержусь, а может зря сержусь. Ведь добра мне желает.
— Не уходи! Не бросай меня, а то тошно! У меня тоже отчим злой. Мать бьёт, сестрёнку…
— Не помню я ничего. И не хочу… — опять брызнула на него водой сердито. — Не хочу! Не надо!
И опять на глубину.
Лежу, а уже не лежится. C боку на бок, с одного омута в другой, а покой уже не приходит. Всё свербит, тревожит…
Бросилась опять наверх, а он всё сидит, ждёт. Спрашиваю:
— А как звали её?
— Лиза, говорят.
Лиза… Лизанька… как-то зазвенело в душе, и сама не знаю почему. Вдруг вспоминаться стало что-то, руки маменькины ласковые, запах хлеба, чеснока, щей… Запах варенья… Вот так делай, Лизанька, пенку снимай… А пенка сладкая… И что-то чёрное заслоняет…
Нет! Нет… Не хочу знать!
— Подожди! — кричит вослед.
И не хочу — а вернулась.
— Ну что тебе?
— Не утопилась ты. Это наверное он… Твой отец… Я спрашивал, бабушка говорит, что никто не знает. Но говорит, что сгинул он после этого.
— Знаешь, я не помню и не хочу… — шепчу, а сама уже не верю.
— Бабушка ходила, свечку ставила… Может удастся спастись?
— Что мне твоя свечка! Нельзя мне из озера уходить! Нельзя! Я даже на берег не могу выйти! Пропаду, исчезну, и ни росинки от меня не останется! Хозяин не отпустит. А ты можешь уйти! Пусть мать твоя только голову поднимет, пусть выйдет за порог. Да, это тяжко с двумя детьми, но жить с таким нельзя!
— Да не уйдёт она! Сколько уговаривал! Куда, мол, мы пойдём? Тут дом, семья…
— Какая семья?! — мне уже плакать хочется, — вот этот злыдень?! Почему не решитесь сделать шаг? Ты хоть беги! Скажи “прощай" всему! И беги!
— Сестрёнку не могу бросить… — прошептал он. — Захар её тогда совсем… того…
— Вы просто обречённые! — сержусь. Хочется его треснуть по голове.
— А ты? Ты сама? Говоришь, Хозяин не отпустит. А ты пробовала? — скривился на меня и ушёл.
*
Досада. Злая обида. Зачем это мне? Возвращаются обрывки памяти — и так неспокойно, так больно. Больше не пойду к берегу. Не нужно мне этого! Не помнила раньше — и хорошо было. Зачем?! Зачем я его приманила?!
Опять на глубине. Но что это? Тьма наваливается, страшная, густая, неспокойная… И лицо в памяти — злобное… Как этого Захара. Но нет, не в памяти, а наяву — сгущается передо мной сам Хозяин и — вдруг вспомнилось всё! И опять стоит надо мной, неотвратимый, и хочется кричать от ужаса, и голоса нет, и бежать некуда.
Есть куда бежать — к берегу. Что-то случилось! Словно зов в душе, словно чужая боль…
Поднялась туда, а там — вот она жизнь человеческая во всей красе, всё, что в памяти всплыло, всё там наяву. Захар этот, страшный, рычит словно зверь, ружьём машет, женщина мечется, дети кричат… Витя пытается мать заслонить, но тот его одним ударом в сторону.
Бросилась я на берег, но поздно. Выстрел прогремел, словно гром. Упала женщина на берегу, воздух ртом ловит, а на груди красное пятно растёт.
Метнулся Витя к матери, а отчим и на него ствол направляет — вот-вот выстрелит!
Я к ним из озера — а ноги не идут. Не выпускают меня от воды. Медленно-медленно, как во сне. Не успеваю!
— Эй, ты, скот! — кричу, а у самой и сил нет. — Сладил с мальчонкой? Трус ты поганый!
Он оглянулся и не поймёт, кто я, что тут делаю.
— Злыдень! — кричу, — ну-ка оглянись! Сам Хозяин идёт!
Повернулся мужик к озеру и видит — там вода вскипела посередине, забурлила. И небо потемнело, тучи сгустились, налились бордовым.
Отступил Захар от воды, видно, что и ему страшно стало.
Схватила я за руки Витю и сестричку его, и тащу их от воды подальше. Откуда только силы взялись.
— Скорей, скорей! — кричу, — бегом! Не смотрите назад!
— Мамку! Мамку надо спасти! — кричит Витя.
— Нет, не спасёшь, — кричу.
— Надо! — кричит Витя и руку хочет выдернуть.
Но вдруг ветром и дождём хлестнуло, словно кнутом огромным — с ног сбило. Упали мы втроём, а сверху ливень с градом. Бросилась я на детей, закрыла их собой, держу, не отпускаю.
А посреди озера, где вода бурлила, поднимается гора водяная. Вот в рост человека, а вот уже выше — как дом. И открываются в ней глаза огненные, страшные, и пасть, что чёрная пещера — как провал в преисподнюю. Зубы острые, огромные… А между зубами чёрные твари с красными глазами.
И видно, как Захар пытается кричать, а крик не выходит. Хочет отступить от берега, а ноги не идут. Споткнулся о камень и упал, а чёрная пасть к нему ближе, ближе… Выбежали чёрные твари, схватили Захара и потащили прямо в эту пасть. Закричал он тонко, смертно, но гром заглушил всё.
Отступила волна, а на берегу никого.
