Хранитель Мрачного леса
Когда-то давно в крохотной деревушке на окраине дремучего леса произошла эта история. То была самая обычная неприметная деревня с широкими полями и узкими тропками, парой колодцев, небольшой покосившейся церквушкой и приземистыми старыми домишками, похожими друг на друга, как две капли воды.
В одном из таких домов проживал мальчик Стёпа со своей семьёй. Стёпка был самым младшим в семье, и в отличие от братьев и сестёр был ребёнком непоседливым и не в меру любознательным, а потому те отказывались играть с ним, считая его занудой и прилипалой. Стёпка не расстраивался и старался проводить время во дворе с соседскими ребятами, если те соглашались брать его в игру.
…Как-то раз чудесным зимним днём, когда морозец игриво покусывает нос и щёки, а бледное высокое солнце отражалось в пушистых снежных насыпях, Стёпка показался на крыльце. В шапке с помпоном, тёплой шубе, по самый нос замотанный шарфом, он глубоко вдохнул, наполняя лёгкие свежим зимним воздухом, спрыгнул с крыльца и помчался по хрустящему снегу на другой край деревни, туда, где собиралась вся детвора, играя в снежки, строя замки и снежных баб.
Стёпка был мелким и щуплым парнишкой, часто летал в облаках, отчего становился неуклюжим и нерасторопным, из-за чего дети нередко задирали его, дразнили и не приглашали в игру, придумывая разные причины. Стёпка знал всё это и уже давно привык. Ему было достаточно смотреть на них, заражаться общим весельем и, сидя или стоя в сторонке, думать о своём.
…Прячась за снежными крепостями и мастеря многочисленные снаряды, никто из ребят не заметил появления Стёпки и тихой просьбы присоединиться к ним.
- А вы слыхали, что Колька вчера рассказывал? Говорит, ходил один в Мрачный лес, - прокричал из своего укрытия один из парней.
- Да, враки! – донеслось со стороны противника. – Туда никто не ходит!
- Честное-пречестное! Я сам слышал. Говорит, в самую чащу зашёл, до Чёрного озера. Рыбу там ловил.
- А, правда, что там монстры живут? – робко спросила одна из девочек, что лепили снежную бабу неподалёку. – Моя мама говорит, что туда нельзя ходить. Что монстры бродят меж деревьев, охраняют Чёрное озеро, потому что колдовское оно, и съедают любого, кто туда сунется.
Девочки переглянулись и поёжились, а спустя минуту мальчишка уверенно заявил:
- Ну, Колька-то наш храбрец! Что ему какие-то монстры! – как ни в чём не бывало мальчики продолжили свой снежный бой, а вторая из девочек, повязывая снеговику шарф, добавила:
- А ещё в Мрачном лесу ведьма живёт, я точно знаю, мне дедушка рассказывал. У неё там дом стоит, старый, кривой и страшный, как и она сама. Она ходит по лесу, машет клюкою своей, песни поёт жуткие и беды всякие на деревню зазывает.
- Это неправда! – воскликнул Стёпка, но никто даже не обернулся на него. Парнишка стоял, сжав маленькие кулачки, глаза его слезились от обиды, щёки пылали.
Речь шла о его бабушке, что много лет жила в лесу. У неё и правда был маленький старый домик в самой чаще, единственный, что сохранился от деревни, что раньше стояла на том месте, прежде чем разросся Мрачный лес. Бабушка Степанида, конечно же, не была злостной ведьмой, она была знахаркой, заботилась о лесе, собирала травы и коренья, варила целебные мази и настойки. Случалось ей и видеть добрых духов, что жили в том лесу, говорить с ними, а злых отгонять. Об этом она сама рассказывала любимому внуку, которого назвали в честь неё. Стёпка слушал, рот разинув, как интересно ему было!
Однако в деревне мало кто доверял маленькой старушке. Её побаивались, а потому приписывали всё новые и новые козни, шептались за спиной, плевались и пугали ею детей. И, пожалуй, только Стёпа верил бабушке и искренне её любил.
- А ещё мне говорили, что только её эти монстры и слушаются. Чувствуют в ней родственную душу.
… Страшно тих лес. Не спеша идёт Стёпа, прислушивается к звукам разным, озирается. Никогда ещё не доводилось ему ходить в Мрачный лес. Деревья густо стоят, высоченные, лапы-ветки свои по сторонам раскинули, поскрипывают над головой. Снег падает с серого неба пушистыми хлопьями, оседает на них, на плечах, на ресницах. А Стёпка идёт, валенками в сугробах утопая. Жутко ему, страх до косточек пронимает. И не сунулся бы он никогда в лес этот монстров полный, но после тех злых и нечестных слов очень ему захотелось увидеть и обнять бабушку, сказать, что всё не так, ошибаются они…
Долго ли он шёл, но, вдруг, почудилось ему, что кто-то идёт по его следам. Обернулся Стёпка, сердце в груди колотится, жар по телу разгоняет. Никого нет позади, только снег бесшумно ложится, следы его заметает.
Дальше идёт парнишка, глубже в лес, крутит головой по сторонам, вслушивается. Пробежал холодок по спине до самого затылка, волосы на голове зашевелились. Ясно чувствует Стёпка, как взгляд чей-то в спину упёрся, тяжёлый, пристальный. Остановился парень, еле живой от страха оглянулся. Нет никого. Кто смотрит? Откуда? Тишина стоит такая, что дыхание Стёпкино оглушает. Кругом лишь деревья голые, чёрные и сугробы под ногами искрящиеся, белоснежные. А взгляд как прежде следит, ощупывает всё тельце маленькое.
Страшно, руки дрожат, коленки трясутся, а идти надо. Туда, вперёд, где притаился крохотный домик, должно быть тёплый, уютный. Где бабушка встретит с улыбкой, обнимет, крепко-крепко сожмёт в своих объятиях. Напоит чаем травяным, душистым. Где будет спокойно и безопасно.
…Хрустнула ветка за спиной да звук леденящий душу: полу-рык, полу-лай, послышался совсем близко. Рванул, не оборачиваясь, Стёпка куда глаза глядят. Бежит меж деревьев уворачивается, слёзы глаза застилают, пот по спине катится. И слышит он как монстр следом несётся, так, что земля дрожит.
Один поворот, другой, и вылетел Стёпка из лесу. Широкое тёмное-тёмное, затянутое льдом озеро под ногами его растянулось. Серое хмурое небо, стволы деревьев, кругом стоящие, падающий снег как в зеркале в нём отражаются. Чёрное озеро, «монстрово озеро».
Стоит Стёпка на льду и не знает, что ему, бедному, делать. Бежать обратно в лес – монстр поймает, на озеро – так ведь его чудища сторожат, все сюда сбегутся. Не успел он ничего придумать, как кто-то с силой толкнул его в спину, да так, что Стёпка кубарем по льду покатился.
Лежит мальчишка лицом вниз, пошевелиться боится, и слышит он, как потрескивает лёд под чьей-то тяжёлой поступью, как всё ближе и громче рык доносится, как этот кто-то нависает над ним и горячим дыханием шевелит волосы на затылке.
«Всё, конец мне!» - думает Стёпка. Собрал всю свою храбрость, медленно поднял голову.
И обомлел. Возвышается над ним громадный зверь. И не волк, и не пёс, но похожий. Весь густой серой шерстью покрытый. Стоит на двух лапищах мохнатых, когтями лёд царапает. Хвостище длиннющий, гибкий, как у змеи, кисточкой на конце снег разметает. За спиною пара огромных сильных крыльев распахнута. Уши у него длинные, острые востро стоят, прислушиваются. Нос на морде пёсьей принюхивается. А глаза по-человечески умные, кристально-голубые словно светятся, изучающе глядят.
Ужасный зверь. И невозможно прекрасный, величественный, чарующий, такой, про каких бабушка рассказывала. Смотрит Стёпка, почти не дышит от страха, а сам глаз отвезти не может. Раскраснелся, сердце из груди выскакивает, а ручонка мелкая дрожащая по своей волей к зверю тянется: коснуться, погладить, убедиться, что чудесное существо перед ним настоящее. Очень медленно запустил Стёпка пальцы в густой мех: тот оказался тёплым, мягким и очень приятным на ощупь. Как заворожённый мальчик гладил большущую пушистую лапу. Внезапно мощное тело пришло в движение, и зверь качнулся в его сторону, лязгнув когтями. Стёпка в ужасе отдёрнул руку, сжался и зажмурил глаза.
- Ну-ну! Совсем его запугал! – послышался голос. Зверь фыркнул, сложил крылья и отошёл.
- Бабуля! – радостно закричал Стёпка, вскочил и, поскальзываясь, бросился к бабушке. Та стояла, опираясь на свою клюку, и улыбалась внуку. Мальчишка изо всех сил прижался к старушке, пряча лицо у неё на груди, вдыхая знакомый травяной запах от её одежды.