Хотел было Витя к берегу броситься, но я кричу сквозь грозу:
— Бегите за помощью! Сами вы ничего не сделаете!
— Но там мама! — Витя кричит.
— Так зови людей! Чем ты поможешь? Минутки терять нельзя! — а сама знаю, что уже поздно.
И девочке кричу:
— Есть у вас кто родня?
— Бабушка Света, — голос девочки сквозь грозу еле слышен.
— Бегите к ней.
Побежали они, и вдруг гроза начала утихать. Посветлело вокруг, ливень стал лёгким, потом обернулся дождём.
Смотрю на озеро, и вдруг поняла, что я из него вышла, что я уже не в нём! Смотрю на себя — а руки у меня лёгкие, светлые, прозрачные… И на душе тоже легко.
И вижу — в озере две фигуры поднимаются. Одна — та женщина, всё забывшая. Будет теперь русалкой…
А кто же второй? Ведь не Захар…
Издалека вижу, что усмехается.
— У меня обречённые остаются, — говорит. — Пока боятся ступить на волю, так и маются. А потом обретают силы. Вот и ты обрела. Лети с миром…
И слова его тихие над водной гладью пронеслись — словно ветра шелест, но я слышу. И лицо у него больше не злое.
— То был только твой страх, — отвечает Хозяин на слова, которые я не сказала.
Протянул он руку ко мне — и не заметила, что он уже рядом со мной стоит. Коснулся ладонью моего лба.
— А теперь прощай, — говорит. — Тебе пора.
— Прощай, — прошелестела в ответ, а сама уже в круге света.
И так хорошо стало!
Только увидела на мгновенье, как Витя с девочкой остановились и издалека смотрят, как улетаю я ввысь. Но ещё мгновенье — и весь этот мир растворился в потоке света…
И матушка моя руку мне протягивает…
Это что было? Индийское кино?
Обалдеть…
Тут бы порассуждать о динамике текста. о количестве действий на кило-знаки в начале и конце рассказа…
Взять жертву семейных отношений, поместить её в реку, практически запереть, стереть память иииии… «У меня обречённые остаются… пока боятся ступить на волю, так и маются. А потом обретают силы»
Эммм… А откуда силам взяться? Витька — случайная встреча. На каждую обречённую случайных встреч не напасешься. Не совсем понятно сколько русалок одновременно может существовать в одном месте, если вдруг новая обречённая найдётся раньше, чем её предшественница найдёт в себе силы…
Не верю в превращение злого-доброго духа и его словам.
Интересная героиня, оччень интересный твист в конце.
И вообще, здесь самая цельная история получилась. Сначала я хотела сказать, что ограничения объема не дали ее развернуть, вышло немного скомкано. Но оказалось, что ограничений объема не было. Выходит, по времени не успевали?
Не спасай Что тебе до вышнего?
Не люби. Тих-спокоен омут…
Ты сама до серёдки выжжена,
Память крепом по ранам вышита…
Но болит, там, в груди, осколок —
Помоги через страх другому…
Отпускает могильный холод
И как-будто дорога к дому —
Свет из мрака слепого… выше там…
Случился хозяин озера, который оказался вовсе не чудовищем. И навка, выбравшаяся на берег ради спасения жизни мальчишки.
Сделать Хозяина добрым, сказать про всего лишь страх — мне кажется, слишком прямо вывернуть от мистики к прикладной психологии. Но такое может быть, так захотел автор.
А так-то да. Только переступив через собственное «не могу», пройдешь дальше. Иначе так и останешься с собственным страхом наедине в темном омуте.
Ритм на столько ровный, что не заметила различия даже во время экшнсцен. Так и построчили дальше.
Тема социальная — домашнее насилие выраженная через призму взгляда русалки понятна. Но решения проблемы, кроме как мистической, не показали. Ну не было у матери пацана хозяина. И опять же. Освобождение русалки от хозяина, потому что она пальцами щелкнула «сейчас хозяин придет» такой себе вариант. Не понравилось активное навязывание мнения — грустит, одинокий, страшный, Грозный, досада. Уже по сюжетной сцене, действиям персонажей активно выражено, что они испытывают, но обязательно нужно дублировать. Эдакий суфлерский шум от автора. Любопытный момент — плавает, топит того сего по-тихому, ждет своего триггера. Благородный волк.
Очень понравилось нестандартное решение финала. Я даже вначале подумала, что у русалки получилось смещение образов и Захар ( имя внезапно просто вылезло) это её отчим. В целом, кроме разрешения вопроса с освобождением русалки, основной, социальный, так и не раскрылся. Но история оставляет теплые впечатления и хорошие образы.
Выходит, что нежить живет?
Если это про лягушек, то они так не умеют делать.
и тут же «а мне забавно», «смешно», «поиграть».
Отчим, конечно какаой-то неправдашний вышел. Вывел на берег всю семью и из ружья их расстреливать решил?
Еще вопрос, если утопла девочка Лиза, то русалка — взрослая женщина или девочка?
Конец слишком насыщеный вышел, путаница появляется.
Но рассказ всеже хорош. Опять таки мораль верная, сам посыл — обреченные маются, пока сами силы и смылсти не наберутся. Понравилось. Спасибо, автор. ГОЛОС здесь
Ну все вопросы правильные, и ответить мне нечем — очень трудно шёл рассказ. Пусть будет. Даже редактировать больше не хочу. Спасибо за откровенное мнение и интересный комментарий. И за голос тоже