- Не бойся, Стёпа, он не обидит. Мы с ним друзья, - говорила бабушка Степанида, гладя внука по голове. – Он-то мне и сообщил, что ты в лесу показался, проводить ко мне хотел. Много-много лет этот лес сторожит: злых духов отгоняет, а заплутавших путников провожает. – Спасибо тебе! – обратилась она к зверю и поклонилась. Зверь склонил голову, взмахнул широкими крыльями и скрылся за деревьями.
Когда Стёпа вернулся в деревню, он никому не рассказал, где был и кого видел. Да, ему никто и не поверил бы. А он и не хотел ни с кем делиться. Пускай себе придумывают, невесть что. Теперь он всегда мог прийти к бабушке, которая выслушает, поверит и поведает множество удивительных историй. Мрачный лес уже не так пугал мальчика, ведь где-то там, среди густых деревьев, тяжело ступая своими большими пушистыми лапами, бродит чудесный зверь и стережёт лес от злых духов.
Но есть пара вопросов:
Поля обычно за пределами деревни, а всё остальное — в её границах, поэтому я бы вынесла поля и тропки в отдельное предложение, что-то вроде «Окружали деревню широкие поля с узкими тропками» (как вариант).
Мне так не нравится! Официальный оттенок, который, кроме всего прочего, сейчас есть у этого слова, совсем не подходит этому тексту.
«его» можно смело пропустить, смысл не пострадает.
Мне кажется, описание «в шапке с помпоном...» и действие «вдохнул..., спрыгнул… и помчался» лучше развести в разные предложения. Я после «показался на крыльце» поставила тире и там оставила бы всё это «в шапке с помпоном...», а со слов «Он глубоко вдохнул» начала бы новое предложение. Но это, конечно, моё видение, оно может быть и ошибочным.
Насчёт беседы детей у меня есть небольшие сомнения — кажется, она заменяет инфодамп. Легко ли вести вот такой разговор, обстреливая друг друга снежками? Может быть, надо как-то чуть иначе решить эту сцену? Может, Колька сам расскажет, куда он ходил, похвастается? Кто-нибудь попадёт в него снежком, а он такой: да ты знаешь, кто я?) Утрирую, конечно, но, по-моему, тут есть что проработать.
Вопрос к тому, почему бабушка живёт в чаще. Если лес опасен, и деревенские его боятся, то родители Стёпы скорее забрали бы бабушку к себе (да, бабушке Красной Шапочки можно, но стоит ли делать всё так, как было принято во времена Шарля Перро?). Может, пусть она живёт на окраине леса, куда ведёт длинная безопасная дорога через поля и короткая — через чащу? Стёпа хотел поскорее увидеться с бабушкой и выбрал рискованный путь, логично.
Это предложение немного выбивается. Мы же историю видим глазами Стёпки? Он сам о себе так думает? Или всё-таки нет? Может быть, тут можно найти другую формулировку.
Не буду говорить про скачки времени то в настоящее, то в прошедшее, на мой взгляд, их очень даже можно использовать. Насколько здесь было уместно так часто переключаться из времени во время — затрудняюсь сказать, нужно ещё чьё-то мнение, мне показалось, что слегка перебор.
В целом, рассказ мне очень понравился, я люблю, когда люди выдумывают себе чудовищ, а потом оказывается, что те вполне мирные и добрые. Природу и тёплые семейные отношения тоже люблю. Спасибо, автор.
Ну разве, что выводы у нас разные. Мне рассказ не очень понравился. Много речевых неточностей, логических несостыковок. Описания природы тоже не особо порадовало. Много всего лишнего налили. Только вот Степка вышел неплохо.
А в данном случае тема не играет совершенно. К сожалению :(
Милая наивная сказка. Написано немного неуклюже. Но для сказки сойдёт.
И написано примерно так же.
Но замысел хороший.
А потом стало интересно, Стëпка понравился, а уж зверь ваще красавец. Но сказка очень быстро завершилась.
И тем не менее ГОЛОС оставлю тут за теплоту, доброту и чудесного зверя.
Единственное замечание, я бы ещё подумал над названием. Думаю, стоит его сделать немного более интригующим — что-то вроде «Тайна Мрачного леса» или «Загадка Мрачного леса».
В слове «отвезти» букву замените.
В том смысле, что глаза он не отвозил, а отводил, само собой…
Рассказ классный, хоть и дуэль не оценивал…
…